Если долго анализировать: что людей разъединяет, а что объединяет, то раскол сознания, а в обиходе шизофрения, обеспечен. Потому что одно и тоже с успехом производит и то, и другое: будь то родственные взаимоотношения, искусство, религии, деятельность, национальность, деньги, культурные традиции, идеи или эмоции с чувствами.
Говорят: вне зависимости от цвета кожи, кровь у всех красная. Утверждение настолько же сильное, насколько тривиальное, но кого оно остановило? Кажется, что в основе поведения у всех стремление к наслаждению/поощрению и избегание боли/наказания, «все врут», «всяк требует от ближнего того и сколько не дает ему чего», а кратчайшее расстояние между двумя точками — деньги, и «... всякий Каин своему брату ...» по У. Эко, кроме того, верны уэлбековские: «мне не хочется жить, я боюсь умереть» и его же сценарий: сын не придет. Ну, то есть, общего как бы больше: первичные потребности, устремления, выживание, инстинкты, надежды и много еще чего. Иногда кажется, что разногласия и противоречия мнимые, специально выдуманы как завязка драматического сценария, но тогда не понятно отчего нематериальные идеи в ощущениях воспринимаются как явная угроза жизни, если чужие и чуждые, а иногда действительно являются причиной конфликтов, преступлений, терактов и войн. «Мы хорошо все друг друга различаем. Когда мы уходим, они говорят: «Ну наконец-то». А мы сразу за дверью прислоняемся к стене и говорим: «О черт!» Нам нужно как-то научиться делать так, чтобы они не приходили, и им тоже нужно навсегда понять, что мы им нахуй не нужные и пользы от нас никакой». Д. Горчев
Понять невозможно, но можно привыкнуть. Однако следует признать, что достаточно часто удается договариваться между собой ученым, т.е. в научном сообществе процесс коммуникации происходит и каждый открыт для диалога, запретных тем нет. Например, если в дискуссии участвуют физики, то основные понятия определены еще в школьных учебниках и все участники с ними знакомы, законы сформулированы, постоянные вычислены, данное в ощущениях описано математическими методами, а в ощущениях не данное интерпретировано (квантовая физика), т.е. имеет место информированность. Сторонники разных интерпретаций ведут себя примечательно: как только начинает говорить один из дискутирующих, другой говорить перестает, хотя и может продолжать ехидно улыбаться, т.е. все изрядно воспитаны. Нельзя сказать, что они жарко спорят или фанатично нечто друг другу доказывают, скорее, аргументируют, а оппоненты в это время скептически кивают, т.е. создается впечатление, что в ситуации, когда невозможно ни доказать, ни опровергнуть — пусть условно, но до лучших времен принимаются вероятностные допущения. Кроме того, дискуссия остается в пределах темы на уровне идей и концепций и не переходит на качества самих субъектов, их носителей, т.е. удавить эго и не выпендриваться/не доминировать все-таки можно.
Принимается, что в условиях тотальных взаимодействий, квант — неделимая частица взаимодействия (фотон, фонон, гравитон, глюон). Если понимание тоже взаимодействие, а осуществляется оно при помощи сознания, которое возникает в моменты активности нейросети, то сознание также квантовое взаимодействие и квант сознания гипотетически мог бы существовать. Однако волновой резонанс людейявление не только физическое, но и биохимическое, а еще следовало бы добавить информационное и субъективное - симпатию и расположение, способность к эмпатии на зеркальных нейронах, коллективное образование с кругозором и идеями гуманизма, культурологическое восхищение проявлениями и воплощениями жизни, религиозно-мистическое всепрощение и т.д. и т.п. Измерить невозможно, единиц измерения нет, тем не менее, сознание косвенно присутствует в физике в виде гипотетического наблюдателя и не только в связи с животным Шредингера и другом Вигнера. Любая суперпозиция, провоцирующая выбор, или ведущая к освидетельствованию, могла бы ветвить и множить реальности, согласно многомировой эвереттовской интерпретации, но тогда сознаниям также нужно ветвиться и множиться. Однако нет необходимости каждому быть во всех случаях наблюдателем и освидетельствовать. Необязательно знать результат, или даже быть в курсе наличия суперпозиции. В любом случае все живут и взаимодействуют на одной планете, т.е. сознания коррелируют, причем все, сразу и повсеместно — человечество живет в одном мире. Другие миры, возможно, существуют в облачном поле вероятности, а кванты сознания - в универсальной системе сознания. Если бы такая точка зрения вдруг с чего-то принялась, то смысл физики вынужден бы был поменяться с познания и описания физических законов снизу или изнутри на познание надсистемных принципов структуры сверху.
Может быть, взаимопонимание происходит по типу волновой функции, где действуют резонанс, интерференция и синхронизация, а непонимание возникает в результате диссонанса, различных функционально-ролевых предопределений и повсеместной ошибки подтверждения, при которой оправдание себя и своей правоты задействуется автоматически: «Вселенная – такое большое пространство! В ней достаточно места для множества людей, которые все правы и все же ни за что не согласятся друг с другом... – по той причине, что существует бесконечное множество возможностей быть правым». К. Воннегут
Пройдя по какой-нибудь Солнечной аллее поразишься иному миру других людей. Невесть откуда и как надуло туда весь этот «Джулистан» . Он невероятно чужой и даже чужеродный месту, а также аборигенной культурологической ментальности. Люди там существуют будто бы в собственной вселенной, отдельной реальности, видят избирательно своих, для них живут и работают, их обслуживают: чего-то свое странное продают, чем-то экзотическим угощают/кормят и поят, стригут и бреют, в свое национальное одевают: обшивают и подгоняют уже готовое, снабжают и развлекают, накуривают и ублажают. Можно пройти сквозь и мимо. Другого и чужого не заметят, будто у него на макушке шапка-невидимка. «Существуют другие люди - другая психика, другой склад чувств и ума, порой необычайно значительный и своеобразный, в каком-то смысле другая порода». В. Леви
Люди разных пород оказываются в одном помещении, семье, фирме. На вопрос «Кто виноват?» пытался ответить Герцен, что, типа, никто. Народы не виноваты, обвинения нелепы. Народы правы, потому что выживали сообразно историческим своим условиям и обстоятельствам жизни. Не могут народы нести ответственности за зло, равно как и за добро. Тем более, что одно, через какое-то время, может трансформироваться в свою противоположность. Но если целые народы - факты, то и их частички — отдельные человечки, тоже факты, поскольку тоже выживали, сообразуясь с генетическими особенностями и возможностями окружающей среды. Хитрожопый детерминизм с биовыживательными программами, таким образом, оправдают любое и всякое поведение. «Живя во Вселенной, которой наплевать на твое существование, зачастую приходится придумывать свою реальность просто чтобы мотивировать себя продолжать жить». Л. Краусс Д. Горчев: «Мир наш и так нестерпимо печален, так что надо быть совсем идиотом, чтобы выяснять ещё и дополнительные его подробности». Потому на вопрос «Что делать?» с человеческим фактурным разнообразием каждый ищет ответ самостоятельно. Можно бороться, принимать, не принимать, игнорировать, интересоваться и знакомиться. Тем не менее, существуют люди, взаимодействие с которыми калечит и даже разрушает, а есть такие, взаимодействие с которыми вдохновляет, воодушевляет, делает сильней и даже счастливей. Вовсе не значит, что те, или эти плохие/хорошие, видимо, дело в резонансе и диссонансе. В любом случае, другие необходимы потому, что субъективное сознание склеено и не распадается на кванты в полевой структуре сопредельных сознаний. Проблема в том, что чтобы превратиться в ничто, растворяясь в океане осознанности, сначала необходимо из себя представлять нечто.
По мнению Д. Фаулза люди делятся на тех, на кого стоит тратить время и на тех, на кого время тратить не стоит. Жестоко, но, видимо, справедливо. Генеральные обобщения, скорее всего, неверны, но, тем не менее, некоторые живут ради какого-то основного дела, а для других основное дело — физиологическая жизнь и каждый генетический эксперимент и далеко не каждому выпадает для развития адекватная среда обитания.
Преодоление шизофренических расколов, основанных на дуальном разделении и оценочных суждениях, принятых установках и личных предпочтениях, может вывести на уровень состояния генерального и единого, некоего поля превентивного прощения, в котором смысловое понимание возможно. Парадокс в том, что в этом случае, корреляция почему-то не работает и шагнуть в это состояние новой реальности безусловной любви следует не поодиночке, а всем и сразу.
http://alternativereality-alias.blogspot.com/ - Имеется противоположная точка зрения, куда же без нее. Это эффект Флинна. П. Гринфилд и С. Джонсон увязывают развитие интеллекта с информационным взрывом. Окружающая среда усложняется. IQ культурно эволюционирует. Уплотнение информационного потока, развитие массовой культуры за несколько десятков лет привели к интеллектуальной акселерации. Если посмотреть любой фильм первой половины ХХ века, современному человеку будет там как-то не то, чтобы пусто, а не заполненно. Простая и единственная сюжетная линия, созерцательность, неспешное повествование, предсказуемость. Жизнь современного большого города намного непредсказуемей, динамичней, напряженней и требует полной ментальной вовлеченности, физической отдачи, что и отражают современные триллеры, музыкальные действа, да и виртуальная реальность компьютерных игр, использующая интуицию. Решения, пробы, ошибки, ответственность, многоуровневые задачи, выбор приоритетов, определение основных и промежуточных целей, система квэстов для достижения результата - повседневная реальность. Реальность сложная, межличностные отношения непростые, способы получения денежных средств требуют полной мобилизации для обеспечения конкурентоспособности, постоянного пополнения необходимых знаний и совершенствования навыков. Даже если покормят, полечат, погреют, помоют и постирают, это не значит, что отбора нет. Он, может быть, еще более утончен, изощрен, жесток и беспощаден, поскольку не поддерживается встроенными механизмами борьбы и защиты, инстинктом самосохранения.
Доля интеллектуально-развитых людей составляет около 15 - 25 процентов. Расслоение продолжится. На подходе появление люденов.
"... любое длящееся массовое социальное явление производится не волей каких-либо индивидов, а действием организационно-экономических закономерностей". К. Маркс
Эффект «архивирования» прошлого. Вспоминание, или процесс извлечения из памяти не механическое считывание, а творческая перезапись, поэтому память не конструкция, а реконструкция. Если экспериментально воспрепятствовать синтезу РНК и белков в момент обучения, то долговременная память по этому поводу не формируется. Развитие нервной системы биохимически идентично процессу формирования долговременной памяти. Прошлое условно как бы необходимо «архивировать», уплотнять и в таком виде хранить, но если оно эмоционально тревожит и ранит, то архивировать его не удается, оно регулярно вновь извлекается, эмоционально переживается и переписывается. Фрейдовский психоанализ, закон кармы с карма-йогой, гештальт, двигающийся в сторону завершения, саентологический одитинг, кастанедовский перепросмотр — некоторые из методик, обслуживающие личную историю и прошлый опыт с целью утилизации эмоционального раздражения для возможности последующего архивирования опыта.
Мы можем говорить и размышлять о мире, нашем представлении о мире сколь угодно, но идея Сферы, Пифагорейской Монады, древнекитайского Дао, как максимально целостного и гармоничного проявления чего-либо в восприятии, заслуживает самого внимательного отношения и неустанного дальнейшего размышления. Наиболее стабильные образования в Космосе подобны многослойным сферам. Воспринимая мир в пространстве-времени, то есть, ограниченно в различных аспектах способностей воспринимать, мы видим реальность, мягко говоря, нереальной, иллюзорной, в соответствии со способностью каждого. Увеличение числа граней восприятия делает человека пророком, ясновидящим, космическим существом. Стремление к единению взглядов и мировоззрений, к целостному восприятию мира – единственная возможность человека возвысится до следующего высшего в эволюции уровня сознания. Не стоит смешивать или разделять правильные и неправильные точки зрения на мир, ибо все взгляды, в которые верят их обладатели, верны, верны для того, кто видит так, а не иначе. Учитывая, что каждый из нас уникален в восприятии, благодаря различным природным данным и различной глубине памяти генной, можно спокойно и уверенно утверждать, что различие запланировано Природой целенаправленно и закономерно. Наши же постоянные метания от одного верного взгляда на мир к другим, вызывают к реальности (опять же лишь в нашем восприятии) хаотичность и неравномерность в развитии ума и чувств. Более развитые духовно люди обладают сферическим восприятием, обладают силой знания, видения целостного мира вне войн и конфликтов, хотя эти конфликты имеют место в коллективной реальности… Наши страхи, сомнения и поиски закономерно материализуются в судьбе каждого человека им самим.Это феномен текущего для каждого индивидуально Времени. Системного времени, являющегося в восприятии человека, как обособленной энергетической системы, имеющей свой набор качественных и количественных характеристик, корпускулярно волновую реальность существования.Существовать – значит находить себя где-либо или в чем-либо. В зависимости от того, Кто именно и в Чем именно себя находит, человек и живет. В гармоничной, либо хаотичной, во враждебной, либо дружественной среде, в разнокачественном окружении. В любой неродной среде обитания, человеческий разум чувствует себя как во сне. Сон разума это иная (иллюзорная) среда обитания, а жизнь – подобие сна, таким образом, человеческое сознание сталкивается с проекцией своих эмоций и размышлений, а материализуются (конденсируются) обычно лишь близкие к материальному слои энергии. То есть, в первую очередь тяжелые энергии страха, агрессии в связи со страхом и обычная суета жизни бездуховной. Однако процесс конденсации сопровождается процессом испарения, вознесения сознания. Ради этого текут реки времени, впадающие в океан Безвремения. На нитях реализации смысла, целей, Замысла Творца, нанизаны торообразные бусинки, сферические вихри, пузырьки частных миров.
С громким пением десятки тысяч людей, держа в руках одноцветные знамена и дубинки, маршировали колоннами по улицам столичного города. Окружив здание высшего законодательного органа страны до начала его заседания, они встречали одних парламентариев приветственными криками, других же - оскорблениями, а порой и тумаками. А вечером эти же люди двинулась к жилым кварталам города, творя, при попустительстве сил правопорядка, погромы и поджоги зданий. В считанные часы столица страны погрузилась в хаос. Эти события разыгрались не в ходе "оранжевой" революции или подобных потрясений начала XXI века, а почти 234 года назад в Лондоне. По словам английского историка Р. Блэка, в июне 1780 года "Лондон сошел с ума". Описывая эти события, английский историк Х. Баттерфилд писал: "Многие люди не представляют себе", что в период от 1780 года и вплоть "до войны, начавшейся в 1939 году, трудно найти пример европейской столицы, в которой совершались бы подобные сцены". Но удивительным образом об этих событиях, которые потрясли Англию и весь мир в 1780 году, вспоминают крайне редко. В трудах отечественных советских и постсоветских ученых по всеобщей истории и в энциклопедических справках по истории Великобритании, а также в материалах, выложенных в Интернете, можно обнаружить лишь скудные сведения о тех бурных днях. Мало говорят о том, что случилось тогда в столице Британской империи даже в английской исторической литературе. Если бы не высокий авторитет, талант и природная любознательность Чарльза Диккенса, который осветил этот забытый историками эпизод в одной из своих художественных книг, он, вероятно, был бы вычеркнут из истории. Поэтому те немногие английские историки, которые все же писали об этих событиях, непременно напоминали о романе Диккенса "Барнеби Радж". К тому же существенным недостатком публикаций является то, что в них зачастую не прослеживается связь между событиями в Лондоне и происходившей в то время войной за независимость североамериканских колоний. Революция по сценарию Бомарше
На протяжении пяти лет до июня 1780 г. бурные события, которые волновали Англию, совершались далеко за ее пределами - в ее североамериканских колониях, где вооруженные стычки местного населения с английскими войсками переросли в восстание. Сначала английская колониальная армия, в рядах которой было 20 тысяч солдат и офицеров, наносила поражения повстанцам. Англичанам помогали индейцы, которых уже на протяжении полутора столетий беспощадно уничтожали американские колонисты. По подсчетам американских историков, около 13 тысяч индейцев сражались на стороне англичан. Первоначально в повстанческих отрядах, которые возглавил богатый плантатор Джордж Вашингтон, состояло около 5 тысяч человек из 2,5 миллионов американцев (то есть в них было около 0,2% населения колоний). Американские историки С. Морисон и Г. Коммаджер писали: "Постоянная, плохо оплачиваемая служба в плохо одетой и плохо накормленной армии Вашингтона вызывала отвращение. И хотя средний американец в принципе желал победы для своей стороны, он не видел необходимости в продолжении боевых действий. Руководителям революции приходилось считаться с американским индивидуализмом, враждебным дисциплине регулярной армии, и очень слабой готовности народа в целом терпеть лишения или приносить жертвы... Революционная война не вызывала энтузиазма в пользу какой-либо из сражавшихся сторон... В этом отношении не было ничего похожего на гражданскую войну в России 1917 года или даже гражданскую войну в США 1861 года". Помощник Джорджа Вашингтона и будущий министр финансов США Александр Гамильтон писал в раздражении из штаба повстанцев: "Наши соотечественники проявляют глупость осла и пассивность овцы... Они не готовы стать свободными... Если мы будем спасены, то нас спасут Франция и Испания".
Действительно, ситуация стала меняться после того, как повстанцы получили помощь извне. Ее инициатором стал Пьер Огюстен Карон де Бомарше. Этот талантливый писатель, разведчик, карточный шулер и работорговец, сыграл в рождении американской нации немалую роль. Находясь в Лондоне в качестве тайного агента французского короля, Бомарше узнал от английского министра иностранных дел Рошфора о восстании в американских колониях и тревоге британских правящих кругов по этому поводу.В своих тайных донесениях в Париж Бомарше настойчиво предлагал Людовику XVI оказать экстренную помощь американцам, восставшим против врага Франции - британского короля. Бомарше предложил создать фиктивную торговую фирму, под прикрытием которой можно было бы организовать снабжение американских повстанцев оружием.Понимая, что помощь Франции врагам Англии, даже осуществляемая под ширмой частного предприятия, может спровоцировать англо-французский конфликт, Бомарше решил инсценировать захват мнимыми пиратами судов, следовавших из Франции с оружием.Не дожидаясь королевского решения, Бомарше создал за свой счет торговый дом "Родриго Орталес и компания". Он приобрел для нужд "дома" сорок кораблей, включая 60-пушечный бриг. Очевидно, Бомарше считал, что его вложения в торговый дом "Родриго Орталес" с лихвой окупятся не только за счет доходов от продажи оружия, но и в результате тех перемен, которые последуют в случае торжества американской революции. В то же время Бомарше не прекращал убеждать Людовика XVI в необходимости оказать помощь восставшим американцам, ссылаясь на государственные интересы Франции. Аргументы Бомарше возымели свое действие. 10 июня 1776 года Людовик XVI ассигновал миллион ливров на поддержку восставших и разрешил направить им оружие из французских арсеналов.
Тем временем Бомарше направил конгрессу североамериканских колоний письмо, в котором сообщал о своем намерении поддержать восстание. К письму прилагался перечень товаров, направлявшихся "домом Родриго Орталес": 216 пушек, 27 мортир, 200 орудийных стволов, 8 транспортных судов, 30 тысяч ружей, а также большое число гранат, огромное количество пороха и воинского обмундирования. Андре Моруа в своей книге "История Соединенных Штатов" замечал, что Бомарше "поставил американцам военное снаряжение, достаточное для экипировки двадцати пяти тысяч человек". Лишь после того, как эти вести достигли берегов Америки, 4 июля 1776 года собравшиеся в Филадельфии представители 13 восставших колоний в своей Декларации провозгласили независимость "Соединенных Штатов Америки". Конгресс США через своего представителя в Париже видного ученого, писателя и публициста Бенджамина Франклина обратился с просьбой к Людовику XVI подписать союзный договор между США и Францией. На следующий год в войну на стороне США вступила Испания, которая превратила Новый Орлеан в базу снабжения Штатов. А в 1780-м к проамериканской коалиции присоединились Нидерланды. В том же году Екатерина II объявила о создании Лиги вооруженного нейтралитета, что позволяло ее участникам вести торговлю с США под предлогом нейтральной позиции. Ныне многие американцы забывают, что их республиканский режим "свободы и демократии" завоевал свою независимость благодаря внешней помощи со стороны европейских монархий, которые они клеймили и продолжают клеймить как "деспотические" и "тиранические"
Тайный фронт И все же несмотря на внешнюю помощь американским мятежникам, англичане не уступали им, удерживая в своих руках главные города колоний. Отряды же повстанцев, не привычных к тяготам войны, редели. Во время зимовки 1777 - 1778 гг. в Вэлли-Фордж в 32 километрах от Филадельфии из 2500 солдат "армии" Вашингтона около тысячи скончалось от холодов и болезней. Однако к тому времени у руководства американского восстания появились надежды нанести удар по англичанам с тыла, открыв тайный фронт с помощью своих единомышленников в Англии. Известно, что во главе американского восстания стояли члены масонских лож. Еще в 1773 г. члены масонской ложи имени Святого Андрея в Бостоне организовали налет на британские суда с грузом чая, протестуя против высоких колониальных пошлин на этот товар. Это событие, получившее название "бостонское чаепитие", стало отправной точкой для американского восстания. Масоном были Джордж Вашингтон и идейный вдохновитель восстания Бенджамин Франклин. Масонами было большинство тех, кто подписал Декларацию Независимости, а также ее автор, будущий президент США Томас Джефферсон. Главная американская масонская ложа находилась в Чарльстоне. По некоторым сведениям, здесь хранились реликвии, ценимые мировым масонством, в том числе череп и пепел великого магистра ордена тамплиеров Жака де Моле, считавшегося масонами духовным отцом их тайной организации. Великий магистр Чарльстонской ложи Исаак Лонг имел постоянный контакт с шотландскими масонами, которые с конца XVI века имели одну из самых древних и прочных централизованных организаций. Шотландские масоны выражали солидарность с восстанием в Северной Америке и стремились развернуть антиправительственную кампанию, чтобы добиться вывода британских войск из колоний. Однако вопрос о военных действиях в заокеанских колониях не волновал население Британских островов. Для того, чтобы начать борьбу против правительства, был использован предлог, который мог бы сплотить большинство шотландцев и англичан. Таким предлогом стал закон, принятый 25 мая 1778 года парламентом Великобритании. Он отменял дискриминацию католиков, установленную в XVI веке после завершения правления последней королевы-католички Марии Кровавой. В ответ шотландскими масонами был создан "Союз протестантов", который развернул сбор подписей под петицией в парламент с призывом восстановить антикатолические законы. Английский историк Блэк писал: "Для ускорения ведения дел использовали организационный прием, который применяла революционная Америка - был создан комитет полномочных представителей. Эта группа стала эффективным советом директоров агитации в Шотландии". Чтобы объяснить населению необходимость дискриминации католиков, члены нового "Союза" старались как можно красочнее рассказать о суровых преследованиях протестантов во времена правления Марии Кровавой (1553 - 1558). Во всех уголках королевства стали появляться ораторы, которые рассказывали на городских и сельских площадях о чудовищных казнях протестантов в годы правления указанной королевы. Одним из филиалов "Союза" стало "Общество памятующих о Кровавой Марии". Неожиданно вопрос о правлении Марии Кровавой стал самым актуальным в политической жизни страны. ("Далась им эта злосчастная Кровавая Мария - кричат о ней постоянно до хрипоты», - говорил один из героев романа Диккенса.) Хотя за два с половиной века в Британии уже забыли о той давней истории, антикатолические предрассудки протестантов, составлявших подавляющую часть британского населения, а также зловещее прозвище королевы позволяли агитаторам "Союза протестантов" убеждать слушателей в правоте своих страшных историй и необходимости предотвратить повторение подобных ужасов. Члены "Союза протестантов" стали собираться на митинги, прикрепляя к шляпам кокарды синего цвета и размахивая синими флагами. Они распространяли миллионы листовок и брошюр с антикатолическими призывами. "Союз протестантов" выпустил "Обращение к народу Великобритании". В нем провозглашалась цель "Союза" - "воспрепятствовать любым усилиям, направленным к тому, чтобы продвигать дело папства, остановить разрушение государства, гибель церкви, установление двойного рабства, выковывание цепей для тел и умов британцев... Проявлять терпимость по отношению к папству - это значит способствовать погибели ныне существующих душ, и миллионов других душ, которые в настоящее время не существуют, но бытие которых предначертано Богом. Это прямой способ вызвать месть святого и ревнивого Бога и вызвать уничтожение наших флотов и армий, а также погибель себе и своему потомству. Терпеть такие взгляды - это оскорблять моральное совершенство Бога, который дал нам разум и бессмертие, это - поощрять практику идолопоклонства в христианской стране". В ноябре 1779 года место президента "Союза протестантов" занял потомственный шотландский аристократ лорд Джордж Гордон. К этому времени 23-летний лорд, став членом парламента Великобритании, прославился резкими выступлениями против политики правительства тори, возглавлявшегося Нортом. Особенно резко Гордон критиковал войну, которую вело правительство в Северной Америке. Лорд требовал немедленного вывода английских войск из североамериканских колоний, атакуя "тирана короля, падший парламент и преступное правительство". После того, как Гордон возглавил "Союз протетстантов", его требования вывода английских войск из Америки, все чаще, хотя и с большими логическими натяжками, стали сочетаться с антикатолической риторикой. 1 июня 1780 года в ответ на обращение премьер-министра Норта к парламенту с просьбой выделить дополнительные средства на содержание вооруженных сил Британии в Америке лорд Гордон взял слово и заявил, что он "не может не выступить против любых новых расходов, пока его Величество не возместит ущерб, нанесенный народу нововведениями в пользу папства, а также постыдным расходованием народных денег". За предложение правительства проголосовало 39 человек, за предложение лорда Гордона - 19. Активизация выступлений лорда совпала с ухудшением положения американских повстанцев. В это время английские войска взяли в осаду центр американского масонства - Чарльстон. Чтобы спасти своих мятежных единомышленников, руководитель "Союза протестантов" прибегал к мятежным речам в парламенте. 1 июня 1780 г. лорд Гордон дерзко заявлял, что "тронная речь короля полна абсурда и совершенно лишена здравого смысла... Уступки папистам обеспокоили всю страну, и народ полон решимости защитить себя от тех людей, которые стали любимчиками правительства. Я не только выражаю здесь свои чувства. Правительство обнаружит, что за моей спиной находится 120 тысяч человек! Народ выразил свои чувства в резолюциях и печати".
Видимо, это потому, что самый первый «Дозор» написал молодой пост-советский врач, фантаст со стругацкого семинара и к тому же понаехавший из Алма-Аты, и написал он его в сердцевине чёрных 90-х. И поэтому первый, «Ночной Дозор» - был выступлением против 90-х как явления. Как и положено фэнтези, он изображал то, чего вокруг не было, но чего втайне желала душа читателя – могущественный клан добрых и порядочных мафиози. Тайную козаностру интеллигентов, которые среди накрывшей страну беды сохранили личную мощь, решают свои проблемы и к тому же как могут (а, в рамках стругацкого дискурса, могли они мало) помогают людям. Делят сферы влияния со злыми бандитами, партизанят внутри молодой демократии и вынашивают планы реанимации добра. А попутно терзаются вопросом: насколько можно сдавать свой СССР, своих внутренних стругацких и крапивинских персонажей и всё остальное, чтобы выжить в мире победившего зла? А если побеждать зло – то до какой степени жестокости можно дойти, чтобы не повторить ошибок красной эпохи? Мир первого дозора был наполнен страхом и отчаянием. В первой же сцене Антон Городецкий, уличный светлый маг, едет на эскалаторе, смотрит на пожилого полковника впереди и печально констатирует про себя: «аура у военного была красивая, серо-стальных тонов. Такие до сих пор верят в понятие «офицерская честь»».
Тогда казалось, что эпоха запросто берёт и отменяет любые вечные понятия. А ещё это была книжка о том, что зло, конечно, непобедимо, и добро вынуждено постоянно перед ним отступать. Но добро, как ни странно, непобедимо тоже. И в этом есть по крайней мере надежда. …А дальше – вместе с мироощущением страны и писателя - мир дозоров начал меняться. Он примирялся с реальностью, которая со своей стороны тоже принялась как-то цивилизоваться. Противоречия между Светом (который, по большому счёту, был инкарнацией советской морали) и Тьмой (которая стала эвфемизмом индивидуализма&капитализма) стали тускнеть бледнеть и начиная с четвёртой книжки стёрлись почти напрочь. Второй «Дозор», написанный в соавторстве с В. Васильевым, был уже из конца 90-х. Чувство катастрофы немного отступило, и персонажи, в первом романе носившиеся среди московских палаток с палёной водкой, подворотен и станций метро – начали залетать в Прагу выпить пива по делу и в Крым отдохнуть - и вообще интересоваться внешним миром. На третьем «Дозоре», в начале нулевых, герои переместились в символ юной стабильности – «Алые Паруса» над Москвой-рекой. Там Родине уже брезжило какое-никакое будущее, а безнадёжность отступила. А Светлые и Тёмные маги лукьяненковской Москвы объединили усилия для отражения совместной угрозы. Угроза, кстати, была в разрушении стабильности и баланса сил. К четвёртому «Дозору», времён конца нулевых, метрополитен и ларьки и мёрзлая «Москва лихих подворотен» были забыты. И, прежде так дравшиеся из-за судеб простых людей, маги перестали ссориться совсем. И, подобно стругацким люденам, занялись строго решением своих цеховых задач, которые не знакомому с книжной серией даже и сформулировать понятно невозможно. «Группа из троих Иных - тёмного, светлого и инквизитора - собралась добыть Венец Всего, чтобы прорваться на седьмой слой Сумрака». Как-то так. При этом действие проходило в туристических местах Эдинбурга и Самарканда. Пятый «Дозор», вышедший в прошлом, кажется, году – был уже в предчувствии глобальных перемен. Ещё не было глобального противостояния, но самая сильная страна мира уже начала рвать на части более слабые одну за другой. И если только я правильно понял, идея книги была в том, что, превентивно нападая на все потенциальные угрозы в зародыше, сильные сами их и плодят. Ну и наконец – предмет нашего разговора. Шестой "Дозор", который, кстати, называется "Шестой Дозор". Сюжет: в мире в очередной раз нарушается баланс добра и зла – в пользу зла. Ответственные за хранение баланса – маги – не справились. Поэтому Сумрак (нечто вроде ожившей ноосферы Вернадского) насылает на мир кровавый ресет – призванный разрушить и магов, и саму нынешнюю цивилизацию, и обнулить человеческую историю до первобытной невинности. И всё это заставляет волшебников (уже, казалось бы, уютно закуклившихся в себе) заняться спасением мира. И даже самопожертвованием. Причём множественным: вся книга рассказывает о том, что и как толкает персонажей на готовность пожертвовать собой. А в конце происходит самое важное - окончательное «расстругачивание» саги. Мы ведь помним, что Иные Лукьяненко – это парафраз интеллектуалов и лидеров? Ну так вот в чём вся штука. Волшебники главных позднесоветских фантастов – людены – утратили к человечеству всякий интерес и чувство родства и вообще свалили от него в какие-то свои измерения (фактически умирая). А главный герой «Дозоров» Антон Городецкий, сделавший карьеру в волшебном мире и дошедший в нём до высших рангов – поступил наоборот. И это, уважаемые читатели, очень хороший финал для хорошей книжной серии. А главное – вполне актуальный. Дело в том, что в нашем мире действительно рухнули последние договоры между добром и злом – и сам по себе ужас украинской войны, которая всё равно часть нашей Родины, есть постоянное о том напоминание. И если сейчас, когда над нашим миром снова неуютно, герои главного русского фэнтези возвращаются из мира единорогов в реальность – то, значит, всё-таки нынешний глобальный катаклизм мы встречаем в лучшей форме, чем предыдущий. Со своим – пусть и пока в значительной степени «теневым» – «классом ответстенных». Если что, готовых и на самопожертвование. И главное – уже не имеющих иллюзий о том, что они отдельны от остального человечества.
Вся жизнь Веры Ивановны окутана каким-то мистическим ореолом. Вот, к примеру, свидетельство В. В. Скрябина о том, как она писала свои оккультные романы: "Часто во время разговора она вдруг замолкала, слегка бледнела и проводя рукою по лицу, начинала повторять одну и ту же фразу: "Скорее карандаш и бумагу!" Обычно в это время Вера Ивановна сидела в кресле за маленьким столом, на котором почти всегда были положены карандаш и кипа бумаги. Голова ее слегка откидывалась назад и полузакрытые глаза были направлены на одну определенную точку. И вдруг она начинала писать, не глядя на бумагу. Это было настоящее автоматическое письмо. <...> Это состояние транса продолжалось от 20 до 30 минут, после чего Вера Ивановна обычно впадала в обморочное состояние.<...> Каждый раз письменные передачи заканчивались одной и той же надписью: "Рочестер". По словам Веры Ивановны, это было имя (вернее - фамилия) Духа, который входил с нею в сношение." (В. В. Скрябин. Воспоминания ).
Подобное же свидетельство мы находим и в "Литературных заметках" М. Спасовского: "Она всегда пишет на французском языке, в бессознательном состоянии... Написанное ею переводится на русский язык и тщательно редактируется иногда самим автором, иногда близким ею человеком." (М. Спасовский. Лит. заметки // "Вешние воды", 1916, кн.7-8, с.145). Основная тема фантастических романов В. И. Крыжановской-Рочестер - вселенская борьба божественных и сатанинских сил, взаимозависимость скрытых сил в человеке и космосе, тайны первородной материи... Тайны реинкарнации сознания и душ раскрыты писательницей уже в исторической серии ("Царица Хатасу", например). Спиритуалистическая и научно-фантастическая линии закрепились в ранних романах "Заколдованный замок" (1898), "Два сфинкса" (1900), "Урна"(1900) и во всем блеске раскрылись в самой популярной серии В. И. Крыжановской - пенталогии "Маги", в которую вошли романы "Жизненный эликсир" (1901), "Маги" (1902), "Гнев Божий" (1909), "Смерть планеты" (1911) и "Законодатели" (1916). Бедному, умирающему от болезни врачу Ральфу Моргану таинственный посетитель предлагает... бессмертие. В обмен на искреннее служение божественным идеалам. Ему предстоит нести слово Божие в другие миры, отдать все силы для самосовершенствования и спасения рода человеческого от неминуемой гибели. Оказавшись в рядах братства бессмертных, Ральф (теперь ему дано новое имя - Супрамати), пройдя "курс обучения", становится полноправным членом братства - бессмертным магом. Ему предстоит пережить немало приключений, познать тайны Мироздания, совершить путешествия во времени и в космосе в качестве миссионера. И все равно Земля гибнет - обезумевшее человечество, погрязшее во грехе и неверии, "спровоцировало" глобальную экологическую катастрофу, приведшею к закономерному финалу - гибели планеты и человеческой цивилизации. Вера в последний раз столкнулась с неверием и неверие одержало победу. Братство бессмертных покидают Землю на заблаговременно построенных космических кораблях, чтобы на Новой планете, где человечество едва вышло из первобытного состояния, создать новую цивилизацию, общество, в котором невозможно повторение трагедии Земли. Конечно, с высоты сегодняшнего дня многое в романах Крыжановской выглядит наивным. Но вместе с тем, пенталогия насыщенна массой любопытных тем и идей. В романе, едва ли не впервые в мировой фантастике, описан метод телепортации - как способ путешествия в космосе, космические корабли, изображенные в последнем романе "Законодатели" привлекли внимание профессора Н. Рынина, автора капитальной "Энциклопедии межпланетных сообщений". В романах присутствует популярная в современной фантастике тема цивилизаторства отсталых космических рас. Нужно отметить, что роман "Смерть планеты" - эмоционально очень мощная антиутопия, его следует рассматривать как роман-предупреждение. Просто поражаешься, читая историю гибели человечества, как точно писательница предугадала многие черты будущего (нашего настоящего), насколько верно предсказаны - и детально описаны! - исторические моменты нашей родной страны - России: революция, разрушение храмов, диктатура, проблемы СОВРЕМЕННОЙ России! Право же, цикл "Маги" - весьма актуальное чтение и сегодня, заставляющее о многом задуматься. ...К космической фантастике относится и роман "На соседней планете" (1903). Это своеобразная космическая утопия об идеальном государстве на Марсе, куда случайно попадает главный герой-землянин. Впрочем, идеальное общество по Крыжановской - новизной не блещет - это монархия, кастовое общество. Теме "Идеальное государство" посвящен и роман "В ином мире" (1910). На этот раз писательница отправляет землян на Венеру. Следует отметить, что первые отечественные фантастические фильмы были сняты по романам В. И. Крыжановской - "Кобра Капелла" и "Болотный цветок" (оба фильма - 1917 г.). Впрочем, творческое наследие Веры Ивановны Крыжановской-Рочестер не ограничивается только историческими и фантастическими произведениями. Писала она и сочинения из современной жизни, любовные романы, снискавшие большую популярность у определенной части публики: "Паутина" (1906), "Рай без Адама"(1917), "Рекенштейны" (1894), "Торжище брака" (1893) и др. Следует сказать, что зачастую исследователи творчества Крыжановской (В частности доктор А. Асеев, Л. Соколова-Рындина и др.) предпочитали рассматривать Веру Ивановну как пишущего медиума, нежели как писателя. "В романах Веры Ивановны меня интересовала и интересует не фабула, иногда занятная, но часто наивная, а тот глубокий эзотерический смысл, который всегда скрыт за фабулой." (Л. Соколова-Рындина. "В. И. Крыжановская-Рочестер" // Оккультизм и Йога). Е. И. Рерих, в целом критично оценивая творчество писательницы, писала: "Ведь и книги Крыжановской сделали свое доброе дело. Наряду с немалой пошлостью, книги эти содержат истинные жемчужины. Несомненно она достойна уважения, ибо книги ее принесли свою пользу. Также несомненно, что ее серия "Маги" несравненно талантливее и богаче верными сведениями, нежели произведения многих позднейших романистов на оккультные темы" (Е. И. Рерих. Письма. Т.1, с.338). Еще при жизни писательницы ее книги - особенно серия "Маги" - выдержали несколько переизданий, выходили они и после смерти Веры Ивановны - в Риге и Берлине, вплоть до середины 30-х годов. Не приняв революцию, Вера Ивановна Крыжановская эмигрировала в Эстонию. Но здесь она уже почти не писала - средств на издание книг не хватало. Она зарабатывала на жизнь, работая на лесопильном заводе "Форест", что очень сильно сказалось на здоровье. Денег не хватало не только на издание, но даже чтобы жить по-человечески. Вечерами подрабатывала...гадая на картах. Скончалась писательница в полной нищете 29 декабря 1924 года в Таллине, "скончалась в маленькой, убогой комнатке, на старой железной кровати. Только двое присутствовали при последний ее минутах: дочь Тамара и верный друг их дома" (Вс. Нымтак. Воспоминания.Таллин,1935 г. Цит. по "Оккультизм и йога",1961, с. 44). Похоронена писательница на таллинском Александро-Невском кладбище. За 30 лет творческой работы, В. И. Крыжановская-Рочестер создала более 80 романов и повестей (большей частью это была фантастическая проза), к сожалению многие издания и публикации практически утеряны. Сегодня книги Веры Ивановны Крыжановской возвращаются к читателю.
Ну, что ж, приведу мнение Елены Ивановны Рерих о Крыжановской:
Почему думаете Вы, что я буду против помещения биографии В.И. Крыжановской? Насчет святости, конечно, у меня свой критерий, но, несомненно, она достойна уважения, ибо, как Вы справедливо пишете, книги ее принесли свою пользу. Также несомненно, что ее серия «Маги» несравненно талантливее и богаче верными сведениями, нежели произведения многих позднейших романистов на оккультные темы.
Автор сих строк когда-то давным-давно задался для себя вопросом — раз «Так говорил Заратустра» является своеобразной «Библией», то из этого дерзкого допущения (кстати, признанного многими мировыми авторитетами) сразу же должно было следовать наличие в выдающемся произведении Ницше аналогов и других составляющих Книги Книг? — Так впервые в «Библии Ницше» обнаружилось и его собственное «Откровение». Автор благодарит Небеса, что именно ему первому открылось сие http://nietzschecm-ru.livejour nal.com/109294.html
В своё время мы выдвинули довольно-таки «звучную» для неподготовленного уха современного читателя ещё одну дерзкую концепцию (которая связана с предыдущей самым тесным образом), согласно которой парафилософ Фридрих Ницше в выдающемся травестийном произведении «Так говорил Заратустра» предсказал кроме всего прочего и наступление Сингулярности («Великий Полдень» у Ницше — это и есть Сингулярность-Апокалипсис !) http://www.proza.ru/2014/09/27 /1309
Сей знаковый труд, по нашему твёрдому убеждению, является ничем иным как самым настоящим пророческим предвидением (как и сама Библия, в которой мы также нашли чёткие недвусмысленные «предупреждения» о приближении Точки Сингулярности). — «Так говорил Заратустра», являясь зеркальным отображением Книги Книг, содержит в себе и все её составляющие, в том числе и своё собственное «Откровение».
Таким образом становится понятным, что одним из первых предвозвестников Сингулярности был Иоанн Богослов (но в Библии их целая плеяда) — ведь сущность Сингулярности и сущность Апокалипсиса адекватны !
***
Небольшой экскурс. Модное на сегодня слово «Сингулярность» все активнее входит в нашу повседневную жизнь (Сингулярность — лат. «Singularis», «единственный» — единичность существа, события, явления).
Но что же означает это загадочное выражение ?
Вообще-то термин Сингулярность позаимствован у астрофизиков, которые используют его при описании космических черных дыр.
Сингулярность — ключевое понятие современных космологических теорий (в том числе и модели так называемого «Большого взрыва»), обозначающее единство пространства-времени.
В философии же слово «Сингулярность» обозначает единичность, неповторимость чего-либо — существа, события, явления.
В других науках термин «Сингулярность» стал обозначать единичные, особые явления, для которых перестают действовать привычные законы.
Сингулярность может быть:
1) Сингулярность в философии;
2) Математическая Сингулярность;
3) Гравитационная Сингулярность;
4) Сингулярность в физике;
5) Технологическая Сингулярность;
6) Сингулярность в биологии.
Но сегодня на слуху, прежде всего Технологическая Сингулярность — она трактуется как некий гипотетический момент, когда технический прогресс приобретет такую скорость и сложность, которая окажется вообще недоступной человеческому пониманию.
Считается, что Технологическая Сингулярность неизбежна, и этот короткий период чрезвычайно быстрого технологического прогресса произойдёт на глазах уже нынешних поколений — эпоха Сингулярности начнётся внезапно и она ни за горами.
По версии сторонников данного философского направления, кривая ускорения технического прогресса будет все круче взлетать вверх и около 2045 года превратится в вертикальную линию — этот «момент истины» и называют Технологической Сингулярностью.
Итак. По самым пессимистическим прогнозам различных экспертов, не позднее 2045-го года понятие «Сингулярность» станет частью нашей реальности.
Один из апологетов Сингулярности астрофизик Александр Панов объясняет — это некий период фазового перехода, когда ломается прежний режим эволюции, потому что чисто математически она не может ускоряться тем же самым способом.
Это и есть некоторый гипотетический момент ближайшего к нам будущего, когда станет возможным появления новых, превосходящих Homo Sapiens разумных существ — искусственных либо биологических. При этом вероятность вымирания обычного человечества в результате Сингулярности по некоторым прогнозам составит 30-50%.
В данном авторском рассмотрении немаловажно и то, что по Панову развитие планеты Земля на растительном, животном, человеческом и даже на неживом уровнях строго соответствует ЕДИНОМУ закону своеобразной «общей эволюции» — со всеми вытекающими последствиями…
Ведь точка Сингулярности является точкой бифуркации (сингулярность — это бифуркация, но ни, наоборот) — от нее ведут разные пути, в том числе, и к гибели Цивилизации [что наиболее вероятно] http://glav.su/forum/1-misc/90 /4001631-message/#message40016 31
А это полностью (один в один !) укладывается в «авторские концепции», выдвинутые в разные времена Иоанном Богословом и Фридрихом Ницше — оба они в своих собственных «Откровение» предвозвестили Сингулярность-Апокалипсис.