Решила открыть тему, в которой мы будем делиться работами признанных мастеров, которые зацепили, или просто любимые. И историями или без, желательно найти атрибуцию, если это возможно - название, год, материал, размер , автор, конечно). Ходишь-бродишь по сети, иногда находятся такие прекрасные работы - хочется показать. Последний год ищу что-то непривычное, не широко известное.
Начну со вчерашней находки) - графика Кустодиева Бориса Михайловича.
Автопортрет
Иллюстрация к стихотворению "Дедушка Мазай и зайцы" Н.А.Некрасова (тушь, белила; 1908)
1186×1200 Девушка с чашкой , 1922
Портрет Надежды Комаровской. 1925. Музей-квартира И. Бродского
Эскиз к "Купчихе", бумага, графитный карандаш, растушка, цветной карандаш
У меня тут внезапно случилось открытие) - золотой век финского искусства — период расцвета искусства Финляндии, приходится на 1880—1905/1910 годы, который совпал с национальным пробуждением. Самая выдающаяся эпоха в финской живописи конца XIX — начала XX веков.
В его начале в поле зрения финских художников попал французский реализм и натурализм.
Общеевропейскую известность финское искусство завоевало в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, где финский павильон cтал одним из самых популярных. В то время финские художники уже переняли правдивую и естественную манеру изображения, и, применяя свои навыки, раскрывали для широкой публики красоту северной природы и народную тематику. Поиски своих корней в карельских деревушках, национальная идея и дух сопротивления политическому давлению Российской империи сплелись воедино в финском искусстве в десятилетие, предшествовавшее смене столетий. Это было связано и с созданием упрощённого изобразительного языка, названного в то время «декоративным», и со всё возраставшим интересом ко внутреннему миру человека. Пустынный зимний пейзаж, дремучий лес, мифы и предания — именно там велись поиски символов, необходимых для создания народного самосознания во времена национального пробуждения.
В это время отмечен расцвет также в финской литературе, музыке и архитектуре.
Известными представителями финской культуры того времени были Эмиль Викстрём, Аксели Галлен-Каллела, Альберт Гебхард, Эйно Лейно, Элиэль Сааринен, Ян Сибелиус, Пекка Халонен, Хелена Шерфбек, Альберт Эдельфельт, Ээро Ярнефельт и другие.
Заканчивается же условно золотой век финского искусства общей забастовкой 1905 года и открытием выставки финского искусства в Париже в 1908 году.
Познакомилась с новым для себя художником. Это Тит Дворников(1862-1922) Цитата из статьи: «Дитя природы», талант из народа, самородок – так называли Тита Дворникова. Он не оканчивал Художественной академии, был лишь ее вольнослушателем, но все же получил официальное право преподавать рисование, черчение и чистописание. Зарабатывал на жизнь он, занимая пост учителя в средней школе, а все свободное время посвящал живописи. Одним из первых Дворников примкнул к Обществу южнорусских художников и не пропускал ни одной их выставки. Две страсти Тита Дворникова – этюды и пейзажи. Художник очень любил ловить состояния природы. Именно благодаря этой тяге к отражению сиюминутности Тит Дворников мог поспорить в художественной плодовитости с любым одесским мастером – так много он писал. " https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-77
«У МОРЯ», 1912 год, холст, масло, 50X61, Музей русского импрессионизма, Москва
«Сирень цветет».Холст, масло, 66 x 88. Одесский художественный музей
«Околица». 1910-е годы, Бумага, акварель, 20 х 27, Донецкий художественный музей
ШМАРИНОВ Алексей Дементьевич Народный художник России, лауреат Государственной премии РСФСР, академик Российской академии художеств
Родился 4 апреля 1933 года в Москве, в семье художника. Отец – Шмаринов Дементий Алексеевич (1907–1999), выдающийся советский, российский художник-график.
Я увлеклась скандинавами). Карл Улоф Ларссон ( 1853 — 1919) — шведский художник, известный своими многочисленными полотнами, фресками и акварелями и считающийся одним из самых почитаемых шведских живописцев. Совершенно классный), судя по всему он был счастлив в семье -очень много писал детей, жену, семью.
Не так давно нашла еще одну художницу - Паула Модезон-Беккер (1876-1907) - немецкая художница, известная представительница раннего экспрессионизма. За неполные 14 лет своей творческой деятельности Модерсон-Беккер написала 750 полотен, около 1000 рисунков и 13 офортов, вобравших в себя основные направления искусства начала XX столетия.
"Она играла с веревкой, норовившей обвить ее шею: «дети, кухня, церковь», Kinder, Küche, Kirche, три К, немецкая программа для женщин." Паула вышла замуж по любви, но необходимость маневрировать между обязанностями жены и хозяйки дома и желанием творить - тяготила её. С кулинарных курсов, куда её отправили родители перед свадьбой, она пишет: «Мама, я с пользой провела это время. Но если что-то мешает вздохнуть, с этим нужно кончать». О том, чтобы продавать свои работы и добиться заслуженного признания, она и не мечтала. Во времена художников-новаторов Гогена, Сезанна, Моне и Матисса, женщина, отступившая от классической школы живописи, воспринималась как деградировавшая посредственность. Именно такими были рецензии на несколько её выставок. Невозможно было надеяться на то, что женский талант будет признан мужским обществом, ревниво оберегающим своё превосходство.Роль Паулы сложно переоценить. Как в искусстве, так в сдвиге представления о месте женщины в обществе. "Паула писала настоящих женщин. Я бы даже сказала, по-настоящему обнаженную натуру, сбросившую с себя мужской взгляд. Эти женщины не позируют перед мужчиной; Паула увидела их – не через призму мужского желания, подавленности, собственничества, доминирования и стремления противопоставить. На картинах Модерзон-Беккер женщины не соблазнительны (как у Жерве) и не экзотичны (как у Гогена), они не дразнят (Мане) и не выставлены жертвами (Дега), не отчаянные (Тулуз-Лотрек), не рыхлые (Ренуар) и не исполинские (Пикассо), не статные (Пюви де Шаванн) и не воздушные (Каролюс-Дюран). Они не «из бело-розового миндального теста» (так Золя с издевкой описывал картины Кабанеля). Паула не пытается взять реванш. Она не пытается что-то доказать. Никого не оценивает. Она показывает то, что видит." Её друг, поэт Рильке напишет одному из товарищей: «Когда-нибудь (уже теперь, особенно в северных странах, об этом говорят надежные свидетельства), когда-нибудь на свет родится женщина и девушка, чья женственность будет означать не только противоположность мужественности, но нечто такое, что уже не нуждается ни в каких границах, ни в какой заботе, но вырастет только из жизни и бытия: женщина – человек».Паула была первой в истории женщиной, которая написала свой обнажённый автопортрет. Она сделала это без кокетства и лукавства. "Эта здоровая, спортивная, симпатичная, крепкая немка увлекается нудизмом и любит свое тело. Написать себя обнаженной – вот и всё. Никакого самолюбования, только работа."Паула умерла в 31 год. Спустя пару недель после рождения своего первого и единственного ребёнка. Умирая, "она произносит: «Schade». Это ее последнее слово. Оно значит – «жаль»."В 1927 году в Бремене меценатом Розелиусом был открыт музей - «Дом Паулы Беккер-Модерзон». "В 1937 году нацисты «очистили» немецкие музеи от семидесяти картин Паулы. Многие из них были уничтожены, некоторые – проданы, отдельные выставлялись, чтобы продемонстрировать «дегенеративность» искусства Паулы, и это делает ей честь. Нацистов беспокоила эта молодая художница, без кухни, без церкви и даже почти без детей. Розелиус оставил выдающееся и провокативное посвящение на фасаде ее дома. Надпись выполнена золотыми буквами, а над ней – ангел, вооруженный мечом: «В память о произведениях благородной женщины. Ее работы продолжают победно сиять, пока сходит на нет героическая слава смелых мужчин». Нацисты хотели убрать эту надпись. Розелиус, который вел с ними переговоры, внес лишь одно изменение: вместо «пока сходит» – «пока не сойдет». После войны прежнюю надпись вернули."
Хочу поделиться художником). Очень понравилась смелость в цвете)
Евгений Биткин ( род 1932-2017)
Биткин Евгений Петрович истинно русский живописец, работающий в традициях русской школы живописи, что не мешает ему быть самобытным художником, имеющим свой мир, свой образный строй, спою интонацию. Он в одинаковой степени владеет композицией, рисунком, цветом. Умение синтезировать свои впечатления он проявляет в своих жанровых картинах. В пейзажных работах он чаще всего обращается к картинам-пейзажам, передавая в них "эпически-монументальное и лирическое звучание русской природы". http://www.art-bitkin.ru/index.p....уально.
Новое для меня имя - Валентина Алимова (1911-1988)
"Литографии – высший класс! 10 октября 1911 года родилась Валентина Петровна Алимова (д. Бортниково, Московская губерния) - художник-график, иллюстратор, плакатист. В 1933-39 гг. училась на графическом факультете Московского института изобразительных искусств, у К.Н.Истомина, М.С.Родионова, Л.А.Бруни, А.А.Дейнеки.
Отто Джозеф Аланен (1885-1920) - финский художник в стиле модерн. Его картины были в основном с мотивами Калевалы и представляли древний финский декоративный стиль. Много гобеленов, графика, общем
Lu-chia, спасибо, интересные работы Наша современница Вера Кальченко (род. в 1971 году в Мытищах). Здесь больше о ней. Некоторые работы художницы напоминают мне работы Д.Митрохина, наверное, потому что выполнены в смешанной технике( карандаш+акварель). Близкая мне тема, очень понравилось
Серия библейских эскизов была сделана А.А. Ивановым для росписей особого здания, не церкви, а Храма искусства, или Храма Философии. Евангельская тема должна была быть представлена в окружении изображения мифологических, исторических и ветхозаветных тем. Искусствоведы отнёс эту мечту к романтическим утопиям. В какой-то мере эта незавершенность выявляет грандиозность замысла.
Хождение по водам ( наверно, самая известная работа из этой серии)
Ангел лишает Захария голоса
Вхождение в Иерусалим
Благовещение
Преображение
О, если представить себе эти работы реализованными на стенах , да еще в технике Иванова .. это было бы чудо света
Родилась 10 июля 1862 года в Гельсингфорсе, столице Великого княжества Финляндского Российской империи. Начала заниматься живописью в одиннадцать лет в художественной школе при Финском обществе любителей искусства, где училась вместе с Хеленой Вестермарк и Элиной Даниельсон.
С 1880 года начала участвовать в выставках и вскоре завоевала признание. Получив стипендию от Сената Российской империи, училась в Париже, в Академии Коларосси.
С 1902 года вместе с матерью жила в Хювинкяа, где совершенствовала своё мастерство. В 1917 году в художественном салоне Стенмана в Хельсинки прошла первая персональная выставка художницы, имевшая большой успех у зрителей и критиков.
В 1925 году переехала в Таммисаари, где писала в основном натюрморты и перерабатывала свои старые работы. Часть её произведений этого периода выполнена в технике литографии, которую художница освоила в возрасте 75 лет.
В начале Зимней войны переехала в Тенала, где провела около года. В 1944 году уехала в Швецию, где и скончалась 23 января 1946 года в Сальтшёбадене Не знаю, как на счет интересной биографии, а творческое наследие у нее замечательное.
Lu-chia, пропустила пост о художнице Хелен Шерфбек. Очень понравился лаконизм её манеры письма. Спасибо.
Давно не смотрела работы Альбера Марке. Они мне запомнились написанными , в основном , в холодных тонах. А сегодня в фейсбуке мне попалась репродукция картины в очень солнечных , тёплых тонах. Жаль, что нет возможности посмотреть её в музее.
Работа Альбера Марке (1875 - 1947). Он начинал, как и многие его современники-живописцы. Сын железнодорожного служащего из Бордо, Альбер уделял больше внимания своим карандашным рисункам на полях школьных тетрадей, нежели наукам. Окончив школу, он отправился в Париж, чтобы получить художественное образование. Там он поступил в Школу изящных искусств. Ни тогда, ни позднее, трудясь под руководством обожаемого им Гюстава Моро, Марке не отдавал предпочтения какому-то одному течению. Он впитывал знания, пропускал через себя впечатления, смотрел, слушал, – и делал по-своему. «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас художниками», – эти слова Моро он крепко запомнил и вплел в свое творчество, гармонично связав с собственным видением. Ему потребовалось время, чтобы из вчерашнего студента с удостоверением преподавателя рисования начальной школы, которое он получил, бросив учебу после смерти Моро, стать художником, чьи произведения вошли в историю мирового искусства. Достаточно долго Марке придерживался классического взгляда на живопись, а потому его ранние картины больше напоминает работы импрессионистов. Альбер чувствовал себя заложником устоявшейся формы. Сколь бы притягательным не был импрессионизм – это было не то, чего он искал. Разочарованный, Марке сблизился с фовистами и даже принимал участие в Салоне Независимых 1906 года. Здесь начались эксперименты с чистыми цветами, отражениями, впервые проявилась в картинах страсть к водным просторам. Фовисты оказались временными «попутчиками». И в самом деле, слово «дикий», от которого произошло название направления, едва ли было применимо к самому Марке. Со временем Марке все реже шел на компромиссы в творчестве и внимательнее прислушивался к внутренним ощущениям. Краски становились чище, мазки смелее. Обманчиво простая манера письма позволила видеть глубже, проникнуть в самую суть бытия и вдохнуть жизнь в спокойные пейзажи. Альбер Марке не смог смириться с фашистским режимом в Европе. В начале Второй мировой войны он с женой уехал в Алжир, откуда вернулся слабым и больным лишь в 1945 году. Он умер 14 июня 1947 года. Оставив множество работ, хранящих частицу его уникального стиля. Бачити менше
Накопала принца-художника-импрессиониста. Евгений Шведский ( 1865 — 1947 ), герцог Нерке — четвёртый и младший сын шведского короля Оскара II и его жены Софии. С 21 января 1904 года — кавалер ордена Норвежского льва. С 1894 года — кавалер ордена Андрея Первозванного . Известен также как живописец, собиратель произведений искусства и меценат.
Расскажу историю одну). В карело-финском эпосе Калевала есть кузнец-демиург Ильмаринен. Все, что хочешь мог сделать на кузнице своей, но в любви ему не везло.
После потери своей первой жены обескураженный Ильмаринен пытается создать новую из золота и серебра, но находит золотую жену жесткой и холодной. Встревоженный, он вместо этого пытается выдать ее замуж за своего брата Вяйнямёйнена, но старый мудрец отвергает ее, говоря, что золотую жену следует бросить обратно в печь, и велит Ильмаринену «выковать из нее тысячу безделушек». Обращаясь ко всем своим людям, он добавляет:
"Никогда, юноши, какими бы несчастными они ни были Ни в будущем, герои повзрослевшие, Будь у тебя большое имущество, Или бедны в владениях, В течение всей вашей жизни Пока сияет золотая луна, Да добьешься ты золотую женщину, Или огорчитесь за серебро, Ибо мерзнет мерцание золота, Только мороз дышит серебром ».
Сказку о Золотой жене можно рассматривать как поучительную историю, основанную на теме «счастье не купишь за деньги».
Это чему? К картинкам:
Н. Кочергин
Ю.Люкшин
В.Курдов
А.Мазин
Н.Брюханов
Есть у меня подозрение, что эта золотая невеста связана с уральской Золотой Бабой как-то)