Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Принудительное счастье
lu-chia
Сообщение #1 | Сб, 10.03.2018, 20:15
Группа: wing
Сообщений: 29464
Датский психиатр Свен Бринкман считает, что постоянные попытки «мыслить позитивно» и «стать лучшей версией себя» привели людей к эпидемии депрессии. По его мнению, давно пора уволить коучей и начать читать хорошие художественные романы вместо литературы по саморазвитию.

Спасибо, Летящая.

Как уже говорилось, Барбара Хелд — один из самых активных критиков позитивной психологии. Эта область исследования стала стремительно развиваться в конце девяностых. Позитивную психологию можно рассматривать в качестве научного отражения одержимости позитивом в современной культуре. Ее процветание началось в 1998 г., когда президентом Американской психологической ассоциации стал Мартин Селигман. До этого он был известен в основном благодаря своей теории о выученной беспомощности как факторе депрессии. Выученная беспомощность — это состояние апатии или, во всяком случае, недостатка воли к тому, чтобы изменить болезненный опыт, даже когда существует возможность избежать боли. Основанием для этой теории послужили опыты, в ходе которых собак били электрическим током. Когда Селигману надоело мучить животных (что и понятно) и захотелось чего-то более жизнеутверждающего, он обратился к позитивной психологии.

Позитивная психология уже не ставит в центр внимания человеческие проблемы и страдания, что было характерно для этой науки раньше (Селигман иногда называет обычную психологию «негативной»). Скорее, это научное исследование хороших аспектов жизни и человеческой природы. В частности, рассматривается вопрос о том, что такое счастье, как его достичь и какие существуют позитивные черты характера. Став президентом ассоциации, Селигман воспользовался своим положением для продвижения позитивной психологии. Это удалось ему так хорошо, что сейчас даже существуют отдельные учебные программы, центры и научные журналы, посвященные этой теме. Немногие — если вообще какие-то еще — концепции в психологии столь стремительно и широко распространялись в массы. То, что позитивная психология так быстро стала частью культуры ускорения и инструментом оптимизации и развития, заставляет задуматься.

Конечно, совершенно нормально изучать факторы, которые делают нашу жизнь лучше и повышают работоспособность. Однако в руках тренеров и коучей — или воодушевленных руководителей, прошедших краткие курсы по «позитивному лидерству», — позитивная психология быстро превращается в удобный инструмент подавления критики. Социолог Расмус Виллиг даже говорит о фашизме позитива, который, по его мнению, проявляется и в позитивном мышлении, и в концепции позитивного подхода к изменениям. Это понятие описывает форму контроля сознания, которая возникает, когда человеку разрешается думать о жизни только в позитивном ключе.

По своему личному опыту могу добавить, что самый отрицательный опыт ведения научных дискуссий, несомненно, связан у меня именно с позитивной психологией. Пару лет назад я критически отозвался о позитивной психологии в женском журнале и газете, и реакция была весьма бурной и неожиданной. Три датских специалиста, которые профессионально занимаются позитивной психологией (и чьих имен я не буду здесь называть), обвинили меня в «научной недобросовестности» и отправили жалобу руководству моего университета. Обвинение в научной недобросовестности — самое серьезное из существующих в научной системе. В жалобе говорилось, что я выставляю позитивную психологию в однозначно плохом свете и намеренно смешиваю область исследования с практическим применением. К счастью, в университете жалобу категорически отклонили, но меня такая реакция сильно обеспокоила. Вместо того чтобы написать письмо в редакцию и вступить в открытую дискуссию, позитивные психологи решили очернить меня как профессионала перед руководством университета. Я упомянул этот случай, потому что вижу некую иронию в том, что позитивные психологи так активно избегают открытой научной дискуссии. Видимо, все-таки есть пределы открытости и позитивного подхода! (К счастью, спешу добавить я, далеко не все представители позитивной психологии ведут себя таким образом.) Как ни парадоксально, этот инцидент подтвердил мою идею тирании позитива. Негатив и критику (особенно самой позитивной психологии!) нужно искоренять. Очевидно, тут хороши любые средства.
Летящая
Сообщение #2 | Сб, 10.03.2018, 20:15
Группа: Летописец
Сообщений: 2361
lu-chia, не первый раз попадается статья на тему опасности позитивного мышления, но куда их пихать в психологии - понятия не имею https://cont.ws/@psihiatr/877783

amator_sui
Сообщение #3 | Сб, 10.03.2018, 21:41
Группа: дебютант
Сообщений: 627
Да, наверное направлений в психологии может быть больше чем людей. ИМХО ПП изобрели с целью монетизировать ее, то все новое и тайное как всегда касается денег. На рациональном мышлении вдоль и поперек изученном не поднять столько бабла сколько хочется.

lu-chia
Сообщение #4 | Сб, 10.03.2018, 22:05
Группа: wing
Сообщений: 29464
А на мой взгляд позитивное мышление в такой форме - это как остров счастья в Незнайке на Луне, или как он назывался, тот остров
Или , я в воскресенье смотрела Отроки во вселенной ), где роботы вершители делали живых счастливыми , уничтожая отрицательные эмоции и переживания
Летящая
Сообщение #5 | Вс, 11.03.2018, 07:21
Группа: Летописец
Сообщений: 2361
Лу, в книгах "путь бога" белозерова был такой персонаж - генеральный вычислитель. Он в параллельной реальности захватил практически все планеты - это такая машина, возомнившая богом, для которой понятие свободной воли не существует, для нее главным - счастье людей, а оно ограниченно машинным пониманием. В результате вся вселенная потеряла информационное поле, а поскольку создавать этот вычислитель ничего не мог, только пользоваться уже созданным, то ему было необходимо каждый раз захватывать что то новое, подчиняя себе людей. Вообще то довольно жуткая книга, хоть и наивная. Но позитивное мышление не дает человеку право на рывок. Вот он болтается в своем уровне сознания, отрицая негатив, оттолкнуться от дня отчаяния, что бы взлететь на высоту экстаза у него не выйдет - все познается в сравнении.

lu-chia
Сообщение #6 | Пн, 12.03.2018, 10:08
Группа: wing
Сообщений: 29464
Цитата Летящая ()
Он в параллельной реальности захватил практически все планеты - это такая машина, возомнившая богом, для которой понятие свободной воли не существует, для нее главным - счастье людей, а оно ограниченно машинным пониманием. В результате вся вселенная потеряла информационное поле, а поскольку создавать этот вычислитель ничего не мог

очень похоже на фабулу Отроков во вселенной), там живые сбежали с планеты на орбиту, чтобы их не осчастливили - какой-то особый зов роботы придумали, чтобы ловить живых. Агапит)




отроки, разумеется, освободили планету от роботов. 

Цитата Летящая ()
позитивное мышление не дает человеку право на рывок.
это по сути своей означает отринуть полмира.

там в статье, совет - брюзжать))
lu-chia
Сообщение #7 | Пн, 12.03.2018, 17:18
Группа: wing
Сообщений: 29464
Ммм, вес вот на стыке -  рассуждения о счастье в Нелинейном будущем   http://temnyjles.ru/Nazaretian/futur.shtml

§1.1.1.2. "Прогресс" и "счастье":
достоверны ли эмоционально-оценочные критерии исторического развития?

Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья.
А.С. Пушкин

В счастье есть порой такая тупость...
Е.А. Евтушенко

Всё зло в мире происходит от скуки.
Франц Верфель

Долгий мир зверит и ожесточает человека.
Ф.М. Достоевский


Вместе с тем однообразно благоприятные внешние обстоятельства вызывают эффект привыкания и актуализуют функциональную потребность в "отрицательных" переживаниях - страхе, гневе и т.д. По достижении высоких жизненных результатов у человека может возникнуть специфическое состояние, которое В. Франкл [1990] назвал экзистенциальной фрустрацией - потеря жизненных целей и смыслов. Другое название того же феномена - синдром Мартина Идена: одноимённый герой Дж. Лондона, достигнув амбициозных целей, испытал такое глубокое разочарование, что покончил с собой.
Тяга к эмоциям, традиционно считающимся неприятными - нормативный мазохизм, - гораздо более свойственна людям и некоторым домашним животным (особенно собакам), чем диким животным в естественной среде, что обусловлено базовыми обстоятельствами жизнедеятельности (см. далее). На биохимическом же уровне эту парадоксальную тягу связывают с конкретными нейромедиаторами. Нейропсихологами показано, что переживание каждой эмоции связано с возбуждением определённых нейронов в лимбической системе головного мозга. При длительном отсутствии возбуждения порог возбудимости нейрона снижается, и это проявляется бессознательным поиском предметных поводов для актуализации соответствующей эмоции [Лоренц 2008; Barinaga 1992]. Поскольку же все нейроны и в различных конфигурациях должны периодически возбуждаться, организму требуется переживать всё многообразие эмоций, потенциально заложенных в его нейрофизиологической структуре. Отсюда - "аффективный голод" [Goldschmidt 2006; Kurtz 2009] и неврозогенные самоограничения, на которых изначально строилась духовная культура (см. §1.1.2.1).
У высших позвоночных функциональное основание потребностной сферы фиксируется как наблюдениями, так и специальными экспериментами. Крысы, помещённые в условия, где все предметные потребности с лихвой удовлетворялись, со временем предпринимали рискованные попытки к "бегству из рая" (об этом эксперименте подробнее рассказано в гл. 1.1.3). Удалось экспериментально смоделировать и удовольствие от болевых ощущений у собак, которые за тысячелетия жизни с людьми успели перенять некоторые особенности человеческой психики. В лаборатории И.П. Павлова голодной собаке перед подачей пищи наносился слабый удар током. Привыкнув к такой последовательности, она реагировала на удар тока выделением слюны и радостным вилянием хвоста. Постепенно сила тока увеличивалась вплоть до ожоговой степени - но даже в ответ на весьма чувствительную боль собака выделяла слюну и радостно виляла хвостом. В 1913 году лабораторию посетил выдающийся английский физиолог Ч.С. Шеррингтон. Ознакомившись с этим экспериментом, он воскликнул: "Теперь... стала понятна стойкость христианских мучеников!" [Петровский, Ярошевский 1998, с.290].

Исследования по этологии, сравнительной антропологии и синергетике обнаружили ещё одно парадоксальное обстоятельство. Чем выше уровень устойчивого неравновесия, тем острее стремление системы к провоцированию неустойчивостей. У высших позвоночных, особенно в раннем возрасте, функциональные потребности выражены сильнее, чем у сравнительно примитивных организмов, и в гарантированно устойчивом состоянии (сытость, безопасность и т.д.) они с большей вероятностью принимаются провоцировать среду. Человек - самая "синергетичная" из известных нам систем - далеко превосходит животных в развитии функциональных потребностей, а потому особенно чувствителен к дефициту переживаний.
Кроме того, в дикой природе функциональные потребности животного гармонизированы с предметными обстоятельствами существования, в отличие от лаборатории, зоопарка или домашнего подворья. Поскольку же человек изначально пребывает в искусственных условиях, согласование эмоциональной сферы с предметной деятельностью составляет вечную проблему, которая лишь частично решается такими культурными средствами, как художественное творчество, спорт, другие ритуальные и полуритуальные игры типа рыцарских турниров или драк "стенка на стенку". Мы далее будем возвращаться к этому обстоятельству, так как в нём коренится одна из фундаментальных трудностей, с которыми связана задача устранения войн и прочих форм физического насилия.
Кросс-культурные и сравнительно-исторические наблюдения обобщены в концепции антропологических констант: в больших человеческих популяциях сохраняется, например, более или менее постоянный уровень социального страха, "меняются только формы его проявления и его возбудители" [Гуггенбюль 2000, с.76]. К числу констант обычно относят также уровень агрессии [Марков 1997] или насилия (последнее, на мой взгляд, точнее). Но мы далее покажем, что, во-первых, насилие, оставаясь константой, способно эволюционировать от физических к виртуальным формам; во-вторых, перехлёст "отрицательных" эмоций обычно провоцирует интенсификацию уравновешивающих эмоциональных факторов (см. §§1.1.1.5, 1.1.1.6, 1.1.2.6).
Наконец, устойчивое улучшение жизненных условий обычно стимулирует опережающий рост предметных потребностей и ожиданий, через призму которых реальные тенденции оцениваются массовым сознанием противоположно. Очередной парадоксальный, но многократно описанный эффект: улучшение объективных (например, экономических) показателей сопровождается усиливающейся неудовлетворённостью. На этом наблюдении построена социально-психологическая концепция революционных ситуаций, а также концепция предкризисного развития (см. §1.1.1.6).
Существенную зависимость эмоционального знака (валентности) переживания от содержания доминирующего образа демонстрируют не только наблюдения социальных и политических психологов. Об этом же свидетельствует изучение эмоциональной динамики на индивидуальном уровне, как в клинике, так и в норме.
По нашим наблюдениям, и у "материалистически" мыслящего пациента, поражённого тяжёлым телесным недугом, подчас формируется защитный комплекс вины. Память зацикливается на реальных и мнимых проступках прошлой жизни, и больной шокирует близких мазохистским смакованием испытываемых страданий, внутренне интерпретируя их как заслуженное наказание. Известны случаи, когда бессилие соматической медицины толкало больного в бездну (или возносило в небеса?) религиозно-мистического мироощущения, и психотерапевту не оставалось ничего иного как поощрять клинические фантазии обречённого человека.
lu-chia
Сообщение #8 | Ср, 06.02.2019, 09:09
Группа: wing
Сообщений: 29464
Мыслить позитивно – девиз современного человека. «Все будет хорошо» – так мы привыкли успокаивать самих себя и близких. Но всегда ли это работает? Почему мы так часто чувствуем себя несчастными, а число заболевших депрессией в мире неуклонно растет? Возможно, оптимистичный настрой не панацея, а яд, считает автор антипозитивной теории психолог, профессор Нью-Йоркского и Гамбургского университетов Габриэль Эттинген. Для того чтобы научить людей менее травматичному и более продуктивному отношению к жизни, она изобрела технику, которая получила смешное название WOOP, по первым буквам четырех слов: wish – outcome – obstacle – plan (желание – результат – препятствие – план). На что именно нужно настраивать свое мышление, как справляться с нагрузками и воплощать свои мечты в жизнь, Эттинген рассказала в интервью Republic.«Переключайте передачу»– Вы последователь антипозитивной психологии и создатель техники, которая учит не идти на поводу у ложных ожиданий. Удается ли при этом вам самой сохранять оптимизм?
– Мне сложно ответить на такой вопрос. Оптимизм – это комплексное понятие, это не просто ожидание благополучного исхода и отрицание какого-либо негатива в будущем. Все зависит от вашего прошлого опыта. Если он был позитивный (например, если я хорошо себя показала в какой-либо области или если речь идет о таком непреложном факте, как то, что солнце встает каждое утро), тогда я запросто могу с оптимизмом ожидать, что все это повторится и в будущем. Это будут ожидания, основанные на опыте. Но бывает, что мы просто мечтаем, тогда наши ожидания строятся исключительно на фантазиях, но мы отчего-то уверены, что они непременно сбудутся. Этот поток ожиданий может быть связан с чем угодно в зависимости от наших потребностей. Если нам что-то нужно – например, вода (которая нужна для удовлетворения наших физических потребностей) или отношения (которые относятся к потребностям психики), мы мечтаем о том, как мы все это найдем. 
Эти два вида отношения к будущему на самом деле основаны на двух абсолютно разных подходах. Но оба они сосуществуют в нас. Вы можете в целом не ждать многого и смотреть на будущее пессимистично, и в то же время вас могут одолевать фантазии, как все в итоге в волнующей вас ситуации закончится хорошо. Самый простой пример: вы хотите бросить курить, но не верите в собственные силы, потому что уже много раз пытались сделать это, и ничего не вышло. Тем не менее вы продолжаете мечтать, как в один прекрасный день это все же произойдет. 
Так что ответ на вопрос, отношу ли я себя к оптимистам, зависит от того, о чем идет речь и каков мой прошлый опыт. Но, как и любой человек, если я чего-то очень сильно хочу, в моей голове начинают рисоваться оптимистичные картины, как все это сбудется. 
– Ваша техника направлена на то, чтобы отучить людей бесплодно мечтать, а оптимизм сохранять, только когда он уместен? 

еще статья по поводу - https://lifehacker.ru/dont-think-too-positive/
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: