Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Голландцы
lu-chia
Сообщение #1 | Вт, 21.03.2017, 12:09
Группа: wing
Сообщений: 29199
Мейндерт Хоббема (1638-1709)

самый значительный мастер голландского пейзажа после своего наставника, Якоба ван Рёйсдала.

http://www.liveinternet.ru/users/2477424/post133270117/



Аллея в Мидделхарнисе. 1689

Вроде все просто, но цепляет чем-то..



Пейзаж с мельницей



Водяная мельница
lu-chia
Сообщение #2 | Вт, 21.03.2017, 18:16
Группа: wing
Сообщений: 29199
Вермер Делфтский


Аллегория веры

Около 1670. Холст, масло. 114,3х88,9

Расположенный на первом плане богато расшитый занавес, похожий на шпалеру, вводит зрителя в сцену, отображающую воплощение Веры. Она окружена символическими атрибутами, почерпнутыми в знаменитой книге Чезаре Рипы «Иконология», переведенной в середине XVII в. на голландский язык. Белый и голубой цвета - очевидное олицетворение чистоты и истины. Рука, прижатая к груди, указывает на глубину веры, исходящей из самого сердца. На стене помещена репродукция картины антверпенского живописца Якоба Йорданса «Распятие», которая еще более убедительно подчеркивает значение сцены.

Интересно, что изображенная на полотне картина была собственностью Вермеера и упоминалась в инвентарном списке имущества художника, составленном после его смерти. Сдержанность композиции и более строгий колорит проявляются в поздних произведениях художника. Им сопутствует заметное влияние классических концепций, которые постепенно распространялись в голландском искусстве той эпохи. Нельзя исключать, что полотно было написано по заказу.

Распятие, кубок и Библия, помещенные на столе, расположенном рядом с девушкой, подчеркивают основополагающую роль в католической религии таинства Евхаристии и жертвы Христа. Контрреформа, особенно в открытой полемике с доктриной протестантизма, касающейся символической ценности, вменяемой хлебу и вину, признавала за Причащением особенную роль.

Яблоко, лежащее у ног Веры, согласно христианской традиции представляет запретный плод из райского сада, сорванный Евой, искушенной змеем, и поэтому ставший символом грехопадения человека и смертного греха. В действительности в Священном Писании не говорится, к какому виду относилось дерево познания. Но латинское слово malum означает и male («зло») и malus («яблоня»), отсюда следует, что дереве быть и яблоней.


Возможно, все оно и подчеркивает и символизирует, на мой взгляд картина о вере фальшивой что ли, притворной
lu-chia
Сообщение #3 | Вт, 21.03.2017, 18:53
Группа: wing
Сообщений: 29199
Питер Пауль Рубенс

Падение проклятых, 1620. Холст, масло, 268x224.
Пинакотека Альт, Мюнхен, Германия



"Малый страшный суд"
«Малый Страшный суд», развернутый относительно композиционной оси таким образом, чтобы взгляду зрителя открывался отвесный водопад тел, — это уже, собственно, подлинное низвержение в ад. Идиллия в верхней части полотна, в люнете, вероятно, дописанная позднее кем-то из учеников Рубенса в его мастерской, — не более чем едва намеченный набросок. Угрюмо влачат праведники собственное бытие, цепляясь за канаты боксерского ринга земной юдоли, выцветая и истончаясь к краям, — чистый свет, до которого Бог снисходит на краткое мгновение.
Но известно ли им, что это их собственная вина, или они пребывают в неведении? Те, что летят вниз с небесных высот, попираемые ангелами, — в состоянии ли они действовать? Мог ли Рубенс, брат философа и сам философ, горячо любивший наследие Античности, человек образованный, просвещенный и светский, в самом деле без малейшей иронии, которую, как мне кажется, источают прежде всего гигантские обнаженные фигуры с приставленными к ним головами ангелов, — последний триумф плоти, вызвавший такие возмущенные толки, что его пришлось убрать из церкви ордена иезуитов в Нойбурге-на-Дунае, для которой он был написан, — мог ли он языком своей живописи выразить подчиненность Богу этих чудовищных громад плоти, рвение небесного воинства, притязания матери-церкви на право единолично представлять Бога на земле? Сверхъестественных размеров игрушки в руках исполина с пращой — вот что такое эти тела. С кем играют боги и что речет Бог Единый, кого запрягает Он в свою колесницу? Рубенсу никогда не требовался предлог для изображения нагого тела, но история этой наготы втравлена в ее плоть. Существует к тому же два рода наготы, женская и мужская, и существует Бог, что сотворил обоих и предоставил нам их созерцать.
http://www.e-reading.mobi/chapter....no.html

Падение мятежных ангелов


Страшный Суд, 1617. Холст, масло, 606х460.
Пинакотека Альт, Мюнхен, Германия


и еще
Падение Фаэтона



это полная драматизма картина Фламандского мастера Питера Пауля Рубенса, на основе древнегреческого мифа Фаэтон, популярного в изобразительном искусстве. Рубенс решил изобразить миф на «пике» действия, когда Зевс уже метнул молнию.

Фаэтон, сын Аполлона, упросил отца разрешить ему управлять солнечной колесницей, летящей по небу и сменяющей дни и ночи. Но в руках молодого извозчика не имевшего, опыта управления колесницы, лошади, вырвавшись из под контроля, понеслись, выжигая все на своем пути с помощью солнечного тепла, нарушив обычный курс через небеса..

Чтобы спасти вселенную от гибели, Зевс, царь богов, мечет молнии, которые на картине представлены как ослепительные лучи света. Когда колесница поражается молнией, Фаэтон падает замертво.

В 16-17 веке легенда о Фаэтон обрела популярность как притча о разрушительных последствиях гордости и отсутствии умеренности. В 17 веке теоретики вкладывали различные интерпретации этой истории, в том числе и политические.
/ https://artrue.ru/style/barocco/rubens/padenie-faetona.html /
lu-chia
Сообщение #4 | Пн, 27.03.2017, 19:59
Группа: wing
Сообщений: 29199
Братья Лимбурги

Братья Лимбург - Поль, Эрман и Жеаннскен, французские живописцы-миниатюристы, родом из Северных Нидерландов. Прославились благодаря созданию «Великолепного Часослова герцога Беррийского».

«Великолепный часослов герцога Беррийского», является одной из самых прекрасных книг в истории мировой культуры. Манускрипт был начат братьями Лимбургами в период между 1409 годом по 1416 год. Сам текст, заглавные буквицы, маргинальные декорации и позолота, скорее всего, выполнены другими мастрерами.
Братья Лимбурги не закончили книгу. По некоторым сведениям они скончались в 1416 году от чумы. Из 129 миниатюр рукописи при жизни братьев Лимбургов было выполнено 65.

Часослов был выполнен по заказу Жана, герцога Беррийского. Он состоит из 206 листов - 412 страниц, размером 29×21 см. Несмотря на свой небольшой размер, эти миниатюры являются одним из самых значимых памятников интернациональной готики.

Как правило, часословами, или часовниками назывались рукописные книги. Они начинались с календаря, который обычно сопровождался изображениями трудов и развлечений в различные времена года и знаками Зодиака.
Далее следовала Литургия, приуроченная к определённому часу, состоявшая из библейских чтений, молитв.

Часослов украшался миниатюрами и был одет в великолепный переплет. Как правило, часослов дарили на бракосочетание, рождение первенца и многие другие торжества.
Так же часослов содержал ряд сведений практического характера по астрономии, астрологии, медицине и другим отраслям знаний, что делало его, не только желанным подарком, но и своеобразной домашней энциклопедией.

Над рукописью часослова работало огромное число людей: «Мастер Теней», предположительно Бартоломей ван Эйк; Жан Коломбо и многие другие. Само создание манускрипта заняло около 80 лет.

Главную ценность часослова составляют миниатюры Календаря года, на которых изображались занятия людей в разные месяцы. Они построены по одной схеме: сверху, в полукруге, показаны знаки Зодиака, соответствующие тому или иному месяцу. Ниже - прямоугольные миниатюры с различными сценами.

Рукопись сменила многих владельцев во Франции, Нидерландах, Италии. В первую четверть XVI века Часослов попал во Фландрию, где были сделаны копии с цикла «Времен года». В Италии часослов был продан семьей Спинола Жану-Батисту Серра, а затем оказался у барона Феликса Маргерита. В 1855 его приобрел герцог Омальский, который впоследствии передал его в дар французскому государству.

На его красном сафьяновом переплете более позднего происхождения есть гербы генуэзской семьи Спинола и гербы Серра.

Самым знаменитым изображением Часослова, является цикл «Времена года» состоящий из 12 миниатюр с изображением месяцев. Часословы часто содержали календарь, но иллюстрации цикла «Времена года» оказались новаторскими с точки зрения своей направленности избранных тем для изображения, композиции, а также художественного и технического исполнения.

Большинство миниатюр содержали изображение замков герцога Беррийского и множество деталей, атрибутов и обычных занятий, подходящей под определенное время года. На каждой иллюстрации изображена небесная полусфера, на которой располагается солнечная колесница, знаки зодиака и его градусы, а также количество дней в месяце и буквенные обозначения юлианского лунного календаря

http://www.bibliotekar.ru/k108-Limburg/index.htm








Времена года:

Февраль


Март

http://das-gift.livejournal.com/5932.html
lu-chia
Сообщение #5 | Чт, 06.04.2017, 11:00
Группа: wing
Сообщений: 29199
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ И ЕГО ГРАВЮРЫ.

Сразу же рассмотрим гравюру «Большие рыбы поедают малых».


На мой взгляд, это блестящая аллегория к "акулам капитализма". Но могут быть и иные трактовки, учитывая, что в те времена рыба была символом знания и мудрости. Кстати, вот как это происходит в реальности:



И несколько аллюзий.







А вот гравюра «Война сундуков и копилок», тут также отчётливо видна социальная сатира.
 


Дата его рождения неизвестна, считается, что художник родился в 20х годах XVI столетия. Его жизнь окутана тайнами и неизвестностью. Питер Брейгель, как и Михаил Ломоносов в будущем, появился из глухой деревушки, не владея грамотой изобразительного искусства.



Брейгелю посчастливилось учиться у самого Питера Кука Ван Альста, который в те времена служил при дворе Карла V.



Многие гравюры были долгое время скрыты от общества. Их раскупали знатные вельможи, а также приобретали частные коллекционеры. Сам же Брейгель перед смертью приказал жене уничтожить часть своих работ из-за едких подписей, которые он всегда делал, создавая гравюру.



Питер Брейгель был не просто художником, это был художник-мыслитель, который по-своему интерпретировал Евангелие, а также различные библейские сюжеты. Все это на фоне тяжелых времен для Нидерландов оказалось достаточно своевременно.



Народ называл Брейгеля мастер Питер Шутник, потому что художник умудрялся отобразить в своих гравюрах буквально всех представителей сословий, раскрывая всех, кого только мог достать.


Художник женился слишком поздно, буквально за 6 лет до своей смерти. А предложение сделал он именно той, которую знал еще совсем маленькой девочкой. Он пронес свою любовь через время. Кстати, возлюбленная его была дочерью того самого учителя  Питера Кука Ван Альста.
Кухня жирных.

lu-chia
Сообщение #6 | Сб, 13.05.2017, 18:32
Группа: wing
Сообщений: 29199
Виктор Сафонкин

Войны, религия, мифология, Европа, общество и абсурд являются постоянными темами его творчества. Виктор обладает уникальным видением реальности, умеющим использовать сюрреализм как обоюдоострый меч. Ничто не является тем, чем кажется. В каждой его картине мы можем построить нашу собственную реальность, Виктор даёт нам только принципы, которым нужно следовать. Его произведения разговаривают с нами почти как книги, мы просто должны прочитать их, понять и сделать собственные выводы.

http://www.risunoc.com/2014/07/viktor-safonkin.html

http://kartinca.ru/nezrimye-miry-viktora-safonkina/

"Красивый арт", говорят, ну не знаю, кое-что мне показалось сильным и точным



Распятие







lu-chia
Сообщение #7 | Пт, 03.11.2017, 16:58
Группа: wing
Сообщений: 29199
Время Босха http://abrod.livejournal.com/1030978.html



Очень интересный рассказ и взгляд на Босха как на культурно историческое явление, но надо же на проблемы истории и с христианской точки зрения посмотреть, поскольку без этой точки зрения ничего в Босхе понять нельзя, а непонимание того, кто такой Босх может для России кончиться печально. Достаточно сказать, что Эразм Ротердамский сформулировал основные положения так называемой свободы воли и свободы выбора в работе интерпретирующей картину Босха - "Искушение святого Антония". И именно эта работа легла в основу менталитета людей на Западе Европы, весьма отличного от менталитета людей на ее востоке. А вышеупомянутая картина Босха легла в основу легенды о ковчеге Завета, спрятанном Меровингами в окрестностях деревни Ренн-ле-Шатто. Кроме того я от себя могу заметить, что Эразм Роттердамский при всем моем к нему уважении осознал и описал эту картину может и адекватно, но по касательной, я бы сказал в меру своих возможностей или вернее в меру возможностей своего времени.
Между тем сам Босх выходит за эти меры и вряд ли его картины подобно картинам Брейгелей были так уж сильно завязаны на современные ему безобразия Западной Европы. Брейгели не могли ничего знать о Православии, так как в 1453 году Православная Империя прекратила свое существование. А Босх знал об этом, так как он был женат на женщине которая была не только потомком Дагоберта II, но и потомком Анны Ярославны Киевской, бывшей ко-регентом Франции вместе дюком Фландрским Болдуином. В частности из его картин следует что он читал Ареопагитики основывался на значительно более глубоких работах Максима Исповедника о двух волях у Христа, которые заменяют и дополняют в Православии тезис о так называемой свободе воли и свободе выбора, что собственно и стало причиной вышеупомянутого и весьма конфликтного расхождения в менталитетах, особенно если о нем не знать и его не контролировать

Мы ведь думаем, что Россия уже тогда в 15 веке общалась с Западом только на полях сражений, но на самом деле это было не так и Православие Святого Патрика умирало долго и мучительно, борясь с католичеством за свое существование. И не пропагандисты Возрождения, и даже не эпидемия чумы, получившая название "Черная смерть", а именно эта борьба осталась в памяти европейских народов как поражение сил добра, что собственно и сделало Средние Века темными, а современный термин "готика" эвфемизмом термина "сатанизм".

Достаточно сказать, что ирландское, а вернее бретонское православие Святого Патрика оставалось государственной религией Бретонского герцогства вплоть до 1491 года, когда 14 летняя Анна Бретонская силой оружия была принуждена стать женой короля Франции Карла VIII.
И мы все это обсуждали с Никитой в связи с шпалерами "Охота на Единорога", которые висели в километре от моего дома в замке Клойстерс, куда мы ходили с Никитой через день. По одной из версий эти шпалеры были заказаны Франциском Бретонским для брака своей дочери Анны Бретонской с Генрихом VII Английским, и если бы этот брак состоялся, то религиозная картина мира сейчас была бы совсем другой. Именно поэтому в этот гобелен был заложен скрытый религиозный смысл, так как единорог означает Христа, который стал смертным сыном Богородицы, дабы искупить грехи человечества, а Единорог стал уязвимым для одержимых злом охотников, после прикосновения женщины.

К сожалению главная шпалера "Мистическое пленение Единорога" была утрачена и от нее сохранились только фрагменты, но согласно одним источникам женщина на этой шпалере это Пресвятая Дева Мария, родившая Христа на смерть, а согласно другой гностической версии это Мария Магдалина, ставшая женой Христа и родоначальницей династии Меровингов. Существуют и другие интерпретации этих шпалер, но самое главное это то, что от скрытого смысла этих шпалер тогда, (впрочем так же как и сейчас) зависели мир или война, жизнь и смерть множества людей.
И я помню как я плакал, впервые услышав уже после смерти Никиты его песню "Охота на Оленя" и внезапно поняв, что Олень это на самом деле Единорог, и его история, о которой поет Никита, это история не только Грюнвальдской битвы, которую мы обсуждали в Метрополитен перел картиной Босха, но и война за Бретонское наследство, которую мы обсуждали стоя в Клойстерсе перед этими шпалерами, война предопределившая и Анну Болейн с ее прикосновением к Генриху VIII, которое весьма чудесным и парадоксальным образом восстановило Церковь Англии после пол индиктиона Католического рабства. Но самое главное это история битвы у Саур-Могилы, о которой мне рассказал Никита когда мы виделись в последний раз. И грустно добавил: "И еще долго будет терзать Украину всяческое нечестие."
amator_sui
Сообщение #8 | Пт, 03.11.2017, 18:06
Группа: дебютант
Сообщений: 627
Не, тут без лезеригновой кислоты не обошлось. Боюсь я смотреть такие картины. И тянет и какой-то страх потер рассудока, психического здоровья из-за общения с этим. Гойя тоже иногда страшен.

lu-chia
Сообщение #9 | Пт, 03.11.2017, 18:51
Группа: wing
Сообщений: 29199
amator_sui, это ж визуализация того, что происходит. Никакой наркомании, чистый реал, но в символическом, разумеется, виде..
lu-chia
Сообщение #10 | Сб, 04.11.2017, 00:43
Группа: wing
Сообщений: 29199
Цитата amator_sui ()
Гойя тоже иногда страшен.
 конечно, страшен. И жизнь бывает страшной



Стихи - Возенесенского:

«Для меня же “Гойя” звучало – “война”».
Вернувшись из ленинградской блокады, отец поэта привез книгу под названием «Гойя». Вознесенский пишет: “Я ничего об этом художнике не знал. Но в книге расстреливали партизан, мотались тела повешенных, корчилась война... Все это связалось в одно страшное имя – Гойя.

Гойя – так гудели эвакуационные поезда великого переселения народа. Гойя – так стонали сирены и бомбыперед нашим отъездом из Москвы, Гойя – так выли волки за деревней, Гойя – так причитала соседка, получив похоронку. Гойя...

Эта музыка памяти записалась в стихи, первые мои стихи. Конечно, в стихах записался и иной гул, и праязык, и моя будущая судьба – но канва все равно была из детских впечатлений”
/Из воспоминаний Андрея Андреевичa Вознесенского/


Я люблю эту книгу немецкого писателя Лиона Фейхтвангера - "Гойя, или Тяжкий путь познания", и Гойя великолепен  и Фейхтвангер. Страшно же другое - не картинки и фантазии авторов, а реальность
amator_sui
Сообщение #11 | Сб, 04.11.2017, 11:02
Группа: дебютант
Сообщений: 627
Цитата lu-chia ()
amator_sui, это ж визуализация того, что происходит. Никакой наркомании, чистый реал, но в символическом, разумеется, виде..

Чистый реал говоришь?
Знаешь, может это и есть самое страшное. Мы ведь, ни кто из нас людей реала не знаем, все наши органы чувств не дают нам и доли представления о том как все миру устроено на самом деле. Видим мало, слышим плохо, чувствуем весьма посредственно, но зато научились довизуализировать, дослышивать, донюхивать реальность до удовлетворяющей нас полноты.

И тут появляется такое



или еще страшнее



И вот



И ты понимаешь, что вот так как показано, тоже может быть, а может так и есть.

PS Не знаю на кой хрен они это делали.


lu-chia
Сообщение #12 | Сб, 04.11.2017, 11:56
Группа: wing
Сообщений: 29199
Цитата amator_sui ()
Не знаю на кой хрен они это делали.
 каждый выражает свое беспокойство как умеет.. Просто у художников язык такой - сразу в образ, это не музыка и не слова

 
Цитата
И происходит это тогда, когда человек теряет высшие ценности. И как только он их потеряет по разным причинам, этих сценариев воз и маленькая тележка, ему враз будут предложены новые. Этот процесс управляем даже на бытовом уровне, что уж говорить про государственный.
amator_sui
Сообщение #13 | Сб, 04.11.2017, 21:10
Группа: дебютант
Сообщений: 627
Цитата lu-chia ()
каждый выражает свое беспокойство как умеет.. Просто у художников язык такой - сразу в образ, это не музыка и не слова

Полагаешь, что именно так выглядит беспокойство художника? Может быть. Хотя вот в первом приближении кажется, что хлебушек-то у них был со спорыньей.

Я у русских есть примеры такого вот беспокойства?


lu-chia
Сообщение #14 | Сб, 04.11.2017, 21:16
Группа: wing
Сообщений: 29199
amator_sui, у Гелия Коржева. Но в принципе, не в нашей традиции.
Босх, Брейгель -ранее возрождение , в Голландии характеризуется многолетней оккупацией Испанией в тот момент, Тиль Уленшпигель, все дела.. настроение у них было такое. Во времена Гойи, что-то подобное было с Испанией, плюс активная инквизиция. Вот такой протест
lu-chia
Сообщение #15 | Сб, 04.11.2017, 21:22
Группа: wing
Сообщений: 29199
Кукрыниксов капиталистов так примерно рисовали)
amator_sui
Сообщение #16 | Вс, 05.11.2017, 16:02
Группа: дебютант
Сообщений: 627
Понятно.
Надо поискать по сети, читал интереснейшее исследование на тему религиозного мракобесия в Европе.
Там интересно вот что, как так получалось, что "святая инквизиция", "охота на ведьм" были не повсеместно, были области в Европе где это не прижилось. А там где и инквизиция и охота, там поведение людей весьма похоже на отравление ЛСД. Вот например огонь святого Антония - по сути терминальная стадия отравления после которого человек умирает.

В России тоже были места где хлеб был отравлен спорыньей, сейчас смотрю ЖЖ, есть материалы на эту тему.

Может реальность голландских художников которую они выразили на холсте имеет ту же причину? Не встречала исследований в этой области?


Самый лучший котенок в вашей жизни. Умный. Красивый. Крутой

Сообщение отредактировал: amator_sui - Вс, 05.11.2017, 16:03
amator_sui
Сообщение #17 | Вс, 05.11.2017, 16:09
Группа: дебютант
Сообщений: 627
Сходу!

Христианство и спорынья

Говоря о святом Антонии, трудно не упомянуть художника, посвятившего ему большую часть своего творчества — Иеронима Босха. Даже тот, кто никогда не видел картин художника, возможно слышал фразу человека, увидевшего что-то мерзкое и непотребное — «ну, от этого стошнило бы самого Босха». Что же изображал на своих картинах художник? «Ученые безуспешно ищут ключ к разгадке удивительных образов Босха», «Мир Босха так и остается неразрешенной загадкой» — стандартные фразы из любой статьи о его творчестве. Это напоминает фразы вроде «уже 400 лет ученые не могут объяснить, за что сожгли Джордано Бруно». Похоже, человечество просто очень не любит расставаться с тайнами. Чем больше эзотерики, чем более мифологичен мир вокруг, тем большим смыслом наполнено бытие. Тайна должна существовать и быть нераскрытой — если пропадает обаяние тайны, то жить скучно и не интересно. Поэтому каждое рационалистическое объяснение любого феномена всегда будет приниматься в штыки.

И тд

=================

Ох и тему ты копнула Ду biggrin


lu-chia
Сообщение #18 | Вс, 05.11.2017, 16:12
Группа: wing
Сообщений: 29199
Цитата amator_sui ()
Не встречала исследований в этой области?
 я в этом направлении и не искала.. вот смотри:



скульптуры с Нотр-дам-де-Пари, ничего не напоминает?..

лунные культы, а ортодоксальная Византийская церковь относится к солнечным, я очень общо пишу, Летящая больше знает н арту тему
lu-chia
Сообщение #19 | Вс, 05.11.2017, 18:31
Группа: wing
Сообщений: 29199
Цитата amator_sui ()
тему ты копнула Лу

я сама не ожидала ). Спасибо за книгу. Угу, Бельгия, Голландия - приморские северные страны, сыро там, запросто спорынья была везде. Я все думала, почему так сильно отличается солнечное итальянское, испанские  Возрождение от голландцев. Вот объяснила себе  
испанским игом мрачность тем, им выбираемых, но оно, конечно, не все. 

до кучи - http://kuprienko.info/bernard....otanike  - про ботанику Новой Испании ( ацтеки имеются в виду, да, уж пантеон у них тоже глючный)

Гойя жил позже, у него была какая-то болезнь, паралич и он после нее оглох. Что там было помимо этих всем известных фактов, непонятно, ну и "такие" работы - у него в графике, карикатурного стиля.
lu-chia
Сообщение #20 | Вс, 05.11.2017, 18:57
Группа: wing
Сообщений: 29199
Смотрю я ролик Фурсова, он обьясняет это все последствиями эпидемии чумы 14 века , что именно во время эпидемии чумы в европе появился культ, эстетизация смерти, да, что чуму я забыла.

XIV век был временем глобального похолодания, сменившего тёплый и влажный малый климатический оптимум VIII—XIII веков. Особенно резким было изменение климата в Евразии. Причины, вызвавшие это явление, точно не установлены до сих пор, однако чаще всего среди них называют пониженную солнечную активность, которая, как предполагается, достигла минимума в конце XVII века, а также сложные взаимодействия между атмосферной циркуляцией и Гольфстримом в Северной Атлантике[5].
Как и юстиниановой чуме восемью веками ранее, Чёрной смерти предшествовали многочисленные катаклизмы. Документы и хроники того времени донесли сведения о гибельной засухе и последовавшем голоде в Центральном Китае, нашествии саранчи в провинции Хэнань, а затем ураганах и проливных дождях, накрывших в 1333 году Ханбалык (ныне Пекин). Всё это, по мнению учёных, привело к широкомасштабной миграции мелких грызунов ближе к местам обитания людей, а также к их большой скученности, что в итоге и стало причиной распространения эпидемии[6].
Климат Европы стал не только холодным, но и неустойчивым; периоды повышенной влажности чередовались с засухой, сократился вегетативный период растений. Если 1300—1309 годы в Европе выдались тёплыми и чрезмерно засушливыми, то в 1312—1322 годы погода стала холодной и влажной, ливневые дожди начиная с 1314 года на корню губили урожай, что привело к великому голоду 1315—1317 годов[7][8]. Недостаток пищи в Европе ощущался вплоть до 1325 года. Постоянное недоедание, приводившее к общему ослаблению иммунной системы, с неизбежностью вылилось в эпидемии, в Европе свирепствовали пеллагра и ксерофтальмия[8]. Натуральная оспа, «проснувшаяся» в конце XII века после долгого отсутствия, достигла пика распространения незадолго до пришествия чумы. В тот период оспенные эпидемии охватили Ломбардию, Голландию, Францию и Германию. К оспе прибавилась проказа, распространение которой приняло столь катастрофический размах, что церковь вынуждена была выделять для заболевших специальные убежища (лепрозории), получившие итальянское название lazaretti[9]. Всё это, помимо высокой смертности, привело к общему снижению иммунитета выжившего населения, которое в скором времени стало жертвой чумы.

Обстановка, в общем, была та еще..

Фурсов говорит о разнице традиций восприятия зла и добра у нас и в Европе. В Европе - зло абсолютно, с ним нельзя договориться, то есть черное или белое, а у нас в русских сказках и с Бабой Ягой можно договориться, и над Кощеем подшутить , то бишь, зло - относительно .
Про спорынью не говорят.
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: