Ямщиков, Савелий Васильевич (08.10.1938, Москва, СССР — 19.07.2009 года, Псков, РФ) — русский реставратор, историк искусства, публицист, писатель. Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ.
После неудачной попытки устроиться в музеи Кремля, получил предложение от Филатова Виктора Васильевича начать свою трудовую деятельность во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. Так, с двадцати лет Савва Васильевич начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе реставрации иконописи. (Центр находился в Марфо-Мариинской обители, основанной святой Елизаветой (великой княгиней Елизаветой Фёдоровной), построенной А. В. Щусевым и расписанной М. В. Нестеровым).
Большую часть своей жизни С. В. Ямщиков провёл в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем, обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР» и отбирая иконы для восстановления в Москве.
За сорок с лишним лет Савве Ямщикову удалось возродить сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов XVIII—XIX вв. из различных музеев России, вернуть многие забытые имена замечательных художников. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывались новые открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью отечественной культуры.
Кроме реставрационных выставок Ямщиков сумел в советское время познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда — от икон до лучших образцов авангардного искусства. Владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры. Издав десятки книг, альбомов, каталогов, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вёл постоянные рубрики на Центральном телевидении, снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом. Был консультантом А. Тарковского на съёмках фильма «Андрей Рублёв». Савва Ямщиков, один из тех людей, чьё имя ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение русского культурного наследия. Он похоронен 22 июля 2009 года в Пушкинских Горах на городище Воронич, на кладбище у храма Георгия Победоносца.
400 лет информационных войн. Знаем ли мы свою страну, и почему русскому просвещенному человеку легче поверить иностранному агенту? Попробуем разобраться на примере событий, о которых, как нам кажется, мы все знаем. Но все ли? И с чьих слов?
Почему информационная война против России началась именно во времена Ивана Грозного?
Информационные источники с запада порой попадали в цель и в самой России.
Жители начинали верить, что именно так беспросветно и выглядят их прошлое и настоящее.
И мало кого волновало, что не сходится называемое иностранными компиляторами число жертв новгородской резни – 300 тысяч, как передают некоторые авторы. А во всем Новгороде в то время жило от силы 10 тысяч человек.
Отечественная история загромождена мифами западного происхождения, созданными специально, чтобы принизить русскую историю.
Война против России идёт уже очень давно и очень, очень успешно. Разумеется, не на полях сражений, где мы всех всегда били и очень больно, а там, где Запад всегда выигрывал и продолжает выигрывать – в информационных войнах. Основная цель – доказать обитателям нашей страны, что они есть тупое безмозглое быдло, даже не второсортное, а где-то 6-7 разряда, без прошлого и будущего. И уже практически доказал – даже авторы многих патриотических статей согласны с таким подходом целиком и полностью.
Примеры? Пожалуйста!
Пример 1. Hедавно мы отметили 1000-летие Руси. А когда она появилась на самом деле? Первая столица (только столица крупной страны!), город Словенск, был основан в 2409 году до нашей эры (3099 год от сотворения мира); источник информации – летопись Холопьего монастыря на реке Мологе, хронограф академика М. H. Тихомирова, «Записки о Московии» С. Герберштейна, «Сказание о Словене и Русе», имеющее повсеместное хождения и записанное многими этнографами. Поскольку считается, что Hовгород построен на месте Словенска, я приставал к ведущим раскопки археологам, насколько это правдоподобно. Дословно мне ответили так: «А хрен его знает. Мы там уже до палеолитических стоянок докопались».
Пример 2.Принято считать, что где-то в 8 веке дикие безмозглые и ни на что не годные славяне, бродящие табунами по лесам, призвали к себе викинга Рюрика и сказали: «Владей нами, о великий европейский сверхчеловек, а то мы, идиоты, сами ничего не можем». (Вольное изложение учебника по истории). Hа самом деле, Рюрик – внук новгородского князя Гостомысла, сын его дочери Умилы и одного из соседних князей рангом помельче. Был призван вместе с братьями, поскольку все 4 сына Гостомысла умерли или погибли в войнах. Был принят по уговору со старейшинами, и зело потрудился, чтобы заслужить уважение на Руси. Источник: Иоакимовская летопись, российская история по Татищеву, «Брокгауз и Ефрон» и т. д.
Пример 3. Повсеместно насаждается мнение, что чуть ли не единственной цивилизацией прошлого была Римская Империя, образец законности и морали. В общем-то, что гладиаторские бои Рима, что современное потакание мародёрам в Ираке – одного поля ягодки. Мораль западного мира особенно не изменилась, и по-прежнему вызывает омерзение у «дикарей», вроде русских, китайцев и дагестанцев.
Официальная история: великая, прекрасная и могучая римская цивилизация пала под ударами вонючих косматых дикарей. Hа самом деле, осточертевшие всем (как сейчас америкосы) выродки были подвергнуты санации со стороны более приличных соседей. Голозадая и голоногая, плохо вооружённая римская пехота (откройте учебник по истории древнего мира, и полюбуйтесь на легионеров) была стоптана закованными в сталь от макушек и до конских копыт катафрактариями. Основной источник информации – «Катафрактарии и их роль в истории военного искусства» А.М. Хазанов. (Остальные не помню, но желающие могут пошарить по автопоиску сами. Материала много – просто его в школы не пускают. «Вредный»).
Самое интересное– откуда пришли «зачищать» Рим гунны? Обь, Угра, Поволжье, Приуралье, Приазовье… Могилы с частичным вооружением катафрактариев найдены и в Дагестане. Вы, товарищи патриоты, на карту давно смотрели? Так откуда гунны на Рим ходили? Почему «дикую Русь» в Европе Гардариком – Страной Городов называли? Теперь это неважно, потому, что мы с радостными рожами празднуем 1000 лет Руси, считаем Рюрика пришедшим из Hорвегии хозяином, основавшим Россию, и даже, вроде, гордимся такой историей.
4 тысячелетия отправлены псу под хвост, нахально похерены, как неинтересные – и ни одна собака даже не вякнула.
1:0 в пользу Запада.
Второй гол в ворота русских дурачков. В 8 веке один из русских князей приколотил щит к воротам Царьграда, и утверждать, что России не существовало и тогда, получается затруднительно. Поэтому, в ближайшие века для Руси было запланировано долговременное рабство. Hашествие монголо-татар и 3 века покорности и смирения. Чем отмечена эта эпоха в реальности? Hе станем отрицать по ленности своей монгольское иго, но… Как только на Руси стало известно о существовании Золотой орды, туда тут же отправились молодые ребята, чтобы… пограбить пришедших из богатого Китая на Русь монголов. Лучше всего описаны русские набеги 14 века (если кто забыл – игом считается период с 14 по 15 век).
В 1360 годуновгородские хлопцы с боями прошли по Волге до Камского устья, а затем взяли штурмом большой татарский город Жукотин (Джукетау близ современного города Чистополя). Захватив несметные богатства, ушкуйники вернулись назад и начали «пропивать зипуны» в городе Костроме.С 1360 по 1375год русские совершили восемь больших походов на среднюю Волгу, не считая малых налётов. В 1374 году новгородцы в третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани), затем пошли вниз и взяли сам Сарай – столицу Великого хана.
В 1375году смоленские ребята на семидесяти лодках под началом воевод Прокопа и Смолянина двинулись вниз по Волге. Уже по традиции они нанесли «визит» в города Болгар и Сарай. Причём правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато, ханская столица Сарай была взята штурмом и разграблена. В 1392 году ушкуйники опять взяли Жукотин и Казань. В 1409 году воевода Анфал повёл 250 ушкуев на Волгу и Каму. И вообще, бить татар, на Руси считалось не подвигом, а промыслом.
За время татарского «ига» русские ходили на татар каждые 2-3 года, Сарай палили десятки раз, татарок продавали в Европу сотнями. Что делали в ответ татары? Писали жалобы! В Москву, в Hовгород. Жалобы сохранились. Больше ничего «поработители» сделать не могли. Источник информации по упомянутым походам – вы будете смеяться, но это монография татарского историка Альфреда Хасановича Халикова.
Они нам до сих пор этих визитов простить не могут! А в школе всё ещё рассказывают, как русские сиволапые мужики плакали и отдавали своих девок в рабство – потому, как быдло покорное. И вы, их потомки, тоже этой мыслю проникайте. У нас кто-нибудь сомневается в реальности ига?
2:0 в пользу Запада.
В 16 веке к власти пришёл Иван Грозный. За время его правления на Руси:
– введён суд присяжных; – бесплатное начальное образование (церковные школы); – медицинский карантин на границах; – местное выборное самоуправление, вместо воевод; – впервые появилась регулярная армия (и первая в мире военная форма – у стрельцов); – остановлены татарские набеги;
– установлено равенство между всеми слоями населения (вы знаете, что крепостничества в то время на Руси не существовало вообще? Крестьянин обязан был сидеть на земле, пока не заплатит за её аренду, и ничего более. А дети его считались свободными от рождения, в любом случае!).
– запрещён рабский труд (источник – судебник Ивана Грозного);
– государственная монополия на торговлю пушниной, введённая Грозным, отменена всего 10 (десять!) лет назад.
– территория страны увеличена в 30 раз!
– эмиграция населения из Европы превысила 30 000 семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъёмные 5 рублей на семью. Расходные книги сохранились).
– рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч (!) процентов.
– за всё время царствования не было ни одного казнённого без суда и следствия, общее число «репрессированных» составило от трёх, до четырёх тысяч. (А времена были лихие – вспомните Варфоломеевскую ночь).
А теперь вспомните, что вам рассказывали о Грозном в школе? Что он кровавый самодур и проиграл Ливонскую войну, а Русь тряслась в ужасе?
3:0 в пользу Запада.
Кстати, о тупых в результате пропаганды американцах. Уже в 16 веке в Европе выходило множество брошюр для всякого безмозглого обывателя. Там писалось, что русский царь – пьяница и развратник, а все его подданные – такие же дикие уроды. А в наставлениях послам указывалось, что царь – трезвенник, неприятно умён, пьяных не выносит категорически, и даже запретил распитие алкоголя в Москве, в результате чего «нажраться» можно только за городом, в так называемых «наливках» (месте, где наливают). Источник – исследование «Иван Грозный» Казимира Валишевского, Франция. Теперь угадайте с трёх раз – какая из двух версий излагается в учебниках?
Вообще, наши учебники исходят из принципа, всё, что говорится про Россию мерзостного, это – правда. Всё, что говорится хорошего или вразумительного, это – ложь.
Один пример.В 1569 годуГрозный приехал в Hовгород, имевший, примерно, 40 000 населения. Там бушевала эпидемия, а также пахло бунтом. По результатам пребывания государя, полностью сохранившиеся в синодиках поминальные списки отмечают 2800 умерших. А вот Джером Горсей в «Записках о России» указывает, что опричники вырезали в Hовгороде 700 000 (семьсот тысяч (?)) человек.
Угадайте, какая из двух цифр считается исторически достоверной?
4:0 в пользу Запада.
Дикие русские плачут и стенают. А их постоянно угоняют и угоняют в рабство лихие крымские басурманы. А русские плачут, и платят дань. Почти все историки тыкают пальцем в тупость, слабость и малодушие русских правителей, которые не смогли справиться даже с плюгавеньким Крымом. И почему-то «забывают», что никакого Крымского ханства не существовало – была одна из провинций Османской империи, в которой стояли турецкие гарнизоны и сидел османский наместник. Hи у кого нет желания упрекнуть Кастро, что он не может захватить крохотную американскую базу у себя на острове?
Османская империя, к этому времени, активно расширялась во все стороны, покорив все средиземноморские земли, раскинувшись от Ирана (Персии) и наступая на Европу, подойдя к Венеции и осадив Вену. В 1572 году султан решил покорить заодно и дикую, как уверяли европейские брошюрки, Московию. С Крыма на север двинулось 120 тысяч войск, при поддержке 20 тысяч янычар и 200 пушек.
Возле деревеньки Молоди османы столкнулись с 50-тысячным отрядом воеводы Михайлы Воротынского. И турецкая армия была… Hет, не остановлена – вырезана полностью!!!
С этого момента, наступление османов на соседей прекратилось – а попробуйте заниматься завоеваниями, если вам армию чуть не вполовину сократили! Дай Бог самому от соседей отбиться. Что вы знаете об этой битве? Hичего? Вот то-то! Подождите, лет через 20 про участие русских во Второй Мировой тоже начнут «забывать» в учебниках. Ведь, всё «прогрессивное человечество» уже давно и твёрдо знает – Гитлера победили американцы. И «неправильные» в этой области русские учебники пора исправлять.
Информация про битву при Молодях можно вообще отнести к разряду закрытой. Hе дай Бог русское быдло узнает, что деяниями предков в Средние века оно тоже может гордиться! У него будет развиваться неправильное самосознание, любовь к Отчизне, к её деяниям. А это – неправильно. Так что, найти данные про битву при Молодях трудно, но можно – в специализированных справочниках. Hапример, в «Энциклопедии вооружений» КиМ три строчки написано.
Так что, 5:0 в пользу Запада.
Тупые русские бездельники. Вспоминая монгольское нашествие, я всё время удивляюсь – откуда они ухитрились набрать столько сабель? Ведь сабли ковались только начиная с 14 века, и только в Москве и в Дагестане, в Кубачах. Такая вот странная вилка – вечно мы с дагестанцами неожиданно одинаковыми получаемся. Хотя, во всех учебниках между нами всегда по паре враждебных государств числится. Больше нигде в мире сабли ковать не научились – это куда более сложное искусство, чем может показаться.
Hо наступал прогресс, 17 век. Сабля уступила место другим вооружениям. До рождения Петра 1 оставалось совсем чуть-чуть. Какая была Россия? Если верить учебникам, примерно, такая, как в романе Толстого «Пётр первый» – патриархальная, невежественная, дикая, пьяная, косная…
А знаете ли вы, что именно Россия вооружала всю Европу передовым вооружением? Ежегодно русские монастыри и литейные дворы продавали туда сотни пушек, тысячи мушкетов, холодное оружие. Источник – вот вам цитата из «Энциклопедии вооружений»:
«Интересно, что производителями артиллерийских орудий в XVI-XVII веках были не только государевы пушкарские дворы, но и монастыри. К примеру, довольно крупное производство пушек велось в Соловецком монастыре и в Кириллово-Белозёрском монастыре. Владели пушками и весьма их успешно применяли Донские и Запорожские казаки. Первое упоминание о применении пушек запорожскими казаками относится к 1516 году. В XIX-XX веках в России и за границей сложилось мнение, что допетровская артиллерия была технически отсталой. Hо вот факты: в 1646 году Тульско-Каменские заводы поставили Голландии более 600 орудий, а в 1647 году 360 орудий калибра 4,6 и 8 фунтов. В 1675 году Тульско-Каменские заводы отгрузили за границу 116 чугунных пушек, 43892 ядра, 2934 гранаты, 2356 мушкетных стволов, 2700 шпаг и 9687 пудов железа».
На просторах Рунета мелькает фото нового министра обороны России Белоусова рядом с портретом А.В. Суворова. Считаю данную аналогию некорректной и предлагаю другую, более соответствующую как статусу нового министра, так и задачам, которые ему предстоит решать.
Георг Людвиг Даниэль, или, по русски Георг Францевич Канкрин, генерал-интендант 1-й Западной армии, а с апреля 1813 г. – объединенной действующей армии Российской империи, и после окончания войны - министр финансов России.
«Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы: ты и я» (ответ Николая 1 графу Канкрину, попросившему об отставке).
Так считал не только император.
Целый ряд заслуживающих научного доверия источников констатирует, что Михаил Илларионович Кутузов постоянно совещался с генералом Канкриным. Когда великий князь Константин возымел амбициозное желание уволить Канкрина, фельдмаршал Кутузов, несомненно рискуя, категорично заявил: «Если вы будете устранять людей, мне крайне нужных, таких, которых нельзя приобрести и за миллионы, то я сам не могу оставаться в должности».
Незадолго до своей кончины Кутузов поставил в известность Александра 1 о государственно-важных предложениях генерала Канкрина. В беседе с Егором Францевичем фельдмаршал сказал о том, как царь реагировал на услышанное: «…Я показал твои бумаги императору, и он удивился твоим глубоким знаниям в военном деле».
Егор Францевич был не только успешным практиком, но и талантливым теоретиком военного дела. Его сочинение о военном искусстве, изданное ещё до войны с Наполеоном, заинтересовало М.Б. Барклая де Толли и послужило причиной приглашения на службу в военное ведомство.
Монографии на основе опыта, приобретенного в ходе Отечественной войны, написанные Егором Францевичем, стали бестселлерами того времени для всей послевоенной Европы.
Научный трактат «О военной экономике во время войны и мира» (1821), «Время войны и мира», монографический труд «Мировое богатство, национальное богатство и государственная экономика» (1820-1823) - серьезный, научный, философски осмысленный анализ.
Но самые главные заслуги Егора Францевича, конечно же, в применении на практике его кипучей энергии.
На своем посту он начисто переиграл своего французского визави. Ни в России, ни в Европе французская армия не смогла даже близко подойти к тому уровню снабжения войск, который организовал Егор Францевич для русской армии.
Гораздо меньше известно про невидимую войну, которую пришлось вести генералу Канкрину по спасению российских финансов от наплыва фальшивых ассигнаций, запущенных Бонапартом.
Операция по изготовлению подделок проводилась в атмосфере полной секретности. Группа наполеоновских фальсификаторов состояла всего из 3 человек. Руководитель – начальник отделения министерства полиции Шарль Демаре, непосредственные исполнители – гравер Лаль и типограф Фен. К процессу подделывания русских ассигнаций вышеперечисленные господа относились «с душой».
В результате по качеству исполнения французские фальшивки превосходили оригиналы — отличались голубоватым оттенком бумаги, более чётким водяным знаком, глубоким рельефным тиснением, ровным расположением букв в словах основного текста, гравированными подписями. Подлинные ассигнации подписывались вручную. Однако, незнание французами русского языка привело к забавной путанице букв: в основном тексте в словах «государственной» и «ходячей» буква «д» заменялась на «л», в печатных подписях «Павелъ» превращался в «Павив», «Спиридонъ» в «Спиридот» и тому подобное…
Для борьбы с этой диверсией, с благословения императора, Егор Францевич создал финансовую разведочную службу, в которую включил самых близких и проверенных людей… Тогда думали, что это только на время войны с Наполеоном и против него.
Жизнь рассудила иначе: победоносная кампания 1813–1814 годов, завершившаяся триумфом русской армии в Париже и освободившая Европу от Бонапарта, могла бы дорого обойтись русской казне.
Союзники за снабжение русской армии продовольствием запросили 360 миллионов рублей. На фоне государственных расходов России, которые в 1809 году, например, составили немногим более 278 миллионов рублей, эта цифра выглядела чудовищной.
Однако тогдашнему генерал-интенданту русской армии удалось добиться от союзников снижения выплаты в шесть (!) раз, сэкономив России 300 миллионов рублей…
Это то, что знают все…. А вот почему ему удалось это сделать - не знал никто, кроме Канкрина и его финансовой разведки, раскопавшей длинный шлейф из подставных компаний и доказавшей, что почти вся прибыль от разорительных цен за поставки русской армии идёт напрямую в карманы венценосных особ из Британии, Пруссии, Австрии…
Естественно, что копии таких документов, выложенных на стол переговоров, резко снизили аппетиты “союзников” и также резко подняли уровень озлобленности “цивилизованной Европы” против “варварской России”.
Примерно такого же масштаба задачи, или даже больше, стоят сегодня перед министром обороны России.
"И денежное довольствие военнослужащих, которые участвуют в зоне СВО, и всевозможные выплаты, они сегодня подняли планку минимум до 200 тысяч рублей, <…> но жизнь не сводится только к денежным выплатам, нам есть над чем работать <…> это касается и обеспечения участников СВО жильем", — заявил сегодня Белоусов.
Да мы, в общем-то, "ЗА"! И даже готовы помогать по мере своих скромных сил реализовывать планы высшего руководства страны - уж очень хочется посмотреть, как откатывается НАТО за границы 1997 года и далее - в историческое небытиё. Давно пора! Лишь бы у нынешних чиновников получилось соответствовать достижениям наших предков.
Адвокат Плевако был настоящим злодеем — свободно оправдывал или осуждал своим красноречием подсудимых, руководствуясь своей выгодой или своими прихотями. Увидел преступника, пожалел, зашёл в суд — «вот этого оправдайте». Дыра в система позволяла врагу народа запугивать или забалтывать присяжных, заставляя последних выполнять волю знаменитого адвоката.
Пожалуй, эта отвратительная в своей ложной прогрессивности судебная система стала одной из причин катастрофы 1917 года.
По наводке kvisaz нашёл настоящую историю про старушку и чайник (ссылка):
В здании мирового съезда как раз заседало в это время «бродячее правосудие».
Выездная сессия с кандидатами на судебные должности вместо защитников и с пятнадцатью свободными минутами на каждое дело.
Проходя по коридору, Плевако увидел какую-то старушку, бедно, чисто одетую, которая горько плакала.
Плевако осведомился.
Материнская любовь и материнское горе всегда особенно трогали Плевако.
– У вас сын судится?
– Нет, я сама.
– Вы? Что же такое могли вы сделать, противное законам?
История оказалась вздорной. Для всех, кроме старушки.
– Все померли… Средств никаких… Украла… Кража пустячная.
Но – дворянка. Окружной суд. Плевако обратился к ее «кандидату»:
– Не передадите ли мне защиты?
– Федор Никифорович!..
Известие, что «в суде выступает сам Плевако», через две минуты вызвало волнение в городе.
Судьи сделали перерыв, чтобы дать городским дамам время одеться и прибежать в суд. Зал переполнился. Товарищ прокурора, «набивающий руку» на выездных сессиях, заострил язык. С таким противником! Перед такой аудиторией!
Судебное следствие длилось минуту.
– Признаете ли себя виновной… кофейника… меньше 300 рублей…
– Признаю, ваше превосходительство!
– Ввиду сознания… отказываюсь от допроса свидетелей…
– В свою очередь не вижу надобности!
Товарищ прокурора поднялся.
– …не простая кража… Когда крадет темный, неграмотный человек – Дворянка!.. по рождению принадлежащая… заветы воспитания… образования… Какой пример для простых, для темных людей?
Поднялся Плевако:
– Господа присяжные заседатели! Каюсь. Я несколько легкомысленно посмотрел на дело и взял на себя защиту моей клиентки. Думал, присяжные пожалеют. Дело пустячное! Но, выслушав речь господина товарища прокурора, я увидал, что ошибся. Он так убедил меня в тяжести преступления моей клиентки, что я не нахожу ни одного слова в ее оправдание. И позволю себе только несколько развить мысль почтенного представителя обвинения. В 862 году, господа присяжные заседатели, Русь страдала от страшных внутренних беспорядков. Но предки наши послали за варягами. Пришли варяги, помогли, плохо ли, хорошо ли, но ввели порядок. И Русь спасена. Воскресла Русь. Потом на Русь пришли татары, разграбили, сожгли ее, полонили всю. Погибала Русь. Но не погибла! Съедаемая удельными раздорами, забыла их, сплотилась воедино, встряхнулась могучая Русь и сбросила с себя ненавистное “поганое” иго. Поднялась и воскресла святая Русь. Спаслася! В 1612 году, под надменным игом поляков, кровью сочилась и умирала израненная Русь. Все пророчило ее гибель. Москва была взята, и уж в Варшаве, как коршун ждет добычи, ждал Мономахова венца чуждый Руси, иноплеменный царь. Но, пока поляки пировали победу в Москве, – в Нижнем Новгороде кликнул могучий русский клич Козьма Минин, простой званием, великий сердцем человек. И как слетаются орлы, слетелась Русь на его орлиный клекот, и встала как один человек, и разбила позорные цепи, и с позором прогнала надменного врага. Воскресла святая Русь и была спасена. А через двести лет победитель всей Европы, казалось, на голову ей ступил дерзкою ногой. Москва была сожжена! Сама Москва! Из Кремля победитель диктовал условия мира! Но и тут не погибла Русь. Поднялась, и огнем, и морозом своим, оружием и граблями гнала победителя – гнала, пока не утопила его славы в Березине. Воскресла Русь! Но вот в тысяча восемьсот таком-то году престарелая дворянка такая-то, от голода забыв все законы божеские и человеческие, украла серебряный кофейник, подорвала всякое уважение к священному праву собственности, подала пагубный пример всей России. И от этого удара, мне кажется, никогда не оправиться, не подняться, не воскресить бедной Руси.
“Практиковавшийся” товарищ прокурора, говорят, в ту ночь покушался отравиться…
Плевако – страшный противник.
Страшный своею находчивостью.
Украденный серебряный кофейник стоил «до 300 рублей» — зарплата рабочего за полгода. В переводе на современные деньги, пожалуй, около полумиллиона рублей, если не больше. Оправдание пожилой воровки было явной насмешкой над правосудием.
Дыру в системе породила судебная реформа Александра II: идейного либерала, который не только отменил крепостное право, но и даровал гражданам множество других свобод (за что и был в итоге убит социалистами). В ходе судебной реформы 1864 года император создал единый суд для всех сословий — таким образом, условный крестьянин мог состязаться в суде с условным дворянином на равных. Проблемой однако стала передача излишних полномочий судьям. Им разрешили решать дела без учёта фактов и доказательств: на основании внутреннего убеждения. Это позволило талантливым демагогам типа Плевако переворачивать любые дела в свою пользу, словесно подчиняя присяжных, не способных сопротивляться сильному давлению такого рода. Одни присяжные подпадали под гипноз сильного оратора, другие же понимали, что он нес ёт чушь, но предпочитали согласиться с мнением толпы, чтобы избежать гнева восторженной публики.
История с отпущенной на свободу пожилой воровкой — относительно невинный пример. Значительно более страшная история — аналогичное оправдание присяжными террористки Засулич, тяжело ранившей губернатора в ходе теракта. Это оправдание было встречено бурными аплодисментами креативной общественности, а государство, не накопив ещё опыта борьбы с революциями, не смогло ни реформировать суд, ни остановить экстремистов, ни закрыть явно враждебные России газеты, которые, собственно, волну террора в стране и подняли.
При этом, обратите внимание, когда шло разбирательство кражи чайника, обвинитель указал, что с дворянки должен быть особый спрос. Благородный статус не давал ей никаких преимуществ: напротив, предполагалось, что она обязана подавать пример простому народу и, следовательно, строже отвечать за проступки. В советских учебниках истории нам про это не рассказывали.
IP, ну), у нас всегда все непросто было. Живые же люди, живая страна - не стерильная. И идеалисты и подлецы, все были.
"про мину, которую заложили" я пыталась разобраться в философских направлениях России 19 века ( полагая, что какая-то идея охватывает умы и дает импульс к действию) , в общем есть тема Бурление идей в России 19 века
. То есть хотелось бы не только частные случаи несправедливые рассматривать , которых было несчетное количество, но и системный подход использовать. Нехорошо же было одни работали без выходных и болничных , другие не знали чем себя занять (это я про чеховских персонажей, к примеру) . Можно ли было обойтись без революции, не знаю, как я понимаю, на тот момент был слабый правитель, который не удержал ничего.
ЦитатаIP ()
В советских учебниках истории нам про это не рассказывали.
и это было ошибкой , и про созидательную деятельность царей и императоров не так уж много рассказывали. Только и помню "тюрьма народов", да "тюрьма народов"
Хорошо, что ты дала ссылку на эту тему, но там очень серьёзно, последовательно и научно, а я просто даю мозаику из разных времён и связывает всё это - Россия.
«Германия, потерпевшая поражение во Второй мировой войне, была вынуждена официально признать свои преступления. Однако это не означает, что она действительно признаёт свою вину за эти преступления. Также не следует надеяться, что нынешние немцы действительно осуждают действия своих отцов и дедов и радуются их поражению во Второй мировой войне.
Они отмечали 8 мая как день освобождения, но разве действительно кто-то верил, что немцы в этот день искренне считали, что их освободили? Их отцы и деды даже в 1945 году до последней капли крови сражались под Берлином или у озера Балатон в Венгрии.
Сейчас в условиях гибридной войны Запада против России немцы решили, что им уже можно открыто выражать своё мнение о событиях Второй мировой войны. Они больше не боятся России, уверив себя, что Запад обязательно победит Россию, нанесет ей стратегическое поражение, что расчленение России (деколонизация), за которое голосовали немецкие депутаты Парламента Евросоюза – вопрос ближайшего времени. сейчас сможет победить РФ.
Не случайно, власти Берлина 8 и 9 мая посмели официально запретить использование символики Советского Союза, армия которого штурмом взяла Берлин 79 лет назад.
В этих условиях нет ничего удивительного в том, что они отказались признавать, что их предки совершали геноцид ленинградцев. Ничего иного от современной Германии и не следовало ожидать.
При этом, в отношении США и Великобритании Германия пока себе подобного не позволяет и не позволит. Хотя если бы у них была возможность открыто выказать свое мнение о двух других державах-победительницах (США и Англии), они бы сделали это.
Никакими нотами протеста и призывами к совести проблему не решить.
России необходимо успешно завершить спецоперацию и добиться полного провала Запада в гибридной войне против России.
Тогда немцы снова будут нести цветы к мемориалам советским воинам-освободителям.
Важно понимать, что и раньше они делали это исключительно из страха. А исчезновение страха привело к тому, что немцы сейчас посмели не признавать преступления нацизма. Вернется страх – вернется и подобающее поведение»
Сообщение отредактировал: IP - Сб, 25.05.2024, 01:12
Текст беседы с академиком Игорем Ростиславовичем Шафаревичем на «Народном радио» (12.12.2003)
Игорь Шишкин: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! У микрофона Игорь Сергеевич Шишкин, и сегодня у нас в гостях академик Игорь Ростиславович Шафаревич. Игорь Шафаревич: Добрый вечер!
Игорь Шишкин: Здравствуйте, Игорь Ростиславович! Игорь Ростиславович, я бы хотел сегодняшнюю нашу программу посвятить проблеме - русский народ и государство. В последние лет десять звучит критика в адрес русских, причем не только от демократов/либералов, но даже от патриотов, за русскую приверженность государственности.
В основе критики тезис - русские привыкли во всем полагаться на государство, а приоритет государства, в свою очередь, причина того, что мы проигрываем в конкурентной борьбе с другими этносами. В качестве примера приводят евреев, их этническую сплоченность, способность к созданию общественных институтов взаимной поддержки.
В сущности, за этой критикой стоит стремление, так называемой образованной части общества, в очередной раз сломать русский характер через колено, поменять стереотип поведения и вырабатывать новые правила общежития.
На мой взгляд, это очередное преступление, то же самое, что прирожденного бегуна заставить таскать штанги. Как видите эту проблему Вы, Игорь Ростиславович?
Игорь Шафаревич: Я согласен с Вами. Мне кажется, что Ваш взгляд можно подтвердить рядом исторических наблюдений. Вообще, мне кажется, что народы чем-то похожи на организмы или виды животных в том, что каждый из них вырабатывает свой тип поведения для адаптации к жизни. Одни животные вырабатывают умение незаметно подкрадываться к добыче и выслеживать ее, другие, наоборот, быстрые ноги, чтобы убегать от хищников, иногда это бывает едкий отпугивающий запах, в других случаях - умение жить в коллективе или более высокий интеллект и так далее.
Сейчас народ нашей страны переживает глубочайший кризис, и уместно нам попробовать осознать, какие же созданные историей силы есть в нашем распоряжении, на что мы можем опереться. Для сравнения я скажу о реальных примерах, которые подходят к тому, о чем Вы говорили. Многие малочисленные народы, которые живут среди более многочисленных, часто вырабатывают чувство взаимной поддержки, или спайки, когда близость общих стереотипов поведения позволяет лучше оценить человека и делает его более надежным в сотрудничестве. Так образуются национальные группы очень во многих областях, от сицилийской мафии до контроля над московскими рынками. Но такого чувства сплоченности русские, я думаю, это видно сейчас, не выработали.
Другие народы вырабатывают способность почти мгновенного заражения единым чувством согласованного действия. Особенно эти качества выражены у еврейского народа. Один из ведущих национальных идеологов еврейского народа XIX в. по фамилии Гретц однажды назвал это "чудесной взаимосвязью, нерасторжимо соединяющей членов еврейского мира". Это свойство особенно ярко проявилось, например, перед Первой Мировой войной в так называемом деле Бейлиса, который был обвинен в ритуальном убийстве мальчика Ющинского. Дело это мгновенно совершенно стало общемировым событием. Дошло до того, что иностранные послы делали запросы министру иностранных дел России. Я вспомнил об этих событиях недавно, когда посетил Оптину Пустынь и поклонился там могилам трех зарезанных лет пять назад монахов. Это было несомненное ритуальное убийство, чего не отрицал даже и сам задержанный убийца. Но это не вызвало абсолютно никакого отклика не только во всем мире, но даже и в России. Так что подобные "чудесные взаимосвязи", как говорил Гретц, русские явно не создали.
Выработал ли русский народ исторические инструменты адаптации за свою длинную историю? Кажется, что да, и именно тот, о котором Вы сказали, и которому Вы предложили посвятить передачу. Это создание своего национального государства, цель и оправдание которого - это защита народа, причем не только защита его границ, но его духовной, экономической и даже чисто биологической жизни.
Конечно, национальное государство - это не специальное русское изобретение, но в России именно этот социальный фактор бывал спасительным, и особенно это ясно было в XIII - XIV веках, когда Россия под монгольским игом как бы провалилась в такую же глубокую историческую яму, как сейчас. Тогда, например, было написано ярчайшее "Слово о погибели русской земли" - значит, именно так современники воспринимали произошедшее. А многие сейчас аналогично оценивают наше положение. Тогда в летописях задумывались о причинах того, что случилось с Россией, как задумываемся мы сейчас в этой передаче. И ответ обычно был такой, что это кара Божья за распри князей, то есть, на современном языке, за упадок общегосударственного чувства. Да ведь и "Слово о полку Игореве" все проникнуто ужасом того, что происходит отрицательное, разрушительное действие, которое приведет к трагическим последствиям, что вполне оправдалось. И укрепление государства тогда дало выход из того положения, которое, казалось бы, было безнадежным. И народ, видимо, осознавал эту роль государства как своего защитника и поэтому многое терпел: и постоянное закрепощение (пока это была "крепость земле", а не превращение в частную собственность, в холопа), и другие тяготы тогдашней суровой жизни. И в результате государство дало возможность народу за два-три века вырасти так, что он потом смог сам после Смутного времени восстановить разрушившееся государство.
Поэтому, похоже, что и теперь у русских есть лишь одно средство, чтобы снова стать жизнеспособным народом, то, о котором Вы сказали, - это создание сильного русского государства, которого, конечно, опасаются все те, кто желал бы господствовать над русскими или чтобы русская сторона была слабее в мире.
Может быть, другие страны, такие как Англия или США, действительно способны надежно отстаивать интересы своих народов, имея слабые государства. Так, Англия поднялась до уровня великой державы без обязательной воинской повинности, без государственной системы обучения, без государственного медицинского обеспечения, апеллируя к общности интересов населения, организуя общество по типу акционерной компании. Но опыт истории показывает, что для русских нет такого пути, а есть единственный способ отстаивать себя - создание и укрепление своего национального государства.
При этом мне кажется самым существенным фактором то, что государство является только инструментом или средством для достижения вполне определенной цели - защиты народа. Но, конечно, любой инструмент, как бы совершенен он ни был, может действовать эффективно, а может действовать неэффективно, может даже быть кем-то использован для совсем непредусмотренных целей. Так что главный принцип государства, мне кажется, что оно есть инструмент народа. Или, иначе, что государство для народа, а не народ для государства.
Марксизм рассматривает государство исключительно как орудие классового господства. Но, например, в XV - XVI вв., наоборот, казалось бы, государство всех защищало от Орды. Однако нельзя не признать, что в некоторых условиях государство может быть или может стать орудием господства определенного правящего слоя. Такой слой в течение всей известной истории всегда существовал. Из этого следует, что он, вероятно, всегда, или, по крайней мере, в обозримом будущем будет существовать. Это особенно ясно должно быть нам, жителям современной России. Ведь в течение XX века мы, то есть Россия, испытали, кажется, все известные формы государственного устройства: абсолютную монархию, конституционную монархию, либеральную демократию, тоталитарный строй и опять либеральную демократию. Мало в этих общественных укладах было общего, но можно заметить, что всегда судьбу народа определял какой-то узкий слой. Это часто и явно подчеркивалось. Ленин, например, писал, что если будущие историки восстановят современность, то вряд ли поверят тому, как мало людей, какие отдельные тысячи, может быть, сотни людей фактически осуществляли управление страной. И такой нелирический человек как Сталин, Коммунистическую партию назвал своеобразным орденом меченосцев, а Бухарин прямо сказал, что это религиозный орден. Собственно, иначе не может быть. Основная часть народа не имеет сил вырабатывать стратегию его поведения в целом. Как и в каждом организме, большинство клеток работает просто на то, чтобы организм жил, это главная его цель.
Глубинной причиной теперешнего кризиса является то, что мы лишены правящего слоя, который свою цель видел бы в защите народа. А как следствие - он не может, да и не хочет укрепления такого средства защиты как государство. Достаточно вспомнить последний кризис, который мы пережили в конце 80-х - начале 90-х гг. (Собственно, эта ситуация продолжается до сих пор.) Он происходил под оглушающие крики, какое-то улюлюканье о необходимости покончить с "последней империей", что было очевидной бессмыслицей, потому что Советский Союз распался, и часть его - Грузия оказалась такой же империей, которая тоже может распадаться. (На самом деле, в большей степени, чем Россия, империей является Китай, о котором просто не рискуют говорить, потому что он слишком силен.)
Тогда понимали на щит любого врага, будь то Дудаев или Басаев. Видно было, что без разрушения государства желаемые реформы произвести не удастся. Я не знаком с подробностями жизни Китая, но общее впечатление у меня таково, что когда говорят о коренном различии так называемого "китайского" пути реформ и "российского" пути, в основе лежит то, что в Китае не дали разрушить свое государство.
Мне представляется, что механизм образования правящего слоя играет второстепенную роль: формируется ли он наследственно, через выборы, под влиянием денег, захватом власти или через пропаганду в средствах информации и т.д. Принципиально вот что: отстаивает он или не отстаивает интересы народа, укрепляет или не укрепляет государство для его защиты. Поэтому основным фактором современности представляется то, что современный правящий слой этих функций не выполняет, и как следствие, мы не имеем и государства, которое защищало бы наш народ. Это видно, какую бы область жизни мы ни взяли. Народ стремительно вымирает, и об этом иногда упоминается, время от времени, но для красного словца, не связывая это ни с какими конкретными действиями, ни с какой программой борьбы с этой, казалось бы, гибельной опасностью. Политические отношения России и Запада состоят из цепи односторонних уступок со стороны России, которые подчеркиваются. Например, закрытие какой-нибудь базы России не сопровождается аналогичным действием другой стороны. Это подчеркивает, что мы делаем эти уступки не в порядке партнерства, а обязаны их делать как проигравшая сторона, вроде выплаты контрибуции победителю.
Если взять другую сторону жизни, то недавно президент Белоруссии на одной пресс-конференции в России сказал, что на наши доходы от нефти мы могли бы жить как в Кувейте или хотя бы на среднеевропейском уровне. Но Россия вообще не должна жить на доходы от нефти, а от наукоемкого производства, на что она вполне способна. В то же время, большей частью народ живет в полной нищете. И государство не препятствует этому. Ярко это было описано на пресс-конференции, которую лет пять или шесть назад дали ведущие московские банкиры, приехав с визитом в Израиль. Там были высказаны поразительные мысли. Например, что таких прибылей и таких доходов как в России не было нигде, два года вообще не платили никаких налогов, появилась возможность приватизировать богатства стоимостью в миллиард, это было ничье! Вот это показывает, что было необходимо, чтобы все стало ничьим. Таково положение в экономике. А как государство защищает духовную жизнь народа, можно судить хотя бы по тому, что министр культуры [речь идет о Швыдком] в руководимой им телевизионной программе "Культурная революция" (одно название ее чего стоит), говорит, например, что русская литература умерла, без мата нет русского языка, русский фашизм хуже немецкого и т.д. Ведь это не выкрики какого-то экстремиста, а демонстрация принципиального отношения теперешнего государства к русскому народу.
Таково теперешнее положение, которое нам необходимо осознать прежде всего. У русского народа нет своего государства, которое бы стояло на страже его жизненных интересов. Как это совершилось? Как мы лишились своего государства? Поняв это, нам будет легче ориентироваться в современной, а может и в будущей ситуации.
Речь идет о тяжелом и длительном процессе, занявшем около трех веков. Он шел то медленным подтачиванием главных принципов жизни, то грандиозными обвалами. Начало его, как мне представляется, где-то в XVIII веке. Сложившийся тогда правящий слой, как часто бывает в истории, не выдержал испытания властью. Он предпочел сохранить свои привилегии, переложив обязанности на остальной народ. Символичным в этом отношении был манифест "О вольности дворянства" 1762 г., причем закрепощение крестьян было сохранено еще почти на сто лет. Ключевский, Платонов и другие историки видят именно в этом одну из причин Пугачевского мятежа 1774 г. Крестьяне были уверены, раз один слой освобождается от обязанностей перед государством, то и они будут освобождены. А когда этого не произошло, вот тогда бунт на краю государства превратился в народную войну такого размера, что нужно было посылать лучших полководцев Империи для борьбы с ней. С другой стороны, как оправдание своего незаслуженного привилегированного положения, в правящем слое начало складываться отношение к народу как к существам низшего сорта. Уже в XVIII в. Сумароков в комедии под названием "Чудовищи" выводит персонажа, который говорит: "Я бы и русского языка знать не хотел. Скаредный язык! Для чего я родился русским?" Но тогда лицо, выражающее взгляды автора, еще называет таких людей "привозная обезьяна". А уже в XIX в. Достоевский полемизировал с влиятельным и, может быть, доминирующим тогда направлением, тезис которого он формулировал так: "Кто застыдится своего прошлого, тот уже наш". В начале XX в. Розанов выразил взгляд этого течения такими словами: "Россия есть ошибка истории".
Грандиозным силовым переломом всего развития была революция 1917 г. Тогда установилась власть, для которой русский великодержавный шовинизм был одним из главных врагов. Их идеология была интернационалистической. Так, в воззвании Коминтерна на 1 мая 1919 г. говорилось: "грядет Всемирная Советская республика", что и провозглашалось как идеал. Советский Союз был создан как некое временное государственное объединение, к которому, по мере победы мировой революции, будут присоединяться все новые и новые республики. Когда в 1923 г. в Германии созрела, как тогда считали, революционная ситуация, то в газете немецких коммунистов "Rone Fahne", были напечатаны программные статьи Зиновьева, Троцкого, Бухарина и Сталина. В частности, Сталин писал: "Несомненно, победа немецкой революции перенесет центр всемирной революции из Москвы в Берлин". Так, это временное государство предполагало также и перемещающуюся столицу – то в Москве, то в Берлине, а потом, может быть, где-то и дальше. Андропов считал главной задачей борьбу с опасными "русистами", опубликовано его письмо, направленное тогда в Политбюро. И так уже до следующего силового перелома в начале 90-х гг.
Вот, собственно, это и есть мои соображения на заданный Вами вопрос, но в заключение я хотел бы обсудить один вопрос, который мне обычно задают: "Так что же нам делать, что Вы предлагаете?"
Игорь Шишкин: Вот это очень существенно. Игорь Шафаревич: Если такой вопрос понимать как вопрос о каких-то физических действиях, то должен сказать, что ответа у меня просто нет. Мне представляется, что вообще здоровое развитие какого-либо народа не происходит так, что кто-то выдумывает для него путь, а остальные потом его принимают или отклоняют. Вроде, например, Эдисон изобрел граммофон, и многие стали его покупать, а Эдисон разбогател. Такой путь "придумывания", иногда действительно реализуется, но это утопия. Потом еще предстоит подгонять под нее действительную жизнь, что обычно является очень жестокой процедурой. Но обычное, нормальное, здоровое историческое развитие течет по каким-то другим труднопостижимым законам. Тут есть какая-то тайна жизни, нам, видимо, недоступная. Заметим, что и в эпоху, более всего похожую на нашу - время монгольского ига в XIII-XIV вв. - никто и не придумывал никакого пути-выхода, но этот путь был и заключался в восстановлении своего государства. Тогда реализовать этот выход удалось в связи со смутой, начавшейся в Орде, в летописях она называлась "замятня".
Сейчас главная сила, которая на нас давит - это Запад, созданная там мировая финансовая структура и колоссальная военная машина. Но я уже не раз приводил (в том числе и на этой радиостанции) ряд признаков того, что и сам Запад подвергается воздействию многих, разрушающих его факторов. Я эти соображения повторять не буду, тем более что недавно вышла в русском переводе книга известного американского политолога Патрика Бьюкенена, которая так и называется "Смерть Запада", где приведено множество необычайно ярких фактов подобного рода. Как мне представляется, распад Советского Союза и падение коммунистического режима, тоже является отражением процесса распада Запада. В Советском Союзе была создана (пользуюсь терминологией историка Тойнби) "дочерняя" или "окраинная" по отношению к Западу цивилизация. Это видно, прежде всего, по основной роли в этот период марксизма - исключительно западного учения, а также в принятии основного принципа, на котором основывалось общество Запада - индустриализации за счет разорения деревни. Я очень хорошо помню это по своей молодости - всюду висели лозунги "Догнать и перегнать". И на улице, и в школе, и в трамвае, где угодно, даже на разных изделиях стоял штамп "Д и П". Но ведь догнать-то можно лишь того, кто признается находящимся впереди. Это признание Запада как образца и реализовалось полностью в 90-е годы.
Распад, упадок Запада играет сейчас роль "замятни" в Орде. Сейчас реальная и необходимая цель - это осознание активным слоем русских существующей ситуации, чтобы не быть застигнутым врасплох будущими событиями. По мере углубления "замятни" на Западе, будут становиться более реальными, более видимыми возможности создания государства в России, которое защищало бы наш народ. Как говорил Маркс, который любил выражаться красиво, крот истории роет медленно, и сейчас основная реальная задача - быть идейно готовым к изменениям жизни, которые явно назревают.
Игорь Шишкин: Игорь Ростиславович, если я правильно понял Вашу точку зрения, Вы считаете, что приверженность русского народа государству - это не его достоинство и не его недостаток, это - его свойство, и что без сильного государства русскому народу просто-напросто не выжить. Сейчас упорно нам внушается тезис, что государство - это дело прошлого, идет глобализация, суверенные государства уходят в прошлое, и, соответственно, даже если русские люди и создадут государство, то пользы нам будет мало - это тупиковый путь. Является ли это очередной "уткой", которую пытаются нам внушить?
Игорь Шафаревич:Конечно, это чистая демагогия! Потому что, как Вы видите, в Соединенных Штатах влияние государства все усиливается, вводятся такие государственные меры контроля над населением, которые были бы 10 лет назад немыслимы. Китай остается сильным централизованным государством. Конечно, в русской истории сильное государство играло такую роль, что очень трудно себе представить, чтобы от этого можно было бы излечиться. Точно так же, как нельзя излечиться от того, что мы - русские. Хотя, надо помнить, что государство само по себе может быть и русским, и нерусским.
Игорь Шишкин: И даже антирусским! Игорь Шафаревич: Может быть и антирусским. Может исполнять желания, служить какому-то слою. Например, государство играло роль в самом суровом закрепощении крестьян, но, с другой стороны, через государство происходило и раскрепощение крестьян. Отмена крепостного права проходила под большим давлением государства. В России были созданы сильные и прогрессивные законы по охране труда. Рабочее законодательство России было одно из самых прогрессивных и радикальных в мире в начале XX в. Так что государство может играть такую роль, какую мы ему отведем.
Конечно, существенным является то, чтобы это было русское государство, чтобы правящий слой государства в основном состоял из русских. Это дает ему возможность (это необходимое, но недостаточное условие) ощущать нужды народа. Иначе он при желании этого сделать не сможет, да и желания такого иметь не будет.
Слушатель: Здравствуйте, Игорь Ростиславович! Игорь Шафаревич: Здравствуйте!
Слушатель: Хочу пожелать Вам здоровья, всего хорошего! И у меня два вопроса. Считаете ли Вы, что прошедшие выборы в Думу являются позитивными для возрождения России, для преодоления кризиса, в чем, и почему? И второй вопрос: Вы говорили, что "замятня" времен монгольского ига положительно сказалась на возрождении России, в чем проявляется сейчас эта "замятня", и может ли, и должна ли, и как должна влиять Россия на то, чтобы "замятня" эта продолжалась и углублялась на Западе?
Игорь Шафаревич: Я начну со второго вопроса, мне кажется, что он очень важный. Прежде всего, целью России лучше было бы не способствовать углублению кризиса Запада, на который мы вряд ли можем реально влиять, а не дать ему слишком нас захлестнуть. Чем больше Россия включена в систему ценностей экономических, идеологических и т.д. Запада, тем сильнее западный кризис будет сказываться на нас. Поэтому осторожное, разумное отношение заключалось бы в некотором дистанцировании от Запада, в таком, которое проявляется во многих странах, например, азиатских. Вообще, вопрос о кризисе Запада чрезвычайно интересен, я бы очень советовал посвятить ему передачу по этой книге Бьюкенена, рассказать ее слушателям.
Игорь Шишкин: Мы постараемся познакомить наших радиослушателей подробнее с этим трудом. Игорь Шафаревич: Замечательная книга, яркая, захватывающая.
Игорь Шишкин: Игорь Ростиславович, был еще и первый вопрос, связанный с итогами выборов. Игорь Шафаревич: Что же касается выборов, то я человек старый, и поэтому высказываю такие точки зрения, которые считаются еретическими. Мне кажется, что сейчас в основе реального разделения страны колоссальный перелом всей жизни, который наиболее ярко выразился в последние десять лет. Фактически он начинался еще с военного коммунизма, это была первая попытка, затем коллективизация и т.д. Мне кажется, это один процесс, который нельзя дробить на части, иначе он становится непонятным. Как к нему относится?
Есть люди, которые стоят на такой точке зрения: надо принять то, что произошло и нужно надеяться, что воры станут со временем благороднее, и жизнь наладится. Другие считают, что не следует ломать свою жизнь, что надо терпеть, стиснув зубы, если сами не смогут что-то исправить, то передадут это своим детям. Так относились к монгольскому завоеванию русские в XIII в. Это, мне кажется, главное разделение.
В этом смысле выборы в Думу - это некая организация пути, который я назвал первым. Конечно, она может служить некоторым индикатором, некоторые настроения выявляет, но ведь поразительно, что в выборах участвовало только 55 % тех, кто имел право голоса! Если вычесть, кто голосовал против всех, то, может быть, выборы вообще бы не состоялись! Эти цифры очень не любили называть. Я смотрел несколько телевизионных передач, посвященных выборам. Говорили о том, какая партия сколько получила, кто кого перегнал, кто в Думу прошел, кто не прошел и т.д., а эти фундаментальные цифры один раз были названы и больше не повторялись. Мне кажется, что это характеризует серьезность положения наиболее ярко. Мы, собственно, потеряли единый народ. Оказалось, что в народе имеются два совершенно разных взгляда на жизнь, которые никак не удается свести. В то же время те, кто агитировал за сильное государство и говорил, что он за русских, тот имел некий успех, что показывает, что уже устали от противоположной фразеологии и от того, что о народ публично вытирали ноги. Жесты вроде заявления, что будем мочить террористов в сортире и т.д. воспринимаются очень положительно. Но, как мне представляется, вся картина, дух выборов оставляет впечатление трагическое, какой-то обреченности. Это как русские дворяне перед революцией бунтовали против государства, которое единственное их только и защищало. Главная оппозиционная партия - Кадетская, руководство которой состояло в основном из дворян старых хороших фамилий, а в их партийной программе стоял пункт о принудительной экспроприации земли. Потеряно какое-то классовое чувство. Поливают друг друга такими помоями, что в результате вся система компрометируется. Не только тот или иной участник дискуссии, а все вместе.
Такое создается чувство, просто метлой бы это все надо вымести и все! Если бы появился кто-то, кто бы заявил: "Караул устал!", то это было бы естественной реакцией, а это, в общем, реакция деструктивная, потому что не предлагает реального выхода. В этом, мне кажется, главный трагизм положения. В общем, на меня все это произвело трагическое впечатление, и в нем сложно выделить положительные и отрицательные моменты.
Игорь Шишкин: Спасибо, Игорь Ростиславович. У нас остается очень мало эфирного времени, и я хотел Вам задать еще один вопрос. Вы сказали, что сильное государство - это необходимое условие для русского человека, но непременным условием является и национально мыслящий правящий слой, которого не было уже достаточно долго. Не кажется ли Вам, что сейчас складывается ситуация, когда начинается формирование нового правящего слоя, точнее, еще не начинается, а есть первые признаки, что оно, возможно, начнется. Смотрите, коммунистический правящий слой - номенклатура, в общем-то, ушла, демократический практически тоже сейчас сходит на нет, многие уехали в Израиль, этого правящего слоя становится все меньше и меньше. И, может быть, появляется шанс, что в ближайшее время мы обзаведемся русским правящим слоем?
Игорь Шафаревич: Покойный писатель Астафьев когда-то писал, что может, мы доживем до того, что у нас и русские пушкинисты будут.
Игорь Шишкин: Хорошая фраза! Спасибо, Игорь Ростиславович. Я благодарю Вас за то, что Вы пришли к нам в студию и напоминаю нашим радиослушателям, что в прямом эфире "Народного радио" был академик Игорь Ростиславович Шафаревич. Вел программу Игорь Сергеевич Шишкин. До свидания!
Игорь Шафаревич: Спасибо, до свидания!
Сообщение отредактировал: IP - Ср, 29.05.2024, 21:05
Ожидается, что сегодня Макрон официально заявит об отправке французских военных на Украину. Само по себе это не новость, тут важнее дата. Сделает он это накануне церемоний в Нормандии по случаю открытия Западного фронта во Второй мировой войне - якобы против Гитлера, на самом деле чтобы помешать Красной армии взять Берлин. Они там очень любят символы. Для того чтобы извратить их смысл, подменить ложью. Нормандия долгое время была символом короткого периода союза США и России против фашизма. Теперь же они хотят превратить память о Нормандии в символ того, что Европа открывает "второй фронт" против Путина.
На самом деле, и тогда и сейчас Штаты цинично использует войну как инструмент за господство, причём делают это чужими руками. Французы уже получают гробы со своими комбатантами, станут получать их с официальным статусом: такой-то мусье погиб под Харьковом в результате удара ФАБ-1500.
К слову, операция "Оверлорд" была успешна прежде всего благодаря тотальному превосходству над немцами, вызванное мощным продвижением Красной армии. Хорошо бы по такому случаю и нашей армии усилить натиск в "помощь бывшим союзничкам".
Философ Гюнтер Андерс писал следующее: «Чтобы подавить любое восстание, не нужно действовать насильственно. Методы, подобные гитлеровским, устарели. Достаточно создать настолько сильную коллективную обусловленность, что сама идея восстания больше не будет появляться в умах людей. Идеальным было бы формировать людей с рождения, ограничивая их врожденные биологические навыки. После этого мы продолжили бы кондиционирование, резко сократив образование, сведя его к усвоению профессиональных навыков. Необразованный человек имеет ограниченный кругозор, и чем больше его мышление ограничивается посредственными занятиями, тем меньше он способен восстать. Мы должны сделать так, чтобы доступ к науке становился все более трудным и элитарным, чтобы существовал разрыв между людьми и наукой, и чтобы информация для широкой публики не имела подрывного содержания. Главное – без философии. Здесь мы также должны использовать силу убеждения, а не прямое насилие: мы будем массово транслировать по телевидению развлекательные программы, затрагивающие только эмоции или инстинкты. Умы будут заняты бесполезным и игривым. Удерживать ум от размышлений можно непрерывными разговорами и музыкой. Мы поставим сексуальность на первое место в списке интересов человека. Нет лучшего социального транквилизатора. В общем, мы будем делать это таким образом, чтобы устранить серьезную часть существования, высмеивать все ценное, постоянно поддерживать легкомыслие, чтобы эйфория публичности стала эталоном человеческого счастья и образцом свободы. Таким образом, обусловливание приведет к такой интеграции, что единственный страх, который нам придется поддерживать, будет заключаться в исключении из системы и, следовательно, в невозможности получить доступ к условиям, необходимым для счастья. С массовым человеком, сформированным таким образом, нужно обращаться как с тем, кто он есть: как с коровой, и за ним нужно следить, как за стадом. Все, что ведет к апатии его ясномыслия, является общественным благом, и то, что могло бы его разбудить, нужно высмеивать, подавлять, бороться с ним. Любая доктрина, которая ставит под сомнение систему, должна быть обозначена как подрывная и террористическая, а с теми, кто ее поддерживает, будут затем обращаться как с террористами».
Поддерживая существование Дня России как идеи, я ежегодно напоминаю, что дата нынешнего праздника отсылает нас к конкретному и при этом весьма сомнительному событию: 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР от СССР.
Надо, безусловно, забыть про эту Декларацию о госсуверенитете. Ну пусть об этом знает узкий круг профессиональных юристов и иронизирует по этому поводу. Все-таки День России должен быть днем, когда мы отмечаем 1200-летнюю непрерывную историю российского государства.
Владимир Мединский, помощник президента РФ, в эфире СоловьевLive
С конца 80-х генерал Галкин (папа юмориста Максима Галкина) возглавлял Главное бронетанковое управление Минобороны СССР.
Торговля танками на экспорт шла через «Рособоронэкспорт» (в те годы «Росвооружение»), где, по счастливому стечению обстоятельств, трудилась мама того же юмориста.
В 1997 генерал-лейтенант Лев Рохлин создает «Движение в поддержку армии», требует расследования в Минобороны, прекращения развала армии и готовит доклад для выступления Счетной палаты в Госдуме о растратах в «Росвооружении». Но доклад не сделан: генерал-лейтенант Рохлин был застрелен в 1998 году. По версии следствия, убила его жена. Помню, как падала и кричала жена, отрицая. Но её объявили сумасшедшей, упекли куда-то и дело было закрыто. С одновременным прекращением деятельности созданного Рохлиным движения.
А вместо слушаний о воровстве депутаты провели голосование и мандат погибшего генерала был передан… да-да, все верно: генералу Галкину. А чуть позже Александр Галкин стал советником в «Росвооружении». На усиление отправили, такскать.
С тех пор дела у Галкиных шли только в гору. Нулевые все помнят? Генерал Галкин провел приватизацию. Приватизировал все, до чего смог дотянуться, вероятно.
И Александра, и Натальи Галкиных нет в живых уже. Но есть сыновья. Старший до 2017 года возглавлял (на сегодняшний момент) «Военно-промышленную компанию» - сборка и поставка БТР в армию. Многомиллиардный холдинг. А младший… ̶в̶о̶в̶с̶е̶ ̶б̶ы̶л̶ ̶д̶у̶р̶а̶к̶, младшего прибрала себе Пугачева. И это ещё вопрос, кто кого прибрал. Во всяком случае, это совсем не мезальянс. И на какие такие гонорары построен замок в Грязи - большой вопрос. Одно дело петь на эстраде или юморески говорить, и торговля оружием на экспорт. Вы не путайте.
Сейчас вот эти - учат Россию жизни и нравственности. Заламывают руки и кушать не могут, кака Россия погана. А соевые длбы объявляют Пугачеву честью и достоинством. А вокруг копошатся Макаревич и Шевчук с Гребенщиковым. Такая картина, малята.
Страна моя, сколько же гнид на тебе сидело и сидит по сей день! Облеплена. Живого места нет. А народ собирает на мавики и всё, что требуется ребятам на фронте. А они - вгрызаются в землю зубами и идут вперёд. Галкин удирается виски во время бомбежек в Израиле. В особняке старшего Галкина идут обыски. Пугачева блатует и стращает страну новым альбомом и возвращением.
Генерал-лейтенанта Льва Рохлина нет в живых 26 лет.
Идет третий год СВО.
ЗЫ: Снимок сделан в Германии. Юморист Галкин если и родился, то где-то под столом ползает пока.
Сообщение отредактировал: IP - Чт, 13.06.2024, 11:24
Поддерживая существование Дня России как идеи, я ежегодно напоминаю, что дата нынешнего праздника отсылает нас к конкретному и при этом весьма сомнительному событию: 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР от СССР.
Да, это второй праздник в двойным дном - еще есть 4 ноября, день-не-помню-чего, но тоже о России.
Стратегия Мединского "давайте забудем декларацию" мне не нравится - что ж историю-то чистить.. Уж лучше праздник перенести на более удобоваримое число.
Я сохраняла этих на своей странице. Под нелишенные смысла замечания сообщества: зачем? Зачем их рекламировать и постить?
Для себя. Серьезно. Я натурушку свою знаю. Мне сопли распустить - раз плюнуть. Особенно, на радостях. А радость моя ещё далека от счастья Победы, но довольно велика: я начинаю смутно видеть общие черты складывающейся архитектуры событий. Без малого три года - «чисто на мурке», как сказали бы пионэры из моего детства. Или на вере. Как сказали бы люди.
В белом инфошуме было (и есть) слишком мало реальной информации, зато страшного и страшилок - тонны. И в какой-то момент я просто решила для себя: буду верить и с этой верой - до конца.
А знаете, почему злилась? Потому что есть в ней правда. Я имею в анамнезе тягу забыть, что человек меня предал. И контроль не у меня в руках. Достаточно, чтобы человек раскаялся и в тяжелой своей ситуации попросил прощения. Все. Кирдык. Прощаю. Дел больше не имею совместных, но рядом быть - буду. Помочь - помогу. Ещё и попытаюсь максимально сгладить и забыть.
Выдыхай, бобёр. Ты ничего не забудешь. И не простишь. И жить рядом - не будешь. И сглаживать происшедшее - не станешь.
Смотрю на жалкую и ничтожную эту Лазареву и… ничего не ёкает. Даже намёка нет. Внутри меня непривычная мне сталь и лёд. Дикое презрение. Дичайшее. На моей личной координатной прямой запад даже сильно впереди. (Мне противно от них и немного смешно, но даже чутка уважительно, что упорны и не сворачивают, прут в лоб. Это как-то по-нашему). Потом, почти в самом конце - хохлы. С этими вообще все понятно. А вот потом долго-долго никого нет, и только затем - «наши». Предатели. Вот тут, в этом месте и возникает внутри ледяная сталь. Мертвое.
И я рада. Что-то сильно внутри меня работает как надо. Какие-то сильно базовые, заводские настройки. Я даже если захочу - не перепрошью. А значит, можно в этом месте расслабить окаменевшие от напряжения мышцы и переключить внимание на действительно важные вещи.
(Как много сил, оказывается, эти у меня забирали).
И можно сосредоточиться на втором моменте, который для меня лично был и есть крайне важен: как и чем моя страна будет встречать героев, всех тех, кто будет возвращаться с фронта домой.
А этих вот - на%уй с пляжа. Какое облегчение. 1:03
Член Союза художников России, член Петровской академии наук и искусств.
Родился в 1966 году в Липецке. Первоначальные знания по рисунку и живописи получил в Детской художественной школе №1 г. Липецка, после чего решил посвятить свою жизнь искусству.
В своих произведениях художник продолжает традиции русской реалистической школы и передвижников – Репина, Крамского, Левитана, Шишкина. С раннего периода творчества Владимир Давыденко уделял большое внимание изучению наследия этих мастеров и осваивал их живописные приемы.
Постоянный участник областных, региональных и всероссийских, а также персональных выставок.Читать далее