долгое это дело..в 26 году запустят , к 32 му долетит..
о скафандрах «Водное выживание космонавтов» - один из обязательных этапов подготовки к полёту. На днях это испытали на себе члены экипажа «Союза», которым предстоит лететь в космос через полтора года. Главные атрибуты тренировки: полётный скафандр «Сокол», гидрокомбинезон «Форель». Объединяет их со скафандром «Орлан», в котором космонавты выходят в открытый космос, одно - всё звёздные доспехи изготовлены на НПП «Звезда», главному конструктору которого, академику Гаю Северину на днях исполнилось бы 90 лет.
Выживание на воде – важный этап подготовки к полету. В эти дни экипаж "Союза", который стартует в космос через полтора года, завершил тренировки в непростых условиях. "В тренировку космонавты входят с надетыми скафандрами "Сокол – КВ-2". Это индивидуальное средство защиты обеспечивает полную герметичность. Даже на этапах выведения на орбиту, если возникает какая-то негерметичность, скафандр сохраняет жизнь и здоровье членам экипажа", — пояснил Анатолий Забрусков, инструктор Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Внутри спускаемой капсулы командиру экипажа Сергею Прокопьеву и бортинженерам — космонавту Олегу Артемьеву и астронавту НАСА Эндрю Фойстелу – пришлось поменять "Сокол" на "Форель". Гидрокомбинезон "Форель", полетный скафандр "Сокол" и скафандр "Орлан" для выхода в открытый космос изготовлены на подмосковном предприятии "Звезда". Именно здесь рождаются средства спасения на воде, в воздухе и в космосе. На МКС готовятся к смене оборудования. Завершается срок службы скафандров для выхода в открытый космос "Орлан МК". В будущем году внекорабельную работу российских космонавтов за бортом обеспечат скафандры нового поколения — "Орлан МКС". Усовершенствованный скафандр "Орлан" – с новой аббревиатурой МКС: модернизированный, компьютеризированный, синтетический. Теперь в нем автоматическая система терморегулирования — космонавту не придется думать о температуре, усовершенствованный климат-контроль, более прочные материалы, без сомнения, это лучший скафандр для выхода в открытый космос. Автоматизированную систему пытались создать во многих странах, и много лет на это было потрачено, но нигде не было доведено до внедрения уже в реальный скафандр, который работает в космосе", — говорит Геннадий Глазов, главный специалист по испытаниям и эксплуатации космических скафандров НПП "Звезда". Новые материалы снизили массу скафандра и увеличили срок его службы. Если "Орланы" предыдущего поколения рассчитаны на 15 выходов в открытый космос, то новый "Орлан МКС" обеспечит более 20 внеземных прогулок. "Срок службы можно увеличить за счет использования материалов. Резину поменять на полиуретан, сменные элементы, чтобы проще было менять, чтобы остальное все было более долговечно", — говорит Сергей Поздняков, генеральный директор — главный конструктор НПП "Звезда". В "Звезде" работа над скафандрами ведется постоянно, уже есть проекты скафандров следующего поколения. В космических доспехах должно быть не только безопасно, но и комфортно. Основы спасательных скафандров заложил Гай Ильич Северин. В эти дни академику российской академии наук, главному конструктору средств спасения и жизнеобеспечения экипажей самолетов, вертолетов и космических кораблей исполнилось бы 90 лет. "Северин сделал первые "Орланы", которые прилетали туда, космонавты могли их подгонять под себя, и сейчас так происходит – без спуска для обслуживания на землю", — рассказывает Сергей Поздняков. В кабинет главного конструктора мог зайти любой, чтобы предложить интересные идеи. Здесь всегда работали и работают с прицелом на будущее. Порой рисковали. В условиях ограниченного времени надо было подготовить программу для первого выхода Алексея Леонова в открытый космос. "Это были абсолютно оригинальные разработки. Ни у кого такого не было. Было это сделано впервые в мире на "Звезде", — говорит Сергей Поздняков. Именно Северин создавал катапультное кресло для первых пилотируемых космических кораблей "Восток", переходной надувной шлюз и скафандр "Беркут" для выхода в открытый космос Алексея Леонова. Мало кто помнит, что под руководством Северина был создан и "космический мотоцикл" для передвижения в открытом космосе. Его с успехом испытал на орбите Александр Серебров. Авиация и космонавтика для Северина были связаны неразрывно. Благодаря его разработкам, летчики после катапультирования не только остаются живыми, но и возвращаются в строй. Его сын, испытатель, Герой России Владимир Северин на себе проверял надежность изобретений отца. "Когда изделия сдавали госкомиссии, приезжали генералы из Министерства обороны. А я ставлю какой-то рекорд. Его спрашивают: "Кто испытатель?" Он говорит: "Мой сын". "То есть, ваш сын все это на себе проверяет?" – вспоминает Владимир Северин. Каждый экипаж, стартующий на МКС, уверенно чувствует себя в полетном скафандре "Сокол", а при возвращении в ложементе, разработанным специалистами "Звезды". Думают здесь и о будущем, разрабатывая новый скафандр для грядущих марсианских и лунных миссий. "Если говорить о Луне, то здесь главная задача – сделать хорошую подвижность ног. Поскольку, существующая оболочка съемная, можно оболочку поставить другую, которая больше ориентирована для ходьбы. И надо будет делать защиту от пыли, думать, как эту пыль, которой там очень много, не занести в корабль", — говорит Сергей Поздняков. Лунный скафандр должен появиться уже в ближайшие годы. Он воплотит все лучшее, что было придумано и отработано конструкторами легендарной "Звезды".
Для всепогодного наблюдения за движением на земных орбитах специалистами Особого конструкторского бюро МЭИ (ОКБ МЭИ, входит в состав АО "Российские космические системы" (РКС)) создан корреляционно-фазовый пеленгатор нового поколения "Ритм-М". Он может определять координаты космических объектов с очень высокой точностью, достигающей 4-6 угловых секунд. "Этот многофункциональный комплекс упростит орбитальную навигацию, сделав маневры более безопасными. Корреляционно-фазовый пеленгатор "Ритм-М" включен в состав российского наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами научного и социально-экономического назначения. Сейчас он обеспечивает управление проходящим государственные испытания спутником дистанционного зондирования Земли "Электро-Л №2" и спутниками системы ретрансляции "Луч", а также разгонными блоками "Бриз-М", — отмечается в сообщении РКС. Принцип работы "Ритм-М" похож на работу любой современной системы спутниковой навигации, только действует в обратном порядке: для определения координат объекта на орбите его радиосигналы улавливаются на Земле разнесенными в пространстве пятью антеннами, из которых состоит "Ритм-М". С антенн информация передается на пункт управления, где специальное программное обеспечение измеряет относительное время запаздывания принимаемых сигналов и пересчитывает результаты измерений в угловые координаты. Такой метод позволяет получать высочайшую точность измерений и не требует установки на борт космических аппаратов специальных траекторных средств.
Melodia, замечательные хокку), космические . Неужели гагаринские? Хотя он был Есь, может быть. Уолт Уитмен - автор строк " я весь не помещаюсь между ботинками и шляпой".. Спасибо!!
"......Интересный человек. Бывший военный летчик, офицер. Летал прежде. Его имя Просветлёнов Владимир Иванович. Он лично знал Юрия Гагарина, учился вместе с ним, потом даже служил вместе с ним. Но дослужился только до лейтенанта. Однажды попал в аварию - и не то, что летать, в армии служить не мог - работает с тех пор то там, то здесь... »
На меня имя Гагарина подействовало магически. И при первой же возможности, после очередной партии мешков я спросил его прямым текстом:
- Владимир Иванович! А это правда, что Вы с Гагариным вместе учились?
Он посмотрел на меня долгим, пронзительным и грустным взглядом. Словно изучал, заглядывал в глубины моего существа и только потом сказал:
- Правда. Так и было. Учился я вместе с Юркой (он так и сказал - «с Юркой») в Оренбургском Первом военном авиационном училище... А потом немного служили вместе... Славный был парень Юрка... И не совсем такой, как пишут о нём и говорят. Любят люди посплетничать или придумывать, а он был... Да что там говорить... Все почему-то думают, что он только и делал, что улыбался. А он тосковал часто… особенно во время учёбы и на службе тоже. Задумчивый был. Вроде смеётся со всеми, и вдруг задумается, и молчит... Это был человек большой души. Стихи писал. Да, да, писал! Хотя об этом мало, кто знает. Увлечение своё он скрывал, тогда в армии это не приветствовалось, и навредить могло, если бы начальству кто донёс или прочитал. А писать стихи он начал ещё, когда в Саратовском индустриальном техникуме учился. Тетрадь свою со стихами он прятал, никому не показывал. Мне показал… доверял мне, не знаю, почему... А ещё Юрий буддизмом увлекался. Это философия такая. Индийская. Тоже никому не говорил, но я знал. Как-то в разговоре обмолвился он про «сансару» и «пустоту», и я обо всём догадался. Я хоть и не очень в этом разбирался, но что-то понимал...
- Интересно, где эта тетрадь со стихами? Стихи-то какие-нибудь помните? О чём писал Гагарин? - Да… уничтожил он эту тетрадь. После 1959 года он и писать-то перестал. А начал вроде как… ещё в 1951 году. Я не все читал, только некоторые. Стихи у него были не совсем обычные… даже и на стихи не похожи. Если очень интересно, могу показать. Когда он ту тетрадь порвал - один листок затерялся. Я его подобрал и сохранил… без его ведома. Думаю, Юра бы не обиделся, если бы дожил до этого времени... - И где же тот листок? - С собой всегда ношу, в специальной папке, как драгоценность храню. Пойдём, покажу.
Он вынул из ящика стола потрёпанную картонную папку с грязными завязочками. Достал из её чрева пожелтевший листок бумаги, выдранный из тетради в клеточку, и положил на стол. Я с жадностью впился в текст.
- А переписать можно?
Мой собеседник внимательно посмотрел мне в лицо, заглядывая, наверное, в самую душу.
- Хорошо. Но дай слово, что до 2011 года, до полувекового юбилея его полёта в космос никому не расскажешь про этот листок. Потом можно. Я тогда уже и жить не буду... - Обещаю. - Тогда переписывай. Даю пять минут.
Стихи были написаны ровным, разборчивым почерком и я переписал эти строки в свою записную книжку. Потом от прапорщика П. я узнал, что Просветлёнов - не настоящая фамилия этого человека. Он изменил её в 1970 году по неизвестным причинам. А в 2000 году один мой знакомый был несколько месяцев по делам в городе НН. Я попросил его по возможности узнать про бывшего военного лётчика, бывшего заведующего складом Просветлёнова В. И. Мой знакомый узнал, что этот человек умер в 1999 году от цирроза печени в том же городе НН...
Может быть, всё это похоже на вымысел Просветлёнова. Но всё же я не думаю, что Владимир Иванович мог просто соврать тем мартовским днём 1984 года. Если выдумывают что-то об известных людях, то выдумывают нечто более необычное и менее правдоподобное. Считаю возможным и необходимым представить эти стихи общественности в надежде, что эти произведения будут небезынтересны, как историкам космонавтики, так и широкому кругу любителей поэзии. Мы можем только как-то домысливать услышанное и прочитанное. Как знать, может эти строки из тетради ближе к истине, чем множество других версий о событиях 1968 года… *
Продолжение
Я пронёс записную книжку с удивительными стихами через всю свою военную службу, хотя неоднократно мог потерять. Если честно, тем событиям я не придал особого значения. Гагарин и буддизм? Эти слова звучали слишком странно и абсурдно. Но стихи сохранил и копировал неоднократно. Поначалу мне всё же казалось, что это просто выдумки травмированного лётчика. Но неожиданно для меня эта история возымела продолжение.
В 1985 году после службы я поступил в университет и был завсегдатаем студенческой библиотеки. Сидел в библиотеке допоздна, и кроме книг по специальности всегда брал что-нибудь «для души». В частности заказывал книги М. Цветаевой, М. Волошина, Р. Рильке, И. Бунина. Нередко в библиотеке работал старенький дедушка, он был похож на интеллигента, ныне уже забытого «серебряного века». Частенько он сокрушённо качал головой после моих обращений, мол, не могу выполнить Ваш заказ, хотя эта книга в каталоге есть, но... Читать Цветаеву и Бунина в те годы было заявкой на оппозиционность.
Старый библиотекарь всё же давал мне томик стихов Цветаевой, но смотрел так многозначительно, словно хотел сказать: «Вы бы ещё роман «Бесы» Достоевского попросили и Мандельштама в придачу...» И было заметно, что он хочет поговорить о Цветаевой, но вроде как сомневается. В разговор его тянуло, он задавал какие-то вопросы, и удалось его разговорить.
Оказалось, что зовут его Анатолий Дмитриевич Минеев, всю жизнь работал библиотекарем в разных городах и разных учебных заведениях. Немного поговорили с ним о Цветаевой (поэзию которой он очень любил), о Волошине, о редких книгах, об издании летописей. Затем потянуло его на воспоминания: о жизни до войны, о том, как он и где воевал, о работе... Слушал я не очень внимательно, чего-то интересного и нового для себя не находил. Слушал больше из уважения, чем из надежды узнать что-то новое и интересное. И вдруг до моего рассеянного сознания доносится фраза:
- А в пятидесятые годы я работал библиотекарем в Оренбургском военном лётном училище...
Стоп! Тут я просто «включился»: - А может, помните такого курсанта - Юрия Алексеевича Гагарина?
- Помню, как же не помнить! Часто заходил в библиотеку, брал разные книги. Интересный был парень, любознательный, читал много. И библиотека в училище была хорошая. Богатая. Книги были там уникальные. И вот почему: в 1949 году в училище передали всю личную библиотеку инженера Андронова Игоря Петровича. Я, почему запомнил - там на каждой книге был его экслибрис. Библиотека была знаменитая, наверное, лучшая из частных библиотек Оренбурга. Инженера Андронова расстреляли по приговору губчека в 1923 году за контрреволюционную пропаганду, а библиотеку конфисковали. Где она потом находилась - не знаю. А в 1949 году передали её училищу. А затем в 1950 году приходили с проверкой и забрали некоторые запрещённые книги: «Бесы» Достоевского, Ницше, Соловьёва и ещё какие-то.
- А какие книги брал читать курсант Гагарин? Кроме, конечно, книг по специальности, кроме математики, аэродинамики... Какие художественные произведения он читал?
- Разные. Пушкина, Гоголя, Лермонтова... Из иностранных - Уолта Уитмена, очень уважал он этого поэта. Уильяма Блейка - дореволюционное издание было. И ещё сборник «Тексты раннего буддизма». Мне, почему эта книга запомнилась, я говорю: «Это не стоит внимания, это перевод с пали на английский язык, а затем с английского на русский. Текст исказился... Надо или на языке оригинала читать, или хотя бы перевод с языка оригинала». Не послушал - взял. А вот, кто переводчик - не помню. На английский, кажется, Чарльз Фиджеральд, а на русский - забыл. Ещё брал он сборник «Классическая японская поэзия». Тоже дореволюционное издание. Переводчика… не вспомню. Но редкая это была книга - очень малым тиражом в своё время вышла...
Похоже было, что действительно Гагарин интересовался в своё время буддизмом. Но почему? Откуда у него взялся этот интерес? Возможно, школа?
Новые факты появились у меня в 1986 году. Тоже случайно, через знакомых судьба свела меня с Долонтовичем Фёдором Степановичем - краеведом из Смоленска. Про Смоленщину он, кажется, знал всё, что только можно и нельзя было знать. Он был проездом в Киеве по каким-то своим делам и зашёл к нашим общим знакомым. Разговорились о том, о сём. Оказалось, что мы оба интересуемся летописями Руси и событиями 1150 - 1190 годов.
Также говорили о диалектах Смоленщины. На эту тему он мог философствовать долго, хотя по специальности был и не лингвист. Я с интересом слушал: «...К середине XIX века основным разговорным языком на Смоленщине был говор очень близкий к белорусскому языку, но затем он был постепенно вытеснен великорусским наречием. Не верите? Могу показать одну песню, записанную в селе Клушино собирателем фольклора Лодогоновым Павлом Павловичем в 1820 году... Очень жаль, что его коллекция народных песен Смоленщины до сих пор не опубликована...» И показал рукописный текст. Я скопировал, а потом отредактировал по правилам современного белорусского правописания: Пустэча ў хаце маёй, Толькі свечка гоніць цемру Пустэча, пустэча... Калі я памру Хай загасне разам з душой Мая свечка - пайду ў цемру Як пойдзе перш за ўсё... Хай чорны крумкач Хай чорны сабака Хай чорны кот Шлях мне пакажуць У пустэчу Дзе спакой знайду...
- Невероятно! Песня удивительной глубины и не очень типичная для славянской культуры. Меня давно интересует село Клушино. А не могли бы Вы узнать, какие учителя работали в школе этого села с 1900 по 1950 годы?
- Понимаю ваш интерес... Хе-хе... Не простая задача... Это всё равно, что мне просить у Вас расписание пассажирских пароходов на Днепре за 1870 год. Но попробую. Сообщу письмом.
- И желательно про каждого учителя, если будет возможность, где получил образование? И какие школы, и когда были в селе Клушино: церковно-приходские, земские...?
Он своё слово сдержал. Через год я получил подробный список. Заинтересовало меня одно имя: Пустоделов Иван Петрович - выпускник Санкт-Петербургского университета, кафедры философии. Учительствовал в Клушино и других сёлах Смоленщины в 1910 - 1925 годах. В 1925 умер от чахотки, был похоронен в Смоленске, могила не сохранилась. Это уже было интересно.
У меня в те годы был знакомый в Питере (тогдашнем Ленинграде), который работал в университете и мог поднять архивы. Я попросил его поинтересоваться выпускником философского факультета Пустоделовым И. П. Довольно скоро я получил письмо с такой информацией: «Пустоделов Иван Петрович, 1885 года рождения, из мещан, окончил гимназию в г. Смоленске, в 1905-1910 годах учился на философском факультете, защитил диплом на тему: «Эволюция концепции нирваны в раннем буддизме», под руководством профессора Щербатского Ф. И. (1866 - 1842). Изучал санскрит и тибетские языки. Находился в марксистском кружке Охримеева Г. Н., но избежал ареста. Выдвигал концепцию сочетания буддизма и марксизма, за что был неоднократно высмеян в студенческой среде».
Становилось уже очень интересно: выходит в Клушино, в родном селе Юрия Гагарина учительствовал в своё время специалист по буддологии, знаток санскрита и тибетских языков... Притом в то время, когда в школе мог учиться (или быть на курсах по ликвидации безграмотности) отец Юрия Гагарина - Алексей Гагарин... Поразительно!
С именем Пустоделова И. П. я вновь столкнулся в Харькове, весной 1988 года. Это был странный и удивительный год, который многое изменил в моей судьбе. Я зашёл к знакомому филологу, который подпольно занимался украинской поэзией двадцатых годов ХХ века, и услышал от него следующее: «Я слышал, ты интересуешься буддизмом. Я не одобряю твоё такое экзотическое увлечение. На родной ниве есть поле для жатвы, которое уродилось обильно, а урожай гибнет. Но если тебя так это интересует - познакомлю тебя с одной дамой. Это Минцева Ольга Прокофьевна. Она какая-то дальняя родственница профессора Розенберга Оттона Оттоновича - известного буддолога. Сейчас она живёт в Харькове.
Разговор с Ольгой Прокопьевной оказался интересным. Ей было уже за восемьдесят, но память у неё была прекрасная. К тому же она сохранила много рукописей из архива Розенберга. Я начал расспрашивать про коллег, учеников профессора, она ответила: «Он рано умер… какие там ученики, не успел он вырастить учеников. Сам он считал себя учеником профессора Щербатского... Впрочем, был один человек, который называл его учителем - Пустоделов Иван Петрович. Он был старше Розенберга на три года, но бывает и так, что учитель моложе ученика... Они переписывались некоторое время. Все свои статьи и рукописи Пустоделов присылал на рецензию. Нет, они не сохранились... Хотя... Есть тут одно письмо... Точнее, черновик письма... Я не знаю, было ли оно отправлено. Здесь много правок, наверное, оно было потом переписано… Вот оно...»
Это письмо мне любезно позволили скопировать. Приведу полностью:
«Уважаемый Иван Петрович! Прочитал рукопись Вашей статьи «Праджняпарамитасутра и развитие школы Тхеравада на Цейлоне». Статья требует доработки и переработки. Даже речи не может идти, о публикации этого в «Библиотеке буддиста» или в каком-нибудь другом научном издании. Во-первых, Вы неоднократно ссылаетесь на книгу Германа Мюллера «Буддизм». Но это не научное издание! Это популярная брошюрка, рассчитанная разве что на гимназистов. Я сожалею, что в своё время эту книгу Вам подарил. В то время, когда Г. Мюллер (со всем уважением к нему) писал свою книжку, многие тексты буддизма были не то что не переведены, но и неизвестны науке. Многие положения оттуда устарели и не соответствуют действительности. Во-вторых, просто удивила фраза: «Кризис, который пережил буддизм в IV веке новой эры...» Откуда вы это взяли? И кто Вам вообще сказал, что буддизм в IV веке переживал какой-то кризис? Если Вы так считаете, пожалуйста, дайте ссылки. Я уже молчу о стилистике, которая далека от научной. «Блестящий и непревзойденный учитель южного, насыщенного утонченной мудростью буддизма…» Это годится разве что для литературного произведения, а не для научной статьи. С уважением, Розенберг О. О.»
Постепенно в моей голове прорисовалась картина. Так вот, кто и когда мог донести идеи буддизма до простого деревенского паренька, которому суждено было первым достичь Великой Пустоты Космоса...
В заключение добавлю отрывок письма, который я получил в 1989 году от Долонтовича Ф. С.
«...Помню, что Вы очень интересуетесь учителем Пустоделовым И. П. Знаете, что мне удалось найти? Его дневник! Правда, без первых страниц и без последних, но там есть очень интересные эпизоды, касающиеся его учительства в деревне Клушино. В частности он упоминает про одного ученика - Алексея Гагарина. Судя по всему, это и есть отец знаменитого Юрия Гагарина. Копию дневника, точнее того, что сохранилось Вам пришлю...»
*
Дневник
Этот дневник я получил только через год. Чудак-краевед прислал мне его обычной почтой, то ли не сознавая, то ли пренебрегая ценностью документа. Я почему-то надеялся только на копию. Дневник состоял из отдельных листочков бумаги, сильно повреждённых временем. На некоторых страницах вообще невозможно было хоть что-то разобрать. Судя по всему, дневник не хранили, он просто валялся где-то на чердаке, и его повредила вода.
Однако кто-то же нашёл его (когда, кто?) и даже прикрепил металлической скрепкой (уже ржавой) листок с надписью небрежным почерком: «Дневник сельского учителя Пустоделова И. П.» На большинстве страниц не было никаких дат. На некоторых были отмечены только число и месяц, без года. Все листы были разрознены. Надеюсь, что я правильно расположил их в хронологическом порядке, хотя утверждать точно не могу. Орфография дневника, разумеется, дореволюционная, а здесь в современной орфографии. Ниже текст (который удалось разобрать) полностью и без комментариев:
(Страница сильно повреждена) ...три дня. Жизнь в глухом селе, в глухой губернии имеет те преимущества, что здесь покой и умиротворение приходят сами по себе, как Будда в своё время - «Тот, что приходит сам по себе». Это о здешней тишине. Особенно зимой. Сегодня целый день наблюдал белый пушистый снег, которым засыпало всё, даже чёрные деревянные дома облеплены им и стали белыми. Обманчивое ощущение чистоты. А ещё слушал потрескивание дров, сухих берёзовых дров в печи. Даже приятно, что в эту глушь мне не приносят газеты и не заходят в гости докучливые знакомые.
А самое главное - море свободного времени, можно, наконец, всерьёз заняться изучением текстов и языков, особенно японского и санскрита. Читал сегодня книгу Еклюнда, неплохое издание: Eklund J. A. Nirvana, en religions historiks unders; kning. Upsala, 1899. Интересно. Содержательно. Хотя Шрадер этот вопрос изложил глубже и научнее: Schrader F. O. On the problem of Nirvana. JPTS, 1905. Сашка обещал прислать словари, меня особенно интересует новое берлинское издание китайско-немецкого. И ещё обещал Чжуан-цзы на языке оригинала. Надо будет сравнить с английскими переводами...
(Несколько очень повреждённых страниц)
20.01. Бродил по глубокому снегу возле села пока не свалился с ног. Лежу на снегу, а тут прилетает ворона. Чёрная на белом снегу. Села около меня и начала каркать. И вдруг сквозь серые облака выглянуло солнце... Это… как просветление... Сатори... Вернувшись в дом (чуть не написал «домой», но у меня нет дома), писал стихи до глубокой ночи. Сначала в европейском стиле, потом в китайском, подражая Су Ши, затем в японском - танка и хокку. И всё о снеге. Всё на одну тему...
21.01. Наконец получил почту! Сашка не подвёл! Прислал сборник японской классики на языке оригинала, издан в Токио пять лет назад, Басё, Бусон... Преимущественно хокку. Из танка в сборнике есть Оно-но Комати и Фудзивара Тосинари. Чудо! Составитель, как чувствовал, именно мой вкус в поэзии. Половину всего этого я читал впервые. Ещё и на японском. Переводы искажают красоту текста. Не знаю, появится ли когда-нибудь у нас мастер перевода японской поэзии? Надеюсь. Интересно, где Сашка эту книгу достал? Не написал об этом ничего. Завтра...
(далее текст повреждён)
10.02. Провёл уже несколько уроков на тему: «Япония и японская поэзия». Рассказывал про буддизм и Будду. Без этого никак. Смешные эти дети косарей и хлеборобов. Слушали заворожённо. Потом пробовали вместе составлять хокку. Особенно заинтересовался этим один мальчик - Алёшка Гагарин. Попросил у меня тетрадь, чтобы записывать стихи. Кто знает, может, из него что-то стоящее и вырастет...
15.04. Чжуан-цзы на китайском - это даже не философия… это песня! Читал просто с диким наслаждением. Особенно главу «Знание бродило на севере». Это был мастер времени... Точнее, вечности... Потом я пошёл гулять по селу. На старой колоде вырезал перочинным ножом иероглиф «дао»... Не так давно пропала у меня брошюрка по буддизму, которую я постоянно перечитывал. Оказалось, украл её Алешка Гагарин после моих рассказов про Будду. Решил подарить ему эту книгу, может, действительно заинтересуется... Пожурил его только немного, чтобы не брал у меня книги без спроса.
17.04. Опять с детьми составляли хокку. Интересно. Алёшка Гагарин принёс свою тетрадь со стихами. Приятно удивил. Особенно мне понравилось вот это:
*** На сенокосе Ветер колышет траву Холодная роса...
*** Над селом моим Грустью переполнен Бледный месяц. "
Целью реализации теории общности буддийского учения и марксизма-ленинизма должно было стать принятие советским правительством буддизма в качестве государственной идеологии. Рерихи верили, что только буддизм будет способен дать полное осознание коммунистических идей простыми людьми. Они считали, что «некоторые слои крестьянства не могут вместить идею коммунизма», т.е. принять коммунистическую идеологию (очевидно, в первую очередь, в части обобществления имущества), поэтому было «необходимо новое обстоятельство, которое введет их в русло истинной общины». Этим «всемирным обстоятельством» могло стать только «принятие коммунизма буддийским сознанием», его «глубокое осознание», которое «даст полное благосостояние народам». Для этого учение Будды должно было «проникнуть в народ». Считалось, что если СССР «признает буддизм учением коммунизма», то последователи Рерихов смогут оказать «деятельную помощь, и сотни миллионов буддистов, рассыпанных по миру, дадут необходимую мощь» движению коммунистической революции в мире (в первую очередь, в Монголии и Тибете). И тогда Европа «будет потрясена союзом буддизма с ленинизмом» http://vphil.ru/index.php?id=552&option=com_content&task=view
статью продублирую в тему " из прошлого", раз уж в ней затронуты философы и момент зарождения коммунистической идеологии.
Цитата
Н.А. Бердяев в свою работу «Новое религиозное сознание и общественность» включил главу под названием «Социализм как религия». Он писал, что «в социализме чувствуется религиозный размах, универсальность идеи, и эта связь с целями религиозными особенно чувствуется в самой совершенной форме социализма – в социал-демократии» [Бердяев 1999, 127]. В статье «Религиозные основы большевизма» Н.А. Бердяев отметил, что «русский большевизм – явление религиозного порядка, в нем действуют <...> религиозные энергии», поэтому эта идеология представляет собой «социализм, доведенный до религиозного напряжения и до религиозной исключительности»
..
Эти воззрения перекликаются со словами Н.А. Бердяева о том, что «социализм стремится к... освобождению человечества от гнета природы, от необходимости, от страдания» [Бердяев 1999, 127], – как известно, преодоление страдания является одним из главных положений буддийского учения
Пиркс, а буддийские страны воевали с кем-нибудь ? Насколько помнится как-то странно воевали.. - Тибет захватили китайцы, Индия веками была под Англией..
Индия - это не буддизм, Китай - скорей всего развился из буддизма, Индонезия, японский сионизм - тоже ветвь буддизма. Вобще шаманизм обвиняет буддизм поглощении. А может я ошибаюсь.
Сообщение отредактировал: Пиркс - Пт, 26.08.2016, 20:35
Синтоизм , в смысле, японский? Там, язычество, помоему, многобожие .. Продвинутые религия многобожия нп терпят. Индия нп буддизм? Как же.. Индуизм - да, но и буддизм тоже , параллельно .
я тоже((, Будда же индийский принц, и логика подсказывает, а оно не так - 80 процентов там индуисты, остальное ислам, христианство, буддизм даже не упоминается (.
Цитата
Хотя родиной буддизма и является Индия, в настоящее время буддизм в Индии представлен либо в тибетском, либо (изредка) в шри-ланкийском варианте. Индуизм, вобрав в себя многое из учения Будды Гаутамы, осмыслил последнего как одну из аватар бога Вишну.
ну как я понимаю, равенство всех и ненасилие индуизм не вобрал в себя.
Буддизм это же своего рода гармония, в Китае же гармония основана на социальной справедливости.
ЦитатаПиркс ()
И всё таки индуизм мудрее. Зло в его понимании узаконено, имеет свое место и время.
.... в индуизме человек стремится обрести власть над материей......стать равным Творцу....??? Мудрее или нет? Но если вспомнить о том, что когда то был всемирный потоп....и место и время уже было у новой цивилизации.) а людям очень хочется удержать самое лучшее из обоих миров, духовного и материального, но ужасно не хочется выбирать)
....да в христианстве люди должны принимать страдания, как судьбу, как волю Бога....смиренно и уповать на милость его. А в индуизме наверно мудрее - самосознание, самореализация, что ведет к освобождению от страданий. Христиане надеются и верят в спасение и к тому же в прощение грехов. А вот индуизм, мне кажется верит в то что карму человека изменить невозможно? Мудрее ли....кто знает? К тому же вера в реинкарнацию...наказание за грехи? Библия говорит, что жизнь человеку даётся только один раз: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд... " Кстати, теорий ренкарнации множество и каждая кардинально почему то отличается друг от друга. У кришнаитов тело низшая материя, оно уже изначально греховно - наказание души получается? Если человек в следующей жизни воплотится, например, в тело льва, это считается наказанием за то, что в течение своей предыдущей жизни его душа, имея человеческое тело, не пришла к сознанию Кришны, а её носитель - человек занимался страстным поеданием мяса. А в библии душа ведь чиста и прекрасна изначально. А буддизм По сути дела - скрытый атеизм. Буддисты не признают существование души и Бога. Хотя там тоже , если начать вникать, понимаешь, что буддизм буддизму рознь. Да и ещё. Не всякая сосулька, упавшая с крыши на голову, есть работа кармы. Может висеть ей надоело, вот и упала.) А вот у индусов, там всё карма: плохо ли или хорошо. Будда осуждал такое воззрение.
Мне кажется мы придаем слишком личностное отношение к этому процессу. Ведь какая разница на какие составляющие распадается оболочка человека, вознесется ли она или это будет тело льва и мыши. Ведь все есть энергия, и душа тоже. https://youtu.be/Y9lS7mXCh7M
Но энергия тоже разная, даже, когда она есть. Ее можно просто держать в себе, а можно ведь и отдавать) В человеке скрыт колоссальный резерв внутренней мощи, но ... Есть люди, которые просто светятся, прям такой блеск в глазах видно, чувствуется драйв внутренний) А можно быть в меру здоровым, хорошо выглядеть, но при этом оставаться абсолютно деревянным внутри. Ни мощи, ни силы, ни подъема из таких глаз не сквозит. Чем больше масштаб видения себя и своего вклада в мир, тем больше энергии. зачем нам сила, тонус, энергия, драйв, энтузиазм? Наши цели определяют наши силы. Можно заниматься всевозможными практиками, но при этом, толком не знаеть, зачем нам все это, и сил у нас будет ровно на то, чтобы заниматься этими практиками. А вот драйв он из другой оперы.) Прорывные силы, энтузиазм и жажда жизни появляются в тот момент, когда человек обретает свою цель и начинает к ней двигаться. Выходит, что энергия дается на дело? Иными словами, когда человек принимает твердое решение свернуть горы, он вдруг обнаруживает, что способны на это.) И никакие предварительные практики для этого фактически не нужны.) Вера в себя, цель и желание... Пока нам не на что тратить силу – мы ее и не обретем.
Вот почему Гагарин, к примеру, просто светился изнутри, у него была сила и он ее реализовывал....такой просто постоянный драйв внутри.... И у кота в сапогах, кстати тоже, чего не скажешь о его хозяине.) Если человек сделал тебе больно, не отвечай ему тем же, сделай добро. Ты другой человек. Ты лучше.
Сообщение отредактировал: Melodia - Вс, 28.08.2016, 13:29