О том, как меняется мышление в эпоху высоких технологий, в интервью "Росбалту" рассказала профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России" Рада Грановская.
— Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?
— Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.
Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.
— Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?
— Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.
— И чем это объясняется?
— Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало Но в вашу задачу это не входило.
Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что "кто-то поднял что-то на кого-то". Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.
( Свернуть )На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот — и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает.
— А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?
— В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке.
— Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?
— Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.
— А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?
— Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового — людьми экрана.
— И что для них характерно?
— Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.
Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.
Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель — скорость.
— Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?
— Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.
И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.
— Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?
— Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.
— В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?
— К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: "не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф". Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.
— Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?
— Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.
Разговор пойдет о геометрии и физике. Их возрождение в школьном образовании может поддержать математические навыки и улучшить кадровые перспективы помимо науки в таких областях, как машиностроение, информационные технологии, бизнес-аналитика. Иначе заявленные планы про 25 млн квалифицированных рабочих мест могут оказаться утопией.
Ненависть к математике
Значительная часть наших выпускников практически не умеет считать – даже выполнять действия с дробями и процентами. Это ярко показали единый государственный экзамен 2014 года, потребовавший вмешательства первых лиц государства для признания единиц тройками, всероссийская контрольная по математике (март, 2015), тестирование Рособрнадзора в 5–7-х классах, предварительный ЕГЭ по математике базового уровня (март 2015). «Как все зашло так далеко?» – спросил крестный отец мафии в известном фильме. Как это школьники в таком количестве и с таким уровнем знаний по математике смогли добраться до выпускного класса? Можно добавить, что эти школьники уж точно не имели репетиторов – самый начинающий из них для начала бы натаскал на арифметику. В одной только московской базе данных около 30 тыс. «белых» репетиторов. Для столичной семьи затраты 20–30 тыс. в месяц в выпускном классе стали обыденным явлением. Государственные вложения в преподавание математики просто не дают результата. Автору неизвестны публичные объяснения каких-либо государственных органов по этому вопросу. Молчат по этому поводу детские омбудсмены и правозащитники – как может государство так свирепо требовать от каждого школьника то, что оказалось нереальным усвоить? Глухое и грозное ворчание начинается уже у финансистов. Попробуем разобраться сами. Падение уровня образования по другим предметам обсуждать не будем.
Полный Гаудеамус! Для наших вузовских преподавателей катастрофический уровень базовых знаний школьников и студентов давно не секрет. Яркий сюжет прошел недавно по телевидению – про бакалавров-юристов и финансистов-международников одного из самых популярных вузов. Вопросы ведущего были такие: «Что такое билет банка России?», «Какие резервные валюты вы знаете?», «Сколько статей в нашем Основном законе?», «О чем говорит первая статья Конституции?». И в заключение – «Единица с девятью нулями – это сколько?». Пара бакалавров молчит! Но при этом шапочки с кисточками, дипломы, мантии – словом, полный Гаудеамус. А какие перлы можно услышать по радио или прочитать в приличных газетах! И зарплата в соседней стране упала на 170%, а уж миллионы с миллиардами рублей и долларов не путает редкий журналист. Как-то жутковато от поднимающегося с колен великана без умения считать и писать...
Что же касается математики, то мой многолетний опыт преподавания бизнес-аналитики говорит о больших проблемах и настоящей «водобоязни» наших инженеров перед фундаментальными математическими понятиями. Даже у студентов старших курсов мехмата при изложении операций многомерной бизнес-аналитики апелляция к понятию интеграла вызывает торможение. А начинается все на школьной скамье. Восьмой класс одного из московских лицеев. Я пишу на доске девятизначное число. Есть школьники, которые не могут его прочесть и записать словами. И это дети из очень обеспеченных семей. Но ведь им наследовать нашу землю! А что такое главный инженер одной из крупнейших в мире ГЭС, который, услышав вопрос гостей «Как частота тока от турбины поддерживается постоянной?» не понимает, о чем его спрашивают. Потом турбина и буквально взлетает, как вертолет. Погибшие люди, деньги на ветер... Почему же не получается научить физике наших студентов? Да потому что они даже математикой не владеют. Вот несколько характерных задач, вызывающих проблемы даже на старших курсах федерального университета: «Найти площадь треугольника в пространстве по трем точкам»; «Маша прошла 200 метров на северо-восток. На сколько она сместилась на север и на восток?» Полный ступор! Попадаются случаи с проблемой деления на одну тысячную – это факультет математики, 4-й курс! Ведущий технический вуз страны; абитуриента просят раскрыть скобки в выражении (а+в+с) 2. Через полчаса мучений проявляются члены со знаком минус. Поступил человек. Промолчим про последствия изъятия астрономии из школы... Мракобесие – тема отдельного разговора. На высшем уровне названа потребность страны в 250–300 тысячах программистов. Но кадровые агентства и практика говорят о том, что потребность в инженерно-технических кадрах по наладке и обслуживанию техники в разы выше. А это люди, которые умеют не только считать, но и разбираются в электротехнике и могут работать руками. А сколько нужно электриков, сварщиков, механизаторов и слесарей? С программистами вопрос жизнь решает просто – удерут наши олимпиадники в Кремниевую долину, и будет нам какой хочешь софт. А провода Билл Гейтс не протянет и с дрелью никто не приедет. «Математика – часть физики, где эксперименты дешевы», – это сказал Гильберт. В школе математика, как и русский язык, занимает значительную часть учебного плана. Это самые дешевые уроки – не надо пробирок, проводов, станков, даже глобуса. И еще пара высказываний – в тему, что называется… Академик Владимир Арнольд: «Новое поколение детей приходит, которые ничего не знают: ни таблицы умножения, ни эвклидовой геометрии – ничего не понимают, не знают и не хотят знать. Они только хотят нажимать на кнопки компьютера, и больше ничего. Что делать, как тут быть? Министрами всюду, во всех странах становятся люди, которые ничего не понимают, и ясное дело, что им нужно уничтожать всякую цивилизацию и культуру, просто для того, чтобы выжить, чтобы среди более высокого по культурному уровню окружения удержаться, этим людям надо уничтожать всякую культуру и всякое образование…» Полезно помнить и мнение одного из крупнейших математиков XX века, академика Израиля Гельфанда о столь же загадочной неэффективности математики в биологии, как ее эффективности в физике. Пример математического экстремизма в исторической науке можно встретить на любом книжном развале. Так называемое подушевое финансирование школьников составляет около 100 тыс. в год в Москве, поменьше – за МКАДом. Если умножить на 10 млн школьников, сумма немалая. Вопрос о том, куда десятки лет уходят такие деньги на преподавание математики, – не праздный. Особенно настораживает эффект потери компетенций с возрастом. По итогам выборочного тестирования 55 тыс. школьников в 50 регионах страны, процент двоек от 5-го класса к 7-му растет от 10 до 30%! Чем больше тратим денег, тем ниже результат. В защиту математиков В защиту математиков можно сказать, что на ЕГЭ мы измеряем не уровень математических знаний, а умение их применять за пределами кабинета математики – не говоря об обстановке «особо строго режима» на ЕГЭ. А помните наши выпускные экзамены – цветы, учителя любимые, все нарядные, одноклассники сидят, белые рубашки, солнышко за окном – праздник был! Приступая к преподаванию физики в одной приличной московской школе, я на первом уроке предложил ученикам 9-го класса несколько задач на теорему Пифагора, расстояния до недоступной точки. Ноль! Учитель математики при этом был в шоке. Они ведь это знают! И теорему Пифагора, и синусы, и даже могут что угодно разложить в тангенс половинного угла. Такой вот перекос в навыки эквивалентных преобразований при неумении превратить формулу в число. Детки вернулись в кабинет математики и спокойно перерешали эти задачки! И в сельпо запросто прикинут, на сколько банок колы денег в карманах. Мой старший и более опытный коллега на каждом уроке физики требовал перевода физических величин из одной системы в другую – несколько лет подряд. Результат был. Детки лучше владели математикой после грамотно построенных уроков физики! И тригонометрия, и алгебра, и дроби с процентами – все научились применять. Научно-педагогическая общественность не без оснований обвиняет реформу математического образования, проведенную еще в поздний застой командой академика Андрея Колмогорова. В защиту академика необходимо вспомнить, что он придавал большое значение и геометрии, и ручным операциям – построению графиков мудреных функций и изготовлению многогранников (фантастические образцы можно обнаружить в колмогоровском интернате и на кафедре геометрии мехмата МГУ им. М.В. Ломоносова). Автор тоже учился в колмогоровском интернате. Однажды на первое апреля на доске объявлений появилось требование академика: каждому школьнику принести на матпрактикум модель кубического метра. При переносе его методики в массовую школу загадочным образом исчезли навыки построения графиков и вообще матпрактикум. Известна и позиция академика Ляпунова, который разработал целый курс для учеников новосибирской физматшколы – «Землеведение», включающий изучение планеты, географии и астрономии с обязательными практическими измерениями и наблюдениями на природе. В некоторой форме курс этот сохранился на географическом факультете МГУ. Такие навыки трудно проверить на ЕГЭ. А может прав был академик Петровский: «...настоящие математики не сбиваются в шайки, но слабым шайки необходимы, чтобы выжить... Они могут объединяться по разным принципам, но сущностью всегда остается решение социальной проблемы – самосохранение в условиях более грамотного окружения...»
По поводу образования и тем более математики... у нас в приемной результаты ЕГЭ с минимумом проходного балла. Я в ужасе - мой ребенок поступал - у него общий балл был 178, и он мог не пройти - было очень много с более высокими. И он сдавал сам, их ни одна школа не пропустила бы накосячить в силу войны нашего директора с остальными школами. Поэтому они все писали сами. Сейчас проходной балл меньше 100, намного. Первый с ЕГЭ - математика профильная проходная 24!!! - мама дорогая, у меня сын - математический дурак был с 46 баллами. А этот ПРОФИЛЬНУЮ написал на 13... Не проходит, никуда. У нас целая делегация была его родственников - за ради бога, и это на социологию. Не пустили, они в слезы - что делать. По базовой вообще молчу. Проходной балл для получения аттестатов настолько низок - хоть плачь. Еще одна особенность - 4 года назад на истфак было 5 человек на место, сейчас они бегают, уговаривают - ну придите к нам. У нас установка - правдами и неправдами загонять с хорошими баллами, забирать подлинники - что бы закрыть бюджетные места. Поскольку - не сдавших много и второй волны ЕГЭ не будет.
Вот так и подкрадывается известный пушной зверек к некогда великой стране.
Фашизация букры начиналась тоже с образования. Во вчытеля шли нацисткие тупорылые мрази с несомненными для тогдашней Украины достоинствами, с ненавистью ко всему русскому и с неуемным зудом патриотизма. И как результат в Куево-могилянских окодемиях и прочая бывшие институты, было запрещено говорить на русском языке.
Сегодня видим результат. Тупорылая разваливающаяся страна исходящаяя испражнениями ненависти к России и мечтающая вылизывать дупы у новых европейских хозяев жизни.
Отсутствие знаний у школьников, это атомная бомба для страны и она уже сдетонировала. При чем сколько не пытайся говорить на этот счет с теми кто при власти, бесполезно. На любых уровнях.
Цитата из статьи:
Цитата
Академик Владимир Арнольд: ............................ Министрами всюду, во всех странах становятся люди, которые ничего не понимают, и ясное дело, что им нужно уничтожать всякую цивилизацию и культуру, просто для того, чтобы выжить, чтобы среди более высокого по культурному уровню окружения удержаться, этим людям надо уничтожать всякую культуру и всякое образование…»
Это наиболее точное объяснение причины того, что происходит с образованием из тех что я слышал.
Отсутствие знаний у школьников, это атомная бомба для страны
во вторник у нас на гаки приезжал наблюдателем классный профессор из мгу философского, и еще куча всего, включая экспертную группу при президенте россии по религиозным вопросам. У него на первом курсе училась Варвара-Амина, которую недавно успел отец вернуть. Рассказывает - на зачете у девочек ее возраста спрашивает - юбилей какой победы празднует страна ... ну те хоть по баннерам сориентировались. Спрашивает - из-за чего случилась война и кто на кого напал. Студентки россиянки отвечают по схеме - да то ли он у кого то украл, то ли у него что то украли, в общем была там какая то мутная история.... Это - МГУ. Историки и философы.
На международном уровне принцип обязательности образования (применительно к начальному) закреплён в резолюции 217-А (III) «Международный пакт о правах человека» (документ более известен под названием « Всеобщая декларация прав человека ») , принятой 10 декабря 1948 года 3-я сессией Генеральной Ассамблеи ООН .
В 26-й статье «Всеобщей декларации прав человека», в частности, говорится:
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным… — Всеобщая декларация прав человека , статья 26, п. 1
48 год - не прошло и 70 лет, как в мире установилось всеобщее (начальное) образование. Почему оказалась утраченной сама тяга к знаниям, хорошей усвояемости этих знаний.. Ведь, хочешь - учись, все для этого есть.. А процесс пошел вспять - ну не совсем, конечно, эти девушки из МГУ наверняка могут посчитать требуемую сдачу и включить свой смартфон. Безграмотность тоже вышла на новый уровень(. Люди в глобальном масштабе не видят смысла учиться..
Президент РФ Владимир Путин в ходе заседания Совета по науке и образованию призвал обратить внимание на деятельность иностранных фондов, которые «сажают на гранты» талантливых детей. 24.06.2015, 15:13
«Так называемые фонды иностранные по школам работают. Просто шарят по школам Российской Федерации много лет под видом поддержки талантливой молодёжи. На самом деле, как пылесосом высасывают. Прямо со школы абитуриентов берут, сажают на гранты и увозят», – заявил президент. via
Брошюра «Детство под угрозой: вредные мультфильмы»
Это уникальная брошюра от проекта Научи хорошему не только является путеводителем по миру современных мультфильмов, но и позволяет самостоятельно научиться отличать хорошие мультфильмы от плохих и понять механизм воздействия мультфильмов на детей…
Российские учителя не скрывают: современным детям сложно даются знания, они глупеют
— — Как вы мониторите способности детей?
— У меня разработана своя технология на базе теста структуры интеллекта Амтхауэра. Каждый год я замеряю у учеников начальной, средней и старшей школы несколько показателей, включая, например, сформированность понятийного мышления. Это умение выделять суть явления, видеть причину и прогнозировать последствия, способность систематизировать, обобщать информацию и строить целостную картину ситуации. Кроме того, я замеряю абстрактное, пространственное мышление, общий уровень культуры, провожу тест на внимательность, личностные особенности школьника. Ведь если ребенок ленивый, то даже при хороших способностях он может плохо учиться и отставать в развитии. В общеобразовательных школах результаты тестирования сейчас в два раза хуже, чем в конце 80-х годов.
— Если у школьников не сформировано понятийное мышление, что потом происходит с ними? Они не добиваются успеха в жизни?
— Люди без понятийного мышления уверены, что верно оценивают ситуацию, но это иллюзия. Их планы не реализуются, прогнозы рушатся, а винят они в этом не себя, а окружающих. Мол, меня подвели, ничего не получилось, потому что страна у нас такая. Отсутствие понятийного мышления сказывается на обучении школьников. Ребенок правило выучил, а его смысла не понимает. Формула перед глазами, а решить задачу не может. Проблема в том, что сформировать понятийное мышление без обучения наукам невозможно.
Умные люди стране не нужны
— В школах сейчас наукам не учат?Мы перешли на другую парадигму образования. Раньше была академическая, когда дети действительно изучали науки. Сейчас считается, что научных знаний давать уже не надо. Главное, чтобы школьники получили в процессе обучения какие-то практические навыки, которые помогут им адаптироваться к жизни. Объясню на простом примере. Раньше в начальной школе было природоведение, на котором закладывались основы естественно-научного мышления. Сейчас — «Окружающий мир». Это бессмысленная окрошка без всякой логики. Да еще и с массой ошибочных сведений. Например, на одном из уроков второклассники изучают следы зверей. И знаете зачем? Чтобы самостоятельно выйти из зимнего леса. Но, во-первых, вряд ли 8-летний ребенок у нас окажется один зимой в лесу. А во-вторых, по следам животных оттуда все равно не выйти. Преобразовали у нас и биологию. Раньше в 5-м классе была ботаника, в 6–7-м — зоология, в 8-м — анатомия и в 9-м — общая биология как обобщение всего изученного ранее. То есть в процессе обучения была четкая логика. Новые знания прекрасно укладывались в систему, и ребята легко могли при необходимости якобы вспомнить их, а на самом деле просто реконструировать. Недаром еще советский психолог Лев Выготский говорил, что у взрослых работают уже не память, а мышление и реконструкция. Проблема в том, что в современном образовательном процессе логики зачастую нет, а значит, реконструировать ничего нельзя. Все идет вперемешку — с 6-го по 9-й класс и ботаника, и животный мир, и общая биология. С физикой еще хуже. Раньше с 6-го класса ребята начинали изучать механику и сразу же решали задачи, которые способствуют развитию мышления. Теперь физика идет с 7-го класса. И вместо механики школьникам рассказывают о природе, космосе, планетах. А механику вместе с оптикой, электричеством, магнетизмом они изучают с 8-го по 9-й класс. То есть всего два года вместо четырех, как было ранее. Вместо решения задач детям зачастую задают делать презентации. Что такое презентация? Это пересказ в картинках! То есть физики как науки, которая учит думать, больше нет. А значит, и о формировании понятийного мышления можно забыть. А без него нельзя потом успешно работать в науке, педагогике, медицине, промышленности.
Нет хороших учителей...,раньше понятие Учитель было чуть ли не святым...А в 90-х, сказали что ученики имеют право голоса- против учителя......и покатилось....
Пока одни слова...одно возмущение, но толку нет...что в образовании, что в медицине...единственно- подняли зарплаты
Это умение выделять суть явления, видеть причину и прогнозировать последствия, способность систематизировать, обобщать информацию и строить целостную картину ситуации .
Выделять во всём СУТЬ - это да) это моё) без этого можно заблудиться в трёх соснах) но как это назвать - понятийное мышление или системная логика.... может это и есть истиная интеллигентность) хотя это понятие так девальвировали либералы)
группа социологов под руководством Ольги Сачавы, кандидата филологических наук, магистранта программы «Управление образованием» Высшей школы экономики (Санкт-Петербург), первыми же результатами опровергла мнение о зависимости успеваемости ребенка как от уровня культуры, так и от доходов семьи. Оказывается, ни уровень культуры, ни бытовой комфорт, ни количество книг на полках, ни наличие денег на услуги репетиторов, ни даже пьянство одного из родителей не влияют напрямую на успеваемость ребенка. Гораздо большее влияние на успехи в школе имеют ... общение с бабушками и дедушками, ценности семьи, семейные праздники, личная удовлетворенность и профессиональная самореализация родителей. Исследователи были потрясены тем, что важными оказались факторы, на которые прежде никто не обращал внимания. Оказывается, 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире с бабушками и дедушками. Причем неважно, где при этом дети готовят уроки - на кухонном столе или на письменном. Так же неважно, живут они в коммунальных квартирах или отдельных: в не очень благополучных коммунальных квартирах, которых в старых районах Петербурга до сих пор остается немало, троечники и отличники живут в равных долях. Однако 40% троечников при этом вообще не встречаются с бабушками и дедушками. В семьях 73% отличников дома хранится более 200 книг, но 75% семей троечников тоже заявили, что их семейная библиотека состоит из 100 книг. Семьи 5% отличников и 6% троечников владели большими библиотеками. В малообеспеченных семьях с доходом до 5000 руб в месяц на человека оказалось больше отличников, чем троечников. Из этих семей вышли 26% всех троечников и… 30% всех отличников! Почти одинаковое количество отличников и троечников - 25% и 21% соответственно - выходят из семей с доходом более 20 000 рублей на каждого члена семьи. Зато очевидно большее число хорошистов и отличников - 67% в начальной и 73% в средней школе - живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. В семьях большинства троечников семейные праздники отмечаются редко или не отмечаются совсем. Социологи увидели стойкую закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка. И наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника! Услуги репетиторов, курсов, суммы вложенных в них денег не приносят результатов в виде хороших оценок, если при этом отсутствует полноценное общение родителей и ребенка в семье. Интересный факт, что 56 % родителей отличников и хорошистов работают, по их словам, для самореализации, причем получая удовлетворение от своей профессиональной деятельности. Что касается троечников, то их родители, по их собственным словам, в 80% работают "ради денег".Исследователи также выяснили, что вопреки бытующему мнению, сам по себе факт пьянства родителей не является определяющим для плохой учебы. Однако, если родители находят в себе силы признать проблему и стараться работать над ней, это влияет положительно на успеваемость ребенка. "На школьные успехи ребенка на всех ступенях обучения напрямую влияют ценности его семьи, – считает Ольга Сачава. – Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей школьника семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребенка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи свидетельствуют о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребенка». И еще одна удивительная закономерность: чем более довольны жизнью родители, причем независимо от материального уровня, тем успешнее в учебе их дети. Так что общайтесь с родственниками, организуйте дома праздники, любите свою работу, с радостью принимайте свою жизнь, такой как она есть, и ваши дети будут хорошо учиться!
В педагогических книгах и статьях много пишут о том, что дети отличаются по темпераменту, способу усвоения материала, и другим характеристикам. Это все хорошо, только иногда забывается главное - что они отличаются по половому признаку. Мужчины и женщины физически устроены по-другому, и дело не только в тех самых органах.
Мышление (а равно и остальные психические функции) мужчин и женщин (также мальчиков и девочек) работает совершенно по-разному. Отсюда бывает непонимание супругов ("Я же ему сказала, а он не понимает!"), и отсюда бывают проблемы в учебе.
По вашим воспоминаниям - кто чаще в классе плохо учится, мальчик или девочка? Как правило, почти в каждом классе есть свой отпетый "двоечник", и это мальчишка. Современное школьное обучение (я имею в виду светские смешанные школы) целиком и полностью "женско-ориентированное". Начнем с того, что учитель-мужчина уже давно перешел в разряд раритетов. Разве что учитель физкультуры и труда у мальчиков, но там мыслительные процессы не особо задействованы. Учительница начальных классов, учительница математики, учительница физики...
Все основные дисциплины, где больше должна работать голова, не просто находятся в "женских руках", но и программу составляет кто? Вы когда-нибудь видели серпентарий методический кабинет? Там исключительно женский состав. (Я методист, я в курсе). Программа средней школы целиком и полностью ориентирована на "девочковое" мышление, поэтому так часто плохо учатся именно мальчики. Программа построена на принципе "копипаст", то есть прочитай параграф и расскажи его, прочитай правило и сделай по нему упражнения, посмотри на образец и сделай по нему. Это типично женское мышление, которое тиражирует. Мужское мышление генерирует идеи и создает новые правила и новые образцы.
Именно поэтому девочкам так легко справляться с упражнениями на заданное правило, а мальчики не видят смысла в этом - они же усвоили идею, зачем ее теперь размусоливать?
Девочки обычно гораздо лучше отвечают у доски - вербальные центры у них лучше сформированы. Поэтому совершенно неправильно, когда мама говорит: "наш мальчик в два года не разговаривает, а у соседей девочка в год уже столько слов выдает!" - это нормально! Девочки в среднем начинают говорить раньше, и им легче сформулировать свои мысли, нежели мальчикам. Мальчикам важно высказать суть, им незачем "растекаться мыслию по древу", в отличие от них девочки могут приукрашивать свои рассказы разными несущественными деталями, чем, конечно, радуют учителей и выглядят "более успешными" на фоне обрывочно отвечающих мальчиков.
Когда учительница русского языка проверяет сочинения, на что она первым делом обратит внимание? На объем! И если вместо заданного минимума "примерно полторы страницы" она увидит пять строчек, она даже читать не будет, а перечеркнет все жирной красной пастой и поставит "двойку".
Мальчикам год за годом на протяжении всего обучения внушают, что идея не важна, мысль не имеет ценности, важно только ее оформление и "копипаст" (Вспомним снижение оценок за помарки? Это исключительно женское извращение учительниц. Посмотрите на любого профессионала - как раскиданы стружки по столярной мастерской, как заляпано все в студии художника. Когда мальчики стремятся создать что-то новое, им совершенно некогда все "раскладывать по полочкам", это слишком низко для их высоких идей. А в школе им вбивают, что помарка выше той мысли, которую они пытались выразить).
Конечно, и девочку нужно учить созидающему мышлению, но именно мальчики страдают больше от этой направленности обучения, когда нужно только усвоить информацию, а не добывать ее и не творить нечто новое.
Может показаться, что у меня есть противоречие - я столько писала о том, что на определенном этапе у детей наглядно-образное мышление, потом словесно-логическое? Это все верно. Но на одном и том же этапе у мальчиков и девочек оно работает немного по-разному в одних и тех же рамках. И те, и другие оперируют образами на стадии образного мышления, но при этом отличаются способы оперирования. Например,в игре девочки могут два часа устраивать домик для кукол, придумывать мебель и менять наряды, так и не начав сюжетных действий. Мальчики же сразу переходят именно к действиям - например, стали играть в машинки, тут же устраивают гонки и т.п.
У кого есть возможность посмотреть, как рисуют девочки и мальчики с комментариями, вы заметите примерно следующее:
Девочка будет подробно рассказывать про всякие красивости: "А это у принцессы такой дворец. Тут будто у нее садик. Там такие цветочки (долгие перечисления с подбором цветовой гаммы). А тут живет ее собачка. собачку зовут...". На листе будет четкое разделение небо-земля с "ровными рядами" всех участников и предметов.
Мальчик будет больше выражаться звукоподражательными словами и междометиями, ему важно "закрутить сюжет", а не прорисовать каждый предмет: "а он такой - бац! - а они вжжжжжжжжж, а машина туда как поехала, этот бум-бум, а он такой побежал...". на листе будет неопределяемая мазня, по которой туда-сюда много раз "проехала машина".
И вот мальчик в первом классе приносит такой рисунок учительнице рисования (с "девочковым" мышлением), а она говорит: "Петров! Почему у тебя машина на воздухе висит? Почему у тебя человек вверх ногами? Ты где-нибудь видел человека на дороге вверх ногами? А почему ты залез за контур? Что, маленький, не научился раскрашивать?" (Класс хохочет). Таким образом мальчик не только получил попрание своей высокой идеи и динамичного сюжета, но и был выставлен "перед строем". Подумайте, много у него останется желания созидать?
Как мы уже говорили, мышление мужчин требует новаторства, принципиально иных решений, мужчинам нужно "переворачивать мир", они, собственно, приходят к обучению для того, чтобы получить эти самые два кольца.
Как раз в начальной школе, когда у ребенка формируется словесно-логическое мышление, мужская логика-то и не нужна. Можно так пошутить, что у девочек в этом возрасте мышление "словесное" (именно они пересказывают желательные правильные ответы), а у мальчиков "логическое" - они ищут причинно-следственные связи между объектами, не всегда умея это сформулировать. Именно здесь даются готовые шаблоны и информация дается в готовом виде.
Это постоянное "делание по образцу" уничтожает стремление к самообразованию и любознательность в начальный период обучения (не нужно думать, что эти прекрасные качества формируются на пустом месте при окончании школы и начальная школа это лишь прописи, это как раз и формирование модели учебной деятельности, желательно на всю жизнь). Плюс к тому, что обучение лишено стимула проявлять инициативу, заниматься поиском информации и искать собственное решение означенной проблемы, обучение построено именно на вербальном потоке, в обработке которого мальчики этого возраста не очень сильны (мы уже говорили, что они чаще девочек отвлекаются при слушании, хуже формулируют свои высказывания и т.п.).
В этом возрасте мальчикам нужно как можно больше "ставить экспериментов", они легче находят решение "путем проб и ошибок". Конечно, любая подобная деятельность исключена в начальной школе - чем экспериментировать? Счетными палочками? Мальчики дольше, чем девочки, находятся в периоде главенства кинестетического канала восприятия - им необходимо разобрать-собрать объект, чтобы узнать, как это устроено и почему оно так действует.
Но даже интеллектуальные трудности не так негативно сказываются, как психологические. Самая главная - соревновательность. Даже если это не подогревается учительницей, по законам развития группы в любом классе, пусть самом дружном, есть соревновательность и места "первого" и "последнего" в классе. Соответственно, девочки в этом возрасте всегда и везде "быстрее-выше-сильнее", и в условиях современной акселерации даже и на физкультуре мальчикам не всегда удается одерживать победу (практически во всех знакомых мне первых классах самые высокие - девочки, а не мальчики).
Вообще то, что в классе ровесники мальчики и девочки - уже неправильно, потому что девочки гораздо опережают мальчиков в психическом развитии и других сферах. (Если почитать материалы о гендерных отличиях, вы найдете интересный факт - уже новорожденные девочки отличаются от мальчиков примерно на 2-3 недели по развитию - а ведь их еще никак "гендерно-ориентированно" не воспитывали! Девочки быстрее устанавливают контакт глаз, узнают лица близких и т.п.)
Конечно, к восьмому классу ситуация будет иная - в старших классах мальчики стремительно догоняют и обгоняют девочек в учебе. Но ведь и подсознание не будет ждать восемь лет В детсаду и начальной школе уже сформируются совершенно "немужские" пораженческие и зависимые позиции. Такая ситуация, когда девочка публично доказывает свое превосходство, ломает мужское достоинство. А это происходит сплошь и рядом: мальчик не смог решить задачу у доски, вызвали дописывать девочку; девочки быстрее прорешают контрольную работу и сдадут тетрадки, а мальчики будут долго возиться; аккуратные работы девочек чаще оказываются на выставках, доске почета и т.п.; мальчики часто получают замечания за поведение и невнимательность, и им ставят в пример девочек; в конце концов, неуспевающие ученики-мальчики списывают уроки у отличниц-девочек.
Мы в самом начале темы говорили о том, что мужчине жизненно необходимо демонстрировать свои достижения и получать женское восхищение. И в том возрасте, когда у мальчиков формируются гендерные роли и поведенческие модели, они постоянно получают вербальные и невербальные негативные характеристики! Что особенно важно - в самом невыгодном сравнении с более успешными и социально принятыми девочками.
Мужчина должен демонстрировать достижения и получать женское восхищение, а получается все наоборот - мальчикам внушают, что они никчемные ничтожества на фоне главных и во всем превосходящих девочек. Кроме того, что это провоцирует агрессию (уж действительно, хочется этих девчонок поколотить в углу на перемене), это еще и строит неправильные представления о себе и неадекватную самооценку. У мальчика нет визуального подкрепления собственных достижений. Мальчик лишается представления, чем созидательным он может достичь успеха (повторю на всякий случай, что это все строится в подсознании и ребенок не может это высказать. про подсознание я недавно писала - новенькие могут поискать по моей фамилии). Что это означает? Что мальчик чуть позже будет искать, чем же проявить свою маскулинность? Как вы понимаете, самый легкий и короткий путь всегда находится не очень хороший: если ты не куришь - ты не мужик, и т.п.опубликовано econet.ru
В начале девятнадцатого века в России был популярен французский. Вломили Наполеону. В начале двадцатого - немецкий. Досталось Гитлеру. Учим английский. "М. Задорнов.
«Бог вочеловечился, чтобы человек обожился»
Сообщение отредактировал: nata_radzha - Пн, 30.04.2018, 19:41
Я провожу платные онлайн Курсы обучения духовного развития и развития своего Сознания. Начиная с первых шагов с курса «Чакры и тела» и до курса «Развитие Высших Божественных Начал». В каждый КУРС входят несколько обучающих видеороликов и несколько практических занятий. Все курсы проводятся лично мной, и нет никаких посредников.Все данные смотрите на сайте "К ИСТОКУ": https://milinda.com.ua
Товарищи! На территории ТЕЛЕГРАМ наши (Geniy67) проводят игру "Сломанный планшет"! Приглашаем всех желающих порисовать, к участию! Место проведения здесь https://t.me/ArtDemiFriends в теме "Сломанный планшет"