Принудительное счастье
|
|
| Сообщение #1 | Сб, 10.03.2018, 20:15 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 29469
| Датский психиатр Свен Бринкман считает, что постоянные попытки «мыслить позитивно» и «стать лучшей версией себя» привели людей к эпидемии депрессии. По его мнению, давно пора уволить коучей и начать читать хорошие художественные романы вместо литературы по саморазвитию.
Спасибо, Летящая.
Как уже говорилось, Барбара Хелд — один из самых активных критиков позитивной психологии. Эта область исследования стала стремительно развиваться в конце девяностых. Позитивную психологию можно рассматривать в качестве научного отражения одержимости позитивом в современной культуре. Ее процветание началось в 1998 г., когда президентом Американской психологической ассоциации стал Мартин Селигман. До этого он был известен в основном благодаря своей теории о выученной беспомощности как факторе депрессии. Выученная беспомощность — это состояние апатии или, во всяком случае, недостатка воли к тому, чтобы изменить болезненный опыт, даже когда существует возможность избежать боли. Основанием для этой теории послужили опыты, в ходе которых собак били электрическим током. Когда Селигману надоело мучить животных (что и понятно) и захотелось чего-то более жизнеутверждающего, он обратился к позитивной психологии.
Позитивная психология уже не ставит в центр внимания человеческие проблемы и страдания, что было характерно для этой науки раньше (Селигман иногда называет обычную психологию «негативной»). Скорее, это научное исследование хороших аспектов жизни и человеческой природы. В частности, рассматривается вопрос о том, что такое счастье, как его достичь и какие существуют позитивные черты характера. Став президентом ассоциации, Селигман воспользовался своим положением для продвижения позитивной психологии. Это удалось ему так хорошо, что сейчас даже существуют отдельные учебные программы, центры и научные журналы, посвященные этой теме. Немногие — если вообще какие-то еще — концепции в психологии столь стремительно и широко распространялись в массы. То, что позитивная психология так быстро стала частью культуры ускорения и инструментом оптимизации и развития, заставляет задуматься.
Конечно, совершенно нормально изучать факторы, которые делают нашу жизнь лучше и повышают работоспособность. Однако в руках тренеров и коучей — или воодушевленных руководителей, прошедших краткие курсы по «позитивному лидерству», — позитивная психология быстро превращается в удобный инструмент подавления критики. Социолог Расмус Виллиг даже говорит о фашизме позитива, который, по его мнению, проявляется и в позитивном мышлении, и в концепции позитивного подхода к изменениям. Это понятие описывает форму контроля сознания, которая возникает, когда человеку разрешается думать о жизни только в позитивном ключе.
По своему личному опыту могу добавить, что самый отрицательный опыт ведения научных дискуссий, несомненно, связан у меня именно с позитивной психологией. Пару лет назад я критически отозвался о позитивной психологии в женском журнале и газете, и реакция была весьма бурной и неожиданной. Три датских специалиста, которые профессионально занимаются позитивной психологией (и чьих имен я не буду здесь называть), обвинили меня в «научной недобросовестности» и отправили жалобу руководству моего университета. Обвинение в научной недобросовестности — самое серьезное из существующих в научной системе. В жалобе говорилось, что я выставляю позитивную психологию в однозначно плохом свете и намеренно смешиваю область исследования с практическим применением. К счастью, в университете жалобу категорически отклонили, но меня такая реакция сильно обеспокоила. Вместо того чтобы написать письмо в редакцию и вступить в открытую дискуссию, позитивные психологи решили очернить меня как профессионала перед руководством университета. Я упомянул этот случай, потому что вижу некую иронию в том, что позитивные психологи так активно избегают открытой научной дискуссии. Видимо, все-таки есть пределы открытости и позитивного подхода! (К счастью, спешу добавить я, далеко не все представители позитивной психологии ведут себя таким образом.) Как ни парадоксально, этот инцидент подтвердил мою идею тирании позитива. Негатив и критику (особенно самой позитивной психологии!) нужно искоренять. Очевидно, тут хороши любые средства.
|
|
| Сообщение #2 | Сб, 10.03.2018, 20:15 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 2361
| lu-chia, не первый раз попадается статья на тему опасности позитивного мышления, но куда их пихать в психологии - понятия не имею https://cont.ws/@psihiatr/877783
|
|
| Сообщение #3 | Сб, 10.03.2018, 21:41 | | |
|
Группа: дебютант
Сообщений: 627
| Да, наверное направлений в психологии может быть больше чем людей. ИМХО ПП изобрели с целью монетизировать ее, то все новое и тайное как всегда касается денег. На рациональном мышлении вдоль и поперек изученном не поднять столько бабла сколько хочется.
|
|
| Сообщение #4 | Сб, 10.03.2018, 22:05 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 29469
| А на мой взгляд позитивное мышление в такой форме - это как остров счастья в Незнайке на Луне, или как он назывался, тот остров Или , я в воскресенье смотрела Отроки во вселенной ), где роботы вершители делали живых счастливыми , уничтожая отрицательные эмоции и переживания
|
|
| Сообщение #5 | Вс, 11.03.2018, 07:21 | | |
|
Группа: Летописец
Сообщений: 2361
| Лу, в книгах "путь бога" белозерова был такой персонаж - генеральный вычислитель. Он в параллельной реальности захватил практически все планеты - это такая машина, возомнившая богом, для которой понятие свободной воли не существует, для нее главным - счастье людей, а оно ограниченно машинным пониманием. В результате вся вселенная потеряла информационное поле, а поскольку создавать этот вычислитель ничего не мог, только пользоваться уже созданным, то ему было необходимо каждый раз захватывать что то новое, подчиняя себе людей. Вообще то довольно жуткая книга, хоть и наивная. Но позитивное мышление не дает человеку право на рывок. Вот он болтается в своем уровне сознания, отрицая негатив, оттолкнуться от дня отчаяния, что бы взлететь на высоту экстаза у него не выйдет - все познается в сравнении.
|
|
| Сообщение #6 | Пн, 12.03.2018, 10:08 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 29469
| Цитата Летящая ( ) Он в параллельной реальности захватил практически все планеты - это такая машина, возомнившая богом, для которой понятие свободной воли не существует, для нее главным - счастье людей, а оно ограниченно машинным пониманием. В результате вся вселенная потеряла информационное поле, а поскольку создавать этот вычислитель ничего не мог очень похоже на фабулу Отроков во вселенной), там живые сбежали с планеты на орбиту, чтобы их не осчастливили - какой-то особый зов роботы придумали, чтобы ловить живых. Агапит)
отроки, разумеется, освободили планету от роботов.
Цитата Летящая ( ) позитивное мышление не дает человеку право на рывок. это по сути своей означает отринуть полмира.
там в статье, совет - брюзжать))
|
|
| Сообщение #7 | Пн, 12.03.2018, 17:18 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 29469
| Ммм, вес вот на стыке - рассуждения о счастье в Нелинейном будущем http://temnyjles.ru/Nazaretian/futur.shtml
§1.1.1.2. "Прогресс" и "счастье": достоверны ли эмоционально-оценочные критерии исторического развития?
Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья. А.С. Пушкин В счастье есть порой такая тупость... Е.А. Евтушенко Всё зло в мире происходит от скуки. Франц Верфель Долгий мир зверит и ожесточает человека. Ф.М. Достоевский
Вместе с тем однообразно благоприятные внешние обстоятельства вызывают эффект привыкания и актуализуют функциональную потребность в "отрицательных" переживаниях - страхе, гневе и т.д. По достижении высоких жизненных результатов у человека может возникнуть специфическое состояние, которое В. Франкл [1990] назвал экзистенциальной фрустрацией - потеря жизненных целей и смыслов. Другое название того же феномена - синдром Мартина Идена: одноимённый герой Дж. Лондона, достигнув амбициозных целей, испытал такое глубокое разочарование, что покончил с собой. Тяга к эмоциям, традиционно считающимся неприятными - нормативный мазохизм, - гораздо более свойственна людям и некоторым домашним животным (особенно собакам), чем диким животным в естественной среде, что обусловлено базовыми обстоятельствами жизнедеятельности (см. далее). На биохимическом же уровне эту парадоксальную тягу связывают с конкретными нейромедиаторами. Нейропсихологами показано, что переживание каждой эмоции связано с возбуждением определённых нейронов в лимбической системе головного мозга. При длительном отсутствии возбуждения порог возбудимости нейрона снижается, и это проявляется бессознательным поиском предметных поводов для актуализации соответствующей эмоции [Лоренц 2008; Barinaga 1992]. Поскольку же все нейроны и в различных конфигурациях должны периодически возбуждаться, организму требуется переживать всё многообразие эмоций, потенциально заложенных в его нейрофизиологической структуре. Отсюда - "аффективный голод" [Goldschmidt 2006; Kurtz 2009] и неврозогенные самоограничения, на которых изначально строилась духовная культура (см. §1.1.2.1). У высших позвоночных функциональное основание потребностной сферы фиксируется как наблюдениями, так и специальными экспериментами. Крысы, помещённые в условия, где все предметные потребности с лихвой удовлетворялись, со временем предпринимали рискованные попытки к "бегству из рая" (об этом эксперименте подробнее рассказано в гл. 1.1.3). Удалось экспериментально смоделировать и удовольствие от болевых ощущений у собак, которые за тысячелетия жизни с людьми успели перенять некоторые особенности человеческой психики. В лаборатории И.П. Павлова голодной собаке перед подачей пищи наносился слабый удар током. Привыкнув к такой последовательности, она реагировала на удар тока выделением слюны и радостным вилянием хвоста. Постепенно сила тока увеличивалась вплоть до ожоговой степени - но даже в ответ на весьма чувствительную боль собака выделяла слюну и радостно виляла хвостом. В 1913 году лабораторию посетил выдающийся английский физиолог Ч.С. Шеррингтон. Ознакомившись с этим экспериментом, он воскликнул: "Теперь... стала понятна стойкость христианских мучеников!" [Петровский, Ярошевский 1998, с.290].
Исследования по этологии, сравнительной антропологии и синергетике обнаружили ещё одно парадоксальное обстоятельство. Чем выше уровень устойчивого неравновесия, тем острее стремление системы к провоцированию неустойчивостей. У высших позвоночных, особенно в раннем возрасте, функциональные потребности выражены сильнее, чем у сравнительно примитивных организмов, и в гарантированно устойчивом состоянии (сытость, безопасность и т.д.) они с большей вероятностью принимаются провоцировать среду. Человек - самая "синергетичная" из известных нам систем - далеко превосходит животных в развитии функциональных потребностей, а потому особенно чувствителен к дефициту переживаний. Кроме того, в дикой природе функциональные потребности животного гармонизированы с предметными обстоятельствами существования, в отличие от лаборатории, зоопарка или домашнего подворья. Поскольку же человек изначально пребывает в искусственных условиях, согласование эмоциональной сферы с предметной деятельностью составляет вечную проблему, которая лишь частично решается такими культурными средствами, как художественное творчество, спорт, другие ритуальные и полуритуальные игры типа рыцарских турниров или драк "стенка на стенку". Мы далее будем возвращаться к этому обстоятельству, так как в нём коренится одна из фундаментальных трудностей, с которыми связана задача устранения войн и прочих форм физического насилия. Кросс-культурные и сравнительно-исторические наблюдения обобщены в концепции антропологических констант: в больших человеческих популяциях сохраняется, например, более или менее постоянный уровень социального страха, "меняются только формы его проявления и его возбудители" [Гуггенбюль 2000, с.76]. К числу констант обычно относят также уровень агрессии [Марков 1997] или насилия (последнее, на мой взгляд, точнее). Но мы далее покажем, что, во-первых, насилие, оставаясь константой, способно эволюционировать от физических к виртуальным формам; во-вторых, перехлёст "отрицательных" эмоций обычно провоцирует интенсификацию уравновешивающих эмоциональных факторов (см. §§1.1.1.5, 1.1.1.6, 1.1.2.6). Наконец, устойчивое улучшение жизненных условий обычно стимулирует опережающий рост предметных потребностей и ожиданий, через призму которых реальные тенденции оцениваются массовым сознанием противоположно. Очередной парадоксальный, но многократно описанный эффект: улучшение объективных (например, экономических) показателей сопровождается усиливающейся неудовлетворённостью. На этом наблюдении построена социально-психологическая концепция революционных ситуаций, а также концепция предкризисного развития (см. §1.1.1.6). Существенную зависимость эмоционального знака (валентности) переживания от содержания доминирующего образа демонстрируют не только наблюдения социальных и политических психологов. Об этом же свидетельствует изучение эмоциональной динамики на индивидуальном уровне, как в клинике, так и в норме. По нашим наблюдениям, и у "материалистически" мыслящего пациента, поражённого тяжёлым телесным недугом, подчас формируется защитный комплекс вины. Память зацикливается на реальных и мнимых проступках прошлой жизни, и больной шокирует близких мазохистским смакованием испытываемых страданий, внутренне интерпретируя их как заслуженное наказание. Известны случаи, когда бессилие соматической медицины толкало больного в бездну (или возносило в небеса?) религиозно-мистического мироощущения, и психотерапевту не оставалось ничего иного как поощрять клинические фантазии обречённого человека.
|
|
| Сообщение #8 | Ср, 06.02.2019, 09:09 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 29469
| Мыслить позитивно – девиз современного человека. «Все будет хорошо» – так мы привыкли успокаивать самих себя и близких. Но всегда ли это работает? Почему мы так часто чувствуем себя несчастными, а число заболевших депрессией в мире неуклонно растет? Возможно, оптимистичный настрой не панацея, а яд, считает автор антипозитивной теории психолог, профессор Нью-Йоркского и Гамбургского университетов Габриэль Эттинген. Для того чтобы научить людей менее травматичному и более продуктивному отношению к жизни, она изобрела технику, которая получила смешное название WOOP, по первым буквам четырех слов: wish – outcome – obstacle – plan (желание – результат – препятствие – план). На что именно нужно настраивать свое мышление, как справляться с нагрузками и воплощать свои мечты в жизнь, Эттинген рассказала в интервью Republic.«Переключайте передачу»– Вы последователь антипозитивной психологии и создатель техники, которая учит не идти на поводу у ложных ожиданий. Удается ли при этом вам самой сохранять оптимизм? – Мне сложно ответить на такой вопрос. Оптимизм – это комплексное понятие, это не просто ожидание благополучного исхода и отрицание какого-либо негатива в будущем. Все зависит от вашего прошлого опыта. Если он был позитивный (например, если я хорошо себя показала в какой-либо области или если речь идет о таком непреложном факте, как то, что солнце встает каждое утро), тогда я запросто могу с оптимизмом ожидать, что все это повторится и в будущем. Это будут ожидания, основанные на опыте. Но бывает, что мы просто мечтаем, тогда наши ожидания строятся исключительно на фантазиях, но мы отчего-то уверены, что они непременно сбудутся. Этот поток ожиданий может быть связан с чем угодно в зависимости от наших потребностей. Если нам что-то нужно – например, вода (которая нужна для удовлетворения наших физических потребностей) или отношения (которые относятся к потребностям психики), мы мечтаем о том, как мы все это найдем. Эти два вида отношения к будущему на самом деле основаны на двух абсолютно разных подходах. Но оба они сосуществуют в нас. Вы можете в целом не ждать многого и смотреть на будущее пессимистично, и в то же время вас могут одолевать фантазии, как все в итоге в волнующей вас ситуации закончится хорошо. Самый простой пример: вы хотите бросить курить, но не верите в собственные силы, потому что уже много раз пытались сделать это, и ничего не вышло. Тем не менее вы продолжаете мечтать, как в один прекрасный день это все же произойдет. Так что ответ на вопрос, отношу ли я себя к оптимистам, зависит от того, о чем идет речь и каков мой прошлый опыт. Но, как и любой человек, если я чего-то очень сильно хочу, в моей голове начинают рисоваться оптимистичные картины, как все это сбудется. – Ваша техника направлена на то, чтобы отучить людей бесплодно мечтать, а оптимизм сохранять, только когда он уместен?
еще статья по поводу - https://lifehacker.ru/dont-think-too-positive/
|
|