Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
Арктика
lu-chia
Сообщение #61 | Вс, 28.02.2016, 06:45
Группа: wing
Сообщений: 29194


13 августа 1886 года в жизни Эдуарда Васильевича Толля произошло событие, определившее всю его дальнейшую судьбу. Стоя на северном берегу острова Котельного, в устье ручья Могур, он своими глазами увидел по азимуту 14—18 градусов «ясные контуры четырех столовых гор с прилегающим к ним на востоке низким остроконечием».
На современных картах я не нашел ручья под названием Могур. Это мог быть любой из ручьев, прорезающих скальные обрывы северного берега Котельного, а ручьи тут похожи друг на друга. Но я легко могу представить себе Толля, как он стоял на бровке обрыва с сильным морским биноклем в руке...
Картина, открывшаяся Э. В. Толлю в тот солнечный день, была настолько четкой, что он не только определил расстояние до гор — около 150 верст, или полтора градуса по широте, но и заключил, что горы сложены трапповыми массивами, подобно островам Земли Франца-Иосифа.
С этого момента все дни, какие Толлю еще оставалось прожить на свете, были подчинены мечте о достижении увиденного острова...

Но сделаем еще некоторое отступление во времени — в год 1810-й, когда усть-янский «промышленник» (охотник и сборщик мамонтовой кости) Яков Санников, будучи участником первой официальной русской экспедиции на Новосибирские острова, возглавляемой коллежским регистратором Матвеем Матвеевичем Геденштромом, увидел с северной оконечности острова Котельного доселе неизвестную землю, «...на северо-запад, в примерном расстоянии 70 верст, видны высокие каменные горы»,— записал М. М. Геденштром. Здесь берет завязку феноменальный сюжет: как «земли», на которые никогда не ступала и не ступит нога человека, в течение полутора столетий вызывали к жизни исследования, давшие бесценные результаты...
Санников Яков (отчество, а также даты рождения и смерти до нас не дошли) был человеком редкой энергии и пытливости ума. Ему непосредственно принадлежит честь открытия, по крайней мере, трех островов Новосибирского архипелага — Столбового, Фаддеевского, Земли Бунге. Именем Санникова названы пролив, река, полярная станция, а также знаменитая Земля, которая, хотя и не существует в природе, известна гораздо шире, чем эти объекты.


статья 1979 года из журнала Вокруг света
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5748/
lu-chia
Сообщение #62 | Вс, 28.02.2016, 06:45
Группа: wing
Сообщений: 29194
окончание:

Вещественных следов пребывания «Зари» у острова Котельного почти не осталось. В одном месте на косе наши геологи видели вкопанное вертикально бревно и в створе с ним несколько металлических колышков — устройство для определения астропунктов. Может быть, колья вбивали люди с «Зари»? Есть также древняя избушка на берегу; в ней не мог не побывать Э. В. Толль, однако реальных свидетельств опять нет. Недалеко от избушки мы нашли чугунный утюг. Это была большая радость, но потом, оттерев ржавчину, прочли дату изготовления: 1903. Поздно. Впрочем, один бесспорный памятник есть: крест на могиле врача экспедиции Г. Э. Вальтера, умершего 3 января 1902 года. Летом 1973 года я был на мысе Вальтера. Крест стоит, хотя сильно поржавел... Землю Санникова искали моряки и полярные летчики. Над ее загадкой ломали голову ученые множества специальностей. К предвоенным годам, после многочисленных советских высокоширотных экспедиций и походов, на карте Арктики не осталось необследованных мест, куда можно было бы спрятать Землю Санникова. Так что же видели Я. Санников и Э. В. Толль — скопление торосов? Ледяной остров, айсберг, как думал известный полярник В. Ф. Бурханов? Мираж? Туман над полыньей, как считал знаток Арктики профессор А. Ф. Лактионов? В 1948 году сотрудник Арктического института В. Н. Степанов высказал мысль, что Земля Санникова существовала и лишь в самом недавнем прошлом исчезла, растаяв, так как была сложена ископаемым льдом. Эта идея мне кажется настолько очевидной, что поразительно, как она не пришла в голову Э. В. Толлю. Тем более что в истоках идеи, по существу, лежат геологические представления Толля: его учение об ископаемых льдах и его концепция «мамонтового материка». Попробуем заглянуть в недавнее геологическое прошлое. С какого рубежа начать отсчет? Геологические события, естественно, не начинаются с 1 января. Цепочка тянется из прошлого и уходит в будущее. Заглянем, к примеру, на несколько десятков тысяч лет назад, в плейстоцен. Уровень Северного Ледовитого океана был тогда на 100 метров ниже, чем сейчас. Для такой низменной страны, как север Восточной Сибири, это имело огромное значение: практически весь шельф морей Лаптевых и Восточно-Сибирского — то, что на географических картах закрашено бледно-голубым, — было сушей, бескрайней равниной. Через равнину протягивались величественные долины Анабара, Лены, Индигирки, Колымы в их нижнем — тогда — течении.

lu-chia
Сообщение #63 | Вс, 28.02.2016, 06:45
Группа: wing
Сообщений: 29194
Об участии Колчака в  попытке спасения экспедиции Толля - не писали в 1979 году.

Арктическая легенда Можно представить, с каким восторгом в конце 1899 года Колчак принял приглашение участвовать (в качестве вахтенного офицера и ученого-гидролога) в Русской полярной экспедиции на шхуне «Заря», снаряженной Императорской Академией наук для изучения морского пути вдоль северного побережья Евразии в Тихий океан. Одной из целей экспедиции было также обнаружение легендарной «Земли Санникова» — суши, предположительно располагавшейся в океане к северу от Новосибирских островов. Ею бредил руководитель экспедиции — геолог барон Эдуард Васильевич Толль. 
История этого плавания, продолжавшегося несколько лет, полна драматических и даже трагических страниц. Необычайно нервный и честолюбивый Толль не слишком разбирался в морском деле, а «Заря» была не в лучшем состоянии, да и вообще не очень годилась для длительного плавания во льдах. В мае 1902 года, несмотря на накопившуюся за два года усталость, руководитель принял крайне рискованное решение: небольшой партией, на санях отправиться на окруженный льдами остров Беннетта (за ним, как считалось, и располагалась «Земля Санникова»)… А через несколько месяцев, когда «Заря» попыталась перед началом зимы забрать товарищей, она не смогла и близко подойти к острову. Толль и трое его спутников оказались в западне. 
7 января 1903 года в Петербурге в Академии наук состоялось экстренное совещание. Обсуждались способы спасения партии. Предпочтение было отдано проекту, по-видимому, придуманному Колчаком и выглядевшему достаточно безумно: не привлекая крупных судов, добраться до острова Беннетта на вельботе (небольшой китобойной шлюпке). По льду ее предполагалось тащить волоком, а при необходимости — спускать на воду. Именно этот план и был утвержден, а Колчак назначен руководителем спасательной экспедиции.
Переход в тяжелейших условиях продолжался три месяца. Но добравшись в конце концов до цели, Александр Васильевич и его спутники обнаружили лагерь Толля покинутым. В оставленной бароном записке, датированной 26 октября, лаконично сообщалось: «Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14—20 дней. Все здоровы». Это звучало как смертный приговор, ведь шансы для истощенных людей выбраться с острова полярной зимой были нулевыми. Видимо, Толля погнала на верную смерть перспектива погибнуть от голода, сидя на месте. Почему же он не позаботился о заготовке запасов летом? На этот вопрос ответа нет. 
Возвращались с тяжелым сердцем. К декабрю по вставшему льду экспедиция добралась до материка. Здесь Колчака ждал сюрприз: его встревоженная невеста, воспитанница Смольного института, утонченная Софья Омирова, не в силах усидеть в столице, примчалась навстречу жениху за Полярный круг. 
Четырехлетняя полярная эпопея Колчака тем временем подходила к концу, сделав знаменитым и его самого, и арктические просторы. В феврале 1906 года после сделанного Колчаком доклада о ходе и итогах экспедиции Русское географическое общество присудило ему свою высшую награду — Большую Константиновскую медаль. 
Прозвище Колчак-Полярный, закрепившееся за ним на флоте, Александр Васильевич подтвердил, став одним из инициаторов новой полярной экспедиции в 1909—1910 годах, когда два специально построенных под его наблюдением стальных судна — «Таймыр» и «Вайгач» — пробивались через арктические льды уже не с запада, а с востока. Стоит сказать, что именем Колчака был назван открытый экспедицией Толля остров в Таймырском заливе Карского моря. (Правда, в советское время память об адмирале, конечно, старательно вымарывалась, а остров с 1937 года и до недавнего времени носил имя другого участника экспедиции — «простолюдина» Расторгуева.)

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6338/
lu-chia
Сообщение #64 | Вс, 28.02.2016, 06:45
Группа: wing
Сообщений: 29194
http://ostrov-kolchak.narod.ru/Toll.html :

Уважаемый посетитель! 

Мы рады приветствовать Вас на странице, посвященной острову Колчака. Это необитаемый остров в Таймырском заливе Карского моря возле побережья Таймырского полуострова к северу от полуострова Летчиков и залива Зееберга. Отделен от материка проливом Расторгуева. Длина острова около 20 км, ширина до 6 км. Наивысшая точка — 50 м. 

Остров был открыт в 1901 году Русской Полярной Экспедицией Императорской Академии Наук под руководством барона Эдуарда Васильевича Толля. Наименован в честь Александра Васильевича Колчака в 1908 году по одноименному мысу, названному в 1901 году начальником Русской Полярной Экспедиции бароном Толлем. 

В 1937 году остров Колчака был переименован в остров Расторгуева, по названию пролива, омывающего этот остров. Пролив Расторгуева был нанесен на карту одновременно с островом Колчака и назван по фамилии урядника Якутского казачьего полка Степана Расторгуева, который также участвовал в экспедиции Толля в качестве каюра. 

15 июля 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации № 433 историческое название было восстановлено. Инициатива исходила от общественных организаций и впоследствии была поддержана Думой Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. 

1 сентября 2009 года в рамках работ Морской Арктической Комплексной Экспедиции (МАКЭ) Российского НИИ Культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева на острове был установлен памятный знак в честь русского военного моряка и полярного исследователя Александра Васильевича Колчака (1874–1920)
lu-chia
Сообщение #65 | Вс, 28.02.2016, 06:45
Группа: wing
Сообщений: 29194


Интервью со Светланой Васильевной Жарниковой о Русском Севере, Кайласе и о многом другом
Льдинка
Сообщение #66 | Вс, 28.02.2016, 06:46
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8103
http://masterok.livejournal.com/846557.html
lu-chia
Сообщение #67 | Вс, 28.02.2016, 06:46
Группа: wing
Сообщений: 29194
как-то это мне напомнило сталкеровскую Зону, только с  другой мотивацией..
А фильм у меня не пошел, несмотря на красивые виды, мне было скучно, не стала смотреть.
Льдинка
Сообщение #68 | Вс, 28.02.2016, 06:46
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8103
И даже не смей думать, что ты можешь не выдержать.

Эрнест Хемингуэй

Melodia
Сообщение #69 | Пн, 29.02.2016, 23:06
Группа: Летописец
Сообщений: 2613
  

Пири Роберт Эдвин (1856-1920) американский полярный путешественник, адмирал (1911). В 1892 и 1895 годах пересек Гренландию. 6 апреля 1909 года на собачьих упряжках достиг района Северного полюса. Пять раз шел Роберт Пири к вершине планеты и пять раз вынужден был поворачивать обратно. То незамерзающая открытая вода, то непроходимые торосы останавливали его. В промежутках между экспедициями на год-другой он возвращался на родину в США. Возвращался только для того, чтобы подготовить новую экспедицию. В общей сложности он прожил среди эскимосов на крайнем севере Гренландии полтора десятка лет. Во время одной из экспедиций он отморозил ноги. Восемь пальцев пришлось ампутировать. Но ни этот несчастный случай, ни многочисленные неудачи не смогли сломить упорства путешественника... Роберт Эдвин Пири родился в Крессон-Спрингсе (штат Пенсильвания) 8 мая 1856 года. Отец умер, когда мальчику было два года. Мать вернулась с сыном в Мэн, на южную границу штата, где он рос среди дикой природы. Он был единственным сыном. Окончив школу первой и второй ступени в Портленде, он был принят в колледж Бодуэна в Брунсвике. В Брунсвик переехала и мать, чтобы не разлучаться с сыном хотя бы в первые годы его студенческой жизни. После окончания колледжа Роберт едет в Вашингтон, где работает чертежником в Береговой и геодезической службе США. Вскоре, однако, он переходит в военно-морское ведомство на должность инженера и получает воинское звание лейтенанта. Через три года его посылают в Никарагуа. В тропических лесах он проводил изыскания трассы канала через перешеек. Министерство настолько высоко оценило эту работу Пири, что предоставило ему несколько месяцев отпуска. В 1886 Году Роберт взял отпуск, попросил у матери 500 долларов и неожиданно для всех уехал в Гренландию. В июне 1886 года китобойное суденышко Игл ( Орел ) высадило Роберта Пири в Годхавне. Кажется, в то время Пири еще не задумывался всерьез о покорении полюса. Планы его были более скромными: пересечение Гренландии от западного берега до восточного. В то время внутренняя часть Гренландии оставалась на картах белым пятном. Существовало мнение, что ледники только окаймляют остров, а за ними должны находиться обнаженные скальные участки с более мягким климатом, даже покрытые лесами. В 1878 году пересечь Гренландию пытался датчанин Йенсен, в 1883 году швед Норденшельд. Но обе эти попытки окончились неудачей. Пири также не смог добиться успеха. За 26 дней его отряд сумел продвинуться менее чем на 100 миль в глубь ледяной пустыни меньше даже, чем отряд Норденшельда. Пири писал о своей первой неудачной попытке пересечь Гренландию как о разведывательном походе; на самом деле, план Пири, как уже говорилось, состоял в том, чтобы добраться до пика Петермана на противоположной стороне острова.Пири прошел примерно одну шестую расстояния и вынужден был вернуться. Но гренландская экспедиция составила ему имя, а сам он теперь уже безнадежно заболел Севером. Биограф пишет: В материковых льдах Гренландии во время разведывательной экспедиции в нем впервые проснулся вкус к арктическим путешествиям. Это был путь, суливший ему желанную славу . Пири возвратился в Никарагуа, потом перебрался в Филадельфию. Заручившись поддержкой Американского географического общества и Филадельфийской академии наук, получил денежную субсидию, выхлопотал на службе восемнадцатимесячный отпуск и в 1891 году вновь отправился в Гренландию. Свою цель он сформулировал так: ...достигнуть и определить северную границу Гренландии сухопутно, то есть пересечь внутренний лед . Первую свою поездку в Гренландию Пири называл разведкой. Но на этот раз он действительно возглавил экспедицию: специальное судно, тридцать человек на борту. В самом начале, еще на подходах к месту зимовки, огромный кусок льда заклинил руль судна, тяжелый железный румпель резко развернуло. Удар пришелся Пири по ногам. Перелом обеих костей над лодыжкой , определил врач экспедиции Фредерик Кук. Пири в своей книге уделяет этому эпизоду три строчки: Благодаря профессиональному искусству моего врача Кука и неусыпной и внимательной заботе миссис Пири мое полное выздоровление было быстро достигнуто . И уже через полтора месяца Пири лично участвует в заброске продовольственных складов, которые должны обеспечить санные путешествия будущего года. Зимой в коротких походах испытывалось снаряжение, люди тренировались в ходьбе на лыжах. Эскимосские женщины шили одежду. А весной Пири отправился в поход и прошел по ледниковому щиту более 2000 километров, совершив двойное пересечение Гренландии в самой северной ее части. В январе 1899 года Пири, готовя бросок к полюсу, в самое темное время полярной ночи решится забросить вспомогательный склад продовольствия. Его отряд будет неделю пробиваться к Форту-Конгер: Мы шли в полной темноте, по ледяным нагромождениям, спотыкаясь, падая, снова поднимаясь, и пробивали дорогу дальше и дальше в течение 18 часов . Когда в Форте-Конгер, в том самом доме, где когда-то зимовала экспедиция Грили, он впервые за неделю сможет раздеться, он увидит, что ноги безнадежно отморожены. Корабельный врач Томас Дедрик ампутирует ему восемь пальцев, и вновь отряд будет пробиваться в ночи теперь уже назад, к месту стоянки Виндоуорда . Но в своей книге Пири напишет об этой обратной дороге только две строчки: Двадцать восьмого мы достигли места стоянки Виндоуорда .Все, за исключением меня, прошли пешком 250 миль за 11 дней... Его эти 11 дней везли на нартах. А уже через месяц после ампутации он снова отправится к Форту-Конгер... на костылях. Что бы там ни было, весной они должны идти к полюсу! Пири был неистов в работе, он не щадил ни себя, ни других людей. И не терпел, когда его спутники проявляли самостоятельность, когда имели собственное мнение, отличное от его мнения. Кстати сказать, спешка при заброске продовольствия в форт-Конгер в 1899 году, когда Пири так серьезно обморозился, объясняется именно тем, что американский путешественник стремился опередить норвежца Отто Свердрупа... В 1892 году в своем отчете Филадельфийской академии наук Пири характеризовал доктора Кука как неутомимого исследователя необычного народа, среди которого нам довелось жить . Чуть позже Кук написал статью о своих этнографических исследованиях и попросил у Пири разрешения на ее публикацию, поскольку еще до начала экспедиции был связан определенными договорными обязательствами. Пири отказал. Всю свою жизнь Роберт Пири подчинил исполнению мечты о покорении полюса. Не раз я возвращался из великой замерзшей пустыни побежденный, измученный и обессиленный, иногда изувеченный, убежденный, что это моя последняя попытка... Но не проходило года, как меня снова обуревало хорошо знакомое мне ощущение беспокойства... Меня невыразимо тянуло туда, к безграничным ледяным просторам, я жаждал борьбы с застывшей стихией . Пири уже за пятьдесят, но он не хочет мириться с неудачами. Я не занимался систематической физической тренировкой, так как не вижу в ней особенной пользы. До сих пор мое тело всегда подчинялось воле, каковы бы ни были предъявляемые к нему требования , писал Пири. С годами у него появилось чувство, что покорение вершины планеты предначертано ему судьбой. Я долгие годы верил, что достичь полюса написано мне на роду . Деньги на новую экспедицию дают богатые меценаты из Арктического клуба Пири. Сам президент Теодор Рузвельт, обнимая его на прощание, называет Пири национальной надеждой. С годами планы покорения полюса несколько менялись. Только очень маленькие партии годны для действительной работы в полярных областях , --писал когда-то Пири. Теперь он считает, что вспомогательные партии необходимы . Они прокладывают дорогу в торосах, строят иглу (ледяную хижину) для ночевок, они должны забросить как можно севернее запасы продовольствия и, наконец, сохранить силы основного отряда для решающего броска к полюсу. В конце февраля 1909 года огромный караван уходит с мыса Колумбия: 19 нарт, 133 собаки, 24 человека.1 марта в арьергарде стартует сам Роберт Пири... Радиосвязь в то время еще не вошла в обиход полярных экспедиций, и о судьбе Пири мир ничего не знал до осени 1909 года. Только 7 сентября в Европу пришла победная телеграмма: Звезды и полосы вбиты в полюс! Как вы понимаете, звезды и полосы это американский флаг, который Пири, по его словам, водрузил на полюсе 6 апреля 1909 года. В тот самый день, когда телеграмма Пири достигла Европы, в Копенгагене уже чествовали покорителя Северного полюса... доктора Фредерика Кука! Он утверждал, что достиг вершины планеты 21 апреля 1908 года. Доктор Кук узнал об успехе Пири на банкете, устроенном в его честь: Мертвая тишина наступила в комнате... Казалось, воздух наэлектризован. Услышав новость, я не почувствовал... ни зависти, ни досады. Я думал лишь о Пири, о долгих и тяжелых годах, и я был рад за него. У меня не было ощущения соперничества. Я верил, что Пири решил в своем походе кроме тщеславной и большие научные задачи. Возможно, ему удалось открыть новые земли и нанести на карту новые пространства . Выступая в тот день перед журналистами, Кук будет сдержан: Мы оба американцы, и, следовательно, не может возникнуть никакого международного конфликта из-за этого чудесного открытия, так давно и так горячо желанного . Казалось, Кук и Пири с полным основанием поделят между собой честь и славу первооткрывателей. Но Пири не мог смириться с тем, что он только второй . Он слишком привык считать полюс своей собственностью. Уже одна из первых телеграмм Пири была объявлением войны: Примите к сведению, что Кук просто надул публику. Он не был на полюсе ни 21 апреля 1908 года, ни в какое другое время... И разразился скандал беспрецедентный в истории географических открытий. Много раз вопрос о приоритете открытия полюса разбирался на заседаниях специальной комиссии и даже в самом конгрессе США. Пири говорил: Я положил всю жизнь, чтобы совершить то, что казалось мне стоящим, ибо задача была ясной и многообещающей... И когда наконец я добился цели, какой-то поганый трусливый самозванец все испакостил и испортил . Кук направил письмо президенту: Если вы подпишете указ о Пири, то тем самым вы окажете честь человеку с греховными руками... В данное время на безотрадном Севере есть по крайней мере двое детей, которые кричат о хлебе, молоке и своем отце. Они являются живыми свидетелями пакостей Пири, который покрыт паршой невыразимого порока . А ведь Кук был участником экспедиции Пири в 1891 1892 годах. Молодой Фредерик Кук тогда смотрел на своего начальника как на божество, а Пири после окончания экспедиции писал: Доктору Куку мы обязаны тем, что среди членов нашей экспедиции почти не было заболеваний.Я не могу не отдать должное его профессиональному умению, неизменному терпению и хладнокровию в критические моменты. Занимаясь этнографией, он собрал огромный материал о практически еще не изученном племени гренландских эскимосов. Он всегда был полезным и неутомимым работником . На стороне Пири стоял Арктический клуб, созданный им самим еще в 1898 году и носивший его имя. В состав клуба входили состоятельные и весьма влиятельные люди: президент Американского естественноисторического музея, президент крупнейшего банка Америки, железнодорожный магнат, владелец-газет и многие другие. В течение десяти лет они субсидировали все экспедиции Роберта Пири. Можно сказать, они сделали ставку на него. Его успех был одновременно их успехом, его лавры отчасти и их лаврами. Но что такое эфемерные лавры! Его успех сулил им вполне реальные дивиденды. Вполне очевидно, что Арктический клуб безоговорочно встал на сторону Пири, мало того, поставил на сторону Пири и свое влияние, и свои деньги, и большую часть американской прессы. В 1911 году после долгих дебатов нижняя палата конгресса США приняла резолюцию, которую вскоре подписал президент. Пири присваивалось звание контр-адмирала и от имени конгресса объявлялась благодарность за его арктические исследования, завершившиеся достижением Северного полюса . Роберту Пири еще при жизни были оказаны многие почести. Впрочем, исчерпывающих доказательств достижения полюса не смогли представить ни Кук, ни Пири. Такими доказательствами могли бы стать прежде всего глубины океана, измеренные в районе полюса (их можно было бы проверить впоследствии), либо многократные повторные астрономические определения, проведенные на дрейфующем льду независимо друг от друга несколькими участниками экспедиции и желательно несколькими инструментами. Однако ни Кук, ни Пири не смогли измерить глубину океана в районе полюса и провести полноценные астрономические определения. Кука сопровождали два эскимоса, но они, естественно, не умели пользоваться секстантом. Многие участники экспедиции Пири были достаточно опытными штурманами, но ни один из них не достиг полюса. Точнее, ни одного из них Пири не взял к полюсу. Капитана Бартлетта, начальника передового отряда, он отослал назад с широты 87°47'', когда до полюса оставалось всего 133 мили. В книге Северный полюс Роберт Пири напишет: Я долго глядел вслед могучей фигуре капитана. Она становилась все меньше и меньше и наконец исчезла за белоснежными сверкающими торосами. Мне было невыразимо грустно, что пришлось расставаться с лучшим товарищем и бесценным спутником, всегда жизнерадостным, спокойным и мудрым, на долю которого выпала самая тяжелая работа по проложению пути для наших партий .Один из историков-географов, цитируя эти слова, заметил совершенно справедливо: Можно лишь удивляться лицемерию Пири . И действительно, Пири всегда стремился, чтобы ни один белый не мог претендовать на его славу. На пути к полюсу его сопровождали четыре эскимоса и слуга-телохранитель мулат Мет Хенсон. Позднее на заседании комиссии конгресса он заявит совершенно откровенно: Полюс цель всей моей жизни. И поэтому я не считал, что достижение этой цели я должен делить с человеком, может быть, способным и достойным, но еще молодым и посвятившим этому всего несколько лет жизни. Честно говоря, мне кажется, он не имеет тех же прав, что я . Записи Роберта Пири вызывали и вызывают множество вопросов. Во-первых, было установлено, что полюсные фотографии, представленные Пири как доказательство его победы, сделаны не на полюсе. Во-вторых, не может не вызвать удивление скорость его передвижения по дрейфующим льдам. Роберт Пири в 1906 году смог достичь скорости 25,9 километра в сутки, Фредерик Кук на своем пути к полюсу проходил в среднем за сутки 27,6 километра, капитан Бартлетт, налегке возвращаясь к мысу Колумбия, 28,9 километра. Несложный расчет показывает чтобы успеть за восемнадцать дней достичь полюса и вернуться к мысу Колумбия, Пири после расставания со вспомогательным отрядом должен был проходить в 1909 году по 50 (!) километров в сутки. Такая скорость кажется совершенно невероятной. Сам Пири объяснял свою феноменальную скорость тем, что на обратном пути его отряд шел по тому же самому следу, по которому двигался к полюсу. Однако подобное объяснение сразу же вызывает новые вопросы. В наши дни американец Теон Райт провел обстоятельный анализ документов и материалов, относящихся к истории спора между Пири и Куком. Его книга Большой гвоздь издана и в нашей стране. Теона Райта не могли не смутить несообразности в описаниях Пири, и он, изучив все и вся, приходит к заключению: Все вместе показывает, что возможен только один вывод: Пири не был на полюсе, а его сообщения о последнем походе сплошная мистификация . Однако далеко не все принимают точку зрения Райта. Споры между сторонниками Пири и Кука не утихают и до сих пор. И решить этот спор окончательно могут, наверное, только американские исследователи они имеют доступ к материалам и документам своих соотечественников. Проявив несомненное мужество, величайшую настойчивость в достижении цели, Пири не захотел, не смог признать свое поражение. Показательно, что, вернувшись на судно, он даже не оповестил участников экспедиции о достижении полюса.Видимо, план фальсификации записей возник лишь тогда, когда Пири узнал от эскимосов об успехе Кука. До этого он еще мог надеяться честно повторить попытку например, на следующий год. Но весть о достижении соперника стала для Пири крушением всего, чему он посвятил жизнь. И тогда в нем победило честолюбие... Пири скончался в Вашингтоне 20 февраля 1920 года после продолжительной болезни.


Пиркс
Сообщение #70 | Вт, 01.03.2016, 02:01
Группа: Летописец
Сообщений: 3294
спасибо, Мелодия. Внезависимости от того был Пири на полюсе или нет, мы снимаем шляпу пред его обстоятельным подходом к делу, и напоминаем, что не столько важна сама цель, сколько движение к этой цели. Его система несколько схожа с системой покорения гор:

1. Во время зимовки вести интенсивную охоту, чтобы у участников экспедиции
всегда имелся запас свежего мяса. 2. Взять с собой на 60 % больше собак, чем потребуется. 3. Подобрать трудоспособных, выносливых и, безусловно, преданных общему делу
людей, в числе которых обязательно
должны быть эскимосы, как наиболее
приспособленные к суровым условиям
Арктики. 4. Предварительно доставить к месту выхода экспедиции в санный поход
достаточно провианта, топлива, одежды,
походных кухонь, и других предметов
снаряжения, дабы главная партия смогла
дойти до полюса, а вспомогательные
отряды до места назначения и обратно. 5. Тщательно проверить и испытать каждый предмет снаряжения, убедиться, что он
наилучшего качества, и имеет минимальный
вес. 6. Экспедиция должна быть обеспечена лучшим типом саней. 7. Начальник экспедиции должен пользоваться абсолютным авторитетом у
всех участников экспедиции, дабы любое
его приказание беспрекословно
выполнялось.
lu-chia
Сообщение #71 | Вт, 01.03.2016, 12:19
Группа: wing
Сообщений: 29194
Спасибо!

История:
Проблема достижения Северного полюса впервые возникла в XVII веке, в связи с необходимостью найти кратчайший путь из Европы в Китай. Тогда же возникла легенда о том, что во время полярного дня в районе Северного полюса существует свободное ото льда море. Первую попытку достигнуть это море совершил в 1607 году английский мореплаватель Генри Гудзон, экспедицию которого финансировала «Московская компания». Добравшись до восточного берега Гренландии, Гудзон был остановлен льдами. Пробираясь вдоль кромки пака на восток, команда достигла Шпицбергена, но не смогла продвинуться севернее 80°23' с. ш.[5]

Михаил Ломоносов теоретически обосновал возможность достижения Северного полюса морским путём. Из поморских легенд он сделал вывод, что сильные ветра отгоняют ледовые поля от северного побережья Шпицбергена, и открывают свободное море[5]. По указу Екатерины II в 1765 и 1766 годах адмирал Василий Чичагов дважды пытался продвинуться севернее Шпицбергена, но достиг только 80°30' с. ш.[6].

В 1773 году британская экспедиция барона Константина Фиппса у Шпицбергена достигла 80°48' с. ш. В 1818 году отряд британских кораблей, одним из которых командовал Джон Франклин, не сумел преодолеть отметки 80°34' с. ш. После этого на долгое время идея достижения Северного полюса на корабле была оставлена[6].
lu-chia
Сообщение #72 | Вт, 01.03.2016, 12:25
Группа: wing
Сообщений: 29194
В 1884 году остатки снаряжения с «Жаннетты» были найдены вмерзшими в лёд в окрестностях Какортока на юге Гренландии, в тысячах километрах от места крушения. Метеоролог Хенрик Мон на основании этой находки высказал предположение о существовании течения в Северном Ледовитом океане, которое переносит лёд с востока на запад, от сибирского побережья к американскому. Норвежский исследователь Фритьоф Нансен заинтересовался идеей достичь Северного полюса с помощью этого течения на вмёрзшем в лёд корабле. Для этого Нансен организовал Норвежскую полярную экспедицию на корабле «Фрам». «Фрам» был построен, по заказу Нансена, специально для дрейфа во льдах — его корпус был укреплён и в поперечном сечении был округлым, как яйцо. Таким образом, лёд, сдавливая «Фрам» по бокам, не ломал судно, а постепенно выжимал его наверх, на поверхность. 24 июня 1893 года «Фрам» покинул Кристианию. Пройдя по Северному морскому пути, 28 сентября корабль достиг ледового поля у Новосибирских островов и лёг в дрейф. 14 марта 1895 года, когда «Фрам» достиг 84°4' с. ш., Нансен и Ялмар Йохансен покинули корабль, решив продолжить путь к Северному полюсу на лыжах. Нансен рассчитывал преодолеть 660 км до полюса за 50 дней, а оттуда направиться к Земле Франца-Иосифа. Провизию на 120 дней пути они загрузили на три собачьи упряжки. Первоначально лёд был довольно ровный, и исследователи могли быстро передвигаться вперёд. Но постепенно ландшафт становился всё более неровным, значительно замедляя скорость их продвижения. 7 апреля пара достигла 86°14' с. ш. Дальнейший путь, насколько они могли его видеть, состоял из нагромождений льда. Осознавая, что им не хватит продовольствия, чтобы достигнуть Северного полюса и вернуться обратно, пара отказалась от дальнейшей попытки и повернула на юг, в конечном счёте достигнув Земли Франца-ИосифА
lu-chia
Сообщение #73 | Вт, 01.03.2016, 12:30
Группа: wing
Сообщений: 29194
Много было экспедиций, итальянцы даже пытались , теплолюбивые, как же они (.
Да, с доказательствами пребывания на полюсе сложности возникали , все равно ," безумству храбрых поем мы песню"..

И самолёты рулят ):
Первыми людьми, ступившими на Северный полюс (чьё достижение не было подвергнуто сомнению), стали участники советской Высокоширотной воздушной экспедиции «Север-2» под руководством начальника Главсевморпути Александра Кузнецова и в составе Павла Гордиенко, Павла Сенько, Михаила Сомова, Михаила Острекина[20] и других[21]. 23 апреля 1948 года, вылетев на трёх самолётах с о. Котельный, они приземлились (приледнились) в 16:44 (моск. вр.)[22] практически на точку 90°00’00" северной широты. Они установили временный лагерь на Северном полюсе и в течение следующих двух дней вели научные наблюдения. 26 апреля исследователи вылетели обратно на контине
lu-chia
Сообщение #74 | Вт, 01.03.2016, 12:38
Группа: wing
Сообщений: 29194
Кук/Пири , ещё немножко : http://www.oceanographers.ru/index.php?id=546&option=content&task=view
lu-chia
Сообщение #75 | Вт, 01.03.2016, 12:57
Группа: wing
Сообщений: 29194
Смотрю про землю Франца Иосифа:

П. А. Кропоткин представил в Русском Географическом обществе в 1871 году свой проект экспедиции для их исследования, однако правительство отказало ему в средствах.

Земля Франца-Иосифа была открыта Австро-Венгерской экспедицией под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетгофф» (нем. Admiral Tegetthoff)[1], отправившаяся в 1872 г. для открытия Северо-Восточного прохода, была затёрта льдами к северо-западу от Новой Земли и затем, постепенно уносимая ими к западу, 30 августа 1873 года принесена была к берегам неизвестной земли, которая и была тогда же К. Вейпрехтом и Ю. Пайером обследована, насколько было возможно к северу и вдоль южной её окраины.

Ю. Пайеру удалось достигнуть 82°5' с.ш. (в апреле 1874 г.) и составить карту этого обширного архипелага, казавшегося первым исследователям состоящим из ряда обширных островов. Австрийские путешественники дали новооткрытой земле имя австро-венгерского императора Франца Иосифа I.
Пиркс
Сообщение #76 | Вт, 01.03.2016, 13:10
Группа: Летописец
Сообщений: 3294
Да, и гонка уже тогда шла с америкосами за освоение территорий. .Челюскин тоже, считай, покорил его, пролетев из СССР в Канаду. А Нансен молодец, осознанно лёг в дрейф в определенной точке.
Пиркс
Сообщение #77 | Вт, 01.03.2016, 14:12
Группа: Летописец
Сообщений: 3294
да, поражение в Крымской войне привело к тому, что уже и наглые венгро-австрияки стали лезсть на Север. Хотелось бы узнать про эту экспедицию подробнее, по-моему седовцы в точности повторили их путь туда (к земле), поэтому и паники у них не было, знали.
lu-chia
Сообщение #78 | Вт, 01.03.2016, 18:18
Группа: wing
Сообщений: 29194
Про посёлок Джексона сделала тему.
http://www.arctic-info.ru/Encyclo....ovateli - смотри, Что пишут -экспедиции 1909-1911 годов помешали норвежцам присвоить ничейные земли - острова, как я понимаю - то есть , получается, из принадлежность России была под вопросом .
Экспедиции капитанов были чуть позже .

---
"

В конце XIX века российское правительство приняло решение о создании арктического флота, задачей которого было освоение Северного морского пути. Для ее реализации вице-адмирал Степан Макаров предложил строительство специальных прочных судов с мощной энергетической установкой, способных форсировать тяжелые льды и расчищать путь кораблям. В 1899 году был построен первый в мире ледокол «Ермак». Именно тогда началась история русских арктических экспедиций.
Благодаря Русской полярной экспедиции под руководством Эдуарда Толля на шхуне «Заря» в 1900-1902 годах были изучены морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях, проведены геологические исследования Новосибирских островов.
Важная роль в защите национальных интересов России принадлежит экспедициям Владимира Русанова. Его исследования стали важным этапом в борьбе России за укрепление суверенитета над архипелагом Новой Земли. В 1909-1911 годах экспедиции помешали захвату русской территории норвежцами, которые пытались объявить Северный остров Новой Земли территорией, никому не принадлежащей. Кроме того, на архипелаге были обнаружены многочисленные месторождения каменного угля, мрамора и диабаза.
lu-chia
Сообщение #79 | Вт, 01.03.2016, 18:22
Группа: wing
Сообщений: 29194
http://www.people.su/95771_3 -об экспедиции Русанова 1909 года
Пиркс
Сообщение #80 | Вт, 01.03.2016, 21:32
Группа: Летописец
Сообщений: 3294
интересная ситуация и по Шпицбергену, где проводил свои разработки по добыче угля Русанов. Территория принадлежит Норвегии, но зона объявлена демилитаризованной, то есть без всяких баз и прочей военщины. Сохранение природы. Несколько заповедников. За русскими оставлен г.Баренцбург, как я понял.
Поиск: