| Сообщение #1 | Ср, 03.03.2021, 14:20 | | |
|
Группа: wing
Сообщений: 29194
| https://yandex.ru/turbo/olympus325.livejournal.com/s/845.html
Ильменские словене являются самым северным славянским племенем, но сыграли в истории России, одну из ведущих ролей. Ареал расселения : Распологались на озере Ильмень, в бассейне рек Волхов, Ловать, Мета и в верховьях р. Молога. Само озеро Ильмень, а так же река Волхов являлась для ильменских словен, а позднее для Руси и новгородцев ключом к торговле с Византией, востоком, и со всем балтийским побережьем. По Волхову, и далее к Ильмени проходил знаменитый путь из варяг в греки, проложенный уже в девятом веке. Как и с кем начиналась торговля неизвестно, ведь варяги не упоминаются в источниках раньше одиннадцатого века. (Хотя Нестор сообщает о том, что варяги были уже в девятом веке.) Обычно варяг ассоциируют со скандинавскими народностями. В девятый же веке на территории Скандинавии жили племена Свевов и Данов. Достоверно неизвестно торговали словене с Данами и Свевами или нет. Как появился путь из варяг в греки тоже большая загадка, как долго торговали словене со свевами, когда был первый контакт со Скандинавией, да и почему путь шел именно через самый север (Волхов, Ладожское озеро) а не через эстляндские, прусские или польские земли. Видно контакты словен со свевами был задолго до появления пути из варяг в греки. Археологические данные: Когда пришли на озеро Ильмень восточные славяне точно неизвестно, но известно, что словене отождествляются с «культурой сопок», которая распространилась на территории нынешнего Новгорода с 5-7 веков. Культура сформировалась в результате миграционных потоков славян в область озера Ильмень. Культура сопок является протокультурой будущего Новгорода, и сформировалась культура сопок воспринимая многие традиции финно-угорских и балтийских племен. Культура сопок является последней основной кульурой ильменских славян (этногенез славян, угро-финнов и прибалтов). Около 700 года, прийдя с юга словене построили на месте финно-угорского поселения Любшанскую крепость, вблизи устья реки Волхов. Было ли мирным переселения славян, или военным вторжением племени неизвестно, но известно, что в начале восьмого века острог финно-угров был сожжен и спустя некоторое время (датируемое так же началом восьмого века) на месте горевшего острога словене построили Любшанскую крепость. Можно сделать острожный вывод, что экспансия словен была действительно военной, но из-за малого археологического материала трудно это наблюдать. Итак словене строят вскоре Любшанскую крепость. Зачем? Теперь вопрос другой, как так зачем? Вопросов можно задать очень много. Словене приходят с юга (далее разберем этот вопрос), и опять же вопрос, почему именно сюда? Что их сподвигло уйти с их прежнего места? Дело в том, что Любшанская крепость западно-славянского типа, аналогами такой крепости встречаются от Дуная до Польского поморья. Очевидно, что большинство славян( а может быть и все восточные славяне) вышли из провинции Норик (или на другом манер Ругиланд, после ассимиляции ругов и славян). Вероятно оттуда же вышли и ильменские словене, в итоге поселившиеся вокруг Волхова и озера Ильмень. Но есть более разумное объяснение. Словене до этого могли жить и на территории западно-балтийского побережья, вместе с ободритами, от англов и варингов до Рюгена, или же южного побережья Балтики, от Рюгена до устья Немана. И было бы вполне логично, если бы словене двинулись с этих мест по побережью балтики или морским путем, что менее маловероятно. Северные балтийцы торговали янтарем испокон веков, в пятом веке и шестом веке монополия на продажу янтаря принадлежала видимо эстам. Эсты торговали знаменитым янтарным путем и видимо другими заморскими путями. Их торговые интересы распространилась на всю балтийскую часть Европы, а возможно даже на саксов и франкскую державу. Возможность начала переселения словен как раз по торговому пути самая вероятная. Что их вынудило переселяться? Скорее всего движение варварских народов, а так же падение Западной Римской Империи, которое создало хаос переселения различных народов. И с пятого века, словене решили переселиться в более спокойное место. В то время Эсты были довольно крупным и сильным народом, а возможно и своеобразным лидером среди восточно-балтийских племен. Дело в том, что ни скифы, ни сарматы, ни гунны,ни римляне не доходили до восточной балтики, и оттого там было относительное спокойствие. Кстати эсты начинают впервые культурно-племенное сношение со славянами, а затем и с пруссами. Словене не стали задерживаться на территории эстов как раз по причине военной мощи восточных балтийцев, и решили пойти дальше на запад. Словене выбрали вполне выгодное место-меж Чудским и Ильменским озером. Словене переселялись постепенно и уже в восьмом веке имели довольно весомые силы в политической игре на северо востоке балтики. Селились наверняка словене на юг от Ильмене, до территории Полоцка гже уже комфортно чувствовали себя племена кривичей. В восьмом веке еще не было пути из варяг в греки, но значения реки Волхов уже возросло как торговой артерии от запада балтики до центральных славянских племен. Видимо поэтому словене осознав это начали экспансию на север от Ильмени по Волхову до Ладожского озера. В начале восьмого века словен встречают финно-угры и оказывают славянам сопротивление. Словене сжигают их острог и спустя малое время осознают, что острог стоял на выгодном географическом месте и строют Любшанскую крепость. Спустя 50 лет, а точнее в 753 году на противоположном берегу реки, в двух километрах от крепости выше по Волхову появляется что-то вроде скандинавской колонии, основанной по видимому выходцами с Готланда. Но уже в 760-ые годы славяне разрушили это поселение, видимо поняв экономические потери в связи с контролем скандинавами северного Волхова, и словене строят город Ладогу. Отныне там словене производят глазчатые бусы для товарообмена с финскими племенами. Любшинская крепость играет строго сторожевые функции и исчезает в первой половине восьмого века. В восьмом-начале девятого века вблизи истока Волхова возникает укрепленное Городище, позже названное Рюриковым. Видимо, это было самое крупное поселение словенов, будущая резиденция Новгородских князей. Видимо по летописи, когда братья Рюрика умерли, спустя некоторое время он построил рядом в двух километрах севернее с городищем новый город, впоследствие это название закрепилось за городом-Новгород. То есть фактически само название Новый Город несет в себе информацию, что этот город был подобным Городищу и нес фактически такие же функции. Но зачем Рюрику потребовалось строить новый город, подобный старому? Вопрос весьма затруднительный. Надеюсь в виду археологических раскопок, в будущем этот вопрос разрешится. Новгород мы рассмотрим отдельно, потом. Попробуем разобрать древние предания словен. Вообще сказания Киприана о Братьях Русе и Словене и городе Словенске полностью недостоверны, и в отличие от других сказаний имеет мало правдоподобных фактов. В Иоакимовской летописи власть перешла к потомку словена-князю Вандалу. Трудно представить имя это произведено ли от народа вандалов, и если да, то почему? Обычно утверждают, что вандалы родственны племени готов. В свою очередьв первом и втором веке готы на территории южной балтики оставили свои следы в виде вельбарской археологической культуры перед эмиграцией к Черному морю. Возможно в легенде есть доля правды. Хотя отнестить к этому с уверенностью трудно. Дело в том, что другое произношение именя князя Вандала- Венд, Венед, что явно ассоциируется с племенем венетов. Мигрировав из Адриатики после Троянской войны в южную прибалтику, венеды отделилсь от венедов Адриатики и стали самостоятельным племенем, хотя поддерживающие торговые связи с другим племенем венедов. Вероятно, после высадки в южной прибалтики немецких готов, часть их смешались с племенем венетов и в процессе превратились в племя вандалов. Тогда легендарная подоплека в сказании имеет основу отождествлять Князя Вандала с именем Князя Венеда. Оставшееся большая часть венетов затем в ходе этногенеза превратилась в западных славян, то есть были прославянским народом, пока другая часть венетов обосновалась на территории Иллирии, основала Венецию, до сих пор несущую в своем названии имя древнего племени, остальные эмигрировали в северную Галлию, Бретань и Арморику. Так, что легенда несет в себе отпечатки миграции протославянских племен.
|
|