«Даки» — кинофильм режиссёра Серджиу Николаеску в жанре пеплума. Начало нашей эры. Рим расширяет свои владения. Государство даков, расположенное на склонах гор вдоль Дуная, — новая цель Империи. Легионы римлян против крошечной армии даков, готовых умереть за свою родину и свободу, не приняв условий захватчиков. Война, которую император Домициан принёс на землю царя Децебала, дорого обойдётся римлянам. Крепость даков пала, но последняя битва еще впереди…
В широком смысле, Да́кия (лат. Dacia) — историческая область времён классической античности. Во времена Римской империи к Дакии причисляли обширные горные и равнинные земли, прилегающие к северу Балканского полуострова, располагавшиеся между Тисой, Дунаем, Днестром и Карпатами. В древней географии, особенно в римских источниках, Дакия — земля, населённая даками (греки называли их гетами), которые были ветвью фракийцев и жили к северу от Балканских гор[3]. Дакийские племена имели с другими соседними племенами (сарматы, скифы и кельты) как мирные отношения, так и вступали с ними в военные столкновения. Однако в конечном итоге даки попали под влияние древних греков и римлян. Южная граница Дакии примерно проходила по Дунаю (в римских источниках — Данубиус, в греческих — Истрос), а в годы расцвета Дакийского царства — Балканским горам. Мёзия (Добруджа), область к югу от Дуная, была одной из основных областей, где жили геты, которые контактировали там с древними греками. На востоке область была ограничена Чёрным морем и рекой Днестр (в греческих источниках — Тирас). Однако несколько дакийских поселений зафиксировано в междуречье Днестра и Южного Буга, а также Тисы на западе. В узком смысле, Дакийское царство (рум. Regatul dacic) — рабовладельческое государство, которое возникло на территории Дакии (современная Румыния) в результате объединения гето-дакийских племен. Дакийское царство как независимое государство существовало с 82 г. до н. э. до римского завоевания в 106 году н. э., хоть его территория и постоянно изменялась. Столица Дакийского царства, Сармизегетуза, которая сегодня расположена на территории современной Румынии, была разрушена римлянами, но её имя было добавлено к имени нового города Ульпия Траяна Сармизегетуза, который был построен уже в качестве столицы римской провинции Дакия. История гетов, начиная с конца VI в. до н.э., это история постоянных переселений с одного берега Дуная на другой. Постоянной проблемой гетов была нехватка земель, с востока их теснили скифы, с запада – кельты. Последние занимали в начале III в. Трансильванию, но в конце III-начале II века они покинули ее. Вероятно, это было связано с переселением племен Восточной Германии, главным образом бастарнов, в Восточное Прикарпатье. Кельты, очевидно известные из поздних источников бритолаги, создали на территории Южной Бессарабии воинственное государство, власть которого довольно быстро признали города Добруджи и вероятно Малая Скифия. Геты в этот период снова были оттеснены в Добруджу, заняв северо-западные ее земли. С кельтским влиянием боролись гетские цари Москон, Залмодегик и Золт, правившие в III веке до н.э. Борьба закончилась видимо не в пользу гетов, так как во II-I вв. они вынуждены были покинуть свои древние земли и перебираться в покинутую кельтами Трансильванию.
На новом месте пришельцы освоились довольно быстро. Богатые земли позволили восстановить свои силы, старые связи с городами Добруджи не были забыты, что благотворно сказалось на развитии экономики. В начале I века до н.э. геты представляли уже грозную силу, они названы в числе союзников Митридата Великого, наряду со своими старыми врагами бастарнами и придунайскими кельтами. Новое гетское государство в римских источниках известно под именем Дакии. Союз даков, бастарнов и эллинов Добруджи уцелел и после смерти понтийского царя, в 62 году даки и бастарны поддержали антиримское восстание во Фракии, и с их помощью было разбито римское войско. В 60-х годах I в. до н.э. престол Дакии унаследовал Буребиста. Это был талантливый и энергичный правитель. При поддержке верховного жреца Дикенея, Буребиста провел религиозную реформу, запретив популярный культ Диониса, оргиастический характер которого способствовал разложению нравов и пьянству, возродив древний культ Замолксиса и Гебелейзиса. Тем самым царь возродил и боевой дух своего народа. Гето-даки вошли в историю как самый воинственный народ древней Европы, война была их идеологией. Римский писатель Лукиан так характеризовал окружающие Рим народы: египтяне - сеют хлеб, скифы – кочуют, геты – воюют. Буребиста строил много крепостей и храмов. Позаботившись, таким образом, о безопасности государства и своей идеологии, выразителями которой были жрецы Замолксиса, царь преступил к осуществлению своих планов. Оказавшись во главе столь воинственного народа не воевать, было не возможно. Первыми жертвами дакийской экспансии стали кельтские племена бойев и теврисков. Бойи населяли первоначально современную Чехию (Богемию, от др. Бойгемия). Под нажимом германских племен свебов – маркоманнов и квадов, они оставили задунайские области, при этом часть их вернулась в Галлию, где бойи поддержали Цезаря и получили от него земли для поселения. Другая часть осела на правом берегу Дуная, в Паннонии, заняв области вокруг озера Балатон и на северо-востоке совр. Венгрии. Не менее сложная судьба была и у союзников бойев теврисков. Со II века они занимали долины рек Савы и Дравы в совр. Словении и Каринтии. В середине II века они отказались разрабатывать золотые россыпи, принадлежавшие им, вместе с римлянами, что послужило поводом к войне. Тевриски и их союзники яподы (кельто-иллирийское племя, занимавшее Юлийские Альпы, достигая полуострова Истрии на Адриатике) потерпели поражение. Тевриски предпочли покинуть свои земли и поселились по соседству с бойями в Паннонии. Здесь следует немного сказать пару слов о расселении других паннонских племен. Третьим кельтским племенем в регионе были эрависки, занимавшие окрестности города Аквинк, из которого они изгнали иллирийцев – осов. Последние поселились на противоположном берегу Дуная, в горах Крконошах и Судетах, по соседству с кельтами – котинами. К западу от эрависков жили иллирийцы – карны, которым принадлежал город Карнунт. К югу от этих племен располагались иллирийцы – бревки, занимавшие старый город трибаллов Сирмий, и царство Скордисков, в междуречье Савы и Дравы. Из других паннонских племен, живших в окрестностях Балатона, можно назвать кельтов – анартов, иллирийцев – язов, а также езериатов, которых относят к древнейшим праславянским племенам. Далее вверх по Дунаю располагалось кельто-иллирийское царство Норик (современная Австрия), объединявшее ряд иллирийских, кельтских (латобики) племен и часть венетов. Верховья Дуная занимали кельты - винделики, а соседние горные области – племена ретов (Швейцария). Область господства даков от бойев отделяла река Парисс (Тисса). Буребиста перешел Тиссу и напал на бойев и теврисков. Место сражения произошло при впадении Тиссы в Дунай. Страбон утверждал, что Буребиста «бойев под предводительством Критосироса и таврисков он стер с лица земли» и называет кельтоктоном (истребителем кельтов). Следующий удар даки нанесли по царству Скордисков, положив конец их преобладанию в регионе. Далее Буребиста повернул на восток, подчинив земли между Дунаем и Гемом вплоть до Черного моря. Власть даков признали видимо мезы, серды. О его отношениях с Бессами и дентелетами у нас точной информации, однако Бессы видимо сохранили независимость. Население Добруджи также оказало сопротивление : Скифское царство было уничтожено, греческие города были вынуждены признать господство даков. Были разорены Истрия и Одесс. Лишь благодаря толщине стен и мужеству их защитников смогли выстоять осажденные Томы. Жители города Дионисополя, по совету знатного горожанина Акорниона, предпочли договориться с завоевателем, послав в его ставку в Арцидаве посольства с предложением мира. Это способствовало тому, что в правление Буребисты Дионисополь пережил свой расцвет, на фоне разорения своих соседей. На одной из надписей найденных в этом городе назван «первым и величайшим из царей фракийских». За свой совет Акорнион был удостоен памятой стеллы, из которой мы узнаем, что он был близко знаком еще с отцом Буребисты. В последствии Акорнион занимал высокое положение при дворе дакийского царя. На востоке Буребиста раздвинул границы своей империи до Южного Буга, нанеся поражение тавроскифам и разрушив город Ольвию. Однако на севере, у границ скифских владений, проходящих по Днестру и Бугу, гето-даки были остановлены. Во Фракии Буребиста овладел ненадолго территорией Аполлонии, но встретил сопротивление со стороны Месембрии. Месембрия и вероятно Одесс вели с даками войну. Жители Одесса во время нашествия Буребисты покинули город и очевидно нашли убежище у Одрисов. Война закончилась удачно для Месембрии, скорее всего благодаря поддержке Одрисов. До большой войны между Одрисам и даками не дошло. Границей между ними стал служить Гем. Области Одесса и территория кробизов видимо осталась за даками, о чем свидетельствует тот факт, что одесситяне смогли вернуться в родной город только после смерти Буребисты и распада его державы. Возможно немалую роль в том, что война между Одрисам и Дакией не состоялась, сыграл тесный союз Котиса с римлянами, а политика Буребисты свидетельствует, что дакийский царь не стремился к открытому конфликту с Римом. Между тем грабительские походы даков, которые доходили вплоть до Македонии, стали внушать опасения римлянам. В свою очередь Буребиста также опасался их вмешательства в свои завоевательные планы. Он проводил активную дипломатическую политику, вмешиваясь даже во внутренние дела Рима. Царь гетов внимательно следил за постепенным возвышением Цезаря, видимо, предчувствуя исходящую от него угрозу своим завоеваниям. Предполагают, что гетский царь заключил опасный для диктатора союз с Ариовистом. В 48 году он послал своего приближенного грека Акорниона из Дионисополя к противнику Цезаря Помпею, который тогда находился с огромной армией у Диррахия. Усиление Дакии все сильнее беспокоило Цезаря. Незадолго до своей смерти он начал готовить большой поход против Буребисты, для чего стал стягивать войска в Иллирию, где находился его племянник и наследник Гай Октавиан. Цезарь не успел осуществить свой замысел, в марте 44 года он был убит сенаторами. Однако и сам Буребиста не пережил своего главного противника. В том же году он был убит своими приближенными. Вероятно, заговор был вызван страхом перед могуществом римлян и перед самим Цезарем, который подчинил власти Рима многочисленные племена галлов, усмирившим германцев и гельветов, в одной битве победив понтийского царя Фарнака и одолевшего самого Помпея Великого. Со смертью создателя его держава распалась. Паннонские и фракийские племена, бастарны, скифы и греческие города вышли из под власти даков. Наследник Буребисты Котизон не сумел сохранить единства и в собственно Дакии. Царство распалось сначала на четыре, а потом на пять частей. Смерть великого царя вызвала большие столкновения между заговорщиками и сторонниками Буребисты, возглавляемые Верховным жрецом Дикенеем. Верх одержал Декеней, но его владения ограничились землями внутри карпатского региона с центром в Сармизагетузе. Иордан в своей работе «Гетика», основываясь на сведениях Диона Кассия восстанавливает последовательность занятия пристола Сармизагетузы: «после смерти Декинея на престол взошел Коммозит. Он являлся и царем, и верховным жрецом, и верховным судьей. После него был Скорило, правивший народами Дакии в течении 40 лет». В Сармизагетузе на сосуде конической формы (высота – 1 м, диаметр устья – 1 м, дна – 1-2 см) , в нескольких местах была надпись «Decebalus per Scorilo», то есть «Децебал сын Скорило». Это позволяет установить приемственность сармизагетузских царей: Декеней – Коммозит – Скорило – Дурас/Диурпаней – Децебал. При Августе обстановка на Нижнем Дунае про¬должала оставаться напряженной. С наступлением зим¬них морозов дакийский царь Котизон по льду перехо¬дил вместе со своими замерзший Истр, разоряя на правом берегу области будущей провинции Мезии.5 Его царство, по мнению многих ученных, находилось на территории Батаната и Олтении. Котизона упоминает Флор. Литературные источники этого времени пе¬стрят упоминаниями о дакийской угрозе, а сосланный в Томы (совр. Констанца в Румынии) Овидий посто¬янно упоминает в «Посланиях с Понта» о набегах гетов, переселениях сарматов, о разгроме Котизона после победы Августа над Антонием одним из римских военачальников сообщает Гораций. Другое дакийское царство располагалось видимо к востоку от владений Котизона. Им правил Дикомес, соперничающий с Котизоном. Несколько самостоятельных дакийских княжеств образовалис в Добрудже.
В статье пойдёт речь об уникальной находке, которую сделали археологи на территории Сербии — о поселении (а точнее, группе поселений) древних людей эпохи мезолита, об одной из самых высокоорганизованных и блестящих культур праистории. Она была открыта в 1965 году, во время подготовки к строительству крупной югославско-румынской гидроэлектростанции Джердап.
Археологический объект
Лепенски Вир был открыт случайно — зато, как оказалось, его значение для мировой истории очень велико. Почему?
На данный момент Лепенски Вир — это самое старое из всех обнаруженных поселений древних людей эпохи каменного века в Европе. Учёные говорят о нём как об источнике европейской цивилизации. По последним данным, люди здесь жили ещё до 8200 года до нашей эры
Лепенски Вир — это очень «богатый», если можно так сказать, источник. То есть он содержит множество находок из разных сфер жизнедеятельности древних людей. Эти находки позволяют многое понять о том, как всё было устроено — и быт, и орудия, и строительство, и представления о мире.
Те стоянки древних людей, которые обнаружены на Балканах, позволяют проследить динамику развития древней цивилизации — все находки так или иначе «перевязываются» между собой, и это даёт возможность многое понять. Появление такого звена в этой цепочке, как Лепенски Вир с его находками, многое объясняет, но и даёт новые загадки.
Я хочу привести здесь список «археологических сокровищ» Балкан, чтобы была возможность к ним вернуться (источник здесь). Это – на правом берегу Дуная: Лепенский Вир, Власац, Хайдучка, Воденица, Падина; на левом берегу Дуная: Ветерань, Террассе, Икоана, Разврата, Островул, Банулуй, Скела, Кладовей, Куина Туркулуй; Старчево в Сербии, Кереш в Венгрии и Криш в Румынии и культура Винча в Сербии.Что собой представляет археологический объект Лепенски ВирЛепенски Вир — это 7 последовательных (во временнОм смысле) поселений, которые содержат порядка 136 жилых объектов (условно говоря — домов), захоронения, предметы культа, инструменты — словом, всё, что сопутствует длительному проживанию человека в определенном месте.
Географические особенности Лепенского Вира
Поселения располагались на своеобразной ровной террасе в подковообразной излучине Дуная. Это место имеет ряд особенностей. Вообще «Вир» в переводе с сербского языка означает «вихрь», и переводится на русский язык как «омут» — место, которое имеет репутацию опасного. Казалось бы, странно основывать поселение в опасном месте. Первоначально даже предполагали, что это имеет оборонное значение. Но дело в том, что вир опасен, если не уметь с ним обращаться. Сербский учёный, Предраг Ристич, ещё в 1970 году показал, что если знать и следовать правилам природы, омут становится своеобразным инструментом в руках людей. Он так и называет его — «машина».
Дело в том, что если знать законы тока воды, то, умело включаясь в «вихрь», можно отплыть в одном направлении (например, с целью рыболовства), и вернуться «по кругу». При этом не нужно иметь ни вёсел, ни мотора, ни паруса, и не потребуется возвращаться домой пешком, волоча лодку против течения. То есть «водяной вихрь» уносил и приносил рыболовов обратно. Профессор Ристич установил, что существует несколько таких кругов, из которых самый большой имеет диаметр порядка 4 км.
Эксперименты профессора Ристича запечатлены на видео: пускаясь в водяной поток вплавь, а потом и на лодке, он неизбежно возвращается практически в исходную точку. Таким образом, оказывается, что вир (омут) оказался местом как раз очень удобным как раз для поселения рыболовов. Еще одной особенностью Лепенского Вира является его закрытость от окружающего мира массивами гор. Это обусловило для членов поселения своеобразные условия: им пришлось самоорганизовываться, т.е. жить «по плану». Дело в том, что количество людей в поселении с годами росло, а выход за пределы горного массива и расселение требовало дополнительных средств и достаточно долго не являлось разумным: зачем кому-то уходить с места, которое даёт тебе те блага, в которых ты нуждаешься?
Так Лепенски Вир постепенно превращался в планово построенное поселение людей, жизнь которого при этом неизбежно регулировалась внутренними правилами, т.е. появление правил в жизни поселения было вызвано физической необходимостью. Во время раскопок самых древних поселений этого места хорошо прослеживается, что тогда еще не существовало планомерного строительства, жилища и орудия были менее совершенны, а захоронения были стихийными, то есть не существовало ясных предположений о загробной жизни.
Особенности построек Лепенского Вира
Итак, Лепенски Вир I (самое последнее поселение, которое существовало дольше всех, и которое является основным объектом интересов учёных) — это поселение, расположенное на террасе на берегу Дуная. Оно включало достаточно тесно расположенные жилые постройки, небольшую площадь посередине и места захоронений. Жилища имели основание в виде усечённого сектора круга, с одной стороны которого было расположено «огниште».
В истории Европы культура Винча имела значение, сравнимое только с ролью Греции и ее воздействием на "варварский" мир. Сходство этих двух культурных феноменов заключается в схеме освоения пространства (колонизация, торговля, путешествия, но не завоевание), а также в длительности и глубине воздействия. С появлением культуры Винча в Европе, на Северных Балканах, происходит распад одной культуры или культурно-исторической общности линейно-ленточной керамики и исчезновение другой – Старчево-Криш. В то же время сама Винча существует с середины V тыс. до н. э. до середины IV тыс. до н. э. (по одним данным) или до первой четверти III тыс. до н. э. (по другим данным, см. ниже), параллельно с ее существованием возникает новая послевинчаиская Европа как результат ее воздействия на культуры субстрата. Причем, почти за полуторатысячелетнюю историю своего существования Винча не прекращала своего воздействия, испытывая слабые влияния со стороны вновь образующихся культур и культур субстрата. В этом проявляется уникальное свойство ее культуры устойчивость. Окончательно исчезает Винча, определив консолидацию центральноевропейских культур под баденской вуалью. Формы влияния Винчи на Центральную Европу многообразны; в археологической терминологии они выглядят в качестве вариантов самой Винчи, как культуры, в основе которых доминирует винчанский комплекс (дочерние культуры), и как культуры, в которые Винча вошла компонентом (типа Лендьел) и т. д. В связи с тем, что Винча на севере входит в экологическую нишу ПИЕ, а с юга имеет выход в Средиземноморье, хронологически занимает часть V и часть IV тыс. до н. э. и имеет массу параллелей с культурами Центральной Европы IV тыс. до н. э., чрезвычайно важно установить ее место в образовании праиндоевропейских культур и роль в судьбах позднеиндоевропейской общности. Сенсационные археологические открытия последних 20 лет на памятниках Подунавья и центральнобалканского неолита – в Румынии, Югославии и Болгарии (Васич, 1932-1936; Грбич, 1933-1934; Гарашанин, 1951; Милойчич, 1949; Иованович, Глишич, 1960; Гарашанин, 1979; Брукнер, 1978), а также уточнение дат этих памятников в пределах V -IV тыс. до н. э. на основании созданной колонки радиокарбонных дат для европейского неолита заставляют изменить устоявшиеся представления о рассматриваемом регионе как периферии древневосточных цивилизаций. В свете этих открытий Юго-Восточная Европа в ареале распространения культуры Винча может быть названа одним из древнейших очагов цивилизации, более древним, чем цивилизации Месопотамии, долины Нила и Инда. Диагностическим признаком цивилизации является такой уровень развития производящей экономики, когда появляется прибавочный продукт, высвобождающий часть общества для осуществления технического и культурного прогресса (Дьяконов, 1982, с. 34-36). Этому сопутствуют значительные перемены в социальной структуре: оформляется иерархия сословий; регулирующей жизнь общества становится власть вождя (царя) и института жрецов. Все эти явления оставляют след в материальной культуре, а следовательно, могут быть зафиксированы в археологических памятниках. Так, характерным внешним выражением перехода к цивилизации является появление города (на базе даже одной территориальной общины – Дьяконов, 1982, с. 34-36), а в нем – дворцов или храмов; разнообразных строений, связанных с разными их функциями, специализированных мастерских, свидетельствующих о выделении некоторых ремесел, и, наконец, письменности, без которой нет цивилизации. Древняя цивилизация – это культура классового общества, овладевшего письменностью. Рассмотрим, как эти признаки цивилизации преломляются в археологических памятниках культуры Винчи и насколько специфическими (т. е. культурно-дифференцирующими) для этой культуры они являются. Ранняя Винча появляется в ареале распространения культуры Старчево – Криш – Кёреш – Караново I-II (Брукнер, 1978, с. 435), причем, характер взаимодействия пришлой культуры Винча с культурой субстрата был мирный. (Это заключение основывается на совстречаемости в одном культурном слое поселений старчевской и винчанской керамики, включением некоторых форм кухонной керамики Старчево в винчанский комплекс (Брукнер, 1978, с. 435). Ранний период развития культуры Винча (Винча – Тордош I-II, по Гарашанину; или Винча А-В, по Хольсте) характеризуется отсутствием укрепленных поселений, что также подтверждает мирный характер включения носителей винчанской культуры в массив носителей культуры Старчево – Кереш. Поселения ранних этапов культуры Винча располагаются на равнине, на грядах, защищенных от половодий, и представляют собой мощные культурные напластования, однако интенсивное нарастание слоев по вертикали еще не служит доказательством существования в культуре Винча поселения ближневосточного типа – телля. М. Гарашапин (1979, с. 71), который высказал эту мысль, полагает, что формирование культурного слоя на винчанском поселении зависело от природных условий, и приводит в качестве примера поселение у фабрики фосфатов "Фафос", которое росло по горизонтали. Мощные слои винчанских поселений в Винче, Жарково, Баньице, Предионице, Фафосе, Горной Тузле и др. говорят об оседлом образе жизни винчанского населения и существовании таких форм земледелия, которые обеспечивали длительное проживание на одном месте. Следовательно, на ранней стадии существования Винчи не приходится говорить о возможности -появления города как укрепленного культурного центра. В поздний период развития Винчи – Винча – Плочник I-II, по Гарашанину, положение резко меняется. Многослойные винчанские поселения сменяются укрепленными поселками, расположенными на труднодоступных холмах и скалах (Гарашапин, 1979, с. 71); появляются также однослойные поселения с незначительным культурным слоем. Эти факты свидетельствуют о значительных переменах как в исторической обстановке, так и появлении каких-то внутренних факторов, вызвавших необходимость защиты от внешней опасности. М. Гарашанин (1979, с, 72), например, связывает изменение формы поселения с развитием металлургии. Внешний вид поселков Винчи на поздней стадии развития подобен цитаделям, крепостям микенского времени. Так, поселение Валач в Югославии находилось на отвесной скале, было ограждено каменной стеной из необработанных или частично обработанных камней (Гарашапин, 1979, с. 72). На поселении Градац под Злокучаном (Югославия) зафиксирован кольцевой ров, сопровождаемый палисадом (там же). Отличие укрепленного поселения от города – слабо разработанная тема, уводящая в большую проблему появления города как признака перехода от первобытно-общинного строя к классовому обществу. Укрепление поселения, преследующее цель территориального обособления для охраны имущества и жизни – это одно из условий для обозначения поселения городом.
Автор данного сочинеия — Джованни дель Плано Карпини (ок. 1180 — ок. 1252 гг.) родился в г. Перужди в богатой семье. Плано Карпини — один из основателей ордена францисканцев и его особого подразделения — миноритов. До путешествия к монголам Плано Карпини выполнял поручения католической церкви в Испании и Португалии. В Каракорум он отправился уже как папский легат — официальный представитель папы римского в нехристианских государствах. Путешествие заняло около 2,5 лет . Из Лиона Плано Карпини выехал 16 апреля 1245 г, далее — через Чехию и Польшу к разоренному Батыем Киеву. Оттуда по Днепру, Дону и Волге Плано Карпини достиг Сарая — ставки Батыя, который и отправил папского легата к великому хану Гуюку в Каракорум. “История монгалов” Плано Карпини — первое западноевропейское произведение об отдаленных областях Азии, тем более ценное как свидетельство очевидца. Интерес представляют как этнографические описания обычаев монголов, так и история монгольских завоеваний и их последствий, в частности для Руси. Текст печатается по изд.: История монгалов / Дж. дель Плано Карпини; Путешествие в Восточные страны / Г. де Рубрук; Книга Марко Поло. М., 1997. С. 35-36, 40-41, 51, 53, 55, 56, 60, 68–70.
Происхождение, Язык, Письменностьпеласгов[16,112]"Отец истории" Геродотупоминает, что пеласги с острова Лемнос нападали на Афины, и что отдельные поселения пеласгов сохранялись в его время, но в целом приурочивает эпитет "пеласгический" ко временам глубокой древности, когда они якобы населяли всю Грецию. Геродот также рассказывает, что он обнаружил следы пеласгов в Додоне (изложение мифа о двух жрицах из Додоны (92. 56)), где по его словам, они поклоняются богам, не давая им никаких имен (2. 52).В целом Геродот был убеждён, что некогда Эллада называлась Пеласгией, а население Эллады происходило от пеласгов, перешедших в основной массе на греческий язык:"Что до эллинского племени, то оно, по-моему, с самого начала всегда говорило на одном и том же языке. До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны. Из такого довольно скромного начала они численно возросли и включили в себя множество племен, главным образом оттого, что к ним присоединились пеласги и много других чужеземных племен. Итак, по крайней мере до соединения с эллинами, как я думаю, племя пеласгов, пока оно было варварским, так никогда и не стало значительной народностью."Население Аттики тоже принадлежало к пеласгам и называлось кранаями. Много позже, когда жители Аттики уже перешли на эллинский язык, они изгнали из Аттики прибывших туда с Лемноса пеласгов, причём из его описания следует, что пеласги находились на более высокой стадии развития, чем греки:"Афиняне изгнали пеласгов из Аттики -- справедливо ли или несправедливо они поступили -- этого я не знаю, и могу лишь передать, что рассказывают другие. Именно, Гекатей, сын Гегесандра, в своей истории утверждает, что афиняне поступили несправедливо. Они ведь отдали свою собственную землю у подошвы Гиметта для поселения пеласгам в награду за то, что те некогда возвели стену вокруг акрополя. Когда же афиняне увидели, что эта, прежде плохая и ничего не стоящая земля теперь прекрасно возделана, их охватила зависть и стремление вновь овладеть этой землёй."Со ссылкой на жриц из Додоны Геродот сообщает, что греки заимствовали от пеласгов имена богов и некоторые древние культы (почитание низших богов, Кабиров). Позднее афиняне в середине VI в. до н. э. изгнали пеласгов и с Лемноса.
Во времена Геродота (V в. до н. э.) пеласги проживали компактно в немногих местах близ Геллеспонта:Согласно ему, Лемнос и Имброс населяли пеласги, и персидский военачальник Отан покорил их. После Марафонской битвы Мильтиад отомстил пеласгам, захватив Лемнос, когда сбылось предсказание оракула.О языке пеласгов Геродот писал:"На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем -- по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть, и все пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов. Ведь еще и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей. Это доказывает, что они еще и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они принесли с собой после переселения в эти земли."Кроме того, существует мнение, что у Геродота назван был город Кротон в Италии, а не Крестон (ибо именно так цитирует Геродота Дионисий Галикарнасский. Если следовать рукописному чтению Крестона, то Геродот в Италии пеласгов не упоминал. Сам Геродот всегда четко различает пеласгов и тирсенов (тирренов, то естьэтруссков). Тем не менее, уже у него можно подметить черты их смешения, ибо население Лемноса, современной наукой сближаемое по языку сэтруссками, Геродот относит к пеласгам.Другой знаменитый историк античности,Фукидидговорит в первой книге своей Истории: "По-видимому, страна, именуемая ныне Элладой, прочно заселена не с давних пор. Раньше происходили в ней переселения, и каждый народ легко покидал свою землю, будучи тесним каким-либо, всякий раз более многочисленным народом". Больше того, по словам того же Фукидида, сама страна Эллада, "вся, как таковая, не носила еще этого имени... название ей давали по своим иные племена (не греки), главным образом пеласги". И еще он же писал: "Пеласгийская раса, говорят, была самой распространенной на Колхидском полуострове и в прилегающих к нему островах".
Данная статья открывает тему исследования догреческой цивилизации, основанной в Средиземноморье в III тыс. до н. э. Это цивилизация народа известного под именем пеласгов («пел-асг» или «бел-асг» - белые аисты). - http://www.tezan.ru/pel.htm
Древнейшее население Греции составляли пелазги, народ земледельческий и миролюбивый. Памятниками пелазгического племени считаются «циклопические» постройки, сохранившиеся до нашего времени. Они сделаны из больших каменных глыб, прилаженных друг к другу, и отличаются чрезвычайной прочностью. Греки впоследствии не могли понять, каким образом обыкновенные люди ворочали такими огромными камнями, и называли стены работой каких-то великанов-циклопов. Наиболее замечательные из этих циклопических памятников находятся в Арголиде, например, «Сокровищница царя Атрея» — в городе Микенах; стены этого здания кверху постепенно сближаются друг с другом и заканчиваются площадкой. Среди развалин Микен также сохранилась часть стены с так называемыми Львиными воротами: они замыкаются сверху огромным камнем, который служит подножием рельефному изображению двух львов. Гораздо позднее пелазгов поселились в Греции их соплеменники эллины. Они в незапамятные времена перешли из Малой Азии на Балканский полуостров, через Фракию и Македонию проникли в Фессалию, долго жили около Олимпа (на что указывает важное значение этой горной группы в греческой мифологии) и отсюда распространились по Греции, отчасти покорив пелазгов, отчасти оттеснив их в наиболее дикие горные области http://bibliotekar.ru/polk-8/10.htm
“Историография” написана Мавро Орбини в 1601 году. Сейчас в Москве в Исторической библиотеке в отделе редких книг хранятся шесть экземпляров книги (раньше было 8 экз.), изданной в С.-Петербурге в 1722 г.: Орбини Мавро (Мауро) «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского. Собрана из многих книг исторических, через господина Мароурбина Архимандрита Рагужского. Переведена с итальянского на российский язык и напечатана … в Санкт-Петербургской Типографии, 1722, августа в 20 день». Мавро Орбини, итальянца, да к тому же говорящего о русских 400 лет тому назад в предвзятости не обвинишь и потому его слова, особенно что «Русский народ является самым древним на Земле народом, от которого произошли все остальные народы», мы должны помнить.
Справочно: Мавро Орбини (Mavro Orbini) (? — † 1614). Автор книги «Славянское царство» (1601), в которой попытался дать историю всех славянских народов. В сочинении приведён перевод сербской хроники XII в. (Летопись попа Дуклянина), которая таким путём стала доступна исторической науке. По указаниюПетра I оно было переведено (с сокращениями) на русский язык с названием «Книга Историография початия имене, славы и расширения народа славянского…» (1722).
Запад в течение многих веков вёл информационную войну против России и масса очень важных русских исторических документов осели в Ватикане. Книга Орбини была переведена на русский в 1722 году, а дальше не издавалась не случайно. Ведь история в 1-2 века в те времена была еще не забыта, и о силе славянского оружия многие монархи еще помнили. Кроме того, Петербургской Академии Наук тогда еще не существовало, и норманнская теория, которую нам всучили немецкие историки, в России не доминировала. Ещё Г. Миллер. А. Шлёцер и Г. Байер не создали чёрный миф о татаро-монгольском иге.
Интересен раздел книги, где говорится об употреблении кириллицы в Западной Европе: «…и сами Принцепсы Норицкие употребляли буквы славянские в народных письмах, якоже зрится во церкви Святого Стефана в Вене»… Очерчивая границы Российского царства, Орбини между прочим сообщает, что русской провинцией является Югария или Югра, то есть Венгрия. Орбини добавляет, что это – отечество гуннов. Он описывает, как россияне под предводительствомАттилы «покорили себе прекраснейшие страны Европские». Авторитетный Сигизмунд Герберштейн писал о том же… Рассказывал Орбини и об античных военных походах русских: «В то время, когда Помпей Великий воевал против Митридата Царя Понтского, россияне (они же московитяне, как поясняет Орбини) под предводительством своего государя Тасоваза или Тазия, нанесли сильное поражение Понскому царю, будучи союзниками Римского государства» (Орбини Мавро (Мауро). Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского. Собрана из многих книг исторических, через господина Мароурбина Архимандрита Рагужского. Переведена с итальянского на российский язык Ф. Прокоповичем, митрополитом, и напечатана … в Санкт-Петербургской Типографии, 1722, августа в 20 день. — С. 69).
О том, что Россия существовала еще в античное время, ни у кого из историков начала XVII века сомнений не было. Однако в течение этого века Россию убрали не только из античной историографии, но и из медиевистской историографии, а в XVIII веке для России присочинили призвание на Русь чуждых русским викингов и пресловутое татаро-монгольское иго.
Происхождение народов: «Все вышеназванные народы, ныне больше прославляются такими славными историографами, которые письменно прославляли дела своих народов с немалыми затруднениями и прилежанием. Однако славянские народы, будучи скудны в древние времена учёными людьми, вначале старались непрерывно воевать, и совершать достойные дела вечной славой своего оружия, нисколько не заботясь о том, чтобы кто-нибудь описывал их поступки, и потому немногие историографы вспомнили о славянах. Но и то, что вспомнили, сделали по большей части по причине войн, начатых славянами с другими народами, а не ради восхваления славянских народов и осветления их, своих неприятелей, ибо славянские народы покоряли своим оружием почти все народы во Вселенной: разорили Персию, владели Азией и Африкой, бились в Египте и с великим Александром, присоединили к себе Грецию, Македонию, Иллирическую землю, завладели Моравией, Шлёнской землёй и берегами Балтийского моря. Славяне прошли в Италию, где много времени воевали против ромеев. Иногда славянский народ был побеждён, иногда, после потерь в сражении, мстил ромеям большим кровопролитием, а иногда в сражении был равным. Наконец, покорив себе Ромейское государство, завладел многими их провинциями, разорил , сделав данниками ромейских императоров, чего не проделал ни один народ на свете. Владел Францией, Англией и организовал государство в Испании; овладел лучшими европейскими провинциями; и от этого всегда славного в прошлые времена народа произошли другие сильнейшие народы: славяне, вандалы, бургонтионы, готы, остроготы. А также русы или расы, визиготы, гепиды, геты-аланы, уверлы или герулы, авары, скирры, гирры, меланхлены, бастарны, пеуки, даки, шведы, норманны, фены или финны, карпы, маркоманы, квады, фраки. Аллеры были близ венедов или генетов, которые заселили берег Балтийского моря, и разделились на многие начала, то есть, на поморян, увилцев, ругян, уварнав, оботритов, полабов, увагир, лингон, толенцев, редатов или риадут, цирципан, кизин, эрулов или элуелдов, левбуз, увилен, сторедан и брициан. Со многими иными везде был сам народ славянский» (Орбини Мавро. Книга историография. СПб, 1722. – С. 4).
Замысел книги Орбини: «Но если бы кто захотел затемнить или уничтожить вышеназванные деяния, пусть почитает книги из библиотеки светлейшего князя де Урбино, который смог содержать такую богатую и великую библиотеку в самом сердце Италии. А если кто-нибудь из посторонних инородцев будет из ненависти перечить этому истинному описанию и прекословить, то я сошлюсь на перечень историографов, объявленных мною в данной книге» (Орбини Мавро. Книга историография. СПб, 1722. — С. 5).
Предисловие Орбини: “Все историографы производят начало этого народа (русских – а.) из Скандинавии, которая многими названа Сканция, некоторыми Скондания, другими Скандия и Скандизона, лежащая в северных странах, о чём повествует Гельмульд. Древние латины и греки вряд ли ее знали, но выразили общее мнение, что имеется пояс земли, покрытой льдом, осуждённый на постоянные снега и лишённый всего живого. Немногие упоминали о ней, а некоторые предположили, что там находятся благополучные земли долго живущих людей и любых людей весьма праздных. А некоторые надеялись, что этот край представляет собой обширный остров. Плиний в 4-й книге повествует, что Скандинавия есть остров весьма крупный, даже непомерный своей величиной.
Солин в 23-й главе, описывая дивные вещи вселенной, говорит, что Скандинавия является островом крупнее всех островов Господней земли, и не имеет ничего более интересного кроме себя самого. Потом вскоре говорит, что Скандинавия является не столько островом, сколько большой частью суши, окруженной морем, но целиком от материковой земли не отделенной.
Согласно Иорианду Алану, названа как другой мир, жилище народов и владение родоначальников. Длина его с севера на юг 1800 миль, а ширина не менее половины; с одной стороны она выходит на Балтийское море, с другой – на океан, который некоторыми называется Студёным… На севере обитают финны, карелы при границах российских, — по карте великого Олая… Имеется мнение людей учёных, что Скандинавия есть славная Туле: такое утверждение идёт от древних, образуя некую основу” (Орбини Мавро. Книга историография. СПб, 1722. — С. 12).
В Средние века Римом называли Ромею, в целом, а также столичный город на малоазийском побережье Босфора, латиняне на Апеннинах никогда не были римлянами:
Славяне в Средние века заселили Египет:
Орбини пишет: «Об АЛАНЕХ-СЛАВЯНЕХ. Они, выйдя из Скандинавии, общего отечества всех Славян, разделились на две части. Одна часть пошла в Азию и вселилась близ гор Засеверных; они называются ТАТАРЫ. Другие же, соединившись с Вандалами и Бургундцами, изгнали Французов и нареклися СКИФАМИ, однако некоторые писатели называют их ДАКАМИ. Но лучше было бы их назвать ГОТАМИ, поскольку и те и другие говорили на одном языке. Аланы-славяне… распространились даже до реки ГАНГА, которая разделяет ИНДИЮ на две части и впадает в Южное море. Не строили кибиток ни домов, не пахали землю, но питались мясом и большим количеством молока. Постоянно жили на телегах, покрытых древесной корой и возили эти телеги с собою по пространным степям… сожитие мужей с женами было общее, как и воспитание детей. Всякая страна, в которую приезжали, казалась им своей… Молодые люди обучались ездить на конях, поскольку ходить пешим считалось у них унизительным. Почти все они были искусные воины, имели высокий рост, были очень красивы лицом, волосы имели средне русые, глаза красивые и грозные. Тех, кто умирал от старости считали глупцами и бездельниками. Славен у них был тот, кого убивали на войне. В плен они не брали, а отрезали голову побежденному неприятелю, сдирали с него кожу и накладывали ее на своих коней… и с такими украшениями водили коней в бой. Не имели ни Церкви, ни Храма, ни Попов, ни Богов особенных, ни шалашей, ни кибиток. Но вынув сабли из ножен и воткнув их в землю, поклонялись им как Богу Арею, в которого верили как в покровителя всех тех мест, где они сражались. Нападали на ПАЛЕСТИНУ, ЕГИПЕТ и на ИУДЕЮ, которым страшное разорение учинили во времена ВЕСПАСИАНА Царя, поскольку Царь Урканский отворил им проход Каспийских ворот. Разорили МИДИЮ, АРМЕНИЮ… Имели Аланы войну с ДОМИЦИАНОМ и ТРАЯНОМ Кесарями; ВО ВРЕМЕНА ЖЕ ДЕКИЯ ВЗЯЛИ ВИЗАНТИЮ. АДРИАН Цесарь не смог победить их оружием, но привлек дарами. ГРАЦИАН сделал то же. ВАЛЕНТИНИАН, наследник ГОРДИАНА, котораго аланы победили… издал указ по которому тем, кто сможет их победить, было обещано освобождение от податей на десять лет. Тогда ГЕРМАНЦЫ… двинулись против алан и одолели их… ВАЛЕНТИНИАН потом вторично вступил в войну против алан, но был ими не только побежден, но и удавлен по повелению их царя БОРБОГАСТА. Алане, присоединившись к другим славянским народам — вандалам, бургундцам и шведам, — под предводительством общего их князя Симгибана завладели ГАЛЛИЕЙ. Оттуда они прошли в ИСПАНИЮ и захватили часть Испании, назвав ее АЛАНИЕЙ, что ныне искаженно произносится как КАТАЛОНИЯ. Не удовлетворившись этим, они наступали на ПОРТУГАЛИЮ и захватили там город Эмерит Августу со всей ГАЛИСИЕЙ, где утвердили на некоторое время царство свое… Те же аланы, которые остались у себя дома в Сармации, были истреблены своими соседями настолько, что нет более жителей в этих местах, разве только иногда приходят туда казаки для охоты или рыбалки» [Орбини Мавро. Книга историография. СПб, 1722.. — С. 103 – 107].