Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Сознание, мышление, философия
Сознание, мышление, философия
lu-chia
Сообщение #1 | Ср, 07.09.2011, 12:29
Группа: wing
Сообщений: 27384
Налимов В.В

Самоогранизация как творческий процесс


http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_960.htm

Упорядочивающая роль сознания
Сознание проявляет себя по-разному. Одна из его задач состоит в том, чтобы упорядочивать наши сенсорные восприятия в такой форме, чтобы мир можно было воспринимать через систему образов. Уже из кантовской критики Чистого Разума следовало, что образ созерцаемого нами мира есть не механическое отображение внешней реальности, а ее реконструкция. Человек - не пассивный наблюдатель, а великий архитектор, строящий здание Вселенной, опираясь на свой чувственный опыт взаимодействия с внешним миром, переработанный фильтрами его сознания. Этой теме, традиционно считавшейся чисто философской, мы хотим придать непривычное освещение, приблизив ее, с одной стороны, к некоторым научным разработкам, а с другой - связав ее с представлением о трансличностном наблюдателе. Рассмотрим особенности основных фильтров:
1 Пространство
В наши дни открылась возможность существенно углубить мысль Канта. Когда он говорил о пространстве как об априори заданной нам форме восприятия чувственного опыта, то, естественно, имел в виду только известное в его время двухмерное и трехмерное пространства, задаваемые геометрией Евклида. Теперь мы можем говорить, что априори нам задана возможность интерпретировать воспринимаемый нами мир через пространство различных геометрий. Пространство может быть многомерным; в нем могут быть математические объекты с дробномерной размерностью (фрактальные структуры); его метрика может быть гомогенной или гетерогенной, может быть неположительно определенной; кривизна пространства может быть задана различным образом; топология, определяющая окрестности точки, может быть далеко не тривиальной; пространство может быть расслоенным; элементами пространства могут быть не точки, а струны планковской длины. Представление о различных геометриях, человек извлекает из глубин своего сознания. Оно почему-то оказалось подготовленным к тому, чтобы раскрыть многообразие геометрий. Успехи современной физики в значительной степени определяются ее геометризацией. Но что же существует в физической реальности Мира? Пространство без геометрий? Однако такое пространство - это абсолютное ничто. Оно, будучи лишенным каких бы то ни было атрибутов, не может быть обнаружено и, следовательно, не может считаться существующим. Итак, есть Мир такой, как он есть. Но если в нем присутствует Наблюдатель - носитель сознания, то Мир оказывается нетривиально пространственно упорядоченным. Является ли Наблюдателем только преходящий человек или же Наблюдатель наделен онтологическим статусом, являясь неперсонифицированным (универсальным) аспектом бытия, носителем сознания? А тогда, естественно, возникает вопрос: что же такое неперсонифицированное сознание? Пока что ответ на этот вопрос неизвестен
lu-chia
Сообщение #2 | Ср, 07.09.2011, 12:31
Группа: wing
Сообщений: 27384
2 Время
Для Канта время - также априори заданная форма чувственного созерцания. Отметим, что еще на заре нашей эры греческие философы Антифонт и Криптолей признавали ...время мыслью или мерой, а не объективной субстанцией [Лосев, 1964, с. 391]. Сейчас мы можем сказать, что время - это конденсированный тысячелетний опыт взаимодействия сознания человека с Миром. Это мера изменчивости. Это образ, позволяющий обращаться к числовой мере при сравнении различных циклических систем, находящихся в различных условиях. Мы знаем, что время замедляется, если скорость движения наблюдаемой системы приближается к скорости света; замедление времени происходит и в сильных гравитационных полях. Наше собственное, личностно ощущаемое время в одних ситуациях ускоряется, в других - замедляется, пределом этого замедления оказывается смерть. По-видимому, сейчас можно сказать следующее: мы знаем не само время, а идею о нем и умеем подбирать числовую меру, соответствующую этой идее. Опять здесь хочется говорить о существовании универсального сознания, подкрепляющего наше все расширяющееся представление о времени. Может быть, Универсальный наблюдатель имеет представление о не раскрывшейся еще нам идее о надвременности? Если бы все было иначе, человеку было бы очень неуютно в этом Мире
3 Число
Вещи существуют, не будучи сами по себе исчисляемыми. Число, даже натуральное, - это понятие, исчисляемое Наблюдателем. Здесь Наблюдатель эквивалентен сознанию (осознающему). В своем простейшем проявлении натуральное число отвечает на вопрос, задаваемый Наблюдателем: Сколько вещей определенного типа находится здесь? Еще отчетливее проявляется семантическая природа числа, когда мы оказываемся готовы расширять это понятие, вводя отрицательное число, рациональное и иррациональное числа, комплексное число, трансцендентное число (примерами являются числа pi и е), кардинальное число (обобщение понятия количественного числа на бесконечные множества), трансфинитное число (обобщение понятия порядковых чисел для бесконечных множеств). Как, скажем, может быть записано число е в физическом Мире - цифрами (но какой длины) или формулой:
lim (1 + 1/n)^n при n к бесконечности? Любая запись будет свидетельствовать о его семантической природе. Сказанное здесь иллюстрируем профессорским анекдотом: Профессор входит в аудиторию. Там никого нет. Он, как положено, начинает читать лекцию. Приходят двое - профессор радуется. Но вот неожиданно выходят пятеро. Что же, - грустно думает профессор, - придут трое и опять никого не будет. - Это формально вполне допустимое, но в то же время вполне метафорическое описание того, что происходит в душе профессора. Не так ли выглядят многие наши модели, опирающиеся на числовое видение Мира? Но вот как быть с числовыми значениями физических констант? Они входят в фундаментальные физические уравнения и, таким образом, определяют особенности устройства нашего Мира. Числовые константы, будучи ментальными сущностями, оказываются вмонтированными в физический мир. Удивительна была интуиция греческих философов - Пифагора, Платона, Плотина, придававших исключительно большое значение числу
lu-chia
Сообщение #3 | Ср, 07.09.2011, 12:31
Группа: wing
Сообщений: 27384
4 Вероятность
- это мера, задаваемая системой аксиом ее исчисления. Предметная интерпретация вероятности может носить различный характер. В самом широком понимании вероятность - это мера размытости наших суждений или представлений о происходящем. Со словом вероятность согласуются такие слова, как предрасположенность, склонность, предвидение, ожидаемость, рассредоточенность (размытость по числовой оси) и, наконец, случайность. Случайная величина задана, если задана ее вероятностная характеристика. И если мы оказались готовыми признать семантическую природу числа, то тем более это надо сделать для вероятностной меры. Обращение к вероятностному мышлению существенно изменило наше видение Мира. Особенно ярко это проявилось в физике микромира - дисциплине, выходящей за границы обыденного опыта и порожденного им здравого смысла. В историческом плане это рассмотрено в книгах [Nalimov, 1981] и [Gigerenzer et al, 1989]. В квантовой механике частица не локализована в пространстве и времени. Размытость частицы описывается плотностью вероятности, задаваемой квадратом модуля пси-функции (Отметим, что сама пси-функция в знаменитом уравнении Шрёдингера именуется амплитудой вероятности. Ее значения задаются комплексным числом, и поэтому она непосредственно не интерпретируется в физической системе представлений). Привычное макроскопическое представление возникает только после вмешательства Наблюдателя, когда действительное выбирается из возможного. В интервалах между наблюдениями мы имеем только описание возможного. Чтобы воспринять сказанное здесь, надо допустить существование Универсального трансличностного наблюдателя. Иначе представление о размытости - это некоторая функция, раскрывающаяся лишь в умозрении физиков наших дней. Попытку непосредственного включения сознания в картину физического мира мы находим в книге Дух в атоме [Davies and Brown, 1989]
lu-chia
Сообщение #4 | Ср, 07.09.2011, 12:32
Группа: wing
Сообщений: 27384
Обобщение представления об упорядочивающих фильтрах сознания
Из сказанного выше можно сделать следующие существенные выводы:

1 Классические представления Канта о природе Чистого Разума могут быть в наши дни дополнены: а) числом, являющимся (так же, как время и пространство) априори данной формой созерцания чувственного опыта (Отметим, что число неотъемлемо связано с понятиями пространства и времени. Множество геометрий различных пространств задается через число так же. как время характеризуется числом. Уже в силу этих соображений нельзя вводить представление о формах сознания, не включив в него число. Но, включив число, мы также включаем в формы сознания и его синоним -слово (см. гл. III). Итак, говоря о формах сознания, мы должны иметь в виду не только пространство, время, но также число и слово. Обратим здесь внимание на то, что в древнегреческом языке - логос - означает не только слово, но и число); б) к двенадцати категориям возможности априорных синтетических суждений нужно добавить стохастичность, или даже шире - спонтанность

2 С развитием культуры наше сознание расширяется путем освоения новой, фундаментальной априорности

3 Фильтры, через которые мы воспринимаем Мир, математичны по своей природе, ибо они опираются на базовые математические представления: пространство, время, число, вероятность и, следовательно, случайность. Так устроен наш Ум (Mind), но не все это понимают

4 Но что представляет собой эта математизированная фильтрация? Не следует ли это рассматривать как некоторое проявление врожденной параноидальности? Или эта фильтрация коррелирована с некоторой независимой от нас реальностью - с тем, что мы готовы назвать Метасознанием, регулирующим мироустройство? Можем ли мы говорить о существовании Трансличностного неперсонализированного сознания, участника всего происходящего? Эта постановка вопроса нам представляется чрезвычайно важной, открывающей новые направления в построении модели Мироздания. Если мы готовы признать вездесущность сознания, то нам придется согласиться и с тем, что пространство и время, а также число и вероятностная мера существуют во Вселенной и вне человека, существуют как проявления всемирно размытого сознания, оставаясь семантической, а не физической реальностью

5 Спонтанность (или метаслучайность) находит свое выражение в силлогизме Бейеса. Это формальное, т.е. математическое, описание процесса самоорганизации, не подчиняющегося причинно-следственной расшифровке. Может быть, можно было бы говорить о метасознании, но сейчас такой разговор беспредметен. Здесь мы уже соприкасаемся с запредельной реальностью. Мы должны признать существование Тайны в мире. Наше сознание, как мы уже говорили, расширяется с развитием культуры. Но этот процесс только расширяет границы Тайны, но никак не дезавуирует ее
lu-chia
Сообщение #5 | Ср, 07.09.2011, 12:40
Группа: wing
Сообщений: 27384
В.В. Налимов, Ж.А. Дрогалина. Реальность нереального

http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_963.htm

...Бог везде есть: делай, чтобы и мысль твоя всюду была с Богом. Как же делаешь? Мысли толкутся, как комары в своих столбиках, а над мыслями и чувства сердца. Чтобы прилепить мысль к единому, старцы имели обычай навыкать непрерывному произношению коротенькой молитовки; от навыка и частого повторения молитовка эта так навязывалась на язык, что он сам собою повторял ее. Чрез это и мысль прилеплялась к молитве, а чрез нее и к помышлению о Боге непрестанному. После навыка молитва связывала память о Боге, а память о Боге - молитву, и они взаимно себя поддерживали. Вот и хождение пред Богом. Краткие молитвы употребляли разные. Но потом все предпочитать стали одну молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Ее навыкли повторять и с нею блюсти память Божию. Видишь теперь, где стоит молитва Иисусова и каково значение ее. Сама по себе она не есть умная, а словесная, внешняя, как и все другие молитвы писанные, а есть средство к умной молитве, когда кто, стоя с ней пред Богом, молится Ему [Еп. Феофан, 1898, вып. II, 55-56]
Молитва настоящая та есть, которая прямо из сердца исходит и к Богу восходит. И никакая другая молитва не есть молитва, если она не такова. Об этом и должна быть вся в нас забота в деле молитвы. Но обычно ум загроможден множеством небожеских помышлений, воля - многими житейскими заботами, сердце - сочувствиями и услаждениями земными, почему тотчас к Богу возноситься - для нас то же, что из трясины выкарабкиваться. Маленькие молитовки - очень пригодные к тому средство или пособие. Они приучают ум держаться на одном: понемногу сочувствие на свою сторону перетягивают и от забот отвлекают. Это действие сильнее и скорее проявляется, если не на правиле только, но и в другие часы просматривать их со вниманием. Конечный плод - образование чувства к Богу, которое неразлучно с непрестанною молитвою или есть одно и то же с нею. Тут бывает живой союз с Богом - цель духовной жизни [Еп. Феофан, 1898, вып. I, 235]
Уже из приведенных цитат мы видим, что качество молитвы по святоотеческим наставлениям определяется такими словами, как слияние, единение, союз. Мы также видим, что внешняя часть есть не собственно молитва-союз, а предваряющая часть, помогающая прилепить мысль к единому, сосредоточиться, сконцентрироваться и, более того, пребывать в этом состоянии - ходить пред Богом. Эти слова нам захотелось выделить прежде всего потому, что они выражают внутреннюю связь, существующую между эзотерическими школами, практикующими медитации. Состояние медитации осознается как слияние, союз. Состояние союза могут быть засвидетельствованы вовне. В этом плане интересен текст беседы священника Н.А. Мотовилова с преп. Серафимом Саровским ( по книге Л. Денисов, Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского. М. Изд. А.Д. Ступина.1904), одним из самых выдающихся представителей русской святости недавнего прошлого. В беседе подробно описано состояние в полноте Духа Божьего и выделены сенсорные впечатления и ощущения, свидетельствующие об обретении такого состояния. Прежде всего оно доступно зрительному восприятию. Прежде всего потому, что первое, на что обращает внимание Мотовилов и что подтверждает преп. Серафим, - это свет
- Благодать Всесвятого Духа Божия является в неизреченном свете для всех, которым Бог являет действия ее..
- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?
- Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли! (с. 328-329)
lu-chia
Сообщение #6 | Ср, 07.09.2011, 12:40
Группа: wing
Сообщений: 27384
Творческая научная деятельность как неосознанная медитация
Мысли пришли к людям раньше,
чем они научились порождать их
[Jung C.G. Phychology and alchemy. London: Routledge & Kegan Paul, 1953, с.56]

...Каждый из нас в повседневной жизни обращается к логически не структурированной составляющей своего сознания, используя те или иные приемы, которые часто носят глубоко личностный характер, задаваемый особенностями человека - его генотипом, воспитанием, духовной зрелостью, хотя собственно медитацией мы все же склонны, как уже говорилось раньше, называть те приемы обращения к бессознательному, которые подверглись специальной обработке и приобрели некоторую распространенность. Творческая научная деятельность даже в своем обыденном, повседневном варианте носит характер неосознанной медитации
…Сейчас тратятся громадные усилия на создание информационно-поисковых систем для облегчения научных и технических разработок. Но каждый реально работающий ученый знает, что нужные и подчас совершенно неожиданные публикации находятся как-то сами собой - надо только четко настроить свое сознание на их поиск. Сколько-нибудь разумного обьяснения этого явления в рамках существующей научной парадигмы нет, и потому приходится разрабатывать формализованные поисковые системы. В этой работе мы не будем проводить всестороннего анализа процесса научного творчества; ранее этой проблемы мы касались в книге [В.В. Налимов. Вероятностная модель языка. 1979]. Отметим здесь книгу Адамара [Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., Советское радио, 1970], в которой обращается внимание на то, что даже в творческой работе математиков в процессе озарения не участвуют ни слова нашего языка, ни собственно математические символы. Само творчество происходит на бессознательном уровне - на уровне сознания все воплощается в знаковую систему, позволяющую вести коммуникацию как с самим собой, так и с другими. Хорошей иллюстрацией могут быть слова о творчестве, сказанные Гамильтоном: В моем мозгу совершалась скрытая работа…Казалось, замкнулась электрическая цепь, и вспыхнула искра, вестник того (я это сразу понял), что многолетняя работа завершилась четко обозначенной мыслью…Там же и тогда же я ощутил гальваническую цепь мысли замкнутой…Я почувствовал, что проблема именно в этом момент должна быть решена, - ослабло интеллектуальное напряжение, которое держало меня по крайней мере последние пятнадцать лет.
Именно открытостью Гамильтона семантическому космосу можно обьяснить как его глубокую приверженность триадам и квартерионам, о которой мы говорили выше (гл. 9), так и тот удивительный факт, что его представление об оптико-механической аналогии опередило свое время (Один из основателей квантовой механики Э. Шредингер в 1926г. отметил важное значение для нового понимания микромира сделанного Гамильтоном открытия того, что законы геометрической оптики и закон, управляющий движением частиц, могут быть выражены в одной и той же математической форме. Отметим еще, что Гамильтон был также и поэтом (правда, стиль его был абстрактным); он считал, что как поэзия, так и математика являются точнейшими выразителями истины)
...И все же было наивно считать творчески работающего ученого приемником, настроенным на волну озарения. Бессознательное - это отнюдь не кладовая, в которой в каком-то уже готовом виде хранятся прообразы научных теорий. Почерпнутое из бессознательного должно быть осмысленно, т.е. представлено в форме, приемлемой для культуры своего времени. Новое должно быть подготовлено старым и в то же время не должно логически следовать из старого, ибо иначе оно не будет новым. Внимательно вглядываясь в новое, мы всегда увидим в нем старое. Неоднократно обращалось внимание на то, что все новые серьезные философские представления замыкаются на что-то уже давно сказанное и понятое. То же относится и к науке: в самых, казалось бы, неожиданных ее проявлениях мы узнаем что-то древнее. В этом отношении очень интересна книга американского физика Капра [Capra F, The tao of physics. 1975, Modern physics and eastern mysticism. 1976], пытающегося найти истоки современных идей физики в философии Древнего Востока. В одной из работ (В.В. Налимов, З.Б. Баринова. Этюды по истории Кибернетики. Предтечи кибернетики в древней Индии (1973г.)
lu-chia
Сообщение #7 | Сб, 05.11.2011, 08:03
Группа: wing
Сообщений: 27384
Налимов "Разбрасываю мысли"

Я продолжаю разбрасывать мысли.
Они разлетаются, как листья осенью.
Летят листья навстречу будущей, еще далекой весне.
Мы ждем ее. Готовимся к ней
---
Да, я пытаюсь внести математику
в философию. Математика делает
мысль четкой и, соответственно,
сурово требует аксиоматического
обоснования при построении концепций…
Мы есть творцы видимого нами мира…
Самоорганизация – это спонтанность…
В Мире все есть как есть, но мы не знаем, как оно есть…
Новое знание открывается через осознание незнания…
Человечеству необходимо открыться Космическому сознанию…

http://dyyfs.info/v-v-nalimov-razbrasyvayu-mysli.html
lu-chia
Сообщение #8 | Сб, 05.11.2011, 08:05
Группа: wing
Сообщений: 27384
Для меня смысл – понятие не логическое, а онтологическое. Это категория сущего. Смыслы, как это мне представляется, существуют изначально, так же как существуют фундаментальные физические константы (Антропный принцип). Существуют, не будучи созданными. Природа смыслов может быть схвачена только в их динамике. Только через проявление их в Бытии, содержащем сознание. Динамическое раскрытие природы смысла может быть достигнуто только через одновременный анализ семантической триады: смысл, текст, язык. Любой элемент этой триады может быть определен через два других. Здесь мы обращаемся к так называемому циклическому определению. Скажем:
Смыслы – это то, из чего создаются тексты с помощью языка.
Тексты – это то, что создано из смыслов с помощью языка.
Язык – это средство, с помощью которого из смыслов рождаются тексты.
Триада становится синонимом сознания. Тексты, в моем понимании, – это структуры, организуемые вероятностным взвешиванием смыслов. Взвешивание – это придание элементарным смыслам вероятностной меры. Вероятностное взвешивание – это анти-Аристотелева логика. Она позволяет оперировать размытыми смыслами, раскрывающимися на глубинных уровнях сознания. Это – логика творческого процесса. Аристотелева логика вторична. Она редуцирует смысловой континуум к дискретам – словам, за которыми скрыто стоит множество смыслов. Желая серьезно понять дискретно написанные тексты, мы обращаемся к скрытой размытости. Понимание становится личностным. Более того, оно всегда ситуационно. Вспомним: в течение двух последних тысячелетий религиозная мысль была непрестанно занята реинтерпретацией одних и тех же исходных текстов, придавая им различные смыслы – веса. Сейчас этот процесс, кажется, обостряется. В несколько более завуалированной форме это происходит и в философии, и даже в науке. Моей задачей является попытка понять роль смыслов во Вселенной. А если быть скромнее, хотя бы оценить роль смыслов в существовании человека

Вселенная смысловhttp://www.varvar.ru/arhiv/texts/nalimov1.html
lu-chia
Сообщение #9 | Сб, 05.11.2011, 10:06
Группа: wing
Сообщений: 27384
Осознающая себя Вселенная

http://v-nalimov.ru/articles/111/395/ - не работает
 http://www.srinest.com/book_84....JA.html

Глава 11 Настало время говорить о вездесущности сознания. Иными словами, нужно готовиться к тому, чтобы подойти к построению сверхъединой теории поля, описывающей как физические, так и семантические проявления Мира. Первые шаги здесь сделаны: это теоретические разработки Д. Бома, с одной стороны, и с другой стороны – эксперименты в области аномальных явлений, выполненные Брендой Данн и Робертом Джаном со всей строгостью, предъявляемой современной наукой. Желая продвинуться дальше в этом направлении, нам нужно: (1) преодолеть некоторые, довлеющие над нами ограничения, утвердившиеся в парадигме нашей культуры; (2) набросать контуры осознающей себя Вселенной. Построить модель такой Вселенной мы еще не можем, но готовиться к этому, кажется, начинаем

I Преодоление мешающих предпосылок
1 Над нами до сих пор тяготеет жесткое картезианское разграничение ума и материи. Основанием для этого было утверждение о том, что материя пространственно протяженна, а ум – нет. Теперь мы можем игнорировать эту аргументацию. Мы знаем, что пространственное восприятие физической реальности задается не столько окружающим нас Миром, сколько изначально заданной нашему сознанию способностью видеть Мир пространственно упорядоченным. Мы можем также научиться пространственно воспринимать Мир смыслов, если сумеем неким, достаточно наглядным способом задать образ семантического поля. Так мы можем геометризовать наши представления о сознании и создать язык, близкий языку современной физики
2 Для того, чтобы задать образ семантического поля, надо признать, что смыслы первичны по своей природе. Иными словами, необходимо согласиться с тем, что элементарные смыслы (не являющиеся еще текстами) заданы изначально. Здесь мы подходим очень близко к позиции Платона, кстати, сформулированной им недостаточно четко. Такой подход больше нельзя считать ненаучным – признаем же мы изначальную заданность фундаментальных физических констант, природа которых скорее ментальна, чем физична. Будем считать, что все смыслы изначально упорядочены на линейном континууме Контора
lu-chia
Сообщение #10 | Чт, 24.11.2011, 15:51
Группа: wing
Сообщений: 27384
лирическое отступление от Налимова, но тоже о спонтанности:

Спонтанность 2

Маленькое отступление. Тяжело читать чужие тексты, да и свои тоже. Легче их писать - потому что в письме или производстве смысла ты захвачен единым потоком. В чтении твой поток взаимодействует с другим, а поток и мысль, рожденная потоком - вещи довольно далекие. Нужны огромные усилия, чтобы отделить мысль от потока и читать мысли, а не потоки.
Специфика языковых знаков такова, что создается иллюзия излишней определенности. Я говорю "жизнь" и вы говорите "жизнь" и кто-то еще - а что за этим стоит? Потоки идей, опыт, надежды, горе и пр. Всего не перечислишь. И вот несовпадения потоков и мотивов делают понимание крайне условным, а чаще всего мы имеем даже непонимание. Но самое плохое , когда свое непонимание мы принимаем за понимание другого и даже пользуемся этой иллюзией как средством в достижении целей. И в диалоге мы говорим и смотрим в глаза собеседнику так, как если бы наше сообщение открывалось бы само собой. И взгляд этот бывает часто провокаций согласия, после которой наступает некое горькое "взаимопонимание" не без насилия.
Но все же, понимание в какой-то степени и доступно и необходимо, хотя и обходными путями.
Лучше всего понять другого выдумав его мысль самому причем своим путем и так, что всем ясно - что это то самое.
Но это требует сил и времени

Спонтанность 5

Вернемся в начало, к вопросу о темпоральности спонтанности.
Заметьте, что самый факт возвращения к началу в контексте спонтанности выглядит парадоксально. С одной стороны, оно вытекает из отсутствия какой-то схемы или плана. Спонтанность избегает планирования и схем, подозревая их в бесплодии, и рискует действовать без них. Но, с другой стороны, в спонтанности тогда не к чему и возвращаться, ибо спонтанность не знает, откуда она вышла.
Вот тут мы и возвратимся к темпоральности.
Помнится, прощаясь, я сказал Вам - спонтанность есть синхронность.

Сказал "синхронность" не думая, по наитию. В какой-то давней статье "проект и время" выплыла эта синхронность без всякой связи со спонтанностью и вот теперь появилась снова. Сегодня уже могу несколько развернуть эту догадку.
Синхронность означает то, что в спонтанном порыве вопрос и ответ не разделены временем, они совпадают, синхронны. Вопрос заключен в ответе, а ответ в вопросе.
Оставим пока что вопрос о способах такого заключения, заколоченности. Как это возможно, каковы его пространственные условия.
Этот вопрос оставим, и продумаем темпоральные следствия.
В самом начале я предположил, что спонтанность - манера поведения богов, оплаченная бессмертием, отсюда - отсутствие страха ошибки, своего рода безразличие, которое отчасти опирается на своеволие и каприз, а отчасти на безусловность судьбы.

http://papardes.blogspot.com/2010/03/blog-post_5962.html
lu-chia
Сообщение #11 | Пн, 26.03.2012, 22:41
Группа: wing
Сообщений: 27384
Русский мистический анархизм

По словам основателя этого духовного движения, Аполлона Андреевича Карелина (1863-1926), возрождённое в "мистическом анархизме" гностическое христианство нигде за рубежом не имело такого распространения, как в советской России. И, наверное, нигде так жестоко не преследовалось тоталитарной властью. Кого-то может удивить, как эти два слова могут быть в принципе соединены. Но к началу 20 века анархизм естественным образом эволюционировал, постепенно пройдя путь от чисто политического движения ювенильного и часто агрессивного характера против насилия любой власти, к общественной деятельности этического и философского характера, а в конечном итоге – к духовной активности откровенно мистического типа, базирующейся на отказе от насилия вообще. Это движение открыто противостояло большевизму – его идеям и практике – вплоть до полного разгрома чекистами к 1939 году.

Сведений об Аполлоне Карелине много, но они разбросаны по разным источникам ( 2 ). Он родился в Санкт-Петербурге в семье дворянина. Его отец, Андрей Осипович Карелин (1837-1906), свободный художник и фотограф Императорской Академии художеств, был одним из первых фотографов России. Прекрасный портретист и пейзажист, любитель астрономии и педагог, он был хорошо известен в России и за её пределами как действительный почётный член ряда обществ и призёр выставок в России, Европе, США. Аполлон Карелин с отрочества стал приверженцем идей русского анархиста Михаила Бакунина. Детство и юность он прожил с родителями в Нижнем Новгороде, где включился в народовольческое движение, ещё будучи гимназистом. Народовольческий кружок Карелина готовил свою прокламацию для крестьянства – самую короткую в истории России: "Граждане! Требуйте конституции!"

Первый арест, 14 месяцев в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Затем окончание Казанского университета со званием кандидата юридических наук (1888), но экстерном, поскольку почти все годы с 1882-го по 1905-й он провёл в ссылках – в Семипалатинске, Яренске, Вологде, Иркутске. Карелин изучает историю, экономику и право русских сельских общин, где столкнулся с религиозным анархизмом и "безначальным" самоуправлением у староверов. С 1883 года он опубликовал множество статей и две книги – по истории и экономике. На жизнь зарабатывал публикациями, ведя бесплатную адвокатскую работу в пользу неимущих. В этом смысле Карелина можно назвать одним из самых первых российских правозащитников. В Сибири он из народовольца стал сначала социал-революционером.

http://www.biometrica.tomsk.ru/nalimov_bagr_2.htm

http://socialist.memo.ru/lists/shtrihi/l130.htm - о Карелине
lu-chia
Сообщение #12 | Пн, 14.05.2012, 08:57
Группа: wing
Сообщений: 27384
Широким спектром о Душе

Орфики : ( примерно 6 век до нашей эры) Душа - это бессмертное, доброе начало, частица божества, оказавшаяс погребенной в теле.
Расплата - оочищенеи от осквернения телом - осуществляется в цепи перевоплощений

Пифагор ( 570-490 гг до нашей эры, на переходе от 6го к 5му) : Душа есть числовое устройство или, числовая гармония противоположностей тела. бестелесна и бессмертна. В виде наказания прикреплена к телу.

Сократ-Платон:(469-399 гг до нашей эры) появляется индивидуальная душа - ее происхождение - истечение от мировой души, ее бессмертие, ее причастность вечным идеям. ее круговращение - переход в другие тела после смерти.

Аристотель(384-322 гг до нашей эры):
материалистическая составляющая : душа ничего не испытывает без тела
только душе присуще мышление
мышление не может быть без тела

идеалистическая составляющая: ум,будичи некой сущностью, проявляется внутри души и не разрушается
памать и любовь относится не к уму, а к связи души и тела - поэтому, если существо повреждается, оно не помнит и не любит
Ум есть нечто божественное и ничему не подверженное

трактат "О душе" - первое сочинение по психологии на Западе ( на Востоке - Будда)

Плотин (204-270 гг до нашей эры):

систематическое описание трех онтологических субстанций Мира :
- Единого . как трансцендентое понятие, вне познания
- Ума - неразличимое Единое с помощью числа обретает качественно-смыслово разделение
- Всецелой Души, являющейся эманацией второй субстанции

Фазы Всецелой Души:

-Интеллективная Душа - ее бытием является созерцание божественного
-размышляющая душа - ее деятельностью является дискурсивное мышление
-неразмышляющая душа - ее деятельностью является животная жизнь, она образуется в соединении с телом

сказанное Налимов интерпретирует: Всецелая душа - это извечно существующее поле, а все души отдельных существ етсь проявление этого поля. иначе как понять "Все имеет одну душу, простирающуюся на всех его членов"

о восхождении-нисхождении души:

-подняться из тела в самого себя, стать внешним ко всем другим вещам и самоцентрированным, содержащим красоту - тогда достигаешь идентичности с божественным...Душа, котрая есть в теле, есть то высокое начало, которым она может быть
-потом приходит состояние, когда индивидуальные дши спускаются из универсального, чтобы стать частными и самоцентрированными, в желании быть врозь они находят свой путь
-совершается падение - лишившись возможности идти через интеллектуальную фазу , душа действует через ощущения. оказывается плененной, это похороны, помещение души в пещеру

Плотин думат о душе. как одновременно единой и множественной, участвующей в природе, разделенной в телесности, в то же врме единой в достоинстве своего пребывания в порядке. Душа способна отдавать себя и оставатьяс нетронутой, так как проникая во все вещи не может быть разделена- тождественностьв многообразии

( в описанных свойствах есть сходство со свойствами информации(??)
lu-chia
Сообщение #13 | Пн, 14.05.2012, 09:20
Группа: wing
Сообщений: 27384
Неплатонизм. Плотин оказался его основателем. Прежде всего это идея пантеизма , объединяющая высшее безличное духовное начало с природой.
Лосев : монотеизм должен был доказывать противоположность бог и мира, неоплатонихм учил об эманациях, об истечении божества в мир

Эмана́ция (лат. emanatio — истечение, распространение):
Эманация — истечение чего-либо откуда-либо, появление чего-либо в результате выделения из чего-либо более сложного; то что возникло, появилось в результате такого истечения.
Эманация — в философии, концептуальный термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества).
Эманация — в физике, испускание лучей радиоактивными веществами (см. радиоактивный распад); то что выделяется таким излучением, газообразный продукт распада радиоактивных веществ.
Эманация — в химии, Em, название, часто употребляемое применительно к любому из природных изотопов радона. Ранее «эманацией» называли сам химический элемент радон.


Патристика - учение первых христианский теологов, Отцов церкви

представитель Ориген..оформление христианства в единое учение и где-то ко второй половине 1го тысячелетия переход в схоластику - стремление осознать сущность Бога не через созерание, а через логику

Дионисий Ареопагит

продолжение неоплатонизма
Он, кто является превосходящей причиной всего отчетливо воспринимаемого, сам ен является ни одно из вещей вразумительно воспринимаемых
Оно - не является:
душой
умом, обеспеченностью способности к воображению
не может быть описано с помощью рассудка
не число. не величина. не порядок. не малость,не равеноств и неравенсво
не время
не сущность
не единство
не власть
неподвижно
не знание и не истина и не ошибка
не Божество и не добродетель
не свет не тьма
выходит за границы всехотрицаний в силу его абсолютной природы

это удивительная попытка понять через намек, через отрицание отрицаия природу мироздания
попытка описать природу человека через описание присущих ему атрибутов, и попытка описать. что человек силой своего воображения может выйти за пределы свойственных ему атрибутов, может трансцендировтаь себя до пониамния возможности существования иной нереальной реальности

удивительно как это могло произойти в монотеистическом лоне Христианства, с его наивным предствлением о персонифированном Боге
тако еизображение высшего начала близко к определнию Атмана в Упанишадах
lu-chia
Сообщение #14 | Пн, 14.05.2012, 09:25
Группа: wing
Сообщений: 27384
Иоанн Скот Эриугена (810-877 г)
сочетание неоплатонизма с рационализмом (осуждено Ватиканом) . деятельностью этого философа завершается существование патристики.
в Христианстве началась деградация философской мысли после того, ка коностало государственной религией, укрепился ветхозаветный монотеизм и логическое представление о телесном воскрешении души чловека, его неизменного, заданного творения Эго.
но в глубинах христианства всегда жила свежая мысль

Тереза Авильская
(1515-1582гг)- труд "Внутренний Замок". Здесь замок, залы, комнаты, башни, подземные подвалы и переходы между ними - метафора сознания..лишь попадая в заветное помещение сознание существа становитяс другим: "все фильтры сознания оказывабтся исчезнувшими.
Достигнуто сознание Христа. Личность оказалсь пустой или полностью открытой, н связанной формой, но готовой стать любой формой. Отдельное Эго оказывается забытым, жажда утешения исчезла в опыте чувственной настороженнсти ко всем аспекта реальности. с этих пор безразличие стало невозможным."
это гимн глубинному христанскому пониманию личности, ее возможностями целям. Представление о пустой душе очень сближает христианство с буддизмом..
lu-chia
Сообщение #15 | Пн, 14.05.2012, 16:52
Группа: wing
Сообщений: 27384
Личность в буддизме

Буддизм- это отрицание существования личности.
"Будда рассматривал себя как целителя, имеющего дело с исцелением человечества от страданий, от которых он сам исцелился. Желания и привязанности называются болезнью. и они должны быть удалены всевозможными средствами. Личность является манифестацией желаний и привязанностей, и они нуждаются не в философском опровержении, а в изменении характера тех, то их придерживатеся.

( какой крайний выход из дилеммы личность-желания
куда остальные составляющие личности дели? жажду познания и действий, или это тоже относится к желаниям?)


..Будда утверждает, что для обыкновенномго невежественного человека легко почувствовать отвращение к телу, всилу его непостоянства. и такой личности труднее почувствовать отвращение к уму, и далее - "для такого человека было бы лучше рассматривать тело как ум, как личность, так как личность не непрерывна, и разные состояния сознаниея могут проявляться как объекты - поэтому изменение содержания формы и есть изменение в бытие. И все эти объекты-состояния имеют лишь одну связь - нить кармы."

Дзен
для всех буддиййских учений центральным является вопрос "что есть Я?"

Абе Масао

негативистский подход:

способность порождать ценностные суждения - качество самосознания. поэтому мы являемся привязанными к одному, отвергая другое, причем, отрицание -негативная форма привязанности - они вовлекают и это результат самосознания
буддизм рассматривает самосознание как "незнание", поскольку в процессе самосознания мы утрачиваем состояние "таковости" и наш взгляд на вселенную ограничивается извне. И этот взгляд на себя извне и составляет фундаментальное незнание, присущее человеку...
Когда стремление охватить себя доведено до крайности, Эго должно умереть. для Эго необходимо осознание не-я. Мы должны понять, что вечного, неизменного Я не существует..

И когда, через сознание не-я незнание осознается как то, что оно есть, человек может пробудиться для осознания таковости, в которой все познается как уникальное и неповторимое.

позитивный подход:
Судзуки

непостижмое постигается как непостижимое - это опыт, принадлежащий не логическому и не психологическому Я,а непостижимому Я.

представление о жизни и смерти Абе Масао:

жизнь и смерть соприкасаются каждый момент, смерть не достигают только в конце жизни, оан присутвует постоянно и постоянно действует

( хм..какая-то связь есть с котом Шредингера в этом во всем)


жесткое разделение жизни и смерти абстрактно и нереально. в каждый момент времени мы "живем-умираем", и этот процесс не имеет начала и конца - то есть постоянно вовлечены в процесс жизни без конца. Этот процесс "жизни-умирания" буддисты называют самсарой, сравнивая его с огромным текущим океаном.

освобождение от самсары - освобождение от умирания без конца и начала, ипробуждения для нирваны, которая выше жизни-умирания.

В итоге - вместо одного Бога создателя. судью и спасителя буддисты зависимое происхождение и понятие несустанциональности всего во вселенной. в соответсвии с этим принципом все возникает и исчезает вместе со всем остальным, ничто не существует независимо.

Мы являемся не творениями Бога, а проявлением Пустоты

Пробуэдаясь к пустоте через смерть Эго. вы сознаете свою таковость, а она является основой личности и мира. таковость весгда здесь, но без нашего пробуждения к нй, не осознается как таковость.

форма-это пустота, и пустота -это форма. пустота не отличается от формы. форма от пустоты и это верно и для чувств, восприятий, импульсов, сознания
lu-chia
Сообщение #16 | Пн, 14.05.2012, 17:00
Группа: wing
Сообщений: 27384
хочется отметить.,что в основном все философы писали на собственном языке, созданно мпод определенную задачу, поэтому некоторые термины одинаковы по написанию, но значения имеют разные

Декарт Р. 1596-1650 (тим Роб)
иезуит, один из основоположников рационализма

"Я мыслю, следовательно, существую"
я-есть субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении, не существует без мышления, и чтобы существовать она нуждается в месте и не зависит ни от одной материальной вещи

душа - отлична от тела, и гораздо легче познаваема чем тело,вложена существом более совершенным, то есть Богом, бессмертна, так как не зависит от тела

"всякая субстанция имеет преимущественный атрибут: для души - мысль, подобно тому, как для тела - протяженность"

Б. Спиноза 1632-1677
крайний рационалист, развиваемая им картина мира строится строго дедуктивно - формулируются аксиомы и доказываются теоремы.

Вводит представление об единой субстанции, как о первооснове мира, которой обуславливаются все явления природы, включая человека. Субстанция имеет бесконечное число атрибутов, из которых человеку открыты лишь два - мышление и протяженность. Противостояния нет, атк как все атрибуты относятся к одной субстанции, Богом. Единичной проявленности субстанции присваивается название модуса.

О Боге:
1.Под субстанций подразумевается то, что существует само по себе, и не нуждается ни в чем, из чего бы могло образоваться
2.атрибут - то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность
3.модус- состояние субстанции - то, что существует в другом и представляется через другое
4 Бог - абсолютно бесконечное существо, субстанция из бесконенчо многих атрибутов

Тело - модус, выражающий определнным образом сущность Бога, поскольк у оно протяженное
Идея - понятие, образуемое душой, потому что она мыслящая

Объектом идеи служит тело
Душа способна к восприятию очень многого и тем способнее, чем большее количество состояний может проходить ее тело. Сознает тело и знает о его существовании только через идеи о состояниях, испытваемых телом
lu-chia
Сообщение #17 | Ср, 16.05.2012, 00:48
Группа: wing
Сообщений: 27384
Локк 1632-1704
из работы " Опыт в человеческом разумении":

- Источник нашего всего знания - душа начинает размышлять о своей деятельости в отношении полученных от ощущений идей, обогащает себя новым рядом идей - идеями рефлексии.
Впечатления, произведенные внешними объектами, и собственная деятельность души являются источником всего знания.

- сознание составляет тождество личности - так как человека делает для себя одним и тем же сознание, то от этого зависит тождество личности. все ранво связано оно с единичной субстанцией или разными
- только сознание образует личность, тождество субстанции не сделает этого
- душа -нематериальна, может в разное время соединяться с различными телами и образовывать на время одного человека
- непрерывное существование создает тождество - если размный дух представляет собой идею человека. то легко узнать что такое один и тот же человек - это один и тот же дух, все равно отдельно или в каком либо теле

одним из первых Локк обратил внимание на семантический полимофизм( смысловое разнообразие) языка:

-значение слов совершенно произвольно
- слова обозначают только собственные идеи отдельных людей, в силу совершенно произвольного прикрепления слов к идеям слова часто не вызыват у других людей тех идей, за знаки которых мы их принимаем
-каждый обладает свободой обозначать словами какие угодно идеи и никто не в силахзаставить других при употреблении одинаковы слов иметь те же самые идеи


Лейбниц Г.В. 1646-1716

представления Лейбница противоположны представлениям Локка: идеи - врожденные, душа тождественна самой себе

-все мысли и действия нашей души не могут быть сообщены ей чувствами и вытекают из ее сущности
-склонность признавать идею Божества заложена в природе человека
-душа еть микрокосм. в котором отчетливые идеи - это идеи Бога, а неотчетливые - Вселенной
-не существует такого переселения душ. когда она переходит из одного тела в другое, но надо говорить о ее преобразовании. свертывании и последующем развертывании, и ою изменении тела этой души
-нематериальное существо, дух - не лишается восприятия прошлого существования
lu-chia
Сообщение #18 | Ср, 16.05.2012, 08:24
Группа: wing
Сообщений: 27384
Юм Д. 1711-1776 скептик

представление о несубстациональности души и о несуществовании своего Я

Трактат о человеческой природе:
- у нас нет совершенной идеи чего-то, кроме восприятия. Субстанция - нечто, отличное от восприятия, поэтому у нас нет идеи сустанции
- на вопрос "принадлежат ли восприятия материальной или нематериальной субстанции" ответить нельзя, потому что вопрос о субстанции абсолютно непостижим для ума
- люди - сумма различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном движении
-Дух - нечто вроде театра, в котором выстпают друг за другом различные восприятия. В духе нет простоты в любой момент времени и нет тождества в разные моменты времени
- у нас нет ни малейшего представления о том месте, да эти представления разыгрываются и о том материале, из которого театр состоит

Кант И 1724-1804 Критика чистого разума

Я есть предмет внутреннего чувства и называюсь душой. то что есть предмет внешнего чувства называется телом
- Душа - субстанция, по своему качеству простая, в различные моменты времени численно тождественна, то есть представляет собой единство, находится в отношении с другими предметаи пространстаа
-как предмет внутреннего чувства душа дает понятие нематериальности. как простая субстанция- понятие неразрушимости, тождество ее как интеллектуальной субстанции дает понятие личности, все вместе дают понятие духовности
-чистая психлогия представляет мыслящую субстанцию как принцип жизни в материи. то есть как душу и как основание одушевленности, одушевленность дает понятие бессмертия
lu-chia
Сообщение #19 | Ср, 16.05.2012, 20:29
Группа: wing
Сообщений: 27384
А между тем мы плыли на запад
мимо пустынного острова, поросшего дикой смоковницей,
того, что за мысом, где яростно лают громадные псы.
Душа,
если она хочет познать себя, - говорили они, -
в душу другую должна заглянуть, - говорили они, -
и веслами били по закатному золоту моря.
...
Сеферис.
lu-chia
Сообщение #20 | Ср, 16.05.2012, 22:19
Группа: wing
Сообщений: 27384
Гегель 1770-1831 философия романтизма

- в своей телесности душа выступает как единичный субъект для себя. а телесность является внешностью. Эта внешность представляет душу и является ее знаком
-"для-себя-бытие" свободной всеобщности есть наиболее высокая степень пробуждения души и ее возвышения до Я - абстрактной всеобщности
-сознание - ступень рефлексии, отношения духа, его развития как явления
- цель духа это явлениесделать тождественным своей сущностью, поднять самого себя до истины
-истина сознания есть самосознание
-в сознании мы видим громадное различие Я (простое) и бесконечного разнообразия мира
-дух определил себя как истину души и сознания

комментарий Налимова: речь идет о бессознательном включении воображения, о бесконечном разнообразии внутреннего мира, о динамике - стремлении установить достоверность самого себя, и довести достоверность до истинности

Маркс К. 1818-1883 и Энгельс Ф. 1820-1895 - диалектический материализм

- сущность человека - есть совокупность общественных отношений
- сознание - общественный продукт, и останется таким, пока существуют люди
- сознание и мышление являются продуктом вещественного органа мозга
-материя не есть продукт духа. а дх лишь высший продукт материи
-человек единственное животное, которое может выбраться из животного состояния благодаря труду
-материя приходит к развитию мыслящих существ в силу самой своей природы, а потому это всегда происходит, когда есть соответсвующие условия
Ракурсы » Игры разума » Яблочко от яблоньки » Сознание, мышление, философия
  • Страница 1 из 4
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск: