Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Философия творчества
Философия творчества
lu-chia
Сообщение #1 | Вс, 13.12.2020, 15:32
Группа: wing
Сообщений: 27609
Завалишин Иосиф Сергеевич

Буддийская тематика привлекла внимание И.С.Завалишина в конце семидесятых годов, когда о религии в открытую говорить было ещё нельзя. Непререкаемой аксиомой считалось положение «материя первична, сознание вторично». Буддийская философия, в которой внешний мир (материя) – всего лишь иллюзия, официально считалась религиозным мракобесием. В этой статье поэтому религиозная и эпистемологическая сторона буддизма вообще не обсуждается, но в кругу друзей, конечно, эти темы затрагивались. Скажем и мы несколько слов на эту тему. У Будды, основателя мировой религии, две биографии: реальная и мифическая. Реального человека звали Сиддхартха или Гаутама, и он был принцем в одном маленьком государстве на северо-востоке Индии. Он был впечатлительным юношей, воодушевлёным надеждами найти способ избавить человечество от бедности, болезней, старости, а может быть, и от смерти. В конце концов он открыл нечто, названное им Дхармой («путём»). Видимо совершённое Гаутамой открытие не давало возможности достигнуть прямой результат сразу, но открывало перед людьми перспективу постепенного движения к решению стоящих перед ними непростых проблем. Это вдохновило Гаутаму, и не случайно на многих его скульптурных изображениях он улыбается. Жизнь была тяжёлая, и улыбку Будды можно расценить как пир во время чумы. На самом деле он открыл средство покончить с чумой. (Аналогия из европейской истории - Мона Лиза на портрете Леонардо да Винчи, которая, по мнению И.С.Завалишина, улыбается по той же причине). В дальнейшем Гаутаме часто приписывали черты йога-аскета, но идущий из глубокой древности канонический тип статуэток Будды показывает его полным, едва ли не тучным человеком с женственными чертами лица. Будда умер, согласно очень правдоподобной легенде, от отравления мясом (!) в возрасте 80-и лет. И.С.Завалишин считал, что Дхарма – это не что иное как теория творчества, способная изменить мир и значительно улучшить жизнь людей.

  Необходимость создания теории творческой деятельности.

Кто-то заметил, что главное богатство страны – не запасы природных ресурсов, а её способность решать сложные проблемы. Если в стране есть учёные, успешно разрабатывающие новые способы поиска природных ресурсов, при этом владеющие наиболее совершенными методами научно-технического творчества, то количество ресурсов в стране начинает быстро увеличиваться. Итак, успех дела в гораздо большей степени зависит от правильно поставленных теоретических работ, чем от количества пробуренных скважин или километража геологических маршрутов. Причём эти исследования  должны носить творческий характер, чтобы действительно быть успешными. Это утверждение справедливо не только для геологических запасов, но и почти для всех областей человеческой деятельности, в том числе – в области гуманитарных наук. То есть отыскание правильной методики творчества и широкое её освоение имеет в наше время первостепенное значение. Существует глубокое заблуждение, что способность к творчеству – просто «от Бога» и творцом науки или искусства надо родиться. Конечно, хорошо иметь врождённые способности, но одного этого совершенно не достаточно. Очевидно, имеются и внешние, и внутренние причины, способствующие процветанию творчества, или, наоборот, затрудняющие творческий процесс. К причинам внешним относится общественно-политическая обстановка, к внутренним – наличие (или отсутствие) разработанной методики творческой работы.Могут быть, конечно, случаи, когда талант даже при самой неблагоприятной общественно-политической обстановке прорывается к людям и расцветает. Но это именно редкие случаи, связанные со счастливым стечением многих обстоятельств и счастливыми особенностями самого таланта. Огромное же большинство талантов остаётся нераскрытыми, и их носители даже часто и не подозревают, что таковой у них имеется.Могут сказать также, что многие великие деятели культуры вовсе не изучали никакой теории творчества, но с успехом творили. Но разве это повод, чтобы отрицать важность поисков общей методики творчества?
lu-chia
Сообщение #2 | Вс, 13.12.2020, 15:35
Группа: wing
Сообщений: 27609
Почему этого не сделала Европа

 Могут спросить: почему современные проблемы  мы связываем с необходимостью изучения древнеиндийской философии?Дело в том, что великая индийская культура гораздо раньше, нежели европейская, поняла огромное значение правильной организации творческого процесса для процветания государства. В Индии, а не в Европе впервые узнали, какими качествами должен обладать человек, чтобы уметь творить, и в какой последовательности надо их усваивать. Это может показаться невероятным. Возникает вопрос: неужели Европа на протяжении двадцати веков своего существования не занималась этими вопросами? Объяснение кроется в самой сути европейской идеологии. Европейские государства и христианская церковь пеклись больше всего о том, чтобы человек работал как вол, а всё, что мешало организации нудной, бесконечно тяжёлой подневольной работы, объявлялось грехом. Радость, наслаждение – грех, петь и танцевать – грех, любовь в её земном понимании – грех. Почти все естественные свойства человеческой души подавлялись страхом совершить грех. В одной из стихотворных притч Гарсиа Лорки муравья убили такие же муравьи за то, что он осмелился посмотреть на звёзды. 
 Гарсиа Лорка, выдающийся испанский поэт XX века. Расстрелян фашистами в 1936 году. Притча о муравье, убитом своими собратьями потому, что он «видел звёзды», тогда как должен был «трудиться, не глядя в небо», приведена в стихотворении «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути». 

Недалеко от этих муравьёв ушёл и муравей Крылова, который выгнал свою подругу стрекозу на верную смерть с фарисейскими словами: «Ты всё пела – это дело, так пойди же попляши».Именно широкое и умелое использование «науки подчинять» дало возможность европейцам добиться значительных экономических успехов и превзойти другие страны по экономическому уровню. Когда народы Европы поняли всю мерзость и античеловечность эксплуатации самой сущности человека, появилась опасность революционного взрыва, и тогда была придумана другая политика («империализм»). Теперь Европа богатела за счёт разорения стран Востока.Для семейств Евгении Гранде и Ростиньков никаких теорий творчества и не нужно было. А нужно – держать в кулаке своих работников, не давать им пикнуть, заставлять их как можно больше работать, - и это они прекрасно умели. На этом ведь основана вся душа Европы. Вот почему там практически не занимались философией творчества.В век быстрого научно-технического прогресса, в эпоху распада колониальной системы старая европейская идеология потеряла все преимущества для ускоренного развития экономики. Потому-то, видно, на Западе именно теперь начали усиленно работать над вопросами гуманного труда и теории творчества, над поиском и воспитанием талантов.Но Запад безнадёжно опоздал; пальма первенства в развитии философии и методики творческой деятельности принадлежит Индии, где ещё в V в. до н.э. жил выдающийся философ Гаутама, известный нам как основатель мировой религии, под именем Будда. 3. Восемь ступеней совершенства Гаутамы В текстах, приписываемых Гаутаме, прямо о творчестве ничего не говорится. Но внимательно вдумываясь в его учение о восьми ступенях совершенства, можно придти к заключению, что именно этими качествами должен обладать человек, если он стремится достичь успехов в своей творческой деятельности. Первые семь степеней – подготовительные: к цели приводит достижение состояния нирваны (мы ещё остановимся на том, что это такое) и отчасти последняя восьмая ступень. Индийскую философию подозревают в пассивности и созерцательности. Но вряд ли Гаутама, создав выдающуюся теорию творчества, не счёл бы необходимым поставить своё достижение на службу обществу. Ведь творчество неразрывно связано с созданием полезных вещей, с облегчением участи людей, развитием возможностей и способностей человека, с его непрерывным самосовершенствованием. Нетрудно предположить, что уже в древности люди понимали: страна будет становиться всё более совершенной и богатой, если в ней будет появляться всё больше и больше людей, умеющих творчески работать.Кстати, и в древнем Китае, который трудно заподозрить в созерцательности, мыслители тоже были не чужды такого рода мыслей. Вот что, к примеру, писал Мо-Цзы (V в. д.н.э.): «Я считаю, что хорошему из древности нужно следовать, но нужно создавать и новое, современное хорошее. Я хочу, чтобы хорошего становилось всё больше». Как же создавать «современное хорошее», не занимаясь вопросами творчества и не изучив, как это делать?А в «Трактате об изменениях» (VIII-VII в.д.н.э.) среди 64-х основных гексаграмм, выражающих определяющие состояния действительности, самая первая называется Цянь, что в переводе означает «творчество». «Трактат об изменениях»  (другие названия «И цзин», «Чжоу и», «Книга перемен», «Канон перемен») – относится к числу величайших и одновременно наиболее загадочных творений человека. Создан в Китае, приблизительно в VIII-VII д.н.э. (комментирующая часть написана в VI-IV в.д.н.э.). Гадательная книга, включающая 64 гексаграммы, состоящие из шести горизонтальных черточек: целых и прерванных, символизирующих универсум мировых ситуаций. Первая гексаграмма (что очень символично), состоящая из шести целых черточек, носит название «Цянь» и обозначает творчество. Так ли уж «традиционны» так называемые  «традиционные цивилизации»?

Вот – восемь ступеней совершенства, приводимых Гаутамой:
1-я ступень – ВЕРА,
2-я ступень – РЕШИМОСТЬ,
3-я ступень – СЛОВА,
4-я ступень – ДЕЛА,
5-я ступень – ОБРАЗ ЖИЗНИ,
6-я ступень – УСТРЕМЛЕНИЯ,
7-я ступень – ПОМЫСЛЫ,
8-я ступень – СОЗЕРЦАНИЕ.

Существуют ещё одна стадия (или условие) творчества, а именно НИРВАННА, но о ней поговорим позже.И.С.Завалишин приводит так называемый «восьмеричный путь», причём некоторые его составляющие трактует по-своему. Было бы правильно сказать, что он пытался углядеть в дошедших до нашего времени текстах и в традициях некие намёки на реальное открытие Гаутамы. О величайшей важности восьмеричного пути в буддизме говорит и то, что символом этой религии (равнозначным кресту в христианстве) является колесо с восемью спицами. 

http://zavalishin-arh.narod.ru/file04.htm
lu-chia
Сообщение #3 | Вс, 13.12.2020, 15:35
Группа: wing
Сообщений: 27609
сборник статей 

https://u.to/t0yCGg
Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Философия творчества
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: