Каким бы странным ни был смысл этого подзаголовка, в нем сходятся все основные противоречия, с которыми в недавнем прошлом столкнулись величайшие мыслители человечества. Альберт Эйнштейн в своей автобиографии высказал соображение, что мы — всего лишь пассивные наблюдатели, живущие в давно готовой Вселенной, на которую у нас, судя по всему, нет почти никакого влияния: «Вот простирается необъятный мир, который существует независимо от человеческой воли. Он возвышается перед нами великой и вечной загадкой, почти недоступной для нашего понимания и изучения». Надо сказать, что подобных взглядов на Вселенную большинство ученых придерживается и по сей день.
Радикально иную трактовку нашей роли в мироздании предложил принстонский физик и коллега Эйнштейна Джон Уилер. Опираясь на эксперименты конца XX века, доказавшие, что, даже если человек просто смотрит на некую вещь, она изменяется под действием его взгляда, Уилер говорит: «Всем известна старая идея о том, что где-то там, снаружи, находится Вселенная, а здесь — человек, надежно защищенный от нее шестью дюймами зеркального стекла. Теперь, благодаря квантовой картине мира, мы знаем, что даже простое наблюдение за таким микроскопическим объектом, как электрон, требует от нас разбить это зеркало, мы должны проникнуть туда, внутрь... Прежнего пассивного наблюдателя следует вычеркнуть из книг. Ему на смену должен прийти полноправный участник мирового процесса».
Вот это прорыв! Уилер интерпретирует наше взаимодействие с миром совсем не так, как Эйнштейн. Он утверждает: нельзя отстраненно наблюдать за тем, что происходит во Вселенной. В самом деле, эксперименты квантовой физики ясно показывают, что, если сосредоточить взгляд на мельчайшей частице вроде электрона, ее свойства будут меняться. В результате таких экспериментов было выдвинуто предположение, что акт наблюдения, по сути, есть акт творения и что деятельность сознания обладает созидательной силой. Все это говорит о том, что мы не можем больше рассматривать себя как пассивных наблюдателей, не влияющих на объекты нашего наблюдения.
Восприятие самих себя как участников творения Вселенной, а не пассивных ее обитателей требует полного пересмотра представлений о космосе и его устройстве. Основу для радикальной смены картины мира заложил в своих книгах и статьях еще один принстонский физик и коллега Эйнштейна, Дэвид Бом. Незадолго до своей смерти в 1992 году он подарил миру две революционные теории, предлагающие совершенно новый целостный взгляд на Вселенную и наше место в ней.
Первая из его теорий была интерпретацией квантовой физики. Она послужила поводом для встречи Бома с Эйнштейном, после которой ученые стали друзьями. Из этой теории выросла концепция «творческого управления глубинными уровнями реальности», как ее называл сам Бом. Он был уверен в существовании глубинных или, наоборот, высших уровней мироздания, содержащих модели для всего происходящего в нашем мире. То есть именно из этих тонких слоев бытия и происходит физический мир.
Грегг Брэйден: У меня очень насыщенная биография. Я занимался классической наукой - наукой о Земле, получил образование геолога, потом изучал океаны и до 1990 года работал в области космонавтики. Пока я занимался космическими проблемами и наукой о Земле, параллельно читал лекции и путешествовал по святым местам по всему миру, уделяя внимание древним традициям и всему, что с этим связано. Переход от общественных интересов к тому, на что я трачу сейчас всё своё время - это вполне логический процесс. Некоторые рассматривают это как огромный скачок, но для меня это было естественным развитием, поскольку работа, которой я занимаюсь сейчас - это мой способ выражения взаимодействия друг с другом и Созидательными Силами в мире, между нами и Космосом. Мой интерес к наукам идет в глубину веков. Древние не делали разницы между окружающим их миром, религией и наукой. Для них восприятие внешнего мира шло через осознание того, кто мы есть, и особенно через понимание взаимоотношений друг с другом и с творческим началом. ТМА: Тогда был более целостный взгляд на Вселенную. В какой момент вашей карьеры как ученого Вы стали интересоваться древними местами и связанными с ними традициями? Г.Б.: Этот интерес начал проявляться во мне в те времена, когда я ещё не умел читать. Моя мама поддерживала меня во всем, особенно это касалось древних традиций, древней науки и древних мистерий. Взрослея, я находил разные способы изучать всё то, что меня так очаровывало и завораживало. Эти увлечения привели меня сначала к первому путешествию в горы Египта, потом были Перу, Боливия и совсем недавно - Тибет. Всё началось в начале 80-х и продолжается до сегодняшнего времени. ТМА: Расскажите о вашем путешествии в Тибет. Г.Б.: В апреле я возглавил небольшую группу из 22 человек с гидом и переводчиком, которого я встретил в Англии в 1994 году. Мы провели три недели на центральном плато, в высокогорье, разыскивая монастыри. За это время мы посетили более пятнадцати мужских и женских обителей в поисках определенной информации, которая, как я подозревал, должна была быть там. ТМА: Вы нашли действующие монастыри? Г.Б.: Я вернусь немного назад в своем повествовании для того, чтобы изложить основы, а затем мы вернемся к этим вопросам. Что действительно сильно волнует меня, так это понимание того, что в нашем относительно недалеком прошлом мы потеряли огромное количество информации из священных текстов. Текстов, в которых содержится наше наследие и отражается наша связь с этим миром и Космосом. Мы знаем, что значительная часть информации была изъята в 325 году н.э. На основе оставшихся текстов была составлена Библия. Но более двадцати пяти книг и двадцати дополнительных документов были изъяты. Итак, сорок пять текстов исчезли. Они были сохранены в особых духовных и мистических школах во времена правления римского императора Константина. Это были именно те документы, в которых было запечатлено происхождение нашей жизни и древние знания о нашей связи со всей Вселенной. И появились эти тексты задолго до того, как возникла религия. Итак, в 325 г. н.э. информация, накопленная к тому моменту существования, исчезла из общего знания.
Грегг Брэйдэн (Gregg Braden) - автор бестселлеров, Учитель и гид по священным местам Силы на планете,он часто делится своими глубокими знаниями на конференциях и в средствах массовой информации, рассказывает об изменениях, происходящих в человеке и планетарных переменах. Его вдохновляющее чувство оптимизма основано на том, что он называет «Древней практикой сострадания» и «Утерянным способом молитвы», оставленным нам в виде языка, который мы только-только начинаем понимать. Грегг оценивает эти древние методы внутренней практики, как примеры величайшей мудрости, утраченные для Запада 1700 лет назад, когда они исчезли из наиболее священных текстов во время их произвольного редактирования в IV веке. Успешная карьера учёного, исследующего Землю и инженера по разработке программного обеспечения воздушного и космического пространства, способствовали развитию способности Грегга распознавать и восстанавливать язык древних текстов. Его многочисленные захватывающие исследования побуждают нас перейти от страха и неопределённости, с которыми мы смотрели на мир, к внушающему доверие ощущению Мира, приходящему из ясности и устремлённости. Священное паломничество к удалённым монастырям, высокогорным храмам и доступ к отдельным известным старейшим текстам позволяют Греггу сокровенным языком выразить своё послание надежды и благоприятной возможности. Его находки предложены вниманию всего мира как мультимедийные презентации, обращённые к нашим эмоциям, к нашему сердцу и разуму, предлагая мудрость, способную помочь нам увидеть смысл в хаосе меняющегося мира. Уединение Северных гор Нью-Мехико и побережье Южной Флориды дарят прибежище и вдохновение Греггу и его жене Мелиссе, в перерывах между поездками. А ещё, когда позволяет время и обстоятельства, они сопровождают поездки к священным местам в Египте, Боливии, Перу, в Тибете и на юго-востоке американской пустыни.
«Человек — это его воображение, — говорил поэт Уильям Блейк. — Вечное Начало в человеке — воображение, именно оно и есть Господь Бог». Эту мысль подхватывает другой поэт и философ Джон Макензи: «Нелегко соблюсти грань между реальным и воображаемым... и в конечном итоге все вещи — лишь плод воображения». Каждое конкретное событие в жизни, прежде чем воплотиться в реальности, сначала моделируется в чьем-то воображении. Однако, чтобы сегодняшнее воображаемое завтра стало реальностью, между ними должна быть связь. Каким-то образом необходимо соединить то и другое в ткани универсума. Эйнштейн был убежден, что прошлое и будущее тесно переплетены в пространственно-временном континууме. «Различение прошлого, настоящего и будущего — не более чем наше стойкое заблуждение». В общем, нам придется привыкнуть к тому, что мы связаны не только со всем, что существует в настоящий момент, но и со всем, что существовало в прошлом, и даже с такими вещами, которые еще не произошли. Кроме того, то, что мы переживаем сегодня, есть следствие событий (по крайней мере, частично), происшедших в каких-то неведомых нам пространствах Вселенной. Эти вселенские взаимосвязи являются нашими, поистине безграничными, потенциальными возможностями! Во Вселенной, где поле энергии сознания объемлет собой все, от мира на планете до нашего личного здоровья, вещи, когда-то казавшиеся фантазией и чудом, становятся осуществимыми в нашей повседневной жизни.
Каждое конкретное событие в жизни, прежде чем воплотиться в реальности, сначала моделируется в чьем-то воображении.
Немного не так... каждое конкретное событие в жизни первоначально планируется на тонком плане, причем, планируется отнюдь не человеком. После чего считывается человеком, на такое действо способным, и с помощью когнитивной системы, человек формирует образ этого события, которое и проявляется в соответствии со сформированной картинком-образом.
Некоторые духовные традиции сравнивают первый этап на духовном пути с жизнью пчелы. По сути, это ещё не сам путь, но только прелюдия к нему. Пчела летает от цветка к цветку и пробует их пыльцу на вкус. Так и духовный искатель знакомится с разными подходами, религиозными направлениями, философскими воззрениями, практиками и конкретными носителями знаний и состояний. Подразумевается что духовный искатель на этом этапе по крайней мере теоретически разберется с основными вопросами, поймет какова цель духовного пути, каковы его собственные склонности и какое из испробованных направлений ему ближе. Этот этап может длиться несколько лет, и по его истечению духовный искатель, подобно пчеле возвращается в улей, чтобы переварить съеденную пыльцу и начать давать мёд. Возврат в улей – это остановка внешнего поиска, прекращение активного накопления информации и опыта, и начало переваривания всего, что было накоплено в прошлом. Это — начало пути.
Но что я вижу? Я вижу что ненасытные пчёлки летают всю жизнь без устали, так и не вернувшись в улей, так и не начав процесс переваривания, и так и не начав выделять мёд. Вот это и есть духовный туризм.
Цель
Очень редко можно встретить человека, который потрудился честно ответить себе на вопросы о цели всего того, что он делает в сфере жизни, которую считает духовной. Зачем всё это? Какова конечная цель? Что должно быть в итоге?
В 99.9% случаев за этим вопросом скрывается примерно один и тот же ответ. Он маскируется духовными терминами и возвышенными формулировками, но при честном рассмотрении там всегда одно и то же. Часто люди говорят о духовном пробуждении и освобождении, а подразумевают при этом счастье, блаженство, гармонию, экстаз, могущество, покой, признание, роль просветленного учителя и все такое в этом роде. Если взглянуть честно, то всё это скрытые представления об удовольствии. Удовольствии, завёрнутом в фантик духовности.
Вообще-то все представления об удовольствии коренятся в нашем прошлом опыте, так что если цель – удовольствие, то ты всегда будешь иметь дело лишь с фрагментами своего прошлого в разных его комбинациях. Порой причудливых и мистических комбинациях, но тем не менее…
Знай, что этот мир удовлетворяет все запросы без исключений. Он так устроен. И если положение в мире таково, что духовных искателей миллионы, а пробужденных существ единицы, то вывод прост: они не хотят пробуждения, они хотят чего-то другого. И это другое маскируется под духовность.
Понты первого порядка: купить большую дорогую машину и Ролекс, читать Коэльо, презирать Донцову, любить худую блондинку с сиськами.
Понты второго порядка: купить маленькую стильную машинку и Ланжин. Читать Умберто Эко. Презирать Коэльо, любить ироничную брюнетку.
Понты третьего порядка: ездить на метро и такси, потому что так быстрее и дешевле, носить Свотч, читать Анну Гавальду, выключать воду, когда чистишь зубы. Никого не презирать, потому что это разрушает карму. Никого не любить, потому что ты еще не встретил своего человека.
Понты четвертого порядка: продать квартиру, машину и Ланжин. Поехать в Тибет, достичь нирваны, любить всех.
Понты высшего порядка: вернуться из Тибета, никому ничего не рассказывать, купить большую дорогую машину, на досуге читать Донцову, время смотреть на телефоне, любить маму своего ребенка. Осознавать, что любое быдло с Коэльо может оказаться достигшим нирваны Буддой.
nata_radzha, конт закрыли из за проверок на экстремизм. а вот по этой конкретной статье - я ее послала всем, с кем в свое время общалась (ну кроме веджатовских свидомых). И тут не смогли ее открыть как раз самые отчаяные наши "воины света" - конт прикрыли. Но думаю прочтут. Я вспомниаю, как мы с Багирой бодались как раз на тему, что воин света - это тоже полный отстой - она меня тогда не поняла. Я еще два года назад начала войну с этими ченеллерами, воинами и спасителями - чувствовала, что ложь там еще больше, чем где бы то не было, объясняла, сколько косяков, сколько лживых программ спрятано в этой концепции. Меня тогда многие начали есть. А потом мне стало глубоко по барабану - могла бы и заметить, что я перестала даже с тобой воевать, поскольку каждый сам должен дойти. А на счет раскачивания лодки - нет, я ее не раскачивала и раскачивать не стану. И буду утверждать, что любое насильственное, а не эволюционное изменение всегда во зло