Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Ракурсы » Вселенная » Космонавтика » КОСМОПОИСК-2 (лаборатория полетов, трагичные происшествия)
КОСМОПОИСК-2
lu-chia
Сообщение #61 | Вт, 05.07.2016, 15:36
Группа: wing
Сообщений: 27604
Пиркс, спасибо.. Редкие кадры, и сволочность руководства..
Пиркс
Сообщение #62 | Вс, 28.08.2016, 23:29
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
https://youtu.be/IttOXxDD6Hw

lu-chia
Сообщение #63 | Вт, 04.09.2018, 06:24
Группа: wing
Сообщений: 27604
https://m.youtube.com/watch?v=oY6eImf4kRA
lu-chia
Сообщение #64 | Чт, 11.10.2018, 18:53
Группа: wing
Сообщений: 27604
Союз без номера 
В 1975 году советские космонавты выжили, упав из космоса
18, дробь 1...
Официальная история пилотируемых полётов в космос гласит — космический корабль «Союз-18» стартовал 24 мая 1975 года с космодрома Байконур с экипажем в составе Петра Климука иВиталия Севастьянова. Корабль успешно состыковался со станцией «Салют-4», на которой экипаж отработал два месяца. 26 июля того же года космонавты вернулись на Землю.

 
Лётчики-космонавты СССР Пётр Климук и Виталий Севастьянов (слева направо) — командир и бортинженер космического корабля «Союз-18» — перед тренировкой в корабле-тренажёре. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

В этих словах нет ни слова лжи, однако и правда не вся. Дело в том, что корабль Климука и Севастьянова для посвящённых имел несколько иное название — «Союз-18 В». О том, что случилось с «Союзом-18 А», или, иначе, «Союзом-18-1», специалистам космической отрасли распространяться не рекомендовалось.

Между тем, полёт этого корабля является одной из самых драматичных страниц отечественной космонавтики, а его экипажу пришлось пережить то, что не выпадало больше никому.

Командиром корабля «Союз-18-1» являлся Василий Лазарев, а бортинженером Олег Макаров.

Летающий доктор
Лазарев, уроженец Алтайского края, после службы в армии поступил в медицинский институт, стал хирургом, работал военным медиком. Служил Лазарев в батальоне аэродромно-технического обеспечения авиаполка 30-й воздушной армии. Но он с детства сам мечтал о полётах, и в 1952 году 24-летний медик делает резкий поворот — Лазарев поступает в Харьковское высшее военное авиационное училище в Чугуеве и заканчивает его по ускоренной программе, получив специальность «лётчик-истребитель».

 Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Василий Григорьевич Лазарев. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов
Естественно, что столь разносторонний специалист оказался чрезвычайно востребован — Лазарев испытывал самолёты различных типов и модификаций, привлекался к испытаниям различного высотного оборудования лётчиков (скафандр, противоперегрузочные костюмы, кислородное оборудование).

Лазарев участвовал в экспериментальных полётах стратостата «Волга» — того самого, с которого парашютист Евгений Андреев в рамках эксперимента «Звезда» совершил уникальный «прыжок из космоса». Василий Лазарев налетал на «Волге» 28 часов.

Когда зашла речь об испытаниях «новой техники», как аккуратно называли полёт человека в космос, Лазарев оказался в числе первых добровольцев. Он проходил медкомиссию вместе с Гагариным, Титовым и другими членами «первого отряда», но... получил отвод от медиков.

Настойчивости Лазареву было, однако, не занимать — в 1964 году он был отобран для подготовки к полёту на трёхместном космическом корабле «Восход». Лазарев оказался вторым дублёром врача Бориса Егорова. И хотя в самом полёте он участия не принял, на сей раз на него обратили внимание, и в итоге Василий Лазарев стал членом отряда советских космонавтов.

Инженер, прорвавшийся в космос

Лазарев проходил подготовку по нескольким программам, в том числе в рамках пилотируемого советского «лунного проекта». Именно тогда его напарником по экипажу стал Олег Макаров.

 Космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Олег Макаров. Фото: РИА Новости / Александр Макаров
Олег Макаров, уроженец Тверской области, прежде чем оказаться в рядах космонавтов, создавал для них технику. В 1957 году он окончил МВТУ имени Баумана и пришёл на работу в ОКБ № 1 — знаменитое конструкторское бюро Сергея Королёва. Макаров занимался разработкой первых советских пилотируемых космических кораблей.

Как и многие другие молодые инженеры КБ Королёва, он хотел сам слетать в космос. В 1966 году Макаров был зачислен в отряд космонавтов и несколько лет готовился по «лунной программе». Инженер был в числе тех, кто должен был отправиться в лунную экспедицию одним из первых.

Однако поражение в «лунной гонке» заставило Советский Союз пересмотреть свои приоритеты.

Лазарева и Макарова, из которых сложился отличный экипаж, перевели на подготовку к полёту на станцию «Салют-2».

«Испытательный» экипаж

Подготовка эта шла в тяжёлой обстановке. Пилотируемая программа СССР была прервана после гибели экипажа корабля «Союз-11» из-за разгерметизации при возвращении на Землю.

Станция «Салют-2», куда должны были лететь Лазарев и Макаров, вышла из строя, и программа полётов вновь была пересмотрена.

Серия неудач подорвала уверенность советских специалистов. Новый «Союз-12» проверяли многократно, для экипажа были разработаны новые скафандры, призванные исключить повторение трагедии «Союза-11».

И всё-таки, как ни проверяй, как ни старайся исключить неожиданности, а всего на Земле учесть нельзя. Экипажу «Союза-12» в известном смысле предстояло вновь сделать то, что сделал Гагарин, — открыть другим дорогу в космос.

Эту миссию возложили на Василия Лазарева и Олега Макарова.

 Лётчики-космонавты Василий Лазарев (слева) и Олег Макаров (справа) после тренировки на корабле-тренажёре. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов
27 сентября 1973 года «Союз-12» с Лазаревым и Макаровым успешно стартовал с космодрома Байконур. Полёт продолжался 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды и завершился благополучно. Конструкторы выдохнули — пилотируемая программа спасена! Лазарев и Макаров стали Героями Советского Союза, после чего стали готовиться к новому космическому полёту — на сей раз на орбитальную станцию «Салют-4».
lu-chia
Сообщение #65 | Чт, 11.10.2018, 18:54
Группа: wing
Сообщений: 27604
Аварийная ситуация

В январе 1975 года Лазарев и Макаров были дублёрами экипажа «Союза-17» — Алексея Губарева иГеоргия Гречко. По установившейся традиции, дублёры отправляются в космос следующими.

Старт «Союза-18» был назначен на 5 апреля 1975 года. В отличие от полёта на «Союзе-12», специалистам этот запуск экстраординарным не казался — ведь те же Губарев и Гречко благополучно добрались до станции, полностью отработали программу полёта и успешно вернулись.

 

Пилотируемый космический корабль «Союз-18» перед стартом на космодроме Байконур в Казахстане. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

5 апреля тоже всё начиналось благополучно. Традиционные предполётные процедуры, посадка экипажа в корабль, старт... Ракета, как и положено, в 11:04 уносит «Союз-18» в небо.

Всё шло нормально, в положенный срок отделилась первая ступень, затем в расчётном режиме произошёл сброс головного обтекателя. На 261-й секунде полёта должно было произойти отделение второй ступени, однако вместо этого ракету стало ощутимо раскачивать, причём амплитуда увеличивалась. Очень быстро стало ясно — носитель, не донеся космонавтов до расчётной орбиты, отказал. Сработала аварийная система, отстрелившая возвращаемый аппарат.

26g

Произошло это на высоте чуть менее 200 километров, то есть де-факто уже в космосе. При этом аварийный спуск происходил в неуправляемом режиме. Проще говоря, спускаемый аппарат «Союза-18» падал из космоса.

В условиях неуправляемого спуска перегрузки значительно возрастают. В ситуации, в которой оказались советские космонавты, эти перегрузки представляли прямую угрозу для жизни.

Василий Лазарев, описывая свои ощущения в тот момент, сравнивал их с машиной, наехавшей прямо на грудь. Лазарев вспоминал: «Однажды, перенеся на центрифуге нагрузку в 10g, я обратил внимание сопровождавшего меня врача на множество красных точек, покрывавших спину испытателя, которого крутили до меня. Врач спокойно ответил: "Это мелкие сосуды полопались. У тебя на спине то же самое"». Но когда «Союз-18» летел к Земле, на его экипаж навалились перегрузки в 20g. Какой величины тяжесть, давившая на космонавтов, достигла на пике, точно не известно. Василий Лазарев рассказывал, что специалисты, разбирая телеметрию, отметили, что на несколько секунд она выросла до безумных 26g. В этот момент у космонавтов отказало зрение и была зафиксирована остановка сердца.

На Земле у специалистов не было полной картины происходящего, но и без этого у многих прибавилось седых волос.

В себя космонавты пришли тогда, когда сработала парашютная система. Тренированные организмы выдержали немыслимые перегрузки, хотя продлись они чуть дольше, и выжить экипажу «Союза-18» было бы не суждено.

 
Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров тренируются в Чёрном море. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Гнев конструктора Глушко

Командир корабля Василий Лазарев рассказывал, что, придя в себя, он увидел, что бортинженер ему что-то говорит. Но понять, что говорит напарник, он не мог — временно отключился и слух.

Экипаж попытался связаться с ЦУПом, чтобы уточнить, где приземлится спускаемый аппарат. Но связи не было. Вернее, космонавты не слышали ЦУП, зато в ЦУПе прекрасно слышали, что говорят на борту.

— Олег, куда садимся? — спрашивал Лазарев.



Укротитель «Союза». Как герой войны спас космическую программу СССР

— В Китай или на Тихий океан, — съязвил бортинженер, после чего охарактеризовал происшедшее в отборных русских выражениях, крайне нелестно отозвавшись о работе двигателей второй ступени.

Макаров не знал, что его слова слышит генеральный конструктор Валентин Глушко. Услышав «критику» бортинженера, Глушко пошёл пятнами, приказал отключить трансляцию и громогласно пообещал, что Макаров больше никогда в космос не полетит.

Сам «прыжок в космос» занял чуть больше 4 минут, а вместе с посадкой весь полёт продлился меньше 22 минут. Но приключения экипажа продолжались.

Макаров не зря говорил о Китае и Тихом океане. Дело в том, что аварийная посадка при отказе второй ступени ориентировочно должна была произойти на Алтае, либо, если не повезёт, в Китае, отношения с которым у СССР тогда были весьма непростые. В случае отказа третьей ступени космонавтов ожидало купание в океане.

 
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Василий Лазарев после приводнения. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

На краю «Теремка»

В результате случилось «меньшее из зол» — «Союз-18» в глухом труднодоступном районе к юго-западу от Горно-Алтайска, но на советской территории.

Но в момент посадки над Лазаревым и Макаровым вновь нависла угроза гибели. По инструкции, экипаж после приземления должен был отстрелить парашют. Однако у спасателей был свой взгляд на ситуацию. Во время различных экспериментов они обратили внимание на то, что при посадке в горном районе спускаемый аппарат после отстрела парашюта может запросто покатиться по склону с самыми печальными последствиями. Поэтому экипажу «Союза-18» спасатели дали неофициальную рекомендацию: в случае чего сначала осмотритесь, а уж потом отстреливайте парашют.

Космонавт Владимир Васютин: досье (11.08.2014)

Этот совет и спас космонавтов. Когда они выбрались наружу, то обнаружили, что спускаемый аппарат стоит на склоне горы, в 150 метрах от пропасти, и не скатывается только потому, что парашют наглухо запутался в верхушках деревьев.

Единственное, что во всём этом было забавным, так это название горы, на которой оказались покорители космоса, — Теремок-3.

В месте посадки лежал густой снег, температура была минус 7, и космонавтам необходимо было выживать в прямом смысле этого слова.

Подступиться к Лазареву и Макарову у спасателей не получалось. Первым, кто к ним добрался, оказался геолог, который высадился с вертолёта геологической партии. Однако поднять космонавтов наверх вертолётчик не смог. Штатная спасательная партия, штурмуя Теремок-3, угодила под лавину, и уже их пришлось спасать — к счастью, обошлось без жертв.

На следующий день одному из вертолётов ВВС, не входивших в официальную спасательную группу, удалось на свой страх и риск поднять космонавтов и геолога и эвакуировать их в безопасный район.

 
Василий Лазарев (справа) и Олег Макаров (слева) на территории Московского Кремля. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов
lu-chia
Сообщение #66 | Чт, 11.10.2018, 18:55
Группа: wing
Сообщений: 27604
«Урезанный» полёт — «урезанные» награды 

К действиям космонавтов никаких претензий быть не могло — их поведение иначе как героическим назвать нельзя. Но в СССР сообщать о космических неудачах было не принято, в СМИ попадала информация только о тех случаях, которые уж совсем нельзя скрыть. 

Ветераны советской прессы вспоминают, что журналистов 5 апреля 1975 года выставили с Байконура сразу после того, как стало ясно, что что-то пошло не так. 

«Космические» жертвы СССР 

Единственное сообщение об инциденте в советских СМИ появилось только 8 мая и было спрятано во внутренних полосах газет: «5 апреля 1975 года произведён запуск ракеты-носителя с пилотируемым космическим кораблём „Союз“ для продолжения экспериментов совместно со станцией „Салют-4“. На борту корабля находился экипаж в составе Героев Советского Союза лётчиков-космонавтов СССР Лазарева Василия Григорьевича, Макарова Олега Григорьевича. На участке работы третьей ступени произошло отклонение параметров движения ракеты-носителя от расчётных значений, и автоматическим устройством была выдана команда на прекращение дальнейшего полёта по программе и отделение космического корабля для возвращения на Землю. Спускаемый аппарат совершил мягкую посадку юго-западнее города Горно-Алтайска. Поисково-спасательная служба обеспечила доставку космонавтов на космодром. Самочувствие товарищей В. Г. Лазарева и О. Г. Макарова хорошее». 

После этого молчание длилось ещё восемь лет, пока о некоторых подробностях происшедшего не разрешили написать «Красной Звезде». 

Космонавтов за полёт отметили, но по «урезанному» варианту — по заведённому в СССР порядку, за второй полёт полагались вторая «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орден Ленина, однако Лазарева и Макарова отметили только орденами Ленина за героизм. 

А у аварийного «Союза-18» отняли номер, передав его следующему кораблю. Так и остался он в истории под странным наименованием «Союз-18-1». 

 Лётчик-космонавт СССР Олег Макаров. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев 
Перегрузки не прошли даром 

Сами космонавты считали, что ничего такого героического они не совершили, и сожалели только о том, что полёт сорвался. 

Официально заявлялось, что страшные перегрузки никак не отразились на здоровье космонавтов. Действительно, поначалу казалось, что так оно и есть — и Лазарев, и Макаров остались в отряде. 

Но затем выяснилось, что это испытание не прошло даром — у космонавтов стали обнаруживаться болезни, одна за одной. 

 Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР Василий Лазарев в классе природоведения изучает возможности многозональной съёмки. Центр подготовки советских космонавтов в Звездном городке. Фото: РИА Новости / Л.Денисов 
Макаров, который был на пять лет моложе, продержался в строю дольше — вопреки угрозам конструктора Глушко, он ещё дважды летал в космос, на «Союзе-27» и «Союзе Т-3». Кстати, во время старта «Союза Т-3» командиром дублирующего экипажа был Василий Лазарев, провожавший в космос своего давнего напарника. 

Самому Лазареву полететь к звёздам больше было не суждено. В 1985 году он был уволен из Вооружённых Сил в запас и отчислен из отряда космонавтов в связи с состоянием здоровья. Он умер 31 декабря 1990 года в возрасте 62 лет. 

Олег Макаров после ухода из отряда космонавтов испытывал проблемы с сердцем, настолько серьёзные, что в 1998 году ему была сделана операция. Однако восстановиться полностью он так и не смог — 28 мая 2003 года умер от инфаркта в возрасте 70 лет. 

А драматичная история их полёта в 1975 году, которая с лёгкостью затмевает сюжет голливудской «Гравитации», и по сей день для большинства остаётся неизвестной...
lu-chia
Сообщение #67 | Чт, 25.10.2018, 20:36
Группа: wing
Сообщений: 27604
Спутников ядерными реакторами https://warhead.su/2018....-kosmos

29 штук болтается между прочим на отбитах
lu-chia
Сообщение #68 | Пн, 24.12.2018, 21:25
Группа: wing
Сообщений: 27604
http://russian7.ru/post/katastrofa-nedelina-krupneyshaya-ka/ -крупнейшая катастрофа на Байконуре в 1960 году. При запуске баллистической межконтинентальной ракеты РД -16 погибло около сотни человек

В истории космонавтики немало трагических страниц. 24 октября 1960 года, за полгода до триумфального полета Юрия Гагарина, испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 на космодроме Байконур привели к аварии с многочисленными человеческими жертвами. На Западе ее окрестили «Катастрофой Неделина».

«Догнать и перегнать Америку»

Интенсивная работа в области космической техники шла одновременно на территории двух крупнейших мировых держав – СССР и США. В стремлении «догнать и перегнать Америку» 17 декабря 1956 года было принято правительственное постановление «О создании межконтинентальной баллистической ракеты Р-16». Ракета создавалась с применением высококипящих токсичных компонентов. Правительство требовало, чтобы работа над ней шла ускоренными темпами. Несмотря на то, что специальная комиссия отметила ряд недостатков проекта, он был принят. Первоначально испытания были назначены на июнь 1961 года, но в связи с обострением международной обстановки (речь идет о так называемом «Берлинском кризисе») их перенесли на четвертый квартал 1960 года. В итоге первый запуск назначили на 23 октября – чтобы успеть осуществить его к очередной годовщине Октябрьской революции. Испытания должны были состояться на полигоне Тюратам (это позднее ему было присвоено название «Байконур»). Руководил ими заместитель министра обороны СССР Главком РВСН Главный маршал артиллерии М. И. Неделин, техническим руководителем был назначен Главный конструктор ОКБ-586 М.К. Янгель.

В процессе подготовки к пуску произошел подрыв пиромембраны магистралей горючего 1-й ступени в результате короткого замыкания. Дефект устранили, заменив токораспределитель и пиропатроны отсечных клапанов двигателя 1-й ступени. Хотя существовала вероятность и других недоработок, пуск решили далее не откладывать, поскольку ракета могла находится на старте не более суток.

Огненный ад

На стартовой площадке на момент пуска находилось около 250 человек, в том числе сам Неделин. 24 октября около 18:45 объявили 30-минутную готовность и начали выставление в ноль программного токораспределителя. На этом этапе произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Были разрушены баки первой ступени, что привело к взрыву компонентов ракетного топлива. В пламени погибли все, кто находился вблизи стартового стола. Среди них были маршал Неделин, заместитель начальника полигона инженер-полковник А.И. Носов, начальники 1-го и 2-го управлений полигона инженер-полковники Е.И. Осташев и Р.М. Григорьянц, заместители Главного конструктора ОКБ-586 Л.А. Берлин и В.А. Концевой, заместитель главного конструктора ОКБ-456 Г.Ф. Фирсов, главный конструктор ОКБ-692 Б.М. Коноплев. По разным данным, погибших было от 74 до 126 человек. Десятки людей получили раны и ожоги. Чудом спасся М.К. Янгель, отлучившийся на время в курилку. Именно он сразу же после случившегося отправил телефонограмму в Кремль. Вскоре к 41-й площадке, где проходили испытания Р-16, стянулись медики и пожарные. Выживших отправили по госпиталям, трупы складывали в специальном помещении. Впоследствии многих оказалось крайне сложно опознать, так как тела были обезображены до неузнаваемости. От Неделина, например, остались только оплавленная звезда Героя Советского Союза, остановившиеся в момент взрыва наручные часы и маршальский погон… Коноплева удалось опознать лишь по росту – он был самым высоким из присутствовавших на площадке.

 Кто виноват?

Уже в ночь на 25 октября на полигон расследовать причины катастрофы вылетела правительственная комиссия во главе с председателем Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневым. В результате расследования основной причиной аварии было признано грубое нарушение мер безопасности. Но никто так и не понес за это наказания, поскольку лица, ответственные за технику безопасности и разработку системы управления, тоже погибли при взрыве. Не пострадал и Янгель, за которого, несмотря на натянутые отношения, вступился сам Главный конструктор С.П. Королев. «Это могло случиться и у меня — новая техника…», - сказал он Хрущеву. Данные о катастрофе были засекречены. Что касается Неделина, то объявили, что он якобы трагически погиб в авиакатастрофе. Родным и близким погибших рекомендовали молчать о трагедии. Даже хоронить жертв старались скрытно… Хотя в зарубежную прессу информация, разумеется, все равно просочилась. В Советском же Союзе первая публикация о трагедии на Байконуре вышла лишь уже во время перестройки – в 1989 году в журнале «Огонек». Эта катастрофа стала самой крупной в истории ракетной техники.

Источник: «Катастрофа Неделина»: крупнейшая катастрофа на Байконуре в 1960 году
lu-chia
Сообщение #69 | Вт, 25.12.2018, 13:36
Группа: wing
Сообщений: 27604
https://pikabu.ru/story....5794788

об этой эе катастрофе, с подробностями

К началу 1960-х в США на боевое дежурство было поставлено около 40 межконтинентальных баллистических ракет, способных с ее территории достигнуть целей в СССР. Кроме того, американцы располагали дополнительным арсеналом ракет средней дальности, дислоцированных на их военных базах у границ Союза, а также флотом стратегических бомбардировщиков.
СССР находился в несравнимо худших условиях. Единственная имевшаяся на вооружении МБР — Р-7 разработки ОКБ-1 Сергея Королева — была развернута в количестве всего 4 (четырех!) штук, причем эта ракета, незаменимая при мирном исследовании космоса, обладала целым рядом принципиальных недостатков в своей боевой модификации. Во-первых, это была ракета наземного базирования, ее пусковые установки и габариты исключали возможность скрытного развертывания. Во-вторых, в качестве окислителя (одного из двух основных компонентов ракетного топлива) в королёвской «семерке» использовался жидкий кислород.
Так называемая «кислородная проблема» не давала покоя отцу советской космонавтики и его сподвижникам. Дело в том, что жидкий кислород при хранении и транспортировке крайне интенсивно испарялся. Это вызывало необходимость постоянной компенсации таких потерь. Например, в непосредственной близости от пусковых площадок приходилось строить крупные кислородные заводы (что еще больше демаскировало ракетные позиции). Кроме того, использование кислорода значительно увеличивало период подготовки ракеты к старту, а испарение в то же время уменьшало срок ее нахождения в заправленном (готовом к запуску) состоянии. Как бы то ни было, к началу 1960-х стало ясно: Р-7 на роль основы «ядерного щита» Советского Союза не годилась.
При этом руководство партии и правительства настойчиво требовало от ученых немедленного достижения паритета с Соединенными Штатами по межконтинентальным ракетам. Никита Сергеевич Хрущев со свойственной ему запальчивостью, общаясь в 1959 году с вице-президентом США Ричардом Никсоном, заявил: «В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжелые последствия. Мы вам покажем кузькину мать!» Задачу создания «матери Кузьмы», которая и должна была в очередной раз догнать и перегнать Америку, поставили сразу перед двумя советскими научными коллективами. На этом фоне развернулась вторая, «малая» ракетная гонка, на этот раз уже внутри СССР.ОКБ-1 Королева, помимо мирного космоса, занялась разработкой проекта Р-9. Ракета была также «кислородной», но жидкий кислород при этом использовался в переохлажденном состоянии, что позволяло сократить время заправки всего до 20 минут. Вдобавок компоновка носителя уже позволяла размещать ее не только на наземных пусковых установках, но и в шахтах, обеспечивавших необходимую скрытность развертывания. Таким образом, в новой королёвской МБР были ликвидированы оба главных недостатка «семерки».Параллельно важное правительственное задание выполняло другое конструкторское бюро, ОКБ-586 из Днепропетровска, возглавляемое Михаилом Янгелем, бывшим соратником Королева. Принципиально разный подход к ракетостроению у двух главных конструкторов стал причиной напряженных отношений между ними, взаимной неприязни, профессиональной ревности, стремления опередить конкурента, что в определенной степени и обусловило случившуюся в октябре 1960-го трагедию.
Борис Черток, ближайший сотрудник и заместитель Королева, в своих многотомных и крайне интересных мемуарах «Ракеты и люди» так рассказал о конфликте «главных», случившемся на одном из совещаний: «Янгель обрушился с нападками на техническую политику ОКБ-1, которая, по его словам, заводит нашу страну в тупик. Кислородные ракеты, по мнению Янгеля, — это негодные ракеты. Взамен этих ракет необходимо создать современные и боеспособные на высококипящих компонентах».
То есть на МБР вместо жидкого кислорода и керосина глава ОКБ-586 предлагал использовать топливо на основе несимметричного диметилгидразина и азотного тетраоксида. Эти компоненты имели долгий срок хранения, то есть межконтинентальные ракеты могли находиться в заправленном состоянии месяцами, даже годами, не требуя дополнительного времени для дозаправки перед запуском. С другой стороны, диметилгидразин и азотный окислитель были крайне токсичны и взрывоопасны. К сожалению, в этом пришлось убедиться уже при первом испытательном запуске Р-16, янгелевской МБР, бывшей непосредственным аналогом королёвской Р-9.

За ходом исполнения постановления активно следил лично Хрущев, поэтому ученые были крайне заинтересованы в соблюдении указанных в нем сроков. Идеальной ситуацией был бы первый запуск новой МБР к 7 ноября, очередной годовщине Октябрьской революции. К этому времени традиция завершать важные союзные проекты к «красным дням календаря» уже давно стала общепринятой, более того, одобряемой властью. Днепропетровцы торопились, торопились сильно.

В сентябре 1960 года железнодорожный состав с новейшей двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой (официально — «Изделие 8К-64 №ЛД1—3Т») выехал из Днепропетровска на испытательный полигон №5 в районе казахстанской железнодорожной станции Тюратам, сейчас известный как Байконур. 26 сентября он прибыл на место, где «изделие» около месяца должно было проходить испытания, а потом отправиться в первый полет. К этому моменту на полигоне для Р-16 были стахановскими темпами оборудованы три площадки: №41 с собственно пусковыми установками и подземным командным пунктом, №42 с монтажно-испытательным корпусом, №43 с жилгородком для военных и ученых.

23 октября ракета взлететь не смогла. За час до планируемого времени запуска возникли технические проблемы: самопроизвольно подорвались пиромембраны магистралей горючего и пиропатроны отсечных клапанов газогенератора первой ступени, обеспечивавшие герметичность топливной системы двигателя. «Виноватым» признали программный токораспределитель А-120, основной компонент той самой автономной системы управления, дававший команды на последовательный запуск систем ракеты. На самом деле причина, по мнению Бориса Чертока из конкурирующего ОКБ Королева, была куда системнее.

Создатели новейшей системы управления Р-16 в погоне за «красным днем» и Р-9 отказались от тщательных стендовых испытаний электрических схем ракеты, которые, как показала практика уже на полигоне, как раз и барахлили. Справедливости ради следует отметить: этому всячески способствовала и постоянная «накачка» сверху. Аппараты правительственной связи на Тюратаме не умолкали: звонил и сам Хрущев, и Леонид Брежнев, отвечавший в ЦК за оборонную промышленность вообще и ракетную технику в частности.
Правильным выходом из аварийной ситуации 23 октября был бы слив токсичного топлива и возвращение ракеты на завод для тщательного изучения возникших неполадок. Вместо этого под бдительным оком маршала Неделина первую, полностью заправленную Р-16 прямо на пусковой установке облепили десятки инженеров-испытателей. Еще более многочисленные консультанты, советчики, ученые и военные находились на земле в непосредственной близости от «изделия». Как вспоминали очевидцы, лично Неделин заявил: «Что я буду говорить Никите?.. Ракету доработать на старте, страна ждет нас».
Неисправный токораспределитель А-120 заменили. При этом в поисках неполадок испытатели отключили все блокировки, которые должны были предотвратить преждевременное срабатывание той или иной системы ракеты. Финальным аккордом стало преждевременное подключение бортовой ампульной батареи. Согласно инструкции, ее должны были установить непосредственно в процессе пуска, а не за час до него. В итоге на заправленной ракете, вокруг и на которой копошились две с половиной сотни людей, барахлившие электрические схемы оказались под напряжением.
В нарушение всех инструкций по технике безопасности, возможно, подавая испытателям пример бесстрашия, маршал Неделин сидел на стуле в двух десятках метров от ракеты. Около председателя госкомиссии, разумеется, находились и остальные ответственные лица, включая главного конструктора, его заместителей и начальника полигона. Все они в это время должны были находиться в подземном наблюдательном пункте.

24 октября 1960 года в 18:45 (примерно за полчаса до расчетного времени старта) при выставлении токораспределителя А-120 в «нулевое» положение он подал команду на запуск двигателей второй ступени. Все блокировки на случай подобных нештатных ситуаций были отключены, питание имелось — двигатели команду выполнили.

Компоненты топлива воспламенились, и ревущая струя огня немедленно прожгла топливные баки расположенной ниже первой ступени. Через секунды взорвались и они. Испытатели, находившиеся на мачтах пусковой установки, погибли практически мгновенно, и им, как ни страшно это прозвучит, еще повезло.
Участь тех, кто находился внизу, оказалась ужаснее. Цунами из огня, перемешанного с азотной кислотой и диметилгидразином, лавиной накрыло площадку №41. Люди, пытаясь убежать от этого шквала, вспыхивали как факелы, продолжали бежать, натыкались на окружавший площадку забор из колючей проволоки и догорали уже на нем. Кто-то задыхался от смертельных паров токсичного топлива, кого-то накрывала волна кислоты.
Инженер А. Вередченко, находившийся в подземном наблюдательном пункте, рассказывал: «Прильнув к перископу, я увидел ужасную картину. Вверху на площадке обслуживания на уровне приборного отсека второй ступени ракеты метались беззащитные, обреченные люди, а под ними — море огня. В панике они бросались вниз в бушующую стихию. Взглянул вниз, а там та же картина: бегут обезумевшие люди с горящей на них одеждой. Большинство ринулось в сторону ограждения из колючей проволоки вокруг старта, кое-кто добегает и пытается перелезть через ограждение, другие, объятые пламенем, беспомощно падают».
Все случившееся было снято на кинокамеру. Студия Министерства обороны СССР к этому моменту снимала первые запуски всех новых советских ракет. Руководитель съемочной группы, приняв взрыв ракеты за ее штатный запуск, дал команду включить киноаппаратуру, установленную на площадке. 

Главный маршал артиллерии Герой Советского Союза Митрофан Неделин был назначен первым главой РВСН в декабре 1959 года, за десять месяцев до собственной гибели. Борис Черток так пишет про него в воспоминаниях: «Среди высших военных руководителей тех лет он был единственным маршалом и заместителем министра обороны, который разбирался в наших проблемах. Он был военным технократом, а потому его уважали и военные, и гражданские специалисты». Человека, понимавшего ракетную технику, опознали лишь по оплавленной «Золотой Звезде» Героя Советского Союза.
Только спустя два часа после случившегося, когда пожар немного утих, специальная техника смогла заняться его тушением. Последствия были катастрофичны. Погибло по меньшей мере 74 человека: рядовые военные, инженеры, главный конструктор системы управления, которая и дала сбой, два заместителя Янгеля. Сам Янгель, будущий дважды Герой Социалистического Труда, один из крупнейших советских ученых в области ракетной техники, уцелел лишь чудом. Непосредственно перед трагедией он в компании еще нескольких конструкторов отошел в курилку. Это был тот редкий случай, когда курение действительно спасло жизни.
Лев Гришин, заместитель председателя Госкомитета по оборонной технике, самый высокопоставленный чиновник среди присутствовавших на испытаниях, получил сильнейшие ожоги, но прожил еще 11 дней. Начальник полигона Тюратам генерал Герчик провел полгода в госпиталях, но выжил. У каждого из 250 человек, оказавшихся в тот час на 41-й площадке, была своя судьба, но даже с уцелевшими пережитое осталось навсегда.

Михаил Янгель, собственноручно спасавший пострадавших, сам сообщил в Кремль о катастрофе. Хрущев, узнав о ее масштабах, количестве и заслугах погибших, лишь спросил у «главного», где находился в момент катастрофы он. Впрочем, времена были уже достаточно «травоядные», и достаточно прозрачный намек, после которого еще десять лет назад жертву мог ждать лагерь, остался без последствий.

Комиссия во главе с Брежневым, прилетевшая из Москвы, рекомендовала ЦК и Политбюро никого репрессиям не подвергать. То же самое советовал Хрущеву и Сергей Королев. Брежнев, по свидетельству очевидцев, по прилете прямо заявил: «Никого наказывать не будем. Вы сами себя наказали». Действительно, непосредственные виновники аварии — главный конструктор системы управления и военные, допустившие испытания неподготовленной ракеты, — погибли в лавине огня. Моральная ответственность за трагедию, безусловно, лежала и на Янгеле, и тот чувствовал ее до конца жизни. Вскоре после возвращения с Байконура у выдающегося конструктора случился второй из пяти инфарктов, спустя десять лет все-таки сведших академика в могилу в возрасте всего 59 лет.
По советской традиции о катастрофе гражданам СССР ничего не сообщили. Большая часть погибших лежит в братской могиле на Байконуре. Остальных увезли в Днепропетровск, Харьков, Москву, где их останки также похоронили в обстановке полной секретности. Правительство было вынуждено официально объявить лишь о смерти маршала Неделина, но и она, по версии руководства Союза, произошла в результате «авиационной катастрофы». Только в 1989 году перестройка и гласность принесли признание и этой трагедии.

1960-й был годом неудач советской ракетной техники. Целый год падали королёвские Р-7: боевые, лунные, марсианские и будущие «Востоки». В октябре все завершилось крупнейшей в истории СССР аварией янгелевской Р-16. Трудный путь освоения непознанного не может обойтись без неудач, но последней можно было избежать, если бы не извечные для нашей страны аврал и штурмовщина.
Впрочем, жизнь не стоит на месте. Несмотря на октябрьскую катастрофу, вторая Р-16 полетела уже в феврале 1961-го, а к концу года первые ракетные полки, сформированные из этих МБР, заступили на боевое дежурство. Долгожданный шаг к «ядерному паритету», возможно, и спасший планету от Третьей мировой, был сделан.
Пиркс
Сообщение #70 | Чт, 27.12.2018, 14:36
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Цитата lu-chia ()
Все случившееся было снято на кинокамеру.

Интересно было бы взглянуть.
lu-chia
Сообщение #71 | Пт, 19.04.2019, 16:18
Группа: wing
Сообщений: 27604
Не помню, есть у нас тут про Колумбию - https://u.to/KPgvFQ
А

Челленджер - https://tech.onliner.by/2017/10/29/challenger

Катастрофу Челленджера хорошо помню, а Колумбия вообще выпала из моего внимания.. 2003 год.. похоже, вообще новости не слушала и не читала. Вполне может быть..
Пиркс
Сообщение #72 | Пт, 19.04.2019, 16:52
Группа: Летописец
Сообщений: 3301
Лу, какие-то многоточия, похоже вирус
lu-chia
Сообщение #73 | Пт, 19.04.2019, 19:30
Группа: wing
Сообщений: 27604
Сейчас с компа проверю
lu-chia
Сообщение #74 | Пт, 19.04.2019, 19:48
Группа: wing
Сообщений: 27604
угу, так и есть..

Пока про Челленджер

Гонка вооружений между СССР и США проходила для каждой державы по совершенно разным правилам. Если одна сторона сообщала о победах постфактум, а неудачи пыталась скрыть (см. взрыв ракеты Р-16 на Байконуре в 1960 году), то соперники действовали иначе — как правило, на виду у общественности. Тем страшнее оказался удар для американцев, увидевших 28 января 1986 года в прямом эфире гибель семи человек и шедевра инженерной мысли — шаттла Challenger. Onliner.by вспоминает историю крушения космического корабля, в которой нашлось место безалаберности, простому невезению и фатальной мысли «авось пронесет».

Удар по имиджуАмериканцы и ранее сталкивались с потерями астронавтов, но происходило это на земле: экипаж «Аполлон-1» не смог пережить пожар в заполненной кислородом камере при тренировке, погибло три человека.
Постепенно космонавтика сделала несколько важных шагов: улучшались меры безопасности, продумывалось больше сценариев на случай неполадок, и даже в экстремальных условиях астронавты имели шанс на спасение — вспомнить хотя бы полет «Аполлон-13», когда недостаток электроэнергии привел к массе проблем и едва не обернулся гибелью экипажа.


Один из запусков Challenger. Изображение: nasa.gov

Идея многоразового челнока возникла у инженеров еще в конце шестидесятых годов. Через некоторое время на программу удалось выбить финансирование — Конгресс США одобрил проект корабля для пилотируемых космических полетов, который мог использоваться неоднократно.
Планировалось построить четыре шаттла, а перед ними один прототип Enterprise, который так и не увидел космос — он предназначался для тестов в атмосфере. США начали новую главу в истории покорения космоса 12 апреля 1981 года — спустя ровно 20 лет после полета Юрия Гагарина. Изначально старт планировался на два дня раньше, поэтому знаковые даты можно считать приятным совпадением. Первым запущенным шаттлом стал Columbia, который, как и Challenger, тоже не встретил старость в музее. Старт корабля был огромным риском: челнок запускали сразу с людьми, без тестового полета под контролем автоматики. Но в тот раз все завершилось удачно.
Изначальные амбиции NASA пришлось быстро умерить: запуски шаттлов влетали в копейку, челноки время от времени дорабатывали, и стало ясно, что первоначальный план совершать 24 старта в год не имеет ничего общего с реальностью. В среднем каждый шаттл за 30-летнюю историю программы совершил около трех десятков рейсов, за исключением Challenger.


Посадка Challenger. Изображение: esa.int

Юбилейный полетВторой построенный шаттл, «Челленджер», к началу 1986 года побывал в космосе девять раз за три года. Экипаж последней миссии состоял из семи человек, шесть из которых — профессиональные астронавты. К тому времени полеты в космос стали казаться обыденностью, и в верхах засела мысль, что с колоссальной нагрузкой — как физической, так и эмоциональной — может справиться человек с улицы, а не только ветераны ВВС с отменным здоровьем.


Кабина одного из шаттлов. Изображение: nasa.gov

Седьмым участником миссии STS 51-L стала Криста МакОлифф, до этого с космосом и NASA никак не связанная. 37-летняя учительница английского языка и биологии в школе Нью-Гемпшира победила в национальном конкурсе. Идея американского правительства была в том, чтобы отправить в космос обычного человека, и на эту роль идеально подходили учителя. Благородная профессия, предполагающая внимательность, умение найти нужный подход к неусидчивым детям и доскональное знание дисциплины — за все заслуги лучшим подарком (и способом поднять рейтинги политиков) стал бы полет в космос, что являлось несбыточной мечтой для подавляющего большинства населения планеты.
Криста сумела обойти порядка десяти тысяч кандидатов. После почти года тренировок МакОлифф, как и другие участники миссии, была полностью готова к полету. В отличие от самого челнока.


Экипаж последней миссии Challenger. Верхний ряд, слева направо: Эллисон Онидзука, Криста МакОлифф, Грегори Джарвис, Джудит Резник. Нижний ряд, слева направо: Майкл Смит, Френсис Скоби, Роналд МакНэйр. Изображение: nasa.gov

https://tech.onliner.by/2017/10/29/challenger
lu-chia
Сообщение #75 | Пт, 19.04.2019, 19:50
Группа: wing
Сообщений: 27604
Другой ресурс посмотрим - https://u.to/fTwwFQ

скопировала не полностью(!)

Катастрофа в прямом эфире: 15 лет назад шаттл "Колумбия" полностью разрушился при посадке

1 февраля 2018 в 8:02
Станислав Иванейко / 42.TUT.BY
1 февраля 2003 года американский космический челнок «Колумбия» полностью разрушился в воздухе при посадке спустя 16 суток полета. В инциденте, транслируемом в прямом телеэфире, погибло семь астронавтов. Вспоминаем, как это было и какие еще космические катастрофы привели к смерти людей.
Горящие обломки «Колумбии». Фото: CBS NewsПоследний полет шаттлаПроблемы у «Колумбии» начались уже на взлете — 16 января 2003 года. Примерно на 82-й секунде после старта от левого обтекателя крепления шаттла к внешнему баку отделился кусок изоляции, который с силой ударил по углепластиковой панели левого крыла «Колумбии». Позже было рассчитано, что подобный удар мог оставить после себя пробоину диаметром 15−25 см.
Вот как могла выглядеть пробитая панель из укрепленного углепластика на крыле «Колумбии». Результат получен в результате натурных испытаний, прошедших после трагедии.1 февраля 2003 года в 08.15.30 (Североамериканское восточное время) «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08.44 челнок вошел в плотные слои атмосферы, именно тогда передняя кромка левого крыла стала нагреваться значительно сильнее, чем это было в прошлые полеты шаттла.
В 08.50.53 начался 10-минутный период, во время которого корпус корабля подвергается наиболее тяжелым тепловым нагрузкам, а уже в 08.53.46 от крыла начали отваливаться обломки.
В 08.59.32 с борта было отправлено последнее, оборванное сообщение командира корабля: «Roger, uh, bu…». Это была последняя связь с «Колумбией».
К 09.00.18, по данным любительской видеосъемки, челнок уже разваливался на множество обломков. Тогда же кадры разрушения шаттла в прямом эфире показал один из телеканалов в Хьюстоне (Техас). И они тотчас же разлетелись по миру. Вот как выглядел сюжет о трагедии на российском телеканале:

0:00/ 3:52

Читать полностью:  https://42.tut.by/579079?crnd=42017
lu-chia
Сообщение #76 | Пт, 05.05.2023, 20:30
Группа: wing
Сообщений: 27604
Это произошло 48 лет тому назад, 5 апреля 1975 года...
В тот день с космодрома Байконур к советской долговременной орбитальной станции "Салют-4" 
стартовал пилотируемый космический корабль. 
На его борту находился экипаж с позывным «Урал» - 
два Героя Советского Союза – 
Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров. 

В сентябре 1973 года они уже были на орбите, выполнив двухсуточный испытательный полёт на «Союзе-12», именно в этом составе.
И до того полёта не было случая, 
чтобы космонавты летели в новый полёт в том же составе. 
Тогда, на "Союзе-12" они первыми летали в аварийно-спасательных скафандрах «Сокол-К», которые были разработаны после трагической гибели экипажа «Союза-11». 
Мы всегда будем помнить тот экипаж, героев, погибших на тернистом звёздном пути -
Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева… 

И вот новый старт. 
Планировалось, что после выхода корабля на орбиту будет объявлено его название - «Союз-18»… 
Но этого не случилось… 

Запуск корабля (его заводское обозначение 7КТ №39) оказался аварийным. 
На 289 секунде, после включения двигателя третьей ступени, 
одна из трёх створок хвостового отсека не отделилась. 
Это исказило факел и вызвало возмущающий момент, 
который не смогла парировать система управления. 
Результат привел к отключению двигателя и отделению корабля от третьей ступени ракеты-носителя… 
Корабль достиг высоты 192 км, разделился на отсеки, 
и спускаемый аппарат перешёл на спуск с отрицательным аэродинамическим качеством...
Как следствие, экипаж испытал огромную перегрузку -
до 21,3 единиц… 
Вес космонавтов увеличился в 21,3 раза! 
Это было на грани человеческих возможностей... 
Оба космонавта находились почти в состоянии обморока. 

Они приземлились на склоне горы Теремок-3 на Алтае, 
на высоте 1200 метров над уровнем моря. 
недалеко от границы с Китаем и Монголией... 
После приземления спускаемый аппарат начал сползать по склону, но к счастью зацепился парашютом за горные растения 
и замер в 150 метрах от пропасти... 

Всю ночь космонавты сидели у костра и в тут ночь договорились каждый год отмечать их новый день рождения... 

Эвакуировали Василия Григорьевича и Олега Григорьевича 
лишь на следующее утро. 

Конечно радио и телевидение об этих событиях молчало. 
Лишь через несколько дней в газете «Правда» было напечатано короткое сообщение ТАСС без подробностей. 
После этого драматического полёта космонавты 
были награждены орденами В.И. Ленина.
lu-chia
Сообщение #77 | Пт, 05.05.2023, 20:32
Группа: wing
Сообщений: 27604
56 лет назад...
Этот день всегда будет одной из тех болевых точек, 
о которых будут помнить всегда…
День, показавший сколь порой терниста дорога к звёздам...
Трагическая дата мировой космонавтики… 

24 апреля 1967 года при возвращении с орбиты в результате отказа парашютной системы спускаемого аппарата корабля «Союз-1» погиб Владимир Михайлович Комаров. 

Он стал первым, кто поднялся в космос на корабле, который позднее стал легендой и вот больше полувека служит космонавтике верой и правдой и пока замены ему нет. 

Но тогда, в 1967-м «Союз» только начинал свою биографию.
И тогда он был весьма несовершенным. 
И потому даже трудно представить, 
на сколь огромный риск шёл Владимир Михайлович Комаров. 
И он знал на что идёт. 

Комаров был одним из самых лучших, самых опытных советских космонавтов… 
Он стартовал в космос 23 апреля 1967 года. 
И его дублёром был Юрий Алексеевич Гагарин... 
То есть если бы что-то случилось до старта с Комаровым, 
его кресло бы занял космонавт №1… 

Из-за отказов на борту и нераскрывшейся левой панели солнечной батареи старт корабля "Союз-2", с которым предполагалась стыковка, был отменён. 
Как потом оказалось, это отмена спасла жизнь трём советским космонавтам: Валерию Фёдоровичу Быковскому, Алексею Станиславовичу Елисееву и Евгению Васильевичу Хрунову. 

Владимиру Михайловичу было приказано готовиться к возвращению на Землю. 
Но при спуске отказала парашютная система... 

Гибель Владимира Михайловича Комарова стала настоящим шоком для всех. 
Он стал первым, погибшим во время космического полёта... 
Ему было 40 лет... 

Роберт Рождественский в те скорбные дни написал 
эти пронзительные стихи… 

Никто не должен отмалчиваться, 
Слова оставлять на потом... 
Мы знаем, на что замахиваемся, 
Знаем, на что идем. 
Нервы гудят, как струны, 
В сердце боль отдается... 
Невероятно трудно 
Будущее достается! 
И все же, цветите вишни! 
Гряньте ракетные рёвы! 
Чем ближе мы к звездам, 
тем выше Памятник Комарову! 

Мы никогда не забудем Вас, Владимир Михайлович! 
Вечная светлая Вам память!

Слава первопроходцам, шагнувшим на неизведанные рубежи!
lu-chia
Сообщение #78 | Пт, 05.04.2024, 19:26
Группа: wing
Сообщений: 27604
Это произошло ровно 49 лет назад, 5 апреля 1975 г. 
В тот день состоялся аварийный запуск советского пилотируемого космического корабля 7КТ №39, позднее получившего 
неофициальное наименование "Союз-18А" или "Союз-18-1". 



Если бы авария не случилась, то корабль стал бы "Союзом-18" и отправился бы на стыковку с орбитальной станцией "Салют-4", известной специалистам как ДОС-4 или 17К № 124. 
Но… история не терпит сослагательных наклонений… 

Экипажу "Уралов" (Василию Лазареву и Олегу Макарову, 
у которых это был второй совместный космический старт) 
не суждено было добраться до орбиты. 
На 289 секунде, после включения двигателя третьей ступени 
одна из трёх створок хвостового отсека не отделилась. 
Это исказило факел двигателя и вызвало возмущающий момент, который не смогла парировать система управления. 
Результат привел к отключению двигателя 
и отделению корабля от третьей ступени ракеты-носителя…
Первая космическая скорость не была набрана
и в результате выход на околоземную орбиту
стал невозможен. 

Корабль достиг высоты 192 км, разделился на отсеки, 
и спускаемый аппарат перешёл на спуск с отрицательным аэродинамическим качеством и, 
как следствие, с очень большой пиковой перегрузкой в 21,3g…
А это означает, что именно во столько раз возрос вес космонавтов... 
Это на грани человеческих возможностей. 
Оба космонавта находились почти в обморочном состоянии… 

Они приземлились на склоне горы Теремок-3, на Алтае, 
недалеко от границы с Китаем и Монголией. 
Эвакуировали Василия Григорьевича и Олега Григорьевича 
лишь на следующее утро. 

Конечно радио и телевидение об этих событиях молчало. 
И всё же позднее на второй странице газеты «Правда» 
было напечатано короткое сообщение ТАСС без подробностей. 

После драматического полёта 
Василий Григорьевич Лазарев и Олег Григорьевич Макаров 
были награждены орденами В.И. Ленина.





https://vk.com/club212343259?w=wall2192397_5080 - Центр "Космонавтика и авиация" на ВДНХ
lu-chia
Сообщение #79 | Ср, 24.04.2024, 18:31
Группа: wing
Сообщений: 27604




Этот день 57 лет назад стал одной из тех болевых точек, 
о которых будут помнить всегда… 
Во всяком случае те, кто идёт по тернистой дороге к звёздам. 
Они никогда не забудут эту трагическую дату… 

24 апреля 1967 года при возвращении с орбиты в результате отказа парашютной системы спускаемого аппарата корабля «Союз-1» 
погиб Владимир Михайлович Комаров. 

Он стал первым, кто поднялся в космос на этом корабле, он стал его испытателем. И этот корабль верой и правдой вот уже более полувека служит космонавтике и пока замены ему нет. 

Но тогда, в 1967-м «Союз» только начинал свой космический путь. Новый корабль был ещё очень несовершенный. 
И потому даже трудно представить, на какой огромный риск 
шёл Владимир Михайлович Комаров. 
И он знал на что идёт. 

Комаров был одним из самых лучших, 
самых опытных советских космонавтов… 
Он стартовал в космос 23 апреля 1967 года. 
И его дублёром был Юрий Алексеевич Гагарин... 
То есть если бы что-то случилось до старта с Комаровым, 
его кресло бы занял космонавт №1… 

Из-за отказов на борту и нераскрывшейся левой панели солнечной батареи старт корабля "Союз-2", с которым предполагалась стыковка, был отменён. 
Как потом оказалось, это отмена спасла жизнь трём советским космонавтам: Валерию Фёдоровичу Быковскому, Алексею Станиславовичу Елисееву и Евгению Васильевичу Хрунову. 

Владимиру Михайловичу было приказано готовиться 
к возвращению на Землю. Все очень ждали этого возвращения...
Но при спуске отказала парашютная система... 

Гибель Владимира Михайловича Комарова стала настоящим 
шоком для всех. 
Он стал первым, погибшим во время космического полёта... 
В 40 лет он ушёл в бессмертие... 

Роберт Рождественский в те скорбные дни написал пронзительные стихи… 

Никто не должен отмалчиваться, 
Слова оставлять на потом... 
Мы знаем, на что замахиваемся, 
Знаем, на что идем. 
Нервы гудят, как струны, 
В сердце боль отдается... 
Невероятно трудно 
Будущее достается! 
И все же, цветите вишни! 
Гряньте ракетные рёвы! 
Чем ближе мы к звездам, 
тем выше Памятник Комарову!

Именем Владимира Михайловича названа малая планета № 1836.
Её открыл 26 июля 1971 года в Крымской астрофизической обсерватории знаменитый Николай Степанович Черных.
Сегодня малая планета (1836) Komarov на вечернем небосводе
в созвездии Телец. 

Мы помним Вас, Владимир Михайлович! 
Вечная светлая Вам память! 
И спасибо!

https://vk.com/bookmarks?w=wall2192397_5167
Ракурсы » Вселенная » Космонавтика » КОСМОПОИСК-2 (лаборатория полетов, трагичные происшествия)
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск: