Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Специальное
lu-chia
Сообщение #1 | Ср, 30.03.2016, 18:45
Группа: wing
Сообщений: 29194
МЕРЯЧЕНИЕ
( якутск. мэнэрик – делать странности).Иначе арктическая истерия.
- состояние, характеризующееся подражанием словам, жестам и действиям окружающих, неудержимым желанием исполнить их приказы, а так же другими проявлениями. Иногда носит массовый характер. Наблюдалось в начале 20 века как в среде аборигенов Сибири, так и среди проживавшего там русского населения.
В связи с этим появляется термин «психическая зараза». Юкагиры и якуты обычно связывали болезнь с кознями тундровых шаманов, разгневанных на людей, тревожащих их покой. Русские называли эту хворь «лангутским припадком». В 1870 году сотник Нижне-Колымского казачьего отряда в ужасе сообщал местному врачу: «Болеют какой-то странною болезнью в Нижне-Колымской части до 70-ти человек. Это их бедственное страдание бывает более к ночи, некоторые с напевом разных языков, неудобопонятных; вот как я каждодневно вижу 5 братьев Чертковых и сестру их с 9 часов вечера до полуночи и далее; если один запел, то все запевают разными юкагирскими, ламаутскими и якутскими языками, так что один другого не знает; за ними их домашние имеют большой присмотр».
Предпринимались попытки отождествить это состояние с болезнью судорожных подергиваний (тик), распространенной во Франции, болезненным прыганьем (пляска Св. Вита).
Среди причин назывались: болезненная наследственность, психическая зараза, сильная взволнованность (аффект), однообразие жизни.
Лит: Мицкевич С.М. Мэнерик и змириченье. Формы истерии в Колымском крае. – Л.: Из-во Академии наук. 1929.
PS: Но до сих пор нет опредленной ясности что такое в сущности меряченье или мэнэрик.

Сергей Иванович Мицкевич, большевик и безусловно атеист, отбывавший ссылку в Колымском крае, писал: "Надо сказать, что когда я производил свои наблюдения над больными в Колымском округе, я не был основательно знаком с явлениями гипнотизма и, хотя я делал опыты внушения, как это видно из приводимых мною случаев у больных "мэнэриком" и эмиряченьем, но делал это без достаточно уверенности и системы. После чего я уже как врач-психиатр, много лет применял гипноз при лечении алкоголиков, морфинистов и истерическ, и теперь я убежден более, чем тогда, что мы имеем дело в этом случае с явлениями гипноза".
"Такая женщина эмирячка является настоящей мученицей - объектом бесконечных запугиваний, дразнений и издевательств со стороны окружающих. Обычно сеанс эмиряченья происходил так:экспериментатор, увидев знакомую ему эмирячку, которую он уже не раз эмирячил, делает какое-нибудь внезапное движение: хлопает сильно в ладоши, громко крикнет в ухо больной, стукнет сильно ножем по столу и т.п. Больная вскрикнет: "абас", бросает то, что держала в руках на пол или в того, кто ее испугал, иногда бросается в него палкой, поленом ( рефлекс обороны при испуге), начинает что-то боромотать, ругаться, говорить каким-то другим, особым, эмиряческим тоном. В это время "экспериментатор" продолжает, например махать руками: эмирячка тоже машет руками; "экспериментатор" велит ей скакать, она скачет; велит бросить что-нибудь, она бросает. Обычно она находится всецело в подчинении того лица, которое ее привело в состояние эмиряченья. Чтобы она перешла в подчинение другого надо, чтобы этот другой тоже рядом манипуляций, звуков, криков или толчков привел ее в подчинение себе. И нет того постыдного, преступного или вредного поступка, которого бы не совершила эмирячка, когда ее хорошенько "разъэмирячат". Она бросает на пол и разбивает посуду, бросает ребенка, которого деражала в руках, берет рукой горячие угли, обжигая себе руки, ударяет палкой кого ей внушают ударить и т.п.
(Должен сказать, что я стеснялся производить черезчур показательные эксперименты с эмирячками и проверять такие результаты; противно было подражать, хотя бы и с научными целями, возмутительным экспериментам, которые производят над эмирячками местные обыватели.)"

http://varvar.ru/arhiv/slovo/menerik.html
lu-chia
Сообщение #2 | Ср, 30.03.2016, 18:47
Группа: wing
Сообщений: 29194
Итак, арктическая истерия. Интереснейший феномен, всегда ассоциировавшийся с северным шаманизмом и северной магией – от первых свидетельств русских поморов XVIII века и до исследований Ahnenerbe в Третьем Рейхе и Спецотдела ОГПУ в СССР. Очень своеобразное психопатологическое состояние, в котором человек независимо от собственного желания либо копирует действия и слова окружающих, либо подчиняется любым приказам извне – вне зависимости от того, от кого они исходят: от человека или, как верят некоторые северные народы Евразии, от духов Полярной звезды. В ряде случаев может принимать массовый характер, становясь своего рода «психической заразой» (термин начала XX века). Толпа, охваченная арктической истерией, выглядит весьма страшно…

…Я отнюдь не хочу сказать, что, следуя своему интересу к феномену арктической истерии, сумел за последнее десятилетие нарыть по этой теме что-то принципиально новое. Однако, я полагаю, что мне удалось несколько систематизировать имеющуюся по этой теме информацию, а главное – взглянуть на нее с собственной точки зрения. Так что, надеюсь, этот образовавшийся описанным выше образом небольшой обзор окажется, возможно, небезынтересен и для моих читателей.

1. О причинах интереса к проблеме

Итак, арктическая истерия ( эмерик , меряченье ) – наименование специфического психофизиологического состояния, с медицинской точки зрения относящегося сразу к двум группам «душевных недугов» - к культурно обусловленным психопатологиям и к географически обусловленным психопатологиям. Второе, пожалуй, точнее – действительно, ареал распространения арктической истерии ограничен с юга Полярным кругом.

Говоря вообще, к этим двум группам принадлежит довольно большое число патологических состояний (например, филиппинский амок или среднерусское кликушество ), из которых некоторые – так же, как и арктическая истерия, - прямо связаны с магической традицией. Все они любопытны, однако, меня интересует именно феномен арктической истерии. Тому две причины.

Во-первых, арктическая истерия интересует меня именно в силу «географической обусловленности». Наш родной Север мне гораздо ближе – во всех смыслах, – чем далекие Филиппины (хотя последние я тоже очень люблю).

Во-вторых (и «в главных»), арктическая истерия замыкает специфический «круг» косвенно взаимосвязанных пароксоидальных состояний, которые и с медицинской, и с магической точек зрения стоит изучать совокупно:

- шаманский транс
- боевой транс берсерка
- эпилептический приступ
- арктическая истерия

Чем связаны эти четыре явления?

Прежде всего – феноменологией:

1) Во всех четырех случаях человек находится в измененном состоянии сознания, часто сопровождаемом синдромом СПС (сумеречное помрачение сознания) и амнезией (как правило – ретроградной и антероградной одновременно).

2) Во всех четырех случаях присутствует резкое увеличение физических возможностей человека. Для боевого транса – это одна из важнейших характеристик. Для арктической истерии – описан целый ряд случаев, когда несколько взрослых мужчин не могли силой удержать одного человека (даже подростка), вошедшего в состояние «мерячки»; или, наоборот, – когда изможденные болезнью или старостью вставали и обретали силы молодого мужчины. (Более того, в некоторых случаях авторами наблюдений указывается, что человек в состоянии арктической истерии становится мало уязвим для холодного оружия – а это прямая аналогия с трансом берсерка.) Для эпилепсии и шаманского транса данная характеристика второстепенна и, тем не менее, - присутствует и четко выражена.

3) Все четыре явления избирательны и «консервативны» по отношению к человеку: нельзя быть «немножко» берсерком, шаманом или эпилептиком. Это – дискретная характеристика человека, либо – да, либо – нет; причем, если «да» - то на всю жизнь. То же самое верно и в отношении арктической истерии – есть люди, подверженные ей, и люди, для которых состояние арктической истерии невозможно. Впрочем, исключения, разумеется, бывают – в предельно экстремальных ситуациях; однако, и в этом все четыре феномена сходны.

Во-вторых, четыре этих состояния ассоциируются со сходными объективными физиологическими изменениями (при вхождении в состояние):

1) Изменение соотношения амплитуд электромагнитных ритмов мозга (к сожалению эти и подобные исследования выполнены только для эпилепсии и легких форм арктической истерии – понятно, что снять ЭЭГ с берсерка в боевом трансе… гм… затруднительно).

2) Резкое изменение церебральной гемодинамики (характера и интенсивности циркуляции крови, омывающей головной мозг).

3) Общие отклонения от нормы в составе крови (так, характерен существенный дефицит кальция; для эпилептиков большое значение имеет еще и магний, но по другим категориям данных по магнию у меня нет).

Ну, и в-третьих…
В Традиции все четыре состояния попросту считались магическими…

Действительно, имеет смысл предполагать, что в основе этих четырех явлений, в «базисе» этих четырех пароксоидальных состояний находятся если не одни и те же, то очень схожие механизмы, по-разному используемые сознательно, или по-разному проявляющие себя в случае спонтанного запуска…

[Я никоим образом не разделяю давно уже, собственно говоря, устаревшую точку зрения этнологов и психологов первой половины XX века о том, что шаманский акт представляет собой банальный эпилептический припадок; однако, здесь, говоря о едином механизме, я имею в виду не само явление, а те, скажем так, «силы», которые в нем задействованы.]

Разобраться в этих механизмах означает понять что-то очень важное для северной магии. (Собственно, в отношении арктической истерии я, разумеется, далеко не первый, кто так думает – другое дело, что мотивация у нас разная.) Но – с чем мы можем работать? Берсерки? – где они, те настоящие берсерки, что кусали окованные железом края щитов и без вреда для себя принимали на незащищенное тело удар меча или копья? Шаманы? – это «совсем отдельная» история. Эпилепсия вот относительно неплохо изучена на настоящий момент, но эпилептический приступ в том круге состояний, о котором мы говорим, более всего далек от «практической» магии…

И что у нас остается?

Арктическая истерия, случаи которой отнюдь не стали реже с XVIII века, когда они впервые были описаны."
lu-chia
Сообщение #3 | Ср, 30.03.2016, 18:50
Группа: wing
Сообщений: 29194
В 1897-1899 годах состоялась первая полномасштабная бельгийская антарктическая экспедиция на трехмачтовом барке «Бельжика» под командованием барона Адриена де Жерлаш де Гомери. Сопровождавшаяся целым рядом проблем и трагических неудач, в 1898 году экспедиция оказалась вынуждена зимовать у берегов Антарктиды. Очередной проблемой оказалось отсутствие на борту должного запаса предназначенного для ламп керосина, и в течение всей полярной ночи только полярные сияния освещали палубу барка. Под светом одного из них Адам Толлефсен, матрос, вошел в состояние арктической истерии, раскидал команду, пытавшуюся его остановить, едва не разбил топором голову штурману «Бельжики», спрыгнул на лед и быстрым шагом ушел прочь от затертого во льды корабля, следуя одному ему слышному зову. Кто-то из матросов предполагал потом, что Толефсен пешком отправился домой, в Европу, но дело, конечно, не в этом…

Как я уже упомянул, случай этот имел забавное продолжение. Дело в том, что штурманом на барке во время экспедиции служил ни кто иной, как норвежец Руал Амундсен. Будущему знаменитому путешественнику было тогда всего двадцать шесть, – и эта его первая экспедиция едва не стала последней. Возможно, именно поэтому он так ярко запомнил случай с ушедшим в полярное сияние матросом. Впоследствии Амундсен, судя по всему, не раз сталкивался в своих полярных экспедициях с проявлениями арктической истерии и считал ее одной из серьезных угроз, сопровождающий полярные исследования. Именно в этом ключе он в свое время охарактеризовал данное явление контр-адмиралу ВМС США Ричарду Бэрду, обратившемуся к нему за консультацией перед собственной полярной экспедицией. Контр-адмирал внял словам уже бывалого на тот момент путешественника и… распорядился укомплектовать собственное судно запасом смирительных рубах. :))

* * *

В это же время (конец XIX – начало XX вв.) появляются первые научные работы, посвященные феномену арктической истерии и ее формам. Одна из них – обширная статья П.Рябкова «Полярные страны Сибири» («Сибирский Сборник» за 1887 год), посвященная, в основном, нижнее-колымскому региону. Огромное достоинство этой работы – несмотря на то, что автор не делает никаких далеко идущих выводов – в том, что она содержит значительный для того времени массив фактов о меряченье. Мы еще не раз будем обращаться к этой статье; здесь же мне хотелось бы привести всего лишь одну цитату из нее – очень короткую, но важную конкретно для нашего обзора-исследования:

Нам передавали, что в Среднеколымске, сравнительно еще недавно, бывало, как только затопят вечерние камельки, так девушки и женщины и начнут эмирячить, или, как здесь говорят, шаманить . […] Нужно полагать, что между шаманичаньем и эмирячеством есть некоторая разница, что отчасти будет видно ниже, но не настолько большая, чтобы нельзя было их не смешивать и не принимать за одно, что и делается здесь постоянно. Очевидно, что эти явления между собою родственны и переходят одно в другое…
lu-chia
Сообщение #4 | Ср, 30.03.2016, 18:51
Группа: wing
Сообщений: 29194
А. Изменение состояния сознания

Наступление ИСС является обязательным фактором арктической истерии. Иногда вхождение в ИСС может происходить за некоторое время до собственно приступа арктической истерии – такое состояние аналогично, вероятно, состоянию «ауры», часто предваряющему эпилептический припадок. В других случаях ИСС наступает «скачком», и человек из обыденного состояния переходит непосредственно в состояние арктической истерии.

Вот как описывает состояние женщины-якутки в приступе меряченья С.И.Мицкевич в упоминавшейся уже работе «Мэнерик и ээмириченье»:

Сознание делается спутанным, появляются устрашающие галлюцинации: больная видит черта, страшного человека или что-нибудь подобное; начинает кричать, петь, ритмично биться головой об стену или мотать ею из стороны в сторону, рвать на себе волосы.

В абсолютном большинстве случаев ИСС «общего характера» быстро или постепенно переходит в сумеречное помрачение сознания, в котором и протекает основная фаза арктической истерии.

Выход из состояния арктической истерии может происходить двумя путями. Первый – подобен мягкой посадке: постепенное снижение интенсивности приступа, выход из СПС и постепенное возвращение в обыденное состояние, хотя и отяжеленное общим утомлением, «разбитостью», размытостью мыслей и т.д. Второй путь – эскалационный: интенсивность приступа нарастает до тех пор, пока организм человека не отказывается поддерживать сознание; такой путь завершается каталептическим состоянием или обмороком, т.е. состоянием, сходным с состоянием после эпилептического припадка. Вот как описывает такой вариант В.И.Анучин [В.И.Анучин. Причины вымирания населения в северной Сибири // Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву (к 40-летию профессорской деятельности). Л., 1926]:

По моей просьбе, несколько раз меряков не уводили — и каждый из подобных опытов неизменно кончался тем, что у больного речь переходила в бормотание, клубы пены шли изо рта, конечности судорожно подергивались, глаза становились остекленелыми, и, наконец, он в бесчувствии падал на пол. Обморочное состояние в 16 наблюдаемых случаях длилось от 20 минут до 11/2 часов.

Как уже упоминалось, случаи арктической истерии очень часто сопровождаются амнезией – как минимум антероградной, но, как правило, антероградной и ретроградной одновременно (при выходе через эскалацию амнезия неизбежна).

Интересно, что психолого-неврологические последствия арктической истерии могут продолжаться очень долго – до месяца и более. Один из таких случаев был описан буквально несколько лет назад (2007 год). Старпом рыболовного судна, вернувшегося в Мурманск с промысла, неожиданно исчез из поля зрения родных, друзей и коллег. Снова появившись спустя несколько недель, он смог рассказать только, как повинуясь непонятному порыву вышел из маршрутки и направился в лес (где и был позднее обнаружен местными жителями). Состояние антероградной амнезии, соответственно, длилось около полумесяца…
lu-chia
Сообщение #5 | Ср, 30.03.2016, 18:59
Группа: wing
Сообщений: 29194
Нойды и сейды

Нойды- древнелопарские колдуны; пользовались большой славой и за пределами Лапландии, у русских, шведов и норвежцев. Средневековые писатели приписывали Н. власть над ветрами, над болезнями и даже над смертью. В лице Н. соединялись шаманство и колдовство …

Сейд (сейда) — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты — сооружения из камней.

Один из сейдов на горе Воттоваара: крупный валун лежит на трёх небольших камнях, которые, в свою очередь, лежат на другом крупном валуне (определить масштаб сооружения можно по фигуре человека внизу слева)
Каменные сооружения, называемые сейдами, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее распространённым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии).

Летучий камень - сейд на горе Сейдпахк (высота 188 метров) в среднем течении реки Поной. Впервые описан участником Лопарской экспедиции 1926-1929 годов этнографом Владимиром Владимировичем Чарнолусским в книге "В краю Летучего камня". 


"... На утро наши надувные суда пересекали озеро в южном направлении. Неизвестному хозяину зимовья мы в знак благодарности оставили сгущенного молока и конфет, выкроив из запасов экспедиции. Без труда отыскав проход в зарослях средней части озера, называемой «салмой», направились к Поною. Плыть по озеру помогало слабое течение, а весла изредка стучали о дно. Поной вытекал из озера широким рукавом, в котором повсюду торчали черные валуны. Под вечер вошли в его русло. 

Чистая, как зеркало, река тянулась к горизонту, отражая остроконечные ели на низких речных берегах. Где-то здесь должна находиться гора Сейдапахк со своим знаменитым сейдом. 

Осматривая в бинокль окрестности, я обнаружил на одной из гор черное пятно большого валуна. Вскоре стало видно, что валун этот стоит, как на постаменте, недалеко от вершины горы. Мы причалили к берегу в месте, от которого, как нам казалось, ближе всего до камня. Было уже ясно, что описанный Чарнолусским Летучий камень мы нашли и от нас до него каких-то 500 метров . 
Однако подходы к горе оказались очень трудными. Наш путь пролегал по болоту, сплошь заросшему густым, высоким, как стена, ивняком. Проломившись через болото, вошли в заболоченный лес, скрывший все ориентиры. Пробираясь по нему, едва не прошли мимо горы, но вскоре стал ощущаться подъем, а пышная болотная растительность сменилась ягелем. Лес поредел, всюду лежали стволы елей, все как один упавшие в одном направлении. Это работа жестоких осенних ветров, дующих с севера. Если знаешь эту особенность, вполне можно обходиться без компаса. 

http://www.varvar.ru/kola/letuchiy_kameny/
lu-chia
Сообщение #6 | Сб, 24.12.2016, 20:10
Группа: wing
Сообщений: 29194
миф о девушке, которую отец и братья за отказ стать женой подвешивают вниз головой на обрывистом утесе. Когда ремень, на котором висела девушка, обрывается, героиня падает в море, попадает к моржам и начинается ее вторая жизнь - жизнь хозяйки моржовой страны. Другой распространенный мотив - брачные связи человека с морскими животными: охотник вступает в брак с нерпой, а когда люди убивают ее, человек предается отчаянию; кит становится мужем девушки, она рожает от него сына-китенка, которого кормит грудью. В более поздних мифах переходного типа, с элементами сказки, появляется даже "китовый народръэврэмкын, который живет глубоко в море. Человек, нырнувший в море, берет в жены "китовую женщину", которую ему предлагают сами киты.
Новым общественным отношениям приморских чукчей и оленеводов, по мнению Г. А. Меновщикова, обязана трансформация в чукотском фольклоре темы о сироте ейвэл. Если в ранних сказках сохраняется доброжелательное отношение родственников и соседей к сиротам (их принимают в семью, помогают становиться сильными и смелыми), то в сказаниях позднего периода господствующим становится социальный аспект: с зарождением имущественного неравенства среди приморских охотников и оленеводов героические подвиги сироты направлены против насилия и несправедливости {Меновщиков, 1974. С. 37). В одних сюжетах сирота добивается всего сам, в других ему помогают животные. Помощь животных человеку - обычный и распространенный мотив в чукотских мифах.
Одним из самых распространенным жанров фольклора чукчей были заговоры (заклинания). В.Г. Богораз писал, что "нет ни одного чукчи, который бы не имел по крайней мере один или два" заговора (Богораз, 1900. С. 26). "Нет ни од¬ного момента в жизни, нет ни одного действия, которое считалось бы слишком незначительным для того, чтобы не сопровождаться особым заклинанием. Человек, едущий на оленях, употребляет заговор, чтобы сократить путь. Голодный человек, который ест вместе с кем-нибудь из одного блюда, старается заклинаниями сделать движения своего товарища более медленными, чем свои. Женщины обращают заклинания к своим сухожильным ниткам, чтобы сделать их прочнее.
Человек, забывший магическую формулу, прибегает к заклинанию, помогающему вспомнить ее. Очень много заклинаний относится к любви. Большое число заклинаний относится к лечению болезней" (Богораз, 1939. С. 107). Множество заговоров было связано с оленеводством: «Каждый стадовладелец имеет свои особые заговоры, которые составляют основу его оленного счастья... Заговоры тщательно сохраняются в тайне, так как, сделавшись известными другому лицу, они немедленно теряют силу. Однако они могут быть передаваемы за плату или по благорасположению (Богораз, 1900. С. XXXIV)

Среди многих текстов шаманских заговоров В.Г. Богораз приводит "Заклинание, приводящее обратно умирающих людей": "Когда я хочу задержать уходящего в страну мертвых, я превращаю свой мизинец в умирающего и крепко держу его рукой. Когда он хочет уйти, я держу его, перехватываю его на дороге. Я лаю, как собака, и заставляю его вернуться. Я превращаю его душу в плавучее дерево, я дую изо всех сил, как большой ветер, и подгоняю его к берегу. Я гоню его своим дыханием по направлению к земле: "Qato, quato, quato!" Я схвачу дерево за корни и вытащу на берег» (Богораз, 1939. С. 173). Другое заклинание предназначено защитить человека от злого духа: «Если я боюсь нападения kelet, когда я сплю одиноко, я говорю: "Я делаю себя маленьким камнем. Я вхожу в камень. Он лежит на морском берегу. Разные ветры дуют на него, многие волны омывают его. Я невредим"» (Там же. С. 167).

http://arctic-megapedia.ru/wiki/Чукотский_фольклор
lu-chia
Сообщение #7 | Пн, 23.10.2017, 10:11
Группа: wing
Сообщений: 29194
Тайны Кольской экспедиции Александра Барченко


В начале ХХ века наука еще не была так консервативна, как сегодня. Открытия в области физики, химии, психологии, астрономии кардинально переворачивали устоявшиеся взгляды. Казалось, наука распахивает двери в новый чудесный мир, который существовал параллельно нашему, но был до поры невидим. Идти вперед в этом мире можно было только на ощупь. А потому многие знаменитые ученые того времени всерьез занимались изучением явлений, которые сегодня назвали бы паранормальными. Среди них был и Александр Барченко – космист и мистик, веривший в существование Древней Традиции.
Александр Васильевич Барченко родился в 1881 году в Ельце, что в Орловской губернии, в семье нотариуса окружного суда. С ранней юности предметом его увлечений стали оккультизм, астрология, хиромантия. В те времена граница между оккультизмом и естественнонаучными дисциплинами была еще в достаточной степени зыбкой, поэтому для углубления своих знаний Александр решил заняться медициной, отдавая предпочтение изучению паранормальных человеческих способностей – феноменам телепатии и гипноза.
В 1904 году Барченко поступил на медицинский факультет Казанского университета, а в 1905 году перевелся в Юрьевский университет.

С 1911 года Александр Васильевич стал публиковать результаты своих изысканий, время от времени (а тогда в среде ученых это было принято) перемежая чисто теоретические статьи художественными произведениями на сходную тему.
Круг интересов Барченко был необычайно широк и охватывал все стороны естествознания как совокупности наук о природе. Изыскания молодого естествоиспытателя были прерваны Первой мировой войной. Однако после ранения и демобилизации в 1915 году он продолжил работу. Теперь Барченко собирал материалы, штудировал первоисточники, по которым впоследствии составил законченный курс истории древнейшего естествознания, послуживший основой для его многочисленных лекций на частных курсах преподавателей в Физическом институте Соляного городка в Санкт-Петербурге.
Революционная буря вырвала Барченко из привычного круга забот, перевернула всю его жизнь. Однако первый шок от октябрьских событий, испытанный Александром Васильевичем, вскоре прошел, и ученый начал рассматривать революцию в более позитивном свете – как «некоторую возможность для осуществления христианских идеалов» в противоположность «идеалам классовой борьбы и диктатуры пролетариата». Эту свою позицию Барченко определил как «христианский пацифизм», заключающий в себе идеи «невмешательства в политическую борьбу и разрешения социальных вопросов индивидуальной нравственной переделкой себя».
В поисках заработка Барченко был вынужден читать лекции на судах Балтфлота. Оказалось, что конспирологическая концепция французского мистика вполне позволяет заработать на хлеб насущный. «Золотой век, то есть Великая Всемирная Федерация народов, построенная на основе чистого идейного коммунизма, господствовала некогда на всей Земле, – поучал моряков Барченко. – И господство ее насчитывало около 144000 лет. Около 9000 лет тому назад, считая по нашей эре, в Азии, в границах современного Афганистана, Тибета и Индии, была попытка восстановить эту федерацию в прежнем объеме...».
Экспедиция Александра Барченко
В 1920 году Барченко был приглашен выступить с научным докладом «Дух древних учений в поле зрения современного естествознания» на конференции Петроградского Института изучения мозга и психической деятельности (Институт мозга). Там судьба свела его с еще одним замечательным и талантливейшим человеком эпохи – академиком Владимиром Михайловичем Бехтеревым. Академик Бехтерев и Александр Барченко не могли не сойтись. С 1918 года Институт мозга под руководством академика занимался поиском научного объяснения феноменов телепатии, телекинетики, гипноза. Наряду с клиническими исследованиями в Институте мозга велась апробация методов электрофизиологии, нейрохимии, биофизики, физической химии. Барченко работал здесь над созданием нового универсального учения о ритме, одинаково применимом как к космологии, космогонии, геологии, минералогии, кристаллографии, так и к явлениям общественной жизни. Позднее он назовет свое открытие «синтетическим методом, основанным на древней науке». В сжатом виде это учение будет изложено в его книге «Дюнхор».
30 января 1920 года на заседании ученой конференции института, по представлению академика Бехтерева, Александр Барченко был избран членом Ученой конференции на Мурмане и командирован в Лапландию для исследования загадочного заболевания «мерячение», наиболее часто проявляющегося в районе Ловозера.



Ловозеро, расположенное в самом центре Кольского полуострова, тянется с севера на юг. Вокруг тундра, заболоченная тайга, местами сопки. Зимой тут властвует глухая и ледяная полярная ночь, летом не заходит солнце. Жизнь теплится лишь в маленьких поселках и стойбищах, в которых живут лопари, промышляющие рыбалкой и пасущие оленей. Именно здесь, в этом вымороженном пустынном краю, было распространено тогда необычное заболевание, называемое мерячением (или арктической истерией). Им болели не только туземцы, но и пришлые. Это специфическое состояние, похожее на массовый психоз, обычно проявляющийся во времена справления шаманских обрядов, иногда возникало и совершенно спонтанно. Пораженные мерячением люди начинали повторять движения друг друга, безоговорочно выполняли любые команды.
Русские ученые, в том числе Владимир Бехтерев, обратили на мерячение внимание еще в конце XIX века. Появлявшиеся время от времени публикации о «странной болезни», возможно, были известны и Барченко. Во всяком случае, он без колебаний принял предложение Бехтерева.
Барченко пробыл на Севере около двух лет. Работал на биостанции в Мурмане – изучал морские водоросли с целью их использования в качестве корма для крупного и мелкого рогатого скота. Вел работы по извлечению агар-агара из красных водорослей. Выступал с лекциями, в которых горячо пропагандировал употребление в пищу морской капусты. Кроме этого, занимал должность заведующего Мурманским морским институтом краеведения – изучал прошлое края, быт и верования лопарей. Это стало частью подготовки к экспедиции вглубь Кольского полуострова (основной целью этой экспедиции А. Барченко ставил поиск наследия Гипербореи).
Экспедиция, снаряженная при участии Мурманского Губэкосо (Губернского экономического совещания), началась в августе 1922 года. Участие в ней вместе с ученым приняли три его спутницы: жена Наталья, секретарь Юлия Струтинская и ученица Лидия Шишелова-Маркова, а также специально приехавшие из Петрограда репортер Семенов и астроном Александр Кондиайн (Кондиайни), представлявший общество «Мироведение». Основной задачей экспедиции было обследование района, прилегающего к Ловозерскому погосту, населенному лопарями или саамами. Здесь находился центр русской Лапландии, почти не исследованный учеными.
Тут нужно заметить, что Русский Север давно уже привлекал к себе внимание Барченко. В романе «Из мрака» (1914) он пересказал древнее предание о племени чудь, ушедшем под землю, когда чухонцы завладели его территорией. С тех пор чудь подземная «живет невидимо», а перед бедой или несчастьем выходит на землю и появляется в пещерах («печорах») на границе Олонецкой губернии и Финляндии.
О чуди Барченко услышал вновь по пути к Ловозеру от молодой лопарской шаманки Анны Васильевны: «Давным-давно лопари воевали чудь. Победили и прогнали. Чудь ушла под землю, а два их начальника ускакали на конях. Кони перепрыгнули через Сейдозеро и ударились в скалы, и остались там, на скалах, навеки. Лопари их называют "Старики”».
Уже в самом начале экспедиции, во время перехода к Ловозеру, ее участники натолкнулись в тайге на довольно странный памятник – массивный прямоугольный гранитный камень.
Всех поразила правильная форма камня, а компас показал к тому же, что он ориентирован по странам света. В дальнейшем Барченко выяснил, что, хотя лопари поголовно исповедуют православную веру, втайне они поклоняются богу Солнца и приносят бескровные жертвы каменным глыбам-менгирам, по-лопарски – «сейдам».


окончание - по ссылке
Летящая
Сообщение #8 | Пн, 23.10.2017, 14:55
Группа: Летописец
Сообщений: 2361
Когда то читала интересную версию, которая мне кажется разумной. Я и не скрывала никогда особо, что считаю Рерихов вполне себе проводниками злого учения, и читала их в свое время, еще в детстве, остался привкус от учения какой то жуткой гадостной аферы. Хотя многое из выданного вроде ложиться в парадигму развития человечества, но позволю себе Станиславщину - не верю. Так вот версия в том, почему вдруг на Барченко был такой наезд и позже - уничтожение, то что он напрямую противостоял Рерихам. и искал истину там, где она на самом деле скрыта - ра Русском Севере, а не там, куда спрятались кукловоды цивилизации - в места, которые можно назвать Шамбалой.

lu-chia
Сообщение #9 | Пн, 23.10.2017, 15:43
Группа: wing
Сообщений: 29194
Летящая, вот прямо в википедии (как бы просто навскидку) - Согласно одной из версий, Г. В. Чичерин вместо Барченко поддержал Тибетскую экспедицию предположительно связанного с ОГПУ художника Николая Рериха. Попробую что-нибудь поискать в этом направлении
lu-chia
Сообщение #10 | Ср, 25.10.2017, 20:19
Группа: wing
Сообщений: 29194
Справедливости ради - это не
Была конкуренция между Барченко и Рерихом, наши отправляли в Тибет много экспедиций, с разными заданиями.

http://www.e-reading.mobi/chapter....i.html.
Интерес к русскому Северу у Барченко появился довольно давно. В романе «Из мрака», увидевшем свет накануне войны, он пересказывает древнее предание о племени чудь, ушедшем под землю, когда чухонцы завладели его территорией. С тех пор чудь подземная «живет невидимо», а перед бедой или несчастьем выходит на землю и появляется в пещерах — «печорах» — на границе Олонецкой губернии и Финляндии.[148] В то же время расчеты А.А. Кондиайна по «Универсальной схеме» (о чем говорилось выше) показали, что в центре Кольского полуострова в древности находился один из очагов погибшей доисторической культуры — пещерная северная Агарта. Поэтому наряду с путешествием в далекий Тибет Барченко замышляет еще одну экспедицию — в Центральную Лапландию, на поиски следов этой культуры. Осуществить ее было гораздо легче, поскольку советское правительство, приступив в 1920 г. к изучению и освоению огромных природных богатств Севера, всячески содействовало снаряжению экспедиций в этот практически неисследованный регион, суливший в недалеком будущем стать русским Эльдорадо. (Напомним, что постройка Мурманской железной дороги, связавшей Петроград с северным побережьем Кольского полуострова, была закончена перед самой революцией, в 1917 г.) Осенью 1920 г. на Кольский полуостров для геологического обследования Хибинского горного массива отправилась экспедиция акад. А.Е. Ферсмана, за которым последовали десятки других ученых. В том же году уже знакомый нам Н.М. Книпович строит планы ихтиологических исследований на Мурмане в рамках организуемой научно-техническим отделом ВСНХ Северной научно-промысловой экспедиции. Книпович, который в прошлом (в 1898–1901 гг.) уже руководил подобной экспедицией, в 1920 г. был избран в состав ученого совета СНПЭ. Вполне возможно, что именно он подсказал Барченко идею отправиться на Кольский Север.
Собираясь на Мурман, Барченко, однако, не собирался отрываться на долгое время от Питера, где у него в том же 1920-м завязались дружеские отношения с акад. В.М. Бехтеревым и рядом других ведущих сотрудников Института мозга. Но об этом в следующей главе.
lu-chia
Сообщение #11 | Ср, 20.06.2018, 09:19
Группа: wing
Сообщений: 29194
https://cont.ws/@zimin/980413
Что вас может удивить в традициях чукчей
Летящая
Сообщение #12 | Ср, 20.06.2018, 10:05
Группа: Летописец
Сообщений: 2361
Что нас может удивить в истории с перевалом Дятлова - так это если откинуть антураж загадочности, то вырисовывается или работа спецслужб или признаки мяречяния

lu-chia
Сообщение #13 | Ср, 20.06.2018, 19:11
Группа: wing
Сообщений: 29194
То, что материалы уголовного дела подчищали, более всего прочего наводит на мысль о причастности спецслужб. И в случае с дятловцами это меречение запросто могло быть «наведенным”
Летящая
Сообщение #14 | Чт, 21.06.2018, 08:25
Группа: Летописец
Сообщений: 2361
lu-chia, прям загадка - форум сам себя вышел. На счет наведенного мяречения - вполне может быть. Когда я единственный раз была в клубе (подруга на новый год вытащила, типа подарок) и выпив всего стакан пива потом пару суток находилась как в состоянии глубокого и страшного опьянения и транса, ругая себя последними словами, что согласилась на эту аферу, я поняла, что люди, ходящие по клубам уже полностью управляемы. При всей моей подготовке, при всех моих знаниях и отслеживании, при моем сопротивлении происходящему, впервые попав - я получила эффект отравления, но я то все понимала. А если ты не знаешь, что происходит? как тебя вводят в это состояние, близкое к экстазу или трансу? В этом случае страшно становится, поскольку или у меня уже паранойя, и я вижу социальное массовое программирование где его нет, и у меня остаточная реакция и память тела, но когда я слышу реву с его "ги ги ги за шаги" у меня возникает желание грохнуть это чмачо и тех, кто создал это дерьмо. Мало, что это рево прям символ вырождения культуры, так еще и эта реклама с долбящим звуком. Нормальный человек будет бежать от билайна не оглядываясь

lu-chia
Сообщение #15 | Пн, 20.07.2020, 13:55
Группа: wing
Сообщений: 29194
Экспедиция к земле Санникова
https://u.to/rfsaGQ

«Манящая путеводная звезда»: чем на самом деле была загадочная Земля Санникова
21 июня 2020, 14:08
Святослав Князев

120 лет назад началась Русская полярная экспедиция под руководством выдающегося геолога и арктического исследователя барона Эдуарда Толля. Её научно-практические результаты оказались весьма высоки, однако она не достигла своей главной цели — высадки на обнаруженной русскими промышленниками в 1810 году Земле Санникова. Сам Толль в ходе экспедиции пропал без вести, а загадочный остров так никто и не нашёл, однако вопрос его существования продолжал будоражить воображение исследователей ещё несколько десятилетий.
Первые свидетельстваВ 1810 году на Новосибирских островах работала экспедиция под руководством исследователя и авантюриста Матвея Геденштрома.Один из участников предприятия, купец Яков Санников, поднялся на возвышенность и заявил, что видит к северо-востоку от острова Котельного гористое побережье неизвестной земли. Так на карту экспедиции Геденштрома были нанесены «земли, виденные Санниковым».Санников ходатайствовал перед властями о снаряжении новой экспедиции для исследования увиденного им берега, но началась Отечественная война 1812 года — и о таинственной земле забыли.В 1820 году Морское министерство снарядило на север экспедицию под руководством лейтенанта Петра Анжу. Он должен был обследовать район устья Лены и Новосибирские острова, а также дойти до Земли Санникова. Но Анжу не обнаружил сушу, которую видели участники экспедиции 1810 года.

В 1881 году небольшую группу островов открыл к северо-востоку от Котельного американский путешественник Джордж Делонг. Появилась версия, что Санников видел именно их. Однако от места, с которого вёл наблюдение купец, до островов, открытых Делонгом, было несколько сот километров.13 августа 1886 года находившийся на берегу острова Котельного геолог барон Толль заметил на горизонте «контуры четырёх гор, которые на востоке соединились с низменной землёй». Учёный оценил расстояние до неисследованной суши в 150—200 км и заявил, что она сложена из базальтовых пород. У учёного появилась идея отправить в российскую Арктику масштабную экспедицию с целью высадки на неизвестную землю. Инициатива Толля вызвала энтузиазм в обществе. Её приветствовали Дмитрий Менделеев, Фёдор Шмидт и адмирал Степан Макаров. Император Александр III на одном из выпусков в Морском корпусе заявил: «Кто откроет эту землю-невидимку, тому и принадлежать будет. Дерзайте, мичмана!» 

Русская полярная экспедиция

Проект Толля получил наименование «Русская полярная экспедиция Императорской академии наук». Перед ней ставилось немало задач, в том числе исследование Арктики к северу от Новосибирских островов и оценка возможности проходки за одну навигацию северным путём. Однако главной целью, поставленной самим Толлем, было обнаружение Земли Санникова.Для экспедиции в Норвегии был куплен трёхмачтовый китобойный барк, получивший русское название «Заря». Командиром судна стал лейтенант Николай Коломейцев, а его помощником — лейтенант Фёдор Матисен. В состав самой экспедиции были включены зоолог и фотограф Алексей Бялыницкий-Бируля, астроном и магнитолог Фридрих Зееберг, врач-бактериолог Герман Вальтер, геолог Константин Воллосович. Александр Колчак входил одновременно в команду «Зари» как офицер и в состав научной экспедиции — как гидрограф и картограф.
21 июня 1900 года «Заря» снялась с якоря в Санкт-Петербурге, а в сентябре остановилась на зимовку близ архипелага Норденшёльда. Учёные проводили исследования на льду и на суше.
Весной 1901 года Колчак и Толль в сопровождении матросов обследовали на собачьих упряжках Таймырский полуостров. В августе того же года «Заря» двинулась в неисследованные воды, где, предположительно, находилась Земля Санникова, однако попала в сильный туман. Найти неизвестную сушу экспедиции не удалось.
«Теперь совершенно ясно, что можно было десять раз пройти мимо Земли Санникова, не заметив её», — написал Толль в своём дневнике.
Осенью 1901 года «Заря» встала на зимовку в Нерпичьей бухте у острова Котельного. Учёные занимались геофизическими, метеорологическими и гидрологическими исследованиями. Но Толль испытывал сильное разочарование — он не обнаружил Земли Санникова и не дошёл до Берингова пролива.
Весной 1902 года Русская полярная экспедиция разделилась. Толль вместе с Зеебергом и двумя местными проводниками отправился на север на трёх нартах, чтобы исследовать остров Беннета и узнать что-то о неизвестной земле. Толль рассчитывал, что его заберут с острова Беннета, а если что-то пойдёт не так, собирался самостоятельно дойти до устья Лены. В таком случае команда должна была отправить собранные экспедицией материалы в Санкт-Петербург.
Экипаж «Зари» предпринял несколько попыток дойти до острова Беннета, но все они оказались неудачными из-за сложных погодных условий, и забрать Толля не удалось. Команде пришлось взять курс на бухту Тикси.
В декабре Колчак добрался до Санкт-Петербурга и занялся подготовкой спасательной экспедиции, стартовавшей в начале 1903 года. В августе ему удалось найти на острове Беннета оставленные Толлем записи. Как оказалось, учёный сделал ставку на приход «Зари» и не готовился к возможной зимовке, занимаясь научными исследованиями. Когда стало ясно, что судно не придёт, у участников экспедиции уже заканчивались провиант и топливо. Толль и его спутники отправились на юг и пропали без вести.
Романтика СевераЭкспедиция Толля так и не ответила на вопрос относительно существования Земли Санникова. В своих последних записях учёный лишь отметил, что фиксировал перелёты птиц в направлении гипотетической суши.

В 1913 году в районе Новосибирских островов работала экспедиция Бориса Вилькицкого на судах «Таймыр» и «Вайгач». Она сделала ряд открытий, но Земли Санникова не обнаружила.
В 1924 году интерес к проблеме подогрел геолог и писатель Владимир Обручев, издавший фантастический роман «Земля Санникова». Согласно сюжету книги, неизвестная земля действительно существовала, была населена первобытными людьми и «обогревалась» в результате вулканической деятельности.
В 1937 году поиском неизвестной суши занялся экипаж ледокольного парохода «Садко», но вновь безуспешно. В 1930—1940-е годы район был тщательно обследован ледоколами и самолётами — земли обнаружено не было. Вопрос, что же видели Санников и Толль, остался открытым.
«Экспедиции не обнаружили остров, зато нашли крупную отмель, которую назвали банкой Санникова», — рассказал в интервью RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.
Вместе с тем, по словам декана географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Сергея Добролюбова, феномен Земли Санникова можно объяснить достаточно просто: исследователи могли видеть севшие на мель айсберги, так называемые стамухи.
Ещё несколько возможных объяснений феномена загадочного острова озвучил почётный полярник России Виктор Боярский.
«Вероятно, Санников и Толль могли рассмотреть острова Де-Лонга, лежащие в том же направлении, только дальше, чем им показалось. Хотя нельзя исключать и того, что это могли быть облачные образования причудливой формы», — отметил эксперт в интервью RT.
Константин Стрельбицкий согласен, что в Арктике наблюдаются сложные оптические явления. Вместе с тем, по его словам, Земля Санникова могла, как и ряд других арктических объектов, состоять из ископаемых льдов, со временем разрушившихся из-за климатических изменений.
Однако, как подчеркнул Виктор Боярский, поиски Земли Санникова оказали благотворное влияние на развитие отечественной и мировой науки.
«Это была манящая путеводная звезда для учёных. Экспедиции, искавшие её, внесли большой вклад в изучение Арктики, проводя климатические, гидрологические, метеорологические и другие исследования, а также открывая новые географические объекты», — пояснил он.
С такой оценкой согласен и Константин Стрельбицкий.
«Земля Санникова вошла в советский «джентльменский набор тайн и загадок». Книга Обручева, снятый по её мотивам фильм, газетные публикации — всё это помогало зародиться романтике Севера, которая побуждала молодых людей интересоваться неизведанным и делать собственные открытия», — подытожил эксперт.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: