И я не захотела, да и не хочу.......директор это не только ответственность за тот же комбинат, это еще и огромная ответственность за людей......не всегда можно быть справедливым, да практически никогда, потому что над тобой есть еще один директор.
И я не захотела, да и не хочу.......директор это не только ответственность за тот же комбинат, это еще и огромная ответственность за людей......не всегда можно быть справедливым, да практически никогда, потому что над тобой есть еще один директор.
Воооооооооот... а ведь над директором есть чиновники того или иного уровня...подумайте, как в нынешних условиях они будут поступать, если им платить мало?
а что думать - вот им то как раз всегда и мало.) Уж лучше быть простым учителем - можно быть собой.)
Melodia, на минуточку, я офицер запаса, т.е. тоже чиновник, И, да, к концу службы имел много подчиненных. Но как-то меня никогда не заботила зарплата, точнее, денежное содержание. Хотя не спорю, что чиновники, то бишь офицеры, бывали и бывают разные. Это очень показательно проявилось в Афгане. До прихода к власти Горбачева, туда ехали настоящие офицеры, которые служили Родине. А вот после будто кто-то подменил офицерский состав - поехали барыги, которые мечтали обогатиться. Говорю как очевидец событий, что до, что после. Открою вам страшную тайну: большая часть потерь СА была как раз после 1985 года, хотя количество боевых операций было гораздо снижено против того же 1982 года. И, предполагаю, именно разложение офицерского состава, что привело к значительному увеличению потерь, стало одной из причин вывода войск из Афгана.
И насчет учителей вы неправы. Нет у них свободы, потому что любой учитель со всех сторон обложен инструкциями что и как преподавать. И мало кто нарушает эти инструкции, даже если в учебниках написан бред, как в случае с историей Украины. Более того, вы пока живете в относительно благополучном городе. Майдан захватил незначительную ее часть. Но, поверьте, ситуация будет только ухудшаться. И тому же Путину рано или поздно надоест спонсировать Украину. А это означает полнеший обвал во всех сферах жизни, потому что Запад как не давал даже евроцента Украине, так и не собирается давать. И непременно это отразится на школе и учителях. Вот тогда и посмотрите ху из ху на самом деле.
Скажу лишь, что когда у нас встал вопрос о сокращении преподавательского состава из-за сокращения количества детей в школах ГОРОНО дало на откуп школам проблему с определением того, кто должен быть уволен. Вот где были гладиаторские бои. А если учесть, что большинство учителей женщины, то гладиаторы тихо в стороне курят, нервно завидуя. В конце концов, ГОРОНО было вынуждено вмешаться и своим приказом определить порядок сокращения штатов.
Сообщение отредактировал: посох_Патриарха - Чт, 10.04.2014, 04:23
Анатолий, я совсем не инструкции имела ввиду. Можно говорить, то что думаешь, относиться к людям одинаково. Понимаете, когда давят на директора, директор начинает давить на подчиненных, хоть ситуации от этих подчиненных очень часто и не зависят. Но....надо быть жестче, а еще слишком часто забывать о простых человеческих качествах, и там где надо идти навстречу, приходится отказывать. А когда начинаешь говорить то что думаешь, при чем справедливо и не выгораживая сотрудников, как они считают, а по существу, ты оказывается очень добренький, но самое главное правду то знают, но слышать ой как не любят. И тогда ты плохой директор), так лучше говорить то, что думаешь и быть "плохим " учителем, но не мучить свою совесть, что где-то что-то не договорил, кого- то не отстоял, потому что не поймут, "нагнут", ну и уволить могут. Хотя....я в таких случаях всегда говорю себе -"это всего лишь работа") А еще я часто нервничаю, но всегда стараюсь смотреть в будущее только позитивно, иначе можно только нервно курить.)
Не совсем про образование, про руководство , к вашему разговору о директорстве, это слова одного моего интернетного знакомого с Ковчега:
Даже в роли малого руководителя видишь мир по иному. Чем в роли подчинённого. Казалось бы - какие "классовые" противоречия могут быть в коллективчике из 100 человек? Я их всех обожал. До страсти. Я их неустанно просвещал по поводу производства. Поощрял премией - всенепременно. Даже за мало мальские приступы самоотверженного труда. Снимал премию редко и помалу. Со всеми объяснениями, с испрашиванием их согласия. С пояснениями, как нехило их действие навредило предприятию. Мой период работы был - самый безаварийный. Самый эффективный. В плане пользы для предприятия. Самый доброжелательный к сотрудникам. Показательно, что меня рабочие ни разу не побили в подземелье. Как это делалось со всеми другими начальниками. Но работнички мои враждовали сами между собой. Как бы я их не мирил. И почти все вместе они - ненавидели меня. Вот так вот. Из всех (кстати, пофигистских) начальников я оказался - самый "тяжёлый" для сотрудников. Самый "сталинский".
Впрочем, мой опыт - Бог с ним. Он может быть и не показательным.
Но как быть с Иисусом?! Иисус пришёл с мечом. Иисус не сентиментальничал. Но в наше время, через 2000 лет, почему-то все уверены, что Иисус был воплощением божественной Любви. А ведь тогда, 2000 лет назад, народ искренне желал смерти Иисусу! Именно, народ. И не надо обольщаться, облагораживая "эксплуатируемый" класс.
Чего мы более не знаем в этих историях? Не понимаем сути Любви, может быть? А, может быть, не понимаем сути народа, собственно?! Мне сдаётся имеет место и то, и другое.
В прошлом копаться нельзя. Уже потому, что прошлое многозначно. Ясновидящие позади во времени видятнаслоения не только прошедших времён. Они видят плюс и наслоения множеств несостоявшихся ВАРИАНТОВ ИСТОРИИ. В прошлом разобраться невозможно. Ибо уже неясно, по какому Пути и откуда история пришла из прошлого в наше настоящее.
С другой стороны, руководители - сами являются тем же самым "народом". И их не надо сильно-то выделять, отделять от народа. То есть, нельзя для народа использовать только эпитет "святой". А для руководителя использовать только эпитет "тиран". Мне кажется, каков народ, таков и его руководитель. Только несколько разумнее, чем народ. На то он и руководитель.
Эволюция вечна. Наверх уходят возносящиеся миры. Под собой они строят новые молодые миры. Засевают их разумом.
Мы ж находимся здесь. Куда Дух спустился. На дно низкочастотное. Теперь разум утвердился на планете. В 1987 году, как известно, это установили. Теперь - только наверх. Возноситься. Вместе с планетой. Вместе с миром. Уроки пройдены. Любовь, убийства, воровство, тиранство, страдания. Это уроки. Так ведь? А не обвинение на вечные времена? Все любимы. Никто не порочен. Все проходили лишь уроки.
Из кинофильма Вселенной никуда не деться. Так и будем продолжать. Сами пока приворовывать. И жить пока среди воров. Бороться с воровством (воровство - это просто пример "порочности")? Но только в границах охраны честности от окончательного разорения. Мы ж не можем бороться с воровством руками тех же воров? А других сканд пока нет. Пока рановато. Идейные воры ещё не вымерли. Но мы-то можем в мыслях припечатывать воровство! Особенно своё!
В связи неидеальностью общества не пересмотреть ли нам роль личностей в истории?
Контроль руководителя. Это когда все подчинённые дружно уходят от руководителя. Если он никак не соответствует. Но хочет править.
На самом деле президенты - самые беспомощные деятели. Чтобы не оторваться от управляющей пирамиды надо сотрудничать со всеми теми чиновниками. Которые пилят бюджет. И в этих вот условиях пытаться облагородить положение. Поднять вал. Помочь немощным россиянам. Чиновники, в свою очередь, зависят от производящих подчинённых. Реально все друг от друга зависят. Все перед выборами обещают - денег дам много. А работать вообще не будете. Путин поднял вопрос о производительности. Опасный вопрос. Могут не выбрать. Но если население уже подросло. То конкуренции Путину не будет. Все уже должны понять. Что производить надо больше всего нужного. За те же деньги.
Суть правления - в управляемых. Сейчас - все вороваты. Ну, согласитесь. - Как дела в России? - Воруют. Кто же спрашивает строго с правительства? Диссиденты. Сами жулики прожжённые.
Продолжение
Работа лидеров России. Из ближайшей истории Росси мы знаем несколько сильных импульсов. Иван Грозный, Петр Первый и Сталин. Каждый раз Россия доводилась до предела развала. А когда передовая часть населения становилась готовой сказать «хватит» развалу и «да» строительству, вступал в работу диктатор. И в очередной раз вытягивал страну. Против кого и чего работал диктатор? Против воинствующего обывателя-хитреца. Разлагающегося на полати. За кого, чего? За утверждение Разума на планете. Такова стратегия ускоренного развития. Доведение проблемы (лени) до абсурда. И решительность, когда проблема станет многим ясна.
Примечание: Когда мне говорили о диктаторах. Мне всегда хотелось спросить - а население каково было в распоряжении этих диктаторов?!!! И тут же хотелось ответить. Население-то это было ещё то! Видите ли, ягнёнков нашли! Да если бы население Земли состояло из одних кротких мудрецов, планета давно бы уже жила вознесённой в ангельское 5-е измерение! В чём же парадокс? В том, что каждый обиженный считает себя светочем справедливости и разумности. Даже пойманный Чикатило. Вот - Преимущество в действии. Человек ни на миг не в состоянии признать своё даже равенство. Не то что поражение. В чём бы то ни было.
Примечание: Работал я на электростанции. В лихие 90-е годы. Начальником смены. Ад на земле. Ежедневный смертельный подвиг отдельных рабочих. Пьянство остальных. И ежечасная угроза тюрьмы для начальника смены. Ибо ради живучести станции все писаные и неписаные инструкции безопасности нарушались. Нехватка персонала. Персонал не обучен, подавлен, сонлив. Общая грамотность - на нуле. Некомплект начальников смен. Каждая смена - комплексное сражение за живучесть всей станции. После 3-х таких смен подряд (категорически запрещены и 2 смены подряд!) меня вызвал начальник. На меня пожаловался мой самый не знающий, неумелый и заторможенный рабочий: - Я не буду с этим начальником смены работать. Он отдаёт неправильные распоряжения. Мой интеллигентный начальник взорвался: - Да Вы понятия не имеете о том, что начальник смены знает и чем занимается. Вы ото всех начальников смен уже ушли. Везде у Вас начальники виноваты. Вон из кабинета. - Гениальная фраза! До сих пор её помню. И действительно. Лишь мне наверху - в должности начальника - была видна вся картина разрухи станции и моей тактики поддержания работоспособности станции. Рабочие же внизу видели только свои личные обиды. За то, что срочно куда-то посылали их на прорыв. А ведь «могли бы и не посылать».
Вот каков образ труженика современного государства. «Я обижен на это государство. Мне слегка тяжело. Я ненавижу лидеров этого государства». Более хороший образ работника был бы такой. «Руководителю ещё тяжелее. Вынесем оба свои тяжести. Возродим Россию». Для этого, возможно, будет «организована» ангелочками катастрофа производительности. Однако это не «вина» ангелочков. Это будет результатом лени и хитрости людей.
Есть справедливые руководители, которые действительно вначале разберутся, а потом накажут - за дело и при чем именно того, кого надо. Очень редко встретишь таких, ведь их просто съедают в системе. Очень жаль было, когда от нас уходила такой руководитель, 60 человек сотрудников просто не могли сдержать слезы. И порядок был всегда, и боялись конечно, дисциплина то всегда оставляет желать лучшего, но и любили. Зато на ее место пришла та, которая ее всего навсего "подсидела", подставила за ее же справедливость. Я понимаю дать стимул для работы сотрудникам - это конечно же возможность получить премию, провинился, премией и наказать. Но когда вводят противозаконные системы штрафов, которых нет ни в одном трудовом кодексе и штрафуют за малейшее недоразумение, даже не утруждая себя вникнуть или разобраться, мало того еще и кладут себе их в карман, либо же в карман хозяина и получают именно за штрафы премии, то не стимул ли работы такая система, у таких директоров. И как писал, когда то Анатолий про мам и пап, и про дипломы. И мамы, и папы, и мужья. Муж может решить любую проблему с налоговой, с документами, хорошая, нет правильно сказать наверно нужная должность, то и жена становится со временем директором, да еще и достаточно бестолковым директором. Зато все свои бестолковости удачно перекладывает на персонал. А когда пытаешься доказать подобным руководителям, что штрафы у сотрудников фактически не обоснованы, еще и слишком огромны для их зарплат, то из тебя делают дуру и рассказывают, что с таким отношением карьеру не сделаешь. Жестче надо быть, строить их всех надо, никакого спуска не давать и т.д и т.п. Просто противно, что для таких сотрудники ведь не люди, а всего навсего рабочая сила, которую можно использовать, да и выкинуть за ненадобностью, ведь их послушать, так у них очередь на работу стоит. Только вначале эту очередь надо обучить, вложить в нее, чтобы получить результат......да и в очереди не все стадо. В последнее время наблюдаю такую систему работы, либо идут по головам, чтобы карьеру сделать, либо действительно очень толковые люди, которые действительно знают как, ее делают, но надолго не задерживаются. То что прессует руководство, это понятно, нельзя всегда всем быть довольным, тем более в торговле), но то что тебя просто за человека не считают и требуют, чтобы и ты не считал точно так же своих подчиненных, при чем так это прямым текстом, не каждый выдержит. В любом коллективе можно найти общий язык с сотрудниками уважительно, доверительно и желательно на равных. Главное, чтобы все понимали, что все вместе - команда и что все работают на один результат, например сделать план и получить премию. Разве это не стимул, кому сейчас не нужны деньги? Да и разве не приятно, когда работаешь, с душой, когда работа тебе приносит радость и результат? Главное помогать в этом друг другу. Да.....не исключаю, что могут и на голову сесть, но такие люди просто не вписываются в само понятие - команда.)
«Я обижен на это государство. Мне слегка тяжело. Я ненавижу лидеров этого государства»
Главное чтобы работа была и стабильность, ну это наверно, как по мне. Ну а если мало и есть возможность дополнительного заработка, как репетиторство например, то я это только приветствую. Человек зарабатывает своим трудом, своими знаниями. Если государство не может выделить больше из бюджета и есть возможность работать и на любимой работе и еще зарабатывать на самое необходимое, это нормально. А обижаться можно только на себя, если работа действительно есть, но человек находит кучу причин, чтобы не работать. Да любому человеку хочется жить лучше, но все зависит только от него самого, в первую очередь, я это уже давно поняла. А то что приходится работать и отдавать деньги бюрократам, да еще и сталкиваться с форменной несправедливостью, то тут какой-то уже совсем другой вопрос, тут надо бороться с бюрократией. Но вряд ли это удастся народу, когда доходит до того, как например сейчас -бюрократия воюет с бюрократией, одни сменили других. Абсурд просто какой-то.
Очень редко встретишь таких, ведь их просто съедают в системе
эх, Мелодия, да ведь таких не только руководителей съедают, но вообще всех -священников, врачей, и т/п/ - я к тому. что не дают им выйти на какой-то большой уровень, чтобы они повлиять на всю систему, так - только местечково.. Может потому, что борющийся с драконом, сам становится драконом.. Но только это не доказано, вполне может быть и отпугиванием для борьбы с драконом(системой).. Каждый в итоге решает сам.. Я про учителей ничего не могу сказать такого, плохого - не сталивалась ни с вымогательством, ни с какмии то особенными придирками, ну я ладно - это были советские времена, хотя мы много переезжали и я сменила 5 школ -ничего, везде все было нормально. Но и дети тоже, сейчас многие просто сами не хотят учится -так сказать среда не способствует - сегодня вот утром прочла первокурсник на художническом форуме рассказывает, что его в школе дразнили за то что он любит читать, слушать рок, джаз -немодно, говорят, забыла какое музыкальное направление модно)) вот ушел на форум к взрослым дядям-тетям, ну а в жизнито все равно со сверстниками общаться..
Может потому, что борющийся с дракогном, сам становится драконом..
Лу, будет время почитай книгу Авессалома Подводного ВОЗВРАЩЕННЫЙ ОККУЛЬТИЗМ ИЛИ ПОВЕСТЬ О ТОНКОЙ СЕМЕРКЕ.Там есть и про драконов, и про астральных крокодилов. У мну после чтения этой книжки вопросы отпали как бынный лист... настолько все логично и весьма популярно.
Мир людей не является ни чисто технарско-научным, ни чисто гуманитарным. В любой проблеме есть очень разные аспекты. Охватить максимально адекватно сложную картинку мира и событий в нём может тольк человек с максимально энциклопедическими знаниями, который сочетает много чего - от физики, химиии, биологии, географии, геологии до основательного знания и понимания истории, психологии, экономики...
Возьмём старое советское образование. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь (С - Классик). Но в итоге в голове оседали разнообразные знания из разных областей, которые формировали ЦЕЛОСТНУЮ картинку мира. У кого-то менее детальную, у кого-то более, но всё же целостную. И всё потому, что СВОБОДЫ ВЫБОРА не было - в нас впихивали целиком обязательную для всех образовательную программу. Оцениваешь её преимущества только спустя многие годы, когда вдруг понадобились технарю знания по биологии и понимание основ устройства и работы биологических клеток - ан, вот они, только копни немного, и всплыли сразу все митахондрии с аппаратом Гольджи и вакуолями (блин, даже слова эти не забыл со школы!)... Примерно то же самое - по истории, или литературе.
Второе преимущество советской системы образования в том, что нас никогда не учили ВЫБИРАТЬ правильный ответ из заданных. Нас учили НАХОДИТЬ ответ, то есть, решать задачу. Умение находить ответ и умение выбирать один правильный ответ из четырёх заданных (уже готовых!) вариантов - это две ну очень большие разницы. Те, кто умеют решать задачи, на две головы выше тех, кто мастерски умеет выбирать правильный вариант... У первых мозг привыкает ставить задачу, анализировать условия и искать решение... При необходимости решать задачу, не имея готового ответа, люди второй группы просто впадают в ступор.
В США подход к образованию совсем другой. Если вкратце - он максимально утилитарный. Школьники задолго до окончания школы (примерно с 8-го класс при 12-летнем образовании) должны сделать ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ выбор - или гуманитарная программа с самым минимумом математики и всяких физик и химий, либо естественно-научная программа с минимумом историй и литератур. И далее они получают возрастающую с каждым годом свободу выбора предметов. Для понимания того, что значит МИНИМУМ знаний, например, по математике укажу, что гуманитарии заканчивают школу, зная математику в рамках основ алгебры (на уровне 7-8 класса российской школы). Ни логарифмы, ни степени, ни тригонометрии, а тем более ни каких мат. нализов они не проходят. То есть, решить алгебраическое уравнение они ещё могут, а вот исследовать график методами дифференциального исчисления - уже нет. Совсем нет. Про синусы и косинусы - вообще молчу... Оно и понятно - какой же чудак по своей воле выберет математику, когда можно выбрать рисование. Или зачем журналисту знать, что 2 х 2 = 4? Нет знаний математики - нет инструмента для анализа и прогнозирования... Даже самого простого...
ДАльше - больше. По любому предмету (даже по профильному!) идёт натаскивание на минимум знаний с целью хорошо сдать тест. Конечно, если очень интересно, можешь сам сесть за инет и искать там статьи, читать книги, но кто же из школьников будет этим заниматься, когда есть видео- и компьютерные игры, телевизор и пр. способы прожечь время с удовольствием... Есть редкостные ботаники и среди американцев, но их безнадёжно мало. Общая атмосфера в обществе не поддерживает упорный учебный труд. Ставка - на везение. И приводят детям примеры - вот Гейтсу и Джобсу повезло, ребята разбогатели, а ведь даже колледж не закончили, и вообще в школе были не самые отличники... И вы так же - выдумайте нечто такое, что разбогатеете, и не надо учиться! Больше креативности, и не корпеть над учебниками, как эти смешные и презренные ботаники!
Второй момент - на всех предметах идёт в основном подготовка к сдаче теста, то есть вырабатывается не умение РЕШАТЬ задачу, а умение УГАДЫВАТЬ ответ среди заданных 4 вариантов. Есть простые методы угадывания, которые не требуют почти никаких знаний по предмету тестирования. Я уже не говорю про умение РЕШАТЬ задачи - тут всё совсем плохо... Причина такого подхода проста - каждая школа предоставляет отчёт об успеваемости учеников на основе сдаваемых ими тестов. Если ученики сдали тесты на 5 в конце года - школе почёт, уважение, денег добавят на компьютерный класс, и пр. пряники. И никого не волнует, что при этом ученики вышли без знаний и умений - угадать же ответы сумели правильно...
Третье, кто пробивается в отличники учёбы? Правильно - те, кто мастерски угадывает правильный ответ из четырёх вариантов! И не беда, что такой отличник не умеет решать задачи - ведь по тестам у него пятёрки... Кроме того, поднимаются на высшие ступеньки общества как раз в основном "отличники учёбы", просто потому что система заточена на постоянное аккумулирование баллов, результатов экзаменов и тестов. Хорошо учился (то есть, правильно выбирал ответы на тестах) - получил хорошие баллы, сделал успешное резюме, взяли на хорошее место в хорошей компании, пошёл двигаться по службе или в политике... А там глядишь - в Псаки или в Пауэр пробиться - вот и успех, однако...
Четвёртое, общая линия в американском образовании (насколько хватает взгляда - с 1970-х годов) - учёба должна быть ненапряжным удовольствием для учеников. Основа для такого подхода - закон о том, что несовешеннолетних детей нельзя использовать как рабочую силу и нельзя оставлять без присмотра. То есть, если родители работают, то дети весь рабочий день родителей должны сидеть под присмотром - в школе - и должны правильно воспитываться в правильном духе, чтобы были правильные граждане и правильно впитывали правду из телика... А если их в школе будут заставлять решать квадратные уравнения, то они просто начнут оттуда убегать и шляться по городам без присмотра... Вот недавно (лет 6 или 7 назад) вообще приняли охрененный закон в рамках обамовской реформы образования - No Child Behind (ни единого ребёнка за бортом). Он жёстко диктует, что детей нельзя оставлять без образования - всеми средствами тяните их в школы и удерживайте там, как хотите. Этот же закон запрещает фактически выгонять из школ. Нарушать закон нельзя, поэтому логика наименьшего сопротивления подсказывает - сделайте школу привлекательной или по крайней мере, нетяжёлой для учеников. И почему-то амерские педагоги забывают (или не хотят понять), что учёба в любом случае - нелёгкий труд детей. Она не может быть лёгкой, если дети действительно осваивают ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ. (с) http://glav.su/forum....80
Что получается в сухом остатке? Недоучки, невежды, которые не знают, что природный газ продаёт Россия Европе, а не наоборот. Им не просто пофиг, кто кому продаёт газ, они (Псаки всякие) реально не знают этого. За 5 минут до выступления выучат речь, но запутаться ведь легко - всё не запомнишь... К стати, над развитием памяти и мелкой моторики рук тоже не работают в США (прописей и уроков чистописания в школах США нет - если кто не знал; прописные буквы показывают детям в 3 классе (!), а многие ученики даже в старших классах пишут печатными буквами). Девиз тут прост - ребёнка надо воспринимать таким, как он есть, нефиг его улучшать. Если он зазубрил пару рождественских песенок - и уже круто, вполне достаточно для культурного американца.
А вот чему реально учат - особенно отличников - так это выступать на публике и делать презентации. Причём стиль презентаций и умени выступать действительно вырабатывают навысоте. Спросом пользуется ораторское искусство, умение говорить и спорить. Вот беда в том, что спорить предметно ученикам совсем не просто - фактических знаний не хватает. ) И получается примерно как у представителей США в ООН - сами все видели...
Что ожидать? Псаки, Пауэр и Нуланд с компанией - это самый мягкий вариант продуктов американской системы образования, когда реформа только ещё начиналась. Дальше будет гораздо круче и моразматичнее - знаний всё меньше, умений анализировать - почти никаких. И исправить в среднесрочной перспективе ничего нельзя - продукты уже вышли в жизнь и движутся по служебным лесенкамм на самый верх... В общем, адекватных противников у нашего МИДа не появится - ну разве что, какой ботаник-самородок прорежется... Но не должен - система не заточена под ботаников, она заточена под Псаки и Пауэров с Обамами...
А вот нашим надо существенно перерабатывать ЕГЭ и уходить от американской системы тестирования. Пусть дети умеют находить решения, а не выбирать готовые, потому что всегда в этой жизни наступает момент, когда готовых решений нет, совсем нет. И тогда побеждает тот, кто умеет их искать. (с) http://glav.su/forum....80
Систему педагогического образования в России ждут кардинальные изменения. В январе 2015 года, как сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, будет принят новый профессиональный стандарт учителя. Как будет проходить эта реформа, на этой неделе обсудила комиссия по разработке и реализации программы повышения профессионального уровня педагогов при Минобрнауки. Как признал один из членов комиссии, академик РАО Виктор Болотов, на сегодняшний день в России нет ни одного вуза, готовящего учителей, у которых был бы весь комплекс компетенций, предусмотренных новым стандартом. Для того чтобы вузы могли готовить таких педагогов, Минобрнауки по поручению президента разработало концепцию поддержки развития педагогического образования. В концепции, которая сейчас обсуждается профессиональным сообществом, прямо заявляется о сокращении числа педвузов. Если в 2008 году в России подготовку учителей осуществляли 70 педагогических вузов, то в 2012-м их осталось всего 48. При этом, по результатам мониторинга эффективности вузов 2012 года, 30 педагогических вузов и 29 филиалов из 37 существующих имели признаки неэффективности. По словам создателей концепции, результаты приема и обучения будущих педагогов говорят о существовании «двойного негативного отбора»: в педагогические вузы поступают не самые лучшие абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие выпускники вузов. Разработчики выделяют три группы проблем, которые должна решить концепция. Первая касается «входа» в профессию учителя — это низкий средний балл ЕГЭ у абитуриентов педвузов, и низкий уровень трудоустройства выпускников. Вторая проблема — низкая подготовка студентов педвузов из-за устаревших методов и технологий, слишком короткая практика и отсутствие стажировок. Третья проблема — удержание учителей в профессии. Это опять же касается проблем с трудоустройством выпускников, отсутствия системы поддержки молодых учителей и карьерных перспектив. Переломить столь тяжелую ситуацию авторы концепции надеются за счет изменения программ подготовки, повышения качества студентов и разработки новой системы профессиональной сертификации педагогов.
Среди гениев и реализовавшихся талантов, например, отмеченных Нобелевскими премиями, неслучайно много близких родственников – сын и отец, родные братья и п. У этолога Николаaса Тинбергена родной брат – Нобелевский лауреат по экономике, более чем известны династии минералогов де Беккерелей (с открывателем радиоактивности Анри) и физиков Кюри. Брат Нильса Бора Харальд – известный математик (к сожалению, рано скончавшийся).Отцы великих Дж.Б.Холдейна и Нильса Бора и– также значительные учёные – физиолог Джон Скотт Холдейн, выяснивший механизм токсического действия СО, создавший классическое учение о регуляции дыхания и роли углекислого газа в этом ,процессе, и профессор физиологии Кристиан Бор. Следует ли отсюда, что интеллект наследуется, если не в обществе в целом, то хотя бы в соответствующих родословных? Нет, не значит.
В той же выборке реализовавшихся гениев и талантов вовсе нет однояйцевых близнецов, а когда они рождались в соответствующей среде, то не достигали соответствующих высот. Объяснение тут простое – довольно давно показано, что если один из таких близнецов умирает, или их разлучают, у оставшегося в живых IQ повышается на 15-20 пунктов. Таковы же, например, среднепопуляционные различия в IQ между неграми и белыми англосаксами в США (Эфроимсон, 1998). Объяснение простое – пока близнецы находятся в паре, они взаимодействуют в основном друг с другом и «закрыты» от воспитующих влияний родителей, родительской среды, которая, собственно и «тянет» вверх умственное развитие ребёнка (и личностное развитие вообще). По той же самой причине резко повышенный IQ наблюдается у самых младших учеников в классе и у первенцев в многодетной семье (естественно, при прочих равных). Наконец, сыновья людей безусловно выдающихся, будучи разлучёнными с родителями и помещёнными в другую среду, неизменно вырастали простыми и ограниченными людьми, даже если сохраняли прежний уровень жизни. Так, В.П.Эфроимсон (1998) отмечает, что потомство Вильгельма Оранского от других монархических родов отличалось исключительной концентрацией талантов, которая в нисходящем колене передавалась ещё очень долго после Молчаливого. Но второй сын Вильгельма Оранского был увезён герцогом Альбой в Испанию, там он получил хорошее воспитание, приличествующее его происхождению и положению, но не представлял собой ничего особенного. Следовательно, дело в системе воспитания. И действительно, в отличие от других коронованных особ они не только много сами занимались с детьми, но и создали новый тип школы, пригласив учиться к своим отпрыскам их товарищей по детским играм самого разного положения. Всех учили одинаково и чтобы не уступить худородным соперника, детям Оранских приходилось тянуться изо всех сил.
Не случайно В.П.Эфроимсон отмечал, что всякий реализовавшийся талант – это прежде всего мощная мотивация, заставляющая try, try and try again; если предшествующие попытки создать что-то новое не получаются. Ведь реализация таланта учёного ли, конструктора, художника или токаря-инструментальщика – это всегда творчество, где вероятность успеха более чем невысока, даже если ты умён, трудолюбив и делаешь всё как надо. Если рабочий или бизнесмен, или клерк делают «всё по инструкции», с вероятностью 80% у них выйдет то, что надо, у конструктора, полководца или поэта – скорей всего нет. Не случайно у прозаиков XIX века по 15-20 черновиков и отброшенных вариантов на каждое завершённое произведение, и такое напряжение можно вынести, постоянно поддерживать лишь при исключительно сильной мотивации, и одновременно мощном таланте, чтобы при переделках не потерять «образ целого».
Чтобы повторять попытки снова и снова, нужна мощная и устойчивая мотивация. В.П.Эфроимсон полагал её эндогенной, связанной с наследственным увеличением содержания в крови веществ, являющихся умственными стимуляторами, в первую очередь мочевой кислоты (гиперурикемия). Я считаю, что повышенная мотивация впитывается ребёнком из двух источников, именно впитывается, а не воспитывается: процесс, аналогичный импринтингу у животных, но без или почти без ограничений критического периода по времени. Во-первых, это круг знакомых отца, регулярно собирающихся у него для беседы, .если ребёнок здесь же играет. Во-вторых, умная и образованная мать, которая разговаривает с ребёнком, а не просто кормит и одевает его. Впрочем, такую среду в XIX веке в европейских странах могло получить 3-4% детей, в России -1%. В XX веке эти цифры выросли всего лишь в 2-3 раза, но такую развивающую среду общество стало создавать вне семьи – хорошие школы, станции юннатов, кружки, коммуны Шацкого и Макаренко. Соответственно, реализованных гениев и талантов в XX веке стало на 2 порядка больше, чем в XIX (что хорошо видно по много бОльшему числу упоминаний, например, в Encyclopaedia Britanica) Источники Эфроимсон В.П., 1998. Генетика гениальности. Педагогическая генетика. М.: Русский мир. 578 с. Есть частично вот здесь http://macroevolution.narod.ru/efroimsom_genial.htm
"..Я всего этого не мог понять, пока в интернете не наткнулся на статью одного латышского разорившегося предпринимателя, ухавшего в Великобританию на заработки. Помимо всего ужаса жизни английского гастербайтера, мое внимание привлек один эпизод, когда этот латыш пришел в гости к своим друзьям полякам и увидел, что там их сын, ученик британской школы, делает уроки. Этот школьник рисовал какие-то кружки и точки. Оказалось, что он делил пятнадцать на три. Обводил число пятнадцать в кружок, выводил из него три лучика по пять точек и получал результат. Причем это был ученик не совсем уж начальной школы. Когда латыш спросил, а сколько будет двести разделить на десять? Тот ответил, что это очень сложная задача, но он попробует. Обвел число 200 в кружочек и начал отсчитывать точки. На что латыш сжалился над школьником и попросил его больше не мучиться. Потом этот гражданин Латвии узнал историю другой польской семьи, вернувшейся в Варшаву. Там, их дочь – пятиклассница, ученица британской школы, в первый раз оказалась в польской школе. Ровно через час она выбежала из здания своей новой школы в слезах, крича, что больше никогда сюда не вернется. Оказалось, что весь класс над ней смеялся уже после первых простых вопросов учителя. Еще у одного поляка сын уже закончил британскую школу. Когда латыш спросил про сына: "Ну, и как он?", на что поляк-отец кратко ответил: "Дурак-дураком". ... Вот другой случай из интернета. Наш парень из российской глубинки поехал в Канаду учить английский в одну из лучших канадских языковых школ. Там на уроке разбирали статью, где приводилась статистика по проблеме ожирения в мире. В статье делался вывод о том, что проблема приобрела максимальный размах в англоязычных странах. Далее был тест с вопросом: "Влияет ли изучение английского языка на лишний вес?" Наш человек на этот идиотский вопрос ответил конечно же – "Нет". Правильный ответ был – "Да"! Наш парень попытался поспорить с преподавателем – рожденной в Канаде индийской девушкой. На что она ответила: "Конечно же "Да" - правильный ответ", - и привела пример, когда ее дядя переехал из Индии в Канаду и начал изучать английский язык, то в результате жутко растолстел. Это говорит о полном атрофировании видения элементарных причинно-следственных связей уже у преподавательского состава. Выросло уже целое поколение учителей, соответствующих уровню своих выпускников. Даже если на Западе захотят вернуть систему образования в норму, то они просто не найдут нужного количества учителей, способных освоить нормальные учебники. Конечно, можно возразить, что это школы исключительно для плебса, а вот в школах для элиты все замечательно. Но если судить по действиям западной элиты, то и в их школах не все в порядке. Например, можно вспомнить возмущение бывшего кандидата в президенты Митта Ромни, когда он не смог открыть иллюминатор в самолете для проветривания и был даже готов поднять этот вопрос в конгрессе. У нас каждый школьник знает (по крайней мере, я на это надеюсь), почему нельзя открывать окна на высоте десять тысяч метров. ..
Лу, это куда? Дети работников кремниевой долины учатся без планшетов и ноутбуков.
Технический директор eBay отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили сотрудники и других гигантов долины: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard. Называется эта школа — Waldorf of the Peninsula. Она имеет очень простой старомодный вид — доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома.
Ученики 2 класса, стоя в кругу, повторяли за учителем стихотворение, одновременно играя с мешочком, наполненным фасолью. Цель этого упражнения — синхронизировать тело и мозг.
В прошлый вторник в 5 классе дети вязали на деревянных спицах небольшие образцы из шерсти, восстанавливая навыки вязания, полученные в младших классах. Этот вид деятельности, как утверждает школа, помогает развитию способности решать сложные задачи, структурировать информацию, считать, а также развивает координацию.
И это в то время, когда по всему миру школы торопятся оснастить свои классы компьютерами, а многие политики заявляют, что не делать этого — просто глупо. Интересно, что противоположная точка зрения получила широкое распространение в самом центре высокотехнологичной экономики, где некоторые родители и педагоги дают понять: школа и компьютеры не совместимы.
Приверженцы обучения без IT уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Такие родители считают, что когда будет действительно нужно познакомить своих детей с последними технологиями, у них всегда будут для этого требующиеся навыки и необходимые возможности у себя дома.
Пол Томас, бывший учитель и профессор Университета Фурмана, написавший 12 книг об образовательных методиках в государственных учреждениях, утверждает, что для образовательного процесса лучше, если компьютеры используют как можно меньше. «Образование — это прежде всего человеческое переживание, получение опыта, — говорит Пол Томас. — Технология только отвлекает, когда нужны грамотность, умение считать и способность критически мыслить».
Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, родители, считающие, что компьютеры не нужны, удивляются: зачем спешить, если все это так легко освоить? «Это супер легко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, — говорит мистер Игл, сотрудник кремниевой долины. — В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой ребенок не сможет освоить их, когда станет старше».
Сами же ученики не считают себя обделенными высокими технологиями. Они время от времени смотрят фильмы, играют в компьютерные игры. Дети говорят, что даже разочаровываются, когда видят своих родителей или родственников, опутанных разными устройствами.
Орад Камкар, 11 лет, рассказал, что недавно ездил в гости к двоюродным братьям и сестрам и оказался в окружении пяти человек, которые играли со своими гаджетами, не обращая на него и друг друга никакого внимания. Ему пришлось трясти каждого из них за руку со словами: «Эй, ребята, я здесь!»
Учитель Григория Перельмана и Станислава Смирнова, двух лауреатов Филдсовской премии, педагог, воспитавший 90 призеров и победителей международных олимпиад по математике, профессор РГПУ им. Герцена, замдиректора по науке физмат лицея №239 Сергей Рукшин рассказал «Газете.Ru», за что он критикует реформу российского образования и почему российские ученые предпочитают работать брокерами в США, а не заниматься наукой на родине. — Вы один из самых ярых критиков нынешней реформы образования. К этой критике прислушиваются? — Без критики было бы намного хуже. Крылов когда-то написал: «А Васька слушает да ест». Критику слушают, иногда даже что-то удается сделать. Скажем, год назад я выступил на заседании Общественного совета Минобрнауки, где сообщил о том, что одна из сотрудниц министерства, начальник департамента общего образования Елена Низиенко, умудрялась несколько лет организовывать приписки к спискам победителей финалов всероссийских олимпиад. А эти приписки дают стобалльный ЕГЭ, а победителям — внеконкурсное поступление. Приписывали причем тех, кто вообще в олимпиадах не участвовал. В итоге эту чиновницу по-тихому убрали. Сейчас я вхожу в рабочую группу двух советов — Общественного совета и Совета по науке Минобрнауки. Эта группа занимается реформой РАН, наша цель — хотя бы в форме подзаконных актов способствовать сохранению научных институтов и научных школ. Организационную структуру уже не спасти, но в этом академия сама виновата, надо было раньше думать о реформировании. Но научные институты, ведущие лаборатории надо спасать. Дмитрий Ливанов с нашими предложениями согласился, правда, неизвестно, будут ли они воплощены и в каком объеме. — Почему вас не устраивает реформа образования? — Я считаю, что 12 лет непрерывных реформ поставили наше образование на грань, за которой его уже не будет. Из системообразующего института нации, который формирует нас как граждан этой страны, оно превращается в услугу. Вместо специалиста, который социализирован в этой стране, мы даем бумажки недоученных бакалавров, которые знают реальную жизнь хуже, чем выпускники техникума много лет назад. Они воспринимают страну как место работы. А место работы в случае чего можно и поменять. Мы утрачиваем и содержание образования, и его социальную функцию. Закон «Об образовании» «обсуждала» комиссия по развитию образования Общественной палаты, которую возглавляет один из идеологов реформы образования ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он реформу придумывает, он же ее и одобряет — такое общественное обсуждение. Моя любимая цитата из «Теркина на том свете»: «Это вроде как машина скорой помощи идет: сама режет, сама давит, сама помощь подает». Ужас наших реформ состоит не только в том, каковы они, но и в механизме принятия решений. Самый возмутительный пример, когда под покровом ночи, без объявления войны, в нарушение всех сроков был внесен закон о реформе РАН в Госдуму. Реформы образования проводились примерно так же. Только иногда создавалась иллюзия их общественного обсуждения. Реформы принимаются скрытно и без участия профессионалов. Помните недавний скандал про то, что РАН должна выдать свои планы по публикации статей на 2014–2016 годы? Фундаментальная научная работа не планируется. Как мой ученик Григорий Перельман должен был спрогнозировать, что докажет гипотезу Пуанкаре? Или наша отчетность вузов. Как можно судить о деятельности вуза по квадратным метрам и среднему баллу ЕГЭ поступающих?
— Я не соглашусь с вами. Судят не только по этим критериям. К тому же посыл мониторинга эффективности очень верный: закрыть вузы, которые не дают образования, а продают дипломы. — Средний балл поступающих характеризует общественный престиж профессии и репутацию вуза, а не работу вуза. Еще один из критериев — зарабатываемые деньги. Это хорошо, когда вуз зарабатывает, но его основное дело — учить студентов. Популярность и реноме профессии создаются не вузом, а обществом. Вуз не должен отвечать за то, что на педагогические и инженерные специальности конкурс понижается. Это общество решает, нужны ли нам люди этих профессий. От наличия больших площадей и иностранных студентов вуз эффективнее не станет.
— В декабре должна быть принята концепция математического образования. Вы к ней как относитесь?— Я плохо отношусь к подобной деятельности в принципе. Вместо того чтобы оглянуться и подвести итоги реформы, мы убегаем от анализа реальных проблем, формулируем новые лозунги. Нам надо понять, какое образование нужно стране, определить фундаментальное ядро школьного курса. Причем не отдельно по математике, а во взаимосвязи с физикой, химией, биологией, другими предметами. И только после выделения фундаментального ядра, отталкиваясь от него, нужно определять содержание математического образования, начиная со школы и дальше, вплоть до подготовки научных кадров. В эту концепцию дважды академик Алексей Семенов, который стоит во главе разработчиков, напихал все, что можно было, с точки зрения его увлечений, хобби, освоенных грантов, бизнеса и так далее. Это и непомерно раздутый акцент на применении компьютеров, дистанционное обучение, электронные учебники и ресурсы — все то, на чем зиждется бизнес президента издательства «Просвещение» Александра Кондакова и его супруги. Компьютер — инструмент, его надо использовать. У нас никто не организовывал 30 лет назад курсы по освоению молотка, каждый его использовал в быту, как ему нужно: хирург и невропатолог — стучать по коленке, плотник — забивать гвозди. Так что в концепцию напихано много вредных вещей, которые будут отвлекать от содержательной роли математического образования. А первоочередная роль математического образования — это развитие мышления. Я достаточно успешно занимаюсь образованием уже 38 лет, все-таки единственный в мире педагог, воспитавший двух филдсовских лауреатов, и педагог, чьи ученики завоевали более 90 медалей международных олимпиад. Так что я в этом что-то понимаю. Нам гораздо больше, чем трата денег на несвоевременную концепцию, помогло бы повышение стипендий аспирантам. Это унизительно: мой ученик едет в аспирантуру в США, где ему стипендии хватает, чтобы содержать семью, не отвлекаясь на дополнительные заработки от занятий наукой. У нас аспирантской стипендии не хватает на оплату общежития и проезд к месту работы. — Разве нет вероятности, что электронные технологии позволят сделать процесс обучения легче и сфокусироваться на образовательных задачах? — Легче и лучше — разные вещи. Есть предметы, где надо что-то выучить и освоить. В кулинарном деле можно сжечь пару десятков яичных белков с сахаром, но в итоге научиться печь безе. В математическом образовании конечный продукт — это мозг. Поэтому я не понимаю, что электронные носители и дистанционное обучение могут сделать такого, чего не сможет сделать человек с мелом и тряпкой у доски. Надеюсь, что первое время эта концепция никак не повлияет на образование. Поколение педагогов, которые привыкли работать по-старому, будет продолжать так работать, и хорошо. Но опасности, заложенные в концепции, для будущего велики. Она опасна самим фактом своего существования. — А как на практике повлияет эта концепция на преподавание математики? — Петербургские журналисты мне часто возражают, что у нас в городе ничего к худшему не изменилось. Тогда я им предлагаю посмотреть на страну. Наш 239-й лицей, может быть, пока не тронут. И 57-я школа в Москве. Хотя, возможно, с нас тоже начнут требовать все, что прописано в законе, вроде использования электронных учебников. Меня в этой концепции пугает отсутствие воздействия личности учителя, а это снижает социализацию наших школьников и студентов. Отсутствие личностного воздействия не воспитает гражданина страны, а меня волнует, что будет с этой страной. Наверняка какой-нибудь сумасшедший заведующий РОНО будет требовать от сельской школы внедрения электронного документооборота. Ведь сейчас как: думали, электронный журнал введут вместо бумажного, так нет — оставили оба. Мы все больше формализуем профессию учителя, поэтому рано или поздно от всех начнут требовать отчетности. Это бомба, заложенная в будущее. Хорошо, если эта концепция останется болтологическим документом, как говорится, строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Но беда в том, что там заложены финансовые интересы определенных кругов. Гранты пойдут не на повышение зарплаты учителям, а на развитие электронных ресурсов. Сейчас было бы актуальнее принести пользу образованию прямым вливанием денег. Я не говорю, что деньги все определяют. Повысь мне зарплату в школе в десять раз, я лучше работать там не стану. Да и большинство людей, потому что там многие работают за идею. Вот если бы мне повысили мою зарплату в вузе в пять раз, наукой я бы стал заниматься лучше. А профессия учителя все-таки не та, куда идут за большими деньгами. — Что же нужно делать, на ваш взгляд? — Еще в 2010 году президент дал поручение создать в федеральных округах и при ведущих вузах сеть лицеев, таких как специализированные школы-интернаты при МГУ, СПбГУ. Чтобы талантливый школьник мог получить математическое образование, не уезжая навеки с Камчатки в Москву, а видясь со своими родителями на каникулах, а иногда и на выходных. Эта инициатива заглохла. — При вузах создаются же... — Вы опять говорите о Москве, которой хватает хороших школ. Математическое образование для какой-нибудь школы №57 ни в какой концепции не нуждается, потому что у них такие условия, что они могут игнорировать любые глупости, которые будут твориться вокруг. Но давайте подумаем о России. Ломоносовых больше не будет. Очень тяжело семье из региона отправлять ребенка на учебу в лицей в Москву и содержать его там. Лицеев в федеральных округах нет, а никакие лицеи при Высшей школе экономики их не заменят. — Как вы жестко. Вы критикуете то, что еще только начало работать. — А по-другому невозможно. Предупреждать надо громко, потому что глупости обычно делаются тихо и необдуманно. Ярослав Кузьминов не построил ни одной образовательной системы, кроме своей Высшей школы экономики. Да и то с великим экономистом Ясиным, Шохиным и с финансированием Минобрнауки и Минфина. Он ничего не понимает в среднем образовании. Или мой коллега по матмеху ЛГУ Андрей Фурсенко, который всю жизнь занимался наукой, но не имел никакого опыта в среднем образовании, реформу которого проводил. Я создал в своей жизни несколько образовательных систем и консультировал их создание. От частной начальной школы до ведущего в стране математического центра образования одаренных школьников. Я могу предъявить результаты моей работы, а пусть реформаторы покажут свои. — Вы считаете, что личность педагога важна для ученика. Но бывают ведь и такие учителя, которые не являются выдающимися педагогами. — Мы совершенно неправильно оцениваем понятие «выдающийся педагог». По нынешней системе аттестации учителей, чтобы получить высшую категорию, учитель должен писать научные статьи, участвовать в конференциях, предъявлять победы учеников на олимпиадах. Последнее, кстати, не задача учителя, это задача дополнительного образования — кружков и факультативов. Задача учителя — учить. В школе на окраине города идет урок русского языка, в классе половина учеников — дети мигрантов. Некоторые с нуля начинают учить русский. И если учительница научит этих детей общаться на русском языке, ценить его и научит их культуре поведения в нашей среде, то это уже великое достижение. И это гораздо важнее, чем если бы эта учительница писала научные статьи и ездила по конференциям. У нас так мало великих учителей, потому что учителям приходится работать в скотских условиях. Вслед бумажной отчетности и бумажной аттестации рано или поздно последует «бумажная работа». У них есть конкретные задачи — воспитание, социализация и обучение. Учитель делает это, тратя душевные силы. Сейчас же получается ситуация, когда мы детей должны учить по инструкции. Хороших учителей было бы больше, если бы они работали в других условиях. Великих учителей как раз не тронут, поскольку они приносят золотые яйца, которыми хвастаются в отчетах руководители РОНО. Даже в каком-нибудь маленьком городе лучшего учителя не тронут, закроют глаза на его репетиторство, потому что он детей начальников учит. Но для того, чтобы выросли эти великие учителя, и молодых не надо трогать. Они должны получить условия, которые бы их стимулировали. Знаете, был в 1990-е годы замечательный эффект: денег учителям не платили, но при этом руки не связывали. И в то время родилось столько замечательных учительских инициатив, потому что не было никакой формальности отчетности. Мы тебе мало платим, но не мешаем работать. А теперь стали платить регулярно, при этом достойно платить не стали, но зато стали связывать руки. — Насколько изменились дети, которых вы учите, по сравнению с 1970–1990-ми годами? — То, что современная молодежь хуже предыдущих поколений, говорят всегда. Но дети, правда, серьезно изменились, причем в худшую для обучения сторону. Во-первых, это клиповое сознание. У меня студенты теряют нить лекции, логические связки за 2,5–3 минуты. Из-за этого они не в силах что-то выучить. То есть их можно механически научить дифференцировать, а вот развить мышление — уже нет. Математика — это единственный предмет, который профессионально направлен на развитие мозга путем решения задач. Так вот школа превратилась в свалку формул и рецептов решения задач. Месяц решаешь квадратное уравнение, вызубриваешь формулу. Еще у студентов резко изменилась мотивация. Сейчас для многих обучение — это не средство получить профессию, образование, а средство получить корочки, с которыми они будут больше зарабатывать. У детей очень плохо с памятью — из-за воплей идиотов о том, что дети перегружены, с них перестали спрашивать в школе. Раньше в гимназиях учили латынь и греческий. А в церковно-приходских школах — молитвы и Евангелие. Для чего? Чтобы память тренировать. Еще у детей повышенный инфантилизм. Могу продемонстрировать объяснительную записку от студента: «Я систематически не делаю домашние задания по математическому анализу по причине того, что поздно возвращаюсь с работы и не успеваю выполнить домашнее задание к утру. Потому что ночью я либо отдыхаю, либо занят другими делами». Посмотрите на это? А вы говорите, что я нещадно критикую. Я доказал, что я педагогически успешен, несмотря на то что мне мешали много лет. Да и сейчас не всегда приятно, между прочим, ректору иметь в университете или директору лицея, моему бывшему ученику, такого педагога, который оспаривает мнение министерства. И не важно, что при этом вся работа делается успешно. Один народный учитель, приближенный к нашему руководству комитетом по образованию, говорит мне: «Как вы смеете выступать на Общественном совете и оспаривать мнение министерства?» Как смею? Кто-то же должен. Моя карьера — ни научная, ни должностная — из-за этого не сложилась. Поэтому, пока есть возможность говорить, я буду это делать. Мне дорога эта страна, но мне не нравится государство, которое развалило образование и науку. Но отделять себя от того, что творится в этой стране и в этом государстве, я не могу.
— Как много ваших учеников уехало на Запад? — Талантливые уезжают очень часто. Мой второй филдсовский лауреат Стас Смирнов работает в Швейцарии. Программы мегагрантов не вернут никого. Он сюда приезжает на четыре месяца в году, распределяет деньги по своей лаборатории в России. Но он не сможет создать образовательную систему, научную школу для страны. Этим летом два сильнейших выпускника — Влад Волков, у которого две медали международных олимпиад, и Роман Бойкий, у которого одно золото, — должны были поступать в аспирантуру. Рома, узнав об условиях работы и обучения здесь, уехал за границу. Влад остался, за что ему спасибо. Из предыдущего выпуска лучший студент поступил в аспирантуру и у нас, и за границей, в итоге здесь бросил. Еще один защитился здесь и уехал в Сингапур, где у него есть возможность заниматься наукой и ездить по конференциям. Другое дело, что мне удается некоторым внушить, что аспирантуру надо закончить здесь, потому что все еще у нас обучение лучше, я могу направить их к конкретным выдающимся профессорам. У меня был один блестящий кружок, выпуск 1991 года. Этот кружок завоевал под десяток медалей международных олимпиад. Так вот из семи сильнейших ребят из этого кружка в России не осталось ни одного. Большая часть из них бросили заниматься математикой. Потому что финансовым аналитикам с Уолл-стрит платят больше. Занятия математикой — это тяжелый умственный труд. Изматывающий мозг. Подумайте о Перельмане, когда он бросил все, что делал. Потому что за девять лет мозг оказался выжат, как губка. К примеру, ребенок лежит в реанимации и родители не знают, выживет он или нет. Для математика задача, над которой он работает, — это тот же ребенок. Поэтому мои выпускники и пошли в финансовые аналитики: платят лучше, а закрыв дверь кабинета, они свои задачи оставляют на работе.
Профессионального математика задачи преследуют сутками, месяцами и годами. Разумеется, этим трудом хочется заниматься в пригодных для этого условиях. А разве можно это делать на зарплату молодого преподавателя без ученой степени? Поэтому и уезжают. У меня нет морального права их укорять, можно только учить больше людей. Потому что так хотя бы середняки останутся здесь. Кстати, во многих вузах уже сейчас некоторые молодые преподаватели — это не самые талантливые, это зачастую лентяи и бездельники, которые готовы обходится своей зарплатой, не сильно напрягаясь на работе. Оставить в вузах лучших — вот это огромная проблема для страны. -— Вы рассказали об общих проблемах образования. А если коснуться математики, то какая ситуация здесь? — Уровень математического образования тоже снижается. Я поездил по стране и встречал школьников, у которых стоят «4» и «5» по геометрии, но которые из нескольких геометрических фигур на доске не могут выбрать параллелограмм, потому что не знают, что это такое. Но давайте скажем честно: всеобщее хорошее математическое образование стране не нужно — нужно мышление, которое формируют уроки математики. Не нужно ведь всем хорошее художественное образование. А вот математическое образование как инструмент развития мозга ухудшается. Знаете, добросовестность человека универсальна. Очень трудно быть добросовестным в одном и недобросовестным в другом. Падение уровня образования и требований по одному предмету неизменно понижает добросовестность учеников по отношению ко всем другим предметам. Хотя я понимаю, что если ребенка выращивают как математика, а если он еще, не дай бог, увлекся «спортивной математикой», все время готовится к олимпиадам, то у него просто физически не будет сил учить литературу на том же уровне, что и математику. На детей надо тратить душевные силы, и делать это по должностной инструкции нельзя. Вряд ли же кто-то захочет, чтобы их ребенка лечил врач, у которого купленные зачеты и экзамены, нет времени на больного, потому что у него частные клиенты. А почему наша власть хочет, чтобы их детей учили плохие учителя? Хотя богатые люди отправляют учиться своих детей за границей, но там в школах учат хуже, чем у нас. Надо заканчивать с иллюзиями о всеобщем среднем образовании. Школы у нас не социальные институты, как в США. Мне один американский педагог сказал: если вы хотите знать, где ваш ребенок впервые попробует алкоголь, наркотики, сигареты и секс, не сомневайтесь, это произойдет в школе. А вот образование он там не получит. Россия — небогатая страна, мы не можем позволить себе школу как социальный институт. Возвращаюсь к тому, с чего начал: мы должны определить фундаментальное ядро школьного курса. В 1970-е годы у нас привилось дурацкое выражение: «Этот ребенок — гуманитарий». Он «гуманитарий » не потому, что у него хорошо с литературой и историей, а потому, что плохо с математикой и физикой. То же самое происходит сейчас. Нужно понять, какое образование необходимо для этой страны, и создавать его, а не профанировать, когда ребенок в девятом классе не может распознать параллелограмм. Школа завышает оценки и врет, врет и детям, и родителям. — Так каким должно быть образовательное ядро? — Я помню историю, когда в каком-то городе недавно у сварщиков взорвался баллон газа, были человеческие жертвы. Потом выяснилось, что эти балбесы из-за холода, который был на улице, стали нагревать этот баллон. Они не знали, что при нагревании газ расширяется и давление в баллоне повышается. Так вот это фундаментальное ядро — это то, что должны знать все. Определить это образовательное ядро — долгая и сложная работа. Бойтесь тех, кто вам сможет за десять минут рассказать, каким оно должно быть. — Хорошо. Я переформулирую вопрос. Если бы вы, условно говоря, возглавляли какой-нибудь департамент общего образования, то с чего бы вы начали? — У начальника департамента нет никакой свободы, он должен выполнять постановления вышестоящих органов. Даже министр образования не может делать то, что хочет, ему реформы спускают. Но я могу вам сказать, с чего бы я начал свою работу. Это то, о чем я говорил: я бы создал лицеи для талантливых детей в федеральных округах. Талантливые дети — это золотой фонд страны, они должны иметь возможность получить хорошее образование не очень далеко от своей семьи. Путь талантливого ребенка в МГУ, а после МГУ за границу мне не нравится. Второе, что бы я сделал, — развязал бы руки педагогам этих лицеев: они должны иметь возможность хорошо учить детей. У нас же по новому закону «Об образовании» все школы одинаковы, нет ни гимназий, ни лицеев. Зато решено ввести профильное обучение. А где мы возьмем хороших учителей по профильным предметам для всех школ страны, если их даже в Москве и Питере не хватает? Мы должны создавать узлы образования, которые при более благоприятных политических и экономических условиях в стране будут способны экспоненциально размножиться. Нужно создать президентские лицеи, куда бы брали действительно талантливых детей, чтобы была единая система их курирования. Кроме того, нужно создать специализированные школы для талантливых детей, причем в соответствии с региональными потребностями. Есть в Новокузнецке металлургические комбинаты, значит, им понадобятся инженеры. Так я бы и стал строить наше образование. — Хоть что-то в нынешней реформе образования вы считаете приемлемым? — В реформе образования — нет. Она назрела очень давно, но начинать нужно было совсем с других вещей. Какого лешего мы пишем стандарт учителя, если это ничего не изменит реально в нашей школе в лучшую сторону? Мы занимаемся несвоевременными вещами и не анализируем того, что происходит. К примеру, в стране якобы проходил эксперимент по ЕГЭ. Эксперимент — это когда мы сравниваем результаты контрольной группы испытуемых с остальными. Оказалось, что это был не эксперимент по ЕГЭ, а эксперимент по внедрению ЕГЭ, что все-таки несколько иное. Мы до сих пор не можем получить его результаты. ЕГЭ признали успешным, теперь его решили улучшать. Но если те скандалы, которые сотрясают каждый год страну, — это успех, то покажите, где неудачи. Преступление против страны — позиционировать образование как услугу. Педагог не шлюха. Образование — это системообразующий институт нации, который мы утрачиваем. И это таящая угрозу национальной безопасности глупость, когда второе лицо государства не знает, что творится в образовании. Премьер-министр говорит, что ни разу не встречал учителя, который бы был недоволен и критиковал ЕГЭ. Очевидно, что вместо знания о реальном положении дел в стране его окружение демонстрирует ему потемкинские деревни. Не те картины, как реально обстоят дела, а те картины, которые приятно будет видеть начальству. А без видения реального положения дел нельзя проводить реформы. Мне нравится только то, что, несмотря на реформы, сохраняются педагоги и образовательные институции, которые продолжают успешно работать. Но это происходит не благодаря реформе, а ей вопреки. Между т
ем, как стало известно, спустя несколько дней после того, как состоялось это интервью, Министерство образования и науки дало указание разработать новую концепцию математического образования. Ею занимаются ученик Сергея Рукшина, Филдсовский лауреат Станислав Смирнов и руководитель Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко.