Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
Ракурсы » Миры земные » Крылья » Крылья (о воздухоплавании и не только)
Крылья
lu-chia
Сообщение #161 | Чт, 23.05.2013, 12:36
Группа: wing
Сообщений: 27736
— Фаина Георгиевна! Простите, что мы опоздали! — и в этот момент она осознала пошлость ситуации. На коленях, театрально, уф!
Раневская сидела в кресле спиной к большому окну в полном макияже, в прическе, принаряженная в темный жакет. На ногах у нее были «валеночки» из цигейки мехом внутрь. Тут же крутился Мальчик, пушистый барбос с голубыми подслеповатыми глазами и облезлым от старости кожаным хвостом.
— Ну что вы, деточка, — сказала Раневская просто. — Вы совершенный Мольер. Садитесь!
Марина встряхнула кудрями и села не на продавленный диван, а у ног, чтобы в кадре оказался и пес.
— Вы снимайте нас вот так, по колени.
Было видно, что она приготовилась к сеансу: вызвала из театра гримершу, сделала прическу. Строго оделась. Но не зря она не терпела «этих тварей». Именно валеночки, которые были надеты для удобства, а не для съемки, привлекли меня обаятельным несоответствием ее образу. К тому же хоть Мальчик из кадра и вышел, но Марина осталась на полу тоже в сапожках, но уже мехом наружу.
Эта карточка, которую вы видите, была не главной, как и чудесный снимок с Юрским, который, придя поддержать меня для «семейного» фото, повис над дамами в строгой позе. (Показать кадр не могу, поскольку из любви и восхищения отдал маэстро все его негативы — чего не делал в жизни — для его работы над книгой. Сережа, сохранились ли они?)
Главным для меня был портрет той самой, узнаваемой, несмотря на возраст, Раневской. И он был сделан на фоне стены, которую украшали фотографии с подписями и посвящениями ее друзей и почитателей ее таланта: Улановой, Качалова, Пастернака, Ахматовой, Шостаковича… (Позже она спросила карточку у ставшей близкой ей Нееловой и, по просьбе Марины, у которой тоже хорошо с юмором, определила ее недалеко от фотопантеона среди любимых собак.)
Она доверилась мне (возможно, благодаря дружбе с Юрским и Нееловой) и показалась такой, какой я хотел ее увидеть, — знакомой. Мне хотелось узнать ее, а значит, и себя вчерашнего в том, который кажется другим (иным) сегодня.
Я был у нее еще пару раз, притаскивая снимки, которые ей, похоже, понравились. Она даже побаловала одним из своих рассказов, часть из которых ей как остроумице вовсю приписывали.
У Раневской была домработница Нина, которую она отправила в Елисеевский гастроном купить продуктов, поскольку ждала гостей. В дверях Нина читает бумажку с заданием: «Купить масло, булку, ветчину, сыр, осетрину, там, торт к чаю… Правильно?» — «Правильно». — «Да, — говорит Нина, выходя в дверь. — И чтоб не забыть, Фаина Георгиевна: в четверг конец света».
Кроме дружеского расположения я был одарен и конфликтом. В театре на репетиции Раневская была в костюме, но без грима. Спросив разрешения у Юрского, но не поставив в известность Фаину Георгиевну, издалека телевиком я снял несколько вороватых кадров.
— Кто это там щелкает? — заикаясь, закричала она, остановив репетицию.
Пришлось выйти на свет.
— Господи, Юра! Я же без грима! От вас не ожидала. Какие чудесные отношения у нас сложились. Я даже имела на вас серьезные виды.
Мир был восстановлен, да никакой войны и не было, кроме игры. Она обожала игру.
— Марина, деточка, — говорила она Нееловой, с которой часто виделась и которую любила, — снимите шапочку!
— Это мои волосы.
— Боже мой! Такое количество волос и такое маленькое личико. Как воробьиный пупик. И, деточка, открывайте лоб, таким лбом надо гордиться.
Они каждый раз играли в какую-то игру, которую почти всегда предваряло «неузнавание». Полностью пройдя по телефону обряд «опознания», Неелова по приглашению приехала в Большой Палашевский, предварительно сказав, что скоро будет. Фаина Георгиевна в халате сидела в кресле. На коленях у нее стоял таз с горой лекарств, которые она принимала. Марина открыла дверь.
— Господи, кто это?
— Марина.
lu-chia
Сообщение #162 | Чт, 23.05.2013, 12:36
Группа: wing
Сообщений: 27736
— Какая Марина?
— Неелова.
— Неелова? Деточка моя! О, боже мой! Приехала. Деточка моя приехала, моя внучечка приехала! Я так рада. Я буквально оху…аю.
Она употребляла слова не часто, к месту, без пошлости и совершенно точно рассчитывая эффект.
А драматургию общения любила и создавала ее мастерски.
На подоконнике в большой комнате стояли ряды круп. «Вот — возрастное, — подумала Неелова, — собирать пшено, гречку…» Там же лежала ученическая тетрадь. Это была книга расходов на кормление птиц. Крупы предполагалось рассыпать воробьям.
Придя однажды, Неелова села не на видавший виды диван, а в кресло спиной к окну, и затеяла высокоинтеллектуальную беседу. Все было мирно и по-домашнему. И вдруг Раневская говорит:
— Сволочь! Вон отсюда!
Марина, понимая, что в комнате никого кроме нее нет, решила, что померещилось. И продолжила беседу.
— Сволочь! Немедленно вон отсюда! — повторила Раневская.
Продолжая разговор, Неелова стала медленно вставать.
— Вон, я сказала! Вон!
Дождавшись, когда Марина, попятившись, направилась к двери, Фаина Георгиевна, заикаясь, выкрикнула:
— Сволочь! Сволочь — эти голуби. Объедают моих маленьких воробушков!
Они играли всякий раз. То с южным говором просила Неелову погадать, «чи выйдет она взамуж хоть один раз», то, выпив по наперстку, пела «Шумел камыш», как городской романс (она и Камбурову научила его петь по-своему — грамотно).
Раневская и Неелова не были подругами — слишком велика была разница в возрасте, в способе жизни и в восприятии мира, но слово «внученька» многое объясняет.
В последний день их общения, позвонив Нине Станиславовне Сухотской (самой близкой подруге Фаины Георгиевны со времен немой «Пышки»), которая не отходила от нее в больнице, Марина спросила, когда можно навестить Раневскую в больнице.
Палата была на троих. Над Фаиной Георгиевной висела перекладина, чтобы легче было приподниматься. Вторая соседка спала. Третья сидела на кровати в наряде, который и в театре показался бы неправдоподобным. На ней был чепчик грудного ребенка и черный мужской пиджак огромного размера.
А рядом Раневская в здравом уме и полной памяти. Они провели в общении, только изредка Марина выходила в коридор поплакать.
— Не плачьте, деточка, все будет хорошо. Что вы репетируете?
— «Кто боится Вирджинии Вульф?»
— Как хорошо, что где-то репетируют хорошие пьесы, — она пожала руку крепко. — Вы играете сегодня?
— Да.
Она приподнялась и помахала рукой:
— Храни вас Господь, деточка!
Позже, в тот же день, по дороге в операционную она рассказывала анекдоты, развлекая врачей. Потом вздохнула… и ушла.
А Неелова вечером играла спектакль, с которого началось их знакомство, — «Спешите делать добро!».

lu-chia
Сообщение #163 | Чт, 23.05.2013, 12:37
Группа: wing
Сообщений: 27736
Не о любви прошу, не о весне пою, 
Но только ты одна послушай песнь мою. 

И разве мог бы я, о, посуди сама, 
Взглянуть на этот снег и не сойти с ума. 

Обыкновенный день, обыкновенный сад, 
Но почему кругом колокола звонят, 

И соловьи поют, и на снегу цветы. 
О, почему, ответь, или не знаешь ты? 

И разве мог бы я, о посуди сама, 
В твои глаза взглянуть и не сойти с ума? 

Не говорю "поверь", не говорю "услышь", 
Но знаю: ты сейчас на тот же снег глядишь, 

И за плечом твоим глядит любовь моя 
На этот снежный рай, в котором ты и я.

стихи Георгия Иванова
lu-chia
Сообщение #164 | Чт, 23.05.2013, 12:37
Группа: wing
Сообщений: 27736
<<Сегодня, 22 ноября, Евгений Гришковец презентует свою новую книгу «Письма к Андрею». Так получилось, что встреча с первыми читателями пройдет в Киеве.
- Это странная книга, состоящая из 10 писем к Андрею Тарковскому, - описывает новое творение Гришковец.>>

Цитата«Развлечение и переживание – это разные вещи. Тот аттракцион, который предлагают нам исполнители русского шансона или же авторы бабьих романов, – это часть досуга, но никак не искусство», – объяснил газете ВЗГЛЯД артист и писатель Евгений Гришковец. В его новой книге «Письма к Андрею» даются ответы на вопрос о том, что дает человеку право называться художником.

ВЗГЛЯД: «Письма к Андрею» – книга о том, что такое искусство и каковы качества настоящего художника. Кому вы ее адресуете?

Евгений Гришковец: Прежде всего тем людям, которые чем-то встревожены, обеспокоены, людям, которые любят жизнь, но никак не могут в ней разобраться. Спокойный человек или, скажем, человек юный вряд ли прочтет эту книгу до конца.

ВЗГЛЯД: Почему же? Среди юных сейчас хватает обеспокоенных, а также тех, кто пытается заниматься искусством.

Е. Г.: Понимаете, я адресую эту книгу скорее тем, кто любит читать и вообще любит искусство, нежели тем, кто искусство создает. Это не призыв и не манифест, но это попытка помочь человеку, который не ценит своих переживаний, вызванных встречей с искусством. Человеку, который, может быть, сомневается в их важности или даже стесняется обращать на них внимание, считает их чем-то ненужным, мешающим. Мне хотелось убедить таких людей, что искусство имеет первостепенное значение и создает почву для важнейших событий, происходящих внутри нас. А кроме того, я утверждаю, что для полноценного восприятия настоящего художественного произведения нужны не меньшие затраты душевных сил, чем для его создания. Думаю, что у этой книги, по идее, не должно быть широкого читателя.ЦитатаВЗГЛЯД: Ну хорошо, а зарабатывать чем-то, что принадлежит к иной отрасли, нежели избранный тобой вид искусства, тоже нельзя? Условно говоря, писать роман и преподавать математику?
lu-chia
Сообщение #165 | Чт, 23.05.2013, 12:37
Группа: wing
Сообщений: 27736
Е. Г.: Я же сказал – вспомните Андрея Платонова. Он работал дворником, но я думаю, что если бы у него не было семьи, то он бы вообще никем не работал. Что же касается ресурсов, необходимых собственно для творчества, то, действительно, бывает так, что нет возможности осуществить задуманное. Если нет денег, то нельзя снимать кино. Но тогда нужно исходить из возможного. Я хорошо помню момент, когда я остался без театра и без знакомого мне города, но именно это одиночество мне помогло. Если бы я начал думать о том, что я не могу делать все так, как я привык, то препятствие было бы непреодолимым. Но я решил осуществить то, что мог, и сделал спектакль «Как я съел собаку». Я считаю, что так и надо жить. Когда обстоятельства не позволяют снимать кино, надо писать сценарий. А если опять задаться вопросом, как выживать... Ну как выживать? А для чего тогда жить? Если ты понимаешь, что ради выживания отказался от написания романа, то это, действительно, называется уже не жизнью, а именно выживанием, существованием. Художник так не может, или он не художник. Вы можете представить себе Бунина, работающего на радио?

ВЗГЛЯД: То есть вы предъявляете художнику требование абсолютной жертвенности?

Е. Г.: Разумеется. Искусство – это жертвенность и служение. Это постоянный отказ от соблазнов.ЦитатаВЗГЛЯД: Можно ли сказать, что вы считаете Тарковского образцом для людей, занимающихся искусством?

Е. Г.: Тарковский утверждал, что вещи, которые он делает, – это не просто некий ряд фильмов, не набор каких-то конечных результатов. Он говорил, что не ставит перед собой иной задачи, кроме как формирование кино в качестве самостоятельного и неповторимого искусства. Чего стоят одни его рассуждения о музыке в кино! Ведь он считал, что, используя в фильме музыку, он нарушает законы чистоты искусства, делая свое кино синтетическим, то есть несамостоятельным. Он все время ставил перед собой высшую цель, мысля ее как недостижимую, понимая безрезультатность своих попыток. Это как раз то, о чем я пишу в книге: художник живет в отсутствии результата, в постоянном поиске. Иначе он не является художником. Безрезультатность, о которой я говорю, ощущает, разумеется, только сам художник. Зритель или читатель воспринимает любое произведение как некий продукт, но подлинный художник смотрит на созданное им совсем по-другому. Искусство – попытка зафиксировать нефиксирумое. Более того, в восприятии людей автором любого произведения является тот или иной человек, но художник-то знает, что он – не автор, а лишь транслятор. Эта мысль в моей книге, пожалуй, самая важная. От восприятия искусства как продукта чисто человеческой деятельности никуда не деться. Но сообщить об истинной природе авторства стоит, чтобы люди ценили свои переживания по поводу искусства как высшие и божественные.
целиком - http://www.russia.ru...11/19/4630.html
http://kaliningrad.k...5989.4/2919468/
lu-chia
Сообщение #166 | Чт, 23.05.2013, 12:38
Группа: wing
Сообщений: 27736
"Всякие перерывы в работе я выключаю, я подсчитываю время нетто, - писал Любищев. - Время нетто получается гораздо меньше количества времени, которое получается из расчета времени брутто, то есть того времени, которое вы провели за данной работой. Часто люди говорят, что они работают по 14-15 часов. Может быть, такие люди существуют, но мне не удавалось столько проработать с учетом времени нетто. Рекорд продолжительности, моей научной работы 11 часов 30 мин. Обычно я бываю доволен, когда проработаю нетто 7-8 часов. Самый рекордный месяц у меня был в июле 1937 года, когда я за один месяц проработал 316 часов, то есть в среднем по 7 часов нетто. Если время нетто перевести во время брутто, то надо прибавить процентов 25-30. Постепенно я совершенствовал свой учет и в конце концов пришел к той системе, которая имеется сейчас... Естественно, что каждый человек должен спать каждый день, должен есть, то есть он тратит время на стандартное времяпрепровождение. Опыт работы показывает, что примерно 12-13 часов брутто можно использовать на нестандартные способы времяпрепровождения: на работу служебную, работу научную, работу общественную, на развлечения и т. д."

http://lib.ru/PROZA/GRANIN/strange.txt
lu-chia
Сообщение #167 | Чт, 23.05.2013, 12:38
Группа: wing
Сообщений: 27736
Из его Книг

Самое дорогое, что есть у человека, это жизнь. Но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое это Время, потому что жизнь состоит из Времени, складывается из часов и минут.

Человек всегда относился ко Времени враждебно. Пространство, материю — этих удавалось как–то приручить. Время оставалось тем же дико–первобытным. С тех пор как человек заглянул в дали Вселенной, услышал тиканье мировых часов, отсчитывающих миллиарды лет, увидел, как рушатся галактики, — Время, пожалуй, стало еще страшней.

Жизнь спешит, если мы сами медлим.

Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач. То же с учеными. Если ученый — только ученый, то он не может быть крупным ученым. Когда исчезает фантазия, вдохновение, то вырождается и творческое начало. Оно нуждается в отвлечениях.
Как ни странно, многие ученые страдают болезнью бездумья. Орган, заставляющий мыслить, у них атрофирован. Тем более, что бездумье нисколько не мешает их научным показателям...

Большая часть людей не пробует выйти за пределы своих возможностей; за свою жизнь они так и не пробуют узнать, на что они способны и на что — неспособны. Они не знают, что им не под силу... Обидно прожить жизнь, не узнав себя — человека, который был тебе вроде ближе всех и которого ты так любил...
Гениальность — это как раз то, что не укладывается ни в какие правила.

Стремление к познанию заложено в натуре человека. Эта потребность сильнее любых страхов. Прометей похитил огонь, принес его людям, боги жестоко и навечно наказали его за это. Адам и Ева вкусили яблоко с древа познания, и уже новый бог так же жестоко и навечно приговорил их к мукам. Легенда повторилась. Познание требует жертв. Знание надо оплачивать. Приобретая понимание природы, власть над ней, люди чего–то лишаются, не временно, а навсегда, это потери вечные, приносящие муки и страдания. Познание таит в себе горечь, отраву, оно несовместимо с раем. Знания меняют структуру человеческой души, но человек не в силах отказаться от этих мук. Змей–искуситель сделал человека человеком. Не бог, а змей.

Человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, следил за звездами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.
lu-chia
Сообщение #168 | Чт, 23.05.2013, 12:38
Группа: wing
Сообщений: 27736
И "Когда киты уходят" Ю.Рытхэу http://lib.ru/PROZA/RYETHU_J/kity.txt

"Тепло Земли" Э. Артемьев - http://bdn-steiner.r...go=page&pid=106
lu-chia
Сообщение #169 | Чт, 23.05.2013, 12:45
Группа: wing
Сообщений: 27736
Человек не в силах отказаться от "мук", потому что они также несут радости открытий и завершенного произведения, или просто сделанного дела, нельзя на мой взгляд так однобоко рассматривать муки отдельно от радостей)), вижу в этих словах усталость человека Д.Гранина и его отчаяние. У меня довольно негативное отношение к мифу об изгнании из рая - это такая глобальная древняя манипуляция сознанием, прививающая чувство вины изначальное... 
А я с Ты знаешь согласен. Это проблема Фауста и Лоры Палмер, где оба за свою вселенскую мудрость и глубину платят одержанием Мефистофелем и Бобом. Так что само ,,негативное отношение" возможно это и есть. Ведь сами посудите, вы живы пока пред вами что-то горит, а когда ничего нет, это значит всё уже есть. Это называется ,,духовная импотенция", но это свято лишь для людей. Для людей же познавших предлагается одеть маски Мефистофеля и Боба..
lu-chia
Сообщение #170 | Чт, 23.05.2013, 12:46
Группа: wing
Сообщений: 27736
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
10Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала! —
— Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецки
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,
только
лошадь
рванулась,
встала на́ ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
lu-chia
Сообщение #171 | Чт, 23.05.2013, 12:46
Группа: wing
Сообщений: 27736
Маяковский. приведу его статью "Как делать стихи"

Я должен писать на эту тему.
На различных литературных диспутах, в разговоре с молодыми работниками различных производственных словесных ассоциаций (рап, тап, пап и др.), в расправе с критиками – мне часто приходилось если не разбивать, то хотя бы дискредитировать старую поэтику. Самую, ни в чем не повинную, старую поэзию, конечно, трогали мало. Ей попадало только, если ретивые защитники старья прятались от нового искусства за памятниковые зады.
Наоборот – снимая, громя и ворочая памятниками, мы показывали читателям Великих с совершенно неизвестной, неизученной стороны.
Детей (молодые литературные школы также) всегда интересует, что’ внутри картонной лошади. После работы формалистов ясны внутренности бумажных коней и слонов. Если лошади при этом немного попортились – простите! С поэзией прошлого ругаться не приходиться – это нам учебный материал.
Наша постоянная и главная ненависть обрушивается на романсово-критическую обывательщину. На тех, кто все величие старой поэзии видит в том, что и они любили, как Онегин Татьяну (созвучие душе!), в том, что и им поэты понятны (выучились в гимназии!), что ямбы ласкают ихнее ухо. Нам ненавистна эта нетрудная свистопляска потому, что она создает вокруг трудного и важного поэтического дела атмосферу полового содрогания и замирания, веры в то, что только вечную поэзию не берет никакая диалектика и что единственным производственным процессом является вдохновенное задирание головы, в ожидании, пока небесная поэзия-дух сойдет на лысину в виде голубя, павлина или страуса.
Разоблачить этих господ нетрудно.
Достаточно сравнить тятьянинскую любовь и «науку, которую воспел Назон», с проектом закона о браке, прочесть про пушкинский «разочарованный лорнет» донецким шахтерам или бежать перед первомайскими колоннами и голосить: «Мой дядя самых честных правил».
Едва ли после такого опыта у кого-нибудь молодого, горящего отдать свою силу революции, появиться серьезное желание заниматься древнепоэтическим ремеслом.
Об этом много писалось и говорилось. Шумное одобрение аудитории всегда бывало на нашей стороне. Но вслед за одобрением подымаются скептические голоса:
- Вы только разрушаете и ничего не создаете! Старые учебники плохи, а где новые? Дайте нам правила вашей поэтики! Дайте учебники!
Ссылка на то, что старая поэтика существует полторы тысячи лет, а наша лет тридцать – мало помогающая отговорка.
Вы хотите писать и хотите знать, как это делается. Почему вещь, написанную по всем шенгелевским правилам, с полными рифмами, ямбами и хореями, отказываются принимать за поэзию? Вы вправе требовать от поэтов, чтобы они не уносили с собой в гроб секреты своего ремесла.
Я хочу написать о своем деле не как начетчик, а как практик. Нинакого научного значения моя статья не имеет. Я пишу о своей работе, которая, по моим наблюдениям и по убеждению, в основном мало чем отличается от работы других профессионалов-поэтов.
Еще раз очень решительно оговариваюсь: я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом назывется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила.
lu-chia
Сообщение #172 | Чт, 23.05.2013, 12:46
Группа: wing
Сообщений: 27736
В сотый раз привожу мой надоевший пример-аналогию.
Математик – это человек, который создает, дополняет, развивает математические правила, человек, который вносит новое в математическое знание. Человек, впервые формулировавший, что «два и два четыре», - великий математик, если даже он получил эту истину из складывания двух окурков с двумя окурками. Все дальнейшие люди, хотя бы они складывали неизмеримо большие вещи, например, паровоз с паровозом, - все эти люди – не математики. Это утверждение отнюдь не умаляет труда человека, складывающего паровозы. Его работа в дни транспортной разрухи может быть в сотни раз ценнее голой арифметической истины. Но не надо отчетность по ремонту паровозов посылать в математическое общество и требовать, чтоб она рассматривалась наряду с геометрией Лобачевского. Это взбесит плановую комиссию, озадачит математиков, поставит в тупик тарификаторов.
Мне скажут, что я ломлюсь в открытые двери, что это и так ясно. Ничего подобного.
80% рифмованного вздора печатается нашими редакциями только потому, что редактора или не имеют никакого представления о предыдущей поэзии, или не знают, для чего поэзия нужна. 
Редактора знают только «мне нравится» или «не нравится», забывая, что и вкус можно и надо развивать. Почти все редактора жаловались мне, что они не умеют возвращать рукописи, не знают, что сказать при этом.
Грамотный редактор должен был бы сказать поэту: «Ваши стихи очень правильны, они составлены по третьему изданию руководства к стихосложению М. Бродовского (Шенгели, Греча и т.д.), все ваши рифмы – испытанные рифмы, давно имеющиеся в полном словаре русских рифм Н. Абрамова. Так как хороший новых стихов у меня сейчас нет, я охотно возьму ваши, оплатив их, как труд квалифицированного переписчика, по три рубля за лист, при условии предоставления трех копий».
Поэту нечем будет крыть. Поэт или бросит писать, или подойдет к стихам как к делу, требующему большого труда. Во всяком случае, поэт бросит заноситься перед работающим хроникером, у которого хотя бы новые происшествия имеются на его три рубля за заметку. Ведь хроникер штаны рвет по скандалам и пожарам, а такой поэт только слюни расходует на перелистывание страниц.
Во имя поднятия поэтической квалификации, во имя расцвета поэзии в будущем надо бросить выделение этого самого легкого дела из остальных видов человеческого труда.
Оговариваюсь: создание правил – это не есть сама по себе цель поэзии, иначе поэт выродится в схоласта, упражняющегося в составлении правил для несуществующих или ненужных вещей и положений. Например, не к чему было бы придумывать правила для считания звезд на полном велосипедном ходу.
lu-chia
Сообщение #173 | Чт, 23.05.2013, 12:47
Группа: wing
Сообщений: 27736
Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов, словесных сочетаний, попадающих поэту, должен быть переработан. Если для делания стиха пошел старый словесный лом, он должен быть в строгом соответствии с количеством нового материала. От количества и качества этого нового будет зависеть – годен ли будет такой сплав в употребление.
Новизна, конечно, не предполагает постоянного изречения небывалых истин. Ямб, свободный стих, аллитерация, ассонанс создаются не каждый день. Можно работать и над их продолжением, внедрением, распространением.
«Дважды два четыре» - само по себе не живет и жить не может. Надо уметь применять эту истину (правила приложения). Надо сделать эту истину запоминаемой (опять правила), надо показать ее непоколебимость на ряде фактов (например, содержание, тема).
Отсюда ясно, что описанию, отображению действительности в поэзии нет самостоятельного места. Работа такая нужна, но она должна быть расцениваема как работа секретаря большого человеческого собрания. Это простое «слушали-постановили». В этом трагедия попутничества: и услышали пять лет спустя, и постановили поздновато, - когда уже остальные выполнили.
Поэзия начинается там, где есть тенденция.
По-моему, стихи «Выхожу один я на дорогу...» - это агитация за то, чтобы девушки гуляли с поэтами. Одному, видите ли, скучно. Эх, дать бы такой силы стих, зовущий объединяться в кооперативы!
Старые руководства к писанию стихов таковыми, безусловно, не являлись. Это только описание исторических, вошедших в обычай способов писания. Правильно эти книги называть не «как писать», а «как писали».
Говорю честно. Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду. Не потому, что это трудное дело, а потому, что мне в моей поэтической работе никогда с этими штуками не приходилось иметь дело. А если отрывки таковых метров и встречались, то это просто записанное по слуху, так как эти надоевшие мотивы чересчур часто встречаются – вроде: «Вниз по матушке по Волге».
Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять. Эти вещи, занимающие в поэтических учебниках 90%, в практической работе моей не встречаются и в трех.
В поэтической работе есть только несколько общих правил для начала поэтической работы. И то эти правила – чистая условность. Как в шахматах. Первые ходы почти однообразны. Но уже со следующего хода вы начинаете придумывать новую атаку. Самый гениальный ход не может быть повторен при данной ситуации в следующей партии. Сбивает противника только неожиданность хода.
Совсем как неожиданные рифмы в стихе.
Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?
Первое. Наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ. (Интересная тема для специальной работы: о несоответствиях социального заказа с заказом фактическим.)
Второе. Точное знание, или, вернее, ощущение желаний вашего класса (или группы, которую вы представляете) в этом вопросе, т.е. целевая установка.
Третье. Материал. Слова’. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.
Четвертое. Оборудование предприятия и орудия производства. Перо, карандаш, пишущая машинка, телефон, костюм для посещения ночлежки, велосипед для езды в редакции, сорганизованный стол, зонтик для писания под дождем, жилплощадь определенного количества шагов, которые нужно сделать для работы, связь с бюро вырезок для пересылки материала по вопросам, волнующим провинции, и т.д. и т.п., и даже трубка и папиросы.
Пятое. Навыки и приемы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежедневной работы: рифмы, размер, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т.д. и т.д.
http://www.stihi-rus...kovskiy/200.htm
lu-chia
Сообщение #174 | Чт, 23.05.2013, 12:47
Группа: wing
Сообщений: 27736
СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО

Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
"Хорошо, хорошо, хорошо!"
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи,
шмыгнул на горящий Кузнецкий
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
"Что это?"
"Как это?"
А когда геликон -
меднорожий,
потный,
крикнул:
"Дура,
плакса,
вытри!" -
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
"Боже!",
бросился на деревянную шею:
"Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору -
а доказать ничего не умею!"
Музыканты смеются:
"Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!"
А мне - наплевать!
Я - хороший.
"Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?"
lu-chia
Сообщение #175 | Чт, 23.05.2013, 12:47
Группа: wing
Сообщений: 27736
СТИХИ О РАЗНИЦЕ ВКУСОВ

Лошадь
сказала,
взглянув на верблюда:
"Какая
гигантская
лошадь-ублюдок".
Верблюд же
вскричал:
"Да лошадь разве ты?!
Ты
просто-напросто -
верблюд недоразвитый".
И знал лишь
бог седобородый,
что это -
животные
разной породы.

http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/
http://az.lib.ru/m/majakowskij_w_w/
lu-chia
Сообщение #176 | Чт, 23.05.2013, 12:47
Группа: wing
Сообщений: 27736
10 апреля 1916 года сборник стихов Елизаветы Кузьминой-Караваевой под названием «Руфь» увидел свет, а 20-го книга уже была у Блока. «В это время, – пишет Елизавета Юрьевна, – мрачней и мрачней, становилась петербургская ночь. Все уже и не только Блок, чуяли приближение конца. Летом последнее письмо: «Я теперь табельщик 13-ой дружины Земско-Городского Союза. На войне оказалось только скучно. Какой ад напряжения. А Ваша любовь, которая уже не ищет мне новых царств. Александр Блок».
Собирала колосья в подол.
Шла по жнивью чужому босая;
Пролетала над избами сел
Журавлей вереница косая.
И ушла через синий туман
Далеко от равнины Вооза;
И идет средь неведомых стран,
Завернувшись в платок от мороза.
А журавль, уплывая на юг,
Никому, никому не расскажет,
Как от жатвы оставшийся тук
Руфь в снопы золотистые вяжет.
Лишь короткий подымется день,
И уйдет хлебороб на работу,
На равнинах чужих деревень
Руфь начнет золотую охоту.
Низко спустит платок свой на лоб,
Чтоб не выдали южные косы,
Соберет свой разбросанный сноп,
Обойдет все холмы и откосы,
А зимою, ступив чрез порог,
Бабы часто сквозь утренний холод
На снегу замечали, у ног,
Сноп колосьев несмолотых…Так обрывает свою книгу «Руфь» Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, потому что ещё не знает, будет ли у неё такой же счастливый конец, как у истории прабабушки царя Давида.
7 марта 1932 года Митрополит Евлогий постриг Елизавету Кузьмину-Караваеву, назвав ее в честь святой Марии Египетской, Марией.

ВНИМАНИЕ!
Бесплатно скачать полную версию данной передачи в хорошем качестве можно по следующей ссылке:
http://rosreferat.ifolder.ru/16784395
lu-chia
Сообщение #177 | Чт, 23.05.2013, 12:48
Группа: wing
Сообщений: 27736
Отправлено 03 Декабрь 2012 - 17:08К. Д. Бальмонт

Светозвук в Природе и Световая симфония Скрябина

Огонь поет, ибо Огонь живет, а жизнь творит, а творчество есть песня.

Я не знаю, к чему в точности привели достопримечательные опыты, делавшиеся в конце XIX века в Европе над физически-музыкальным инструментом, который называется Пирофон, Огнеголос, Пламезвук. В книге “Поющие Пламени”, “Les Flammes Chantantes”, Фредерик Кастнер описывает это орудие Светозвука как прибор, имеющий тринадцать ветвей, мечущих многообразные пламени. “Скромная химическая гармоника”, говорит он, “lumen philosophicum”, светоч философический, как говорили когда-то, достигла в Огнеголосе свойств настоящего музыкального инструмента. К этому прибору нужно было применять иногда различные способы действия: например, звук пламени нужно вызывать – издавши родственный звук, в гармоническом соотношении с той нотой, которую должен создать Огнеголос. Если в стеклянную трубочку, или в другого вещества трубку, ввести два пламени или несколько пламеней надлежащей величины, и поместить их на трети длины трубочки, считая от основания, пламени вибрируют в унисон, звуча, трепещут согласно. Явление это продолжает осуществляться, пока пламени пребывают разъединенными, но звук прекращается тотчас, чуть пламени соприкоснутся. Двухлетние опыты создали музыкальный инструмент с тембром совершенно новым, приближающимся к человеческому голосу. Этот инструмент состоит из трех клавиатур, сочетающихся как в органе. Каждая из клавишей, с помощью механизма чрезвычайно простого, сообщается с проводниками, приводящими пламени в стеклянные трубочки. Когда нажимают на эти клавиши, пламени разъединяются, и звук создается тотчас. Как только клавиши освобождают от касанья, пламени сближаются и звук прекращается немедленно. Звуки, издаваемые Огнеголосом, одновременно нежны, могучи, притягательны, и полны четкой выразительности. В них много закругленности и полноты. В них как бы чувствуется человеческое страстное дыхание. В них кроме того, в общем, чувствуется печальность, которая повидимому составляет свойство всех природных гармоний. Если Огнеголос скрыт от глаз, можно подумать, что это женский голос, поющий с аккомпаниментом. Он создает созвучья, подобные аккордам эоловой арфы, и может также достигать диапазона органа самого величественного”. http://www.stihi-rus.../o_skrjbine.htm
lu-chia
Сообщение #178 | Чт, 23.05.2013, 12:48
Группа: wing
Сообщений: 27736
Про Огнеголос.. Вчера смотрел передачу по одному каналу ,,звуки Апокалипсиса", где один и тот же звук слышали в разных местах планеты. Напоминает ,,иерихонские трубы" или ,,трубный глас Гавриила". И как-то это всё сродно... Говорят подобный звук издают тектонические плиты, трясь друг о друга, или...
,, 
- послушайте, ну вы ведь здравый человек, как вы это объясните?
- говорят, болота издают подобное, когда Ил опускается на дно.
- И всё же это было живое существо..."
lu-chia
Сообщение #179 | Чт, 23.05.2013, 12:48
Группа: wing
Сообщений: 27736

 
«Быть только живописцем и никем более»- так впоследствии напишет А.А.Пластов, о своем потрясении от увиденной им работы иконописцев. Он почувствовал этот знакомый всем художникам волнующий запах красок, этот янтарный свет деревянных досок, несущий в себе образы еще не написанных ликов святых. Магия чистого холста, в котором кроется таинство. Таинство, которое называется творчеством. Но все это потом… А пока следует поступление в Симбирскую духовную семинарию. Смерть отца на какое то время омрачила его жизнь, но появляется в его жизни учитель и наставник, а затем и друг Д.И.Архангельский. Дмитрий Иванович Архангельский- художник обладавший удивительным даром педагога, тонко понимавший и чувствующий искусство. Он утвердил ему великое чувство ответственности в жизни, в искусстве и перед самим собой, расширяет его кругозор, открывает Пластову А. целую плеяду великих русских художников. http://www.playroom....ent/view/30/15/

Посвящение Д.И. Архангельскому
Художник. Труженик. Подвижник.
Этнограф, страстный краевед,
Искусству преданный всей жизнью
Святой и светлый человек.

Подвластны кисти акварельной
Хрустальность дней и облаков,
И молодые сосны, ели,
И тихий говор родников,
Туманы, летние разливы
И лучезарность вечеров,
Писал волнующие ивы
И склоны волжских берегов...

Мы, внемля старине, церквушкам,
И вздохам улочек, домов,
Подгорьям, храмам, деревушкам,
Увидим летопись отцов!

Художник. Труженик. Подвижник.
Этнограф, страстный краевед,
Искусству преданный всей жизнью,
Симбирск восславивший навек!

Л. Адамова
Научный сотрудник Музея А.А. Пластова
lu-chia
Сообщение #180 | Чт, 23.05.2013, 12:49
Группа: wing
Сообщений: 27736
Опушка леса

Знать и помнить, что Искусство - это и видеть и суметь. И это две разницы, два умения, два счастья. И что надо хвалить. И что надо дарить. И любить. Заразно любить. Чтобы после тебя, они уже не могли не любить. Великий Человеческий Учитель. Он прожил девяносто пять лет, мой "Дедя"."
("Дорогой мой Борька". Б.Жутовский) http://subscribe.ru/...asotyi/2930961/
Ракурсы » Миры земные » Крылья » Крылья (о воздухоплавании и не только)
Поиск: