Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Иконы и авангард
lu-chia
Сообщение #1 | Вт, 09.09.2025, 11:06
Группа: wing
Сообщений: 30642
https://rusavangard.ru/online/history/ikonopis/?ysclid=mebg3rf7kn714484153

Иконопись и русский авангард

Интерес русского авангарда к иконе проявился на волне открытия её художественной формы, которая осмыслялась в условиях русской теургической эстетики и неокантианской философии, а также формирования новой русской науки о древнерусском искусстве (П.П.Муратов, Н.М.Щёкотов, П.А.Флоренский и другие) под влиянием немецкой формальной школы в искусствознании (Алоиз Ригль, Генрих Вёльфлин, Вильгельм Воррингер). Известно, что теория поэтического языка начала XX века была неразрывно связана с практикой авангардистов. Если формалисты исследовали языковые структуры, то поэты авангарда те же структуры деформировали. Аналогичный процесс наблюдался в области визуального искусства. Для языка зрительных образов задачей, решавшейся параллельно авангардом и наукой, было выявление и применение набора архетипических символов. Отсюда шёл известный интерес европейского авангарда к так называемому «примитиву» – экзотическим и архаическим культурам, произведениям средневекового и народного искусства (под это понятие попадали африканская скульптура, японская гравюра, витражи готических соборов, живопись раннего Возрождения и так далее). В России эта тенденция проявилась, в частности, в особом интересе к древней, а также крестьянской примитивной иконе. Как авангард, так и новую русскую науку (совершившую поворот от иконографических исследований к формальным анализам) заинтересовало устройство художественного текста памятников древнерусского искусства (обратная перспектива, линия и цвет, резкие ракурсы и динамика жестов, совмещение нескольких точек зрения). Прежде всего это касалось работ П.А. Флоренского («Обратная перспектива», «Иконостас»), которому удалось открыть принципиально новый подход к осмыслению изобразительной формы древней иконы. Флоренский трактовал икону в контексте своей символической философии («конкретной метафизики»), обосновывая тем самым подлинное назначение обратной перспективы как оригинальной пространственной системы средневекового образа. Одновременно философ пришел к выводу о том, что искусство не психологично, но онтологично, оно «воистину показывает новую, доселе незнаемую нами реальность». В этой связи он обращал внимание на осмысление современными художниками (в частности, Пикассо) «живописного смысла» картины, возможностей ее воздействия на сознание благодаря «сопоставлению форм» и «фактурных возможностей». Единой точке зрения линейной (ренессансной) перспективы противопоставлялась множественность точек зрения обратной (иконной) перспективы, находившей свое отражение в работах кубистов и футуристов. Понимание древнерусской иконы как «шедевра живописи» – явное завоевание как формальной школы искусствознания и символической философии, так и русского авангарда.Поскольку русский авангард ставил вопрос об отражении средствами искусства истинного мира, в иконе обнаружили и особый опыт видения трансцендентного. В иконописных формах и красках отметили «сдвиг», происходивший в момент восприятия. Речь шла о «таинстве» самих средств искусства, усвоение и переосмысление которых сулило авангарду создание принципиально нового метафизического объекта.

сточник: Энциклопедия русского авангарда https://rusavangard.ru/online....4484153
lu-chia
Сообщение #2 | Вт, 09.09.2025, 11:07
Группа: wing
Сообщений: 30642
https://rutube.ru/video....9886808  
 Лекция Александры Маяк
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: