Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Ракурсы » Взгляд » Цвето-свето-ведение » "Суровый стиль"
"Суровый стиль"
lu-chia
Сообщение #1 | Чт, 06.09.2018, 13:06
Группа: wing
Сообщений: 27490
Суро́вый стиль — направление в реалистической советской живописи, характерное для рубежа 1950-х и 1960-х годов.

Герой «сурового стиля» — это в первую очередь «просто человек» вне социальной иерархии, вне специальных различий внешности, возраста и пола, не знающий разделения на публичное и приватное, не признающий противопоставления «высокого» и «низкого» (все эти дифференциации для него есть результат «мещанства»). Это стремление к целостности говорит о типологическом отличии «сурового стиля» от предыдущей культурной парадигмы. Если позднесталинское искусство, как уже отмечалось, было изображением «конца», то есть итога, триумфа, завершения истории, то «суровый стиль» — изображение «начала». Алексей Бобриков. «Суровый стиль: мобилизация и культурная революция» 

Термин «суровый стиль» ввёл искусствовед А. А. Каменский  Мастера этого направления ориентировались на изобразительное искусство СССР досталинского периода (1920-х и начала 1930-х гг.): в первую очередь, творчество А. Дейнеки и Г. Нисского, в меньшей степени — на П. Кончаловского, А. Осмёркина, А. Лентулова и др.

Некоторое влияние оказал и итальянский неореализм, как живописный (Ренато Гуттузо), так и неореализм в кинематографе (например, известная картина Г. Коржева «Влюбленные» — это реминисценция кадра из итальянского фильма).

Основные представители «сурового стиля»:

Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, академик Иззат Клычев (1923—2006)
Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, академик Таир Салахов (р. 1928)
народный художник СССР, академик Виктор Иванов (р. 1924)
народный художник СССР, академик Андрей Васнецов (1924—2009)
народный художник СССР, академик Гелий Коржев (1925—2012)
народный художник СССР, академик Пётр Оссовский (1925—2015)
народный художник РСФСР, академик Обросов, Игорь Павлович (1930—2010)
народный художник РФ, академик Николай Андронов (1929—1998)
народный художник РФ, академик Никонов, Павел Фёдорович (р. 1930)
Виктор Попков (1932—1974)
братья Смолины
Михаил Савицкий

Иванов Виктор Иванович
"История любви"

2010

"Поэты пишут так много стихов о любви, что и мне захотелось рассказать историю любви языком цветов. Белые розы, как известно, символизируют чистоту первой романтической, юношеской любви. Красные розы являются символом страсти, которая влечет двух любящих людей к объединению своих жизненных путей. А черная роза символизирует печаль расставания, разлуки, одиночества.
От романтической любви через страсть к расставанию и разлуке. И весь этот путь сопровождается кипением чувств, переживаниями, страданиями, что я и хотел показать напряженным по цвету, динамике и энергетике фоном."

https://yavarda.ru/ivanovictor_46/
lu-chia
Сообщение #2 | Чт, 06.09.2018, 13:11
Группа: wing
Сообщений: 27490
Виктор Ефимович Попков

http://www.v-popkov.com/ru/about/

Из биографии:
Художник Попков Виктор Ефимович (1932–1974). Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948–1952 гг.) и в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1952–1958 гг.).

Один из основоположников «сурового стиля» 60-х годов. При этом Виктор Попков одним из первых и покинул его жесткие и довольно тесные пределы: как и всякий большой и самобытный мастер, он не укладывался в рамки конкретного стилевого направления — даже того, которое сам формировал и во многом олицетворял.

В 1967 был награжден почетным дипломом парижской Биеннале за три работы: «Бригада отдыхает», «Полдень» и «Двое». За цикл картин «Размышления о жизни» В.Е. Попков удостоен Государственной премии СССР (посмертно). Множество шедевров из его творческого наследия находится в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном музее-заповеднике «Абрамцево», в музеях России и зарубежных собраниях. В.Е. Попков жил и работал в Москве.

Художник погиб 12 ноября 1974 года в результате несчастного случая: он был убит выстрелом инкассатора в упор, когда подошёл к инкассаторской машине и попросил водителя подвезти его. Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции.

Очень много работ у Попкова, посвященных Русскому Северу. Огромные бревенчатые дома и вдовы, оставшиеся одни. Война. Люди. Судьбы.

Этот пейзаж — всего лишь лодки, дома, церковь. Трагическое и величественное звучание.
© https://www.livemaster.ru/topic....k-epoha


"Двое"



"Шинель отца"

https://monop.livejournal.com/253572.html
lu-chia
Сообщение #3 | Чт, 06.09.2018, 18:26
Группа: wing
Сообщений: 27490
"Мезенский цикл" В.Попкова https://a-serga.livejournal.com/72802.html

Я отдал им три года своей жизни...
Поначалу Виктора Ефимовича не слишком привлекла тема русского Севера, ставшая тогда слишком популярной, даже модной в художественной среде: многие писали пейзажи с северными церквями и без них, натюрморты, составленные из таких предметов, о назначении которых забыли даже сами жители Севера. Казалось, эта тема уже не сулила никаких открытий. Но волею судьбы в 1965 он почти месяц провел на Мезени:

«Мне пришлось прожить 29 дней на востоке от Архангельска, в деревне Зимняя Золотица, и заездом побывать в двух деревнях на реке Мезени. Замыслов новых работ у меня не было... Север не хотелось включать в свою творческую жизнь. Может быть, в этом было виновато громадное количество работ: бесконечных пейзажей, церквей и натюрмортов из предметов, ставших декорацией, вышедших из употребления вещей, уже увиденное В. Стожаровым и другими. Поэтому я ехал туда просто посмотреть новые места, зная, что эта поездка первая и последняя. Приехав в Москву, я забыл крепко-накрепко про Золотицу и Мезень.
Но проходило время, и в минуты, которые нельзя назвать радостными, мои мысли обращались к тому северному месяцу. Стало ясно, что так просто от Мезени мне не уйти. Где-то самое дорогое в моей прошлой жизни живет сейчас там... И на следующий год — опять я в тех краях, уже зная и предчувствуя, что мне нужно»
из дневников Виктора Ефимовича Попкова


Душевность, с которой здесь на Севере относились ко всем приезжим, чистосердечная простота людей и одновременно чувство собственного достоинства – все это покорило живописца. Здесь не запирали двери, легко пускали чужих на ночлег и не брали за это деньги, хотя жизнь была совсем небогатая. Местные жили в больших домах, сложенных из мощных бревен, с маленькими окнами, и со стены каждого дома смотрели красно-синие или красно-черные металлические звездочки – их количество означало ушедших на войну. Если звезда черная на концах, значит – не вернулся с фронта, если синяя – погиб уже после войны. На послевоенных фотографиях большой деревни только четверо мужчин, остальные – женщины. Судьбы мезенских вдов не могли оставить художника равнодушным.  

Да, и разве могли не появиться эти «Мезенские вдовы», когда его мама, Степанида Ивановна, как и эти мезенские старухи, совсем молодой осталась без мужа, с четырьмя детьми на руках?



Карл Фридман: «Он делал «Вдов» в Целегоре, когда мы жили у тети Жени. Попросил старушек надеть наряды из своих сундуков, сел на пол и стал рисовать. Меня все время спрашивают про портрет Карла Маркса в углу: он придумал или нет? Такое он никогда не придумал бы. Меня это не удивляло, потому что все это я видел. Все так и было. Икон в этой избе не было. Для него характерна наблюдательность. Другой не увидит, а Попков ничего не упустит»

«Композиционное построение картины было ясно сразу. За основу я взял схему построения цветка — пиона или что-то в этом роде, где низ плавный, спокойный (у меня низ платьев), а лепестки острые вверху и отделены друг от друга (у меня верх фигур). Вся градация красных платьев разыгрывается на черно-бесцветном фоне. На севере пейзаж и дома в цвете очень сдержанны, и уж если появляется цветок или красное платье, то они смотрятся значительно и воздействие от них обостренно выразительное. И хотя сравнение композиции картины с цветком на темном фоне довольно приблизительно и отдаленно, но, тем не менее, во время работы над холстом я все время старался об этом помнить. Писал сразу на холсте без предварительного картона. Может быть, из-за того, что с самого начала все было ясно, работа над картиной длилась недолго (чуть меньше месяца)» (цитируется по «В.Манин. Виктор Попков» 1989)

В центре полотна изображена в полный рост высокая худая женщина, ее скорбное лицо с глубокими морщинами напоминает иконный лик или лицо древней деревянной статуи. Это самая яркая фигура из всех, строгая и величественная, она словно колонна держит на себе всю картину. Именно на нее приходится максимальная, предельная концентрация цвета, как кажется, удивительно точно передающая почти несочетаемые вещи – резкость боли и способность выдерживать ее годами. Позировала не жительница Мезени, а тетка жены Виктора Ефимовича, Клары Калинычевой – Анна. Высокая и худая, строгая и немногословная, со сложной судьбой, пережившая две войны, она словно вошла в пространство картин Попкова из реальной жизни, олицетворяя трагические судьбы огромного количества женщин России, потерявших мужей и любимых в кровопролитных войнах ХХ века. 

целиком - по ссылке, много зарисовок, этюдов  https://a-serga.livejournal.com/72802.html
lu-chia
Сообщение #4 | Чт, 06.09.2018, 18:51
Группа: wing
Сообщений: 27490
Смотрю отцов-основателей).

Георгий Григорьевич Нисский (21 января 1903 года — 18 июня 1987 года) — советский художник, пейзажист, маринист. Один из основоположников сурового стиля в советской живописи 50-60-х годов. За вклад в искусство был удостоен Сталинской премии II степени, а также награжден орденом Трудового Красного знамени и различными медалями.



Особенности творчества художника Нисского: основным направлением творческой деятельности Георгия Григорьевича была пейзажная живопись. На его полотнах перед зрителями предстает не только природа в своей первозданной красоте, но также и показывается та красота, которую привносит в природу человек своим трудом. Работы Нисского, пронизанные романтизмом, любовью к родному краю и простым людям, лучше всего характеризует отзыв французского живописца Альбера Марке, в 1934 году посетившего московские художественные музеи и выставки. Марке отметил что из всех увиденных им работ наибольшее впечатление он получил от полотна кисти Нисского под названием «Осень. Семафоры».

Известные произведения Георгия Нисского: «Осень. Семафоры», «Зеленая дорога», «Москва. Сортировочная», «Путевой обходчик», «Аэродром», «Черноморский флот», «На путях. Май», «Залп», «Встреча», «Площадь Пушкина», «Белорусский пейзаж».Картины Нисского: художественные зарисовки праздников и буднейДетство Георгия прошло на небольшой железнодорожной станции в Могилевской губернии. С тех пор в его душе навсегда осталось особое чувство к большим стальным машинам, приезжающим издалека и уходящим вдаль по бесконечным рельсам. Именно с железнодорожной тематики начал свои художественные эксперименты начинающий живописец Нисский, получивший образование вначале в художественной академии Гомеля, а затем — на отделении живописи при ВХУТЕМАСе.



Февраль. Подмосковье


Осень.Семафоры



Белорусский пейзаж


Площадь Пушкина


Москва Сортировочная


Под Москвой

https://artchive.ru/artists/25046~Georgij_Grigorevich_Nisskij/works
lu-chia
Сообщение #5 | Пн, 10.09.2018, 14:22
Группа: wing
Сообщений: 27490
http://art-and-houses.ru/2018....-vremya - , фактов о Георгии Нисском, художнике, который писал время


"Над снегами"

1. В детстве влюбился в пейзажГеоргий Нисский родился в Белоруссии, в местечке Новобелица, среди рек, лесов и озер. Его взросление пришлось на 1910–20-е годы, наиболее яркие и революционные в русском искусстве, но будущий художник об этом не знал. Его первые рисунки — паровозы на страницах книг отца, фельдшера местной железнодорожной станции, а первые художественные впечатления — репродукции пейзажей Шишкина, Куинджи, Левитана. Интерес к пейзажу останется с ним на всю жизнь, но вот способ его изображения кардинально изменится. «Любить старых мастеров было позорно», — напишет Нисский после переезда в Москву и знакомства с ПикассоДереномМатиссомРуссо. «Это история, это вчерашний день, это прошлый век. Невозможно себе представить, чтобы в пейзаже Левитана приземлился наш гигант Ту-104. Там другой дух, другое настроение, другая эпоха», — станет декларировать он позже, когда на его картинах самолеты будут реальнее людей, а композиция будет выстраиваться электропроводами, лентами автострад и железных дорог.
 2. Вместе с Дейнекой занимался спортом

Учеба Нисского проходила во ВХУТЕМАСе у Александра Древина и Роберта Фалька, ему довелось позировать Петру Кончаловскому, но их манера была ему не близка, и, по его собственным признаниям, в то время он больше времени проводил в спортзале, чем в мастерской. Одним из развлечений молодого атлета было выполнить стойку на руках на крыше ВХУТЕМАСа, на парапете шестиэтажного здания, сражая сокурсников (и сокурсниц). Но от искусства было не уйти — в спортзале волейболист Нисский познакомился с боксером Дейнекой. Они легко нашли общий язык, в том числе в своем стремлении показать на полотнах окружающую их новую действительность, и именно Дейнеку Нисский считал своим наставником.

 3. Увлекался яхтами и автомобилями
Одним из увлечений Нисского был парусный спорт — на собственном швертботе он не только путешествовал, но и участвовал в соревнованиях и стал чемпионом Москвы. Он также был одним из немногих в среде художников, у кого была собственная «Волга», на которой он передвигался в поисках интересной натуры. 
Кураторам удалось найти в частной коллекции ретроавтомобиль той же модели ГАЗ-21, на котором ездил Нисский, в том же цвете «вишня / топленые сливки», и на один день (14 сентября) он появится перед входом в музей.

4. Собирал визуальную фактуру на фронте

Работы Нисского, как правило, лаконичны и по цвету, и по композиции, они не перегружены деталями, чтобы не отвлекать глаз от основного мотива. Он часто использует в пейзажах очень низкий горизонт, который дает ощущение безграничного простора, в котором движутся самолеты, корабли или поезда, покоряющие это огромное пространство. Его колорит также лаконичен. Характерный пример — полотно «Над снегами», где в почти монохромном сине-голубом пространстве точкой притяжения становится летящий самолет. Исследователи пишут, что Нисский не переносил мотивы этюдов на холст напрямую, но «конструировал» композицию, используя накопленный зрительный опыт. В 1942 году вместе с Дейнекой и Пименовым Нисский отправился на фронт для сбора материала. Поездка длилась четыре дня, за которые он не сделал ни одного этюда, зато составил множество заметок. После возвращения в Москву работа над картинами шла быстро. На написание полотна «На защиту Москвы» понадобилось всего 50 часов.

5. Дипломную работу купила Третьяковка

Нисский не был обделен признанием — уже его дипломную работу «Интернационал на “Жиль-Барте”. Восстание французских моряков в Одессе в 1919 году» сразу после защиты купила Третьяковская галерея. Лауреат Сталинской премии, народный художник РСФСР, академик, он был понятен и признан на международной сцене. Его работы отметил Альбер Марке, приезжавший в Советский Союз в 1930-е годы. А картина «Севастополь. Встреча», показанная на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, получила бронзовую медаль.

6. Стал одним из самых дорогих соцреалистов

Преданный советской реальности, Нисский в то же время в художественном отношении далеко отошел от социалистического реализма — пейзажи были ему ближе жанровых сцен с вождями, а их космический масштаб и отказ от навязчивых деталей приближал его к чистой беспредметной живописи. На рынке его большие хрестоматийные полотна редки, а интерес к ним ожидаемо высок. В 2014 году полутораметровое полотно «Над снегами», выставленное на Sotheby’s и купленное владельцем ИРРИ Алексеем Ананьевым за £1,76 млн ($2,95 млн) установило рекорд не только для художника, но и для всей реалистической живописи советского периода. И хотя в прошлом году его «обошел» Дейнека, Нисский остается одним из самых дорогих и желанных художников на арт-рынке.
lu-chia
Сообщение #6 | Вт, 13.11.2018, 21:17
Группа: wing
Сообщений: 27490
https://uborshizzza.livejournal.com/3949004.html
Таир Салахов
Чуть позже сделаю изображения, Портрет Растроповича понравился), встретился в добрых сети .
Гранат цветущий прекрасен тоже
lu-chia
Сообщение #7 | Пт, 01.04.2022, 17:53
Группа: wing
Сообщений: 27490
Иззат Клычев

https://www.stydiai.ru/gallery/master-87/  

Иззат Назарович Клычев родился 10 октября 1923 года в ауле Ялкым (ныне — Байрамалийский район Марыйского велаята Туркмении) в семье местного муллы.
«Я и моя мама», 1967 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.





«Музыкант», 1965 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.
lu-chia
Сообщение #8 | Пт, 01.04.2022, 17:58
Группа: wing
Сообщений: 27490
Иззат Клычев
«Туркменистан — яркий сад», 1956 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.


«Осенняя песня», 1982 год, картон, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.:

lu-chia
Сообщение #9 | Пт, 01.04.2022, 17:59
Группа: wing
Сообщений: 27490

«Цветы к 9 маю», 1983 год, холст, масло, 89 х 116 см, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.



«Неторопливый разговор», 1964 год, холст, масло, частное собрание.

И.Клычев
lu-chia
Сообщение #10 | Пт, 01.04.2022, 18:00
Группа: wing
Сообщений: 27490

«В пустыне Каракум», 1953 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.

«Портрет сельчанина», 1971 год, холст, масло,Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.
lu-chia
Сообщение #11 | Пт, 01.04.2022, 18:02
Группа: wing
Сообщений: 27490
ё

«У дерева», 1972 год, холст, масло, 57 х 76 см, частное собрание.

«Ледоход на Неве», 1956 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад.
lu-chia
Сообщение #12 | Пн, 24.10.2022, 18:40
Группа: wing
Сообщений: 27490
https://www.livemaster.ru/topic....0839184   Попков

https://foma.ru/viktor-....7438878
lu-chia
Сообщение #13 | Чт, 03.11.2022, 16:03
Группа: wing
Сообщений: 27490

Дейнека "Сгоревшая деревня"
Melamory
Сообщение #14 | Вт, 27.12.2022, 14:19
Группа: Деми
Сообщений: 298
https://yavarda.ru/ossovski.html?ysclid=lc64wttebp308713809
Оссовский
lu-chia
Сообщение #15 | Вт, 27.12.2022, 15:30
Группа: wing
Сообщений: 27490

Пейзаж с лодками 1973 Оссовский



 Храмы и сети
lu-chia
Сообщение #16 | Вт, 27.12.2022, 15:38
Группа: wing
Сообщений: 27490


Остров на озере. Картон, масло. 70х170. 2004


Псковский Кремль весной. Картон, масло. 122х90. 1982.
lu-chia
Сообщение #17 | Вт, 27.12.2022, 15:40
Группа: wing
Сообщений: 27490


Озерные знамена, 2008



lu-chia
Сообщение #18 | Вт, 27.12.2022, 15:47
Группа: wing
Сообщений: 27490

Полиптих "Рубежи жизни Родины". Война и мир. После боя. 20-е годы. Картон, масло. 2005.


Полиптих "Рубежи жизни Родины. Война и мир". Стройка. 30-е годы. Картон, масло. 2005.


Полиптих "Рубежи жизни Родины. Война и мир." Возвращение. 40-е годы. Картон, масло. 2005.


Полиптих "Рубежи жизни Родины. Война и мир". Рождение города. 60-е годы. Картон, масло. 2005.
lu-chia
Сообщение #19 | Чт, 22.06.2023, 09:29
Группа: wing
Сообщений: 27490
В.Попков



Северная песня

"Попков наперекор трудному послевоенному детству становится известным художником. В 1966 году он едет в творческую поездку на русский Север. Здесь, в глухой деревне на реке Мезень в сорока километрах от Архангельска, у художника рождается замысел картины, положившей начало циклу «Мезенские вдовы», о котором в его дневнике останутся пронзительные строки: «То ли я задремал, то ли забылся, очнувшись, вдруг ясно увидел всю сцену, которая сдвинула для меня и время, и пространство, соединив воедино их жизнь, мою и жизнь погибших дорогих людей. Я вспомнил и моего в тридцать шесть лет убитого на фронте отца, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего. Да как же так? Где их мужья, где дети? Где счастье, на которое они имели полное право?..»

Картина «Северная песня» стала вторым из произведений Виктора Попкова, посвященных теме военных вдов. Эта тема так глубоко захватила художника, что он возвращался к ней снова и снова. Все работы этого цикла овеяны образом его матери — военной вдовы, в одиночку поднявшей троих детей."
"Полотно «Северная песня» — центральное в цикле «Мезенские вдовы», которому художник отдал несколько лет своей жизни. Иногда название картины «расширяется» и выглядит как «Северная песня ("Ой, как всех мужей побра­ли на войну...")», и это расширенное название подталки­вает зрителя к лучшему пониманию трагической сути кар­тины. Точнее — одной из ее граней, ведь, как и всякое по-настоящему талантливое произведение, «Северная песня» имеет несколько планов, которые, наслаиваясь друг на дру­га, образуют неповторимый рисунок бытия.

Приступая к работе над «Северной песней», художник сомневался. Боялся, что получится «просто жанр». «Са­му тему, смысл происходящего, — писал он, — можно бы­ло выразить только в жанровом плане. А преодолеть скеп­тическое, как что-то устаревшее, косное отношение к жан­ровым работам сейчас очень трудно». «Просто жанра» не вышло. Вышло цельное лиро-эпическое полотно, где смо­трят друг на друга два мира, которым не сойтись друг с другом, друг друга не понять и каждому остаться при сво­ем. Но вот, что-то происходит в этой избе, где воздух, дро­жащий четырехголосием, отражается от бревенчатых стен. Что-то важное для всех. Поют. Слушают."
Melamory
Сообщение #20 | Вт, 07.11.2023, 12:22
Группа: Деми
Сообщений: 298
https://dzen.ru/a/YqcbP1G6sy0PmLSM?referrer_clid=1500&

Попков
Ракурсы » Взгляд » Цвето-свето-ведение » "Суровый стиль"
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: