Маяковский
|
|
| Сообщение #21 | Вс, 25.10.2020, 17:06 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
| https://u.to/XLgEGg
Писатель Алиса Ганиева рассказывает о Владимире Маяковском – кузнеце нового языка, ниспровергателе основ, революционере, эпатажнике, экспериментаторе, перформансисте, эстраднике и суперзвезде.
 Владимир Маяковский в роли Хулигана из кинофильма «Барышня и хулиган» / Источник: litfund.ru
Владимир Маяковский — удивительный пример того, как восприятие большой литературной фигуры может перевернуться с ног на голову всего за одно столетие. Сто лет назад Маяковский — кузнец нового языка, ниспровергатель основ, революционер, эпатажник, экспериментатор, перформансист, эстрадник, суперзвезда. За ним носятся орды поклонников, подростки и студенты цитируют его стихи наизусть километрами, на его литературных выступлениях образуется такой ажиотаж и толкучка, что толпу приходится упорядочивать конной полиции! И вот через век (спасибо советской школьной программе) Маяковский для многих — забронзовевший монумент, набивший оскомину классик, вышедший из моды пропагандист, уступивший первый ряд литературного канона менее удачливым при жизни современникам. За идеологическим мясом его стихов, за кутерьмой прокламаций и агитаций наш замыленный глаз как будто не замечает поразительной модности, актуальности и радикальности Маяковского как словоноватора.
Впрочем, стихи его сейчас нередко сравнивают с текущей рэп-поэзией, шалуны от фристайла с удовольствием зачитывают его стихи под правильный бит, а рекламщики со смаком подражают его рифмованным лозунгам времен «Окон РОСТА» — низовая и высокая культуры как будто идут на сближение. И тем не менее поэтический метод Маяковского сложно ужать и впихнуть в столь узкие рамки. Новаторству его языка посвящены тонны монографий, статей, научных и не очень научных работ, взять хотя бы книгу Григория Винокура «Маяковский — новатор языка». По собственному признанию, Маяковский, с одной стороны, хотел оторваться от устаревшего по большевицким установкам языка интеллигенции, от традиционной образности Фета и Гумилева, от грез и роз, а с другой — все же не опускаться совсем до малограмотных масс. Он хотел ухватить баланс между понятностью стиха и высотой поэтической ноты. И тут начинается самое трудное:
Говоря по-вашему, рифма — вексель. Учесть через строчку! — вот распоряжение. И ищешь мелочишку суффиксов и флексий в пустующей кассе склонений и спряжений. Известно, что Маяковский обстругивал ритм, пока ходил пешком. Сочинял в такт своему широкому шагу. Искал «речи точной и нагой». Вычешут… и опять кряхтят они: любят ямбы редактора лающиеся. А попробуй в ямб пойди и запихни какое-нибудь слово, например, «млекопитающееся».
Маяковский полным ходом изобретал новую языковую реальность — под стать социальной. Как он выразился, выступая на митинге 1918-го года: «О новом надо говорить и новыми словами. Нужна новая форма искусства». Или как писал в статье «Как делать стихи» 1927-го года: «Нет! Безнадежно складывать в 4-стопный амфибрахий, придуманный для шопотка, распирающий грохот революции! <…> Нет! Сразу дать все права гражданства новому языку: выкрику — вместо напева, грохоту барабана — вместо колыбельной песни». Так как же именно этот Маяковский, как будто ставший теперь скучным и привычным, скандализировал общество и реформировал язык? Опять-таки об этом многажды раз сказано, но вспомним по порядку. Во-первых, «лучшему и талантливейшему» свойственно необыкновенное изобилие слов с увеличительными и уменьшительными суффиксами: Очень мне надо сияньем моим поить земли отощавшее лонце! Пройду, любовищу мою волоча. Глаза у него превращаются в глазенки, чай в чаишко, мысли в мыслишки, бог в «божишку» и в «божище», ад в «адки» и в «адища», а «любовь» в «маленький, смирный любеночек». А я, бездомный, ручища в рваный в карман засунул и шлялся, глазастый… Во-вторых, Маяковский либо обрезает слова до самого корня, либо удлиняет их в многосоставные лексические чудища. С одной стороны: «годов легендарь», «советская нищь», Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь… А с другой — «змея двухметроворостая» и «старомозгий Плюшкин». С одной: Носятся нэписты в рьяни, в яри… С другой — «мясомясая быкомордая орава» и Дом, Кшесинской за дрыгоножество подаренный…
В-третьих, Маяковский не оставляет в покое глаголы, потроша их и украшая приставками до полной маскировки и перелицовки: Граждане, у меня огромная радость. Разулыбьте сочувственные лица. …Я и не заметил в бешеном скаче: у меня из-под пиджака развеерился хвостище и вьётся сзади, большой, собачий.
Слушать отрывок«Про это. Читает Лиля Брик»

Скачать в Storytel Эти бесконечные «разулыбьте», «развеерился», «искрестилась», «испавлинятся», «изэлектричат», «испозолочено», «расперессорить», «распрозаявиться», «волоса луною высиня» в избыточности своей открывают широчайшее поле для самых неожиданных рифм. Что уж говорить о глаголах-самородках, глаголах-окказионализмах, глаголах-мутантах, рожденных от совершенно неожиданных существительных: Вокруг меня — авто фантастят танец, вокруг меня — из зверорыбьих морд — еще с Людовиков свистит вода, фонтанясь. Не говоря уже о всяческих «кто дням велел июлиться?», «штыками иглясь», «попишем, подпишем, гроссбухнем!» и тому подобном пиршестве глагольного креатива. В-четвертых, Маяковский — это, конечно, еще и нестандартные прилагательные. Помимо вышеупомянутых составных и многоэтажных гибридов («Толпа — пестрошерстая быстрая кошка», «Эскадры / верблюдокорабледраконьи. / Плывут. / Иззолочены солнечным Крезом»), у него частенько попадаются как бы неправильные или самодеятельные определения: «…ощутил плечами тяжесть подоконничьих камней», »Глаз ли померкнет орлий?», «Я вам переведу звериный рык, / если вы не знаете языка зверячьего». Вот и вечер в ночную жуть ушел от окон, хмурый, декабрый. В-пятых, Маяковский даже к финским скалам бурым обращался с каламбуром. Вспомним его «набе-бе-белился» (от Бебеля). Или реплику солнца из «Необычайного приключения»: <a class="link" href="https://u.to/ogcPGg" title="https://redirect.appmetrica.yandex.com/serve/98701190103070722?utm_campaign=all-device_all-os_ad_ru_blog_storytel_ru_all-articles&utm_medium=storytel_ru&utm_source=blog" rel="nofollow" target="_blank">Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!</a>
|
|
| Сообщение #22 | Чт, 29.10.2020, 13:32 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
| Хорошее отношение к лошадям
Били копыта, Пели будто: — Гриб. Грабь. Гроб. Груб.- Ветром опита, льдом обута улица скользила. Лошадь на круп грохнулась, и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: — Лошадь упала! — Упала лошадь! — Смеялся Кузнецкий. Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему. Подошел и вижу глаза лошадиные…Улица опрокинулась, течет по-своему…Подошел и вижу — За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти…И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Может быть, — старая — и не нуждалась в няньке, может быть, и мысль ей моя казалась пошла, только лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И всё ей казалось — она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.
|
|
| Сообщение #23 | Ср, 14.04.2021, 23:05 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
| https://u.to/U7U_Gw
Дешевая распродажа
Женщину ль опутываю в трогательный роман, просто на прохожего гляжу ли — каждый опасливо придерживает карман. Смешные! С нищих — что с них сжулить? Сколько лет пройдет, узнают пока — кандидат на сажень городского морга — я бесконечно больше богат, чем любой Пьерпонт Морган. Через столько-то, столько-то лет — словом, не выживу — с голода сдохну ль, стану ль под пистолет — меня, сегодняшнего рыжего, профессора разучат до последних йот, как, когда, где явлен. Будет с кафедры лобастый идиот что-то молоть о богодьяволе. Склонится толпа, лебезяща, суетна. Даже не узнаете — я не я: облысевшую голову разрисует она в рога или в сияния. Каждая курсистка, прежде чем лечь, она не забудет над стихами моими замлеть. Я — пессимист, знаю — вечно будет курсистка жить на земле. Слушайте ж: все, чем владеет моя душа, — а ее богатства пойдите смерьте ей! — великолепие, что в вечность украсит мой шаг и самое мое бессмертие, которое, громыхая по всем векам, коленопреклоненных соберет мировое вече, все это — хотите? — сейчас отдам за одно только слово ласковое, человечье. Люди! Пыля проспекты, топоча рожь, идите со всего земного лона. Сегодня в Петрограде на Надеждинской ни за грош продается драгоценнейшая корона .За человечье слово — не правда ли, дешево? Пойди, попробуй,- как же, найдешь его!
|
|
| Сообщение #24 | Чт, 30.09.2021, 17:38 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
|
|
|
| Сообщение #25 | Пн, 29.11.2021, 13:15 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
| Владимир Маяковский
РОССИИ
Вот иду я, заморский страус, в перьях строф, размеров и рифм. Спрятать голову, глупый, стараюсь, в оперенье звенящее врыв.
Я не твой, снеговая уродина. Глубже в перья, душа, уложись! И иная окажется родина, вижу - выжжена южная жизнь.
Остров зноя. В пальмы овазился. "Эй, дорогу!" Выдумку мнут. И опять до другого оазиса вью следы песками минут.
Иные жмутся - уйти б, не кусается ль?- Иные изогнуты в низкую лесть. "Мама, а мама, несет он яйца?"- " Не знаю, душечка, Должен бы несть".
Ржут этажия. Улицы пялятся. Обдают водой холода. Весь истыканный в дымы и в пальцы, переваливаю года. Что ж, бери меня хваткой мёрзкой! Бритвой ветра перья обрей. Пусть исчезну, чужой и заморский, под неистовства всех декабрей.
1916
Я хочу быть понят родной страной, а не буду понят — что ж?! По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь.
<1925>
|
|
| Сообщение #26 | Вт, 19.07.2022, 14:31 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
|  Работа Ювеналия Коровина (1914-1991)
|
|
| Сообщение #27 | Вт, 19.07.2022, 14:35 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
| http://mayakovskiy.lit-info.ru/mayakov....ihi.htm Как делать стихи
|
|
| Сообщение #28 | Ср, 19.07.2023, 23:36 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
| Послушайте!Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! 1914
|
|
| Сообщение #29 | Ср, 19.07.2023, 23:39 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
|  Герман Егошин

Дейнека
 Лев Баяхчев
|
|
| Сообщение #30 | Вт, 04.06.2024, 20:22 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
| Маяковский и Уитмен https://na-vstrechku.livejournal.com/27978.html?
|
|
| Сообщение #31 | Сб, 20.07.2024, 09:28 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
| 
!19 июля 1893 г. в селе Багдади Кутаисской губернии в семье лесничего третьего разряда Владимира Константиновича Маяковского и Александры Алексеевны Павленко родился мальчик, будущий великий поэт ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ! Конечно Маяковский не только поэт, но и художник и драматург!!! Он был разносторонне и щедро одарен. Лично для меня в раннем детстве он был героем фильма "Барышня и хулиган" и только позднее я узнал что он ещё и писал стихи." иллюстратор Шевченко https://vk.com/illyustratoralex?w=wall541585806_14881
|
|
| Сообщение #32 | Ср, 18.12.2024, 18:40 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
| Из письма Владимира Маяковского Лиле Брик, 6 декабря 1924 года: "Что за ерунда с Лефом? Вышел ли хоть номер с первой частью?1 Не нужно ли, чтоб я что-нибудь сделал?.. Напиши подробно. Как дела с Ленгизом?... Куда удалось дать отрывки? Если для Лефа нужно, я немедленно вернусь в Москву и не поеду ни в какие Америки.
О себе писать почти нечего. Все время ничего не делал, теперь опять начинаю. К сожалению, опять тянет на стихи — лирик! Сижу в Париже, так как мне обещали в две недели дать ответ об американской визе. Хоть бы не дали — тогда в ту же секунду выеду в Москву, погашу авансы и года три не буду никуда рыпаться...
Здесь мне очень надоело — не могу без дела. Теперь с приездом наших хожу и отвожу советскую душу. Пока не читал нигде. Кроме дома: вполголоса и одиночкам. Если есть новые мои книги или отрывки где-нибудь напечатаны — пришли...
В театры уже не хожу, да и в трактиры тоже, надоело, сижу дома и гложу куриные ноги и гусью печень с салатами. Все это приносит моя хозяйка м-м Сонет — удивительно эстетический город!"
Изображение из фондов Государственного музея В.В. Маяковского.

https://vk.com/vv_mayakovsky
|
|
| Сообщение #33 | Пн, 14.07.2025, 12:23 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
| 9 июля 1925 года Маяковский прибывает в Мексику.
«Утром, когда он приехал из Вера-Круц в Мехико-сити, его встречали на вокзале известный мексиканский художник Диего Ривера со своей помощницей — Анайей... Анайя, от наблюдательного взгляда которой ничто не может укрыться, воскликнула, когда Маяковский вышел из вагона:
— Смотрите, дон Диего*, смотрите! У него билет пульмановского вагона, а он выходит из вагона второго класса.
Художник сказал: «Если Маяковский будет путешествовать по Мексике, то он поедет только во втором классе, чтобы увидеть нас такими, какие мы есть...» («El Universal illustrado», Мехико-Сити, 1925, 23 июля).
* Диего Ривера — мексиканский живописец, художник-монументалист (муралист) и график, архитектор.
Изображение из фондов Государственного музея В.В. Маяковского. Ю.Ф. Рязанов. Портрет В.В. Маяковского в Мексике, 1980 г
|
|
| Сообщение #34 | Пн, 14.07.2025, 13:16 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 30362
|
|
|