1922, д. Звенячи Витебской области – 2010, Минск. Советский и белорусский живописец. Народный художник СССР (1978), Народный художник БССР, заслуженный деятель искусств БССР. Родился в д. Звенячи Витебской области в 1922 году. Окончил Минское художественное училище (1951), Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (1957). Участник художественных выставок с 1957. Работал в различных жанрах станковой живописи, а также в монументально-декоративном искусстве. Герой Беларуси, академик Академии художеств СССР, академик Национальной академии наук Беларуси. Судьба художника Михаила Савицкого – трагична и уникальна одновременно. Михаил Андреевич родился в деревне, как он сам любил говорить, с музыкальным названием – Звенячи Витебской области Толочинского района. Его отец, Андрей Петрович, работал на железной дороге, а мать, Анна Константиновна – в колхозе. В 1940 году выпускника средней школы Михаила Савицкого призвали в армию. Служил в Новороссийске, затем в Грозном. В Великую Отечественную войну участвовал в обороне Севастополя, который 250 дней сражался в окружении. Сражался и красноармеец Савицкий, пока город не пал. Летом 1942-го, через пять дней после этого, попал в плен. И для Михаила началась бесконечная череда немецких тюрем и концлагерей и попыток вырваться из фашистского плена. Первый раз Савицкий пытался бежать из лагеря в Николаеве. Его поймали и отправили работать в Дюссельдорф на вагоностроительный завод. Там он вступил в подпольную организацию. Но в рядах подпольщиков оказался предатель. Савицкому вместе с товарищем удалось бежать. Сначала в немецкий городок Гельдерн, где им даже удалось устроиться работать на фабрику под видом рабочих их Бельгии, а затем, после того как их выследили, и в Бельгию. Их задержал патруль, из заключения Михаил с товарищем снова сбежали. Вернулись в Гельдерн, где их схватило гестапо. Смертную казнь заменили отправкой в концентрационной лагерь. И началось – «перекидывание» из концлагеря в концлагерь, один страшнее другого: Бухенвальд, Дора, Дахау. Савицкий чудом выжил, узник 32815 был освобожден американскими войсками. Он был найден без сознания, почти бездыханным в тифозном бараке. Фактически в концентрационных лагерях Cавицкий провел 2 года и 9 месяцев. После лечения, вернулся в армию, несмотря на проблемы со здоровьем. А когда демобилизовался, то в 1947 году Михаил решил осуществить детскую мечту: стать художником. Он оканчивает художественное училище в Минске, а затем Художественный институт имени Сурикова в Москве. Учится у известного живописца Дмитрия Мочальского, который оказывает существенное влияние на формирование его творческого стиля. Выпускается Михаил с красным дипломом (ему тогда было уже 35 лет). Его картина «Песня» – воспоминание о детстве – покупается в коллекцию Национального художественного музея Беларуси. Еще в детстве близкие отмечали, что у маленького Миши блестящая зрительная память. Став художником, он почти не делал предварительных эскизов. К работе над полотном приступал лишь тогда, когда замысел будущей картины полностью складывался в его воображении. Известность пришла к нему в 1960-е. Изображение крестьянского труда – важная тема в его творчестве, но не главная. Его работы выполнены в «суровом» стиле. Главная их тематика – война и трагедия всего народа. Одна из самых неожиданных картин, в которой переплелись мирские и христианские мотивы – «Партизанская мадонна».
Бурные споры в обществе вызвала серия произведений Михаила Савицкого «Цифры на сердце» (1976—1987), посвященная узникам концлагерей. Многие говорили, что подобные ужасные вещи не должны быть объектом искусства. А Савицкий отвечал: «Сама атмосфера нашего века вызывает жгучую тревогу за судьбу красивой планеты и ее главное сокровище — человека. Каждый из нас отвечает за будущее. Вследствие этой ответственности я не имею права молчать. Мне пришлось быть свидетелем чудовищных преступлений». Эта серия прежде всего была создана как протест против зла, чтобы никогда не забыли миллионы тех, кто погиб в концлагерях, чтобы никогда не повторились те страшные преступления.
На фоне кованых ворот Бухенвальда, в верхнюю часть которых вмонтирована надпись «Каждому свое», изображен юноша в жалкой робе заключенного. По ее полам пропечатаны буквы К, L — концентрационный лагерь. Маленький красный треугольник с буквой R означает — русский, политический. Под ним, как и на жетоне, подвешенном на бечевке,— номер, под которым числился узник. Потеря жетона каралась смертью. Это единственный автопортрет художника Михаила Андреевича Савицкого. по ссылке больше картин из этого цикла, они тяжелые. https://svistanet.co…n846712410
lu-chia, спасибо) Увидела несколько новых для себя работ, позволяющих посмотреть на творчество Савицкого под другим углом. Это обе Мадонны и автопортрет. Остальные картины знакомы по репродукциям в журналах "Юность" и "Огонёк". И, наверное, впервые прочитала биографию художника. Много пережил, кажется, по-другому (не сурово) и не мог писать. Ни одна ссылка в тексте, как обычно и к сожалению, не открылась. В юности прочитала маленькую, с ладошку, книгу "Это было в Дахау" Людо ван Экхаута и долго жила под впечатлением от ужасов, которые пережили люди в концлагере.
Сообщение отредактировал: Claira - Ср, 21.02.2024, 14:55
Я читала когда-то книгу , художественную, про Освенцим, название и автора не помню, мужчина был автор.
Сейчас скопирую. Работы тяжелые..
Надсмотрщик. Гитлеровцы в лагерях из предателей создавали «элитные подразделения» надсмотрщиков. И эти садисты отличались особой жестокостью. На картине изображен типичный эпизод на земляных работах — наказание за то, что больной, истощенный человек больше не может работать.
Канада. Канадой нацисты называли пункты, на которых у узников отбиралось все имущество. Обычно, после «Канады» людей загоняли в газовые камеры.
Танец с факелами
Поющие лошади. Так нацисты называли команды по уборке трупов – узники, под страхом смерти, должны были вывозить трупы с песнями. Чтобы охране было не скучно.
Проклятье. Изображенная на картине сцена была каждодневным явлением лагерных будней. Многие узники не могли вынести нестерпимых мучений и унижений. Тогда находился наиболее простой выход — самоубийство. Со словами проклятья фашизму заключенные «шли на провод». И погибали от электрического тока или под пулемётами нацистов.
lu-chia, спасибо. Да, работы очень тяжёлые и талантливые, просто потрясающие. Колорит, композиция замечательные и, при всём ужасе изображённого, красивые. Колорит, композиция замечательны. Удивительно небо в коричнево-охристых тонах, красивые гармоничные тела... Интересно, какой формат у этих картин и где они хранятся? И выставляются ли хотя бы для 18+. Эта живопись на голову выше всего того, что я видела у Савицкого раньше. Люда, очень богаты и информативный у тебя сайт - и музей, и библиотека.
Claira, спасибо). Да, тут есть что посмотреть и почитать тоже, хоть я и так вела, бессистемно
Как я поняла, у него др - 18 февраля, хоть и сто лет было 2 года назад, в ленте моей появились работы его
В цикл “Цифры на сердце” вошло 16 картин: «Мадонна Биркенау», «Отбор», «Танец с факелами», «Канада», «Надсмотрщик», «Летний театр», «Проклятье», «Эти выжили», «Опознание», «SOS!», «Поющие лошади», «Побег», «Эттерсберг — Голгофа XX века», «Поющие коммунисты», «Свобода», «Узник 32815». Все они находятся в коллекции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.
"Выходной день", 1958 Бумага, линогравюра цветная 50 х 81 см Самарский областной художественный музей
"На железной дороге", 1958 Бумага, цветная линогравюра 42,8 х 74,4 см Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
"Улица в Переславле-Залесском", 1961-1962 Картон, гуашь 56,5 х 75 см Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
"Новый дом готов", 1961 Холст, темпера 80 х 188 см Брянский областной художественный музейно-выставочный центр