Я не ощущаю нравственного превосходства этого народа над моим, от того, что у них был Холокост.Я из Ленинграда.
Превосходства??? Насколько известно, в ВОВ погибло 27 млн советских людей. А из разных источников я слышала, что евреев погибло 6 млн. Так что, родственники 21 млн погибших советских людей других национальностей, особенно русских, которые далеко не все жили в Ленинграде, должны чувствовать превосходство евреев? Как-то это запредельно для понимания...
ЦитатаIP ()
Так что, если и есть моральное превосходство у еврейского народа, так точно не перед моим и другими народами СССР.
Да, именно так и надо это доносить до сознания со школ. Хватит уже принижать себя.
Так же запредельна для понимания нынешняя ситуация, тысячи и тысячи убитых евреями мирных палестинцев, в т.ч. детей...
ЦитатаIP ()
И вот, ровно с этого места, я подчёркнуто хочу сказать, что разделяю в этом тексте – еврейский народ, и еврейское государство.
Да неужели? Да если бы весь еврейский народ был против того, что творится, наверное, такого не было. Но скорее всего у большинства, как у Кедми, - тронули на тысячу - поперло на миллион. В помойку лживого Кедми, который посмел такие сравнения сделать. В помойку заявления поддерживающих данную ситуацию евреев, которые смеют утверждать, что они божественный народ и живут на божественной земле.
Да неужели? Да если бы весь еврейский народ был против того, что творится, наверное, такого не было.
К сожалению не всё зависит от "народа". Да и народ не монолитен. Всех огульно не будем винить, иначе мы будем похожи на них.
Дальше не совсем "научное" Да и Христос... ведь у них родился, за их грехи смерть и муки принимал...... но отказались они от него и все два тысячелетия, пока длилась "эра Рыб" (зодиакадьный знак Израиля) была у евреев нескушная жизнь... упустили они возможность использовать "покровительство астрологов"
Эра Рыб началась примерно за 150 лет до Р. Х., или лучше сказать, до так называемой новой эры (н. э.), так как само Рождество Христово было в действительности в 5 году до н. э., — мы еще будем говорить об этом в главе «Вифлеемская звезда» этой книги. Можно уточнить и год начала эры Рыб — скорее всего это 137 год до н. э., год казни (распятия на кресте) Учителя Праведности ессеев. Почти ровно через цикл Нептуна был распят на кресте (и через три дня воскрес) Иисус Христос. Впрочем, не без оснований можно считать началом эры Рыб и 146 год до н. э. — год разрушения Карфагена (столицы древнейшей Финикии) и присоединения его к Риму, — ведь это было эпохальное событие и сам Рим находится, по понятиям астрогеографии, под знаком Рыб.
Продолжительность эры составляет, как известно, 2160 лет, или, с учетом точного значения прецессии земной оси (50.256 угловой сек. в год) — 2149 лет. Таким образом, если считать от 136 года до н. э. (от распятия Учителя Праведности ессеев), то эра Водолея должна начаться в 2014 году, а если от 146 года до н. э. (от разрушения Карфагена), то в 2004 году. Конечно, говорить о точности до года в данном контексте уже трудно, но все же именно в 2003 году управитель Водолея, Уран, «петлял» на границе знака Водолея и Рыб и в последние дни 2003 года окончательно вошел (на семь лет) в знак Рыб — многие астрологи именно этот переход считают дополнительным знаком конца эры Рыб и началом эры Водолея. В свою очередь, управитель знака (и эры) Рыб Нептун находится в знаке Водолея с 1998 по 2011 год. Так или иначе, время с 1998 по 2012 гг. можно считать переходным от эры Рыб к эре Водолея.
Мы живём уже в "эпоху Водолея" (знак России... и между прочим, Кубы_). В православной традиции, соблюдая Божий Закон..... и не желаем "Зла Ближнему Своему"... Так что есть шанс, что используем астрологические предказания по-максимуму.
Тем, кто не религиозен, могу достоверно сообщить - это временно.... жизнь длинная и непредсказуемая.
Мира всем мирным людям и долгой жизни его защитникам.
Абсолютно прав наш председатель. Запрет рекламы на ресурсах иноагентов — образец эффективного законотворчества. Норма косит врагов, повергает их в уныние.
Для меня в этой истории есть и личный урок. Еще два года назад, когда наш комитет активно включился в защиту культурного суверенитета и информационной безопасности, мы предложили целый ряд инициатив. Часть из них сегодня успешно работает. Но была и такая мысль — блокировать иноагентские ресурсы в Рунете. Поскольку львиная доля аудитории осталась здесь. Нет траффика — нет рекламы. Нет рекламы — нет доходов. Так мы рассуждали. Бились, бились с технической стороной, подключили экспертов из профильных ведомств, ну не выходит каменный цветок. А надо было, как в трудном лабиринте, пойти с обратной стороны. Нет рекламы — нет доходов — нет ресурса. Наступает естественный конец. Честь и слава коллегам, предложившим этот простой и четкий механизм. Кстати, какое-то время назад (лучше поздно, чем никогда) я купила себе репринтные издания советских учебников логики. Для школ и для вузов. Чрезвычайно полезное чтение. Логику в школе ввели при Сталине (сегодня, 5 марта, все он поминается). Разработкой курса занялись буквально за месяц до начала войны… После кончины вождя дисциплину признали лишней, избыточной, вредной, «пережитком сталинизма» и «наследием темного прошлого», — где Хрущев, где логика, все понятно, — и постепенно вытравили из школьной программы. А я бы логику в школу вернула. Что думаете?
1. "Родная земля. Дневники Донбасса", пьеса, состоящая из интервью жителей Донбасса, в постановке екатеринбургского режиссера Андрея Крупина (2016 год)
2. МХАТ Горького, "Золото партии" по пьесе Юрия Полякова. Одна из сюжетных линий посвящена конфликту на Донбассе и беженцам. Спектакль уничтожен вместе с театром. (2017 год)
3. Донецкий государственный академический музыкально-драматического театр имени Бровуна, «Война, которой не было», спектакль, основанный на рассказах очевидцев. (2019 год)
4. Луганский академический русский драматический театр имени Павла Луспекаева, спектакль «Время. Выбор. Воля». Постановка стала результатом творческого взаимодействия коллектива театра и Союза писателей Луганской Народной Республики. (2019 год)
5. Донецкий государственного академический музыкально-драматический театр им. М. М. Бровуна, "Я Zнаю праVду!", созданный по свидетельствам жителей Донбасса. (2022 год)
6. Центральный академический театр Российской Армии, "Серая зона", авторы Светлана Тишкина, Ольга Манько (2023 год)
7. Центральный академический театр Российской Армии, "Данькина каска", автор Егор Черлак (2023 год)
8. Крымский академический русский драматический театр им. Горького, "Позывной "Свет", автор Михаил Умнов (2023 год.)
9. Театр Моссовета, "Неотправленные письма", автор Олег Рой (2023 год.)
10. Владимирский академический театр драмы, моноспектакль "Возле синих Zвезд", автор Андрей Кулагин, режиссер и исполнитель Юрий Круценко (2023 год)
11. «Вальс на 2/4», проект создавался при непосредственном участии ветеранов СВО, режиссер Антон Непомнящий (Керчь, 2023 год)
12. Норильский Заполярный театр драмы, "Ополченский романс" по книге З. Прилепина, (2023 год)
13. Донецкий театр кукол, «Под звуки кононады» (2023 год)
14. Петровская детская школа искусств и театральный коллектива ДК имени Г.И. Петровского, «С верой в победу», автор Светлана Тишкина, режиссер Елена Иванова (ЛНР, 2023 год)
15. Тульский областной театр юного зрителя, «Смерти нет», основан на очерках военкора Дмитрия Стешина, режиссер Александр Борисов (2023 год)
16. Tеатральная студия "Свобода" (Тюмень), спектакль "Музыка свободы", режиссёр Амант Камбодж (2023 год)
17. Омский музыкальный театр, спектакль "Записки для СВОих", режиссёр Александр Лебедев (2023 год)
18. Омский областной театр драмы, спектакль "Я увидел во дворе стрекозу" (2023 год)
19. Оренбургский драматический театр, спектакль "Время Z", режиссёр Рифкат Исрафилов (2023 год)
20. Магадан, спектакль "Днепр течёт в Россию", Магаданский муз-драм театр, режиссёр Игорь Дадашев, 2023.
21. Драматический театр Восточного военного округа, "Позывной "Свет", автор Михаил Умнов (2024 год.)
22. Драматический театр города Вольска, "Серая зона Донбасса", автор Юрий Васин (2024 год)
23. Костромской драматический театр имени А.Н.Островского, в основе пьеса о фронтовой бригаде «Прощай, конферансье», действие которой перенесено на Донбасс, режиссер Сергей Кузьмич. (2024 год)
24. Театр защитника Отечества, «ZOНА ОСОБОГО VНИМАНИЯ», автор А. Бикетов (2024 год)
25. Донецкий республиканский академический молодежный театр, «Шахтерская дочь» на стихи Анны Ревякиной (2024 год)
26. Тульский академический театр, «Свадебное платье для аксолотля. Сны», автор Рагим Мусаев, режиссер Анна Терешина (2024 год)
Что же за феномен такой – Швыдкой? Ответственно докладываю, что последние двадцать лет он является самым активным уничтожителем нашей народной памяти и культурного наследия России! Его годами вялотекущее пошлейшее шоу «Культурная революция» бездарно. О нём и говорить-то противно. Министр культуры вещает: «Музеи – кладбища культуры»; «Пушкин устарел»; «Русский язык без мата невозможен». И наконец, договорился пигмей до страшного: «Русский фашизм страшнее немецкого».
Последнее заявление совпало с публикациями в прессе о готовящейся «безвозмездной» передаче в немецком посольстве Бременской коллекции. Безвозмездно для России, но не для команды Швыдкого. Хорошо, что Губенко подключил прокуратуру и предотвратил преступление. Выступая на Российском телевидении, я заявил: «Господин Швыдкой, вы не можете участвовать в спорах по поводу Бременской коллекции после вашего восхваления немецкого фашизма. Вам лучше защищать интересы Гитлера, Геринга и Гиммлера. Вам их фашизм нравится? Соскучились по тёплым печкам Дахау и Освенцима? Русского фашизма, господин соврамши, нет и быть не может изначально. Спросите у любого немца!» А если бы он был, то не было бы Швыдкого. Народ русский богобоязненный, терпеливый и мужественный. Потому и терпим швыдких. (Савва Ямщиков, "Антикультурная революция Швыдкого")
По крайней мере, они начали об этом говорить...То, что эта дискуссия в конечном счёте обязательно зайдёт в тупик (просто не может не зайти на фоне современной гендерной политики и вокиизма), понятно само собой, но по крайней мере вынеся её (хотя и не добровольно, а путем слива внутренней переписки в сеть) в публичное пространство, хакеры, которые это сделали, позволили простым людям, которых держат в неведении, "оценить" внутреннюю кухню, отсутствие научной базы и возможные риски, которые влечёт за собой существующая политика по проталкиванию трансгендерной повестки для детей и подростков на "прогрессивном" Западе...
Есть такая "Мировая Профессиональная Ассоциация Трнасгендерного Здоровья", базирующаяся в США, которая вовсе не мировая, и далеко не профессиональная, так как часть её составляют вовсе не ученые и медицинские работники, а эти грёбаные активисты (вот уж воистину, когда я слышу слово активист, моя рука непроизвольно тянется к огнемёту, развелось этих тварей-бездельников, как собак нерезаных)...
Так вот, часть её внутренней переписки была слита в сеть (спасибо хакерам и вообще неравнодушным людям)...
И интереснейшие факты были обнародованы...
В частности, тот факт, что многие доктора "обеспокоены" тем, что юные пациенты зачастую просто не имеют представления о возможных последствиях для их способности к воспроизводству в зрелом возрасте в связи с применением блокеров полового созревания в подростковом периоде...В переводе на простой язык - употребление гормонов задержки полового созревания для юных трансгендеров во взрослом возрасте означает бесплодие. И один доктор пишет, что когда он пытается объяснить четырнадцатилетнему подростку, что приём гормонов задержки развития приведёт к бесплодию в зрелом возрасте, у него складывается такое ощущение, что он "говорит со стеной", его просто не понимают...
Другой доктор пишет, что на сегодняшний день, изучая анамнез людей. подвергшихсмя трансгендерной терапии в подростковом возрасте, ему неизвестны случаи, когда в зрелом возрасте эти люди способны испытывать оргазма...То есть, мало того, что их делают потенциально бесплодными, их еще лишают одной, весьма немаловажной (не будем ханжами), части того, что составляет сексуальное здоровье и часть нормальной сексуальной жизни в паре (или браке)...
Много чего ещё интересного эта внутренняя переписка вскрыла...В том числе, тот факт, что при трансгендерной терапии зачастую в расчёт не берутся обычные прсихические расстройства, вроде расщепления личности (диссоциативных расстройств)...В общем, я читала, и у меня волосы на загривке дыбом вставали...
Самое страшное, что благодаря всем этим проклятым активистам, общественная дискуссия на эту тему в западном обществе является фактическим табу - если такую известную личность, как Джоан Роулингс, эта свора безжалостно харассит и абьюзит, как выражаются миллениалы, то можно представить, что ожидает простого человека, посмевшего начать задавать вопросы, кому выгодна эта политика самой настоящей вивисекции и издевательства над природой человека...
Хотелось бы сказать "Жги, Господь, эти люди спасению не подлежат", но не всё так плохо...В Ирландии провели референдум по внесению изменений в Конституцию страны...На повестке дня стояли вопросы о том, чтобы "расширить" толкование брака не только как союза мужчины и женщины, но и сами понимаете как, и изменения роли женщины в браке и семье...Народ Ирландии, которому, согласно их президенту-гомосексуалисту Варадкару, недостаточно промыли мозги, проголосовал (к разочарованию профессиональных политиков) против изменений...И правильно сделал...Хоть какая-то польза от католической церкви, которая под руководством нынешнего Папы всё больше скатывается в толерастию...
Сообщение отредактировал: IP - Ср, 13.03.2024, 18:51
Философ Александр Дугин откровенно про смерть дочери Дарьи, особый путь России, предательство Горбачева, Вашингтонский обком, потерю Украины, ребус Путина, идеальный мир глобалистов, искусственный интеллект, власть меньшинств и украденные мечты.
Одно лишь упоминание о подснежниках вызывает теплое чувство. Они представляются нам предвестниками весны, её ласковой и волшебной улыбкой.
Изящные, нежные, тоненькие, но вместе с тем и необычайно смелые и сильные эти цветы. Первыми мужественно вступают они в единоборство с зимой, появляясь среди снегов. Говорят, что если хорошо прислушаться, то можно услышать звон этих маленьких колокольчиков, которые словно будят от зимней спячки остальные цветы. Первые проталины, первый весенний запах, рождающийся в воздухе, первое тепло солнечных лучей, согревающее землю, первый цветок, чей образ всегда полон тайн и загадок. Подснежник — один из самых первых вестников конца зимы. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев подснежник играет роль снегосверлителя. Чехи зовут его снежинкой, а немцы — снежным колокольчиком. Болгары растению, которое бросает вызов зиме, дали прозвище «задира».
В науке же растение именуют, как «молочный белый цветок».
Одна из легенд рассказывает о том, как богиня Флора раздавала цветам наряды для карнавала. В тот вечер подснежнику достался белый костюм. Снег узнал об этом событии и тоже захотел прийти на праздник. Но поскольку он был всего лишь явлением природы, карнавальный костюм ему не полагался. Все цветы боялись холода и не захотели делиться со снегом своими нарядами. И только самый смелый маленький подснежник укрыл снег своим белым хитоном. На протяжении всего карнавала они были неразлучны. Так и сейчас белый снег и белый подснежник всегда вместе, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде и укроет его от холода.
Существует поверье, что подснежник — не только первый весенний цветок, но и первый в природе цветок. Это доказывает легенда, повествующая историю первых людей на земле. Когда Адам и Ева согрешили, разгневанный Бог изгнал людей из рая. В мире тогда царила зима: шел снег, стояли сильные морозы. Лютый февраль своим холодом обдавал нежное тело женщины, колючий снег обжигал босые ноги, а вокруг все было мрачно, пустынно и безжизненно. Не выдержала Ева холодной стужи и заплакала. В утешение ангел превратил несколько снежинок в нежные, но стойкие белые подснежники, чтобы эти хрупкие цветы подарили надежду на светлое и радостное будущее.
Есть и немецкая версия истории происхождения зимне-весеннего цветка. Когда земля впервые окуталась снегом, ей очень не хватало зеленой травы, цветов и прекрасных растений. И тогда белый подснежник достался холодной зиме и колкому снегу, как предвестник уходящих морозов. Подснежнику снег так обрадовался, что позволил цвести прямо под своим холодным покрывалом.
Подснежник утонул, словно в снегу, в различных легендах и сказаний, сложившихся о нем. Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку. Жили-были брат и сестра. Родители их умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра хозяйничала по дому. Однажды, когда брат ушел из дому, решила сестра вымыть полы в горнице. Взяла она два ведра и пошла в лес за снегом, белым и чистым. Девушка хорошо знала родные места, поэтому не боялась заблудиться, но тут ее подстерегла другая беда. Старый леший во время объезда своих владений заприметил девицу, схватил ее и повез в свое жилище. Чтобы брат смог найти ее, девушка порвала бусы из речного жемчуга, которые остались ей от покойной матери, и стала помечать «каплями» жемчуга свой путь. Позже сестра заметила, что бусинки бесследно проваливаются в снег и горько заплакала от того, что не сможет больше увидеть своего брата. Увидела ясное солнышко, какое горе приключилось с сиротой, пожалело небесное светило девушку и растопило снег. А на том месте, куда падали жемчужины, выросли первые весенние цветы — подснежники. Они-то и указали брату дорогу к лешему. Забрал молодой парень свою сестрицу, и вернулись они в свой дом счастливые и довольные.
А еще подснежниками украшают церкви к христианскому празднику Сретение Господне. Здесь им дали очаровательные имена: «цветы очищения», «Мариины свечки», «сретенские колокольчики». Их букеты вносят в дома на Сретение для очищения и защиты всяких напастей.
В Румынии, в Молдове и некоторых других странах существует прекрасный обычай встречи весны. Он возник на основе легенды еще со времен даков. В первый весенний день все жители дарят своим любимым, родным и близким небольшой подарочек — Марцишор. Это два шелковых шнурочка, сплетенных вместе, один белого, а другой красного цвета с кисточками на концах, и цветок подснежника.
А сама легенда гласит, что давным-давно среди Гетов и Даков жил молодой красивый парень по имени Фэт-Фрумос, что в переводе на русский означает Добрый Молодец. Юноша был веселым, добрым и очень любил природу. Однажды в первый день весны на солнечной поляне увидел он, как Вьюга-Мороз пытается заморозить и уничтожить чудесный цветок. Это был подснежник — посланник весны. Цветок уже стал бледнеть и замерзать, опуская вниз свою нежную белую головку. Фэт-Фрумос кинулся останавливать разбушевавшуюся холодную бурю, чтобы защитить прекрасный цветок. Но не смог побороть Вьюгу-Мороз и прикрыл подснежник своей грудью. Своей горячей кровью от полученных ран в бою и последним дыханием Добрый Молодец согрел замерзающего подснежника, и белый цветок выжил.Так зародилась легенда о прекрасном цветке и празднике прихода весны — Марцишоре.
А вот польская малознакомая легенда о подснежнике. На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшая в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик. Знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы — подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен.
Ну, а историю про "Двенадцать месяцев" вы и так все знаете.....
Стойкие и, в то же время, хрупкие цветы всегда появляются раньше остальных. Из года в год каждую весну они пробиваются через снег, чтобы поскорее увидеть солнце, порадовать людей и подарить надежду на светлое и счастливое будущее!
А вот вам история одной редкой «околоспортивной» фотографии. Она сделана на балконе квартиры известного актёра Александра Ширвиндта. В кадре – знаменитые люди. Слева, с факелом в руке и с медалью на груди – режиссёр Эльдар Рязанов, в центре улыбается великий артист Андрей Миронов, а справа читает с листа что-то очень смешное писатель-сатирик и драматург Григорий Горин. Надо отметить, что на этом балконе побывали многие популярные люди, а друзья Ширвиндта частенько устраивали там весёлые посиделки. Дата этого снимка – 19 июля 1980 года. В этот день произошло два важных события. Во-первых, в Москве открылись летние Олимпийские Игры, XXII по счёту. И, во-вторых, это был день рождения Александра Анатольевича Ширвиндта – 46 лет ему тогда исполнилось. Он полдня просидел на балконе в ожидании гостей. Но они всё никак не появлялись. Потому, что вся Москва была перекрыта из-за эстафеты олимпийского огня. Смотрел Ширвиндт на накрытый стол и думал: «Пропал праздник…»
И вдруг видит: бегут в смешных семейных трусах, простых майках и с серебристыми повязками на головах Рязанов, Миронов, Захаров и Горин с... олимпийскими факелами в руках! Точнее сказать, с псевдоолимпийскими, купленными в магазине спорттоваров. Милиция думала, что эти известные люди сошли с ума.
А они, оказывается, своему другу Александру Ширвиндту необычное представление устроили, оригинально поздравили его с днём рождения и (со слов самого Александра Анатольевича) «вручили ему в подарок Олимпийскую надежду».
– Как же вам это в голову пришло? – утирая слёзы от смеха спросил товарищей Ширвиндт.
– Это всё Миронов, – рассмеялся Григорий Горин. – Ни с того ни с сего начал кричать: «Эврика! Ребята я всё придумал! Раздевайтесь!»
Андрей Миронов, скромно кушая в углу тортик пожал плечами и заявил: – Нет, ну а чего? Всё же получилось отлично. Сработало. Просто вспомнил про фильм «Джентльмены удачи». Милиционеры даже и не подумали нас остановить.
16 марта 1884 года родился Александр Романович Беляев, советский писатель-фантаст.
140 лет со дня рождения сегодня. Не перечитывал очень давно, но в ранней юности совершено поразили:
1. «Ариэль» (1941; последний из 17 романов Беляева, мой самый любимый); 2. «Продавец воздуха» (1929, тоже замечательный); 3. «Голова профессора Доуэля» (1925, первый его роман); 4. «Властелин мира» (1926) 5. и, конечно же, «Человек-амфибия» (1928).
Я так и не прочитал все его 17 романов, и не уверен, что прочитаю, но благодарен этому удивительному человеку навсегда за моё счастливое детство.
Фантастика была в России и до 1917 года, но едва ли возможно поспорить, что именно в этот период, от Беляева и А.Н.Толстого до Ефремова и ранних Стругацких - она достигла невероятного, всенационального, оптимистического победительного звучания.
В его текстах, между прочим, есть мобильный телефон, пилотируемые космические полёты, беспилотник, трансплантология, пластическая хирургия - но не это главное. Главное: у него была вера в переустройство мира, которое осуществит русский советский человек.
И ещё.
Экранизация «Человека-амфибии» (1961) - это чистейшее волшебство, нереальной прелести фильм, одна из вершин мирового кинематографа, любовь навсегда.
Удивительно, но всё тот же Владимир Чеботарёв, режиссер, поставил и снял «Батальоны просят огня» в 1985 году - великую экранизацию великого романа Бондарева, вчерашнего юбиляра.
Нужны ли нам экранизации Беляева сегодня? Очень нужны, очень.
Но испохабят ведь всё. Начнут для начала кромсать, вырезая всё «советское», «устаревшее» - следом добавляя «современное», «актуальное»; ну и - результат очевиден.
А вот лет через 10, если Россия с выбранного пути не свернёт, к 150-летию снова сможем экранизировать и Беляева, и Бондарева. Когда снова станем сами собой, и прекратим кривляться, обезьянничать и кокетливо самоунижаться.
Печальная новость. В возрасте 89 лет в больнице скончался замечательный российский и советский актер, бывший художественный руководитель театра Сатиры – АЛЕКСАНДР ШИРВИНДТ (1934-2024). СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.
► Сегодня стало известно, что сердце великого мастера сцены, актёра и президента Московского Театра Сатиры, Александра Ширвиндта, перестало биться. В возрасте 89 лет артист скончался в больнице после долгой борьбы с сердечными заболеваниями. Сообщается, что здоровье Александра Анатольевича ухудшалось на протяжении последних лет. В 2019 году ему был установлен кардиостимулятор, а следующие годы омрачились серьезными болезнями, включая пневмонию, вызванную COVID-19, и стенокардию. Несмотря на все проблемы со здоровьем, Ширвиндт оставался активным и жизнелюбивым, продолжая радовать своих поклонников выступлениями и появлениями в социальных сетях. Его сын Михаил часто делился моментами из жизни отца, демонстрируя неугасимый дух и юмор артиста. В последние годы он остро переживал утрату близких друзей и коллег. В интервью «7 Дней» он с горечью отметил: «Мои ряды редеют… Не успеет уйти из жизни человек, как звонят мне». Эти слова подчёркивают глубокое восприятие Ширвиндтом реалий жизни и смерти, оставляя нам память о человеке, который жил полной жизнью, несмотря на все трудности. Его вклад в искусство, острый ум и уникальное чувство юмора оставили неизгладимый след в сердцах многих поклонников и коллег.
Михаил Мамаев откровенно про Мариуполь, смену актерской профессии на журналистскую, социальную справедливость, сытую Москву, инцидент на радио, рост популярности и семью.
О иерархии православной семьи и особой ответственности отцов, о различном, подчас непостижимом пути к вере близких людей говорил протоиерей Андрей Ткачев в рамках лектория Благовещенского храма пос. Павловская Слобода Московской области.
Семья – явление библейское, ее начало было положено в раю. Семья возникла, когда еще не было ни государства, ни науки, ни культуры, ни искусства, ни каменных зданий. И как бы продолжая эту мысль, преподобный Паисий Святогорец говорит: когда семья исчезнет, исчезнет все – и монашество, и священство, и культура, и наука.
Семья – абсолютно недемократическое явление. Нет равенства внутри семьи. Как органы в теле не равны, так и члены семьи не эквивалентны друг другу. Если бы матросы устраивали митинг и голосование перед каждой помывкой палубы, корабль утонул бы, не выходя из порта. Ни армия, ни государство, ни корабль, ни предприятие не могут жить в режиме равенства. Нужно давать команды, необходимо, чтобы их исполняли. Такова и семья: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» (1 Кор. 11:3).
Семья изначально – система гармонического неравенства. И в принципе равенство – это проклятая идея. Святитель Николай Сербский пишет: люди говорят о равенстве тогда, когда у них исчезает любовь. А когда есть любовь, неравенство не замечается. Если ты на двух ногах и помогаешь калеке – и ему хорошо, и тебе на сердце тепло.
Мы живем в мире, в котором есть явный недостаток любви, поэтому идет борьба за равенство, пока между людьми, потом, возможно, нам будут доказывать, что собака равна человеку. То есть мы до конца сойдем с ума.
Поэтому первое, что я хочу сказать, что семья – структура иерархичная, как и весь мир. И мужчина должен быть первым человеком в семье. Если это не так – дети превращаются в домашних идолов. Ребенок командует матерью, мать командует отцом, ну а мужик уходит к другой женщине через пару лет, когда все это ему надоест.
Время проповедовать грозного Иисуса
В православных храмах очень мало мужчин. И это наша цивилизационная задача: вернуть мужиков, отцов в храм, куда вслед за ними придут жены и дети.
Помню, как в Краснодаре на конференции, посвященной преподаванию Основ православной культуры, один батюшка из Адыгеи поделился информацией, что 100% учителей и родителей их региона сказали: «Нам не нужны никакие предметы о православии, о мусульманстве, все, что нужно рассказать детям о вере, мы расскажем сами в семье. Мы не хотим, чтобы какие-то тетки, атеистки вчерашние, учили детей основам духовной культуры». Оказывается, если духовные предметы преподает женщина, степень усвояемости составляет 10–12%. Если мужчина – 70–80% и более.
Кто из бабушек не жаловался: «Батюшка, вот внучок мой, сладенький, Коленька или Васенька, ходил со мной в церквочку, причащался, пока ему было 7, 8, 9 лет. Сейчас ему 12 лет – не ходит. Ручку вырывает, говорит: бабушка, отстань, больше не пойду». Почему? Потому что женщине Бог дал власть командовать только маленькими детьми и женщинами. А миром командовать должен мужчина.
Я себя спрашиваю постоянно: где наши мужики, где они? Пошел однажды на футбол с сыновьями: да вот они, я нашел мужиков! 70 тысяч широкоплечих, сытых, довольных, веселых, шарфиками машущих.
Протоиерей Андрей Ткачев о иерархии православной семьи и особой ответственности отцов Протоиерей Андрей Ткачев о иерархии православной семьи и особой ответственности отцов
Владыка Истринский Арсений как-то отметил: сколько людей запруживает улицы наших городов во время Курбан-байрама – и это молодые, здоровые, сильные мужчины. Сколько мужиков молится Богу одновременно – в одном порыве, в одном земном поклоне!
Если мы не приведем наших мужчин в храм, если они не возьмут все в свои руки – мы просто исчезнем, и это будет справедливо. Один генерал, прошедший Афганистан, говорил мне: религиозно мотивированный враг – самое страшное. Он не боится умирать и не боится убивать. У него есть религиозная идея. Он бежит с автоматом и кричит: «Бог велик!» – по-арабски «Аллах акбар!» А нам что кричать? «С Новым годом!»? Другое дело, если боец в ответ произносит: «Христос Воскресе»! Вот тогда уже можно побороться!
Нас мусульмане заставят молиться. Либо молись сегодня по-русски, либо завтра будешь молиться по-арабски, потому что Бог есть. Они уже научили полвселенной молиться по-своему – таджиков, турок, персов. И никто муллу не ругает. «У муллы перстень, у муллы четыре жены, у муллы два мерседеса, у муллы большой дом… Тсс! Не критикуйте муллу, это опасно». Это нас можно ругать: живот большой, нос красный, молимся мало, денег много. Это про нас можно трепать языком, потому что мы добрые и не наказываем за критику духовенства. И если сегодня наши охамевшие русские люди таскают в зубах бедных попов – почитайте социальные сети, сколько там ненависти к Церкви – завтра их заставят молиться по-арабски, и они слова не скажут, потому что голову с плеч снимут в одну секунду.
Если не хочешь по-доброму, по-христиански, по-милосердному, тогда будет по-другому. Знаете, как происходило арабское завоевание Средней Азии? Арабский солдат приходил в кишлак и жил там несколько месяцев. Шашка наголо – постоянно, меч обнажен. Он говорит: я молюсь, и ты молись. Он пять раз в день кланяется, и они кланяются. Солдат говорит «ла-ла-ла», они повторяют: ла-ла-ла. «Я буду есть это, другое нельзя, и ты – делай так же». Он в кишлаке пожил три месяца, научил их молитве, обрядам и пошел дальше. Так возникла новая исламская нация. Бывшие киргизы, таджики стали мусульманами.
Наши крещеные люди сегодня выходят на пикеты с плакатами: «Нам не нужны храмы!» «Дерево спилят, мой Тузик будет скорбеть, потому что негде ему будет лапку задрать… Колокол будет по утрам звонить, нас будить…» И что – Бог будет терпеть это безобразие? Да сметет всех, таджиками заселит или китайцами!
Настало время проповедовать грозного Иисуса, Который будет вытряхивать из нас душу вместе с грязью. Это не гувернер: чего изволите? здоровьица вам? по бизнесу благословеньице? Это вам не Санта-Клаус. Выбьет душу из нас из всех с вами – пока не вразумимся!
Что за русские люди появились на свете, которые Богу не молятся?! Русские всегда молились Богу! Болели – молились. Выздоравливали – молились. Воевали – молились. Побеждали – молились. Проигрывали – тоже молились. Куда бы его ни забросила судьба, русский человек везде строил храм. И хорошо ему было в этом храме. Там родные лица на него смотрели со стен: Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Чудотворец Николай…
Готовь к браку, пока поперек лавки лежит
Итак, семья – абсолютно недемократическое явление. Ложь про демократию в семью не вносите. Семья недемократична, она иерархична. Есть мозги, а есть пальцы. Без пальцев можно жить, без мозгов нет.
Еще одна важная вещь: ребенка нужно готовить к браку с детства. Когда рождается девочка в еврейской семье, мама в первые дни жизни должна сказать на ухо этому ребенку: «Дочка, да благословит тебя Бог отцов наших, как Он благословил Сару и Ривку (Ревекку то есть). И да приведет тебя отец твой под свадебный балдахин».
Мы с вами настолько осатанели, что наши дочки выходят замуж в 35, в 38 лет, до этого времени теряют девственность, спят с кем попало, делают карьеру, учатся непонятно на кого и потом уже – пытаются «завести» ребенка, как будто это щенок какой-то или «москвич» на морозе, который никак не заводится.
А что женщине нужно? Семейное счастье, что еще! Что ей, в космос летать, асфальт укладывать, штангу поднимать? Это все есть, только счастья в этом всем не видно. А не видно этого счастья, потому что люди сошли с ума. Антоний Великий сказал, что будет время, когда люди станут больными, вознедугуют. Тогда все больные соберутся к одному здоровому и скажут: «Ты самый больной, ты не похож на нас».
О браке нужно думать, когда ребенок поперек лавки лежит, и тогда же готовить человека к семейной жизни – через благословение, молитву и т.д. Кто из вас знает, что нужно прошептать на ухо новорожденному младенцу? Вот еврей знает – как только родился ребенок, нужно на правое ушко шепнуть: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един». Мусульмане тоже говорят на правое ушко ребенку: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». А что мы говорим на ухо своим новорожденным детям? Ничего. А кто запрещает пропеть: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» Эти слова попадут в душу. Младенец забудет, но с детства у него в душе будет вера.
А потом, когда ему исполнится 15 лет, – пойди научи его вере! Он порнографию смотрел, сигареты курил, в кино ходил и т.д. Пока он себе ноги не поломает на хоккее, или в тюрьму не попадет, или в реанимации не окажется – его не научишь. Через беду, только через беду, можно научить вере упертого грешника. Поэтому в мире так много беды. Добрый Бог сыплет на нас беду, чтобы мы научились верить.
У тебя есть вера – взглянул на небо, посмотрел, как звезды зажглись: «Слава Тебе, Господи!» – все, не нужно беды. Заметил росу на траве: «О Боже, как красиво! Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже!» – если бы мы так поступали, беды бы не было. Но мы верим в Бога только через беду, потому что мы гордые, упрямые, наглые, черствые, суетные, обезумевшие, в конце концов. Поэтому беда снимает с нас скорлупу, и мы через беду приходим к Богу.
…Вот оно, святое, нежное, маленькое, греха не совершившее. Читай ему на ухо: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…» Не жди, когда ему будет 25 лет, учи сейчас. Он ничего не поймет, но все запомнит. А когда вырастет, оно все воскреснет у него в памяти. Те же евреи считают, что пока ребенок находится во чреве у мамы, Ангел девять месяцев читает ему Тору – страница за страницей. Потом ребенок рождается, Ангел бьет его по лицу, и малыш все забывает. Но когда начнет отроком изучать Тору – как бы вспоминает прочитанное. Оказывается, в Ветхом Завете мужчина, делящий ложе с женой своей, говорил: «Исполняю Твою святую заповедь». «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28) – это ведь заповедь. Можно ли помнить Бога, когда зачинаешь ребенка? Не то что можно – нужно! Но кто молился перед зачатием? А пока дитя в утробе росло – кто молился? А когда ребенок родился – что мы на ухо ему шептали?
То есть у нас совершенно отсутствует священные, корневые знания о нормальной жизни, о браке, о зачатии, о рождении, о кормлении. И мы стыдимся об этом говорить с детьми. Зато дети наши не стыдятся. Вы послушайте, о чем они говорят, что у них в голове, на языке? Что по телевизору говорят в детское время? А вот про то, что нужно говорить, у нас лексикона даже нет. Значит, нужно снять с себя некий табуированный стыд по поводу разговоров на эту тему брака – надо говорить об этом с детьми.
Теща, два шага назад!
Еще одна очень важная вещь. Кто самый главный человек для другого человека? Скорее всего, самый любимый, самый дорогой, самый важный человек в жизни – это мама, пока девушка не вышла замуж, пока мальчик не женился. А кто самый важный человек для другого человека, когда он женился или она вышла замуж? Если я женился, то самый важный человек для меня – это моя жена. А для моей жены самый важный человек – это я. А моя мама? Мама – шаг назад. Теща – два шага назад. Написано в Библии черным по белому: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью» (Мф. 19:5).
Вы, мамы, с момента выхода замуж дочерей уходите в тень навсегда. И самый важный человек для ваших дочерей – это муж. Если женщина слушается мужа меньше, чем маму, – она потеряет свой брак. Если мама этого ей не объяснит сама, она будет виновна в развале брака собственной дочери.
Предположим, молодая жена обиделась на мужа: пожарила ему яичницу, которую есть нельзя, а он сказал «ты криворукая». Она к маме побежала. Что должна делать мама? Не открывать ей двери. Должна в замочную скважину сказать: «У тебя есть муж, иди отсюда, чтоб я тебя не видела здесь. Иди, сейчас милицию вызову. Ты жена. Иди к мужу и разбирайся с ним». Тем более если она действительно криворукая. А как с такими ногтями можно борщ сварить? Даже кнопки на телефоне нажимать трудно. С ресниц тушь сыплется, ногти – как у демона, что там можно сварить?
Между мной и моей женой какая степень родства? Нулевая! Муж и жена – это не родственники. Это один человек, две души в одном теле, одна плоть. Когда мать лезет в жизнь своей дочери, вышедшей замуж, – это грубейшее нарушение закона.
Чего еще не терпит брак? Брак не терпит, конечно, измен. То есть измена – как кол осиновый, забитый в самую сердцевину супружества. А еще брак не терпит, например, лени. Лентяй не будет нормальным семьянином. И лентяйка не станет нормальной женой. Книга притч Соломоновых заканчивается похвалой добродетельной жене, которая «не ест хлеба праздности» (Притч. 31:10–30). Говорится, как она «встает еще ночью», прядет, шьет двойную одежду для домочадцев, раздает приказание прислуге.
Поэтому хочешь счастья детям – дай им профессию, причем вначале «ручную» – ремесло. Пусть потом они станут переводчиками, менеджерами, маркетологами, дизайнерами – на здоровье. Но сначала – поварами, штукатурами, ювелирами, сапожниками, водителями. Потому что менеджеры – первые, кто умрет от голода в случае чего. Последними умрут краснодеревщики, паркетчики, штукатуры. И полторы тысячи менеджеров скоро будут бегать за одним электриком, как они уже бегают за одной уборщицей «тетей Дусей». Мы дожили до того, что дворы у нас убирают таджики и киргизы, а шоферами работают казахи и туркмены. Нашим белым лентяям не хочется сесть за баранку, взять в руки метлу. «Долго ли проживем, господа?» – как говорит Петр Мамонов. Это на самом деле – тупиковая ветвь развития цивилизации. На Западе это дошло до крайних вещей. Но мы зря ругаем Запад, мы такие же, как они, только чуть-чуть с задержкой, так сказать.
Поэтому в браке важно трудолюбие. Кто не хочет трудиться, тот будет голодать и умирать. Человек в этот мир пришел на каторгу. Он должен работать. А потом уже отдыхать: «Во блаженном успении вечный покой…»
К труду нужно направлять и своих чад. «Ты носочки свои стираешь? А постель заправляешь? А посуду моешь? Или хотя бы уносишь ее за собой после еды в умывальник? А доедаешь ли ты все за собой?» Если нет – я вам пророчествую: они будут наказаны. А вы раньше, чем они.
Хватит думать, что Господь – самый добрый. Господь страшен в гневе: «Скажут они горам: «покройте нас», и холмам: «падите на нас» (Ос. 10:8). Куда нам бежать от лица Сидящего на Престоле? Христианство – это религия не только любви, но и страха Божия.
«А было мне тринадцать лет…»
Жениться нужно раньше. В браке должна быть ответственность за человека – это касается мальчиков главным образом. Потому что грехи мальчиков остаются за порогом, а грехи девочек заносятся в дом. Мужчины и женщины друг другу не равны, мы разные люди, поэтому согрешившая женщина не равна согрешившему мужчине. Мужчина пахнет ветром, женщина пахнет очагом.
Женщине живется тяжелее, поэтому среди них святых больше. Как говорил Севастьян Карагандинский – за покойных женщин молиться легче, у них грехов меньше. Девочку бить нельзя хотя бы потому, что у нее будет тяжелая жизнь – она еще нахлебается, бедняжка. Лишний раз ее можно поцеловать, приголубить, обнять, что-то там подарить, поиграть. Она еще выпьет свою горькую чашу. Парню можно поддать лишний раз, не умрет. Небитые дети вообще дешево стоят. За одного битого двух небитых дают – правильно говорит русская пословица.
Правда, скоро настанет такое время, когда дети наши, которым вы купили телефоны, компьютеры, будут «стучать» по этим телефонам в ювенальную службу за то, что им не купили игрушку или дернули за ухо. Он пришел, от него пахнет сигаретами, вы дали ему по уху, он позвонил – вас забрали в тюрьму. Это сценарий завтрашнего дня.
Но знаете ли вы, что любой человек будет бит в жизни. И не раз. Так лучше пусть папа побьет его сейчас, а потом Господь его сохранит. Это лучше, чем его изобьют на улице в подворотне, – там будет жестоко и беспощадно.
Парень должен брать на себя ответственность. У них усы уже растут, а им рассказывают в школе, что Волга впадает в Каспийское море, что Александр Македонский ходил в Персию, воевал с Дарием. Какой Дарий – у них мысли совсем другие.
В каком возрасте раньше женились? По римским законам половая зрелость наступала в 12-летнем возрасте. «Евгения Онегина» вспомните. Когда Татьяна к нянечке пристала, любила ли она, та ей ответила:
«– И, полно, Таня! В эти лета Мы не слыхали про любовь; А то бы согнала со света Меня покойница свекровь. – Да как же ты венчалась, няня? – Так, видно, Бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет, А было мне тринадцать лет. <…> Мне с плачем косу расплели, Да с пеньем в церковь повели».
Какая любовь, когда ей было 13 лет, а Ване – и того меньше! В таком укладе заключалась своя мудрость: люди считали, что нужно пораньше переженить детей, чтобы те перебесились уже в браке. А потом стерпится, слюбится. Так жили многие поколения русских людей.
Мы так уже не можем. Но парень все равно должен быть ответственным. Если от него зачала девочка, аборта быть не должно. Ну что ж, дорогой мой, женись. Надо.
Медный тазик и фарфоровая чашка
– Дочь, 17 лет, просится в гости к подруге «с ночевкой». Еще в планах – их совместная самостоятельная поездка в Санкт-Петербург? Как к этому относиться?
– Я бы, конечно, поберег девочку и от ночевки у подруг, и от поездки в чужой город без взрослых. Как мы уже говорили, девочка – это такой немощной сосуд, хрупкое существо, фарфоровая чашка. Мужик – это медный тазик. Его можно об стену бить с утра до вечера, и все равно в нем можно потом будет еще варенье кипятить. А девочка – фарфоровая чашка, ее треснешь о стену, она разлетится, потом уже не склеишь.
И по опыту моих друзей, и по личному опыту знаю – они устраивают истерики: «А я хочу пойти к Кате ночевать!» – «Сядь здесь и не двигайся». Плачут, сопли бахромой: «Я уйду из дома!» Переплачет, перемучается, зато в подоле не принесет, потом еще скажет спасибо.
У девочки с папой какие-то особенные, сложные, напряженные, драматические отношения. Девчонки очень любят отцов. Если папа хороший – им трудно выйти замуж, потому что они ищут именно хорошего мужа, как папа. Если папа плохой – они страдают от того, что он не очень хороший, но все равно любят своих плохих отцов. Девчонки очень нуждаются в нас, в отцах. Они хотят, чтобы мы их защищали, чтобы мы переживали о них. Если мы невнимательны – они обижаются. И мы должны их беречь в таком нежном, таком опасном возрасте. Понимаете, мужчина без женщины – это человек без ребра. Ну мало ли людей с поломанными ребрами по свету ходит. А женщина без мужчины – вообще-то ребро без человека. А что такое ребро? Это кость без мозгов. Ее любой пес сгрызет. Любая собака в зубы возьмет и будет бегать с ней по двору. И конечно, просто так бросить ее любой собаке – грех, непростительная ошибка. Женщина приобретает смысл жизни в браке, имея возле себя мужчину – мужа. А пока его нет, это должны быть отец и братья.
Когда я жил в Киеве, часто бывал в храме у нашего благочинного, а это недалеко от соборной мечети города. Там всегда много арабов, турок. И я с некоей внутренней скорбью смотрел на мусульманских женщин: они ходят по улицам наших городов, как королевы. Медленно, спокойно, красиво, достойно, никого не боясь. Не нося в руках сумки с картошкой, молоком, селедкой, помидорами. Хорошо одетые, у них в лице читается какое-то достоинство. Наши бабы, как затравленные лошади, с мешками или же – другой типаж – разукрашенные, одетые, как на панель. А эти медленно прогуливаются по улицам наших городов. И у каждой есть несколько мужчин, готовых за нее убить, – женщины это чувствуют. У любой мусульманской женщины, даже если у нее нет жениха или мужа, есть отец, дядя, или два, три дяди, братья, племянники.
Наши женщины никому не нужны. И им это нравится. «Я хозяйка своей жизни». А ведь как легко ее можно обидеть, дать ей пощечину, затащить в подворотню и выпихнуть из подворотни потом. И это ужасно. Наши женщины – матери, жены, дочери – должны быть нам нужны. «Я тебя не пущу никуда, потому что я тебя люблю, я за тебя переживаю. И ты будешь сидеть дома. Выйдешь замуж – потом будешь спрашивать у мужа, можно пойти туда или нет. А пока что я за тебя в ответе».
Неверующий муж освящается женою верующей
– Жена может влиять на мужа?
– Жена может влиять на мужа могущественно и постоянно. Есть прекрасный фильм «Моя большая греческая свадьба» (режиссера Джоэла Цвика), героиня которого придумывает разнообразные схемы, подсказывая их своему недотепе-мужу так, как будто он доходит до всего сам. Если у вас такая умная голова на плечах и вы сможете, не обижая мужа, командовать им – пожалуйста. Но если вы командуете слишком явно, то есть нарушая библейские заповеди, – это плохо. Женщина на первых ролях быть не должна.
– А если муж не может прийти к вере?
– Люди не могут прийти к Богу одновременно. Представьте себе, вы заходите в лес, а там все деревья одной высоты и облака плывут по небу одинаковые. Вы тут же из этого леса выйдете, потому что это не лес, а издевательство. Мы все не одинаковые. Вы познакомились, полюбили друг друга, поженились, когда были неверующими. Женщины обычно приходят к Богу раньше, у них сердце чувствующее, интуитивно принимающее Истину. Но если мужчина приходит к Богу, то он, как правило, идет дальше. Женщина – как была на свечах и сорокоустах, так на них до смерти и останется. А мужчина, приходя к Богу, начинает читать Василия Великого, Григория Паламу, поститься, поклоны бить по ночам. Религия – это дело мужчины.
Более того, я считаю (это мое личное мнение): если верующая женщина хочет выйти замуж за не очень верующего мужчину или только-только крещеного, который не готов каждое воскресенье идти на литургию, но он любит ее, у него есть профессия, он не лентяй, готов повенчаться, крестить детей – это прекрасный человек, берите его в мужья и радуйтесь, что Бог вам его послал.
А то девочки православные мечтают: «хочу найти православного мужа». Да где ты его найдешь? Их очень мало, по крайней мере для того, чтобы все девочки православные вышли замуж за православных парней. Кроме того, современный православный молодой человек – еще не гарантия нормального мужа. Потому что есть православные лентяи, православные алкоголики, православные альфонсы, православные пустобрехи и т.д.
Как говорит Соломон, есть вещи, которые непостижимы: «Я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице» (Прит. 30:19). Путь человека к Богу такой же таинственный.
Но женщина должна слушать своего мужа независимо от того, верующий он или неверующий.
– Даже если он в храм не разрешает ходить?
– Даже если он не разрешает ходить в храм. Если он ваш муж, вы должны чтить его как мужа, независимо ни от чего. Втайне исповедовать Господа, каким-то образом нести на себе тяжесть этого странного состояния, но муж есть муж…
– То есть вы не поддерживаете высказывания, что женщина должна слушаться мужа настолько, насколько муж слушается Бога.
– Конечно, всякому мужу глава Христос, всякой жене глава муж. Но это идеальный вариант. Скорее всего, когда вы женились – Господь Бог вам обоим был до лампочки. Затем вы пришли к Господу Богу, Он стал вам близок и интересен, а вашему мужу – все еще нет. Но он все равно ваш муж.
Если вы каким-то образом приведете своего мужа к Богу – то явно не словами. Женщина может учить только женщину или маленького ребенка. А мужчин учить женщине Бог власти не дал. Сказано ведь: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3:1–2).
Чистым житием, без слов жена тянет за собой мужа, это же плоть одна. И верующая жена, например, не может отказывать неверующему мужу в супружеском ложе. «А я пощусь». Потом попостишься, когда он уверует или когда умрет. Только захочешь ли ты потом поститься, когда мужа не станет?
У нас огромное количество браков, в которых верующие живут с неверующими. И пусть живут, как апостол Павел говорит: «Если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7:12–14).
Надо быть верной, любящей женой, не вижу больше вариантов. Мне одна знакомая из Хорватии, у которой муж мусульманин, рассказывала: она зачастила в церковь, ей понравилось молиться. А муж-мусульманин спрашивает: «Что это ты все в церковь бегаешь, может, в попа влюбилась?» Она отвечает: «Слушай, нам батюшка каждый раз после службы говорит, чтобы мы, жены, были мужьям верны, трудолюбивы, покорны, веселы, приветливы». – «А… ну хорошо, тогда ходи, ходи». Подобрала ключик. Понимаете? Вы же хитрые все. Придумайте что-нибудь! Вы замуж выходили без наших советов? Вот и теперь живите с мужем без наших советов – но так, чтобы и Богу служить, и мужу угождать.
Умный Пьеро: зачем Александр Вертинский сочинил песню о Сталине
Поэт подарил слушателям романтику «притонов Сан-Франциско
Ровно 130 лет назад, 21 (9) марта 1889 года, родился Александр Вертинский. Его «дорога длинная» началась в одном из красивейших городов Российской империи — в Киеве — и прошла извилистым путем через революцию, эмиграцию, полупризнание на Родине к посмертной неувядающей уже более полувека славе. «Известия» вспоминают биографию самого «ненародного» русского артиста ХХ века.
Он рано остался без родителей, быстро повзрослел и отверг всяческую муштру. Его исключили из пятого класса гимназии — за скверную успеваемость и плохое поведение. Вскоре он стал завсегдатаем кафе, демонической личностью и вообще начинающим гением. Вертинский вспоминал: «Купив на Подоле на толкучке подержанный фрак, я с утра до ночи ходил в нем, к изумлению окружающих. Вел себя я вообще довольно странно. Выработав какую‑то наигранную манеру скептика и циника, я иногда довольно удачно отбивался и отшучивался от серьезных вопросов, которые задавали мне друзья и ставила передо мной жизнь. Не имея перед собой никакой определенной цели, я прикрывал свою беспомощность афоризмами, прибавлял еще и свои собственные, которые долго и тщательно придумывал, и в скором времени прослыл оригиналом. Но, пока я играл роль «молодого гения» и «непонятой натуры», ум мой неустанно и машинально искал выхода».
Он актерствовал, искал себя. В 1912 году опубликовал несколько декадентских рассказов, к которым киевская публика отнеслась благосклонно. Мечтал сыграть Барона в «На дне», но в Художественный театр его не приняли: Станиславскому не понравилась фирменная картавость будущего шансонье.
Я не знаю, зачем...
Успех пришел к нему в 26 лет — с эстрадной программой «Песенки Пьеро». Он вышел на сцену как оживший герой блоковского «Балаганчика». При макияже, в мистическом лунном освещении. И представил публике странные песни, помогая себе выразительными движениями «поющих рук». Блок сильнее других повлиял на мировоззрения Вертинского, на его эстетику. Но многое он позаимствовал и у Игоря Северянина, который как раз тогда оказался на пике экзальтированной «двусмысленной славы». Оба перемешивали куртуазную экзотику с современностью, которая пахла бензином и кокаином. Вертинский стал знаменитым, аншлаговым исполнителем. Это не помешало ему в годы войны исправно служить санитаром, спасать раненых.
Осенью 1917 года он оказался на похоронах юнкеров. Они погибли, защищая уже павшее Временное правительство. Вскоре он написал песню «То, что должен сказать».
Получился современный реквием, песенный плач:
Я не знаю, зачем и кому это нужно, Кто послал их на смерть недрожащей рукой? Только так беспощадно, так зло и ненужно Опустили их в Вечный Покой!
Больше Вертинский не писал о Гражданской войне, он всё сказал о ней первой же осенью... А эту песню он пел и генералу Слащёву. Если верить несколько эгоцентричным воспоминаниям Вертинского, Слащёв говорил ему: «А ведь с вашей песней, милый, мои мальчишки шли умирать! И еще неизвестно, нужно ли это было...» А потом Слащёв, вешавший большевиков в Крыму, вернулся в Россию, в Советскую Россию. Мечтал о возвращении и Вертинский — Пьеро, оказавшийся на кровавом перекрестке истории.
В 1920-е годы Вертинский стал кумиром юных барышень русского зарубежья. Впрочем, он покорял любую аудиторию, где бы ни доводилось выступать — и в Париже, и в Штатах. Поклонение доходило до фетишизма — задолго до битломании и даже до «лемешисток». Его манера завораживала, его танго исправно переносили слушателей в таинственную бананово-лимонную реальность... Достаточно вспомнить воспоминания писательницы Натальи Ильиной, которая в юности переболела Вертинским сполна: «При первых звуках рояля и голоса всё привычное, будничное, надоевшее исчезало, голос уносил меня в иные, неведомые края. Где-то прекрасные женщины роняют слезы в бокалы вина («Из ваших синих подведенных глаз в бокал вина скатился вдруг алмаз...»), а попугаи твердят: «Жаме, жаме, жаме» и «плачут по-французски»... Где-то существуют притоны Сан-Франциско, и лиловые негры подают дамам манто... Я видела перед собой пролеты неизвестных улиц, куда кого-то умчал авто, и хотела мчаться в авто и видеть неизвестные улицы... «В вечерних ресторанах, в парижских балаганах, в дешевом электрическом раю...» При этих словах внутри покалывало сладкой болью».
Секрет двух «И»
Он работал на грани если не китча, то откровенно дурного тона. Вертинского критиковали за эпатаж, за жеманность. Но его неизменно спасали две «И»: ирония и искренность. К тому же почти в каждой песенке Вертинского сквозь туман, сантименты и комизм проступают две-три строки неожиданной точности и силы.
В Советской России добыть пластинки Вертинского могли немногие. О нем слагались легенды. Записи певца звучали и в доме Сталина. Приемный сын «отца народов» Артем Сергеев вспоминал: «Как-то Сталин ставил пластинки, у нас с ним зашел разговор, и мы сказали, что Лещенко нам очень-очень нравится. «А Вертинский?» — спросил Сталин. Мы ответили, что тоже хорошо, но Лещенко лучше. На что Сталин сказал: «Такие, как Лещенко, есть, а Вертинский — один». И в этом мы почувствовали глубокое уважение к Вертинскому со стороны Сталина, высокую оценку его таланта».
Шаляпин с долей — но лишь с долей! — иронии называл Вертинского «великим сказителем земли русской». Певцами тогда называли только оперных или фольклорных гигантов с голосом, заглушающим шум морского прибоя... Вертинский на такое не претендовал. Но и он пел так, что мертвых мест не было, все собравшиеся слышали каждое слово, слышали нюансы его интонации. Вертинский затягивал в свой мир «притонов Сан-Франциско» и «маленьких балерин», артистически выпевая каждое слово — и его герои оживали в воображении слушателей, которые чувствовали не только антураж, но и подтекст «песенок».
Он превращал в «песенки» стихи тогдашних молодых поэтов. Часто импровизировал, менял эпитеты и целые строки, а иногда и добавлял от себя — и к «Сероглазому королю» Анны Ахматовой, и к «До свиданья, друг мой, до свиданья» Сергея Есенина. Вкус на стихи у него был артистический. Он безошибочно выбирал самое эффектное. Да и без строк самого Вертинского антология русской поэзии ХХ века была бы неполной. «А все-таки он был настоящим поэтом», — сказал о Вертинском Сергей Образцов через много лет после смерти певца.
Поэт, актер, мелодекламатор, создатель специфического жанра — всё это часто повторяют в разговорах о Вертинском, и всё это верно. Но он, не имея музыкального образования, был и талантливейшим мелодистом. «Он в сотню раз музыкальнее нас, композиторов», — говорил, по воспоминаниям режиссера Леонида Трауберга, сам Шостакович. И впрямь, без его мелодий невозможно представить историю русского ХХ века.
Русское зарубежье вовсе не было монолитным, там дули разные ветра. Вертинский никогда не относился к непримиримым противникам советской власти, что не мешало ему восхищаться стихами крайне правого Георгия Иванова. В Варшаве он сошелся с советским послом Петром Войковым — тем самым, знаменитым, в Китае — с дипломатом Александром Богомоловым. Певец частенько намекал, что у него имеется советский паспорт. В Китае его привечали и советские торговые представители, и харбинские «русские фашисты». Все рукоплескали Вертинскому. И, наверное, все были ему в той или иной степени интересны. Он подсматривал за людьми, выхватывал из жизни сюжеты и репризы для песен. Всё чаще и острее он пел о Родине — как в «Чужих городах» на стихи Раисы Блох:
Принесла случайная молва Милые, ненужные слова... Летний сад, Фонтанка и Нева. Вы, слова залетные, куда? Здесь шумят чужие города, И чужая плещется вода, И чужая светится звезда.
Для Вертинского это не дежурный сеанс ностальгии эмигранта, а начало пути домой.
Песня о Сталине
Есть легенда — похоже, правдивая, — что, прослушав песню Вертинского «В степи молдаванской», Сталин изрек: «Пусть приезжает». А потом секретно побывал на одном из концертов «сказителя». 10 апреля 1943 года Вертинскому разрешили поселиться в СССР. В Москве странника ожидал роскошный номер в «Метрополе», а потом и комфортабельная квартира на улице Горького. В его стихах появились новые мотивы:
О Родина моя, в своей простой шинели, В пудовых сапогах, сынов своих любя, Ты поднялась сквозь бури и метели, Спасая мир, не веривший в тебя.
Чтобы так мимоходом бросить: «Спасая мир, не веривший в тебя», нужно было прожить скитальческую жизнь «бродяги и артиста», повидать десятки стран, несколько раз пересечь океан... Он не понаслышке знал, с каким высокомерием «чужие господа» относились к «варварской» северной стране. Он знал, что к чему.
На сцену вышел не Пьеро и не богемный кумир, а благородный герой, отец и муж, который вел разговор с публикой «о нас и о Родине». Смокинг, элегантность и изящество. Он не нуждался в рекламе, на концерты Вертинского и так ломились.
Эмиграция ревниво следила за советскими успехами Вертинского. Вслед ему, как водится, летели проклятия: «Продался большевикам», «Всегда был шпионом!», «Исписался». Презрительно отзывались о его новых песнях, хотя среди них были такие шедевры, как «Доченьки». Но как могли патентованные энтээсовцы не поморщиться от таких строк:
Много русского солнца и света Будет в жизни дочурок моих, И что самое главное — это То, что Родина будет у них!
А ведь это — Вертинский высшей марки. Советские напевы Вертинского звучат без фальши, с тем же грассированием, с теми же тайными мучениями страстей, с той же улыбкой поверх патетики и с патетикой поверх улыбки. Он не изменял себе. Цензура цензурой, но и смокинг, и аристократическая стать, и сарказм — всё осталось при нем.
Говорили, что Вертинский прельстился щедрыми кремлевскими гонорарами, а он готов был примчаться в Москву еще в 1941-м, когда гитлеровцы шли на Восток. Его возвращение на Родину не было спонтанным, он уже лет десять, если не больше, оставаясь странником, в душе связывал себя с Советским Союзом.
Ходили легенды, что на концерте в Большом театре артист встал на колени перед сталинской ложей. Скорее всего, этот апокриф был парафразом известной истории с Шаляпиным, который в свое время на сцене склонил колени перед императором...
Но свою песню о Сталине он написал. Она многим хорошо известна до сих пор:
Чуть седой, как серебряный тополь, Он стоит, принимая парад. Сколько стоил ему Севастополь! Сколько стоил ему Сталинград! И в слепые морозные ночи, Когда фронт заметала пурга, Его ясные, яркие очи До конца разглядели врага.
Прослушав эти куплеты, Сталин задумчиво произнес: «Это сочинил честный человек. Но исполнять не надо». Вождю перечить не стали. По радио Вертинский практически не звучал. Ему так и не присвоили звание заслуженного артиста, не говоря о народном. «У меня нет ничего, кроме мирового имени», — говаривал Вертинский. Но он не хотел становиться музейным экспонатом. Исполнял не только свою «классику», но и новые песни. Он сочинял и на стихи Сергея Смирнова — молодого советского поэта, умевшего писать иронично.
Постаревший принц
В русском лесу он был как экзотическое растение — пришелец то ли из Серебряного века, то ли со страниц Чехова, то ли из парижских кабаре. Постаревший принц декаданса в королевстве соцреализма. Нездешний повеса — и в то же время свой. Господин — и в то же время товарищ.
Он дал в СССР несколько тысяч концертов. Где только не пел! Зато в Советском Союзе ему не приходилось выступать в «вечерних ресторанах, в парижских балаганах, в дешевом электрическом раю». «Недавно в Донбассе я пел под землей для шахтеров во время обеденного перерыва. Они подарили мне шахтерскую лампочку с выгравированной на серебряной дощечке теплой и дружеской надписью. Я ею очень горжусь», — это тоже из его мемуарных записей.
Любимец публики сетовал в письме заместителю министра культуры: «Почему я не пою по радио? Разве Ив Монтан, языка которого никто не понимает, ближе и нужнее, чем я? Почему нет моих пластинок? Разве песни, скажем, Бернеса, Утесова выше моих по содержанию и качеству?» Правда, в 1951 году появилась регалия — Сталинская премия за роль зловещего кардинала в фильме Михаила Калатозова «Заговор обреченных». Вертинский, с одинаковой элегантностью носивший фрак и сутану, стал украшением советского кино. А лучшая его роль — князь, стареющий поклонник красоты из «Анны на шее».
Незадолго до смерти он не без воодушевления писал: «На днях выходит фильм «Кровавый рассвет» по повести украинского писателя Коцюбинского «Фата-Моргана» с моим участием. Сейчас буду сниматься в фильме «Олеко Дундич» в роли французского генерала Жобера. Так я живу у себя на родине и работаю. Народ меня принимает тепло и пока не дает мне уйти со сцены. Концерты мои переполнены до отказа. На днях буду напевать новые пластинки. Даже постареть некогда! А на это ведь тоже нужно время!» Увы, Александр Николаевич поторопился. Роль Жобера сыграл другой актер, тоже дворянского происхождения — Евгений Велихов из Малого театра.
Он пел и 21 мая 1957 года — в ленинградском Доме ветеранов сцены имени Савиной. Пел, как всегда, в полную силу, не только голосом, но и сердцем. В тот же день в гостинице «Астория» случился сердечный приступ. Врачи не смогли спасти артиста.
Его обманчиво легкомысленная, искренняя муза на забыта. Вертинский создал жанр — как поэт и композитор, как создатель эстрадного «театра одного актера». Шарль Азнавур учился у него искусству создавать песни из житейских историй. Ему многим обязаны и поющие поэты 1960-х, и рок-музыканты более позднего времени. И таких открытий, связанных с Вертинским, будет еще в изобилии.
Диакон Андрей Бодько. Живёт и служит в городе Речица, Беларусь. В юности активно занимался граффити. Является КМС по тайскому боксу. Автор необычной серии миниатюр “Всегда рядом”, в которых Христос кормит бездомных животных, помогает хирургам делать операцию и даже делает уроки со школьником!
(С) Русский стиль
Сообщение отредактировал: IP - Пт, 22.03.2024, 22:13
Фильм "Обыкновенный фашизм" должен быть в школьной программе в обязательном порядке, чтобы в стране не появлялись мутанты. Детям начиная с 12 лет надо показывать детские и женские концлагеря и сколько деревень на нашей территории сожгли вместе с людьми бравые парни из Баварии. Чтобы всякая падаль с нескольких радиостанций или из фонда Эберта начинали вертеться от одной только мысли о пересмотре взгляда на историю ВОВ или когда у них появляется мысль о том, что Ленинград надо было сдать. К сожалению живых очевидцев все меньше и меньше остается. ПАМЯТЬ о тех кто погиб наше поколение и следующее потерять не имеет право! Надо брать пример с Израиля, где подобная падаль не возможна как вид. И не возможно представить себе даже попытку пересмотреть вопрос холокоста. Мы дошли до того, что в нашей стране всякие лживые сми вещающие из чумного барака открыто обливают грязью бессмертный полк, а муниципальные депутаты из "яблока" решают, что праздновать День Победы не имеет смысла...