Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Монадология
Монадология
lu-chia
Сообщение #1 | Чт, 03.09.2020, 18:57
Группа: wing
Сообщений: 27617
Это снова о Лейбнице).
Стала искать информацию о принципе Лейбница в других источниках, не у Переслегина. Пока не нашла )) потому, что методология науки штука специфическая, перевили это или нет , я еще не узнала. 
Как это постоянно происходит, нашлось другое.

У современных ученых редко хватает времени больше чем на одну научную дисциплину. Лейбницу его хватало на все. Он внес свой вклад в развитие философии, физики, математики, биологии, лингвистики и многих других наук. Он описал двоичную систему счисления, на которой основана современная компьютерная техника, и предсказал появление Европейского союза.
https://germania-online.diplo.de/ru-dz-r....1938106




Ни для кого не секрет, что многие философы и ученые прошлых веков были невероятно разносторонними и образованными людьми. Они не ограничивались одной специализацией, а познавали этот мир во множестве его проявлений. Но есть среди них особенно результативные и загадочные личности. С одним из таких загадочных ученых мы познакомились в рамках курса Олега Мальцева «Практическое применение европейской философии».Готфрид Вильгельм Лейбниц (нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz, 1646 — 1716) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Этот человек оказался настолько зашифрован, как личность, что вызвал особый интерес в рамках нашего курса прикладной философии. Во-первых, сложно говорить о философии Лейбница, потому что вся она заключается лишь в небольшом труде «Монадология», которую он даже не издал при жизни. Во-вторых, основные его научные достижения лежат не в философии, а в других областях. В-третьих, Лейбниц не столько продвигал свою философскую мысль, сколько пытался примирить все философии, античных, схоластических и картезианских идей на основе метода всеохватности и строгости рассуждений. Отдельно стоит подчеркнуть его стремление создать новый европейский язык, который бы объединил всех интеллектуалов.
Этот человек был значимой фигурой не только в научных, но и в политических кругах Европы. Готфрид Лейбниц был советником Императора Всероссийского Петра I, немецкого герцога Эрнеста-Августа Брауншвейг-Люнебургского, и других важных политических деятелей. Он стал основателем и первым президентом Берлинской академии наук, а также членом Французской Академии наук.
Это является достаточно странным, невероятный уровень интеллекта, научных достижений, влиятельных статусов в научных и политических кругах, при этом, практически никакой критики и оппонентов.
Особенно из достижений Лейбница стоит отметить создание сложной науки комбинаторики. Вспомним, что есть академик Мельников, который разработал «Систему комбинаторного управления ситуациями» (СКУС). Научные сотрудники и соискатели институтов Олега Мальцева уже много лет изучают СКУС и отмечают, что система эта очень непростая. Альтернативным подходом СКУСу считается наука выполнения задач (НВЗ), которая более проста и востребована в современных реалиях.
Давайте перечислим основные достижения Готфрида Лейбница:
  • создал математическую логику;
  • описал двоичную систему кодировки «0-1», которую использовали в программировании во всем мире;
  • ввел понятие живой силы (кинетической энергии) и сформулировал закон сохранения энергии;
  • разработал концепцию бессознательной психической жизни;
  • сформулировал закон достаточных оснований;
  • ввел понятие «модель»;
  • сформулировал принцип наименьшего действия;
  • создал теорию исторического происхождения языков;
  • ввел огромное количество терминов науки.

Чем же этот человек занимался? Какова была главная цель его деятельности?  
После получения степени доктора права, Лейбниц отклонил предложение остаться работать в Альтдорфском университете ради того, чтобы отправиться в Нюрнберг в Орден розенкрейцеров. Лейбниц без труда был принят в орден, где занимался алхимией и вел документы ордена, в качестве секретаря. Он был настоящим полиглотом — владел латынью, греческим, немецким, французским и британским. В детстве он перечитал огромную библиотеку своего отца, профессора философии морали, и уже в 12-летнем возрасте не только превосходил своих сверстников, но и восхищал ученых мужей. Язык был отдельным предметом его исследований. Лейбниц исследовал историю разных языков и создал теорию исторического происхождения языков. Его целью было создать новый язык, который объединит всех интеллектуалов Европы. Лейбниц считается творцом основного немецкого философского и научного лексикона.  Работе он посвящал все свое время, ложился спать за полночь, часто засыпал в кресле над столом, а просыпался не позднее семи утра.
Лейбниц жил в разных городах и странах. Он много путешествовал по дипломатическим делам, не оставляя научной деятельности. Его знакомство с Петром I, впоследствии, привело к созданию первой Академии наук в Петербурге и активному развитию науки в России.
В Германии в 1700 году Лейбниц основал Берлинскую Академию наук и стал ее первым президентом. Также был принят иностранным членом Французской Академии наук.
«Вероятно, биография Лейбница сильно откорректирована, особенно последние годы его жизни. Мы столкнулись не просто с философом, а с человеком 4-го уровня истории. Внешне такой человек ничем не отличается от других, но его способности и знания несравнимо выше», — к такому выводу пришел академик Олег Мальцев.
Такие люди появляются не случайно и просто так ничего не делают. Сама философия Лейбница — монадология — занимает лишь малую часть всей проделанной работы. Более того, сам Лейбниц при жизни не публиковал этот труд. Впервые он был опубликован на немецком языке в переводе Г. Келера: «Lehrsätze über die Monadologie…», Frankf.-Lpz., в 1720 году. Вся суть этой работы описана в 90 коротких абзацах и заключается в том, что существует самая простая субстанция, не имеющая частей — монада. При этом, Лейбниц рационально обосновывает монады с позиции пяти наук: математики, физики, метафизики, психологии и биологии.
 В большей степени, нежели в философии, Лейбниц проводит сложные научные разработки в нескольких областях науки, которые представляют собой огромную ценность для всех последующих поколений ученых. Все исследования он проводит по определенной программе и ее результатом становится внушительный список достижений. Особе внимание стоит обратить на его желание создать единый язык для интеллектуалов и введение множества новых терминов в науку. Дело в том, что введение новой терминологии меняет науку, и Лейбниц это прекрасно знал. Также он мечтал объединить Европу не только языком, но и территориально, в единое государство без границ. Сегодняшний Евросоюз, по сути своей, является воплощением замысла Лейбница. Многие научные и философские теории подвергались жарким обсуждениям и критике. В случае с Лейбницем, ему практически никто не оппонировал. 
 
https://oleg-maltsev.com/ru....istorii
lu-chia
Сообщение #2 | Чт, 03.09.2020, 18:57
Группа: wing
Сообщений: 27617
Для чего он это все сделал?
Можно дать человеку готовую машину, а можно дать инструкцию, как собрать машину. В науке можно сделать открытие или изобретение, а можно создать основания, чтобы что-то новое появилось. Когда изобретали атомную бомбу, все начиналось с исключения непонятного. Когда академик Олег Мальцев анализировал деятельность Лейбница, у него сложилось такое впечатление, что Лейбниц непонятное делает понятным, специально создавая условия для кого-то другого. Он разрабатывает свод систем, которые позволят кому-то сделать новые открытия.
Давайте попробуем предположить, для чего нужны эти исследования. Для производства не нужны, для промышленной революции не нужны, они предназначались для чего-то другого. При жизни Лейбница их час еще не настал, все произойдет в начале XX века.
В 1920-х годах в СССР появляются два ученых из Гейдельберга — академики Г. С. Попов и А. С. Яковлев, которые обеспечили колоссальный взлет науки и техники. Вот тут то и понадобились условия, заложенные Лейбницем еще двести лет назад. В первую очередь, это позволило академику Попову обосновать существование ЯРГ (Ядра рецензорной группы) и механизмов взаимодействия ЯРГ и других блоков памяти.
В результате проведенного анализа Олегом Мальцевым, мы можем увидеть какие исследования Лейбница позволили Попову обосновать свои научные открытия:  
  • Комбинаторика Лейбница стала условием, благодаря которому Попов смог доказать свою теорию, что каждый человек изначально рождается преступником. То есть, с бандитским ЯРГ.
  • Математическая логика — на ней будет построена кибернетика, что впоследствии, станет основой в модели работы кибернетических систем, таких как автоматика памяти человека. Возникает понятие АСУ — автоматизированные системы управления, что позволяет обосновывать взаимодействие ЯРГ и памяти.
  • Двоичная система исчисления «0-1» — позволила обосновать наличие и отсутствия импульса ЯРГ, а также движение от ядра и к ядру.
  • «Живая сила» — на этой основе Попов смог обосновать, что ЯРГ генерирует силовой компонент. Обоснование этой силы требовало наличия термина, и он был введен Лейбницем.
  • Концепция бессознательной психической деятельности — позволила описать автоматический режим взаимодействия ЯРГ и памяти, то есть, прямое беспрепятственное движение импульса от ядра в сознание.
  • Закон достаточных оснований — позволил разработать теорию доказательств. По сути, позволил убрать всех с пути. Если нет достаточных оснований считать заявление достоверным, значит это просто теоретическая гипотеза.
  • Введенный термин «модель», то есть, система, позволяющая исследовать другую систему – на основании этого Попов выводит модель устройства памяти человека и говорит о том, что кроме рабочей модели памяти мы не сможем ее никак иначе представить.
  • Принцип наименьшего сопротивления — это принцип работы автоматики, который описывал Попов.
  • Обоснование первичности языка всему остальному. Язык предтеча всего, и Бога тоже — иначе, откуда мы знаем, что есть Бог, если нет такого слова. Термины нужны для того, чтобы описывать научные выводы. Лейбниц создал терминологический фундамент, чтобы Попов смог академически обосновать свои выводы.
  • Зачем Лейбницу понадобилось примирять все философии — это примирительная функция, без которой нельзя обосновывать теорию ключевого навыка эпохи. Почему ранние философы думали иначе — потому что тогда был другой ключевой навык. Человек мыслит на базе ключевого навыка, соответственно, философия должна быть адекватна ключевому навыку. Например, трактат XVI века Иеронимо Санчеса де Каранза «Философия оружия» прямо указывает на ключевой навык той эпохи. Когда меняются потребности, меняется философия. Примирить все философии можно именно на базе ключевого навыка. Философия Аристотеля не актуальна в эпоху буржуазных революций, потому уже другой ключевой навык. Но считать философию Аристотеля неверной и выбрасывать ее не стоит, потому что времена могут измениться и тот ключевой навык может снова вернуться.
     
    Обратите внимание, Лейбниц считается уважаемым философом, но все же, не считается великим. Вероятно, он не ставил себе такой задачи, он создавал огромную математическо-психологическую базу и «двери» для будущих поколений. То есть, недостаточно одной философии, нужен научно-методологический аппарат, позволяющий доказывать и обосновывать. Чем ближе к нашему времени, тем меньше прикладных знаний оставалось в академической науке. Но благодаря Знающим людям, строителям «дверей», в академическую науку, в нужный момент времени, можно было вводить необходимую часть знаний из науки европейского мистицизма (подробнее в статье «Мир на пороге 4-го переворота в науке и философии»). Кроме того, Лейбниц показал метод, как создавать условия для последующих научных открытий. Сегодня становится очевидно, что у Яковлева и Попова были все условия, чтобы обосновывать теорию памяти, создать на этой базе методы подготовки и обучения людей, что позволило им творить чудеса. Часть биографии и деятельности этих выдающихся академиков, мы скоро сможем узнать из книги «Рыцарский орден русских воров», выход которой запланирован в 2019 году. 
    https://oleg-maltsev.com/ru....istorii
  • lu-chia
    Сообщение #3 | Чт, 03.09.2020, 18:58
    Группа: wing
    Сообщений: 27617
    Неудовлетворенность спинозовским представлением о субстанции и локковским решением проблемы происхождения знаний побудила Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716) выдвинуть свою метафизическую гипотезу о сущности вселенной. Согласно Лейбницу, все тела, из которых состоит универсум, есть сочетания простых субстанций, или монад. В отличие от тел, монады непосредственно едины, а потому не могут сложиться и разложиться естественным путем. Лейбниц отрицает возможность существования телесных атомов и считает, что природа монад заключается в деятельности, исходящей из них самих. Поэтому он называет монады формальными атомами, первичными силами или энтелехиями, т.е. совершенными и самодостаточными сущностями.
     
    Совершенная внутренняя определенность каждой монады делает их всех не только разными, но и совершенно различными. Нет и не может быть двух одинаковых монад. Не мы отличаем одну монаду от другой по каким-то случайным признакам, а они сами, действуя, с необходимостью отличаются друг от друга. Согласно Лейбницу, в этом состоит принцип индивидуализации: то, что не различено в себе самом, по сути не отличается от иного. Истинное определение или отрицание принадлежит самой субстанции как субъекту и является результатом ее спонтанной деятельности. Благодаря этому каждая монада обладает уникальной определенностью и есть не только атом или индивидуум, т.е. нечто неделимое, но и индивидуальность, т.е. вполне определенная в себе самой единичная сущность.

    Поскольку монада сама определяет себя,  ничто не может воздействовать на нее извне. Как простая субстанция она может измениться только сама и есть самодовлеющее, замкнутое целое. Но что может измениться в монаде, если она по определению проста, едина? Лейбницу ясно, что это может быть только многое в едином, ибо монада во всех изменениях остается тождественной себе самой. Это положение есть логическое следствие принципа индивидуализации, внутреннего различия монад: единое действительно едино только в том случае, если оно многообразно различено в себе самом. Поскольку же субстанция проста и не имеет частей, ее различия не реальны, а идеальны. Они есть не другие монады и тела, а ее перцепции, т.е. восприятия, представления ею других монад и тел, возбуждаемые ее стремлением переходить от одного представления к другим.

    Согласно Лейбницу, природа монад заключается в идеальной деятельности  представления внешнего внутренним, сложного - простым, всеобщего - единичным. Все монады суть представляющие силы и каждая из них определенным особенным образом отражает весь мир, универсум. Деятельность монад состоит, стало быть, не просто в том, чтобы представлять собой или себе нечто иное, внешнее им. Перцепцией Лейбниц именует только такое представление, содержание которого является универсальным, т.е. всеобщим и вместе с тем конкретным – единым в своем многообразии и многообразным  своем единстве. 

    Живая форма этого конкретно-всеобщего содержания и есть сама монада – спонтанная, не вызванная ничем иным деятельность, при переходе от одного представления к другому изменяющаяся в себе самой. Благодаря этому простая субстанция различается во множестве своих модусов, не утрачивая изначального единства и простоты. Она отрицает всякое внешнее и полагает его как свое, как различие в себе самой, в единой субстанции. Эта отрицательная деятельность монады, которой она непрерывно утверждает и поддерживает свое собственное бытие, есть ее жизнь. Поскольку же монады необходимо должны быть всюду, где есть тела, замечает Лейбниц, вселенная полна жизни и вширь и вглубь.

    Раскрытие природы монад позволяет Лейбницу выделить их виды и объяснить, чем один вид отличается от других. Монады первого вида отличаются наибольшей смутностью своих представлений вселенной. Деятельность этих монад страдательна, а стремление не доходит до желания и понимания. Лейбниц называет их материальными монадами или просто жизнями. Неорганические тела есть скопления, агрегаты таких монад, связанных между собой лишь внешним, пространственным, механическим образом. Монады второго рода обладают большей отчетливостью представлений и называются душами. Деятельность души не пассивна, она выступает как активное начало, преобразующее множество внешних друг другу материальных монад в их внутреннее единство.  

    Поэтому господство души над телом не реально, а идеально. Душа присутствует в теле не как отдельная монада, а как внутреннее единство различных монад. Тело, сформированное душой, есть уже не механизм, а организм – тело органического существа (растения или животного). В отличие от неорганических тел, эти существа живут не только скрытой, материальной жизнью, но и открыто проявляющей себя как жизнь   органической жизнью, или жизнью души. Благодаря ей  организмы питаются, размножаются и ощущают, причем некоторые из них даже имеют память.

    Монады третьего вида Лейбниц называет духами. Он проводит различие между перцепцией, т.е. внутренним состоянием монады, воспроизводящем внешнее ей, и апперцепцией, осознанием этого состояния. Апперцепция, т.е. познание душой своих представлений вселенной делает ее разумной душой, или духом. В отличие от всех органических существ, такой потенциально разумной душой обладает человек. Но чтобы реализовать эту высшую для себя возможность стать разумным существом, человек должен добиться полной отчетливости своих представлений, познав их необходимые причины.

     В связи с этим Лейбниц различает случайные, данные в опыте “истины факта” и необходимые “истины разума”. К числу последних принадлежат, по его убеждению, истины логики, математики и метафизики. Только в познании вечных истин, т.е. тех законов, по которым Бог сотворил вселенную,  состоит жизнь духа - духовная жизнь человека как разумного существа. Именно разумным познанием необходимых истин   отличается собственно человеческая, т.е. духовная жизнь от простой психической жизни животных. Согласно Лейбницу, дух есть источник всего человеческого в человеке, ибо лишь дух способен к самопознанию, т.е. к пониманию нематериальных вещей и истин. Это и делает людей способными к наукам и доказательным знаниям. Благодаря разуму человек есть не только живое и одушевленное зеркало универсума, но и образ самого Бога. Наделенный разумом человек хотя и является творением Бога, сам обладает творческой способность создавать великие произведения искусства и открывать истины, по которым устроены вещи.

    Важным пунктом доктрины Лейбница является разъяснение природы взаимного отношения монад и связанное с ним доказательство бытия Бога. Так как все монады есть простые субстанции, ни одна из них не может быть причиной изменения другой. Этим исключается и возможность взаимодействия монад. Признание любого вида причиной связи между простыми жизнями, душами и духами уничтожило бы их субстанциальность. Остается приемлем лишь один способ объяснения их отношения – гармония, т.е. полная согласованность происходящих в монадах изменений. Хотя все монады весьма различны, они  тем не менее отражают один и тот же предмет – вселенную. Так Лейбниц  объясняет единство их содержания, обеспечивающее согласованность всех изменений в универсуме.

    Гармония простых субстанций не может быть результатом их активности, которая у каждой монады замыкается в круге ее представлений и не способна выйти из него. Но без взаимной согласованности монады вовсе не могли бы существовать. Поэтому Лейбниц называет гармонию монад предустановленной. Он полагает, что должен существовать изначальный источник этой гармонии – монада монад, Бог, которого Лейбниц именует такжеRatio (лат.), т.е. Основанием, или Разумом. Бог как начало гармонии монад не может быть причиной, действующей на монады извне. В этом случае они перестали бы быть субстанциями, спонтанными в своей деятельности. Но он может быть основанием их существования. 

    Ведь множество монад, как и любое множество, не существует само по себе, без единства как своего основания. Всеобщее основание всего сущего должно  вместе с тем быть достаточным основанием для объяснения того,  почему, во-первых,  вообще есть сущее, а не ничто,  и, во-вторых, почему оно таково, каково оно есть.  Существование и устройство вселенной нельзя объяснить материальными причинами, ибо их связь  уходит в бесконечность. Поэтому та последняя причина (causa finalis – лат.), на которой можно и должно остановиться как на достаточном основании объяснения существования и порядка мироздания,  есть Бог. Поскольку же Бог, в отличие от материальных причин, действует не вслепую, а с сознанием своей цели и во всеоружии средств, необходимых для ее достижения, универсум устроен им разумно и есть лучший из  всех возможных миров.

    https://philosophiya.ru/Leibniz
    Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Монадология
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск: