| Сообщение #71 | Вт, 18.01.2022, 18:21 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 29533
| У Звонцова непростая биография. Рожденный в 1917 году, он стал представителем того поколения, в чью пору юности, когда молодые силы, талант и устремления были нацелены на воплощение уже определившейся мечты, вторглось военное лихолетье. Так сложилась судьба, что молодой художник на годы оказался отлученным от искусства. До дня Победы Звонцов непрерывно воевал в пехоте. Участвовал в боях за освобождение Калининградской области, Белоруссии, Латвии, Польши, воевал в Германии. Закончил он войну в Берлине в звании подполковника. Дважды был ранен, контужен. Награжден боевыми орденами и медалями.
Война впоследствии во многом определила жизненный путь Звонцова и укрепила желание стать художником. Ему многое удавалось делать хорошо. Успешной могла быть военная, а позднее партийная карьера, но он сохранял верность своему выбору. То, что, пройдя всю войну, остался в живых и после мог полвека заниматься любимым делом – это он считал самой главной наградой в своей жизни. В «Заметках о мастерстве» он писал: «Никогда не следует забывать, что для художника высшей наградой и удовлетворением на всю жизнь служит уже сама принадлежность к нашей профессии, к разряду людей, которые видят и понимают так много, которые призваны, благодаря таланту, показать в художественных образах другим красоту и мудрость жизни. Самое глубокое удовлетворение, самые счастливые моменты жизни мы испытываем в процессе творческой работы, чередуя удачи и промахи, совершенствуя мысль, изобразительные средства, преодолевая самих себя, преодолевая материал. Прекрасное состояние, поглощающее всего художника! Все остальное отходит на второй план!»1Это – выражение мировоззрения большого мастера, который был всегда свободен в своем творчестве.Художественная деятельность Звонцова началась на исходе 1940-х, когда в послевоенное время он возобновил свое обучение и в 1952 году окончил графический факультет Институт живописит, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина АХ СССР. На факультете в то время преподавали такие замечательные мастера, как Л. Ф. Овсянников, М. Г. Платунов, А. Ф. Пахомов, Г. Д. Епифанов. Все они были продолжателями лучших традиций русского реалистического искусства. Но особое влияние на Звонцова оказал его педагог К. И. Рудаков. Будучи одним из лучших ленинградских графиков, выдающимся рисовальщиком, мастером книжной иллюстрации, литографии и прирожденным живописцем, тонко чувствовавшим цвет, К. И. Рудаков был и одним из самых почитаемых педагогов института. Пройдет время, и высоким уровнем технического мастерства, безупречным чувством материала будут отличаться работы В. Звонцова, а в его педагогической практике будут использоваться методы любимого учителя.Мечта Звонцова стать офортистом, которая в детстве казалась далекой и труднодоступной, спустя годы осуществилась. По окончании института он остается преподавать на графическом факультете. Художник испытывает все десять манер офорта, в том числе и несправедливо забытые и объявленные художниками и искусствоведами «мертвыми». Доказывая на практике, что все они могут быть с успехом использованы, мастер тем самым внушал молодым офортистам необходимость углубленного изучения всех технических возможностей офорта. Мечта Звонцова стать офортистом, которая в детстве казалась далекой и труднодоступной, спустя годы осуществилась. По окончании института он остается преподавать на графическом факультете. Художник испытывает все десять манер офорта, в том числе и несправедливо забытые и объявленные художниками и искусствоведами «мертвыми». Доказывая на практике, что все они могут быть с успехом использованы, мастер тем самым внушал молодым офортистам необходимость углубленного изучения всех технических возможностей офорта. Офорты 1960-х годов «Пуховая зима» (1961), «Дождь идет» (1964), «Большой Иван» (1965), «Михайловское. Усадьба А. С. Пушкина» (1965), «Апрельский пейзаж» (1966), «Мертвые деревья» (1967), «Осенняя Сороть» (1968), «Серебряный лес» (1969) и многие другие уже свидетельствуют о творческой зрелости графика, определившемся своеобразии его художественного языка и склонности к темам философского порядка.Звонцов очень любил и обычный графитовый карандаш, считал его материалом незаменимым, всегда готовым к работе. «Карандашный рисунок – песнь песней всей моей графики, – писал художник. – Карандаш – материал на редкость гибкий, послушный, очень точно отражающий намерения художника, материал надежный и доступный в любых условиях»3.Будучи прекрасным рисовальщиком и не соглашаясь с теми, кто отводил карандашу вспомогательную роль, он создавал совершенно законченные станковые произведения. Пример тому – рисунки «Аисты улетели» (1971), «Начало весны» (1973), «Февральский снег» (1978), « Зимой на озере Кучане» (1978), «Осенью» (1991). Удивительно воздействие произведений художника! Даже карандашные рисунки наполнены ощущением поэтического восприятия родной природы, через образы которой в произведения вошли и безмолвие, и ослепление солнцем, и морозность воздуха, как в рисунке «Озеро Петровское зимой» (1972). Господство белого цвета дает повод отметить особое умение художника использовать бумагу. Выбор ее всегда был необходимым условием для создания произведения. График учитывал и оттенок белого, и фактуру бумаги. Если внимательно вглядеться, можно уловить ее неоднородность: то чуть светлее, то едва-едва затененнее; бумага предлагает свои градации белого фона. Мастерское использование этих предложений делает произведения Звонцова гармоничными и выразительными. Сама бумага подсказывает ему, какой замысел удачнее всего может воплотиться на данном листе.Художник создал огромное количество карандашных рисунков, используя неисчерпаемое богатство выразительных возможностей этого материала. в одних работах Звонцов выступает как мастер тонально-живописного рисунка и примеры тому – «Аисты улетели» (1971), «Новая дорога» (1976), «На Вуоксе» (1991), в других главным выразительным средством стала линия: живая, трепетная, лаконичная и очень пластичная. Таковы «Январь. Михайловское» (1965), «Поздней осенью» (1971), «Деревья в Савкино» (1972), «У дороги» (1973).В поисках лучшего материала открыл для себя Звонцов и свинцовый штифт. Имея очень ограниченный тональный диапазон, он обладает серебристым штрихом удивительной красоты. Мастер находит этот материал великолепным и благородным. Выполненное свинцовым штифтом «9 мая 1975 года» (1975) является одним из лучших произведений художника.Множество выразительных гравюр создал Звонцов и в манере сухой иглы, считая ее идеальным инструментом для рисования. Примеры тому «Осенняя Сороть» (1968), «Летний день» (1972) и «Зимой в Петровском» (1972).Необходимость в более «широком» декоративном материале привела графика к рисованию углем, что придало работам сочность и живописность. Имеющихся в продаже ивовых и березовых углей для создания самостоятельных станковых произведений оказалось недостаточно. Тогда мастер стал изготавливать их сам. «За несколько лет экспериментов я испытал угли из всех лиственных пород деревьев и выбрал десяток самых лучших, – пишет Звонцов в своих «Заметках о мастерстве». – Все они отличаются друг от друга по теплохолодности, структуре, эластичности и силе тона»3.Обратившись к углю как к очень послушному, подвижному, именно живописному материалу, график создал множество работ: «Светлый лес» (1974), «Грибная дорожка» (1974), «Букет» (1980), «Пришел сентябрь» (1990), «Осенью в Выплохе» (1985), «Марусин хутор» (1986), «В Рыбацком» (1984), «Река Алоль» (1984), «Вуокса. Май» (1991), «Половодье» (1992) и др. Как впоследствии отмечалхудожник, уголь оказался совершенно великолепным, совершенно роскошным материалом для цели освежения восприятия, придания большей бодрости, энергии»4.Знакомясь с произведениями художника, выполненными черной акварелью, еще яснее улавливаешь тенденцию его поисков в стремлении запечатлеть не просто понравившиеся пейзажи, ветку или букет, а полнее перенести на бумагу и то особое их состояние, настроение, которые порой словами непросто выразить. Акварель сгладила контуры, остроту силуэтов, но открыла иные возможности для восприятия рисунка. Уже не столько вглядываешься, сколько вслушиваешься, впитываешь, погружаясь то в звенящую ясность простора «В протоках Вуоксы» (1956), то в туманную дрему «Пушкинских гор» (1971), то в вечно вдохновляющее поэтическое величие «В Михайловском» (1978).Обратившись к технике китайской туши и освоив ее в совершенстве, Звонцов наконец нашел полное удовлетворение в воплощении своих творческих замыслов. Художник писал: «Я считал совершенно неосуществимым желание работать в технике китайской туши, которая пленила меня давно. Это было трудно доступно в силу особой специфики материала, сложности его приобретения, отсутствия живых наставников. Приходилось поначалу пробираться „ощупью“, ориентируясь на известные мне оригиналы и репродукции произведений мастеров гохуа, да еще, пожалуй, на блестящие опыты В. М. Конашевича. Но многие препятствия со временем удалось преодолеть, и теперь, когда я утвердился в этой технике, с полным основанием могу говорить, что она была отличной школой мастерства. я наконец обрел материал, способный улавливать тончайшие душевные состояния, безупречно фиксировать самые сложные мои намерения, материал, возбуждающий желание работать, зовущий к новым замыслам, к новым работам – лучший материал для осуществления моих художественных задач. <…> Самым, пожалуй, трудным было заставить эту древнюю восточную технику работать „по-русски“ и не оказаться в плену канонов и формальных технических приемов»1.
|
|
| Сообщение #74 | Вт, 01.02.2022, 09:38 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 29533
| Георгий Павлович Гольц (1893-1946), должно быть отец Ники Гольц
"Люди в городе"; бум., тушь, перо, акварель; 390Х2851925-1928
"Движение"; бум., кар., цв. кар.; 250Х305
|
|