В. Животягов-Руппель: «Человек – это мысль. Это, действительно, самое стабильное – мысль. А остальное все течет. Поэтому для меня человек и космос не разделимы».
«Когда садишься писать, ты относишься к своей работе как к ребенку».
«Икона - это фундамент нашей духовности, потому что там все сделано от сердца».
Стихи - танец, танец - стихи… Две сосуществующие метафоры, или же одна вращающаяся. Литературовед Гроссман определял "Руслана и Людмилу" Пушкина как поэму-балет. Балетмейстер и комментатор бвлета Федор Лопухов называл вариации Мариуса Петипа "маленькими стихотворениями". Примеры можно бесконечно продолжать взаимными переназываниями поэтов и балетмейстеров (сочинителей танцев).
Интересен эпитет "маленькие" у Лопухова. С точки зрения времени, продолжительности стихотворение обычно короче вариации. Но вариация Лопухову, знающему, как сочиняется, изнутри, вариация кажется меньше стихотворения. Стихотворение - идеальный танец, или "танец без ног" (если использовать определение Елены Шварц), не ограчниченный физически. Андрей Белый называл речь поэта "безрукой танцовщицы", что ознаачает "танец без рук",. В обоих случаях, как и в известном верленовском "песни без слов", происходит убавление, или вовсе исчезновение, плоти. В танец стихотворения и входит больше движений (и сколько угодно), чем на дощатой сцене.
Эти обильные движения возникают и происходят в поэте, остаются в стихотворении и возобновляются в читателе. Аким Волынский говорил об "опрокинутом рефлексе" во взаимоотношениях танцующего на сцене и смотрящего из зала. Внешнему движению танцующего предшествует внутреннее (прыжку тела - прыжок "в духе", сначала подъем в душе, потом - на пальцы и под. В смотрящем это же движение про-ис-ходит в обратном порядке: сначала в теле (послушное сокрашение мышц), затем - в сознании. Процесс, про-ис-ходящий в читающем или слушающем стихи, я бы описал в близкой терминологии. Читатель за стиховторением повторяет.
Можно говорить и о различном мастерстве танца-чтения, и о танце-исследовании: танце-эссе, танце-статье. "Филология в наши дни есть искусство медлительных чтений; в грядущем она - быстрый танец.…" - говорил Андрей Белый. Чтение оказывается повторяющим танцем, следующим за. (Так Анна Павлова повторяла за предшествущим ей Михаилом Фокиным, показывающим движения, во время постановки знаменитого "Лебедя", еще не умирающего.) Идеал чтения и прочтения - стать стихотворением.
«Душа болит» — говорила моя мама, а ещё раньше — бабушка. Это выражение досталось мне по наследству. Оно пришло из другого мира, не раздробленного на фрагментики. Болели не нервы или сердце, не отдельные чувства ныли и пощипывали, а всё нутро волновалось словно море.
Тогда ещё не было психотерапии, чтобы погрузиться в глубину с аквалангом, подсветить фонариком, рассмотреть сквозь подводные очки. О море приходилось судить по шторму или штилю, меняющимся краскам и рыбе, водорослям, которые выбрасывало волной.
На днях хотела сказать одной женщине, что у меня за неё «душа болит», — и сразу всё вспомнила. Перенеслась на машине времени в то состояние, когда ходишь по бережку или чинишь сеть, или кашеваришь. А глаза прикованы к одной точке на плоскости, к синеющей вдали полосе. И что с морем творится, то и с собственной душой: мрачнеет, волнуется, негодует, унывает под пеленой дождя, сияет на солнце.
Зато ты ясно чувствуешь, что не отделён от земли и облаков, что ты — их порождение, плод бракосочетания земли и неба. А теперь, когда то море осталось лишь на живописных полотнах, вспоминать о прежнем единстве помогают слова.
Море внутри и вокруг — если поднять голову. Но осязать его брызги, почувствовать соль на лице и ладонях, можно не только от слёз и дождя. В словах они тоже застыли. Достаточно сказать другому: «У меня за тебя душа болит».
Планетарий приглашает на выставку «Геометрия космоса»
В экспозиции выставки «Геометрия космоса» возрожденный и приведенный в соответствие с технологиями и ориентирами ХХIвека Московский планетарий и архитектор, дизайнер, изобретатель, художник Вячеслав Колейчук счастливо нашли друг друга. «В экспозиции впервые в практике музейного дела в таком всеобъемлющем виде, в таком единстве использовались звук, освещение, оптические эффекты, проекционная аппаратура, новейшие конструкции.
Человек, пришедший сюда, должен пережить максимально возможное «погружение в космос на земле», - написал когда-то Колейчук о мемориальном Музее космонавтики, в оформлении которого принимал участие. Слова эти вполне – и даже в гораздо бόльшей степени - соотносимы и с нынешней выставкой. Принципу «погружения в космос на земле» он следовал и тогда, когда, продолжая на практике идеи конструктивизма и супрематизма, утверждая преемственность художественного опыта, реконструировал работы Иогансона, Родченко, братьев Стенбергов, Медунецкого, созданные ещё в 20-х годах прошлого века. И тогда, когда, уже в 2012 году создавал концептуальный проект «Музей русского авангарда». Стремясь выйти за пределы привычного, увидеть в обыденном неведомое «четвертое измерение», Колейчук изобретает новые технологии. Одна из них – «самоколлаж». Это когда в привычном пейзаже прорисовываются вдруг необычные геометрические объемы, возникает иллюзия нашего личного присутствия «на пыльных тропинках далёких планет» и изображение обретает новый, уже глобально-космический смысл. Парадокс состоит в том, что художник добивается этого результата не какими-то сложными компьютерными обработками, а простыми перестановками частей изображения внутри него самого при помощи ножниц и клея, и, конечно, благодаря своему, особому взгляду, тонкой интеллектуальной игре, которая поражает нас своей логической простотой. Он с легкостью манипулирует зрительным восприятием. Удивляя - удивляется сам. И этот дух первооткрывательства воплощается в самых разных работах, каждая из которых могла бы стать его визитной карточкой: «Космос», «Одинокая звезда», «Бесконечное пространство», «Живая линия», «Сферы», «Солнечный парус», парадоксальные «Невозможные объекты», «Мебиус», «Куб-трансформобиль» и многое другое. В конце 1900-х он обобщает свой художественный и научный опыт и создает авторскую учебную программу по формообразованию. И уже с 1996 года вводный курс «Формообразование» читается в трёх столичных учебных заведениях – Московском архитектурном институте, на отделении дизайна Московского государственного открытого педагогического университета и в Центре изучения современного искусства. Есть, по крайней мере, два буквальных, «вещественных» доказательства прямого отношения Вячеслава Колейчука к освоению космического пространства и к его первопроходцам. Ещё в 60-е годы прошлого века, когда на устах молодых людей всех континентов уже были «спутник» и «Гагарин» и вот-вот готовы были присоединиться к ним слова «Аполлон», «Луна», «Армстронг», он предложил проект космического самовозводящегося радиотелескопа. Его чертёж поразительно напоминает те конструкции, которые на разных околоземных орбитах и на межпланетных маршрутах работают нынче в ближнем и дальнем космосе. И второе свидетельство. Когда Колейчук изобрёл новый вид изобразительного искусства и к живописи, графике, скульптуре прибавил свою штриховую стереографию (её тут же окрестили рукотворной голографией), Третьяковская галерея предоставила залы для демонстрации этого открытия.
Выставку посетил один из основателей нашей и мировой космонавтики, отправлявший вместе с Королёвым на орбиту Гагарина. Тогда, в 1961-м, оба ещё числились «великими без фамилий». Но ко времени рождения рукотворной голографии имя академика Бориса Раушенбаха было безоговорочно авторитетно не только для тех, кто рассчитывал космические траектории, но и в искусствоведческой среде. Его знали как автора глубоких исследований пространственных отношений в искусстве разных веков и народов – от рельефов на саркофагах Древнего Египта и икон Древней Руси до Сезанна и Ван Гога.
Узнав, что он побывал на выставке Колейчука и дал ей самую высокую оценку, я позвонил ему домой, спросил о впечатлении. Борис Викторович ответил: «Художники веками бились над передачей объема на плоскости, создавали для этого целые знаковые системы. А этот человек «одним жестом» решил проблему безо всяких физических и технических премудростей, которые сопровождают объемные изображения в современной голографии. Если в двух словах: гениально просто. Не «просто гениально», а именно «гениально просто». Тут важен порядок слов». Есть ещё и третье свидетельство. Но оно скорее имеет отношение к освоению космоса научной фантастикой. Не забудем, что вторая половина ХХ века была временем не только первого реального прорыва в космос, но и господства в молодых умах пророческо-философских прозрений Рэя Брэдбери, Станислава Лема, Ивана Ефремова, братьев Стругацких. Общеизвестны слова Армстронга о Гагарине: «Он всех нас позвал в космос». Менее известны слова самого Гагарина в одном из интервью о том, что его в космос позвала ефремовская «Туманность Андромеды». Когда Георгий Данелия снимал фильм «Кин-дза-дза» о злоключениях землян на неведомой планете, загвоздкой было, ну а как, собственно, должны выглядеть окружившие их «инопланетные» вещи. Да так, чтобы весь этот «космический» реквизит и соответствовал выбранному жанру комедии, и поражал, удивлял зрителя. Решить задачу предложили Колейчуку. Сам Вячеслав так вспоминал об этой не совсем обычной работе, о том как слова из сценария стали предметами: «Почти никакой установки, что это за предметы такие, не было. Были названия – цак, тренклюкатор, гравицапа, музыкальные инструменты, визатор, звуковые колонки, деньги и т. д. Что это, как это – непонятно. В первый момент потянуло на хай-тек. Полированный металл, прецизионное исполнение. А потом, когда съездили в пустыню, всё встало на свои места. Кстати, в пустыне металл ржавеет мгновенно. Концентрация солей в воздухе запредельная. Это одна из причин появления миражей. Так появилась идея всё сделать ржавым, окислённым, но работающим. Светящимся, вращающимся, движущимся. Дал мне как-то Г. Данелия кругляшек из 10 мм латуни, битый-перебитый. Понравился он мне. Отпилил я от него четверть, поставил её на шарнир, затем набил на поверхность диска стальные шарики, вставил микро-лампочки, линзочки. Принёс Г. Данелии. Он посмотрел, пощупал, положил в карман – значит, понравилось. Оказалось что это машинка перемещения. За время съёмок было сделано более двадцати предметов неизвестной цивилизации». Это не единственное соприкосновение Колейчука с миром кино и театра. Одно из его изобретений – музыкальный инструмент овалоид, металлозвукосинтезатор с иллюзией глубины звукового пространства, недоступной сегодня ни одной стереоустановке в мире. И когда Константину Райкину в «Сатириконе» потребовалось в постановке «Превращения» по Кафке необычное, «неземное», «космическое» даже, если хотите, музыкальное оформление, он пригласил Колейчука с его овалоидом.
А сегодня сам Вячеслав известен как создатель своего театра, продолжившего заложенные ещё в начале прошлого века традиции синтеза разных искусств на сценических подмостках. Тут судьба сделала Вячеславу бесценный подарок. Дочь Аня пошла по его пути, стала тем человеком, который на практике осуществляет идеи Тотального театра Вячеслава Колейчука. В его репертуаре – спектакли «Два Кандинских», «Птицы сна», «Путешествие квадратика» (последний номинировался на «Золотую маску»).
Но это всё приложения, следующие из его личных открытий, порой имеющих самое непосредственное отношение к тем фундаментальным переменам, которые вошли в жизнь планеты людей с космическими полётами, обузданием ядерной энергии, компьютером, Интернетом, со всеми этими «теориями струн», залежами «темной материи» во Вселенной, с этой загадочной «частицей Бога» -- бозоном Хиггса, которую, кажется, физикам удалось-таки заманить в сети своего адронного коллайдера. Да, это приложения. Так сказать, ближний космос Вячеслава Колейчука. А дальний – сами открытия. Уже самое первое из них развернуло перед архитекторами поистине безграничные возможности в формообразовании, оставлявшие в прошлом диктатуру прямой линии и куба в первоэлементах (кирпичи, плиты, блоки), из которых веками возводились дома, дворцы, храмы. Почти одновременно патенты на это открытие были выданы в США и в СССР. За океаном такой патент получил великий американский архитектор Бакминстер Фуллер, а у нас студенты Московского архитектурного института Слава Колейчук и Юра Смоляров. Речь шла о вантово-стержневых или самонапряженных конструкциях, в которых «игра сил» используется с оптимальным КПД. Оттого они исключительно прочны и надежны, несмотря на то, что внешне выглядят хрупкими. Не случайно на них тут же обратили внимание творцы космической техники. Но впервые идея самораскрывающихся на орбите антенн и солнечных батарей родилась именно у Колейчука. И тоже – еще в студенческие годы. Визитной карточкой этого открытия стала гигантская модель атома, которая вращалась высоко в воздухе на площади перед Курчатовским институтом под электронную музыку, написанную адресно, специально по этому случаю, легендарным человеком – Львом Терменом, которого звали «советским Фаустом» и который за свою долгую жизнь побывал создателем первого в мире электромузыкального инструмента терменвокса (он, между прочим, обучал игре на терменвоксе Ленина), американским миллионером, узником ГУЛАГа, и даже успел в 60-70-х годах прошлого века благословить на творчество Вячеслава Колейчука, Булата Галеева и других молодых первопроходцев возрождающегося отечественного авангарда.
Аннотация: Как-то бессонной ночью не спалось Челотагру в гамаке в своём уютном шалашике. Ворочался, ворочался, да и решил покурить свою "магическую" сигарету для засыпания. А пока курил, включил телевизор со спутниковыми программами, там показывали передачу про Жуков-Оленей (рогачей) по "National Geographic". И так ему понравились могучие рога Южно-Американских насекомых, что он достал свою "магическую" таблеточку для исполнения желания, произнёс над ней тайное заклинание, как-то по-своему перекрестил "шестикратно" и проглотил. Довольный в предвкушении лёг и сразу заснул здоровым нормальным "магическим" сном без сновидений. Проснувшись с огромными рогами, Челотагр стал испытывать их бодая всё что не попадя, даже сосёночку повалил не напрягаясь, камень шеститонный с горы спихнул, об который он постоянно запинался, когда 0000 ходил… Вообщем РОГА оказались полезной в хозяйстве штукой! Только не досмотрел до конца телепередачу наш бедненький Челотагричек, а в ней ведь рассказывалось, что это не совсем у них рога, которые на голове растут, а это - сильно развитые верхние челюсти - МАНДИБУЛЫ, снабженные отростками и зазубринами, для предбрачных боёв с конкурентами "на присовывание" самкам-жукам. Пытаясь позавтракать, Челотагр окончательно убедился, что с такой верхней челюстью каши не поешь, можно только пить и то по-капельке, и то с большим трудом. Тогда он снова достал свою магическую таблеточку-желаний, и хотел было прошептать магическое заклинание над ней, но не смог… С такой челюстью ничего даже и пробубнить-то не возможно, блиннн… Что делать? Как быть? Но тут пришел его сосед (они договаривались пойти с утра в "Ашан" за кукурузовым хлебом с сыром и семечками). Тот произнёс "магическое" заклинание над "новообразованием" и всё сразу отпало… Освобождённый и счастливый Челотагр понял, что "не всё то ЗОЛОТО, что блестит!"!!! :: Год создания: 1994 Техника: бумага, монотипия Размеры: 20 см х 15 см
IIIЧерез пять дней на станции сидел человек в куртке с бугром под левой мышкой и рассказывал:- Замечательный врач. Прямо скажу, выдающий врач! Ну до чего быстрый, как молния! Порх, порх... Сейчас, говорит, язык покажи, пальцем в живот ткнул, я свету не взвидел, все выспросил, когда да как... Из кассы 4 с полтиной выписал.- Ну, что ж, вылечил? Капли, наверно, давал. У него капли есть замечательные...- Да, понимаешь, не каплями. Градусником. Вот тебе, грит, градусник, носи, говорит, его на здоровье, только не раздави - казенный.- Даром?- Ни копейки не взяли за градусник. Страхкассовый градусник.- У нас хорошо. Зуб Петюкову вставили фарфоровый тоже даром.- И помогает градусник?- Говорю тебе, как рукой сняло. Спины не мог разогнуть. А на другой день после градусника полегчало. Опять же и голова две недели болела: как вечер, так и сверлит темя, сверлит... А теперь, с градусником, хоть бы ты что!- До чего наука доходит!- Только неудобство чрезвычайное при работе. Да я уж приловчился. Бинтом его привязал под мышку, он и сидит там, сукин сын.- Дай мне поносить.- Ишь ты, хитрый!
«Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд. Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная лупа, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда. Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги Мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Во-ландом. — Почему он так изменился? — спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда. — Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил,— ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо, с тихо горящим глазом,— его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводится счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!»
Эрте – один из самых ярких персонажей художественной сцены ХХ века. Русский по происхождению и совершенно забытый в России.
Им восхищались Жорж Баланчин и Энди Уорхол. Художник моды, график, автор театральных костюмов и скульптор, он остался в истории искусства нашего столетия как один из ярчайших представителей стиля ар деко. «Это единственный художник двадцатого века, оказавший сильнейшее влияние на моду»... Лучший иллюстратор моды и театральный дизайнер начала столетия Эрте однажды признался: «Мои произведения вообщене имеют отношения к реализму, они воплощение моих снов». Эрте был индивидуалистом, художником до мозга костей, не признававшим ни малейшего вмешательства в свое творчество. Бесконечная фантазия, филигранный рисунок, мастерство в построении композиции и удивительное чувство цвета привлекали к Эрте многих законодателей мира моды. Не преклоняться перед его мастерством и виртуозностью было невозможно. Его аллегорические фантазии, его сказочные и мифологические мотивы до сих пор потрясают воображение поклонников и почитателей его таланта. Его талант расцвел в 10-20е годы ХХ века, потом о нем на тридцать лет забыли, а в 60-е он вернулся в статусе «великого Эрте». Хотя его и называют художником ар деко, сам он не желал быть причисленным к определенному направлению. «Может быть, ваши читатели полагают, что я модернист, - писал он в 1919 году редактору Harper's Bazaar. - Должен заметить, что я не принадлежу ни к одной из художественных школ, особый стиль моих рисунков служит инструментом выражения красоты образа. В искусстве я индивидуалист». Он остался верен себе на протяжении всей жизни, и его стиль часто называют – «стильЭрте». Эрте - это псевдоним, составленный из инициалов Р.Т. РоманПетровичТыртов, появился на свет в Петербурге в 1892году, в семье адмирала флота. В древнем роду Тыртовых, ведущих свое происхождение от татарского хана Тырта, все мужчины были морскими офицерами. «Я- один из тех немногих членов нашей большой семьи моряков, который по причине слабого здоровья не пошел по этой славной стезе, - писал Эрте в 1919 году. - Но я не утратил любви к морю, к его открытым просторам. Большую часть детства я провел в Кронштадте, где мой отец служил комендантом Школы морских инженеров». Узнав, что сын хочет стать художником, отец был страшно разочарован.
Отправлено 19 Октябрь 2012 - 12:55Великий чилийский поэт Пабло Неруда в 1967 году написал драматическую кантату "Сиянье и смерть Хоакина Мурьеты" обошедшую многие сцены мира. Использовав мотивы этой кантаты, в 1974 году был создан самостоятельный музыкальный спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" на музыку А.Рыбникова и стихи П.Грушко. http://www.theatre-l...grushko_p_1.txt
Блаженный: О яростном сердце чилийца История эта О парне простом и отважном, А память о нем как секира Пора наступила могилу открыть, Где таится Мурьета В гробницу забвенья пробраться, Где прах его спрятан от мира. Давайте же вспомним в минуты спокойные эти О ярости, о боле, о нежности - о Хоакине Мурьете.
ПЕСНЯ ХОАКИНА
Здесь крыши и груши мокры от дождя, И по склонам бредут виноградники, пахнет жасмином. И ночь свои бледные вина, в безмолвии сонном, Струит на деревья в студеном просторе пустынном.
Спасибо судьбе, что родился я в этом просторе, Что эти созвездья моими гадалками были. В краю, где на радуге-коромысле вулканы и море, Несет сквозь века босоногая девочка-Чили.
Куда подевался мальчик? Которым я был когда то? Скажите, долгая старость - награда или расплата? Где умирают птицы? Сколько лет сентябрю? Понимает ли море, то, что я говорю? О чем молодая листва поет весеннему бризу? Откуда является смерть - сверху, или же снизу? Кто там рыдает в ночи? Человек или птица? Как зовется звезда, которая тебе снится?
ЭПИЛОГ
Блаженный: Сколько листьев, чтоб выжить, платят зиме деревья? Хоакин: - Мне бы только, чтоб дети не погибали во чреве...
Стоит ли жить, когда что-то еще не родилось? - Мне бы только, чтоб жизни смерть моя пригодилась...
«Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии», -- писал Вячеслав Иванов и добавлял: «Чюрлянис несомненно музыкант... по общей музыкальной стихийности, как бы разлитой во всем его душевном составе». (Чюрлянис -- прежнее написание фамилии).
Ритм, пластика, архитектоника -- все эти понятия одинаково применимы к разным видам искусств. Узор линий, узор мелодии, краски на кисти и краски музыкальных гармоний. Форма, композиция -- само собой. Даже слова «тональность» и «полифония» давно перешли свои узкие границы. Многие картины Чюрлениса так и называются: картины-фуги, картины-сонаты, картины-прелюды. И наоборот -- музыка переходит свои границы: «Талантливейший лирик Чюрленис мечтал превратить музыку в живопись», -- писал известнейший музыковед и композитор Борис Асафьев.
Альтшуллер Г.С., 1986 О ЧЮРЛЁНИСЕ (СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ЖИВОПИСИ) …Чюрлёнис - очень крупный изобретатель. Не в технике. Творческая жизнь Чюрлёниса очень коротка. Первые картины он нарисовал в 1903 году, а последние – в 1909 году. Семь лет от школы рисования до картин, которые сейчас считаются шедеврами. 400 картин.
Так получилось, что во многих картинах Чюрлёниса отчетливо просматриваются приемы, методы, подходы, операторы, которые он применял для решения задач. Совокупность этих обстоятельств сделала биографию Чюрлёниса очень примечательной, интересной с позиций ТРИЗ.
…То, на что я впервые обратил внимание, это картина «Рекс». Океан или море. Я подумал, что океан, и до сих пор не изменил своего мнения. Океан. В центре океана стоит маленькая статуйка. Вид на нее как будто с вертолета, летящего на высоте 500-800 метров.
Как он зовётся? Тишайший Остров.Тишайший Остров, Чья голова так схожа с головою сфинкса, Который только канувшее в Лету зрит, Чьи сетлые глазницы вечного сновидца Припорошила пыль погибших пирамид.
Тишайший Остров, Чья голова совсем, как туловище яхты, Остервенелым валом шваркунутой на мель, Чьи светлые глазницы - точно небо Ялты: В ночи - костёр, днём - выцветшая акварель. Тишайший Остров, Чья голова, как голова Левиафана, Заметная и в толчее библейских слов, Чьи светлые глазницы вижу постоянно В прозрачном сумраке своих последних снов. (В ничто окошко.Забвенья роскошь.) Погост погостов -Тишайший Остров.
...У меня здоровые крылья. Я полечу в далёкие миры,в край вечной красоты,солнца и фантазии, в заколдованную страну... М.- К. Чюрлёнис.
Мы - аргонавты. Немало испытано зла - Как нам не жаждать добра! Мы аргонавты. Немало испытано лжи - Как нам не жаждать правды! Мы - аргонавты. Немало мы видели страшного - Как не искать красоты! И если искусство не ложь,а правда, И если учит не злу,а добру, И утверждает собой Не древний звериный инстинкт,а благородную красоту - значит оно для человека... Мы - аргонавты. Нас ведёт мечта... Мы хотим возвратить потерянное... Помоги, Чюрлёнис! http://blog.imhonet....6/post/1303023/ http://www.imwerden....d_Ciurlenis.pdf
маленьким краешком затрагивала творчество Чюрлениса в теме Современные космисты. сохраню здесь ссылку на книгу искусствоведческую, хотя слова, конечно, бывают лишними иногда.. http://art-otkrytie....hiurlionis1.htm
Ныне же, Господи, все более тяжек путь мой. Предо мной – высочайшие вершины, голые скалы и бездны. Это красиво. Это – бесконечно красиво. Но не знаю дороги, и боязно мне. О нет, не за себя – ведь иду я, а вслед за мной уже идут другие. Господи, они за мной идут, все шествие – длинное, длинное! Один за другим – через долину и долгим речным берегом, и через поле большое, возделанное, тихое, а конец этого шествия в лесу скрывается, и шествию конца нет. Где истина, Господи? Иду, иду. Ты явил передо мной чудеса свои – на розоватых вершинах гор, на зеленовато-серых скалах, прекрасных, как замки очарованных королевичей. Те, кто ближе, видят ясно, те же, кто у реки или в поле – они-то когда узрят эти чудеса Твои? Или те, кто из лесу еще не вышли? Жаль мне их, Господи! Нескоро узрят они чудеса Твои, что Ты так щедро рассыпаешь вокруг. Долог ли будет ещё наш путь, Господи? Или Ты велишь не вопрошать об этом? Но куда идем мы, Господи? Где конец этому пути? http://ciurlionis.eu...tura/ru-psalom/ --------------
Мы хотим возвратить потерянное... Помоги, Чюрлёнис! Кто-то услышит и поймет.
Во вселенной наш разум счастливый Ненадёжное строит жильё, Люди, звёзды и ангелы живы Шаровым натяженьем её. Мы ещё не зачали ребёнка, А уже у него под ногой Никуда выгибается пленка На орбите его круговой. (Арсений Тарковский)
«Наука? Чепуха! В этой ситуации одинаково беспомощны и посредственность, и гениальность. Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоёвывать никакой космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало. Мы бьемся над контактом, и никогда не найдем его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек…» - Когда человек счастлив, смысл жизни и прочие вечные темы его редко интересуют, ими следует задаваться в конце жизни. - А когда наступит этот конец — мы же не знаем, вот и торопимся. - А ты не торопись. Самые счастливые люди те, кто никогда не интересовался этими проклятыми вопросами. - Вопрос — это всегда желание познать, а для сохранения простых человеческих истин нужны тайны: тайны счастья, смерти, любви… - Может быть, ты и прав, попробуй не думать обо всем этом. - А думать об этом — все равно, что знать день своей смерти. Незнание этого дня практически делает нас бессмертными…
Я тень из тех теней, которые, однажды Испив земной воды, не утолили жажды И возвращаются на свой тернистый путь, Смущая сны живых, живой воды глотнуть. Как первая ладья из чрева океана, Как жертвенный кувшин выходит из кургана, Так я по лестнице взойду на ту ступень, Где будет ждать меня твоя живая тень. - А если это ложь, а если это сказка, И если не лицо, а гипсовая маска Глядит из-под земли на каждого из нас Камнями жесткими своих бесслезных глаз… (Арсений Тарковский)
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА Камень лежит у жасмина. Под этим камнем клад. Отец стоит на дорожке. Белый-белый день. Вернуться туда невозможно И рассказать нельзя, Как был переполнен блаженством Этот райский сад. (Арсений Тарковский) __________________________________________ Вы шли толпою врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне. Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора И осень ясная, как знаменье, К себе приковывает взоры.
Кто-то услужливо спросил: «Это ваши стихи, Андрей Арсеньевич?» Он засмеялся: «Если бы я мог писать такие стихи, я бы никогда не снимал! Это Борис Пастернак». __________________________________________
Предчувствиям не верю, и примет Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда Я не бегу. На свете смерти нет: Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо Бояться смерти ни в семнадцать лет, Ни в семьдесят. Есть только явь и свет, Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете. Мы все уже на берегу морском, И я из тех, кто выбирает сети, Когда идет бессмертье косяком. (из фильма "Зеркало")
Человек, единожды изменивший своим принципам, в дальнейшем уже будет не в состоянии сохранить чистоту своего отношения к жизни. Когда режиссер говорит, что делает проходную картину, чтобы затем снять ту, о которой мечтает, он вас обманывает. И что еще хуже – обманывает себя. Он никогда не снимет своего фильма. Чудес не бывает! Вернее, время чудес для него уже миновало.