Между тем, что я думаю, тем, что я хочу сказать, тем, что я, как мне кажется, говорю, тем, что я говорю, и тем, что вы хотите услышать, и тем, что как вам кажется, вы слышите, тем, что вы хотите понять тем, что вы понимаете, стоит десять вариантов возникновения непонимания. Но всё-таки давайте попробуем…
/Б.Вербер "Энциклопедия абсолютного и относительного знания"/
Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум
Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть
Показная простота — это утонченное лицемерие.
• Пока люди любят, они прощают.
• Пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств; благоразумие смешивает их, ослабляет их действие, умело пользуется ими как средством против жизненных невзгод.
Если мысль нельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и надо ее отбросить.
• Лишь мелкие люди вечно взвешивают, что следует уважать, а что — любить. Человек истинно большой души, не задумываясь, любит все, что достойно уважения.
• Лучшая опора в несчастье не разум, а мужество.
• Любовный порыв — первый творец рода человеческого.
• Люди всегда ненавидят тех, кому причиняют зло.
• Кто не способен выдумывать небылицы, у того один выход — рассказывать были.
• Кто уважает себя — внушает почтение другим.
• Легкомысленные люди склонны к двоедушию.
• Легче всего уничтожить ту партию, в чьей основе лежат доводы благоразумия.
• Ленивые всегда собираются что-то сделать.
• Лицо человека выражает и его характер, и темперамент. Глупое выражает лишь физические свойства — например, крепкое здоровье и т. д. И все-таки нельзя судить о человеке по его лицу, ибо физиономии людей, равно как манера держать себя, отличаются переплетением столь различных черт, что тут очень легко впасть в заблуждение, не говоря уже о несчастных обстоятельствах, которые обезображивают природные черты и не позволяют душе отразиться в них, — например, оспины, болезненная худоба и пр
Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам, люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.
Слава Вовенарга основана главным образом на «Réflexions et Maximes» и отчасти на «Introduction à la connaissance de l’esprit humain». В этих сочинениях отразились его этические и политические взгляды, и ими он занял выдающееся место во французской литературе наряду с Монтенем, Лабрюйером и Паскалем.
Вовенарг задается целью восстановить достоинство человеческой природы, униженной Паскалем и оклеветанной Ларошфуко. Он оправдывает благородные страсти и противопоставляет суровой морали Паскаля свою активную, гуманную и естественную мораль. Основное правило жизни, в глазах Вовенарга, — широкая деятельность всех душевных сил (employer toute l’activité de son âme dans une carrière sans bornes). В изречениях, направленных против Ларошфуко, Вовенарг отрицает, что все качества сводятся к самолюбию.
Вовенарг прожил 31 год, Ларошфуко - 66 , кто прав в философском смысле - одному Богу известно, Ларошфуко куда больший циник..
отец Браун в рассказе Честертона: «самое трудное – это убедить человека в том, что ноль плюс ноль плюс ноль равняется нулю. Люди верят в самые невероятные вещи, если они повторяются».
Джебран Халиль Джебран — ливанский и американский философ, художник, поэт и писатель. Выдающийся арабский писатель и философ XX века. Прославившая Джебрана Халиля Джебрана книга — The Prophet (Пророк) (1923), вершина философии поэта.
О любви\
Тогда просила аль-Митра: – Скажи нам о Любви. Он поднял голову, посмотрел на народ, и воцарилось молчание. Тогда он сказал громким голосом: – Если любовь путеводит вас, следуйте за ней, хотя дороги ее трудны и тернисты. Если она осенит вас своими крылами, не противьтесь, даже если вас ранит меч, скрытый в ее оперении. И если любовь говорит вам, верьте ей, даже если ее голос рушит ваши мечты, подобно тому как северный ветер опустошает сад. Ибо любовь венчает вас, но она вас и распинает. Она растит вас, но она же и подрезает. Она подымается к вашей вершине и обнимает ваши нежные ветви, трепещущие в солнечных лучах. И она же спускается к вашим корням, вросшим в землю, и сотрясает их. Как снопы пшеницы, она собирает вас вокруг себя. Она обмолачивает вас, чтобы обнажить. Она просевает вас, чтобы освободить от шелухи. Она размалывает вас до белизны. Она месит вас, пока вы не станете мягкими. А потом вверяет вас своему святому огню, чтобы вы стали святым хлебом для святого Божиего причастия. Все это творит над вами любовь, дабы вы познали тайны своего сердца и через это познание стали частью сердца Жизни. Но если, убоявшись, вы будете искать в любви лишь покой и усладу, то лучше вам прикрыть свою наготу и, покинув гумно любви, уйти в мир, не знающий времен года, где вы будете смеяться, но не от души, и плакать, но не всласть. Любовь дает лишь себя и берет лишь от себя. Любовь ничем не владеет и не хочет, чтобы кто-нибудь владел ею, ибо любовь довольствуется любовью. Если ты любишь, не говори: «Бог – в моем сердце», скажи лучше: «Я – в сердце Божием». И не думай, что ты можешь править путями любви, ибо если любовь сочтет тебя достойным, она будет направлять твой путь. Единственное желание любви – обрести саму себя. Но если ты любишь и не можешь отказаться от желаний, пусть твоими желаниями будут: Таять и походить на бегущий ручей, что напевает ночи свою песню. Познавать боль от бесконечной нежности. Ранить себя собственным постижением любви. Истекать кровью охотно и радостно. Подниматься на заре с окрыленным сердцем и возносить благодарность за еще один день любви. Отдыхать в полдень и предаваться размышлениям о любовном экстазе. Возвращаться вечером домой с благодарностью. И засыпать с молитвой за возлюбленного в сердце своем и с песней хвалы на у
Марк Аврелий (римский император, философ-стоик) (121—180)
1. Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им
2. Самый презренный вид малодушия - это жалость к самому себе
3. Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности
4. Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты
5. Когда в силу обстоятельств нарушается равновесие духа, восстанови самообладание как можно быстрее и не оставайся в подавленном настроении слишком долго, иначе тебе будет уже нельзя ничем помочь. Привычка восстанавливать гармонию усовершенствует тебя
6. Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я встречусь с противодействием, неблагодарностью, дерзостью, предательством, злобой и себялюбием - и все они будут вызваны невежеством обидчиков, их неумением отличать добро от зла»
7. Ты можешь прожить свою жизнь счастливо, если сумеешь идти правильным путем и сумеешь думать и действовать правильно
8. Проявляй те качества, какие ты в силах проявить: искренность, серьезность, выносливость в труде, безразличие к удовольствиям, умение удовлетворяться малым, благожелательность, откровенность, презрение к поверхности, свободу от ложного великодушия
9. Суди каждое слово и поступок в соответствии с их природой, и пусть тебя не смущает хула других людей и любые их слова. Ибо у других людей свои особые принципы
10. Совершай каждый поступок так, как если бы он был последним в твоей жизни
11. Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении и, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем
12. Люди рождены друг для друга
13. Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть - нижней
14. Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза
15. Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться жизнью
16. Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым
17. Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом
18. Терпит вред тот, кто упорствует в заблуждении и невежестве
19. Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство
20. Несправедливость не всегда связана с каким-нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии
21. Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни
22. Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу
23. Помни, что изменить свое мнение и следовать тому, что исправляет твою ошибку, более соответствует свободе, чем настойчивость в своей ошибке
24. Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам
25. Настоящий способ мстить врагу - это не походить на него
26. Если кто меня оскорбил - это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе
27. Совершенство нравов состоит в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним, без тревоги, без трусости, без притворства
28. Совершенство характера - это то, чтобы всякий день проводить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притворяться
29. Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей
30. Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни
31. Любить тех, кто ошибается и заблуждается, - особое свойство человека. Такая любовь рождается тогда, когда ты понимаешь, что все люди - твои братья; что они погрязли в невежестве и заблуждаются не по своей воле
32. Не думай, что позорно принимать помощь. Ты должен исполнять предназначенный тебе долг, как солдат на посту
33. Против доброты невозможно устоять. Что может сделать вам даже самый непонятливый человек, если вы постоянно добры к нему?
34. Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан
35. Если человек причинил тебе зло, немедленно удостоверься, сделал ли он это из добрых или из злых побуждений. Ибо, когда ты увидишь это, ты почувствуешь к нему жалость и не станешь ни удивляться, ни сердиться
36. Приспособиться к тому окружению, в котором тебе предназначено жить, и проявляй истинную любовь к своим братьям, которыми окружила тебя судьба
37. Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что ее превращают наши мысли
38. Для счастливой жизни нужно совсем немного. Все дело в самом человеке, в его образе мышления
39. Безразлично, будешь ли ты наблюдать человеческую жизнь в течение сорока лет ли же десяти тысяч лет. Ибо что увидишь ты нового?
40. Люди будут делать одно и то же, как ты ни бейся
41. Все настоящее - мгновение вечности
42. Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни
43. Ни с кем не случается ничего такого, чего он не в силах был бы вынести
44. Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе
45. Что же такое вечная слава? Сущая суета. Все мимолетно: и тот, кто помнит, и то, о чем помнят
46. Испробуй, не подойдет ли тебе жизнь достойного человека, довольствующегося справедливостью своего деяния и благожелательностью своего душевного склада
47. Ищи радости и покоя единственного в том, чтобы от общественного деяния переходить к общественному деянию…
48. Как ты сам - один из составляющих гражданскую совокупность, так и всякое твое деяние пусть входит в состав гражданской жизни. А если какое-нибудь твое деяние не соотнесено, непосредственно или отдаленно, с общественным назначением, то оно, значит, разрывает жизнь и не дает ей быть единой
49. Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, еще и похвалы за свое доброе дело?
50. Самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, - это его душа... Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем новые силы
51. Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло
52. Никогда не расценивай как полезное тебе что-нибудь такое, что вынудит тебя когда-нибудь нарушить верность, забыть стыд, возненавидеть другого
53. Не смерти должен бояться человек. Он должен бояться никогда не начать жить
54. Смерть, так же как и рождение, - тайна природы. Это одни и те же элементы, с одной стороны соединяющиеся, с другой разлагающиеся в одни и те же начала. В смерти нет ничего отталкивающего для разумного существа или для плана нашего строения
55. Смешно это: собственной порочности не избегать, хоть это и возможно, а чужую избегать, что никак невозможно
56. Счастлив тот, у кого в собственной душе святая святых
57. Часто несправедлив тот, кто не делает чего-либо, а не только тот, кто что-либо делает 58. Говорить правду - это не столько дело воли, сколько привычки
59. Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок
60. Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет
61. Смотри внутрь себя
62. Свернись в себя самого
63. Не спеши соглашаться с болтунами!
64. Лучший способ защититься - не уподобляться
65. Или тебя увлекает жалкая слава? Посмотри, с какой быстротой все погружается в забвение, как зияет вечность, беспредельная в обе стороны, как пуст всякий отзвук, какая переменчивость и неразборчивость у тех, кто как будто хвалит тебя, и какое узкое очерчено для тебя пространство. Да и вся-то земля точка. Какой же уголок в ней занимает твое местопребывание? И много ли здесь таких, что станут хвалить тебя и каковы они сами?
66. Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам
67. Все на день: и кто помнит, и кого
68. Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела бренно; душа неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии
69. Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать и по его глазам
70. Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, - тем, чего устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти
71. Гнаться за невозможным – безумие
72. Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего-либо?
73. Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот
74. Чем больше человек любит самого себя, тем больше он зависит от чужого мнения
75. Брать без ослепления, расставаться с легкостью
76. Жизнь - борьба и странствие по чужбине
77. Либо мир является огромным хаосом, либо в нём царствует порядок и закономерность
- Благородными металлами называют те из них, которые почти или совсем не окисляются. Ты заметь это, Клим. Благородные, духовно стойкие люди тоже не окисляются, то есть не поддаются ударам судьбы, несчастиям и вообще…"
- Полезная выдумка ставится в форме вопросительной, в форме догадки: может быть, это - так? Заранее честно допускается, что, может быть, это и не так. Выдумки вредные всегда носят форму утверждения: это именно так, а не иначе. Отсюда заблуждения и ошибки и... вообще. Да. "
Поздно ночью, после длительного боя на словах, они, втроем, пошли провожать Томилина и Дронов поставил пред ним свой вопрос: - Кто прав? Шагая медленно, посматривая фарфоровыми глазами на звезды, Томилин нехотя заговорил: - Этому вопросу нет места, Иван. Это - неизбежное столкновение двух привычек мыслить о мире. Привычки эти издревле с нами и совершенно непримиримы, они всегда будут разделять людей на идеалистов и материалистов. Кто прав? Материализм - проще, практичнее и оптимистичней, идеализм - красив, но бесплоден. Он - аристократичен, требовательней к человеку. Во всех системах мышления о мире скрыты, более или менее искусно, элементы пессимизма; в идеализме их больше, чем в системе, противостоящей ему. Помолчав, он еще замедлил ленивый свой шаг, затем - сказал: - Я - не материалист. Но и не идеалист. А все эти люди... Он махнул рукою за плечо свое: - Они - малограмотны. Поэтому они - верующие. Они грубо, неумело повторяют древние мысли. Конечно, всякая мысль имеет безусловную ценность. При серьезном отношении к ней она, даже и неверно формулированная, может явиться возбудителем бесконечного ряда других, как звезда, она разбрасывает лучи свои во все стороны. Но абсолютная, чистая ценность мысли немедленно исчезает, когда начинается процесс практической эксплуатации ее. Шляпы, зонтики, ночные колпаки, очки и клизмы - вот что изготовляется из чистой мысли силою нашего тяготения к покою, порядку и равновесию. Приостановись, он указал рукою за плечо свое. - Хотя Байрон писал стихи, но у него нередко встречаешь глубокие мысли. Одна из них: "Думающий менее реален, чем его мысль". Они, там, не знают этого. Кончил он ворчливо, сердито: - Человек - это мыслящий орган природы, другого значения он не имеет. Посредством человека материя стремится познать саму себя. В этом - всё. "
Шагая по комнате, он поучал: - В мире идей необходимо различать тех субъектов, которые ищут, и тех, которые прячутся. Для первых необходимо найти верный путь к истине, куда бы он ни вел, хоть в пропасть, к уничтожению искателя. Вторые желают только скрыть себя, свой страх пред жизнью, свое непонимание ее тайн, спрятаться в удобной идее. Толстовец - комический тип, но он весьма законченно дает представление о людях, которые прячутся. Клим видел, что Макаров, согнувшись, следит за ногами учителя так, как будто ждет, когда Томилин споткнется. Ждет нетерпеливо. Требовательно и громко ставит вопросы, точно желая разбудить уснувшего, но ответов не получает. Слушая спокойный, задумчивый голос наставника, разглядывая его, Клим догадывался: какова та женщина, которая могла бы полюбить Томилина? Вероятно, некрасивая, незначительная, как Таня Куликова или сестра жены Катина, потерявшая надежды на любовь. Но эти размышления не мешали Климу ловить медные парадоксы и афоризмы. - Путь к истинной вере лежит через пустыню неверия, - слышал он. Вера, как удобная привычка, несравнимо вреднее сомнения. Допустимо, что вера, в наиболее ярких ее выражениях, чувство ненормальное, может быть, даже психическая болезнь: мы видим верующих истериками, фанатиками, как Савонарола или протопоп Аввакум, в лучшем случае - это слабоумные, как, например, Франциск Ассизский. Изредка Дронов ставил вопросы социального характера, но учитель или не отвечал ему, или говорил нехотя и непонятно. Из всех его речей Клим запомнил лишь одно суждение: - Ошибочно думать, что энергия людей, соединенных в организации, в партии, - увеличивается в своей силе. Наоборот: возлагая свои желания, надежды, ответственность на вождей, люди тем самым понижают и температуру и рост своей личной энергии. Идеальное воплощение энергии - Робинзон Крузо.
«Единственный серьёзный и реальный спор - делом, не словами. Спорный опыт - поставьте другой, спорная книга - напишите другую, с других позиций, спорная теория - создайте другую. Причём по тем же самым вопросам и предметам, не иначе». ИАЕ
Дайте человеку необходимое — и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное — он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел.
Никогда нельзя делать того, чего не хочешь, никогда, даже если это кажется нужным, даже когда обстоятельства берут за горло, даже если убедишь себя...
- Всем кажется, что с ним одним бывает такое, - вздохнул Полынов, успокаиваясь. - Только не все поступают одинаково. Некоторые берут медь вместо золота из страха, что золота не будет. А потом бывает поздно. И я успел частичку себя разменять вот так... Знаешь, Крис, - вырвалось у него, - когда я в твои годы читал великих писателей, по-настоящему великих, изображенные ими страдания души иногда ужасали меня, иногда вызывали недоумение, иногда забавляли. Но я не чувствовал своей близости к ним. Мучается Гамлет. Интересно, но какое отношение это имеет ко мне? Ведь это было давно и с другими, сейчас не те времена, да и я не Гамлет. Я так думал чистосердечно, и знаешь, это ощущение моей отрешенности от душевных мук других приподнимало меня. Я сверху вниз смотрел на всех этих гамлетов, дон-кихотов, Карамазовых. Не знаю, чего здесь было больше: инстинкта, оберегающего от потрясений, нравственной слепоты или желания быть неуязвимым. Ты понимаешь?
смотрела фильм о Команданте . Там он процитировал американского писателя Генри Адамса, мне неизвестного.
Учитель соприкасается с вечностью: он никогда не знает, где заканчивается его влияние .
Друг, достигший власти, - потерянный друг.
Философия - это маловразумительные ответы на неразрешимые вопросы.
Горнило бедствий очищает и облагораживает как отдельных людей, так и целые страны.
Иметь в жизни одного друга - уже много, двоих - очень много, троих - вряд ли возможно.
Хаос рождает жизнь , а порядок рождает привычку.
Но ценность вселенной не исчисляется долларами. Не каждый человек может быть Гаргантюа — Наполеоном — Бисмарком, не каждому дано похищать колокола из Собора Парижской богоматери, но каждый должен нести в себе свою вселенную, и большинству из нас интересно знать, хотя бы в общих чертах, как справляется с этой ношей его сосед.
Не проглатывай веры больше, чем можешь переварить. ------ Родился в Бостоне, сын Чарльза Фрэнсиса Адамса (1807—1886) и Абигейл Брукс (1808—1889), в семье, давшей Америке двух президентов. Прадед писателя Джон Адамс был вторым президентом США, дед — Джон Куинси Адамс — умерший, когда мальчику исполнилось десять лет, был шестым президентом США, а ранее первым американским посланником в России.
После окончания Гарвардского университета в 1858 году Адамс поехал в Европу слушать лекции по гражданскому праву в Берлинском университете и два года путешествовал по Германии, Бельгии, Голландии, Италии, Франции.
Наиболее известна его автобиографическая книга «Воспитание Генри Адамса». - Американский Поль Валери..
— А где я могу найти кого-нибудь нормального? — Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.
Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
Если вы всегда спешите, вы можете пропустить чудо.
Оставь меня в покое, и я оставлю в покое тебя.
Лишь немногие смогут найти путь. Некоторые не узнают его, даже когда он перед ними, а некоторым оно и не надобно.
Защитные стены могут мешать тебе, но самые непроходимые стены в мире это те, что окружают наши сердца.
Говорят, ищи, и ты найдёшь, но никто не говорит, что ты найдёшь.
Любой цели можно достигнуть, Важно — достигнуть быстро. Но только уверены ли вы, что эта цель — точно ВАША?
Я слыхал, что надеяться на себя это мудро… Теперь и ты это услыхала.