Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 [14] апреля 1870 — 26 октября [8 ноября] 1905) — русский живописец и рисовальщик, мастер символических изображений «дворянских гнёзд «Тончайший и нежный горбун» – так этого художника называл поэт Андрей Белый.
И правда. Художник изображал прекрасное без дешевой сентиментальности, очень тактично и тонко. Он замечательно передавала настроение и состояние, не вкладывая в работы какую-либо мораль. Чистота и красота, грезы, грусть и нежность – этим наполнил свои работы русскийживописец Виктор Борисов-Мусатов. А свою жизнь он наполнил смыслом, которые нашел в труде и творчестве.
«Знаете ли вы, в чём заключается истинное счастье человека? Я это счастье нашёл. Оно живёт в труде. Всё остальное – пустота. Счастье, которое даёт творчество во всех его видах, есть самое величайшее счастье человека»
Родился Борисов-Мусатов в достаточно простой семье. Отец – бывший крепостной, служивший камердинером, а потом работавший на железной дороге. Мать – дочь владельца живописной мастерской. Виктор был долгожданным ребёнком в семье. К сожалению, первые четверо детей в семье Мусатовых умерли сразу после рождения. А Виктор жил.
Однако беда всё равно коснулась и этого ребёнка. В 3 года мальчик вдруг утратил живость, стал нервным, замкнутым, плаксивым. Оказалось, что из-за неудачного падения у него стал расти горб. Благо, случай свел семью с врачом, который смог вернуть ребенку радость. Остановившийся рост возобновился, а горб перестал расти, хоть и остался при Викторе до конца жизни.
Выздоровление не было окончательным. Борисов-Мусатов всю жизнь страдал от болей, у него развилось хроническое воспаление позвонков, перешедшее в костный туберкулез... Но это не мешало ему творить.
Рисовать Виктор любил с детства. В Саратове – городе на Волге – началось формирование личности живописца, были получены первые художественные впечатления. Мать поддержала желание сына стать художником и поступить в Московское училище.
Но в Москве он не задержался и уехал в Петербург, где брал уроки у Павла Чистякова. Увы, слабое здоровье и петербургский климат не сочетались никоим образом. Пришлось уехать и вернуться в Москву и восстановиться в училище. Там Борисов-Мусатов пошел в класс к Поленову.
С 1895 года художник начал путешествовать по Крыму, Кавказу. Посетил и Париж. В этом городе он провел три плодотворных года. Пребывание во Франции оказало большое влияние на формирование творческого пути художника. В Париже Борисов-Мусатов отказался от масла и перешел на темперу – это одна из особенностей его творчества.
Но снова вмешалась болезнь. Художнику пришлось пережить очередную операцию и вернуться в Саратов.
Стоит отметить, что на протяжении жизни имя художника то забывалось, то возвращалось к зрителю. Бедность лишь изредка освещалась вспышками успеха.
Заточен в саратовской глуши он был не из любви к тихой и размеренной жизни, а потому что не имел средств на пребывание в столицах.
В 1902 году художница Елена Александрова приняла предложение руки и сердца. Борисов-Мусатов уже попытал с ней счастье в 1895 году, но тогда получил отказ...
В 1904 году у супругов родилась дочь. В этом же году в Германии с большим успехом прошла персональная выставка художника. Быть может, признание, выход из замкнутого круга безденежья и такая желанная возможность монументальных росписей были близки? Увы, всё это немножко запоздало.
В 1905 году, материально страдавший художник, по протекции Поленова, с женой и дочерью провел лето на пустующей даче Цветаевых в Тарусе. Там же осенним утром он умер совсем молодым, в возрасте 35 лет.
Позднее пришло и признание. Поэты и другие художники называли Борисова-Мусатова своим вдохновителем. Но где всё это было при жизни художника?
Всю жизнь Борисова-Мусатова мучили боли из-за болезни, успех был редким и непостоянным. Но глядя на его прозрачные, наполненные голубыми и зелёными бликами картины, его музыкальные пейзажи, суть которых – поэзия и музыка, а не ботаника, его щемящие сердце холсты, веришь, что человек, столько тонко улавливавший красоту мира, всё же был счастлив...