Среди множества способов и техник, рассчитанных на улучшение памяти, имеются особые методы, предназначенные для намеренного забывания. Их совокупность называется летатехникой. Сам этот термин уходит корнями в греческую мифологию, в которой часто упоминалась небезызвестная река Лета (вспомните распространённое выражение «кануть в Лету»). Лета – это река забвения, которая находилась в подземных владениях Аида. Мёртвые души, попадающие в его царство, испив воды из Леты, уже навсегда забывали о том, что когда-либо жили. Так в чём же заключается польза летатехники и для чего конкретно она применяется? Для начала стоит сказать о том, что свойство человеческой памяти забывать является её неотъемлемой составляющей, т.к. благодаря ей мнемонические процессы являются полноценными. И об этом говорили и говорят многие российские и зарубежные психологи. Именно способность забывать помогает человеку стирать из памяти что-то произошедшее в прошлом, но оказывающее деструктивное воздействие на психику и личность в настоящем, а также всякую неактуальную на настоящий момент информацию. Это и есть две основные причины, по которым рекомендуется овладеть методиками забывания. Основных летатехнических методов существует два: подавление и удаление. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Подавление
Данный метод рассматривается именно как психотерапевтический, т.е. благодаря ему становится возможным забыть то, что оказывает на психику травмирующее воздействие. Нередко какие-то воспоминания о негативных событиях беспокоят людей и всплывают в памяти из-за своей яркой эмоциональной окраски всё чаще и чаще. Человек начинает остро реагировать на это, бояться этих воспоминаний, а они становятся всё сильнее. Для устранения этих и других всевозможных навязчивых мыслей, как правило, используются два упражнения.
1«Горящее письмо»
Запишите на лист бумаги все воспоминания, которые заставляют вас испытывать отрицательные эмоции. Опишите их во всех подробностях. Затем возьмите этот лист, скомкайте его и положите в заранее подготовленную огнеупорную тару. Подожгите скомканный лист. Наблюдайте за пламенем. И пока лист сгорает, представляйте, как вместе с ним сгорают все тревожащие вас воспоминания, а затем превращаются в пепел. Как только бумага окончательно прогорит, развейте этот пепел по ветру, выбросив его, например, в окно.Сутью этого упражнения является не только то, что оно помогает избавиться от ненужных воспоминаний, но также стать их хозяином. Именно имея возможность распоряжаться своими воспоминаниями, человек может избавиться от них. Это может быть даже до некоторой степени неприятно, но результат того стоит, ведь человеку уже не нужно защищаться от назойливых мыслей, подавлять их, т.к. он просто может их описать и сжечь. А огонь, как известно, во все времена был для людей лучшим психотерапевтом: глядя на него, люди очищались от того, что на них психологически давило, «сбрасывали с плеч тяжкий груз». Если же человек обладает ярким воображением, он способен чуть ли не буквально представить, как вместе с бумагой сгорают его беды и несчастья, освобождая память от тяжкого бремени.
2«Телевизор»
Сядьте в удобное кресло или на диван и примите комфортное положение тела. Постарайтесь детально спроецировать свои негативные переживания на созданный в воображении большой телеэкран. После этого возьмите в руки такой же воображаемый пульт и отключите звук своего «фильма». Просмотрите его в виде немого кино. Затем постепенно сделайте изображение расплывчатым и тусклым. Представьте, что оно становится всё менее ярким и исчезает полностью.Самое главное в этом упражнении – не спешить. Не нужно стараться выполнить всё упражнение за пару минут. Наоборот, нужно визуализировать процесс как можно детальнее. Например, вы можете вообразить, как после исчезновения изображения вы выключаете телевизор, выдёргиваете из розетки кабель питания, поднимаете телевизор, подносите его к окну и выбрасываете.Можно также пофантазировать и с самими фильмом: переведите сюжет из драмы в комедию. Смоделируйте продолжение ситуации в комичном варианте, наложите на изображение забавную мелодию или дурацкую песню, представьте, что роли играете не вы, а кто-то из комедийных актёров. Станьте режиссёром своих воспоминаний – так вы сможете ими управлять и контролировать их. Если они вам не нужны – выбросьте их из своей «видеотеки».Если даже «Горящее письмо» и «Телевизор» не избавят вас от воспоминаний полностью, вы в любом случае перестанете их бояться. А если вы не будете их бояться, то они наверняка станут вам безразличны. А то, что человеку безразлично, довольно редко тревожит его память.
Это второй летатехнический метод. Он предназначается в большей степени для того, чтобы удалить из памяти информацию, потерявшую свою актуальность, и представляющую собой лишь психический и эмоциональный мусор. В методике удаления можно выделить несколько упражнений.
3 «Летатехническая тряпка»
К примеру, у вас в памяти содержатся ненужные образы (слова, люди, картинки, данные), которые, пусть и не влияют негативно, но отвлекают ваше внимание и мешают концентрации, свободному потоку мыслей и т.д. Представьте всю эту информацию образно отражённой на большой доске для рисования мелом. Затем представьте, как вы берёте мокрую тряпку и стираете все те блоки этой информации, которые вам не нужны. На пустых местах могут образоваться новые образы, связанные с предыдущими или ассоциирующиеся с рядом находящимися. Берёте тряпку снова и продолжаете стирать. Делайте это до тех пор, пока на пустом месте не станет появляться ничего. Эта техника подходит, если информации немного, т.к. вы можете разделить доску на несколько секторов и поочерёдно очищать каждый из них.
4 «Образы на плёнке»
Есть случаи, когда объём информации велик и простая «летатехническая тряпка» может не сработать. Тогда можно эту технику немного трансформировать. Представьте, что все воссоздаваемые образы отображаются на той же доске, но только она накрыта непрозрачной плёнкой. Заполните ненужными данными всю эту плёнку, а потом просто стащите её с доски, освободив сразу большое пространство на новой плёнке, натянутой поверх всё той же доски. Представленный приём использовался в своё время выдающимся советским и российским журналистом, профессиональным мнемонистом и обладателем феноменальной памяти Соломоном Вениаминовичем Шерешевским.
5 Записывание
Это ещё один приём, который применял С.В. Шерешевский. Он говорил, что ему всегда казалось смешным то, что люди записывают всё, что хотят запомнить, ведь если человек записывает, зачем ему тогда запоминать? Он решил, что если он будет что-то записывать, значит, у него нет необходимости это запоминать. Это стало одним из законов забывания, выведенных Шерешевским, который он стал применять всегда, когда требовалось забыть что-то не особо важное: номера телефонов, фамилии людей и т.п. Использовать этот приём можете и вы. Просто обратите внимание: чем больше человек записывает, тем меньше он использует свою память, а чем меньше он использует свою память, тем меньше она тренирована и тем меньше он может запомнить. Следовательно, чем меньше он будем записывать, тем больше он будет тренировать свою память, и тем больше будет запоминать. И получается, что записываемая информация — это та информация, которая не должна быть запечатлена в памяти, а значит, её можно смело забывать. Очень хороший приём, хотя многим он кажется несколько парадоксальным. В заключение хочется добавить, что чем больше вы будете практиковаться в забывании ненужной информации, тем быстрее вы освоите этот навык. Через некоторое время потребность в использовании каких-либо техник отпадёт сама собой, т.к. забывать любую информацию и стирать воспоминания вы сможете лишь при помощи одного волевого усилия, дав своему мозгу соответствующую команду.
Всего существует 3 способа подобной подмены или «вычёркивания» из памяти всего негативного и отрицательного, что мешает жить и правильно оценивать свои возможности.
Первый способ – это смена эмоционального окраса событий. Неприятные воспоминания сродни музею ненужных вещей. Они сидят в душе, как заноза, и приносят каждому из нас душевные страдания. Поэтому следует вспомнить всё нехорошее, набраться смелости и простить себя. У каждого бывают ошибки. Что же теперь, всю жизнь себя корить из-за них. Прощение – великая вещь. Оно меняет недовольство собой на лёгкую грусть, а жить становится во много раз легче.
Данный способ не является самообманом. Церковь его использует уже сотни лет. Называется он – исповедь. Человек приходит в божий храм и исповедуется. Этим он заслуживает прощение у Бога. А так как Бог в душе каждого из нас, то, стало быть, грешник прощает сам себя.
Второй способ, с помощью которого можно «забыть» негатив, довлеющий над психикой, носит несколько иной характер. Это мысленно закончить то, что незаконченно ранее. Здесь хорошим примером служит метод, широко используемый японскими психологами. Они рекомендуют устанавливать в специальных комнатах на фирмах и предприятиях резиновые куклы, копирующие руководителей.
Подчинённый, испытавший на себе все скверные черты характера начальника, заходит в такое помещение и бьёт резиновую куклу. При этом наступает психологическая разрядка. То есть человек как бы воплощает в реальность свои мечты. Они приобретают законченную форму и перестают раздражать психику.
И наконец третий способ. Звучит он несколько парадоксально – вспомнить всё. Именно вспомнить все мельчайшие детали и проанализировать их. Осознать то, что было до сих пор неосознанным. Таким образом приходит понимание собственных ошибок, а с ним и уверенность, что они не повторятся в будущем.
Можно мысленно переписать личную историю. Такое «переписывание» прошлого не имеет ничего общего с самообманом, как порой считают излишне мнительные и впечатлительные люди. Переписать – значит понять причину неудач и осмыслить варианты иного развития событий.
Для большинства людей актуальной является проблема запоминания, а не забывания. «Многие из нас думают: как найти пути для того, чтобы лучше запомнить? Никто не работает над вопросом: как лучше забыть?» — писал академик А.Р. Лурия.
Римский историк Публий Корнелий Тацит утверждал: «Не во власти человека терять что-то из памяти». По всей видимости, Тацит имел в виду неспособность человека к произвольному забыванию. Позволим себе не согласиться с древним римлянином. В самом деле, если есть произвольное и непроизвольное запоминание, произвольное и непроизвольное воспроизведение, то почему считается, что забывание может быть только непроизвольным?
Однако забывание не является однозначно негативным качеством памяти, поскольку полноценное функционирование мнемонических процессов невозможно без такого процесса.Летатехнические методы могут быть использованы, по меньшей мере, в двух случаях.
С целью подавления психотравмирующих воспоминаний, особенно тех, которые стали навязчивыми, назойливо повторяющимися.
С целью стирания из памяти информации, которая просто стала ненужной. В частности, при помощи лета-техники можно освобождать мнемонические матрицы от старого, «отработанного» материала для более эффективной «записи» в эту же матрицу новых содержаний
1. ПодавлениеЧаще всего воспоминание о чем-либо неприятном становится обсессивным (болезненно навязчивым) из-за антиципированной тревоги: человек начинает бояться, что психотравмирующие воспоминания вновь начнут «всплывать» из памяти и чем больше он этого боится, тем навязчивее и ярче они становятся.Для снятия мнемонических обсессий можно использовать упражнение, которое называется «горящее письмо». Упражнение выполняется следующим образом:Человек, обсессивно травмируемый каким-либо воспоминанием (или группой воспоминаний), подробно описывает на бумаге эти воспоминания; их можно представить в виде мысленных картин, движущегося видеоряда или видеофильма (здесь может пригодиться школьный опыт написания «сочинения по картине»). Этот процесс может быть неприятным, но сам он часто производит психотерапевтический эффект: человек не подавляет воспоминания, включая всевозможные защитные механизмы, а, описывая их, освобождается от этих воспоминаний. Затем листок бумаги с воспоминаниями помещается на огнеупорную основу (к примеру, в пепельницу) и поджигается. В этот момент важно смотреть на огонь, видеть, как сгорают переживания, касающиеся тех или иных событий прошлого, как превращаются в пепел и рассыпаются психотравмирующие воспоминания. Все негативное сгорело в пламени! Пепел выброшен в окно и развеян по ветру!Конечно, такое упражнение не приведет во всех случаях к обязательному элиминированию (удалению) из памяти негативных воспоминаний так, что их будет невозможно вспомнить. Смысл упражнения заключается в том, что оно позволяет человеку стать хозяином своих воспоминаний. Он может в любой момент перенести их на бумагу и сжечь, а значит, перестает их бояться. Если человек перестает бояться воспоминаний, то они перестают приобретать навязчивую форму и, в конечном итоге вовсе перестают приходить.Нередко, при хорошо развитом воображении, человек действительно может с помощью «горящего письма» полностью и безвозвратно уничтожить какие-либо нежелательные воспоминания. Огонь магнетически действует на человека, оказывая катарсический, «психоочищающий» эффект. Еще со времен Homo habilis(«человека умелого») огонь играл роль первого в человеческой истории психотерапевта: смотря в огонь человек, по сути, проходил психотерапевтический сеанс, освобождаясь от своих тяжелых мыслей и очищаясь от «первобытных стрессов». Если человек способен ярко вообразить, что сгорает не только бумага, но и его воспоминания, то он не сможет их воспроизвести даже при желании. «Я пытаюсь вспомнить, но не могу, вижу только рассыпающийся пепел» — так иногда говорят после выполнения этого упражнения.Еще одно эффективное упражнение называется « телевизор». Такое упражнение часто используют в психотерапии. Выполняется оно так:Человек старается максимально ярко воспроизвести свои негативные переживания, представляя их на экране большого телевизора. Затем он мысленно берет пульт и выключает звук. После этого вновь просматривается исходный «фильм», но уже без звука. Теперь выключается цвет; «фильм» снова просматривается, но в черно-белом режиме. Те же самые манипуляции производятся с контрастом и яркостью. В конце концов, изображение полностью исчезает. Человек хочет просмотреть «фильм» снова, но видит только темный экран. Для усиления эффекта в своем воображении можно вытащить вилку из розетки и выбросить телевизор в окно.Если травмирующие воспоминания не трагичны, а просто неприятны, то с помощью упражнения «телевизор» можно превратить их в комедию и посмеяться над ними. Там, где есть искренний смех, нет места неврозу. Представьте, что неприятные события, которые когда-то произошли с вами, записаны на видео. В своем воображении можно просмотреть «запись» на большой скорости, пустить ее в обратную сторону, включить замедленный режим, остановить в режиме «стоп-кадр». Попробуйте мысленно наложить на «запись» веселую музыку, ввести в «запись» комичные персонажи. Если вы сможете стать режиссером своих воспоминаний, то вы будете управлять ими, а не они вами.Данное упражнение также не гарантирует абсолютного забывания, но оно помогает перестать бояться воспоминаний. Устраняя страх перед неприятными воспоминаниями, мы устраняем причину их обсессивных появлений. 2. УдалениеДругая стратегия летатехнических методов направлена на удаление из памяти информации, потерявшей свою актуальность и загромождающей «архив». К примеру, можно освобождать мнемонические матрицы от использованного информационного содержания с тем, чтобы заполнять их новым материалом. Рассмотрим некоторые летатехнические методы, позволяющие это делать.Один из наиболее простых методов носит название «летатехническая тряпка».К примеру, мы заполнили какую-либо мнемоническую матрицу (дорогу, комнату, «алфавит» и т. п.) рядом слов, а точнее — рядом образов, сформированных на основе слов. Стереть эти образы можно обратным по отношению к их созданию способом. Обращаемся к «месту» № 1 матрицы, где находится образ или образная группа. Мысленно берем большую влажную тряпку и стираем этот образ. «Место» № 1 остается, мы продолжаем видеть его во всех подробностях, но оно пустое, свободное и на нем можно размещать новые ассоциативные композиции. Затем мы последовательно, от «места» к «месту» проходим по всей матрице и аналогичным способом стираем все остальные образы. Если какие-либо образы неэтично или нехорошо стирать тряпкой даже мысленно, то тогда как можно ярче представляем, как эти образы исчезают сами собой. Они растворяются как утренний туман, или же просто уходят.Нужно отметить, что такой метод оказывается неудобным в тех ситуациях, когда мнемонические матрицы достаточно большие. Для последовательного стирания информации с каждого отдельного «места» потребуется слишком много времени и сил. В таких случаях целесообразно воспользоваться методикой забывания С. В. Шерешевского.Будучи профессиональным мнемонистом и выступая на эстраде перед публикой с интеллектуальными аттракционами, Соломон Шерешевский был вынужден не только запоминать огромные ряды слов, цифр, бессвязных слогов и т. п., но и стирать все это из памяти перед очередным сеансом. Иногда за один день Шерешевский выступал с несколькими концертами в одном и том же зале, используя одну и ту же матрицу.Вот как он это делал: «Я боюсь, чтобы не спутались отдельные сеансы. Поэтому я мысленно стираю доску и как бы покрываю ее пленкой, которая совершенно непрозрачна и непроницаема. Эту пленку я как бы отнимаю от доски и слышу ее хруст. Когда кончается сеанс, я мысленно снимаю пленку... Я разговариваю, а в это время мои руки как бы комкают эту пленку». Таким образом, Шерешевский стирал информацию сразу со всего пространства мнемонической матрицы, а не с каждого отдельного ее «места».В тех случаях, когда такой метод не помогал эффективно забыть информацию, Шерешевский прибегал к парадоксальным на первый взгляд способам летатехники — к записи на бумаге той информации, которая подлежала забыванию: «Для того чтобы запомнить, люди записывают... Мне это было смешно, и я решил по-своему: раз он записал, то ему нет необходимости помнить. Значит, если я запишу, я буду знать, что нет необходимости помнить. .. И я начал применять это в маленьких вещах: в телефонах, в фамилиях, в каких-нибудь поручениях».Здесь мы находим очень важную мысль: «Если записал, то нет необходимости помнить». Это одна из причин, по которой большинство людей считают свою память плохой. Стремясь зафиксировать важную для себя информацию, человек как правило не запоминает ее, а записывает. Тем самым, больше записывая, он меньше пользуется своей памятью. Не получая необходимой нагрузки память все меньше и меньше работает, а это прямой путь к ее атрофии. В конечном итоге, человек приходит к выводу, что его память никуда негодна, хотя сам же и загнал себя в этот амнестический тупик.Доверяйте своей памяти: постарайтесь не пользоваться записными книжками, «нагружайте» память так, чтобы она имела возможность работать, и она никогда вас не подведет. Записывайте что-либо только тогда, когда вам это необходимо забыть!Процесс освоения мнемонических (равно как и летатехнических) методов протекает в полном соответствии с законами диалектики Гегеля. В какой-то момент количественное накопление навыков произвольного запоминания и произвольного забывания приводит к качественному скачку, к «мнемоническому озарению», позволяющему запоминать и забывать без использования специальных методов, только за счет волевых установок.Таким образом, для эффективной работы памяти необходимо уметь не только надежно запоминать, хранить и воспроизводить какую-либо информацию, но и забывать ее в случае необходимости, поскольку качество мнемонических процессов обеспечивается взаимосвязью всех четырех функций памяти. 3. УпражнениеВыберите какое-нибудь неприятное воспоминание (для данного упражнения достаточно представить, например, страшный эпизод из фильма ужасов) и мысленно осуществите с ним следующие манипуляции:Представьте, что Вы видите это событие (или фрагмент фильма) на экране кинотеатра. Измените размер «кадра». Сделайте его формат длинным и узким. Теперь попробуйте максимально увеличить размер. После этого уменьшите изображение до размеров точки.Верните изображение до исходных размеров. Сделайте его как можно более ярким и цветным. Теперь уменьшите интенсивность цвета до черно-белого. Представьте изображение только в зеленом цвете. Затем — в синем. В оранжевом.Постарайтесь уменьшить контрастность изображения до полной неразличимости фигур и фона.Попробуйте «запустить» изображение в обратную сторону. Остановите «кадр». Теперь просмотрите изображение, варьируя скорость просмотра несколько раз от очень высокой до очень медленной.«Озвучьте» изображение. Сделайте звук максимально громким. Постепенно уменьшайте громкость звука до его полного исчезновения.Восстанавливаем все исходные параметры изображения: цвет, яркость, контрастность, скорость, звук. Плавно выключаем звук. Останавливаем изображение. Снижаем интенсивность цвета, яркости. Убираем контрастность до полной «размытости». Отключаем изображение. Остается белый экран. Сводим его до размеров белой точки. Точка рассеивается в воздухе как колечко дыма. Воспоминание исчезло... Ваше совершенствование и накопление опыта может идти еще эффективнее, с меньшими затратами времени и усилий. При обучении по индивидуальной программе ваш личный куратор поможет вам выбрать из всего каталога наших курсов именно те дисциплины именно в такой последовательности, чтобы максимально содействовать приобретению вами знаний для вашего личностного и профессионального роста. Проведите с пользой сегодняшний день.