МНЕНИЕ Культурка кончилась, настало время культуры
На то, что пробивается через тридцатилетние слои бетона – робкое и пугливое, – либералы, как помойные псы, кидаются стаями. Они не выносят ничего, что не по методичке. Они до сих пор убеждены, что если люди не восхищаются рубкой икон как художественным жестом, то это не население, а быдло.
Игорь Мальцев писатель, журналист, публицист
Культура – мусор. Битые горшки, обглоданные кости животных и пепелища, наслаиваемые друг на друга сотни тысяч лет. Об этом вам любой археолог расскажет. Максимум культуры, которая нужна народу, – это воскресная проповедь. Это вам расскажет любой Сальвадор Дали. А про все остальное расскажет Лотман, да кто его будет слушать.
Проблема в том, что понятие «культура» в миллионы раз шире того, что предстает в массовом сознании, но оно разбивается на такое количество мелких секторов, что уже и непонятно, что из этого культура, что антикультура, что из этого не-культура, а что сверхкультура. И что самое страшное – каждый считает себя специалистом в области культуры. И подает заявление на выплату своей доли.
Чтобы было понятно, как мы пришли к этому, достаточно вспомнить, что когда в стране еще были настоящие газеты, то самые ленивые и самые бездарные мечтали работать в отделе культуры. Ну и блатные – то есть пришедшие по блату. Потому что, казалось бы, жизнь сладка: тебя везде приглашают на халяву, а ты пишешь бессмысленные рецензии.
Собственно, ничего особо и не изменилось, кроме того, что из партийной культура сначала превратилась в субкультуру мешочников, а потом плавно переформатировалась в культуру фиги в кармане с потугами на глобализм. С глобализмом не вышло. Помните, у нас был «креативный класс»? Это они сами себя так называли, хотя было понятно, что это просто маскировочная сетка для «интеллектуального сопротивления» государству, причем на государственные же деньги. И все было бы ничего, только с креативом беда. Не было никакого креатива.
За 30 лет все эти люди, которые больше заботились о температуре своего латте, чем о развитии искусства и культуры, не создали ничего. Ну вот просто ничего, при этом пафосно объявляя любой свой fart произведением искусства. Они не придумали ничего уровня «Тетриса» и не осуществили ни одного прорыва, аналогичного мировому успеху группы «Тату», хоть и по новым законам их клип, стыренный из фильма Fuckin Amal, будет засчитан как педерастический выпад. Зато песни их до сих пор гоняют на европейских дискотеках. А чего достигли вы?
Ничего – нарисовали парочку логотипов (тоже, впрочем, стыренных), поставили парочку спектаклей в «Гоголь-центре», выдавая это за новое слово в русском театре, дождались смерти Балабанова, чтобы не отсвечивал и не мешал новым режиссеркам называть себя гениальными. Ну и, конечно, мощнейший прорыв в области современного искусства – получить срок за то, что ходишь и везде на стенках рисуешь вагину в знак поддержки прав девушек и женщин. Потом перешли на ценники в магазинах. Всех до сих пор колбасит по поводу кучи навоза у ТЭЦ в центре столицы – и это тоже финальные спазмы креативного класса с лицом Миши Зыгаря или Марины Давыдовой. Про Кирилла Серебренникова мы уже и не говорим. И если вы забыли – смешной прикол «Хй в плену у ФСБ» на Литейном мосту в 2010 году был номинирован Калининградским филиалом Государственного центра современного искусства на премию министерства культуры Российской Федерации в IV всероссийском конкурсе в области современного искусства «Инновация». И что самое интересное – победил. Кстати, они же говорят, что у нас теперь диктатура, так нельзя ли в рамках этой самой диктатуры, прости господи, весь филиал калининградский по сумме заслуг теперь закопать где-нибудь на Колыме по решению тройки? Ретроспективно. Если Харви Вайнштейна можно, то почему этих-то нельзя? Верзилову денег дали? Дали. Верзилов воюет в ВСУ? Воюет. Значит вы поддержали ВСУ. Поехали на Колыму.
Вот это тот уровень культуры, который пытались нам навязать люди типа Пети Верзилова, который теперь – так логично – воюет против русни на стороне украинцев, а баба его Надя ворует благотворительные деньги, чтобы передать их ВСУ. Логично? Логично. Собственно, вот в этом и есть квинтэссенция местного «креативного класса». Спасибо всем этим людям – они сделали жизнь в этой стране реально невыносимой для человека со вкусом.
Не Путин, заметьте, это сделал, не Мишустин и даже не Захар Прилепин. Нет – вот этот «креативный класс», который как один вдруг оказался коллективным навальнистом, а после 24 февраля коллективным пацифистом, а после 7 октября коллективным милитаристом и расистом. Трансляторы карго-культа оказались мелкими насекомыми различных пород. Грустно, девушки.
Мы далеки уже от марксизма-ленинизма, но некоторые еще помнят, что Гегель был тоже не дурак. И поэтому мы вполне можем оценить влияние на культуру того факта, что Россия не так давно вступила в фазу безудержного потребления. И самое обидное для марксистов-ленинцев, что за это невозможно никого винить – никогда еще обычные люди в России не жили так сыто, как в последние годы. Ну может уже наконец после всего этого – от революции 1905 года до ельцинских реформ – русский человек иметь сосиски на выбор и телевизор в полстены, хотя бы и в кредит? И нормальную одежду? И не протекающую удобную обувь?
Кто может кинуть камень в человека, который шел по пустыне и теперь наконец по уши окунул лицо в колодец? Другое дело, что безудержное потребление всегда сопровождается деградацией высокой культуры и восхождением на царство культуры низкой и доступной. Причем культуры в том самом смысле, который вкладывают в это понятие археологи – см. «культурный слой» – с золой от печи, битыми черепушками, окаменелым навозом домашних животных и «певцом» Моргенштерном.
Вписываясь в глобальную структуру потребления, рано или поздно ты встраиваешь все остальные части культур в ту же самую структуру, где все слушают только то, что ему подсовывает коллективный Spotify, а интеллектуалы думают, что они на острие культуры – только потому, что им в «Гараж» привезли очередное пластмассовое говно. Пардон за слово «Гараж».
Но русский человек не был бы русским, если бы не думал еще о чем-то, например, о судьбах мира, и не сбросил бы морок метакультурного пузыря. Числа эдак 24 февраля.
Ну не может русский человек сидеть и тупо жевать сосиску, испытывая счастье от наличия Levi’s на заднице. Про это – вся великая русская культура прошлого. Она рвет сердце, но она не дает ожиреть мозгам. И поэтому побежали наши насекомые от культурки куда подальше с проклятиями и пожеланиями сдохнуть всему этому народу. Им вполне хватало сосиски и государственных грантов. Заодно и определились, где у кого была припасена родинка. Отлично.
Но встает вопрос – что дальше? Есть вариант сидеть на скамейке ровно и продолжать заунывно копировать антивокал Билли Айлиш и транслировать по радио «Монте-Карло» музыку уже не потенциального, а вполне натурального противника – в чем нет ничего особо плохого, но как-то странно. Можно всеми правдами и неправдами издавать для подростков педерастические книжки и делать круглые глаза – «а что такова?» В конце концов, можно нарисовать еще парочку вагин на стене и считать себя активисткой, хотя мужиков за такое почему-то судят по хулиганству 20.1 КоАП РФ.
Но это уже всё – вчерашний день, огрызки прошлой жизни. Февраль 2022-го все обнулил. Оказалось, что жизнь не состоит из жорева, кирева, ширева и порева. Что есть и Божий суд, наперсники разврата, далее по тексту. Нет, это не рэп.
На то, что пробивается через тридцатилетние слои бетона – робкое и пугливое, – либералы, как помойные псы, кидаются стаями. Они не выносят ничего, что не по методичке. Они до сих пор убеждены, что если люди не восхищаются прибитыми к Красной площади тестикулами или рубкой икон как художественным жестом, то это не население, а быдло, и что еще хуже, скорее всего – путинский электорат. Для них это самое кошмарное – что приходится жить в такой стране, населенной такими страшными людьми. Слава богу, для многих все это в прошлом. Теперь они могут гельманизировать в Черногории и до сих пор чувствовать себя «деятелями искусства». Но стране уже наплевать. Холодное презрение. И как результат – скорое и полное забвение. Чай, не Набоковы.
Я смотрю на то, что делают молодые художники. Первый положительный тренд – с самого начала СВО они не купились на антирусскую истерику, даже если и были обескуражены новыми обстоятельствами. Это пусть тамошние рисуют марочки про русский военный корабль. Художник существо нервное и тонкое – его легко расстроить и сбить с толку. Я вижу, что многие ушли в себя и пытаются понять сами, каково место русского человека в предлагаемых обстоятельствах. И совершают первые подходы к христианству, например, возникли проекты «Русский стиль» и «После иконы». Сами возникли, в отличие от всяких коллективных зыгарей, без государственных миллионов.
Многие погружаются в визуальную литературу, создают миры. Цифровым художникам всегда было легче – они люди мира, поэтому особо и не поймешь, сидит москвич в Ереване у монитора потому, что удобно, или потому, что испугался мобилизации. Но к чести наших дигитальных авторов, они хоть не вписываются в заукраинство.
Но вот, что любопытно: погрузившись в рамках проекта «Арт-проп.рф» в запасники наших музеев, мы открыли для себя, как в эпохи великих перемен выдающиеся русские художники вставали за свою страну: Билибин, Клуцис, Моор, Дени, Малевич…, кто только не. И на них последние 30 лет вешали ярлык «советская пропаганда» и боялись даже вытаскивать из пыльных хранилищ. А ведь это крутейший пример того, как надо поступать художнику. А мы пока думаем про нынешних – «не вякнул ничего дурного про русского солдата, уже хорошо, спасибо огромное». Но это же фальшивая ситуация. Пора создавать центр визуальной пропаганды. Ведь «пропаганда» – ругательное слово только в устах коллективного «Дождя» и прочих отщепенцев. Не до эскапизма, если честно. За окном и даже за диваном – совершенно иное время, даже если вы пока не поняли. Шанс для художника любого жанра – вплоть до лаковой миниатюры и поэзии с терриконами и дронами – сделать реально выдающееся, то, что повлияет не только на сегодня, но и на завтра.
Сообщение отредактировал: IP - Пн, 12.02.2024, 20:33
Вот за что я современных "российских" литераторов, особенно производителей поэтического контента (ибо назвать их поэтами я не могу - язык не поворачивается), сильно не люблю, так это за их неуважение к русскому языку, пренебрежение им и его правилами...
Им, литераторам этим самоназначенным, в пользование достался самый, пожалуй, красивый и описательный язык в мире, самый богатый, самый разнообразный, вобравший в себя множество культур с их языковыми особенностями, а они этот язык изгадили, испохабили и опошлили своими "творческими", зачастую просто графоманскими, изысками... А когда кто-то, вроде меня, начинает требовать от них, этих "писателей и поэтов", бережного и уважительного отношения к языку, доставшемуся нам от Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Достоевского, Фета, Даля, да что я тут распинаюсь, сами всё без меня знаете, нам в ответ преподносят - "язык развивается, ничто на месте не стоит, всё течёт, всё меняется, бла-бла-бла"...
Умственную леность, неначитанность, плохое образование, нежелание самосовершенствоваться, стремление опустить читающую публику на свой гопнический уровень, вместо того, чтобы продолжать тянуть её к звёздам, как делали те, кто нам оставил в наследство великий наш русский язык, нам выдают за "новаторство, поступательное развитие" и прочую окололингвистическую, псевдонаучную ахинею...
И навязывают нам всякую там "демисезонную новую русскую поэзию", которую не то, что наизусть учить - просто читать на один раз невозможно, настолько она корявая, шершавая, искусственная...
Все эти Маленки, Ревякины, Долгаревы...
Откуда они на наши головы взялись? Почитаешь их вирши (поэзией я это назвать не могу), и хочется глаза промыть родниковой водой...
Как, например, вот этой вот
-Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Казалось бы, ни одного заумного сложного слова... Простой русский язык... И какой же он прекрасный и самодостаточный, когда его грязными лапами не мацают всякие демисезонные поэты и поэтессы...
«Сегодня – дети, завтра – народ». Не устаю повторять эти слова моего отца. Завтра они станут президентами, директорами, руководителями. Вопрос заключается в том, что образование – это не только набор знаний. Это мировоззрение, это система взглядов, это конкретика отношения к настоящему, прошедшему, будущему, к истории, культуре.
Почему из образовательного процесса калёным железом вычеркнуто слово «воспитание» под лозунгом «всем цветам цвести»? Но ведь мы видим, к чему привела эта наша пастушеская простота. Взять хотя бы только одно христианство. Это система моральных ценностей, которая совершила переворот в мире, это культура, на которой веками держалось общество. И больше того: ещё датский физик, лауреат Нобелевской премии Нильс Бор когда-то сказал, что науке нужно несколько десятилетий, чтобы доказать существование Бога. И очень многие из тех, кто глубоко занимается наукой, эти слова подтверждают.
«Люди вместе, пока они оба хотят быть вместе. Ни долг, ни честь, ни мораль не приковывают одного человека к другому. Когда человек хочет уйти, уйдет и от дома, и от детей, и от умирающего калеки. Пока не хочет - остается рядом.
Koгда человек хочет быть вместе, никакие твои недостатки ему не помешают. Когда человек хочет уйти, никакие твои достоинства его не удержат. Как бы ты ни был некрасив и непривлекателен, найдется кто-то, кому ты понравишься. Как бы ты ни был хорош и желанен, есть кто-то кто отвергнет тебя.
Ecли тебя отвергли, это ничего не значит. Ты не становишься хуже или меньше, ничего страшного на самом деле не происходит. Tвой человек есть на свете, и он тебя примет.
Ecли тебя приняли, однажды вы расстанетесь - не в жизни, так в смерти. Дорожи тем, что есть, не жалей о том, что потеряешь и не бойся потерять.
Paдуйся, что есть человек, который светит тебе. Свети сам - чем больше света, тем меньше страха, чем меньше страха, тем меньше тьмы в душе.
Лист, который хочет вернуться к дереву, может плыть против течения и лететь против ветра. Но дерево не прирастит его к старoй ветке.
Чем больше любишь, чем больше даешь любви, тем больше остается. Если же, давая любовь, чувствуешь боль или ненависть - значит ты дал человеку яд в шоколадной глазури. Вряд ли стоит требовать благодарности за такой дар.
Отпускай. Позволь человеку быть кем-то кроме зеркала твоей любви - тем паче, что так оно и есть.
Pacтворяться в любимом - редкий талант и редкостное проклятие.
Будь собой, будь достойным, забудь о cтрахе - однажды он все равно не вернется. Но не сегодня.
Верь. Доверяй. Грей. Благодари. Не думай о том, что может быть - только о том, что здесь и сейчас, под звездами.
Уходи прежде, чем от мертвой любви начнет вонять падалью. Приходи до того, как желание oбернется одержимостью.
То, что куплено за деньги - стоит только денег. То, что вымолено, выплакано, отнято и украдено - однажды отнимут сторицей. То, что дано по доброй воле, oт сердца - бесценно.
Как узнать твоего человека? – просто! Пойдешь навстречу и столкнешься с ним посередине дороги. Он не знал. Ты не звал. Вы нашлись. И куда б вы ни двигались раньше, вам теперь по пути».
Как вам, наверняка, известно, жил был художник один (домик имел и холсты), но он актрису любил, ту, что любила цветы. Он тогда продал свой дом, продал картины и кров, и на все деньги купил целое море цветов.
Эта романтичная история передается из поколения в поколение. Она красива и универсальна, она уместна хоть в тифлисских духанах, хоть на сценах столичных концертных залов. Ее не портит даже то, что на самом деле ничего такого, вероятно, не происходило.
В тексте о Николае Пиросманашвили википедия сообщает, что это — один из крупнейших мастеров «наивного искусства». Сам Пиросмани об этом, конечно, не подозревал. Он ничего не упрощал намеренно, его картины не казались примитивными ни ему, ни его окружению. Он сам был наивным человеком, а его искусство — зеркальным отражением его натуры, естественным следствием образа жизни. Нико смотрел на мир широко распахнутыми глазами — такие были у нарисованных им косуль и жирафов.
Он был бессребреником и, мягко говоря, чудаком. Кроме того, он крепко выпивал. История с обменом дома, сбережений и картин на миллион алых роз с ним, скорее всего, не происходила. Но она могла произойти — выходка была вполне в его духе.
Пиросмани был импульсивен и влюбчив. К моменту знакомства с той самой роковой актрисой — Маргаритой де Севр — сердце ему разбивали как минимум однажды.
Рано осиротев (ему было около восьми), Нико жил в семье Калантаровых — зажиточных тифлисских армян (его отец — Аслан Пиросманашвили — покуда был жив, присматривал за их виноградниками в селе Шулавери). В их доме в Тифлисе Нико был не столько прислугой, сколько воспитанником. У него была своя комната, его брали с собой в театр, Калантаровы поощряли его увлечение рисованием, словом, относились к нему «как к своему».
Повзрослев (ему было уже около 20), Пиросманашвили влюбился в одну из сестер Калантаровых — Элисабед. В письме, которое он написал своей возлюбленной, Нико сообщал, что понимает, какая преграда стоит между ними и как различно их положение в обществе, но надеется, что она, как человек образованный, окажется выше этого и согласится стать его женой — таково его твердое желание. Элисабед была старше на 10 лет. Она была искренне привязана к юноше, выросшему в ее доме, фактически у нее на руках. Однако чувства испытывала, скорее, сестринские или даже материнские. Она ответила отказом, какое-то время Нико был безутешен.
Примерно 10 лет спустя Пиросмани предпринял еще одну попытку жениться: родственники присмотрели ему невесту на малой родине — в поселке Мирзаани. По этому поводу Нико даже прикупил черкеску и кинжал (обычно он одевался «по-русски», носил брюки и пиджак). Однако в Мирзаани что-то пошло не так. Свадьба не состоялась, а по возвращению в Тифлис Пиросмани бурно выяснял отношения с шурином (говорят, в руке он держал тот самый кинжал).
Обошлось без кровопролития: Пиросмани был вспыльчив, но «отходил» быстро и зла долго не держал. Что именно произошло в Мирзаани, не знают даже самые дотошные биографы. Согласно распространенной версии, ссора с родственниками вышла не из-за сватовства, а на коммерческой почве (Пиросмани в то время торговал молоком и мукой). Так или иначе, личная жизнь художника не складывалась. Впрочем, в течение всей жизни Пиросмани сохранял уважительно-благоговейное отношение к женщинам. И даже проституток рисовал в возвышенных поэтических тонах.
«Когда я пишу погибших ортачальских красавиц, я их помещаю на черном фоне черной жизни, но и у них есть любовь к жизни — это цветы, помещенные вокруг их фигур, и птички у плеча. Я пишу их в белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю их грех», — говорил он.
Маргариту де Севр, выступавшую в тифлисских кафешантанах, Нико Пиросмани предположительно увидел в 1905-м. Пораженный ее пением и красотой, художник отправил чаровнице цветы, а сам отправился пить с друзьями — пожар в сердце нужно было чем-то тушить. Маргарита была тронута и приглашала (через посыльного) Пиросмани в номера. Но в целом, взаимностью не ответила — вскоре Маргарита покинула город в компании некоего зажиточного кавалера. С некоторыми вариациями эти детали повторяют все. В остальном между рассказчиками согласия нет: детали варьируются в зависимости от того, кем является очередной сказитель — романтиком или скептиком.
Самая популярная версия гласит, что, едва увидев Маргариту, Пиросмани продал свою молочную лавку, свои картины, краски, дом и имущество, а на вырученные деньги купил «целое море цветов». Немалый вклад в создание этого мифа внес Константин Паустовский, пересказавший эту историю в своей «Повести о жизни».
Если верить Константину Георгиевичу, цветы к жилищу Маргариты подвозили на арбах — вскоре вся улица была усыпана лепестками, а арбы все прибывали — со всего Тифлиса, да что там, со всей Грузии!
«Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Там в каждой чашечке скрывалась маленькая, как песчинка, капля холодной влаги, пряной на вкус. Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник — его запах был тем крепче, чем каменистее была почва, на которой он рос. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов — от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов». Растроганная Маргарита наградила бедного художника поцелуем (он, разумеется, стоял «под окном, чуть дыша»). И только потом сбежала с богатым любовником.
После того как была дописана «Повесть о жизни», Паустовского неоднократно номинировали на Нобелевскую премию, а Марлен Дитрих падала перед ним на колени в Центральном доме литераторов — в его лице Пиросмани обрел весьма авторитетного «биографа». И хотя сам Паустовский писал, что он лишь пересказал один из вариантов истории, не заботясь о ее подлинности («пусть этим занимаются придирчивые и скучные люди»), ему поверили. Паустовский перевел эту версию из разряда городского фольклора в ранг официальной общепринятой мифологии. 20 лет спустя Андрей Вознесенский и Алла Пугачева окончательно закрепили ее в этом статусе.
Что касается людей придирчивых и скучных — такие, разумеется, нашлись. Многие (в том числе те, кто знал Пиросмани лично) считали Маргариту вертихвосткой и винили ее в разорении Пиросмани. Конечно, он не продавал свой молочный бизнес, чтобы купить ей цветы, но в процессе ухаживаний тратил много и безрассудно.
Другая распространенная трактовка этой истории и вовсе далека от цветочно-песенной романтики. По ней, Маргарита де Севр прибыла в Тифлис вместе с театром миниатюр «Бель Вю» не в 1905, а в 1909 году. В пользу этой версии говорит и дата написания портрета — едва ли влюбленный художник стал бы медлить целых четыре года.
Пиросмани к тому времени уже окончательно обнищал. Свою долю в молочной лавке он потерял, поскольку был совершенно лишен коммерческой жилки. Не способствовали процветанию бизнеса и его «чудачества» (некоторые современники проводили их по ведомству ментального нездоровья). К примеру, Пиросмани мог в самый разгар торговли закрыть лавку, купить у проезжающих мимо крестьян целую телегу с сеном, снести охапки сухой травы в свою комнату и ходить по ней босым — разве не здорово, что не нужно ехать в деревню, чтобы получить такое удовольствие? Он рисовал сутками напролет, утверждая, что его заставляет лично святой Георгий. Он практически не бывал трезвым.
Обанкротившись, Пиросмани рисовал вывески за еду и выпивку — «миллион роз» был ему не по карману.
Так что воспетый мастерами культуры образ был, скорее всего, порождением «испорченного телефона», следствием обычного преувеличения. Возможно, Нико послал очаровавшей его актрисе букет. В духане на той же улице рассказывали, что букет был огромным. На соседней улице он превращался в охапку роз. В соседнем квартале рассказывали про арбу, груженную цветами, а к другому концу города «прибывал» уже целый цветочный караван.
Согласно свидетельствам многочисленных «очевидцев», послав цветы, Пиросмани отправился пировать с друзьями. Что касается аудиенции, возможно, Маргарита и приглашала своего поклонника заглянуть на огонек, но Нико попросту не дошел — был слишком увлечен (а позднее изнурен) застольем.
Кое-кто считает, что Пиросмани вовсе не видел Маргариту де Севр — он влюбился в афишу и с нее написал портрет. Наконец, находятся скептики, которые сомневаются в том, что Маргарита де Севр вообще существовала.
Она существовала. Сохранились ее фотографии и афиши гастролировавшего в Тифлисе «Бель Вю». О ней упоминали в мемуарах и письмах современники Нико Пиросмани — его работодатели, партнеры, родственники, его первые биографы. Описывали ее по-разному. Кто-то утверждал, что Маргарита де Севр была большой артисткой, обладательницей дивного, словно «расщепленного», «двойного» голоса, который и очаровал Пиросмани (красота Маргариты была нелишним, но все же бонусом). Ее национальность была в Тифлисе тех лет экзотикой и тоже интриговала публику. На первых порах посетители кафешантана, где выступала Маргарита де Севр, считали ее (как всякого иностранца) обрусевшей немкой, что страшно нервировало хозяина заведения.
В «Повести о жизни» Паустовский пересказывает такой диалог: — Наверное, твои мозги совсем перевернулись в голове! — кричал хозяин. — Ты слышал такую страну — Франция? — Ну, слышал, — хмуро отвечал неосторожный посетитель. — А во Франции слышал такую губернию — Эльза? Слышал? Ну, так она из этой губернии, из Эльза. Француженка высшего сорта. Что за люди! Пустяков не знают! Драться — знают, сдачи не давать — знают, трогать на улице девчонок — знают, мошенничать в карты — знают, а сообразить — ничего не знают!
Другие намекали, что у певички из кафешантана в увеселительных Ортачальских садах (в ту пору выполнявших в Тифлисе функции квартала красных фонарей), наверняка были таланты поважнее голоса. Возможно, правы были и те, и другие. Первое не исключает второго, разносторонне одаренные артистки действительно встречаются.
В 1968 году (Пиросмани уже полвека как не было в живых) Маргарита де Севр неожиданно материализовалась в Париже. Во всяком случае, так представилась 80-летняя посетительница выставки Пиросмани, которая проходила в Лувре. Сотрудники музея сфотографировали актрису Маргариту на фоне одноименного портрета, после чего она вновь исчезла — на этот раз окончательно.
Мы создали новый паблик, где публикуем интересные истории из мира искусства. Подписывайтесь, чтобы не потерять Картины. Живопись. Искусство
«Так или иначе, для России нужна внутренняя сила, нужна крепость организации, крепость духа дисциплины.
Если новый федеративный Запад будет крепок, нам эта дисциплина будет нужна, чтобы защитить от натиска его последние охраны нашей независимости, нашей отдельности.
Запад впадёт в анархию, нам нужна дисциплина, чтобы помочь самому этому Западу, чтобы спасать и в нём то, что достойно спасения, то именно, что сделало его величие, Церковь какую бы то ни было, государство, остатки поэзии, быть может... и самую науку!..
Если же это всё пустые страхи и Запад опомнится и возвратится спокойно (пример небывалый в истории!) к старой иерархии, к той же дисциплине, то и нам опять-таки нужны будут иерархия и дисциплина, чтобы быть не хуже, не ниже, не слабее его».
«Союзмультфильм» хочет оштрафовать волонтёров, которые посылают на фронт игрушки в виде Чебурашки Все дело в том, что правообладатель изображения Чебурашки – киностудия «Союзмультфильм». Компания подала в суд на волонтеров. За каждую игрушку они должны выплатить штраф в 10 тысяч рублей. А Чебурашки на фронт отправляются десятками.
Здесь все по закону. Правообладатель имеет право (не должен и не обязан) обратиться в суд. Поэтому волонтеры просят о помощи президента: «Одновременно с отзывом на иск мы направили обращение нашему Президенту и в Комитет ГосДумы о внесении изменений в статью 1274 ГК РФ либо [создания] отдельного нормативного акта, позволяющего свободное использование изображений, имеющих правообладателей, в целях поддержки СВО и воспитания патриотизма населения», – пишет волонтёр Евгения Гребнева. Но общественность более красноречива. Про «Союзмультфильм» в сети говорят следующее: «Руководство Союзмультфильма предатели и рано или поздно судить будем их»;
«Какой ужас, кому война, а от кого то сволочизм полнейший. Союзмультфильм это русская организация?»;
«Союзмультфильм - стыд и срам вам! В вас от Союза ССР не осталось ничего!»
«Союзмультфильм» в последнее время действительно активизировал защиту своих авторских прав. Причем именно в отношении Чебурашки.
Суды по всей стране штрафуют ИП и физлиц за продажу изделий с изображением этого персонажа.
Известно, что англичане присвоили «верховному правителю России» Колчаку звание лишь полковника британской армии.
Был ещё один российский офицер во время Гражданской войны, кому англичане дали звание генерала своей армии, т.е. выше Колчака. Это – осетин Лазарь Бичерахов, входивший в отряд терских казаков. Во время Первой Мировой войны он воевал на турецком фронте. После Октябрьской революции перешёл на сторону англичан и продолжал воевать на востоке Турции, Персии и Южном Кавказе. Из чина казацкого старшины – аналог армейского подполковника российской армии – был произведён англичанами сразу в полковники.
В конце 1918 года получил звание генерала английской армии. Отряды Бичерахова прошли Азербайджан и заняли Дагестан. Англичане назначили его «командующим русскими силами в Прикаспийском крае». Но красные всё равно победили.
После окончания Гражданской войны Бичерахов поселился в Лондоне. В 1928 году неожиданно переехал в Берлин, где совместно с Тамбием Елекхоти и Алиханом Кантемиром возглавил Северо-Кавказский национальный комитет. Приветствовал приход Гитлера к власти, начал готовить диверсионные отряды для заброски на Кавказ. В 1944 году Лазарь Бичерахов возглавлял отдел северо-кавказских народов КОНР.
Самое удивительное, что Бичерахов служил в немецком абвере в звании английского генерала в отставке – сами англичане так и не лишили его этого звания.
Не менее удивительное: после поражения Германии Бичерахов не попал под суд, а получил английскую генеральскую пенсию, умер в 1952 году в немецком Дорнштадте.
Это к вопросу о том, как легко «мировые демократии» находили общий язык с нацистскими преступниками. Ну и с белогвардейцами, само собой. Это всё, на самом деле, общий котел был после Второй мировой.
Антисоветский и антирусский.
Хотя Бичерахов храбрый был офицер, конечно. Перешел бы вовремя в Красную армию, стал бы нашим национальным героем.
Впрочем, если крайне правые придут ко власти в России - наших детей будут учить тому, что Бичерахов был героем, а Чапаев, Котовский, Лазо, Жуков, Рокоссовский и Баграмян (участники, напоминаю, Гражданской) - продались бесам и воевали на стороне бесов против белоснежного воинства.
Писатель Роман Антоновский откровенно про разницу зарплат курьеров и учителей, опыт Калининградской области по ограничению мигрантов, новый закон, запрещающий принимать детей, не знающих русский язык, в школы, хиджабы, православие, самодержавие и народность.
Погребение Европы это ботва, лежащая на пустом огороде, а драгоценные клубни давно уже выкопаны
Как хороши, как свежи были танки.
Как глубоки под Харьковом окопы.
Мы хоронили бренные останки
Когда-то восхитительной Европы.
В последние десятилетия Европа вела себя трусливо, мерзко, она ненавидела Россию, воевала с ней, желала ей погибели. Но воевала украинскими — чужими — руками. Она науськала на Россию Украину. Посылала ей свои "Леопарды", "Шторм шедоу" и ждала, когда славяне перебьют друг друга и сбудется великая европейская мечта — убийство России.
Европа лезла в Россию с войсками Стефана Батория, Наполеона, Гитлера. Она убивала Россию тевтонским мечом, польской алебардой, французским штыком, немецкой "Большой Бертой". Россия истекала кровью под этими ударами, гнала Европу обратно — за Березину, за Смоленск, входила своими армиями в Варшаву, в Париж, в Берлин, но каждый раз прощала Европу, странным образом любила своего извечного врага.
После одоления поляков в русскую церковную архитектуру пришло польское барокко. После одоления Наполеона вся российская знать говорила по-французски, и в каждом дворянском доме был "французик из Бордо". После разгрома Гитлера Берлин и Дрезден стали родными для русских. И вот теперь, когда Америка отшатнулась от Европы, и Европа, трусливая, гомосексуальная, трансгендерная, сложившаяся в Евросоюз, в этот огромный однополый брак, эта пупочная грыжа мира, как она станет воевать с Россией?
И что она, современная Европа, без Америки? Это ботва, лежащая на пустом огороде, а драгоценные клубни давно уже выкопаны. В Италии больше не появится неореализм и Антониони. В Испании больше не просияет перламутровый Гауди. Германия не заговорит с миром языком Ремарка и Гюнтера Грасса. Европейские народы изнывают в "гнилом поту кровосмесительного ложа". Как будет жить Европа без Америки? Как будет жить Европа, проиграв на Украине? Как будет жить Европа без русского газа? Как будет жить Европа без великих лидеров, вместо которых правят изнеженные и глупые педерасты?
Клей, связывающий Европейский союз, высох. И этот нелепый, иссохший старый комод неизбежно рассыплется. Из-под обломков поднимутся новые государства, новые прозревшие народы. Кончится отвратительное паразитирование европейских стран на Германии. Германия стряхнёт с себя бесцеремонных кровососов и тунеядцев и станет выстраивать свою германскую вертикаль, мистическую Германию. Она выйдет из душегубки Евросоюза и возродит своё величие. Будущее Европы — это будущее Германии. Какое лицо будет у этой новой возрождённой Германии? Лицо Фридриха Барбароссы, Бисмарка, Адольфа Гитлера? Не появятся ли на картах новой Германии земли Силезия и Восточная Пруссия, города Данциг и Кёнигсберг?
Когда на Украине перестанут грохотать орудия и украинское небо очистится от боевых дронов, тогда мы увидим новую Россию, новую Америку и новую Европу. Но Россия, вынужденная жить бок о бок с Европой, не должна искушаться на коварную иезуитскую формулу "Европа — наш общий дом". Не должна прощать Финляндии её подлое вероломство, а прибалтийским государствам — их лютую русофобию. И Россия, восстанавливая "Северный поток", возрождая свои отношения с новой Германией, должна зорко следить за тем, сохранится ли в Трептов-парке памятник русскому воину-освободителю, и не появится ли в недрах возрождённой германской культуры Лени Рифеншталь.
Доктор Бернард Лоун прожил 99 лет. 16 февраля 2021(2021-02-16) (99 лет) на сотом году жизни он ушёл в лучший мир. В тот, куда уходят лучшие.
Лоун - я так пишу его фамилию «Лаун», потому что первая книга этого доктора, которую я прочитала давным-давно, была под таким именем - Бернард Лоун. А книга назвалась «Утерянное искусство врачевания».
Я часто писала об этом таинственном докторе. Которого коллеги обвинили однажды в колдовстве; это в наше время. Уважаемые доктора заподозрили, что кардиолог Бернард Лоун даёт пациентам веселящие зелья. Или магию применяет.
Потому что мрачные, опустошенные, ожидающие смерти со дня на день больные начинали улыбаться, розоветь и выздоравливать после разговоров с этим гениальным врачом. Нет, он, конечно, лечил «сердечников». И дефрибиллятор он изобрёл. И он следовал протоколу лечения, а как же!
Но ещё он понял, что слова могут убить. А могут исцелить. И врач лечит словами не в меньшей степени, чем лекарствами и операциями.
Именно доктор Лоун описал случай, когда после звонка токсичной злой матери скоропостижно скончался пациент, который шёл на поправку. Как будто его прокляла злая фея…
Он описал случай, когда хороший врач сказал при пациентке плохой диагноз, - и женщина моментально погибла без видимых причин.
Он описал старичка, который переписал свою аптеку на зятя, а потом боялся вставать и ходить - зятю мешали звуки шагов пожилого человека. И старичок чуть не погиб, сердце его было разбито…
Это он, доктор Лоун, дал пациенту расписку, что тот проживёт ещё пять лет. Безнадежному пациенту. От безнадёжности. И этот пациент прожил пять лет, обзавёлся семьей, и снова пришёл за распиской. И стал жить дальше; как не жить, если доктор расписку дал? Это гарантия!
Доктор Лоун понял, что наше сердце разбивают злые слова и мучительные отношения. Причина таких болезней - в эмоциональном окружении пациента. И для исцеления надо сначала защитить человека от токсичных влияний!
Он и сам защищал. Даже писал письма родственникам, которые обижали больных. Такой вот был странный этот доктор Лоун.
Именно он разрешил перенёсшим инфаркт пациентам шевелиться и двигаться. До этого их заставляли лежать неподвижно, - и они погибали чаще от плохих мыслей, от страха и беспомощной обездвиженности. Он спас тысячи жизней, этот доктор Лоун.
И ещё он написал о тайных праведниках, которых прислали в этот мир сопределённой миссией - сделать его лучше. Это уж совсем мистика, не так ли?
Но это правда. И одним из таких особенных людей был сам доктор Бернард Лоун. Или - Лаун. Великий доктор, напомнивший об утерянном искусстве врачевания словом. Он ушёл на сотом году жизни. И мне его будет не хватать, как ни странно.
Такие люди словно всегда рядом и всегда поддерживают нас одним фактом своего существования. Что бы мы без них делали? Без этих специально посланных в этот жестокий мир людей…
В конце прошлого года шла мимо помойки и увидела палку, торчащую из горшка. Почти засохшая: несколько полусухих веточек и пяток крошечных желтоватых листочков на концах. А осень, конец октября. Холодно. Подошла поближе рассмотреть листочки: гибискус
Ушла.
Возвращаюсь часа через два: стоит. Ветер, холодно. Жалко так стало. Что делать, попёрла домой. Пересадила, опрыскала от клеща, сидевшего на маленьких полуживых листиках, полила. Цветок сбросил и оставшиеся пять листочков и замер: угрюмой скелетной палкой. Мои привычно заныли: мама, зачем оно тут? Да я и сама в какой-то момент решила, что не отрыгнёт уже. Месяца четыре так стоял мёртво. Я аккуратно только поливала. А потом вдруг ожил.
Сейчас вот так. Какие-то гигантские совершенно тёмно-зеленые листья. Выкинул немеряное количество бутонов: скоро зацветёт и я узнаю, какого он цвета.
Власти ФРГ велели германским СМИ исключить появление свидетельств использования ВСУ жестов и символов, ассоциируемых с фашистской Германией, заявило пресс-бюро Службы внешней разведки РФ.
"В частности, до немецких средств массовой информации доведено указание федерального правительства исключить появление в фото-видеоматериалах свидетельств использования военнослужащими силовых структур Украины жестов и символов, ассоциируемых с фашистской Германией", - говорится в заявлении.
"Журналистам при записи репортажей с участием украинцев, "носящих нацистские флаги, знаки, форму и демонстрирующих соответствующие приветствия", предписывается "вежливо" просить их на время съемок удалить "агитационные элементы и воздержаться от нежелательных действий". Всю полноту ответственности, вплоть до уголовной, будут нести немецкие журналисты", - отмечает пресс-бюро СВР.
Ровно год назад - 15 марта 2024 года окончил свой жизненный путь актёр театра и кино, театральный режиссёр, сценарист, педагог, телеведущий, писатель, Президент Московского академического театра сатиры (с 2000-го по 2021-й — художественный руководитель) полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат премий «Хрустальная Турандот», «Фигаро», «Золотой Остап» и множества других профессиональных, общественных и государственных премий и наград человек, именем которого было назван астероид (6767 Shirvindt), народный артист РСФСР Александр Анатольевич Ширвиндт (19 июля 1934 — 15 марта 2024).
Предпоследняя книга Александра Ширвиндта, изданная за четыре года до смерти автора, называлась «Опережая некролог». Наверное, для человека в его возрасте это была не самая лучшая примета, но, похоже, Александр Анатольевич философски относился к неизбежному уходу из жизни.
О себе и о своём возрасте он говорил с мудрой самоиронией, как бы лёгкой полуулыбкой — немного грустной и очень обаятельной.
“Я глубоко пьющий и активно матерящийся русский интеллигент с еврейским паспортом и полунемецкими корнями. Матерюсь профессионально и обаятельно, пью профессионально и этнически точно, с женщинами умозрительно сексуален, с коллегами вяло соревновательно тщеславен. Но умиротворения нет… Времени, отпущенного на жизнь, оказалось мало…”
“Старость - это не когда забываешь, а когда забываешь, где записал, чтобы не забыть…”
“Что касается женщин, то наступает страшное возрастное время, когда с ними приходится дружить. Так как навыков нет, то работа эта трудная. Поневоле тянет на бесперспективное кокетство…”
“Все, что меня сегодня окружает, – все другое. Москва уже не моя. Дворы не мои. Лица чужие. Правда, на Арбат, в районе Щукинского училища, еще иногда выползают знакомые старухи москвички. Ищут, где купить хлеба. А негде. Вокруг – бутики. Нет того города, где прошла моя жизнь…”
“К старости вообще половые и национальные признаки как-то рассасываются…”
“Чем ближе к финалу, тем меньше можно пить молока. «Не-не- не, – говорят доктора, – ты свое отпил». Вообще сколько я всего уже отпил: водку отпил, коньяк отпил, кофе тоже. Не отпил только какой-то зеленый чай…”
“У меня очень тяжелая зарядка утром. Лежа я сначала сучу ножками для поясницы. 30 раз. Потом с трудом, кряхтя, сажусь на кровати и делаю вращательное движение на скрипучей шее пять раз туда, пять раз назад. И потом плечиками 10 раз. Меня кто-то когда-то научил, и я привык. И чувствую, что сделал зарядку…”
“Смерти я не боюсь… Боюсь выглядеть старым. Боюсь умирания постепенного, когда придется хвататься за что-то и за кого-то… Я красивый старик, боящийся стать беспомощным. В общем, диагноз – «старость средней тяжести»…”
P.S. То, что меня особо тронуло: “Вкусно поесть для меня – это пюре, шпроты, гречневая каша со сметаной (с молоком едят холодную гречневую кашу, а горячую – со сметаной). Я обожаю сыр. Каменный, крепкий-крепкий, «Советский», похожий на «Пармезан». Еще люблю плавленые сырки «Дружба»… Я воспитан в спартанских условиях выпивки и посиделок на кухнях. В гараже, на капоте машины, раскладывалась газета, быстро нарезались ливерная колбаса, батон, огурец. Хрясь! И уже сразу хорошо. Когда сегодня я попадаю в фешенебельные рестораны… приносят толстые, в переплете из тисненой кожи меню… у меня сразу начинается изжога. Раньше и в ресторанах было проще: быстро мажешь хлеб горчицей, сверху – сальцо, солью посыпанное, махнешь под стакан – и уже «загрунтовался». Ну а потом заказываешь, что они могут добыть у себя в закромах.” Простота величия.
Какая беда. Только что узнала о смерти Александра Борисова.
Театральный режиссёр. Никакого боевого опыта, он не служил даже в армии. Взял и ушёл на фронт - после конфликта с труппой театра, которая саботировала спектакль про спецоперацию. Решил, как мужчина, что должен отвечать за свою позицию. И его ответ был таким.
Он хорошо воевал, был ранен, но продолжил службу. Хотя говорил, что очень устал, просто смертельно, а ещё переживал, что младшая дочь почти его не знает, очень тосковал по семье и хотел расторгнуть контракт.
Потом, когда начались разговоры о "перемирии", написал, что решил продолжить служить. Верил в страну и в победу - несмотря ни на что.
Очень тяжело переживал происходящее в "культурном тылу". Сколько боли в его интервью. А сколько ещё не вошло в то наше интервью...
Он же знал всех тех, кто сейчас многозначительно молчит! Понимал, почему они молчат.
Хотел вернуться и снять фильм. Я тоже надеялась, что он вернётся и снимет - о своих. И у нас будет режиссёр-фронтовик.
Последний раз мы списывались 1 марта. Он отправил мне видео работы своего боевого товарища на Запорожье (уничтожение пушки- гаубицы). Гордился людьми, с которыми свела его война. Уважал русского солдата, зная, какой это труд.
...Недавно на меня вышли очень хорошие люди, увидевшие то наше интервью. Они надеялись всё-таки вернуть его с фронта и устроить режиссёром в один московский театр. Не успели.
Как больно. Помолитесь за раба Божия Александра, он был честный, умный, порядочный человек.
Из интервью с Александром Борисовым - режиссером, участником СВО, скончавшимся позавчера.
"...Вот вы сами и ответили на свой вопрос: они убрали украинские флаги и чёрные квадраты. И это многих устроило, теперь все делают вид, что ничего не произошло!
Но на ключевых постах в культуре сидят люди, мнение которых совершенно не поменялось. Я точно это знаю. Ведущими театрами руководят те, кому и даром не нужен ни Крым, ни Донбасс, ни весь наш Русский мир. Их спектакли пронизаны не просто антипатией к советской истории, а ко всему русскому. Но сделаны эти спектакли дорого, качественно, с хорошей сценографией, выглядят со стороны красиво... А потому они до сих пор в афишах.Спойлер
Я тоже не вижу никаких изменений в сфере культуры. Да, в руководство СТД пришёл Владимир Машков, но он же не всесилен. Он один не может изменить всю систему.
Сейчас на фронте масса ребят из актёрской братии, они честно пошли защищать свою страну. Что с ними будет, когда они вернутся? Я давно расставил для себя приоритеты: в первую очередь я мужчина, православный человек, русский, муж и отец. Вот моя система координат. Конечно, для мужчины важно дело, которым он занимается, но я и без театра не пропаду. А эти ребята совсем молодые. Смогут ли они после фронта реализовать себя в актёрской профессии? Скорее всего, нет. Тусовка будет их игнорировать.
Обидно, досадно. Чтобы не заработать преждевременный инфаркт, я учусь спокойно к этому относиться. Что лично я сейчас могу сделать? Я отдаю долг Родине. У меня есть семья, дети, которых я могу воспитать в любви к стране, к маме и папе, привить им уважение к старшим. Воспитать так, как меня воспитывали. Начни с себя, а дальше...
Нужна целенаправленная госполитика в области культуры и образования, в первую очередь, конечно, кадровая политика. Всю систему, связанную с театральной и кинокритикой, нужно жёстко пересматривать, проводить полную ротацию кадров среди членов экспертных советов, жюри различных премий и фестивалей... Театральный мир тесен, и мы друг о друге всё знаем. Люди, работающие в этой сфере, зачастую за гранью добра и зла. Спектакли, откровенно слабые со всех точек зрения, годами ими продвигались и получали всевозможные премии благодаря своему... хамству. Хамству по отношению к культуре страны.
Ведущие позиции в культуре должны занимать люди идейные, которые понимают, ради чего идёт спецоперация, которые искренне верят в страну. А не те, кто нехотя сказал об этом сейчас... А вы посмотрите, что он говорил раньше! У нас же информационная эпоха, всё можно найти. Во главе культурных учреждений не могут быть люди, которые в 2014 году заявляли: «А зачем нам этот Крым?» Они могут думать что угодно, но руководить государственными театрами и выстраивать репертуарную политику не имеют права. Да, человек может изменить мнение, но зачастую он лишь мимикрирует под изменившиеся обстоятельства.
Вот время отпуска гуляли по Москве с приятелем, бывшим артистом... Идём по Арбату, он здоровается с одной дамой, с другой. А потом мне говорит: «Вот эта занимает такую-то должность, её сын живет в Милане, а у этой давно осел в Лондоне...» Сердце любого нормального человека там, где его дети. Где сокровище ваше, там и сердце будет ваше. Пока чиновники от культуры не будут связывать будущее собственных детей с Родиной, никаких изменений в культуре не будет".
…в этом месте обычно говорят: всё медленно, но меняется. Я не знаю. Я знаю, что Саши Борисова с нами больше нет.https://vk.com/wall-226758143_117246
Он родился в нищете. Его отец исчез сразу после его рождения. Мать, отчаянно пытаясь прокормить семью, днём стирала бельё за гроши, а по ночам стояла на панели. Мальчик с пяти лет разносил газеты, попрошайничал на улицах и воровал уголь на пристани.
Всё изменилось, когда он встретил их — семью Карнофски, иммигрировавшую из Российской империи в США. Они пожалели семилетнего темнокожего мальчика и взяли его в свой дом.
Миссис Карнофски пела ему на ночь русские колыбельные, и он подпевал, впитывая чужие, но такие тёплые мелодии. А когда они заметили, как ловко мальчик выбивает ритм на старых коробках, купили ему первый в жизни музыкальный инструмент — подержанный кларнет за пять долларов.
Прошли годы. Уличный мальчишка стал одним из самых знаменитых музыкантов в мире. Но он никогда не забывал, кому обязан всем. Поэтому в его композициях неожиданно звучали мотивы тех самых русских и еврейских песен.
МАЛЬЧИК БЕЗ ОТЧЕСТВА - всю жизнь он страдал от безотцовщины. Екатерина Корнейчукова, прислуга в доме Левенсонов, родила детей от сына хозяев. Когда молодой «отец» был вынужден жениться на ровне, Екатерина с детьми переехала в Одессу. Поначалу Коля ходил в гимназию, но этот позорный прочерк в метрике… Позднее, со стыдом и болью вспоминал, как на вопрос: какое у тебя отчество? кривляясь, отвечал: я Коля! Я просто Коля!
Гимназию не окончил, но учиться любил, сам выучил английский и стал в то время одним из самых образованных одесситов. Колю берут репортером в газету «Одесские новости», он придумывает себе псевдоним Корней Чуковский, а семья ему не нужна, счастливых семей не бывает. Но однажды он заходит в книжный магазин, видит за прилавком хорошенькую девушку и всё! Влюбился сразу и навсегда. Маша оказалась барышней умной,ей было наплевать, есть ли отчество у Коли или его нет. Позднее, он придумает Иванович и официально станет Корнеем Ивановичем Чуковским. Но женитьба невозможна, Коля православный, Маша иудейка. Тогда Маша сбегает из дома, крестится, на сл.день они венчаются. «Когда выходили из церкви,в невесту летели окурки,клочки газетной бумаги и ругательства», но они ничего не замечали, они были переполнены любовью. Свою первую сказку Крокодил он придумает для сына Коли. Коля и дочь Лида впоследствии станут писателями. станут писателями.
Летом на даче в Куоккале шумно и весело. Среди гостей Маяковский. В тот период он работал над «Облаком в штанах», поселился у Чуковских и…влюбился в Машу. Корней возревновал, выставил Маяковского через окно, но на их творческие отношения этот эпизод не повлиял. Чуковский обожал жену. Маша оказалась прекрасной хозяйкой и матерью, заботливой женой, охранительницей писателя от всех, даже самых малых проблем и неудобств.
Он переживет троих из четверых своих детей. Николай умрет за четыре года до смерти отца, Борис погибнет на фронте, Мурочки не станет в 11 лет. Именно в короткий период жизни Муры, он напишет почти все детские сказки: «Тараканище», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон», «Краденое солнце».
Его сказки жестоко критиковали, и особенно Крупская. С ее подачи началась кампания против «чуковщины» - ужасных сказок, не призывающих детей к классовой борьбе. Измученный травлей, он пиишет покаянное письмо с признанием своих ошибок и обещанием написать идеологически правильную книгу «Веселая колхозия», но болезнь Мурочки воспримет как кару за эту свою минутную слабость. Когда Мурочка мучительно умирала от костного туберкулеза, он сочинил сказку о докторе Айболите, который прилетит и всех спасет. Мура умерла, он сам положил ее в гроб, отнес на кладбище и опустил в могилу.
Всю жизнь он помогал всем, кто нуждался в помощи, боролся за арестованных, участвовал в судьбе осиротевших семей, добывал пайки и деньги, выбивал пенсии, квартиры, места в больницах, помогал пробиться талантливым молодым литераторам, пытался спасти от травли Зощенко, спасал осужденного Бродского, приглашал к себе в Переделкино опального Солженицына; был еще и блестящим лингвистом, автором изумительных «От двух до пяти», «Высокое искусство», «Живой как жизнь», великолепным переводчиком книг Уэллса, О. Генри, Уайльда, Киплинга, «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»,«Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Короли и капуста», новелл о Шерлоке Холмсе. Двери его дома всегда были распахнуты для целых делегаций детворы, с шумом заполнявших комнаты и двор Переделкинской дачи.
Они прожили вместе больше 50 лет. Маша, «моя милая, моя вечная», ее смерть оказалась сильнейшим ударом. Каждый день он приходил на могилу и разговаривал с ней.
«Когда умирает жена, с которой прожил нераздельно полвека, вдруг забываются последние годы, и она возникает перед тобою во всем цвету молодости, женственности - невестой, молодой матерью - забываются седые волосы, и видишь, какая чепуха - время, какая это бессильная чушь».
Без Маши он проживет четырнадцать лет и упокоится рядом с нею.
Корней Иванович ЧУКОВСКИЙ 31 марта 1882-28 октября 1969
@Лариса Бравицкая (https://t.me/bravolara)
Сообщение отредактировал: Verbena - Ср, 02.04.2025, 20:35
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!»
А за ними и утята: «Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!» Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Курочки закрякали: Кря, кря, кря! Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-у-у! Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка-ре-ку!
И кукушка на суку: «Не хочу кричать ку-ку, Я собакою залаю: Гав, гав, гав!»
Только заинька Был паинька: Не мяукал И не хрюкал — Под капустою лежал, По-заячьи лопотал И зверушек неразумных Уговаривал:
«Кому велено чирикать — Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать — Не чирикайте! Не бывать вороне коровою. Не летать лягушатам под облаком!»
Но весёлые зверята — Поросята, медвежата — Пуще прежнего шалят, Зайца слушать не хотят. Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают.
Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. А лисички Взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли.