Главная | Правила форума Новые сообщения | Регистрация | Вход

Ракурсы

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Серебряный век
lu-chia
Сообщение #1 | Вт, 20.04.2021, 20:09
Группа: wing
Сообщений: 29281
https://u.to/F5VCGw

Серебряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.Серебряным веком условно называют период, в течение которого активно развивалась русская поэзия. В эти временные рамки появилось большое количество поэтов и поэтических течений в поисках новых поэтических форм и эстетических идеалов.Название эпохи сформировалось по аналогии с Золотым веком и стало распространенным во второй половине ХХ века. Период характеризуется неоднородностью, рядом литературных стилей, которые обладают специфическими особенностями или фундаментальными духовно-эстетическими принципами. Понятие данного времени характерно для среды русской эмиграции и соотнесено с Золотым веком, ретроспективно оценивая прошедший период в качестве расцвета культуры в России после него.ПериодизацияУ эпохи Серебряного века отсутствуют четкие рамки. Это связано с наличием разных подходов для исследований. Общепринятым началом периода считаются 1890-е годы. Историки и литераторы со всего мира выдвигают несколько основных гипотез конца Серебряного века:
  • 1917 год;
  • 1921 год;
  • промежуток между 1920-1930 гг.

По поводу окончания ведется множество споров. Несмотря на глубину проводимых исследований, конкретные хронологические рамки невозможно назвать по сей день.Литературные направленияВ Серебряном веке присутствуют разные литературные направления. Такие черты присуще любому периоду развития русской культуры. Ключевые жанры, характерные для эпохи, отожествляются с художественными методами. Общие фундаментальные духовно-эстетические принципы присутствуют в каждом течении. Писатели, представленные в период Серебряного века, объединены в группировки и школы с собственными программно-эстетическими установками. В развитии литературного процесса можно отметить тенденцию к развитию с четкой закономерностью.РеализмРеализм — литературное направление или жанр в искусстве, цель которого выражается в правдивом воспроизведении реальности в присущих ей чертах.Расцвет реализма отмечен периодом времени между господством романтизма и символизма. В понимании философии реализмом является доктрина, которая предполагает существование предметов видимого мира, независимо от восприятия и познания его человеком.Основные черты направления:
  • исторически определенное общество, события, эпоха;
  • приближенная к реальности жизнь показана в произведении;
  • закономерности жизни, определенные причинно-следственными связями, занимают центральные роли;
  • литература в реализме является средством познания себя и окружающего мира;
  • демонстрация того, как общество влияет на духовность людей, формирует характер человека;
  • типизация характера для типической обстановки;
  • взаимодействие характеров и обстоятельств;
  • описание глубоких конфликтов, отражение жизни в условиях драматических столкновений;
  • развитие определяет действительность, обсуждение не только уже сложившихся форм социального взаимодействия и типов характеров, но и обнаружение зарождающихся.

МодернизмМодернизм положил начало эпохе Серебряного века. Писатели модернистского жанра путем разных способов самовыражения расширяли рамки реалистичного видения жизни. Авторы великих произведений отстаивали право на свободу литературы, сопротивлялись нравственным установкам и общественному строю. В числе главных идейных вдохновителей направления Ф. Ницше. Возникло множество литературных течений таких, как символизм, акмеизм, футуризм. Жанры модернизма соответствовали друг другу, происходили один из другого.  СимволизмСимволизм, как направление, возник по итогам кризиса всей европейской культуры. Характерной особенностью представителей течения является способ выражения идей с помощью символов. Авторы познавали тайны человеческой души, подсознания, пребывали в поисках духовной свободы. Писатели по-разному отражали символизм в своих произведениях. Первыми символистами Серебряного века считаются:
  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • К. Бальмонт;
  • З. Гиппиус;
  • Д. Мережковский.

По прошествии некоторого времени к направлению присоединились «младосимволисты». К числу последователей относились:
  • А. Белый;
  • В. Иванов;
  • С. Соловьев;
  • А. Блок.

Писатели старшего поколения воспринимали символизм в эстетическом плане. Более молодое поколение авторов принимало направление в качестве философии жизни. Для модернистов символ находился за гранью человеческого понимания. По мнению символистов, на постижение прекрасного мира искусства не оказывают влияние рассудок и рационализм. Авторы старались концентрировать свое внимание на мистической стороне произведений.Основные признаки символизма:
  • религия используется в качестве основной темы творчества;
  • в роли главных героев выступают мученики и пророки;
  • преимущество отдается представлению предметного мира по средствам символов, нежели конкретному изображению реальности и содержания;
  • выдерживается некая дистанция между литературой и общественной или политической жизнью общества;
  • главный девиз авторов: «Мы привлекаем избранных», наблюдается преднамеренное отторжение читателей с целью избежать соответствия с массовым культурным явлением.

Эстетика символизма — это эстетика намека. Авторы отстраняются от мира вещей, не выражают конкретное мнение, а формулируют ассоциации, связанные с определенными вещами. Согласно Ш. Бодлеру, символизм служит единственным возможным способом отражения действительности.ИмажинизмИмажинизм — культурное направление, характерное для Серебряного века, целью которого служит создание образа.Основоположниками имажинизма являются А. Мариенгоф и В. Шершеневич, которые использовали метафору в качестве основного выразительного средства и создавали в произведениях целые метафорические цепи. В некоторых чертах направление схоже с футуризмом.Особенностью творчества писателей является стремление к созданию нового поэтического языка и отстранение от клишированных фраз. Движение имажинизма отличается организованностью. Его участники проводили время на литературных вечерах и встречах, публиковали множество сборников. Наряду с такой сплоченностью, авторы не сходились в творческих взглядах.К примеру, в поэзии Анатолия Мариенгофа или Владимира Шерневича наблюдаются упаднические настроения, личные переживания, пессимизм. В круг писателей входил Сергей Есенин, который использовал тему родины в качестве основы всего творческого процесса. Подобные примеры подтверждают факт разнородности поэтов течения имажинизма, особенно относительно принципов создания художественных произведений. Имеющиеся разногласия послужили причиной раскола литературного направления на две группы, которые с течением времени вовсе прекратили свое существование.АкмеизмАкмеизм пришел на смену символизму. Основоположниками направления являются Н. Гумилев и С. Городецкий. Авторы придерживались ясного взгляда на жизнь и некого культа реальности. В произведениях просматривается уход от символизма в пользу конкретных образов. Наряду с этим шедевры проникнуты тоской и декадентскими мотивами. Кроме создателей жанра, к акмеистам можно отнести:
  • О. Мандельштама;
  • А. Ахматову;
  • М. Кузмина;
  • М. Зенкевича;
  • В. Ходасевича.

Акмеизм является самым загадочным явлением Серебряного века. Направление берет начало в 1911 году. Некоторые историки придерживаются теории о полном отсутствии акмеизма. Сторонники подобного мнения считают, что направление является специфической формой символизма. Несмотря на очевидные сходства, у этих жанров есть существенные отличия. Акмеизм представляет собой новое, более свежее течение и начинается в то время, когда такое понятие, как символизм, изжило себя, что послужило причиной для раскола в обществе его последователей.Различия между символизмом и акмеизмом:
  • произведения авторов-акмеистов отличаются более простой манерой изложения мыслей, отсутствием глубокого сакрального смысла;
  • на второй планы отошли темы религии и мистики;
  • для символизма характерна идея непостижимой тайны, которую авторы-акмеисты рассматривают, как загадочное явление, над которым следует задуматься, чтобы в конечном итоге найти ответ.

Следует отметить, что течение акмеизма просуществовало недолгое время. В первые годы был опубликован манифест акмеизма, не особо соответствующий действительности. Данные противоречия вызывали множество негативных отзывов критиков относительно произведений писателей-акмеистов. С началом войны в 1914 году направление забылось, так и не успев достигнуть высшей точки развития.ФутуризмПосле акмеизма в русской поэзии наступило время следующего направления под названием футуризм. Жанр послужил началом некой революции, по итогам которой были разделены форма и содержание, отвергнута традиционная культура. «Искусство будущего» развивалось в такие направления, как кубофутуризм и эгофутуризм.Известные кубофутуристы:
  • В. Хлебников;
  • В. Маяковский;
  • В. Каменский;
  • А. Крученых.

В жанре эгофутуризма писали такие авторы, как:
  • И. Северянин;
  • В. Шершеневич;
  • Р. Ивнев.

Среди основных признаков и особенностей футуризма можно отметить:
  • ориентация на разные культурные типы, поэт в роли разрушителя и творца одновременно;
  • авангардное явление со стремлением эпатировать общественность;
  • многие писатели-футуристы ранее увлекались живописью и ориентировались на это направление искусства при формулировке смысловых посылов;
  • уход от традиционного искусства;
  • большое внимание уделялось конкретике слова, которое видоизменялось, чтобы задеть читателя.

Футуризм развивался во многом под влиянием итальянских авторов. Большое значение для направления имел манифест Филиппо Томазо Маринетти, датированный 1910 годом.Писатели-футуристы создавали принципиально новые формы искусства. Основные мотивы творчества авторов:
  • возвеличивание собственного «я»;
  • фанатичное поклонение войне и разрушениям;
  • презрение к буржуазному обществу и слабой человеческой изнеженности.

Футуристы в творчестве старались привлечь большое внимание к своей персоне. Для этого писатели применяли разные средства, включая странный стиль в одежде, рисунки на лицах, плакаты и скандирование собственных произведений. Общество отвечало неоднозначно. Некоторые восхищались смелыми авторами, а кто-то относился к подобным проявлениям культуры настороженно или агрессивно.
lu-chia
Сообщение #2 | Ср, 21.04.2021, 09:19
Группа: wing
Сообщений: 29281
Декаданс Серебряного века

Декаданс (от французского «decadence», «упадок») — направление в литературе, смысл которого заключается в описании кризисных явлений в духовной и общественной жизни, которые наполняют неприятие окружающей действительности, индивидуализм, чувство безнадежности, тоска по идеалам, обостренная чувствительность к жизненным ситуациям, эмоциональная напряженность переживаний по поводу необратимости смерти.Многие писатели Серебряного века отличались особым умонастроением, связанным с окончанием эпохи, процессом исчезновения четких ориентиров и норм морали, ощущением завершения периода, для которого было характерно традиционное искусство, начала всеобщего упадка и деградации. Признаки декаданса:
  • отрицание общепринятой «мещанской» морали;
  • культ красоты, который трансформировался в самодовлеющую и самодостаточную ценность;
  • эстетизация греха и порока;
  • противоречивые переживания, выражающиеся в отвращении к жизни и утонченном наслаждении ею.


Декаданс представлял собой эстетическую программу и установку в период творчетсва французских писателей Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо. Анатоль Байу основал журнал «Декадент» в 1886-1889 гг. В нем специфика направления объясняется упадком вкуса и нравов, пессимизмом, психологическим изощрением, аномалией.Жанр критиковался в культуре Ф. Ницше, который связывал декаданс с усилением позиций интеллекта и ослаблением жизненных инстинктов. В России ХIХ-ХХ веков к декадентскому движению относились произведения С. Надсона, К. Фофанова, М. Лохвицкой. Согласно высказываниям Д. Мережковского, декадентство символизируют эпоху разочарований и пересмотра эстетических норм. В произведениях Ф. Сологуба можно отметить тяготение к смерти и ее воспевание. Упоение собственной личностью наблюдается на ранних этапах творчества И. Северянина. К. Бальмонт в своем творчестве воспевал «мимолетности».Особенности направления:
  • замена мистики мистификацией;
  • трансформация религиозных переживаний в эстетику;
  • нетрадиционные методы изучения мира;
  • гипертрофический интерес к сатанинским, магическим, колдовским, оккультным вещам;
  • грех понимается в качестве очевидного проявления человеческих качеств.


К разным формам декадентства относятся индивидуализм, эстетство, обреченность, душевная усталость, пессимизм, которые призваны подчеркнуть особый эмоционально-психологический характер авторов. В произведениях отмечается кризисность сознания, общее неблагополучие, размытые ориентиры и отсутствие связи с действительностью.Наиболее остро декадентское настроение проявляется на рубеже 1910 года. Писатели в своем творчестве отстранялись от общечеловеческих императивов, ставили под сомнения общепризнанные правила, включая религию. В какой-то степени радикальная и смелая культурная революция в Серебряном веке послужила духовной основой для социальной революции.Поэты Серебряного векаНаиболее ярко тенденции Серебряного века прослеживаются в произведениях великих поэтов. Несмотря на объединение особенным духом эпохи, каждый автор обладал индивидуальностью и специфическим стилем.Анна Андреевна АхматоваРаннее творчество поэтессы, переводчицы и литературоведа относят к направлению акмеизма. Анна Ахматова была одной из последовательниц Гумилева, с которым спустя некоторое время вступила в брак. В 1966 году писательница стала номинантом Нобелевской премии. Революция приобрела статус главной трагедии жизни поэтессы. От репрессий пострадали близкие ей люди: первый муж Николай Гумилев, сын Лев Гумилев и третий муж Николай Пунин. Боль страшных потерь Анны Ахматовой отражена в поэме «Реквием».В произведениях знаменитой поэтессы часто просматривается тематика любви, которая проявлялась во всем: к семье, к родине. Несмотря на реальную возможность эмигрировать из страны, Анна Ахматова предпочла остаться в России и вселять в людей своим творчеством надежду на лучшее.Николай Степанович ГумилевНиколай Гумилев создал школу акмеизма. Великий писатель известен талантливой прозой, работал переводчиком и литературным критиком. Автору всегда было присуще бесстрашие. Даже в самых безнадежных ситуациях Николай Степанович мог одерживать победу. Литераторы отмечают, что часто фигура писателя представлялась в довольно комичном свете, однако такие обстоятельства положительно сказывались на его творчестве.Уникальностью произведений является возможность для читателя легко представить себя на месте автора. Свои шедевры писатель нередко посвящал творчеству художников и поэтов, которые вкладывали много сил в художественное развитие, так как Гумилев считал невозможным явление прирожденного гения. Автобиографичность часто прослеживается в произведениях писателя. В период инновационного направления поэтики Гумилев обретает специфическую манеру письма, отчетливо просматривающуюся в стихотворении «Заблудившийся трамвай». Решение вернуться в Россию из Лондона становится роковым в жизни писателя.Марина Ивановна ЦветаеваЦветаева противилась использованию феминитивов в свой адрес, поэтому правильно сказать о ней таким образом: поэт Серебряного века, прозаик, переводчик. Творчество писательницы сложно отнести к определенному жанру. Рождение в благополучной семье обеспечило Марине Ивановне счастливое детство и беззаботную юность. В зрелом возрасте автор пишет стихотворения, где отчетливо прослеживаются отголоски этого жизненного периода. Сборник 1910 года «Книга в красном переплете» вдохновляется детскими впечатлениями. Цветаевой был свойственен максимализм. Главным знаком в стихотворениях являлось тире, с помощью которого автор будто противопоставляет два мира любви и ненависти. Поздняя поэзия характеризуется предельным отчаянием.Владимир Владимирович МаяковскийВладимир Маяковский считается одним из самых авторитетных писателей ХХ века. Автор проявил талант не только в литературе, но и в кино, драматургии, сценарном мастерстве. Некоторое время писатель трудился художником и редактором журналов. Творчество Маяковского относят к направлению футуризма. Являясь сложной фигурой, автор обладал специфическим стилем. Так как произведения поэта насильственно заставляли читать, у интеллигенции к нему сформировалась стойкая неприязнь.Детство, проведенное в деревенской местности Грузии, коренным образом повлияло на дальнейшее становление личности писателя и его манеру преподносить себя обществу. Тюремное заключение послужило причиной отстранения от политики и погружению в искусство. В художественной академии Маяковский знакомиться с Д. Бурлюком, что полностью меняет его жизнь. Поэт-оратор в своем творчестве старался донести до читателя новые истины и свои идеи.Осип Эмильевич МандельштамРусский поэт эпохи Серебряного века являлся прозаиком и переводчиком, эссеистом, критиком, литературоведом. Его творчество относят к направлению акмеизма. Мандельштам с раннего времени приобрел статус зрелого писателя. Однако многим исследователям более интересны поздние годы творчества автора. Обрести единомышленников и завоевать признание писателю удалось после вступления в «Цех поэтов».В творчестве поэта нередко просматриваются отсылки к другим классическим произведениям жанра. Благодаря тонкой манере письма, истинный смысл произведений дано понять только начитанному и умному человеку. Излишняя экзальтация чужда творениям Мандельштама. Основным мотивом творчества являются размышления о Боге и вечном, которые тесно переплетались с проблемой одиночества.Сергей Александрович ЕсенинРусский поэт представляет новокрестьянскую поэзию и лирику, а в поздний творческий период — имажинизм. Есенин обладал уникальным качеством окружить свою личность завесой тайны. По этой причине о жизни и творчестве писателя по сей день спорят многие литературоведы. В раннем творчестве поэта наблюдается поэтическая зрелость. Но обман заключался в том, что при сборке последнего сборника автор включил в него стихотворения, написанные в то время, когда Есенин уже был опытным поэтом.Образ простого парня позволил писателю быстро завоевать популярность в поэтических кругах. Народные стихотворения основаны на фольклоре, которым интересовался автор. В 1917 году писатель резко меняет направление творчества и входит в круг имажинистов.Анатолий Борисович МариенгофАнатолий Мариенгоф известен, как русский поэт-имажинист, теоретик искусства, прозаик, драматург, мемуарист. Автор увлекался творчеством с самого детства, так как был начитанным ребенком и тяготел к русской классической литературе. Вдохновением послужило направление символизма и творчество А.А. Блока. Расцвет литературной карьеры писателя отмечен знакомством с Сергеем Есениным. Дружба повлияла на жизнь обоих поэтов.После знакомства с Шершневичем и Ивневым авторы в 1919 году принимают решение о создании группы имажинистов. Для данного периода характерна активная творческая деятельность Мариенгофа. Громкие скандалы сопровождали публикации романов «Циники» и «Бритый человек». Во времена СССР личность писателя подверглась травле. Его произведения запрещали печатать, прочитать их можно было лишь за рубежом.Художественные стили Серебряного векаСеребряный век является стыком двух столетий в российской истории: ХIХ и ХХ. В данный период появились такие произведения, как «Воскресенье» и «Живой труп» Льва Толстого, прославился писатель А.П. Чехов, были опубликованы повести и рассказы В. Короленко, А. Серафимовича, Гарина-Михайловского, М. Горького, Л. Андреева. Период отмечен ранней прозой И. Бунина, публикациями А. Куприна и В Вересаева.Эпоха характеризуется расцветом театрального искусства. Русское искусство прославляют имена К. Станиславского, Ф. Шаляпина, М. Ермолаевой. Новаторство и глубинный смысл музыкальных произведений А. Скрябина и С. Рахманинова определяют развитие мировой культуры на десятки лет вперед. В изобразительном искусстве появляются новые направления.В эпоху Серебряного века возникает модернизм, как результат изысканий новых методик познания мира. Часть русской интеллигенции придерживались мнения о стремлении искусства к обострению чувств и страстей, а художественный образ приобретал характер символа сложных ассоциаций. Такие настроения послужили основой для символизма, как художественного течения в русской поэзии. Его черты характерны для творчества В. Брюсова, А. Блока, А. Белого. Произведениям авторов присущи образы маски, тайны, иллюзорного и хаотичного понимания окружающего мира.Первое десятилетие ХХ века отмечено появлением пролетарской поэзии, массовой, близкой к городским низам и рабочим. Революционные настроения наполняли литературу того времени. Подобные произведения печатались в журнале легального марксизма «Жизнь». М. Горький концентрирует вокруг себя писателей и поэтов той эпохи. Настроения пессимизма усиливаются с момента поражения в революции 1905 года. Творчество Л. Андреева характерно для данного периода. Декадентские творческие установки отходили на второй план. Новое направление романтизма использовали писатели И. Бунин, А. Куприн. Инновационные формы отражения внутреннего мира человека трансформировались в акмеизм и футуризм, которые стали постсимволическими течениями русской культуры.Тенденции символистов проявлялись в живописи и скульптуре. Художественные процессы подразумевали социально-исторический контекст. Основными темами данного периода являлись отношения России и свободы, интеллигенции и революции. Авангардизм стал проявлением «левых» направлений в искусстве. На протяжении эпохи Серебряного века художественная культура приобретала противоречивый и многогранный смысл. Искусство видоизменялось под действием сложного периода между двух революций, духовного кризиса, охватившего существенную часть творческой интеллигенции. Характерной содержательной стороной русской культуры того времени являлись неприязнь к ценностям буржуазной культуры и цивилизации, отрицание современных устоев и предчувствие перемен.Окончание Серебряного векаНачало Серебряного века отмечено в 1890-х годах. Принято считать, что конец эпохи соответствует первому десятилетию ХХ века. Однако в ученых кругах на этот счет по сей день ведутся споры. Часть исследователей полагает, что концом Серебряного века необходимо принимать за 1917 год, а их оппоненты уверены в окончании эпохи в 1921 году. Первая гипотеза объясняется фактом начала Гражданской войны в 1917 году, что послужило причиной для прекращения существования Серебряного века русской литературы. Вместе с тем следует отметить, что в 20-е годы продолжали творчество писатели, которые считаются создателями этого явления. Есть и третья теория, исходя из которой, конец эпохи приходится на даты с 1920 по 1930-е годы. События отмечены самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературным творчеством со стороны правительства.Результаты влияния эпохи Серебряного векаСудьба многих гениев Серебряного века сложилась трагическим образом. Особенности настроений в гражданском обществе и зарождение новых стилей кардинально изменили направления творчества великих писателей. Талантливые представители эпохи пронесли любовь к Родине, незыблемую веру в величество России через время перипетий революций, войны, эмиграцию, ошибки и заблуждения. Богатый и многообразный период российской истории культуры определяется разнообразием творческих индивидуальностей, что делает его особенно увлекательным с одной стороны и трудным – с другой.  Литературе Серебряного века присущи такие черты, как любовь к малой Родине, характеристика стародавних народных обычаев и традиций морали, широкий спектр применения религиозной символики.В произведениях великих писателей того времени прослеживаются оттенки христианских мотивов и языческих верований. Народные сюжеты и образы использовались в творчестве многих авторов. Черты отрицания обрела наскучившая обществу городская культура, сопоставимая с культом приборов и железа. Серебряный век подарил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд мирового культурного достояния.
lu-chia
Сообщение #3 | Чт, 05.08.2021, 16:58
Группа: wing
Сообщений: 29281
http://poetrysilver.ru/bio/173 Бенедикт Лившиц
Melamory
Сообщение #4 | Пт, 20.10.2023, 07:59
Группа: Летописец
Сообщений: 298
https://kulturologia-ru.turbopages.org/turbo....81 дуэль
lu-chia
Сообщение #5 | Чт, Вчера, 10:17
Группа: wing
Сообщений: 29281
Георгий Викторович Адамович
1892-1972

ПОЭТ ПОСЛЕДНИХ СЛОВ

Говорят, что судьбы русских поэтов во многом схожи. Особенно это касается поэтов начала прошлого века. Истории тех, кто остался в послереволюционной России и тех, кто покинул страну, называют одинаково трагичными. Марина Цветаева, Даниил Хармс, Велимир Хлебников, Николай Гумилёв, Осип Мандельштам – этот список трагических судеб русской культуры может быть достаточно длинным. Сегодня мне хотелось бы рассказать о поэте, жизнь которого в чём-то повторяет трагические судьбы его современников, но в основном очень даже от них отличается. Он вошёл в серебряный век учеником Николая Гумилёва в середине десятых годов, ушёл из жизни в начале семидесятых, оставил после себя около ста шестидесяти стихотворений и имя одного из самых ярких представителей русской культуры двадцатого века.

В 1915 году в печати появляется первый литературный опыт Георгия Адамовича, рассказ «Весёлые кони», в следующем, шестнадцатом – первый сборник стихов «Облака». Этот сборник получил хороший отзыв со стороны Николая Гумилёва, который отметил «хорошую школу» и проверенный вкус» автора, но добавил и про заметное влияние на стихи поэзии Анненского и Ахматовой. Сам Адамович впоследствии отзывался о своём поэтическом дебюте довольно презрительно. «…Я выпустил его, чтобы дарить близким и делать дарственную надпись, я даже умудрился послать эту книгу Блоку и не ожидал, что Блок ответит…» У Александра Блока была привычка отвечать на все письма, которые он получал, он ответил и на письмо Адамовича. Впоследствии родился миф о том, что Блок с Адамовичем были близкими друзьями. На самом деле это не так. Адамович никогда в жизни не разговаривал с Блоком. Всё, что было – это письмо и ответ мэтра. Блок «Облака» разругал, и призвал молодого поэта сильнее раскачнуться на «качелях жизни». Эту фразу Адамович вспоминал всю жизнь, может быть, отсюда и возник миф о дружбе двух поэтов. Вообще, вокруг личности Адамовича ходило много мифов. Какие-то из них поэт распускал сам, какие-то — его недоброжелатели, которых у него всегда было много, а какие-то и друзья, которых было ещё больше. 

После ухода Гумилёва на фронт Первой мировой войны Адамович вместе с Ивановым собирают второй «Цех поэтов». Этот «Цех» просуществовал совсем недолго. 
До 1918 года Адамович живёт в Петербурге. На его глазах происходят падение царской семьи, Февральская и Октябрьская революции. После того, как большевики пришли к власти, многие его родственники покинули страну, а он отправился в Псковскую губернию, в город Новоржев, где преподавал в гимназии разные дисциплины, писал стихи, наблюдал «революционный ход» без прикрас. Георгий Викторович оставил свои воспоминания о тех временах. Их отличает, с одной стороны, неприятие революции, с другой – любовь к своей стране, к людям, которым выпало жить в России в такие непростые времена. Вернувшись в Петроград, он поселяется в квартире своей богатой родственницы, тёти Беллей, на Почтамтской улице, 20. Её муж – миллионер был владельцем коксо-обжигательных заводов. Уезжая за границу, тётя просила присматривать за оставленными ценностями и вещами. В этой квартире по приглашению Адамовича поселяется и его друг Георгий Иванов со своей молодой женой, поэтессой Ириной Одоевцевой. Вполне возможно, что эти последние годы перед отъездом в эмиграцию были самыми счастливыми в жизни всех трёх поэтов. Это об этом времени написано стихотворение – 

Без отдыха дни и недели, 
Недели и дни без труда. 
На синее небо глядели, 
Влюблялись… И то не всегда. 

И только. Но брезжил над нами 
Какой — то божественный свет, 
Какое — то легкое пламя, 
Которому имени нет.

Благодаря своему ораторскому искусству, высочайшей образованности, «вынужденной» трудоспособности, образу петербургского салонного эстета, с которым он не расставался до конца своей жизни, Адамович стал одним из самых важных авторитетов русской эмиграции. Его называли златоустом, Бунин отзывался о нём, как о «единственном», кто есть в Париже, философ и богослов Георгий Федотов назвал его соборной личностью русской литературы. На одном из собраний «Зелёной лампы» Мережковский, гордившийся своим умением захватить и убедить публику, после короткого выступления Адамовича, в двух словах развеявшего всю убедительность и очарование его речи, вскочил и воскликнул: «С кем вы, с Богом или с Адамовичем?» Его ум, взгляды, поэзию высоко ценила Зинаида Гиппиус. 

Как поэт Адамович был малоизвестен. Бывали такие случаи, что люди, восхищаясь критическими статьями, на вопрос, нравятся ли им стихи Адамовича отвечали удивлённо : «А он ещё и поэт?» Он стал в эмиграции «поэтом последних слов», «поэтом горестного шёпота», «поэтом мира, который покинул Бог». Он писал мало. Его третий сборник «На западе» вышел в Париже в 1939 году. В него было включено стихотворение, ставшее гимном эмиграции. 

Когда мы в Россию вернемся…о Гамлет восточный, когда? — 
Пешком, по размытым дорогам, в стоградусные холода, 
Без всяких коней и триумфов, без всяких там кликов, пешком, 
Но только наверное знать бы, что вовремя мы добредем… 
Больница. Когда мы в Россию… колышется счастье в бреду, 
Как будто «Коль славен» играют в каком — то приморском саду, 
Как будто сквозь белые стены, в морозной предутренней мгле 
Колышатся тонкие свечи в морозном и спящем Кремле. 
Когда мы…довольно, довольно. Он болен, измучен и наг, 
Над нами трехцветным позором полощется нищенский флаг, 
И слишком здесь пахнет эфиром, и душно, и слишком тепло. 
Когда мы в Россию вернемся…но снегом ее замело. 
Пора собираться. Светает. Пора бы и трогаться в путь. 
Две медных монеты на веки. Скрещенные руки на грудь. 

В сентябре 1939 года Адамович записался добровольцем во французскую армию. Это с его подачи распространился слух о том, что Георгий Иванов поддерживает нацистов, обедает с ними на своей вилле в Биарицце, слух, который уничтожил репутацию поэта в эмигрантских кругах. Отношения двух друзей расстроились окончательно. 
В 1955 году в Нью-Йорке в издательстве им. Чехова выходит книга Адамовича «Одиночество и свобода». Она представляет собой сборник статей о творчестве писателей старшего поколения, попавших в эмиграцию, в основном тех, кто сформировался ещё в России – о Шмелёве, Бунине, Гиппиус, Алданове и многих других. Адамович хотел назвать свою книгу сначала «Судьба эмигрантской литературы», потом «Испытание свободой», но выбрал название, которое в полной мере отражает то, что получила русская культура, русская литература в двадцатом веке. 

С 1957 года Георгий Викторович работает на «Радио Свобода», в 1967-м году выходит его последняя книга стихов «Единство» и «Комментарии», одна из лучших книг эссеистической прозы двадцатого века. 

Он всю жизнь боялся смерти, отказывался верить, что умрёт, бледнел при разговорах о том, что будет после его смерти. В конце жизни он говорил друзьям, что вот только теперь, только сейчас он мог бы начать писать действительно хорошие стихи, но ни сил, ни времени на это уже не остаётся. Он очень надеялся вернуться стихами в Россию, но и сегодня его имя практически неизвестно широкому кругу читателей. Он умер в Ницце 21-го февраля 1972 года, прилёг отдохнуть после завтрака и не проснулся. 
Как-то Адамович заметил: « Они все думают, что поэзия – это путь туда. Нет, господа, это ветер оттуда». 

Там, где — нибудь, когда — нибудь, 
У склона гор, на берегу реки, 
Или за дребезжащею телегой, 
Бредя привычно за косым дождем, 
Под низким, белым, бесконечным небом, 
Иль много позже, много дальше, 
Не знаю что, не понимаю как, 
Но где — нибудь, когда — нибудь, наверно…

Автор публикации Саша Ветров
---------------------------------------------------------------------------------------
ГЕОРГИЙ АДАМОВИЧ
ПОЭЗИЯ

«Памяти М.Ц.». 

"Поговорить бы хоть теперь, Марина! 
При жизни не пришлось. Теперь вас нет. 
Но слышится мне голос лебединый, 
Как вестник торжества и вестник бед. 

При жизни не пришлось, Не я виною. 
Литература – приглашенье в ад, 
Куда я радостно входил, не скрою, 
Откуда никому – путей назад. 

Не я виной. Как много в мире боли. 
Но ведь и вас я не виню, ни в чём. 
Всё – по случайности, всё – по неволе. 
Как чудно жить. Как плохо мы живём». 

*** 
«Холодно. Низкие кручи. 
Полуокутал туман. 
Тянутся белые тучи 
Из-за безмолвных полян. 

Тихо. Пустая телега 
Изредка продребезжит. 
Полное близкого света. 
Небо недвижно висит. 

Господи, и умирая, 
Через полвека едва ль 
Этого мёрзлого края, 
Этого мёрзлого рая 
Я позабуду печаль». 

*** 
«Один сказал: «Нам этой жизни мало», 
Другой сказал: «Недостижима цель». 
А женщина привычно и устало, 
Не слушая, качала колыбель. 

И стёртые верёвки так скрипели, 
Так умолкали – каждый раз нежней! – 
Как будто ангелы ей с неба пели 
И о любви беседовали с ней». 

*** 
«В последний раз … Не может быть сомненья, 
Это случается в последний раз, 
Это награда за долготерпенье, 
Которым жизнь испытывает нас. 

Запомни же, как над тобой в апреле 
Небо светилось всею синевой, 
Солнце сияло, как в ушах звенели 
Арфы, сирены, соловьи, прибой. 

Запомни всё: обиды, безучастье, 
Ночь напролёт, - уйти, увидеть, ждать? – 
Чтоб там, где спросят, что такое счастье, 
Как в школе руку первому поднять». 

*** 
«Как холодно в поле, как голо, 
И как безотрадно очам 
Убогие русские села 
(Особенно по вечерам). 

Изба под берёзой. Болото. 
По чёрным откосам ручьи. 
Невесело жить здесь, но кто-то 
Мне точно твердит – поживи! 

Недели и зимы, и годы, 
Чтоб выплакать слёзы тебе 
И выучиться у природы 
Её безразличью к судьбе». 

*** 
«Ни с кем не говори. Не пей вина. 
Оставь свой дом. Оставь жену и брата. 
Оставь людей. Твоя душа должна 
Почувствовать – к былому нет возврата. 

Былое надо разлюбить. Потом 
Настанет время разлюбить природу, 
И быть всё безразличней – день за днём, 
Неделю за неделей, год от года. 

И медленно умрут твои мечты. 
И будет тьма кругом. И в жизни новой 
Отчётливо тогда увидишь ты 
Крест деревянный и венец терновый». 

*** 
«О том, что смерти нет, и что разлуки нет, 
И нет земной любви предела, 
Не будем говорить. Но так устроен свет, 
Где нам дышать судьба велела. 

И грустен мне, мой друг, твой образ, несмотря 
На то, что ты и бодр и молод, 
Как грустно путнику в начале сентября 
Вдруг ощутить чуть слышный холод». 

*** 
«О, сердце разрывается на части 
От нежности… О да, я жизнь любил, 
Не меряя, не утоляя страсти, 
Но к тридцати годам нет больше сил». 

И наклонясь с усмешкой над поэтом, 
Ему хирург неведомый тогда 
Разрежет грудь усталую ланцетом 
И вместо сердца даст осколок льда». 

*** 
«Единственное, что люблю я – сон. 
Какая сладость, тишина какая! 
Колоколов чуть слышный перезвон, 
Мгла неподвижная, вся голубая. 

О, если б можно было твёрдо знать, 
Что жизнь – одна и что второй не будет, 
Что в вечности мы будем вечно спать, 
Что никогда никто нас не разбудит». 

*** 
«Если дни мои, милостью Бога, 
На земле могут быть продлены, 
Мне прожить бы хотелось немного, 
Хоть бы только до этой весны. 

Я хочу написать завещанье. 
Срок исполнился, всё свершено: 
Прах – искусство. Есть только страданье, 
И даётся в награду оно. 

От всего отрекаюсь. Ни звука 
О другом не скажу я вовек. 
Всё постыло. Всё мерзость и скука. 
Нищ и темен душой человек. 

И когда бы не это сиянье, 
Как могли б не сойти мы с ума? 
Брат мой, друг мой, не бойся страданья, 
Как боялся всю жизнь его я…».

https://vk.com/wall-171467189_2435?ysclid=m4kzjyqtg4684115245
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: